Характерное, немного странное и сразу запоминающееся лицо, густой, низкий, басовитый и чётко акцентированный голос. И глаза! Глаза, которые бывают и глубокими и пустыми, полными тоски и возбуждённо весёлыми. Строгий капитан милиции в весёлой комедии «Операция Ы и другие при-ключения Шурика», мужественный разведчик-связной Бруно в «Щите и мече», шумный и обаятельный Мышлаевский в булгаковских «Днях Турби-ных», неподражаемо-искромётный, эксцентричный «тараканий царь» Артур Артурович в ещё одном фильме «по Булгакову» «Бег», колоритный полотёр в киноленте «Я шагаю по Москве…», Пётр Петрович Лужин в «Преступлении и наказании», таинственный шеф Стамп в «Приключениях Электроника» и великолепный, так похожий на противную приставучую пиявку Дуремар…
Более ста ролей сыграл он в самых разных кинокартинах. И каждая из них становилась творческой удачей, навсегда запоминалась зрителям. Тридцать шесть художественных фильмов поставил он сам – народный артист СССР, любимец миллионов зрителей, наш талантливый земляк Владимир Басов.
Он прожил необыкновенную жизнь – яркую, полную событий удивительных и значительных. Родился Владимир Павлович 28 июля 1923 года. Его мать, дочь православного священника, звали Александрой Ивановной, а отца – финна по национальности и философа по образованию – Павлом Басултайненом.
Вспоминает В. Басов: «Есть в Саратове один холмик, и с него прекрасно видна Покровская Слобода и особо – красивейший дом священника. Однажды в дом настойчиво и торопливо постучали. Дверь открыла дочь священника, и увидела запыхавшегося от бега молодого человека в помятом костюме. Незнакомец в изнеможении простонал с лёгким акцентом: «Спасите, меня хотят убить!» Спустившийся в горницу по скрипучей деревянной лестнице батюшка благословил поступок дочери, не отказавшей в милосердии подвергавшемуся смертельной опасности человеку, и принял его в своём доме, как самого дорогого гостя. «Будьте спокойны, – сказал священник, – здесь вас никто не тронет». Незнакомцем, принятым в дом протоиерея, оказался революционер-большевик Павел Басултайнен, партийная кличка – «Басов». Финн по национальности, философ по образованию (выпускник Тартусского университета), обаятельный человек и пламенный оратор, свято веривший в идеи революционного преобразования в тогдашней России, он произвёл неизгладимое впечатление на дочь хозяина гостеприимного дома. Набожная и восприимчивая ко всему необыкновенному, она безнадёжно и романтически влюбилась в страстного сторонника грядущих в государстве перемен, претворять которые в жизнь он и отправился однажды ночью, поправив здоровье и пересидев облавы. Верный партиец «Басов» исчез также неожиданно, как и появился. Его исчезновение дочь священника переживала глубоко, она искренне страдала, втайне мечтая о возвращении героя своих грёз. И он вернулся! Через год, будучи уже офицером Красной армии, ворвался в Саратов с конницей Чапаева и на главной площади Покровска произнёс страстную речь о коммунистах».
Вскоре дочь священника Александра и красный командир Павел Басултайнен поженились. Павел сменил свою финскую фамилию Басултайнен на партийный псевдоним – Басов. К тому времени он стал уже кадровым военным, и по приказу командования был направлен сражаться с басмачами в Среднюю Азию, а Александра стала работать книгоношей.
Вспоминает В. Басов: «Были такие люди у нас в стране в 1920-х годах – книгоноши. Они путешествовали по деревням, где учили ребятишек, а с ними и взрослых… Вот и моя мама ездила от села к селу, читая на вечерних посиделках людям, не знающим грамоты, Пушкина, Толстого, Чехова… И меня мама родила, можно сказать, проездом – в слободе Уразово на Белгородчине. Потом, вот так, с мальчонкой под мышкой, путешествовала по всей стране. Побывали мы и на Турксибе, и на Волге, жили в Липецке, Воронеже, Курске… Отец мой, красный комиссар, философ по образованию, боролся с басмачами в Средней Азии, и, в конце концов, мы с мамой приехали в Мары, что недалеко от Кушки, самой южной точки Советского Союза. Отец служил на границе, мама заведовала коммуной для детей военнослужащих… В семь лет я пошёл в школу, но мне там показалось неинтересно – всё, чему учили первоклассников, я давно уже знал из маминых сельских уроков. В тридцать первом году, после трагической смерти отца, мы переехали в город Железнодорожный, и я стал ходить сразу в третий класс. В селе Александрово Горьковской области закончен был седьмой класс – мама снова стала книгоношей. Ну а потом Москва – десятилетка, а вечерами Художественное училище. А ещё поэзия, театр, кино. Когда-то я был уверен, что кино делается за маленьким окошком в задней стене кинотеатра – там, журча и излучая свет, готовится волшебное киноварево, которое чародей-киномеханик переносит из своей будки на полотно киноэкрана. Очень хотелось стать киномехаником и самому делать кино».
Володя Басов с раннего возраста отличался потрясающей артистичностью. Сам он вспоминал, что с малолетства любил декламировать и представлять разные сцены, а где-то в пятом классе уже участвовал в школьной самодеятельной постановке пушкинской «Полтавы». Кроме того, юноша прекрасно рисовал, знал наизусть множество литературных произведений, пробовал писать стихи. В последний год учёбы в школе Владимир ходил на уроки в театральную студию и частенько наведывался за кулисы МХАТа. Из осветительской ложи юный театрал впервые увидел «Дни Турбиных» и «Синюю птицу». А в самой студии Владимир успел исполнить роль Хлестакова в «Ревизоре».
Выпускной бал Басова пришёлся на грозный, роковой для нашей страны день – 22 июня 1941 года. Владимир, подобно многим другим своим ровесникам, добровольцем отправился на фронт и прошёл всю страшную школу войны.
Вспоминает В. Басов: «Во время затяжных боёв земля дыбилась от артударов с обеих сторон. Из блиндажа выглянешь – и муравью в этом аду не уцелеть. До сих пор вспоминается скамья. Сидят на ней семеро. Сидящий с краю идёт в ад. Задача – отыскать обрыв, восстановить связь, вернуться. Если человек возвращается – садится на скамью с другого конца. Опять обрыв, идёт следующий. А сражение всё яростней. Остаётся шестеро, потом пятеро, четверо, трое… Очередь строго соблюдается – это неписаный закон».
Будучи лейтенантом интендантской службы, Владимир Басов организовал ансамбль художественной самодеятельности и дал более 150 концертов для бойцов в ротах и батареях, в блиндажах непосредственно на переднем крае. В мае 1943 года за образцовое исполнение должности начальника клуба бригады его наградили медалью «За боевые заслуги».
Вспоминает В. Басов: «Война отняла у нашего поколения многие радости молодости. На скамеечках мы не посидели с любимыми девушками, не почитали им стихов, не успели выбрать профессию, не ощутили волнующего счастья смены школьной скамьи на студенческую… Война стала нашими университетами. А истинный аттестат зрелости моё поколение получило у стен рейхстага».
В 1944 году Басов уже в звании старшего лейтенанта командует артиллерийской батареей миномётного полка. В феврале 1945 года штурмовая группа под командованием Басова захватила опорный пункт немецкой обороны, в этом бою он был тяжело контужен, а за свой подвиг награждён орденом Красной Звезды.
Вспоминает В. Басов: «Беспощадная статистика времени: мои ровесники, десятиклассники выпуска 1941-го, на фронте погибали чаще всех. Наши семнадцатилетние жизни война поглощала особенно охотно, так и не позволив узнать и почувствовать всё счастье возраста. Мне дано было выжить, и войну я вспоминаю, несмотря на весь её ад, самым прекрасным временем в своей судьбе. Именно тогда я познал цену вечным истинам, и основные понятия – нравственные, философские, просто житейские – открылись мне во всей своей определённости. Человек на войне однозначен, там не надо было прибегать к изысканно тонким нюансировкам и мучительным копаниям в тайниках души, чтобы понять, хорош человек или плох, друг он или шкура, добр или так себе. И вдруг оказалось – как много у нас прекрасных людей! Это сознание помогало драться, побеждать и оставаться живым.
Войну я закончил в чине капитана и занимал довольно солидную должность в своей 28-й отдельной артиллерийской дивизии. По сути, я стал профессиональным военным… Но я все четыре года войны не переставал думать о другом образовании – режиссёрском, и всё представлял себе, как сниму фильм о фронте. Поэтому, вопреки желанию командования, я демобилизовался и поступил во ВГИК. Правда, с тех пор так и не снял фильма, о котором грезил в окопах, землянках, под пулемётным огнём. В моих картинах, даже если в них речь идёт о войне, нет ни окопов, ни землянок, ни боёв. Наверное, потому, что я всё это слишком знаю. И слишком помню…».
Владимир Басов учился на актёрско-режиссёрском факультете под руководством ведущих мастеров отечественного кино Сергея Юткевича и Михаила Ромма. Вместе с Басовым на курсе занимались будущие звёзды отечественной режиссуры Григорий Чухрай, Виталий Мельников, Реваз Чхеидзе. Кинорежиссёр Владимир Наумов вспоминал о том времени: «Несмотря на разницу в возрасте все студенты ВГИКа очень чётко разделялись на две группы – тех, кто побывал на войне и вчерашних школьников, иначе называемых «штатскими рябчиками». Все «солдаты» ходили в сапогах и военных гимнастёрках, и Басов среди них был самым ярким. Бравый, подтянутый офицер, всегда, как струна».
Заметной фигурой Владимир Павлович, к слову, был не только из-за своей характерной, запоминающейся внешности. У него имелся потрясающий дар влюблять в себя окружающих людей, и даже недруги обожали его импровизации и шутки. Басов в буквальном смысле фонтанировал идеями, его творческая фантазия отличалась удивительным правдоподобием, превращая самые невероятные этюды в реалистические портреты, словно подсмотренные с натуры. Кроме того, все отмечали поразительную смелость и прямоту высказываний Басова по любым вопросам. А на женщин блестящий острослов Басов всегда производил неизгладимое впечатление.
Уже на первом году обучения Басов начал встречаться с одной из самых красивых и заметных девушек курса Розой Макагоновой, которая вскоре стала его женой.
По окончании института Владимир Басов приступил к съёмкам на «Мосфильме» своей первой, по-настоящему серьёзной киноленты ( до этого он уже снял по пьесе Тургенева фильм-спектакль «Нахлебник»). Называлась картина «Школа мужества», и снимал её Басов в 1953 году вместе со своим другом и однокурсником, тоже фронтовиком Мстиславом Корчагиным, трагически погибшим в авиакатастрофе во время съёмок. Одну из главных ролей сыграла Роза Макагонова. Впоследствии «Школа мужества» была удостоена премии «За лучший воспитательный фильм» на международном кинофестивале в Карловых Варах. К слову, в этой киноленте сыграли свои первые роли будущие звёзды отечественного кино Ролан Быков и Леонид Харитонов.
Уже во время съёмок «Школы мужества» проявились профессиональные качества, отличавшие режиссёрскую индивидуальность Басова. В этом человеке самым невероятным образом соединялись, казалось, прямо противоположные и несовместимые черты характера – рационализм и наивность, строгость и сентиментальность, самоуглублённость и феноменальная общительность. Вероятно, такая полярность, двойственность натуры и объясняют принадлежность Басова сразу к двум областям киноискусства – актёрской и режиссёрской.
Режиссёр Александр Митта как-то сказал о нём: «У музыкантов в профессии есть понятие способностей – абсолютный слух, невероятная беглость пальцев. Так вот в режиссуре у Басова был абсолютный слух скрипача-виртуоза и фантастические пальцы Горовица. У него было богатое пространственное воображение и феноменальная память. Он не забывал ни одного дубля, держал в голове весь материал, очень складно и чётко монтировал».
К своей съёмочной группе Басов относился как к оркестру, где у каждого есть и своё место, и свой голос, и своя партия. И дирижировал он этим оркестром поистине виртуозно – всегда оставаясь лидером, вникая во все детали процесса, владея любым киноремеслом. Работавшие с Владимиром Павловичем люди рассказывали, что при необходимости он мог мастерски загримировать актёра хоть под русского гусара, хоть под английского лорда. Оператор Илья Миньковецкий, долгое время работавший с Басовым, вспоминал: «Он был потрясающим организатором, настоящим командиром, однако я ни разу не слышал, чтобы Владимир Павлович повышал на кого-то голос или выходил из себя. Энергия у него была небывалой, космической силы. Никто рядом не мог выдержать этого напряжения, этого ритма. Больше всего Басов страдал в выходные дни, когда съёмки останавливались».
Помимо режиссёрской деятельности Владимир Павлович обожал сниматься сам, причём в основном как актёр комедийного плана. За всю жизнь Басов сыграл в кино больше ста ролей, и в каждой умело озадачивал, обескураживал, поражал зрителя всё новыми и новыми парадоксами в характере и судьбе своих персонажей. Все герои его, как правило, проживали на экране лишь несколько минут, однако для каждого персонажа Басов сочинял полноценную биографию, а также мотивировку участия в происходящих событиях. Высокий, пластичный, он моментально притягивал к себе внимание, привнося в сцену изрядную долю эксцентрики. Любопытно, что когда Владимиру Павловичу предлагали сниматься в главных ролях, он, как правило, отвечал: «Вы мне предлагаете не главную роль, а просто длинную». И выбирал в этом же сценарии малюсенький эпизод, оставаясь верным своему творческому принципу: «Актёр обязан прийти на экран как будто нечаянно и уйти немного раньше, чем его пожелают отпустить».
В пятидесятые годы режиссёр Басов выпускает одну за другой новые киноленты: «Крушение эмирата», «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Случай на шахте восемь», «Жизнь прошла мимо», «Золотой дом».
К сожалению, в личной жизни режиссёра всё было не так гладко. Со своей первой женой, Розой Макагоновой, он расстался. Существует версия: Басов ушёл, когда узнал, что из-за болезни Роза никогда не сможет подарить ему детей. Так это или нет – неизвестно, однако в конце 1956 года Владимир Павлович познакомился со студенткой четвёртого курса ВГИК Натальей Фатеевой. Владимир Басов встретил её во ВГИКе во время поисков исполнительницы одной из главных ролей в киноленте «Случай на шахте восемь». Увидев прибывшую на пробы студентку, Владимир Павлович в буквальном смысле потерял голову, предложив ей уже при первой встрече: «Выходите за меня замуж». Фатеева, для которой это были первые кинопробы на «Мосфильме», смогла лишь отшутиться в ответ: «Вот сыграю у Вас, тогда и решим». Их быстротечный роман получил развитие на съёмочной площадке. Впоследствии Наталья Николаевна вспоминала: «Когда мы встретились, мне шёл 21-й год, ему – 33. Он был мужчиной в самом расцвете, личностью яркой и блистательной. А талантами Басов и вовсе обладал на десятерых».
Наталья Фатеева стала женой Владимира Басова, и в феврале 1959 года у них появился сын Володя – будущий известный кинорежиссёр Владимир Владимирович Басов.
В 1960 году, когда В.П. Басов начал работал над фильмом «Битва в пути», его второй брак переживал трагический финал. Режиссёром ленты изначально являлся Захар Аграненко, однако он скончался во время съёмок. Басова пригласили закончить картину, что он с успехом и сделал. Ленту, вышедшую на экраны в 1961 году, только в нашей стране посмотрели сорок миллионов зрителей, и в прокате она заняла шестое место по итогам года. Фильм принёс Владимиру Павловичу всенародное признание и всемирную известность – долгие годы «Битва в пути» являлась «визитной карточкой» отечественного кинематографа – с этой картиной творческая группа объездила практически весь мир. К сожалению, в личной жизни Басова успех «Битвы в пути» ничего изменить уже не мог. Оба супруга тяжело переживали трагедию расставания.
Спасение от депрессии, как всегда, Басов нашёл в работе. Очередной фильм Басова «Тишина» произвёл эффект разорвавшейся бомбы – после просмотра его комиссией Госкино грянул страшный скандал. Работу двух фронтовиков – режиссёра Владимира Басова и писателя Юрия Бондарева – объявили антисоветской и запретили к прокату. В день, когда были объявлены результаты просмотра, терпеливый и мужественный Басов не выдержал и отправился к своему другу, Зиновию Гердту, чтобы успокоить нервы «фронтовыми ста граммами». Однако ночью режиссёра вызвали на дачу к Хрущёву, где Никита Сергеевич заявил, что несколько часов назад он посмотрел «Тишину» и находит фильм одним из самых лучших, которые он когда-либо видел. Вскоре лента вышла в прокат, а в 1964 году была удостоена Главного приза Первого Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде. В этом же году Владимиру Павловичу было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
В 1963 году в жизни Владимира Басова появилась Валентина Титова, на тот момент совсем ещё молодая, начинающая актриса. Режиссёр предложил ей одну из главных ролей в своём новом фильме – экранизации пушкинской «Метели». Во время съёмок он со свойственным ему необыкновенным напором, подключив всё своё неотразимое обаяние, очень настойчиво ухаживал за Титовой, и в результате молодая красавица сдалась и вскоре стала новой женой Владимира Басова. В 1964 году у супругов родился сын Александр, а спустя пять лет – дочка Елизавета.
В 1968 году на экраны вышел четырёхсерийный фильм о разведчиках «Щит и меч», снятый Владимиром Басовым по роману Вадима Кожевникова. «Щит и меч» входит в десятку самых кассовых отечественных кинолент и, без сомнения, является одним из лучших фильмов режиссёра Басова. Картину посмотрело более двухсот миллионов зрителей, а первая и вторая серии стали лидерами проката 1968 года. Прежде чем начинать съёмки Владимир Басов потребовал у руководства киностудии организовать встречу с советскими разведчиками. Важным её итогом стало то, что Басову удалось уговорить киношных начальников утвердить на главную роль Станислава Любшина. Чиновники от кино были категорически против этой кандидатуры, желая видеть в роли разведчика актёра-богатыря с крепкими мускулами и орлиным взором. Но чекисты заняли сторону режиссёра, сказав, что реальные разведчики неприметны внешне и никогда в глаза не бросаются. В результате С. Любшин блестяще сыграл роль Вайса-Белова, и по результатам зрительского голосования был назван лучшим актёром года.
Между съёмками фильмов семейная жизнь Басова набирала обороты, для горячо любимого семейства он выбил в самом центре Москвы новую квартиру. Валентина Титова вспоминала: «Самое ответственное время в нашей жизни наступало, когда Басов работал над сценарием очередного фильма. Месяц, а то и два, он почти не покидал домашнего кабинета. Что-то строчил, перечёркивал, страшно много курил, пил, не переставая, очень «крутой» кофе. Басов «истощался» и худел буквально на глазах, а затем, по окончании вынужденного затворничества, мог скушать за раз кастрюлю борща». Сын режиссёра, Александр Басов, рассказывал: «Отец любил порядок. Всегда сам стирал свои вещи, крахмалил воротнички, обожал делать в квартире уборку. Мог проснуться рано утром и начать мыть полы, потом готовил завтрак, мыл посуду и отправлялся на студию. Ордена свои носить стеснялся. Считал, что не совершил на войне ничего особенного, просто делал, как и все свою мужскую работу».
Басов очень любил красивые вещи и отличался безукоризненным вкусом – все рубашки и костюмы Владимир Павлович всегда выбирал себе сам. Ещё он был страстным автолюбителем и виртуозным водителем. Автомобили свои он холил и лелеял – мог с ними часами возиться, пораньше вставал, дабы разогреть задолго до выезда, покупал за границей всевозможные автоаксессуары. Первым его авто, купленным сразу после окончания ВГИКа, стал «Москвич», а в дальнейшем он приобретал только «Волги».
В семидесятые годы Басов продолжал плодотворно работать – играл как актёр, снимал новые фильмы. Он отметился блестящим исполнением ролей в картинах «Преступление и наказание», «Бег», «Приключения Буратино», «По семейным обстоятельствам». Как режиссёр он за этот же период снял фильмы «Возвращение к жизни», «Нейлон 100%», «Опасный поворот».
В 1976 году Владимир Павлович закончил работу над одной из лучших своих картин – трёхсерийным телевизионным художественным фильмом «Дни Турбиных». В основу киноленты лёг сценарий по пьесе М.А. Булгакова, который Владимир Басов написал сам. Кстати, он также является автором сценариев и многих других своих фильмов, среди которых «Метель», «Опасный поворот», «Время и семья Конвей», «Семь криков в океане», «Мышеловка» и другие. В 1977 году Владимиру Павловичу было присвоено звание народного артиста РСФСР.
К концу семидесятых творческая активность Басова как режиссёра заметно упала. После «Дней Турбиных» он в течение пяти лет ничего не снимал – распался брак с Валентиной Титовой, а затем случился тяжёлый инфаркт. В режиссуру Владимир Павлович вернулся лишь в 1980-м, сняв картину по роману Ю.С. Скопа «Факты минувшего дня». В 1982 году этот фильм был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. Спустя год, в 1983-м, Владимир Басов становится народным артистом СССР.
А в апреле того же 1983-го, грянула новая беда. На него обрушилась болезнь, страшная тем, что на полгода, по сути, лишила Владимира Павловича движения, вне которого его представить просто невозможно. Басов долго лечился, и после перенесённого инсульта стал передвигаться с палочкой, очень быстро уставал, его самочувствие всё больше ухудшалось. Однако он по-прежнему ездил на студию, где продолжал трудиться в качестве режиссёра-консультанта. Его новой работой стала лента «Время и семья Конвей» по одноимённой пьесе Д.Б. Пристли. В жизни и творчестве Басова это был последний успех, последняя победа… 17 сентября 1987 года Владимир Павлович скончался.
На могиле Басова на Новокунцевском кладбище стоит памятник: мраморная плита, на которой перекрещены два куска киноплёнки. На одной из лент нанесена надпись: «Ручейки судеб людских сливаются в одно бушующее русло».
Уже три с лишним десятилетия Владимира Павловича Басова нет в живых. Но и сегодня не сходят с кино- и телеэкранов фильмы, снятые им, и фильмы с его участием. И все мы с добрым и радостным чувством снова всматриваемся в характерные, крупные черты лица нашего земляка, вслушиваемся в его раскатисто-сочный, жизнерадостный голос, восхищаемся его неповторимым артистизмом, невероятным темпераментом, неотразимым актёрским и человеческим обаянием.
Александр Осыков, Борис Осыков
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"