Всем
нам без исключения можно адресовать слова, которые некогда с пленительной
насмешливой укоризной произнес в разговоре с Мотовиловым, «служкой» своим, преподобный Серафим, прозревавший духовным
разумом бесполезность всякой позитивистской науки: «Эх, ваше боголюбие, ваше
боголюбие! И чему вас только в университете учат. В бесов не верите».
Точно
так и мы: «в бесов не верим».
Ибо
все мы были напичканы той же, что и Мотовилов, иссушающей ум выморочной наукой,
только приспособленной к другим историческим обстоятельствам, в которых было
уже узаконено неприкрытое богоборчество. А теперь, признав выморочность этой
науки, бросились рассуждать от ветра головы своея о борьбе со злом, о правде, о
справедливости, попадая в капкан очередной новой-старой «бытоулучшительной
партии», по слову того же богоносного старца Серафима. И большей частью не
знаем и, что еще хуже, не желаем знать, что вся правда наша, как сказано в
Писании, что одежда запачканная.
И вот уже кто пребывает в языческом
самодовольстве, кто блуждает в ядовитом руническом тумане, грезя о каких-то
явно не христианского происхождения «воинах Бога», кто свои двоящиеся мысли
именует амбивалентностью, гордясь сложностью собственной натуры, а кто, хотя и называет себя православным, предпочитает
единственно спасительному узкому пути, так сказать, духовный беспредел, когда
огонь из мрачных сфер бытия приравнивается к свету Христову.
Уже
и смирение попало в разряд пороков у иных борцов, не знающих толком ни родной
истории, ни азбуки православной аскетики. А ведь отличительной чертой святых православных воинов, благоверных
князей, верно служивших земному нашему Отечеству, было мужество, соединенное со
смирением, которое не оставляло в душе места своеволию, самомнению и делало их
поистине воинами Христовыми, воинами и в бою и в молитве, противостоящими
врагам видимым и невидимым и творящими посреди греховного мира Божию волю.
Человек,
как говорят Святые Отцы, по природе своей удобопреклонен. То есть, выражаясь
современным и привычным всем языком, его сознанием легко манипулировать,
склонять его нехитрыми уловками в любую сторону, чем и пользуется искони
погубитель душ и враг рода человеческого, всевающий, как прекрасно знали
подвижники, свои плевелы во все наши добрые начинания. Поистине человек в любые
времена изменчив, ненадежен, легко поддается влиянию.
И
когда слышишь или читаешь, что, мол, много что-то молиться стали, а надо «в
бой», то только грустно усмехнешься: разве требуется какое-то особое хитроумие,
чтобы сеять недоверие и неприязнь среди, казалось бы, единомысленных. В какой
там «бой»…
Обрести
бы сначала православное сознание, упорядочить молитвой внутреннюю жизнь,
научиться единомыслию в Духе и Истине, не колебаться умом, а стоять бодренно,
как учат всякую душу Святые Отцы.
Стяжать
бы неудобопреклонность, как удалось это рабу Божиему Иадору (Эдуарду Федоровичу
Володину), который в зрелом возрасте сделал основанием собственной философской
и публицистической мысли Священное Писание, Предание и святоотеческие творения,
оставив в прошлом морок всех ненужных дисциплин и душепагубных учений.
А
это по нашим, весьма скудным на христианские добродетели временам есть, если и
не праведность, то продвижение к ней,
притягивающей дальним, но ясным светом взор путника в ночи нашего настоящего
жития.
Как
в песне поется:
«Мы бы отдали все, чтобы жизни остаток
Провести среди праведных русских людей».