На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Нефть как повод

к «демократической интервенции»

Самый тонкий инструмент мирового рынка – он же и самый мощный, - нефть чутко реагирует на малейшие колебания политического курса в Европе и на Ближнем Востоке, на долги Греции и состояние здоровья Уго Чавеса, на курс китайского юаня и на иранскую ядерную программу. Понятное дело, не сама нефть, а ее стоимость на крупнейших нефтяных биржах. Однако, на самом деле это не более, чем иллюзия, скрывающая тот простой факт, что именно биржи, а точнее крупные биржевые спекулянты энергоресурсами манипулируют ценами, чтобы извлечь максимум прибыли – и не только экономической.

Скажем, вчера, сообщает портал «Нефть России», «в разгар азиатских торгов инвесторы получили неожиданно позитивные новости с саммита ЕС. В частности, председатель Совета Европы Херман ван Ромпей заявил о согласовании лидерами ЕС процесса рекапитализации банков через Европейский Механизм Стабилизации (ESM)». И 120 миллиардов евро для Испании, якобы, спровоцировали спрос на нефтяные фьючерсы. А еще, оказывается, очень важно для мирового рынка нефти, что сообщит на предмет деловой активности и потребительской уверенности в США университет Мичигана: «Согласно прогнозам, оба индикатора могут оказать дополнительную поддержку рынку нефти, оставаясь выше значений 52,5 и 74,1 пунктов соответственно… По нашим оценкам, отскок цен от уровней поддержки 77,50 доллара Light, 91 доллара Brent, указывает на начало восстановления котировок к уровням 81 доллар и 94 доллар соответственно. Закрытие недели выше данных значений станет сигналом на развитие коррекционного роста с целевыми ориентирами 84 доллара Light и 95,30 доллара Brent».

Чувствуете биение нефтяного пульса?

А представьте себе, что в ваших руках возможность им управлять: истерически колотиться, как это происходит в последние годы, или замирать? Ведь не в последнюю очередь потому, что мировые цены на нефть падали все ниже, в СССР очереди за ширпотребом становились все длиннее.

Но зачем далеко ходить? Только что Соединенные Штаты Америки объявили о новой нефтяной стратегии, которая, как тут же заметили, в том числе и российские, аналитики, через несколько лет больно ударит по России. США собираются вдвое сократить импорт нефти с Ближнего Востока к 2020 году. А к 2035 году - и вовсе прекратить покупать арабскую нефть. И тогда ее цена снова обрушится.

Что при этом руководствовало вашингтонской администрацией мы не знаем, но можем предположить: позабавившись «арабской весной» и свергнув неугодных «диктаторов», они обманулись в надеждах: «Братья мусульмане» в Египте далеко не вашингтонский выбор – но, увы и ах, он уже сделан. Пример Ливии лишний раз подтвердил, что нежелание арабов жить «под старыми правителями», сыгравшее им на руку еще в Ираке, еще не гарантирует их удовольствия жить под правителями проамериканскими.  И далеко не факт, что после низвержения законно избранного президента Сирии там у руля окажется лояльная Вашингтону администрация – как бы не наоборот.

В такой связи появление намерений расширить собственные возможности обеспечения энергоресурсами не выглядит случайным. Это может стать возможным благодаря применению новых технологий – бурению на шельфе и добыче сырья из сланцевых пород и нефтеносных песков. Согласно прогнозу правительства США, Вашингтон сначала урежет поставки с Ближнего Востока, из Африки и Европы с более чем 4 миллионов баррелей до 2,5 миллиона баррелей в день уже к 2020 году. При этом импорт арабской нефти упадет с нынешних 1,6 миллиона до 860 тысяч баррелей в день. А к 2035 году поставки нефти с Ближнего Востока и вовсе могут практически прекратиться, читаем в The Wall Street Journal.

Та же газета два дня назад писала, что «месторождения шельфовой нефти и нефтеносные пески Канады делают возможным для США стать независимыми от импорта к 2020 году». Никакой новости, впрочем, в этом нет, поскольку до Барака Обамы политика Вашингтона была направлена на максимальное сохранение внутренних резервов страны. Легко удовлетворяемая потребность США в «черном золоте» с Ближнего Востока определяла внешнюю политику страны с конца Второй мировой войны. Поэтому США принимали участие в урегулировании арабо-израильского конфликта, активно дружили с монархиями стран Персидского залива, поддерживали Ирак в войне с Ираном, а потом дважды посылали войска против Саддама Хуссейна и, наконец, свергли его, освободив доступ к иракской нефти. Считается, что сейчас контроль США на Ближнем Востоке стоит Белому дому 50 миллиардов в год.

Гораздо более крупные суммы требуются, чтобы распечатать собственные ресурсы.

По данным IHS Cambridge Energy Research Associates, Америка потратила едва не половину всех капиталовложений в мире – 320 миллиардов долларов - на свои собственные нефтеразработки. Теперь считается, что основной потребитель нефти в США, транспортный сектор, перейдет на природный газ. Учитывая, что в США и Канаде сосредоточены значительные резервы сланцевого газа, это даст стимул развития такому проекту.

Отказ от поставок с Ближнего Востока однозначно укрепит связи США с Канадой, которая и сейчас уже есть главный союзник Вашингтона в сфере энергетики. Но и с латиноамериканскими странами тоже: бывшие банановые колонии и проверенные временем и Госдепартаментом США торговые партнеры. Каждый доллар, потраченный на закупку нефти у этих стран, имеет больше шансов вернуться в США, чем доллары, уплаченные Ираку или Саудовской Аравии.

Аналитики убеждены, что доктрина Дика Чейни, который в глобальной энергетической стратегии США отмечал как ключевые моменты «развитие внутреннего производства для снижения зависимости от импорта энергоресурсов, контроль над Ближневосточным регионом в качестве механизма экономического давления на основных импортеров нефти и доминирование флота США на азиатских морских транспортных путях» привела к тому, что в последние годы добыча нефти в США бьет рекорды, а успехи американских компаний в добыче сланцевого газа делают эту страну независимой от поставок из-за рубежа.

Так что – не торопитесь с выводами: обеспечив себя нефтепродуктами любым из возможных способов, США не ослабят хватку на Ближнем Востоке. Не оставят в покое ни Ирак, ни Иран. Не перестанут поставлять оружие и демократию в Африку или куда бы то ни было, где пахнет или только еще запахнет нефтью. «Мы заинтересованы в том, чтобы рынки оставались стабильными», – заявил представитель энергетического подразделения Госдепартамента США Карлос Паскуаль. То есть, подконтрольными вооруженным силам США.

На Потомаке считают, что такое развитие событий – имеется в виду уход с нефтяного рынка главного покупателя, ввозящего почти 5 миллиардов баррелей нефти в год, - приведет к значительному падению цен на «черное золото». А это больно ударит по тем странам, которые не строятся в шеренгу по команде из Вашингтона: в первую очередь Иран, Венесуэла и Россия, чьи бюджеты формировались еще вчера исходя из цены 100-120 долларов за баррель. И это будет очередной триумф политики США и их союзников «не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире».

Вслед за американским экономистом Уильямом Энгдалом (http://www.engdahl.oilgeopolitics.net/), давно живущим в Германии, позволю себе усомниться в этом. Автор серии книг об Америке, Энгдал скрупулезно исследует каждый маневр внешней политики Вашингтона и  считает, что при ближайшем рассмотрении становится ясно, что «крупные американские банки и хедж-фонды, которые не намериваются заниматься поставками реальной нефти, а торгуют только «бумажками», приносящими прибыль, сегодня контролируют около 80 процентов рынка нефтяных фьючерсов, в сравнении с 30 процентами 10 лет назад… В марте этого года министр нефтяной промышленности Кувейта Хани Хуссейн заявлял в интервью на государственном телевидении, что по теории спроса и предложения цены на нефть совершенно не справедливы… Майкл Гринбергер, профессор Школы права университета Мэриленда, обращая внимание общественности на последствия того, что правительство США позволило ничем не регулируемые спекуляции крупным банкам и фондам  с ценами на энергоносители, заметил: «десятки исследований показывают, что спекуляции для получения невероятной прибыли с ценами на нефть странным образом остаются вне поля зрения общества. Если на нашем рынке доминируют спекулянты, это не рынок, а казино».

В результате такого регулирования рынка нефти правительством США стало создание идеальных условий, когда горсточка крупнейших банков и финансовых институтов, кстати, тех же, которые доминируют на мировом рынке нефти и владеют акциями основных нефтяных бирж в Лондоне, получают возможность быстро манипулировать масштабным изменением цены на нефть и на бесконечный ряд других нефтепродуктов».

Позволят ли американские банкиры и владельцы крупных хедж-фондов и других финансовых групп ослабить контроль США над нефтяным рынком – я уже не говорю о том, чтобы покинуть основную его часть?

Очень в этом сомневаюсь.

Мертвая хватка американского доллара скорее удавит экономику любой, пусть даже дружеской еще вчера, страны, чем ослабнет и упустит из рук хотя бы доллар. В этом и состоит, считает Уильям Энгдал, главная опасность для мира.

Елена Пустовойтова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"