Борис Бачурин. Заслуженный артист России. Это тот самый, кто по-настоящему увлечён искусством кино и театра, при звуке этого имени обязательно воскресит в памяти доброе, немного лукавое, а то и чуть ироничное, умное русское лицо с искрящимися глазами и озорной таинственной полуулыбкой. И уж точно никогда не забудет Незнамова в знаменитом спектакле театра Киноактёра «Без вины виноватые»
А.Н. Островского или Ноздрёва в его же постановке «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя, где играл Борис Бачурин. А уж Иван-Дурак, лукавый мудрец в исполнении Бачурина в спектакле-притче по повести В.М.Шукшина «До третьих петухов», уж точно, как заноза, засел в вашей памяти.
Театр Киноактёра и киностудия «Мосфильм» вполне логичны в судьбе актёра Бориса Бачурина, выпускника ВГИКа, в 1976 году его окончившего с отличием и получившего квалификацию актёра драматического театра и кино.
Поворотным в судьбе Бориса Бачурина стало вступление в труппу МХАТ им. М. Горького, что произошло 15 апреля 1997 года.
Теперь, спустя более 10-ти лет, когда Борис Бачурин по праву стал одним из ведущих актёров театра, с особым удовлетворением вспоминаются его первые работы на сцене МХАТ им. М. Горького, одна из которых стала поистине знаковой в неожиданном в то время (шёл 1998-й год) философско-символическом спектакле Валерия Беляковича «На дне». Великая пьеса А.М. Горького не только в истории МХАТ имеющая основополагающее значение, но и продолжающая играть ключевую роль в современном репертуаре МХАТ им. М. Горького, зазвучала поистине масштабно, выйдя далеко за пределы столичной театральной постановки. Клещ Бориса Бачурина стал знаком разрушенной жизни России: рабочий человек, съедаемый тоской по работе, страдающий от ущемлённого достоинства трудяги, сброшенного в бездну и ад ночлежки.
В русском театре всегда ценились художники, одно упоминание роли которых воскрешало в памяти огромную творческую победу. Таков в актёрской судьбе Бориса Бачурина образ Фирса из пьесы современного драматурга Юрия Харламова «Высотка». Казалось бы не очень-то часто игравшийся спектакль, на Малой сцене, но если вам доводилось говорить о нём с кем-либо, то всегда первым называли Бориса Бачурина в роли Фирса, роли, сыгранной актёром с чеховской трогательностью и ностальгией. Это настроение вложил в этот образ драматург, и актёр блистательно провёл мысль его в жизнь.
Четырнадцать разноплановых ролей в спектаклях классических и современных сыграл Бачурин за годы работы в
МХАТ им. М. Горького, и ни разу не повторился, хотя это было совсем не просто: казалось бы роль полового в трактире в «Униженных и оскорблённых» и роль слуги Лотохина в спектакле «Красавец мужчина». Но вы безошибочно узнаете в персонажах Бачурина и характер, созданный пером Ф.М. Достоевского, и образ, написанный А.Н. Островским.
Начало XXI века в творческой биографии Бориса Бачурина ознаменовано серьёзными творческими победами. Их немало, но в первую очередь стоит сказать о роли Нормана в популярной драме современного английского драматурга Рональда Харвуда «Костюмер». Перед зрителем проходит картина закулисной жизни стареющего большого мастера и его костюмера Нормана. Какая насыщенная палитра психологических нюансов и коллизий проходит перед зрителем, какая естественная, бурная, неповторимая жизнь героя Бачурина тревожит ваше воображение! Спектакль идёт с неизменным аншлагом, каждый раз покоряя зрителя игрой блистательного артиста!
Наступивший 2009-й год МХАТ им. М. Горького встретил новой премьерой спектакля остросоциального и одновременно задевающего за живое. Пьесу «Уличный охотник» (название – дословный перевод с английского специфического явления западной жизни «street hunter») предложил театру его автор Алексей Яковлев, в своё время успешно вместе с театром создавший спектакль к 100-летию С.А. Есенина «Версия Англетер». Есть здесь некая глубинная перекличка. Героя, которого играет Борис Бачурин, также зовут Сергей, и также на фоне храма-символа Петербурга (теперь это Спас-на-Крови) разворачивается трагедия современной жизни.
Автор назвал пьесу «Уличный охотник» комедией. И Борис Бачурин и играет комедию, потому что относиться к тому, что происходит в новой капитализирующейся России без чувства юмора невозможно: сердце не выдержит, разорвётся!
Сколько изобретательности и глубинных страданий, сколько прекраснодушия и внутреннего сарказма вложил в эту роль Борис Бачурин! И несмотря на жалкую роль жертвы Уличного охотника, предписанную его Сергею автором пьесы, мы видим в спектакле человека с живой душой, загнанного обстоятельствами современного разбоя в России на край обрыва. Но он борется. Борис Бачурин даёт нам надежду.
2 марта 2009 года мы отмечаем юбилей хорошего русского актёра. Мы встречаем его бенефис с ожиданием большой творческой радости, которая неизменна, когда на сцене Борис Бачурин.
Пожелаем ему новых творческих свершений, дальнейшего расцвета уникального его дарования.
Светлый и яркий путь Вам, русский артист!
Галина Ореханова
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"