На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Малые и средние города России — засечная линия русской духовности и культуры

Доклад профессора В.Н. Ганичева на XI Рождественских образовательных чтениях

Уважаемые участники Рождественских чтений!

Братья и сестры!

В.Н. ГаничевТема моего доклада — «Роль малых и средних городов России в утверждении русской духовности и культуры».

Однако я хотел вне этой темы сказать несколько слов о невиданной даже для нас, познавших самые отъявленные, пиаристые, бездуховные, бессовестные избирательные или рекламные акции, изменившие все наши представления об истинной правдивости слов, вылетающих в эфир. Речь идет об атаке на получившую всемирное признание, как сказал вчера Св. Патриарх, нашу культуру, об атаке информационной, юридической, телевизионной, лженаучной, любимой рекламке о правах человека, когда идет речь о разрушении таковых, об атаке на введение факультатива по основам православной культуры.

Эти довольно богатенькие борцы за права (в основном своего человека) не замечают грязи, убийств, цинизма, разврата в нашей телевизионной, книжной продукции. Но они обрушились на православную культуру, на объективное ее освещение в учебнике, на всех тех, кто утвердил ее в своем творчестве. А это ведь Державин и Карамзин, Скворода и Симеон Полоцкий, Пушкин и Гоголь, Достоевский и Шолохов. Это Глинка, Мусоргский, Бородин, Свиридов. Это Андрей Рублев, Иванов, Нестеров, это София Новгородская и храм Василия Блаженного, это храм Христа Спасителя и Исакиевский Собор. И все это наша русская культура. Выстроена она на православной культурной основе, на православном мироощущении. Эти себе «правозащитники» требуют не цитировать даже Библию, ибо она их не устраивает. Такого рода погромщиков со времен вандализма гитлеровских фашистов и варварства емельяно-ярославских шаманов от мировой революции давно не было. А оделись они в правовую тогу, нарушая все законы Конституции, разжигая национальную и религиозную неприязнь и даже ненависть.

Конечно, это не случайно, антиправославные силы вне себя от миллионов высоких молитв, возносящихся над Россией. От того, в этом курсе православной культуры, как сказал Владыка Кирилл, — духовная прививка от невежества, варварства и обмана. Они решили провести превентивные атаки и не побоялись провести сверхконщунственную, вызывающе провокационную выставку: «Антирелигия». Такого публичного содома, оскорбляющего чувства миллионов верующих, не было давно. Его не позволял даже емельяно-ярославский агитпроп. Значит, не боятся, значит, есть за этим какие-то неслабые антихристианские, бесовские силы, или наоборот, боятся, хотят остановить православное возрождение. Лично я думаю: надо сказать спасибо тем, кто пытался остановить эту бесовщину. Я бы поддержал предложение, высказанное на радиостанции «Радонеж». Там было сказано: «Власть наградила женщину, выступавшую против разжигания национальной розни и сорвавшую плакат у дороги. Следует наградить также и этих мужественных и глубоко верующих людей, ставших на путях распада и разложения». Во всяком случае, думаю: мы их должны поддержать.

Думаю, что пять тысяч участников Рождественских чтений от имени миллионов верующих людей, находящихся в орбите православного образования должны направить свое решение, письма, Президенту, Правительству, Прокуратуре в осуждение этих действий, в поддержку «курса православной культуры», ибо здесь, на Рождественских чтениях, он и утвердился и получил поддержку, а отмена его и растление телевизионной отравой и будет тем насилием, которое не может терпеть цивилизованное общество и его граждане.

Предлагаю принять такое решение от имени Рождественских чтений. Его проект передаю в президиум, и, если Вы сочтете нужным, то его следует принять. Поддерживаем предложение Св. Патриарха о создании Совета по культуре.

Теперь к основной теме.

Древнюю Русь называли гардарикой, т.е. страной городов. А город — это храм, это торжище, это воины, священники, ремесленники, люди посадские. Это — мастера, это — люди, умеющие петь и ткать, защищать землю свою и возделывать её. Города эти были сторожевыми, духовными и созидательными башнями Руси.

Малые и средние города нашего Отечества и сегодня его важнейшая и скрепляющая его часть, от них, от их поистине тягловых и духовных людей зависит будущее. Каждый город ныне имеет храм, библиотеку, школу, музей. В каждом городе есть священник, библиотекарь, учитель, есть подвижники благочестия, просветители, краеведы, созидатели и просто патриотически настроенные обыватели (слово в этом смысле носит вполне положительный характер). Да, ныне во многих, может даже большинстве городов, не бурлит экономическая жизнь, не льются на них инвестиции, но они, как и прежде, как и всегда, пытаются вырваться из оков бедности и убогости с Божией помощью, и при опоре на дух и традиции своей истории. Там стоят и возводятся новые храмы, большинство из которых неповторимы и стали подлинными духовными бастионами в разных уголках России.

Обращаюсь к Вам, участники Рождественских чтений из малых и средних городов России с благодарностью за ту великую миссию, которую исполняете Вы, Ваши города в сохранении русской, всей отечественной культуры, и благодарностью за сохранение корневой речи, корневого русского слова, за сохранение православной духовности. Ныне малые и средние города стали, может быть, основной, острожной засекой русской культуры, охранными крепостями русского слова, домами нашей литературы, крепостями, которые, отнюдь, не собираются сдаваться на милость впавшей в похоть, насилие, маразм, цинизм массовой шоу-культуре, захлестнувшей многие столичные площадки и многие губернские города, российские СМИ, особенно телевидение. Я отнюдь не призываю к столицефобии — я говорю о мощном всероссийском резерве отечественной культуры.

Ради Бога, дорогие соотечественники, не поддайтесь искушению быть «современными», т.е. по понятиям — быть без корней, без образа, без традиции, без сочного русского слова, без народного умельца, без вековечной красоты храма, без уютного дома. Следуйте вдохновенному пути русской провинции: лелеять и взращивать без обмана подлинно народное, отечественное искусство, слово, ремесло, песню, предпринимательство, производство для людей. Учить детей христианским ценностям. Строить храм.

Душа радуется, когда проходят в Москве Рождественские и Пасхальные ярмарки, или только что закончившаяся Православная выставка. Там прикосновение к изделиям и товарам рук мастеров из Кирилло-Белозерска, Коврова, Шуи, Торжка, Семенова, Ростова Великого, Бежицка, Городца, Каргополя, восхищают и радуют. Мастерство их превосходит по всем статьям штамповку масскультуры. И действительно, каждый малый город имеет неповторимый и вдохновляющий облик, свой образ и свой исторический силуэт. Потрясает Николо-Угрешский монастырь, возведенный в пока еще называемом Дзержинском городе под Москвой. Ограждающей духовной стеной стали вокруг Бунинского Ельца его храмы, возвысился один из самых больших храмов России в городе Старый Оскол, идет возрождение казачьего Новочеркасского храма. Или вот из сферы близкой мне.

Подлинным издательским центром стал город Шадринск. Почти сто книг издано по истории города, о его людях, много издано литературных изданий. В Щедринске живет Пришвин наших дней, один из лучших описателей природы, Василий Юровских. (Город Сызрань установил вместе с нами две литературные, две Всероссийские литературные премии: известного допушкинского поэта Ивана Дмитриева по прозе Алексея Толстого, по поэзии.)

В древнем Городце на Волге, воспетом замечательным нижегородским поэтом Юрием Адриановым, ежегодно проходит творческий праздник города. В прекрасном краеведческом музее проводится круглый стол «Сокровища русской провинции». Мы провели в Городце выездной секретариат нашего Союза писателей.

В Арзамасе, окормленном Серафимовской молитвой, подлинный историко-литературный православный очаг утвердился в пединституте.

В Сергиевом Посаде — одна из самых талантливых городских писательских организаций, где в год выходит 10 — 15 книг сергиево-посадских авторов, чувствуется духовное окормление Лавры.

В Балаково создана писательская организация, идет речь о выпуске собственного журнала, там прошла Всероссийская встреча экологов, ученых, писателей — выездное заседание «Земля в беде», которое показало, что мы должны остановить разрушение планеты...

В Рыбинске и Темникове создали Ушаковские музеи.

Или — Череповец. Мы проводили там выездной секретариат — такого созвездия литературных талантов давно не видели, уровня восприятия художественного слова надо еще поискать. А такой детской литературной студии и в Москве нет. (Кстати, когда американцы ударили своими пошлинами по русскому экспорту металлов, мы были с металлургами, и именно в эти мартовские дни проходил расширенный секретариат по приему в члены Союза в Череповце, а в Магнитогорске состоялся Всемирный фестиваль поэзии.)

А как не сказать добрые и восхищенные слова в адрес Сургута, Старого Оскола, где проводят ежегодные праздники поэзии, города Белибея, где ежегодно проходит один из самых красочных духовных праздников — Аксаковский, в честь великого славянофила; города Вязники, где утвердились знаменитые певческие Фатьяновские праздники, куда приезжают лучшие певцы и поэты страны. Город Елец стал одним из центров разработки программ русской национальной школы, в Елецком университете членом нашего Союза профессором Е. Белозерцевым, подготовлено несколько кандидатов наук по этой теме. (Русская национальная школа — проф. Гончаров, руководитель Фонда Андреев). Хорошо, что в ранних Рождественских чтениях проходит секция «Русская национальная школа», в работе которой принимают участие такие авторитеты, как профессор Гончаров, руководитель Фонда Андреев. Или вот родина космических гениев Уткиных, создавших ракетную установку СС-300, город Касимов, где восемь раз переиздавалась книга писателя Александра Родина об истории и жителях города. С него, этого издания, и утвердилась наша Всероссийская литературная премия «Малая Родина», которая с тех пор стала присуждаться и в других российских городах.

Недавно я написал предисловие в «Роман-журнале XXI век» к стихам одной из самых задушевных православных поэтесс нашего времени из города Чухломы Костромской области Елене Балашовой. Вот несколько ее поэтических строк:

Покуда живы — Русь стоит,

Рябина горькая горит,

Награда и отрада.

Хлеб пожуешь и вот уж сыт.

Душа над бренностью парит,

А большего не надо.

Для Елены поэзии суть — жизнь. Для некоторых московских пиарщиков от литературы: Чухлома, Пошехонъе, Тотьма, Балахна — это некая далекая, Богом забытая Тьмутаракань, «нецивилизованное пространство», в котором не хватает «эстетики» и «энергии прогресса». Для истинного русского поэтического сердца — это родная земля, наполненная словом, образом, а главное, такими родными людьми, для которых и пишутся стихи. Оттуда Николай Рубцов, оттуда Алексей Фатьянов, Сергей Есенин, оттуда Елена Балашова.

Возрожденческие тенденции торжествуют в небольшом городе Чернь на Тульской земле. Там в прошлом году мы проводили выездной секретариат и встречу интеллигенции, посвященные 150-летию «Записок охотника» И.С. Тургенева. Книга эта непростая, не чисто природно-охотничья, она сделала для отмены крепостного права, как говорили современники Ивана Сергеевича, больше, чем сами реформы Александра II, и хоть не напрямую, но художественным образом утверждались христианские ценности, ибо показали красоту души, трудолюбие и естественность, человеколюбие русского крестьянина. В этом городке, Чернском районе, пытаются выйти из бедности. Пытаться укоренить там русских беженцев с Кавказа, выявить все исторические и духовные вехи, по которым можно двигаться, вырываясь из убогости сегодняшней жизни, приукрашенной сияющими блестками и цветными туманами нашего резвого телевидения, где все, как это было на «огоньках», танцуют в замерзающей стране. В Черни, на этом небольшом участке русской земли жили, работали Тургенев, Фет, Л. Толстой, Грибоедов, Даргомыжский, Дельвиг, Г. Успенский, великий издатель Суворин. Тут построили музей, где соединили эти имена, обиходили и спасли знаменитый Бежин Луг, где ежегодно стали проводить праздник «Тургеневское лето», восстановили первую родовую усадьбу Л. Толстого Никольское-Вяземское. Ниточка за ниточкой. Приступают к восстановлению Пушкинской усадьбы Дельвига, учредили вместе с Союзом писателей премию «Бежин луг» за описание красоты родной природы, за ее сбережение. И уже совсем необычно — восстановление памяти своего земляка, выдающегося издателя-патриота Суворина, издававшего книги для массового русского читателя, учреждение премии его имени для издателей-патриотов, для издателей, издающих книги для народа, издающих книги по отечественной истории, истории церкви. Энтузиасты во главе с главой администрации В.Д. Волковым все полезное собирают, соединяют. Вот пришли в МПС, к начальнику Московской железной дороги: следует восстановить, возродить станцию Скуратово, названную в честь великого полярного исследователя, жившего там и построившего там три храма (!). И потянулась ниточка на север, к полярникам. А в Скуратово приехал сам начальник дороги, договорились о завершении строительства дома, который заложили в прошлом году в присутствии выездного секретариата, о создании мастерских, о пополнении библиотеки, об обихаживании кладбища, о восстановлении церкви, об установке памятника полярнику, об экскурсионном поезде из Москвы в Скуратово к тургеневским, фетовским, толстовским местам. Создали попечительский совет по восстановлению храмов. Возводят часовню Федора Ушакова, ибо это была в XVIII веке Азовская губерния, где великий святой, праведный адмирал начинал свой воинский путь.

Все нужно и важно в духовном соединении людей. Вот в прошлом году заложили там, в Черни, в нашем присутствии и роддом. Ну, кто будет рожать, если для этого нужно ехать в соседний Мценск за 60 км. Заложили, а денег нет, обратились ко всем жителям — помогите! Достали и мы свои рубли: сдал пять тысяч рублей Союз писателей. Поэт Костров с добрым удивлением сказал: «Присутствовал при закладке домов, даже домен, но в первый раз при закладке роддома!» Значит, жизнь налаживается, значит, объединение духовных сил администрации, священства, интеллигенции приносит первые плоды. Значит, очень правильно делают, что возрождают, украшают отчую землю, для чего и очистили в районе 200 родников и они начинают давать чистую воду. Значит, восстановят и храм, построят роддом, укрепят школу, будет тут и пединститут с давно забытой специализацией: народный учитель, владеющий навыками агрономии, садоводчества, медицины.

Итак, вырисовывается картина духовного стояния России, ее спасения в малых и средних городах. Тут и церковное служение, духовное окормление горожан, создание воскресных школ, восстановление традиции прошлых времен. Тут образованное, благодатное священство. Тут и глубинное историко-литературное краеведение, как одно из собирательных направлений, выявление и запечатление в изданиях, в музеях, на выставках своих видных в прошлом земляков-воинов, священников, земледельцев, промышленников, предпринимателей, ученых, общественных деятелей — подвижников Отечества (В городке Марьино есть духовно-исторический православный альманах о Звенигородчине).

Тут и соединение культурных сил города, его немногочисленной и духовно просвещенной патриотической интеллигенции: священников, учителей, библиотекарей, музейных работников, инженеров. Именно ей предстоит оградить от распада и тлена молодое поколение русской провинции. Ей предстоит рассказать немногим предпринимателям-землякам о необходимости восстановить разрушенный храм, пополнить классикой библиотеку, помочь возродить песню, убедить их в том, что, положив часть своих средств в это святое дело, они совершают праведное и полезное действие, которое приведет к умножению их богатств.

А учителя малых городов, именно они должны подготовить для отечественной науки, для истинной культуры, для промышленности и предпринимательства честных и порядочных верующих граждан страны.

Именно здесь должна утвердиться русская национальная школа, уже имеющая учебные программы, методические разработки, в том числе, получившие поддержку здесь, на Рождественских чтениях.

Соединив усилия учителей, администраторов, священников, музейных работников, мы можем получить такой блестящий результат как в Борисоглебске, где уже третий год при главенствующей роли монастыря проводятся Всероссийские духовные военно-патриотические Иринарховские чтения: «Подвиг ратный — подвиг духовный», или как при участии Тульской епархии и администрации в школе, в имении Хомякова проводятся Хомяковские чтения (200-летие со дня рождения которого мы отметим через год).

1. Итак, вместе со Всемирным Русским Народным Собором, Союзом писателей России, журналами «Новая книга России» и «Роман-журнал XXI век», Центром «Русская цивилизация» мы приступаем к созданию Центра по духовному соединению малых и средних городов России.

В задачу Центра входит освещение опыта такой работы, рассказ об интересных людях провинции, примерах их добродеятельной деятельности.

Предметом деятельность Центра его интереса, его заботы будут храмы, история городов, их культура, люди, дела, благотворители. Будут рассматриваться и поддерживаться фестивали, смотры малых городов, различные программы их соединения, поиск средств, стипендий, грантов. Освещение краеведческой литературы, книг, выходящих в малом городе.

2. Складывается целый цикл встреч Всемирного Русского Народного Собора, пленумов и секретариатов Союза писателей в малых городах России. Мы давно имеем приглашение в город Елец. Действительно, возможно проведение там встречи писателей России. Наметились контакты — и организационные — по проблемам русской школы, и творческие — с городом Череповцом. В Прохоровке будут проводиться ежегодные Всероссийские военно-патриотические чтения. А в июне в городе Черни Тульской области будет проведена вторая расширенная встреча — секретариат Союза писателей России по проблемам малых городов. В развитие наших начинаний во все малые и средние российские города направлены письма с предложением о творческом сотрудничестве.

3. Мы предлагаем «Роман-журнал XXI век», одно из ведущих изданий Союза писателей России и Всемирного Русского Народного Собора, сделать и журналом Центра по духовному соединению малых и средних отечественных городов. Ибо, я еще раз скажу, в них, в малых городах, наша корневая, подлинная история и культура и литература. Нам надо вытащить ее из тени второстепенности и возвести на подлинный Всероссийский пьедестал. Мы готовы сделать это с помощью всех тех, кому они дороги и близки. Уже вышли номера журнала, посвященные г. Черни, Дзержинскому и Городцу. Готовятся номера по Череповцу, по Арзамасу, подбирается материал по Шадринску. Итак, мы надеемся, «Роман-журнал XXI век» становится, в том числе, и журналом малых и средних городов великой России.

4. ВРНС, газета «Гудок», «Роман-журнал XXI век», Союз писателей учредили и будут продолжать присуждение писателям и поэтам, краеведам, учителям, местным изданиям премии «Малая Родина» за освещение истории и жизни своего родного края, своей земли, своей малой Родины.

В 2002 году победителями конкурса стали города и издания г. Черни, Шадринска, Сургута, Балакова.

В малом городе есть своя жизнь, оригинальная мысль, есть неповторимый облик, есть глубинность, есть оригинальность, есть своя музыка. А ведь нужно спасать молодежь от мюзиклов, нужно снова научиться петь. Он, малый город, поэтичен, несколько застенчив, со своей потаенной мыслью, у него древнее или знатное происхождение, но он не кичится им и не стыдится его. Он малый город, но он город России, поэтому он тихо гордится и всегда в ряду тех, кто входит в ряды ополчения защитников Отечества.

Нам же всем надо твердо помнить, что одной из основ русской культуры, национальной культуры всех народов является малый и средний город, который очень велик по своему духовному предназначению для России.

Пожелаем же успехов в защите и этой основы нашей великой Родины!

Валерий Ганичев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"