На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Неотразимое обаяние Владимира Басова

Портреты земляков

Характерное, немного странное и сразу запоминающееся лицо, густой, низкий, басовитый и чётко акцентированный голос. И глаза! Глаза, которые бывают и глубокими и пустыми, полными тоски и возбуждённо весёлыми. Строгий капитан милиции в весёлой комедии «Операция Ы и другие при-ключения Шурика», мужественный разведчик-связной Бруно в «Щите и мече», шумный и обаятельный Мышлаевский в булгаковских «Днях Турби-ных», неподражаемо-искромётный, эксцентричный «тараканий царь» Артур Артурович в ещё одном фильме «по Булгакову» «Бег», колоритный полотёр в киноленте «Я шагаю по Москве…», Пётр Петрович Лужин в «Преступлении и наказании», таинственный шеф Стамп в «Приключениях Электроника» и великолепный, так похожий на противную приставучую пиявку Дуремар…

Более ста ролей сыграл он в самых разных кинокартинах. И каждая из них становилась творческой удачей, навсегда запоминалась зрителям. Тридцать шесть художественных фильмов поставил он сам – народный артист СССР, любимец миллионов зрителей, наш талантливый земляк Владимир Басов.

Он прожил необыкновенную жизнь – яркую, полную событий удивительных и значительных. Родился Владимир Павлович 28 июля 1923 года. Его мать, дочь православного священника, звали Александрой Ивановной, а отца – финна по национальности и философа по образованию – Павлом Басултайненом.

Вспоминает В. Басов: «Есть в Саратове один холмик, и с него прекрасно видна Покровская Слобода и особо – красивейший дом священника. Однажды в дом настойчиво и торопливо постучали. Дверь открыла дочь священника, и увидела запыхавшегося от бега молодого человека в помятом костюме. Незнакомец в изнеможении простонал с лёгким акцентом: «Спасите, меня хотят убить!» Спустившийся в горницу по скрипучей деревянной лестнице батюшка благословил поступок дочери, не отказавшей в милосердии подвергавшемуся смертельной опасности человеку, и принял его в своём доме, как самого дорогого гостя. «Будьте спокойны, – сказал священник, – здесь вас никто не тронет». Незнакомцем, принятым в дом протоиерея, оказался революционер-большевик Павел Басултайнен, партийная кличка – «Басов». Финн по национальности, философ по образованию (выпускник Тартусского университета), обаятельный человек и пламенный оратор, свято веривший в идеи революционного преобразования в тогдашней России, он произвёл неизгладимое впечатление на дочь хозяина гостеприимного дома. Набожная и восприимчивая ко всему необыкновенному, она безнадёжно и романтически влюбилась в страстного сторонника грядущих в государстве перемен, претворять которые в жизнь он и отправился однажды ночью, поправив здоровье и пересидев облавы. Верный партиец «Басов» исчез также неожиданно, как и появился. Его исчезновение дочь священника переживала глубоко, она искренне страдала, втайне мечтая о возвращении героя своих грёз. И он вернулся! Через год, будучи уже офицером Красной армии, ворвался в Саратов с конницей Чапаева и на главной площади Покровска произнёс страстную речь о коммунистах».

Вскоре дочь священника Александра и красный командир Павел Басултайнен поженились. Павел сменил свою финскую фамилию Басултайнен на партийный псевдоним – Басов. К тому времени он стал уже кадровым военным, и по приказу командования был направлен сражаться с басмачами в Среднюю Азию, а Александра стала работать книгоношей.

Вспоминает В. Басов: «Были такие люди у нас в стране в 1920-х годах – книгоноши. Они путешествовали по деревням, где учили ребятишек, а с ними и взрослых… Вот и моя мама ездила от села к селу, читая на вечерних посиделках людям, не знающим грамоты, Пушкина, Толстого, Чехова… И меня мама родила, можно сказать, проездом – в слободе Уразово на Белгородчине. Потом, вот так, с мальчонкой под мышкой, путешествовала по всей стране. Побывали мы и на Турксибе, и на Волге, жили в Липецке, Воронеже, Курске… Отец мой, красный комиссар, философ по образованию, боролся с басмачами в Средней Азии, и, в конце концов, мы с мамой приехали в Мары, что недалеко от Кушки, самой южной точки Советского Союза. Отец служил на границе, мама заведовала коммуной для детей военнослужащих… В семь лет я пошёл в школу, но мне там показалось неинтересно – всё, чему учили первоклассников, я давно уже знал из маминых сельских уроков. В тридцать первом году, после трагической смерти отца, мы переехали в город Железнодорожный, и я стал ходить сразу в третий класс. В селе Александрово Горьковской области закончен был седьмой класс – мама снова стала книгоношей. Ну а потом Москва – десятилетка, а вечерами Художественное училище. А ещё поэзия, театр, кино. Когда-то я был уверен, что кино делается за маленьким окошком в задней стене кинотеатра – там, журча и излучая свет, готовится волшебное киноварево, которое чародей-киномеханик переносит из своей будки на полотно киноэкрана. Очень хотелось стать киномехаником и самому делать кино».

Володя Басов с раннего возраста отличался потрясающей артистичностью. Сам он вспоминал, что с малолетства любил декламировать и представлять разные сцены, а где-то в пятом классе уже участвовал в школьной самодеятельной постановке пушкинской «Полтавы». Кроме того, юноша прекрасно рисовал, знал наизусть множество литературных произведений, пробовал писать стихи. В последний год учёбы в школе Владимир ходил на уроки в театральную студию и частенько наведывался за кулисы МХАТа. Из осветительской ложи юный театрал впервые увидел «Дни Турбиных» и «Синюю птицу». А в самой студии Владимир успел исполнить роль Хлестакова в «Ревизоре».

Выпускной бал Басова пришёлся на грозный, роковой для нашей страны день – 22 июня 1941 года. Владимир, подобно многим другим своим ровесникам, добровольцем отправился на фронт и прошёл всю страшную школу войны.

Вспоминает В. Басов: «Во время затяжных боёв земля дыбилась от артударов с обеих сторон. Из блиндажа выглянешь – и муравью в этом аду не уцелеть. До сих пор вспоминается скамья. Сидят на ней семеро. Сидящий с краю идёт в ад. Задача – отыскать обрыв, восстановить связь, вернуться. Если человек возвращается – садится на скамью с другого конца. Опять обрыв, идёт следующий. А сражение всё яростней. Остаётся шестеро, потом пятеро, четверо, трое… Очередь строго соблюдается – это неписаный закон».

Будучи лейтенантом интендантской службы, Владимир Басов организовал ансамбль художественной самодеятельности и дал более 150 концертов для бойцов в ротах и батареях, в блиндажах непосредственно на переднем крае. В мае 1943 года за образцовое исполнение должности начальника клуба бригады его наградили медалью «За боевые заслуги».

Вспоминает В. Басов: «Война отняла у нашего поколения многие радости молодости. На скамеечках мы не посидели с любимыми девушками, не почитали им стихов, не успели выбрать профессию, не ощутили волнующего счастья смены школьной скамьи на студенческую… Война стала нашими университетами. А истинный аттестат зрелости моё поколение получило у стен рейхстага».

В 1944 году Басов уже в звании старшего лейтенанта командует артиллерийской батареей миномётного полка. В феврале 1945 года штурмовая группа под командованием Басова захватила опорный пункт немецкой обороны, в этом бою он был тяжело контужен, а за свой подвиг награждён орденом Красной Звезды.

Вспоминает В. Басов: «Беспощадная статистика времени: мои ровесники, десятиклассники выпуска 1941-го, на фронте погибали чаще всех. Наши семнадцатилетние жизни война поглощала особенно охотно, так и не позволив узнать и почувствовать всё счастье возраста. Мне дано было выжить, и войну я вспоминаю, несмотря на весь её ад, самым прекрасным временем в своей судьбе. Именно тогда я познал цену вечным истинам, и основные понятия – нравственные, философские, просто житейские – открылись мне во всей своей определённости. Человек на войне однозначен, там не надо было прибегать к изысканно тонким нюансировкам и мучительным копаниям в тайниках души, чтобы понять, хорош человек или плох, друг он или шкура, добр или так себе. И вдруг оказалось – как много у нас прекрасных людей! Это сознание помогало драться, побеждать и оставаться живым.

Войну я закончил в чине капитана и занимал довольно солидную должность в своей 28-й отдельной артиллерийской дивизии. По сути, я стал профессиональным военным… Но я все четыре года войны не переставал думать о другом образовании – режиссёрском, и всё представлял себе, как сниму фильм о фронте. Поэтому, вопреки желанию командования, я демобилизовался и поступил во ВГИК. Правда, с тех пор так и не снял фильма, о котором грезил в окопах, землянках, под пулемётным огнём. В моих картинах, даже если в них речь идёт о войне, нет ни окопов, ни землянок, ни боёв. Наверное, потому, что я всё это слишком знаю. И слишком помню…».

Владимир Басов учился на актёрско-режиссёрском факультете под руководством ведущих мастеров отечественного кино Сергея Юткевича и Михаила Ромма. Вместе с Басовым на курсе занимались будущие звёзды отечественной режиссуры Григорий Чухрай, Виталий Мельников, Реваз Чхеидзе. Кинорежиссёр Владимир Наумов вспоминал о том времени: «Несмотря на разницу в возрасте все студенты ВГИКа очень чётко разделялись на две группы – тех, кто побывал на войне и вчерашних школьников, иначе называемых «штатскими рябчиками». Все «солдаты» ходили в сапогах и военных гимнастёрках, и Басов среди них был самым ярким. Бравый, подтянутый офицер, всегда, как струна».

Заметной фигурой Владимир Павлович, к слову, был не только из-за своей характерной, запоминающейся внешности. У него имелся потрясающий дар влюблять в себя окружающих людей, и даже недруги обожали его импровизации и шутки. Басов в буквальном смысле фонтанировал идеями, его творческая фантазия отличалась удивительным правдоподобием, превращая самые невероятные этюды в реалистические портреты, словно подсмотренные с натуры. Кроме того, все отмечали поразительную смелость и прямоту высказываний Басова по любым вопросам. А на женщин блестящий острослов Басов всегда производил неизгладимое впечатление.

Уже на первом году обучения Басов начал встречаться с одной из самых красивых и заметных девушек курса Розой Макагоновой, которая вскоре стала его женой.

По окончании института Владимир Басов приступил к съёмкам на «Мосфильме» своей первой, по-настоящему серьёзной киноленты ( до этого он уже снял по пьесе Тургенева фильм-спектакль «Нахлебник»). Называлась картина «Школа мужества», и снимал её Басов в 1953 году вместе со своим другом и однокурсником, тоже фронтовиком Мстиславом Корчагиным, трагически погибшим в авиакатастрофе во время съёмок. Одну из главных ролей сыграла Роза Макагонова. Впоследствии «Школа мужества» была удостоена премии «За лучший воспитательный фильм» на международном кинофестивале в Карловых Варах. К слову, в этой киноленте сыграли свои первые роли будущие звёзды отечественного кино Ролан Быков и Леонид Харитонов.

Уже во время съёмок «Школы мужества» проявились профессиональные качества, отличавшие режиссёрскую индивидуальность Басова. В этом человеке самым невероятным образом соединялись, казалось, прямо противоположные и несовместимые черты характера – рационализм и наивность, строгость и сентиментальность, самоуглублённость и феноменальная общительность. Вероятно, такая полярность, двойственность натуры и объясняют принадлежность Басова сразу к двум областям киноискусства – актёрской и режиссёрской.

Режиссёр Александр Митта как-то сказал о нём: «У музыкантов в профессии есть понятие способностей – абсолютный слух, невероятная беглость пальцев. Так вот в режиссуре у Басова был абсолютный слух скрипача-виртуоза и фантастические пальцы Горовица. У него было богатое пространственное воображение и феноменальная память. Он не забывал ни одного дубля, держал в голове весь материал, очень складно и чётко монтировал».

К своей съёмочной группе Басов относился как к оркестру, где у каждого есть и своё место, и свой голос, и своя партия. И дирижировал он этим оркестром поистине виртуозно – всегда оставаясь лидером, вникая во все детали процесса, владея любым киноремеслом. Работавшие с Владимиром Павловичем люди рассказывали, что при необходимости он мог мастерски загримировать актёра хоть под русского гусара, хоть под английского лорда. Оператор Илья Миньковецкий, долгое время работавший с Басовым, вспоминал: «Он был потрясающим организатором, настоящим командиром, однако я ни разу не слышал, чтобы Владимир Павлович повышал на кого-то голос или выходил из себя. Энергия у него была небывалой, космической силы. Никто рядом не мог выдержать этого напряжения, этого ритма. Больше всего Басов страдал в выходные дни, когда съёмки останавливались».

Помимо режиссёрской деятельности Владимир Павлович обожал сниматься сам, причём в основном как актёр комедийного плана. За всю жизнь Басов сыграл в кино больше ста ролей, и в каждой умело озадачивал, обескураживал, поражал зрителя всё новыми и новыми парадоксами в характере и судьбе своих персонажей. Все герои его, как правило, проживали на экране лишь несколько минут, однако для каждого персонажа Басов сочинял полноценную биографию, а также мотивировку участия в происходящих событиях. Высокий, пластичный, он моментально притягивал к себе внимание, привнося в сцену изрядную долю эксцентрики. Любопытно, что когда Владимиру Павловичу предлагали сниматься в главных ролях, он, как правило, отвечал: «Вы мне предлагаете не главную роль, а просто длинную». И выбирал в этом же сценарии малюсенький эпизод, оставаясь верным своему творческому принципу: «Актёр обязан прийти на экран как будто нечаянно и уйти немного раньше, чем его пожелают отпустить».

В пятидесятые годы режиссёр Басов выпускает одну за другой новые киноленты: «Крушение эмирата», «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Случай на шахте восемь», «Жизнь прошла мимо», «Золотой дом».

К сожалению, в личной жизни режиссёра всё было не так гладко. Со своей первой женой, Розой Макагоновой, он расстался. Существует версия: Басов ушёл, когда узнал, что из-за болезни Роза никогда не сможет подарить ему детей. Так это или нет – неизвестно, однако в конце 1956 года Владимир Павлович познакомился со студенткой четвёртого курса ВГИК Натальей Фатеевой. Владимир Басов встретил её во ВГИКе во время поисков исполнительницы одной из главных ролей в киноленте «Случай на шахте восемь». Увидев прибывшую на пробы студентку, Владимир Павлович в буквальном смысле потерял голову, предложив ей уже при первой встрече: «Выходите за меня замуж». Фатеева, для которой это были первые кинопробы на «Мосфильме», смогла лишь отшутиться в ответ: «Вот сыграю у Вас, тогда и решим». Их быстротечный роман получил развитие на съёмочной площадке. Впоследствии Наталья Николаевна вспоминала: «Когда мы встретились, мне шёл 21-й год, ему – 33. Он был мужчиной в самом расцвете, личностью яркой и блистательной. А талантами Басов и вовсе обладал на десятерых».

Наталья Фатеева стала женой Владимира Басова, и в феврале 1959 года у них появился сын Володя – будущий известный кинорежиссёр Владимир Владимирович Басов.

В 1960 году, когда В.П. Басов начал работал над фильмом «Битва в пути», его второй брак переживал трагический финал. Режиссёром ленты изначально являлся Захар Аграненко, однако он скончался во время съёмок. Басова пригласили закончить картину, что он с успехом и сделал. Ленту, вышедшую на экраны в 1961 году, только в нашей стране посмотрели сорок миллионов зрителей, и в прокате она заняла шестое место по итогам года. Фильм принёс Владимиру Павловичу всенародное признание и всемирную известность – долгие годы «Битва в пути» являлась «визитной карточкой» отечественного кинематографа – с этой картиной творческая группа объездила практически весь мир. К сожалению, в личной жизни Басова успех «Битвы в пути» ничего изменить уже не мог. Оба супруга тяжело переживали трагедию расставания.

Спасение от депрессии, как всегда, Басов нашёл в работе. Очередной фильм Басова «Тишина» произвёл эффект разорвавшейся бомбы – после просмотра его комиссией Госкино грянул страшный скандал. Работу двух фронтовиков – режиссёра Владимира Басова и писателя Юрия Бондарева – объявили антисоветской и запретили к прокату. В день, когда были объявлены результаты просмотра, терпеливый и мужественный Басов не выдержал и отправился к своему другу, Зиновию Гердту, чтобы успокоить нервы «фронтовыми ста граммами». Однако ночью режиссёра вызвали на дачу к Хрущёву, где Никита Сергеевич заявил, что несколько часов назад он посмотрел «Тишину» и находит фильм одним из самых лучших, которые он когда-либо видел. Вскоре лента вышла в прокат, а в 1964 году была удостоена Главного приза Первого Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде. В этом же году Владимиру Павловичу было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В 1963 году в жизни Владимира Басова появилась Валентина Титова, на тот момент совсем ещё молодая, начинающая актриса. Режиссёр предложил ей одну из главных ролей в своём новом фильме – экранизации пушкинской «Метели». Во время съёмок он со свойственным ему необыкновенным напором, подключив всё своё неотразимое обаяние, очень настойчиво ухаживал за Титовой, и в результате молодая красавица сдалась и вскоре стала новой женой Владимира Басова. В 1964 году у супругов родился сын Александр, а спустя пять лет – дочка Елизавета.

В 1968 году на экраны вышел четырёхсерийный фильм о разведчиках «Щит и меч», снятый Владимиром Басовым по роману Вадима Кожевникова. «Щит и меч» входит в десятку самых кассовых отечественных кинолент и, без сомнения, является одним из лучших фильмов режиссёра Басова. Картину посмотрело более двухсот миллионов зрителей, а первая и вторая серии стали лидерами проката 1968 года. Прежде чем начинать съёмки Владимир Басов потребовал у руководства киностудии организовать встречу с советскими разведчиками. Важным её итогом стало то, что Басову удалось уговорить киношных начальников утвердить на главную роль Станислава Любшина. Чиновники от кино были категорически против этой кандидатуры, желая видеть в роли разведчика актёра-богатыря с крепкими мускулами и орлиным взором. Но чекисты заняли сторону режиссёра, сказав, что реальные разведчики неприметны внешне и никогда в глаза не бросаются. В результате С. Любшин блестяще сыграл роль Вайса-Белова, и по результатам зрительского голосования был назван лучшим актёром года.

Между съёмками фильмов семейная жизнь Басова набирала обороты, для горячо любимого семейства он выбил в самом центре Москвы новую квартиру. Валентина Титова вспоминала: «Самое ответственное время в нашей жизни наступало, когда Басов работал над сценарием очередного фильма. Месяц, а то и два, он почти не покидал домашнего кабинета. Что-то строчил, перечёркивал, страшно много курил, пил, не переставая, очень «крутой» кофе. Басов «истощался» и худел буквально на глазах, а затем, по окончании вынужденного затворничества, мог скушать за раз кастрюлю борща». Сын режиссёра, Александр Басов, рассказывал: «Отец любил порядок. Всегда сам стирал свои вещи, крахмалил воротнички, обожал делать в квартире уборку. Мог проснуться рано утром и начать мыть полы, потом готовил завтрак, мыл посуду и отправлялся на студию. Ордена свои носить стеснялся. Считал, что не совершил на войне ничего особенного, просто делал, как и все свою мужскую работу».

Басов очень любил красивые вещи и отличался безукоризненным вкусом – все рубашки и костюмы Владимир Павлович всегда выбирал себе сам. Ещё он был страстным автолюбителем и виртуозным водителем. Автомобили свои он холил и лелеял – мог с ними часами возиться, пораньше вставал, дабы разогреть задолго до выезда, покупал за границей всевозможные автоаксессуары. Первым его авто, купленным сразу после окончания ВГИКа, стал «Москвич», а в дальнейшем он приобретал только «Волги».

В семидесятые годы Басов продолжал плодотворно работать – играл как актёр, снимал новые фильмы. Он отметился блестящим исполнением ролей в картинах «Преступление и наказание», «Бег», «Приключения Буратино», «По семейным обстоятельствам». Как режиссёр он за этот же период снял фильмы «Возвращение к жизни», «Нейлон 100%», «Опасный поворот».

В 1976 году Владимир Павлович закончил работу над одной из лучших своих картин – трёхсерийным телевизионным художественным фильмом «Дни Турбиных». В основу киноленты лёг сценарий по пьесе М.А. Булгакова, который Владимир Басов написал сам. Кстати, он также является автором сценариев и многих других своих фильмов, среди которых «Метель», «Опасный поворот», «Время и семья Конвей», «Семь криков в океане», «Мышеловка» и другие. В 1977 году Владимиру Павловичу было присвоено звание народного артиста РСФСР.

К концу семидесятых творческая активность Басова как режиссёра заметно упала. После «Дней Турбиных» он в течение пяти лет ничего не снимал – распался брак с Валентиной Титовой, а затем случился тяжёлый инфаркт. В режиссуру Владимир Павлович вернулся лишь в 1980-м, сняв картину по роману Ю.С. Скопа «Факты минувшего дня». В 1982 году этот фильм был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. Спустя год, в 1983-м, Владимир Басов становится народным артистом СССР.

А в апреле того же 1983-го, грянула новая беда. На него обрушилась болезнь, страшная тем, что на полгода, по сути, лишила Владимира Павловича движения, вне которого его представить просто невозможно. Басов долго лечился, и после перенесённого инсульта стал передвигаться с палочкой, очень быстро уставал, его самочувствие всё больше ухудшалось. Однако он по-прежнему ездил на студию, где продолжал трудиться в качестве режиссёра-консультанта. Его новой работой стала лента «Время и семья Конвей» по одноимённой пьесе Д.Б. Пристли. В жизни и творчестве Басова это был последний успех, последняя победа… 17 сентября 1987 года Владимир Павлович скончался.

На могиле Басова на Новокунцевском кладбище стоит памятник: мраморная плита, на которой перекрещены два куска киноплёнки. На одной из лент нанесена надпись: «Ручейки судеб людских сливаются в одно бушующее русло».

Уже три с лишним десятилетия Владимира Павловича Басова нет в живых. Но и сегодня не сходят с кино- и телеэкранов фильмы, снятые им, и фильмы с его участием. И все мы с добрым и радостным чувством снова всматриваемся в характерные, крупные черты лица нашего земляка, вслушиваемся в его раскатисто-сочный, жизнерадостный голос, восхищаемся его неповторимым артистизмом, невероятным темпераментом, неотразимым актёрским и человеческим обаянием.

Александр Осыков, Борис Осыков


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"