На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Неудобопреклонность

Светлой памяти Эдуарда Володина

Эдуард (Иадор) Федорович ВолодинВсем нам без исключения можно адресовать слова, которые некогда с пленительной насмешливой укоризной произнес в разговоре с Мотовиловым, «служкой» своим, преподобный Серафим, прозревавший духовным разумом бесполезность всякой позитивистской науки: «Эх, ваше боголюбие, ваше боголюбие! И чему вас только в университете учат. В бесов не верите».

Точно так и мы: «в бесов не верим».

Ибо все мы были напичканы той же, что и Мотовилов, иссушающей ум выморочной наукой, только приспособленной к другим историческим обстоятельствам, в которых было уже узаконено неприкрытое богоборчество. А теперь, признав выморочность этой науки, бросились рассуждать от ветра головы своея о борьбе со злом, о правде, о справедливости, попадая в капкан очередной новой-старой «бытоулучшительной партии», по слову того же богоносного старца Серафима. И большей частью не знаем и, что еще хуже, не желаем знать, что вся правда наша, как сказано в Писании, что одежда запачканная.

И вот уже кто пребывает в языческом самодовольстве, кто блуждает в ядовитом руническом тумане, грезя о каких-то явно не христианского происхождения «воинах Бога», кто свои двоящиеся мысли именует амбивалентностью, гордясь сложностью собственной натуры, а кто, хотя и называет себя православным, предпочитает единственно спасительному узкому пути, так сказать, духовный беспредел, когда огонь из мрачных сфер бытия приравнивается к свету Христову.

Уже и смирение попало в разряд пороков у иных борцов, не знающих толком ни родной истории, ни азбуки православной аскетики. А ведь отличительной чертой святых православных воинов, благоверных князей, верно служивших земному нашему Отечеству, было мужество, соединенное со смирением, которое не оставляло в душе места своеволию, самомнению и делало их поистине воинами Христовыми, воинами и в бою и в молитве, противостоящими врагам видимым и невидимым и творящими посреди греховного мира Божию волю.

Человек, как говорят Святые Отцы, по природе своей удобопреклонен. То есть, выражаясь современным и привычным всем языком, его сознанием легко манипулировать, склонять его нехитрыми уловками в любую сторону, чем и пользуется искони погубитель душ и враг рода человеческого, всевающий, как прекрасно знали подвижники, свои плевелы во все наши добрые начинания. Поистине человек в любые времена изменчив, ненадежен, легко поддается влиянию.

И когда слышишь или читаешь, что, мол, много что-то молиться стали, а надо «в бой», то только грустно усмехнешься: разве требуется какое-то особое хитроумие, чтобы сеять недоверие и неприязнь среди, казалось бы, единомысленных. В какой там «бой»…

Обрести бы сначала православное сознание, упорядочить молитвой внутреннюю жизнь, научиться единомыслию в Духе и Истине, не колебаться умом, а стоять бодренно, как учат всякую душу Святые Отцы.

Стяжать бы неудобопреклонность, как удалось это рабу Божиему Иадору (Эдуарду Федоровичу Володину), который в зрелом возрасте сделал основанием собственной философской и публицистической мысли Священное Писание, Предание и святоотеческие творения, оставив в прошлом морок всех ненужных дисциплин и душепагубных учений.

А это по нашим, весьма скудным на христианские добродетели временам есть, если и не праведность, то продвижение к ней, притягивающей дальним, но ясным светом взор путника в ночи нашего настоящего жития.

Как в песне поется:

«Мы бы отдали все, чтобы жизни остаток
Провести среди праведных русских людей».

Лидия Мешкова


 
Ссылки по теме:
 

  • Колонка комментатора Эдуарда Федоровича Володина

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"