На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Похвала граду Казани

14 октября исполнилось 450 лет со дня вхождения Казанского царства в состав России

Казанская икона Божией Матери (кафедральный Казанский Собор, Санкт-Петербург)"О блажен еси ныне, граде преславный Казань, и от Бога благословен. Зело радуйся и веселися паче всех Русских градов; вся бо Русская земля и градове издавна от благодати Святаго Духа просвещение прияша, ты же - новый ныне Православием!" - такими радостными словами начинается 90-я глава "Казанского летописца", исторической повести XVI столетия. Ее неизвестный автор являлся непосредственным очевидцем похода первого русского царя Ивана Васильевича Грозного, итогом которого стало полное покорение Казани.

С той поры прошло четыре с половиной столетия. За эти годы русские и татары давно уж стали единым народом. Еще лет двадцать тому назад трудно было вообразить, что в Казани появятся татарские националисты, требующие полного отделения от России. Да и до сих пор это выглядит дико. "Поскреби любого русского - найдешь в нем татарина", - всякий, кто слышит эту поговорку, не станет возмущаться и спорить, а усмехнется и весело почешет у себя в затылке, соглашаясь. Каждый пятый дворянин России имел в своих корнях татарское происхождение. Юсуповы и Аксаковы, Куракины и Шереметьевы, Аракчеевы и Бутурлины, Ахматовы и Шахматовы, Арцыбашевы и Беклемишевы, Тимирязевы и Каратаевы... - список этих знаменитых русских фамилий татарского происхождения может занять не одну страницу. Что говорить, если и первый великий русский историограф Николай Михайлович Карамзин вел род свой от татарина Кара-Мурзы.

Вспомните свое детство - обязательно в вашем доме, в вашем дворе, на вашей улице жили какие-нибудь Хабибулины или Сафиулины, Гареевы или Ганиевы, Измайловы или Мустафины, Юлдашевы или Сафаровы, и вы дружили с ними, а с кем-то из них дружите и сейчас.

В годы Великой Отечественной войны больше всех погибло русских, на втором месте - украинцы, на третьем - белорусы, а на четвертом - татары. Превосходные, храбрые и стойкие воины, истинные патриоты нашей общей великой Родины.

И пусть сегодняшняя дата кем-то будет отмечаться в Казани как скорбная, да простит их Аллах. Хочется верить, что люди, более глубоко понимающие жизнь и историю, не станут сегодня оплакивать некогда потерянную казанскую независимость, а вспомнят, как наградила Россия тех, кто верой и правдой служил ей все эти четыре с половиной столетия. И подумают - а что дала татарам Турция, государственные флаги которой нередко можно увидеть висящими на казанских улицах.

А ведь именно с усилением влияния Османской Турции в XVI веке и возникла необходимость присоединения Казани к России. Захватив в 1453 году Константинополь и основав собственную империю, турки в течение ста лет покорили Сербию, Боснию, Грецию, Албанию, Румынию, Болгарию, часть Венгрии, Армению, Ирак, Курдистан, Сирию, Палестину, Египет, Хиджаз, Ливию, Алжир. Турецкий флот контролировал все Средиземное море и все Черное. На южных рубежах России турки стремительно захватывали территории - Крым стал их главным оплотом, откуда они двинулись дальше, к Днепру и Днестру. Наконец, в 1524 году вассальную зависимость от Османской империи признало и Казанское ханство.

Государство существовало на этой территории с первого века от Рождества Христова. Здесь жили древние угро-финские племена, строились города. Во второй половине VII века сюда пришли тюркоязычные племена булгар, они подчинили себе местных жителей. Это случилось после распада Великой Булгарии - государства в междуречье Дона и Кубани. С приходом монголо-татарских завоевателей Поволжье стало одним из форпостов для нападения на русские княжества. А во второй половине XIII столетия в среднем течение реки Казанки поволжские булгары основали город Казань. Подчинившись Золотой Орде, они постепенно стали именовать себя татарами. Казань стала одним из опорных пунктов для нападения на Русские княжества.

После Куликовского сражения русские все больше и больше набирались смелости в борьбе с Ордой. В 1399 году войска московского князя Юрия Дмитриевича полностью разрушили Казань, которая была заново отстроена лишь через тридцать лет, на одном из холмов возник Казанский Кремль, один из красивейших архитектурных комплексов, имеющий всемирное значение. Позднее в нем появились красивейшие мечети и ханский дворец. После разгрома Золотой Орды Тамерланом из ее состава выделились Крымское и Казанское ханства. Царства, как называли их на Руси. Казанское постепенно все больше и больше становилось союзником усиливающегося Московского княжества. А Крымское, напротив, превращалось в лютого врага Москвы, подчиняясь Турции.

При Иване III казанцы настолько сблизились с Русью, что многие из них участвовали в разгроме хана Ахмата, возродившего Орду. А после освобождения Руси от ордынского ига, в 1487 году Казань добровольно перешла под покровительство Ивана III и оставалась вассалом России до 1521 года. Казанский хан Сафа-Гирей уверовал в то, что усиление Турции приведет к падению Руси, и в 1524 году признал вассальную зависимость Казани от Османской империи. С этого года взаимоотношения между Москвой и Казанью становились все нетерпимее, и первому русскому царю Ивану IV досталась в наследство вражда с казанцами. В течение четверти века казанцы вместе с крымцами сорок раз совершали грабительские набеги на русские города. Кроме татар в них принимали значительное участие черемисы, как тогда называли марийцев. К началу великого похода царя Ивана в Казани томились ни много, ни мало - около 100 тысяч русских пленников! Таков был результат политики Сафа-Гирея. Терпеть подобное положение вещей было уже невозможно. Да и в самой Казани возникла сильная промосковская партия. В марте 1549 года Сафа-Гирей пьяный бурно веселился в своем дворце, упал и ушибся насмерть. Вместо него ханом был провозглашен ставленник промосковской партии Шах-Али (в русских летописях - Шигалей), но он вскоре был изгнан. Наконец, казанцы призвали к себе в ханы астраханского царевича Едигера, который объявил о своем полном неприятии мира с Москвой.

В это время по приказу царя Ивана неподалеку от Казани уже была построена деревянная крепость Свияжск - главный оплот русских для взятия столицы ханства. Узнав о заявлениях Едигера, Иван Васильевич объявил о походе, и 16 июня 1552 года русское войско, насчитывающее 150 тысяч человек и 150 орудий, выступило из Москвы.

"Казань брал... Астрахань брал... Шпака - не брал..." Все мы помним эту смешную фразу, которую актер Яковлев, исполняющий роль Ивана Грозного, произносит в кинокомедии Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию". В русском сознании образ Ивана Грозного всегда был многогранен - безжалостный к врагам тиран и свято любящий Россию патриот, замечательный государственник, собиратель земель русских - и разоритель, умевший осыпать наградами и столь же скоро отбирать саму жизнь человеческую, основатель кровавой опричнины и - подвижник-христианин, ставший местночтимым московским святым; великолепно образованный книжник, писатель, библиофил... В ХХ веке, благодаря пьесам Булгакова, а затем и фильму Гайдая, добавился еще и юмористический образ царя Иоанна.

Каков же был государь Иоанн Васильевич в то лето 1552 года?

В русской истории много юных героев. Русские богатыри рано взрослели. Александр Невский в двадцать лет бил шведов, норвежцев и финнов на Неве, а в двадцать два года побеждал немцев и эстонцев на льду Чудского озера. Дмитрий Донской в двадцать девять лет разгромил Мамая на Куликовом поле. Дед и отец Ивана с младых лет ходили в походы.

В 1552 году Ивану Васильевичу шел лишь двадцать второй год, еще очень нескоро его назовут Грозным. В поход на Казань впереди русского воинства шел юноша, счастливый среди своих подданных, молодой супруг, влюбленный в свою жену Настеньку. И в то же время, это уже был вполне зрелый, крепкий и доблестный воин, мужчина, полководец.

Сначала войска двинулись на юг и под Тулой разгромили армию крымского хана Девлет-Гирея. Только после этого они повернули на восток, подошли к Казани и с 30 августа начали осаду.

Описания разного рода знамений, предшествующих важным и великим событиям, непременно присутствуют во всех русских летописях. Изобилует ими и "Казанский летописец", одно из них особенно замечательно - оно повествует о некоем бесе, явившемся перед собравшимися в мечети казанцами и сказавшем им следующие слова: "Отныне нет вам больше на меня надежды и помощи от меня будет вам мало. Ухожу от вас в пустынные и непроходимые места, прогнан Христовою силою, ибо сам Христос приходит сюда и хочет воцариться в земле сей и просвятить ее святым крещением". И сказав это, он исчез, а вместо него явился черный дым, из дыма вылетел огненный змий, выскочил вон из мечети и полетел по воздуху на запад.

Среди других знамений - явления Николая Угодника и Сергия Радонежского, которые предсказывали победу русскому оружию. Повествует "Казанский летописец" и о чудесном рождении у коровы теленка с человеческим лицом, который объявил собравшимся татарам, чтоб те поскорее повиновались Московскому государю, а татары хотели его убить, но он необъяснимым образом исчез.

Чудесное знамение было и царю Ивану Васильевичу, когда перед походом он отправился во Владимир и там молился при гробе Александра Невского. У царя сильно болела рука, и во время молитвы он вложил в отверстие каменного гроба Александра три пальца больной руки. Ему показалось, что пальцы его погрузились в благовонную мастику, и когда он вынул их, рука полностью перестала болеть, а персты благоухали.

Не лишним будет отметить и то важное обстоятельство, что церковное прославление князя Александра Невского началось за пять лет до этого. Житие, написанное Димитрием Ростовским, повествует: "В 1547 году по желанию царя Иоанна Васильевича в Москве происходил церковный собор под председательством знаменитого митрополита всероссийского Макария, на котором установлено было всероссийское празднование русским святым, почитавшимся до того времени местно. На этом соборе был установлен и всероссийский праздник в честь благоверного князя Александра Невского и по распоряжению митрополита составлена была служба на 23 ноября, на день преставления благоверного князя, и новое, более пространное житие". Таким образом, предвидя свои многочисленные и многотрудные военные предприятия, государь искал небесного помощника в одном из самых прославленных русских полководцев.

Войсками царя Ивана руководили замечательные военачальники, признанные в мировой военной истории. Во главе всех были князья Иван Федорович Мстиславский и Михаил Иванович Воротынский. Кроме них перечисляются молодые князья Дмитрий Микулинский, Давид Палецкий, Андрей Телятевский, Василий Оболенский-Серебряный, Юрий Булгаков, Богдан и Семен Трубецкие, Петр и Федор Куракины, Иван Пронский, Михаил Репнин и многие другие славные русские витязи. Помимо самого русского войска в осаде участвовали 10 тысяч черкасов, 10 тысяч мордвинов и 10 тысяч наемников из Европы - немцев, итальянцев и поляков. А главное - 60 тысяч татар, предводительствуемых Шигалеем, то есть, каждый третий участник взятия Казани был - татарин.

На второй день осады царь Иван прислал ультиматум - "послание с любовию царя и великого князя ко царю Казанскому". Прочитав его, Едигер собрал важнейших казанских сановников и предложил им принять предложения Ивана, добровольно сдаться и войти в состав России. "И не послушаше казанцы совета доброго царева, и не внимаху словесе его". Послы Ивана Васильевича были с позором изгнаны. После этого осада продолжилась.

Гарнизон города состоял из 30 тысяч человек, гораздо больше защитников Казани находилось в окрестностях, и необходимо было одновременно воевать с ними. Ногайский князь Япанча, располагаясь в Арском лесу, постоянно нападал на русских, нанося им значительный ущерб. Воеводы-князья Александр Горбатый-Шуйский и Василий Серебряный получили задание уничтожить ногайцев. Полк пехоты из 15 тысяч и 30 тысяч конницы участвовали в этой операции. Шуйский расположил главные силы в засаде, затем выслал небольшой отряд, заманил ногайцев, которые бросились на легкую добычу и, попавшись в западню, были истреблены. Важное значение имела победа над Черемисой - страной марийцев, которые больше всего причиняли вреда осаждающим, совершая на них смелые и истребительные набеги. К октябрю атаки на город стали более свирепыми, окруженный город со всех сторон обильно обстреливался из пушек так, что защитникам невозможно было стоять на стенах и башнях.

Храбрость и стойкость защитников Казани вызывает огромное уважение. Удивительно свойство русского человека любить и по достоинству оценивать неприятеля своего - весь "Казанский летописец" преисполнен восторженных словах о казанской доблести, а главное - искреннего сочувствия им, их нечеловеческим страданиям. Неизвестный автор летописи пишет о гибнущих врагах своих так, как его предок писал о погибели земли Русской во времена Батыева нашествия. Вот плач казанцев: "О земле мати! Раздвигни уста свои ныне скоро, пожри нас, чад своих живых, да не видим горькия смерти сия внезапу, со единого пришедшия вдруг на всех нас! Приидоша бо к нам гости немалые и наливают нам пити горькую чашу смертную, ею же мы иногда часто черпахом им, от них же ныне сами того же горького пития смертныя неволею испиваем!"

Сделав подкоп под тайник, в котором находился водоисточник, осаждающие вкатили под тайник одиннадцать бочек пороха и взорвали. С того времени казанцы вынуждены пить только гнилую воду. Но не смотря на жажду и голод, на ежедневную гибель и бесчисленные потери, защитники города держались так же стойко и храбро, как некогда защищали свой город от монгольских орд защитники Рязани и Козельска, Киева и Твери, Москвы и Владимира.

Общий окончательный штурм был назначен на воскресенье 2 октября (15 октября по григорианскому календарю). Все воинство русское, исповедовавшись, приобщилось Телу и Крови Христовой - приняло таинство Святого Причастия. Под Арские ворота и многие стены были заложены бочки с порохом. Утром раздался страшный грохот - взрывами разрушались ворота и стены города, в образовавшиеся проломы шли в наступление несметные русские полки. Бои закипели на тесных и кривых улицах. Видя свою неминуемую гибель, три тысячи остававшихся в живых защитников Казани бросили клич: "Выедем из тесноты сея в поле и сечемся с Русью на месте ровнем, дондеже умрем, или, убегше, живот получим!" Выйдя через Елбугины ворота к Казанке, они там встретились с полками Андрея Курбского и храбро сразились с противником, во много раз их превосходящим в численности. И честный русский летописец не скрывает этого, напротив - даже сильно завышает цифры: "быти на единого казанца русинов пятьдесят".

Весь день продолжалось истребление казанцев, которые не желали сдаваться. Наконец, сопротивление иссякло, в городе оставались только женщины и дети. Хан Едигер был взят в плен, и князь Воротынский, ликуя, докладывал царю: "Радуйся, благочестивый самодержец! Казань - наша, ее царь в плену, войско истреблено". Подсчет потерь наших войск был произведен с большой точностью - 15.355 погибших. Учитывая, что потери казанцев гораздо превысили эту цифру,можно считать, что победа досталась нам малой ценой. Благодаря таланту русских полководцев и их умелому ведению осады, наши войска потеряли во много раз меньше убитыми, чем можно было рассчитывать.

Войдя в город, царь Иван поразился его красоте и воскликнул: "Не зря сии храбрые казанцы не жалели своих жизней, яко велика бо слава и красота царства сего!" В тот же день град был освящен по православному чину, по всем улицам прошли священники с крестами и иконами, окропляя святой водой. Архиепископом в Казани был поставлен Гурий - игумен Иосифова монастыря. Князь Александр Горбатый-Шуйский был назначен казанским наместником, а князь Василий Оболенский-Серебряный - его товарищем.

Значение этой победы велико. Впервые к России было присоединено целое царство. Отныне Турция навсегда утратила здесь столь важный для себя оплот. В течение пяти лет еще продолжалось подавление различного рода восстаний, но в итоге вся территория Казанского ханства была усмирена. Большая ногайская орда признала свою зависимость от Ивана IV. Вскоре предстояло второе славное завоевание - царство Астраханское. Весь волжский торговый путь оказался в наших руках, открылись огромные пространства плодородных земель, здесь появятся Самара и Саратов, Царицын и Уфа. На востоке распахнутся новые пути для устремлений русских людей долгой воли - Урал и Сибирь.

Хан Едигер был привезен в Москву и заточен в темнице, но вскоре согласился принять святое крещение. Как тогда писалось в летописях - "добром принужен бысть крещение прияти". Пять месяцев Едигер готовился к принятию таинства и лишь 5 марта 1553 года был крещен митрополитом Макарием. Крещение проводилось прямо в водах Москва-реки. Царь Иван стал восприемником - крестным отцом нового христианина, получившего в крещении имя Симеон. Крещение принял и казанский царевич, получив новое имя - Александр. Бывший Едигер, а отныне Симеон продолжал именоваться царем Казанским, но жил в Москве, в огромном доме, имея множество слуг. За него выдали замуж дочь знатного сановника Андрея Кутузова, Марию.

В ознаменование присоединения Казани Москва украсилась великолепным зданием, ставшим одним из главных символов нашей горделивой и прекрасной столицы. По указу царя около Спасской башни Кремля был заложен девятиглавый храм Покрова Богоматери, известный всему миру как храм Василия Блаженного. А в 1579 году в Казани произошло чудесное явление иконы Божьей Матери - той самой Казанской, которая очень быстро стала излюбленной народной святыней.

Так столица Казанского царства вошла в славный сонм городов Русских. И ныне все мы радостно ее прославляем!

Александр Сегень


 
Ссылки по теме:
 

  • Кафедральный Казанский Собор в Санкт-Петербурге. Казанская икона Божией Матери

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"