На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Как делать?

Движение «За поддержку и доверие отечественным товаропроизводителям и предпринимательству»

Современный мир за четверть века, прошедшую после исчезновения СССР и социалистического лагеря, кардинально изменился. Во всех странах установились рыночные отношения в экономике,  во многом исчезли границы между государствами, усилилась их зависимость друг от друга, усилилась борьба за природные ресурсы, обострилась международная конкуренция.

И все это, конечно же, отразилось на жизни нашей страны России, нашего народа. Перед Россией сегодня стоят огромные проблемы во всех сферах общественной жизни. Проблемы, естественно, очень тесно взаимосвязаны, поэтому они в отдельности не решаются, а должны решаться с комплексным подходом, одновременными мерами по многим и различным направлениям.

Масштабы наших проблем таковы, что какой бы даже самой квалифицированной, хорошей и справедливой власть в России ни была, она одна, без активного участия общественных сил, не сможет эффективно организовывать их решение.

Элементарный здравый смысл говорит о том, что для того, чтобы общество было активным и его действия были эффективными, нужно чтобы эти действия  были организованными, а для того, чтобы они были организованными, общественные силы должны быть объединены в какие-то формирования. Организованные действия необходимы, чтобы не только осуществлять какие-то меры, но и обеспечивать и высокую скорость получения от них необходимых результатов. Но в стране нет каких-то ясно выраженных идей, объединяющих людей, идей простых и ясных для понимания большинством народа, в реализации которых заинтересовано все общество. Все говорят только об огромных проблемах, все очень хорошо их видят, видят, что они, в общем-то, не решаются так, как хотелось бы. Все это только усугубляет проблемы, загоняя их глубже, делая менее видимыми, но в еще большей степени усугубляющими ситуацию. Самое главное, что в обществе нет идей, как практически решать проблемы. 

Проблемы надо решать во всех сферах общества, они требуют разных усилий. Интересы общества в различных  сферах жизни разные, объединяющие ресурсы этих интересов разные. Кто будет объединять общество? Государство, власть? Государство, как мы уже говорили, одно не сможет это сделать, у него самого, к тому же, очень много внутренних проблем, которые не позволяют ему эффективно выполнять свои функции, и ему самому нужна помощь общества.  Какие-то авторитетные люди или организации? Но масштабы проблем таковы, что, вряд ли,  могут быть такие авторитеты, которые смогли бы объединить на постоянной основе  общество. Остается только одно – всему обществу, самому народу активно браться за решение проблем, стоящих перед страной. Народу надо перестать считать себя только объектом управления для власти, как он привык за долголетнюю историю,  и  самому становится субъектом управления. Народ должен надеяться на власть, но и сам не плошать. Т.е. получается единственно возможный выход –  нам необходимо развивать общественные институты самоуправления. А через развитие общественных институтов самоуправления мы придем к консолидации нашего общества, к Единству нашего народа. Нам без консолидации всех общественных сил никак не обойтись, в этом наша единственная возможность успешно решать наши проблемы и сохранить свою государственность, отечество.

Как объединять наше общество? Объединение людей всегда было очень трудной задачей, а сегодня это трудно в особенной степени. Можно на какое-то непродолжительное время объединять людей какой-то идеей, добиться каких-то общественно-полезных действий в каких-то сферах общественной жизни и их результатов. Но ведь проблемы, которые стоят сегодня и будут всегда перед Россией, таковы, что для их решения нужны постоянные усилия  всего общества. 

Объединять людей можно только на основе совместных действий, направленных на удовлетворение общих интересов. И причем, эти совместные действия сами собой осуществляться не смогут, их  надо очень умело организовывать. Интересы в нашем обществе у людей разные и возможности объединения на их основе тоже разные. Поэтому надо правильно определиться с теми интересами, на основе которых сегодня можно быстрее и в большем количестве объединять людей и чтобы эти объединённые силы обязательно имели реальные возможности обеспечивать необходимые изменения в обществе. Очевидно, что сегодня эти интересы – материальные, а люди и силы эти – занятые в сфере экономики. Поэтому надо сначала объединять субъектов экономической деятельности и затем, опираясь на них, на достигнутые результаты в решении проблем в экономике, идти дальше, вовлекая в процессы объединения других членов общества, удовлетворяя уже другие интересы, и решать  другие проблемы.

Проблемы в экономике необходимо решать с комплексным подходом, обеспечивая оперативность и высокую интенсивность процессов. Это требует обязательного согласования действий больших сил субъектов экономики на основе общей идеологии, принципов и подходов, которые должны обеспечивать соответствие их интересов и интересов экономики страны в целом. 

Решение задачи такой организации субъектов экономической деятельности представляется, как мы уже определились, на основе развития института самоуправления субъектов в экономике (для названия этого института еще применяют слова «саморегулирование» или  «самоорганизация»). В общем виде самоуправление в экономике означает способность рынка оптимизироватьсобственное  развитие, обеспечивая при этом согласование интересов как производителей, поставщиков товаров и услуг, так и их потребителей.

Самоуправление субъектов экономики предполагает контроль организации и поведения бизнеса, основанные не только на силе закона, но и на правилах,установленных самим деловым сообществом. Нормы самоуправления бизнеса могут дополнять и расширять нормы его государственного управления.

В целях обеспечения развития в экономике страны института  самоуправления 1-го декабря 2007 года был принят Закон РФ № 315 «О саморегулируемых организациях» (далее Закон), который определяет понятие саморегулирования уже с конкретными способами его организации:

1. Под саморегулированием (это слово фигурирует в Законе и я, говоря о Законе, буду его применять)  понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль  соблюдения требований указанных стандартов и правил.

2. Саморегулирование в соответствии с настоящим Законом осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации (СРО).

Закон предполагает, что внедрение института саморегулирования будет содействовать усилению мотивации субъектов экономики к организации своей деятельности  в направлении повышения эффективности своего производства и повышению их ответственности за свою работу. А это, в результате, естественно, должно делать участников объединений в глазах потребителей их продукции и услуг более привлекательными для сотрудничества.

Однако, на мой взгляд, внедрение и развитие саморегулирования в экономике вообще, а в сферах материального производства тем более, Закон обеспечить не может.  И не может по следующим причинам:

1. Наличие в нашем обществе в очень большой степени морально-нравственных пороков, таких, как коррупция, мошенничество, обман, стремление  любой ценой, всеми правдами и неправдами получить благ как можно больше и быстрее и многие другие. В нынешней нашей реальности проявление среди субъектов экономической деятельности безответственного отношения к своим  обязанностям стало делом привычным и, чуть ли, неизбежным, и поэтому не очень осуждаемым общественным мнением.

2. Применение Закона предполагает достаточно  высокий  уровень общего развития экономики страны, а также по многим показателям близкую по уровню развития и, опять же, с достаточно высоким уровнем эффективности производственно-хозяйственную деятельность самих объединяемых структур. Но этого у нас пока нет.

По Закону члены СРО свои задачи, связанные с обеспечением стандартов продукции, разработанных коллективно, должны решать самостоятельно. А у многих субъектов экономики сегодня проблем, связанных с развитием своей деятельности, с которыми им в одиночку очень трудно справиться, или вообще их не осилить, может быть немало. Поэтому, если такие субъекты вступают в объединения, они остаются по сути одиночками, один на один со своими трудностями, и не получая помощи от объединения, естественно, без особого уважения относятся и к своему объединению,  и к другим его членам, со всеми вытекающими отсюда последствиями в их действиях.

3. Из-за запрета заниматься предпринимательской деятельностью у СРО очень ограничены возможности заниматься индивидуальными проблемами своих членов.

4. Обусловленность деятельности отдельного субъекта экономики взаимодействием со смежниками и зависимость её от состояния экономики страны в целом очевидны. Поэтому, если принципы саморегулирования относятся, именно, к таким мерам, которые способствуют повышению уровня эффективности производства субъектов, то их внедрение по элементарной логике здравого смысла необходимо обеспечить и в деятельности их смежников,  поставляющих им различные оборудование и материалы.  Внедрение саморегулирования в отдельно взятом структурном объединении не эффективно, особенно на начальном этапе решения этой задачи в экономике.

5. Членство в СРО не даёт в нужной степени его участникам выгод в достижении  их главной цели – обеспечении продаж их продукции, поэтому они не проявляют никакого стремления к усилению ответственности за свою работу и к повышению уровня эффективности и развития своего производства. Получается, что Закон, который ставит целью обеспечение мотивации субъектов экономики к данным действиям, этого сделать не может. 

6. Закон, предусматривающий обеспечение коллективной ответственности только в виде денежной компенсации нанесенного членом объединения ущерба, фактически эту самую коллективную ответственность в наших условиях исключает. Исключает, потому что, подчеркиваю, не ответственность обеспечивается, а только обещается денежная компенсация за безответственное отношение, которую потерпевшей стороне в нынешних условиях практически очень трудно получить.

7. В большинстве своем СРО заинтересованы в как можно большем количестве своих членов, а не в обеспечении ими качества своей деятельности.

Вывод о том, что Закон в реальном секторе нашей экономики в нынешних условиях развитие института саморегулирования обеспечить не может, вполне  убедительно, на мой взгляд, подтверждается тем, что сегодня, за не малый срок в семь лет после выхода Закона, в сферах экономики, связанных с материальным  производством, количество СРО очень невелико.

Люди очень мало знают, что такое СРО, члены СРО не вызывают у их партнёров особого, повышенного по сравнению с другими обычными структурами уважения и доверия. А если нет такого особого отношения, то, значит, в реальности нет пока в СРО ничего такого, что выделяло бы их в лучшую сторону по сравнению с обычными  структурными объединениями.

На основании изложенного можно сказать, что саморегулирование, как его даёт Закон, для развития российской экономики сегодня не подходит, так как оно не подходит для большинства сфер экономики, связанных с материальным производством, имеющих главное, решающее значение для страны. Закон правильно делает ставку на необходимость обеспечения у субъектов экономики  мотивации трудиться должным образом и проявлять ответственность за свой труд, но то, что предлагает Закон для того, чтобы эту мотивацию обеспечить, сегодня для наших условий не годится.

Однако нашей экономике саморегулирование или, как приняли говорить в статье, самоуправление необходимо, и оно должно быть основано именно на обеспечении мотивации субъектов экономики трудиться самым ответственным образом.

Как этого добиться? На основании анализа недостатков Закона можно сделать вывод о том, что для того, чтобы развивать институт самоуправления в экономике, чтобы обеспечивать условия для эффективных действий структурных объединений, они должны иметь и успешно реализовывать следующие возможности:

1. Иметь свободу в определении способов и возможностей обеспечения своей коллективной ответственности перед партнёрами. Коллективную ответственность в форме денежной компенсации сегодня надо как можно реже использовать, так

как она отпугивает людей от вступления в объединение – это раз, а второе – это то, что она сегодня никак не добавляет их членам доверия со стороны партнёров.

2. Оказывать помощь своим членам в решении их самых разнообразных индивидуальных проблем.

3. Иметь возможность заниматься предпринимательской деятельностью.

4. Работа структурных объединений должна заключаться в коллективной выработке правил и принципов организации  их деятельности, стандартов их

продукции и услуг, соответствующих высокому современному уровню, и в коллективном обеспечении выполнения принятых ими своих обязательств.

5. Самое главное – организация работы структурных объединений должна обеспечивать интересы своих членов в гораздо большей степени, чем это дают существующие структурные объединения. Этими своими возможностями объединения должны и смогут вовлекать субъектов экономики в процессы объединения и организации совместных действий, так как будет  обеспечиваться мотивация людей действовать в интересах объединения. Чтобы это обеспечить, организацию деятельности  структурных объединений необходимо осуществлять таким образом, чтобы потребители их продукции и услуг скорее оценили выгоду сотрудничества с ними,  коллективно обеспечивающими  качество своей продукции и услуг. А для этого надо также организовать и самих потребителей их продукции и услуг, объединяя их в свои структурные объединения, и затем организовывать их взаимодействие со структурными объединениями поставщиков. Сегодня, повторюсь, в отдельно взятом структурном объединении или отрасли коллективную ответственность обеспечить очень трудно, если не невозможно, так как очень трудно, а в большинстве случаев невозможно обеспечить мотивацию людей трудиться должным образом. Скорее это сделать можно при организации взаимодействия структурных объединений поставщиков продукции и услуг со структурными объединениями их потребителей.

Это условие особенно желательно обеспечивать в начале организации дела. Структурные объединения должны строить свою деятельность на основе договоров о сотрудничестве и обеспечения ими коллективной ответственности за выполнение своих обязательств перед партнёрами:

– поставщики за поставку потребителям продукции надлежащего качества и по приемлемым ценам;

– потребители за приобретение у таких поставщиков продукции в первую очередь.

Здесь надо отметить очень важный момент. Сотрудничество потребителей продукции и их поставщиков должно осуществляться на следующих принципах:

1. Потребители изначально никоим образом не должны жертвовать своими интересами, имеющими принципиальное для них значение. Если поставщики продукции пока не готовы поставлять потребителям необходимую им продукцию, то потребители должны иметь полное право приобретать её у любых других поставщиков, не входящих в партнёрское структурное объединение.

2. Договоры должны содержать планы развития деятельности поставщиков, согласованные потребителями, по которым при обеспечении поставщиками

условий и возможностей поставок необходимой потребителям продукции, потребители переходят на их продукцию.

Эти условия сотрудничества показывают, что партнёры изначально ничего не теряют, а могут только приобретать.

Люди объединяются и договариваются о совместном решении своих проблем. Пусть это не всегда будет просто, но это единственно правильный путь.

Структурные объединения должны будут содействовать развитию деятельности своих участников и, при этом, учитывать необходимость развития между ними конкуренции.

 Организация сотрудничества субъектов экономики  на уровне их структурных объединений на основе коллективной ответственности и поддержки членов объединений – это основа института самоуправления в нашей российской экономике и главное условие  её развития.

 Абсолютно стихийные действия разрозненных субъектов экономики для нас не допустимы.

Предлагаемые подходы к созданию структурных объединений и организации их деятельности принципиально отличаются от нынешней практики. Предприятия и организации будут иметь гораздо более ясную и конкретную для себя картину в самом начале совместных действий, они будут видеть, что они смогут получать, и представлять, чего это им будет стоить. Такие подходы к организации деятельности объединений и их участников будут способствовать обеспечению максимально возможной  мотивация людей к участию в объединении и организации совместных действий.

Участие в объединении будет давать субъектам экономики многое, поэтому объединение  может иметь полное моральное право требовать от каждого своего члена надлежащего выполнения своих обязательств. Кроме этого, и сами члены объединения, когда увидят реальный смысл в объединении, большую выгоду для себя от этого, то они (и в первую очередь активно и добросовестно работающие) станут дорожить авторитетом объединения, беречь его, дорожить своим членством в нём. Члены объединения перестанут терпеть недобросовестного члена объединения, наносящего вред его авторитету.  Т.е обязательно появится и станет действовать очень эффективный коллективный надзор, а это значит, что появится настоящая коллективная ответственность субъектов экономики, которая будет способствовать усилению и их персональной ответственности. 

Надо учитывать также, что и потребитель теперь в случае нарушения поставщиком своих обязательств не будет этого терпеть, как это часто сейчас происходит из-за неверия  в возможность воздействия на поставщика, а теперь он будет иметь очень действенные возможности влиять на такого недобросовестного поставщика.

Теперь производитель окажется под гораздо более строгим контролем и со стороны своего структурного объединения в лице его руководства и других членов, и со стороны потребителя, усилившего свои требования к поставщику.

У нас сейчас часто звучат призывы к бизнесу, в том числе и от Руководства страны, о необходимости повышать свою социальную ответственность, принимаются соответствующие меры на государственном уровне, но толку пока очень мало. Бизнес слушает и, молча, продолжает действовать так, как действовал. А теперь бизнес попадает в такие условия, когда ему придется эту ответственность проявлять, он попадает в такие условия, когда сможет существовать, только активно и добросовестно развиваясь. И при этом очень важно, что он всегда может рассчитывать на поддержку и помощь в решении своих проблем со стороны своего структурного объединения.

А обманщику, жулику и халтурщику в таких условиях будет очень трудно и неуютно продолжать свою неблаговидную деятельность. Он будет поставлен в условия, при которых ему придется или исправляться и остаться членом объединения, или уйти из объединения, что для него чревато будет потерей самой возможности иметь свой бизнес в этой сфере экономики.

Здесь обязательно надо подчеркнуть следующее. У людей появляется мотивация трудиться добросовестно и активно именно потому, что это им приносит материальную выгоду и они будут бояться эту выгоду упустить.

Из сказанного можно сделать вывод, что возможности создания в нашей экономике  института самоуправления её субъектов вполне реальны и не противоречат здравому смыслу. Но как это делать?

Несмотря на то, что количество зарегистрированных СРО растет, Закон № 315 не  решает эту задачу, и рассчитывать на то, что какие-то другие государственные меры сделают это, считаю напрасным. Как уже говорилось в начале статьи, общественный институт без активных действий самого общества создать невозможно. Очевидно, что за организацию этого дела надо браться самому обществу, всем миром, что и предлагается делать в виде общероссийского общественного движения.

Здесь надо особо отметить, что мы выбираем именно общественное движение, которое из всех общественных объединений  имеет полное моральное право выступать от имени всего общества, от имени всего народа.

Сразу же берем во внимание, что все наши действия в первую очередь должны быть направлены на обеспечение мотивации людей участвовать в деятельности предлагаемого общественного движения.

Организацию дела предлагается осуществлять следующим образом:

1. Создается и организовывается деятельность общероссийского общественного движения «За поддержку и доверие  отечественным товаропроизводителям и предпринимательству» (далее Движение).

Движение создается  в целях обеспечения развития  в экономической сфере института самоуправления субъектов экономики. Это значит, что Движение должно создавать максимальные возможности для, надо подчеркнуть, самостоятельного и эффективного взаимодействия структурных объединений, контролировать  и направлять их взаимодействие, с целью развития экономики страны и субъектов экономики, участвующих в деятельности Движения. Должно быть понятно, что чем больше сфер экономики, чем больше структурных объединений, участвующих в деятельности, организуемой Движением, то все эти процессы будут более эффективными.

Название Движения говорит четко и ясно, что оно собирается оказывать субъектам экономики поддержку и доверие, что, конечно же, очень нужно многим нашим российским субъектам экономики, поэтому наше Движение сразу же может рассчитывать на интерес с их стороны.

Надо сказать о том, что в названии с особым смыслом заложено понятие доверия.

У нас в экономической сфере понятия честность и порядочность очень, скажем так,  деформировались и потеряли свой смысл, а вот понятие доверия – совсем другое дело, оно ещё способно в людях будить совесть, которая, уже в свою очередь, может заставлять людей ответственно выполнять свои обязанности перед обществом. Здесь надо понимать и то, что очень многие люди готовы трудиться честно и добросовестно, но не имеют возможностей это делать в нынешних условиях, а Движение эти возможности им может обеспечить, и благодаря, именно, фактору доверия в своей деятельности.

В доверии партнеров заинтересован каждый субъект экономической деятельности, но при этом он очень хорошо понимает, что доверие надо заслуживать. Доверие не оправдать по неспособности – это может проститься, а вот, если будет обман, то за действие против совести общество может, а в наших сегодняшних условиях должно

сурово наказывать. Понятно, что наказание может состоять только  в отказе от помощи, но это должно быть равносильно лишению самой возможности существования бизнеса обманщика.

Движение должно очень убедительно показывать субъектам экономики все возможности, которые оно им будет предоставлять. Все эти возможности должны быть обусловлены участием в Движении больших и серьезных сил, способных с самого начала внушить уважение и интерес к нему. Первая задача организации Движения – собрать большую силу, которая начнет работу.

2. По логике здравого смысла за помощь и поддержку Движение имеет полное моральное право потребовать от субъектов экономики выполнения своих условий. Только обязательно надо обеспечивать при этом одно условие  – это, то, что субъекты экономики в любом случае от взаимоотношений с Движением должны иметь больше, чем будут отдавать, т.е. им должно быть участие всегда выгодно.

Первое, очень важное требование Движения – это то, что оно в первую очередь будет взаимодействовать только со структурными объединениями субъектов экономики. Отдельные предприятия и организации смогут участвовать  в деятельности Движения только будучи членами структурных объединений. И причем,  эти структурные объединения должны представлять собой большую и значимую силу в сфере экономики страны или региона, или обладать потенциальной возможностью стать такой силой, а не просто какое-то объединение n-го количества субъектов.  Структурные объединения должны быть такими, чтобы в решающей степени определять состояние  и развитие своей сферы экономики и страны в целом, и региона. Они будут определять всю политику в своей сфере производства, объемы производства, состав участников и пр. Т.е. количество таких структурных объединений-участников Движения в конкретных сферах экономики и их составы будут ограниченными. Эта мера необходима, чтобы создать условия (основы) обеспечения субъектами экономики коллективной ответственности за свою деятельность (а такая ответственность может быть только у структурного объединения) и мотивацию людей к объединению и к обеспечению скорости и интенсивности процессов объединения.

Для того, чтобы, как можно, более ярко и отчетливо показывать обществу характер деятельности структурных объединений, участвующих в деятельности Движения, оно деятельность этих структурных объединений определяет как «Движение российских товаропроизводителей и предпринимательства «За коллективную ответственность и взаимную поддержку». Само название этого движения прямо и конкретно говорит о том, как его участники должны организовывать свою деятельность и вести себя на рынке во взаимоотношениях с партнерами.

Здесь подчеркиваются два обязательных условия участия в Движении. Первое – это то, с чего начинается участие в Движении, с принятия и обеспечения коллективной ответственности, а второе – это взаимная поддержка, к чему субъекты экономики должны стремиться и за выполнение которой также придется отчитываться.

По аналогии со СРО, о которых говорилось в связи с Законом № 315, структурные объединения, участвующие в Движении субъектов экономики, можно назвать самоуправляемыми организациями (СУО). Они будут входить в реестр СУО нашего Движения и получать определенной формы Свидетельства об участии в деятельности Движения.

3. Движение учреждает «Знак народного доверия»,  который представляет собой стилизованное изображение двух букв «НД», находящееся внутри пятиугольника. Этот Знак может напомнить Знак качества, применявшийся в советские времена.

Знак народного доверия присваивается предприятиям или организациям и те могут представляться Предприятиями или Организациями народного доверия. Обладателями Знака могут быть только члены структурного объединенияучастника Движения. И именно под коллективную ответственность всего структурного объединения, по его обращению  с просьбой Движение присваивает «Знак народного доверия» члену объединения.  

Уровень значимости нашего Знака  гораздо выше, чем  любого знака качества, использующегося сегодня в нашей экономике. Знаки качества, сертификаты присуждаются  и выдаются какими-то организациями, какими-то  людьми, которых никто не знает и которых (это может быть часто в подсознании людей) можно обмануть или купить. Желающему иметь такие знаки и сертификаты можно на какое-то время собраться и обеспечив необходимое качество получить их, потом, получив знак или сертификат,  можно уже будет «расслабиться»…

Наш Знак народного доверия выдается под коллективную ответственность конкретных организаций и людей. Выдается обществом, народом, в конце концов, в лице общественного движения, самое активное участие в котором может принять любой гражданин, любое общественное объединение. Обладатель Знака находится под постоянным контролем и своего структурного объединения, и потребителя. Обладатель нашего Знака имеет значительно меньше возможностей «расслабиться» в свое работе, Знак народного доверия – это постоянное качество и ему можно верить гораздо больше, чем любому нынешнему знаку качества.

Обладатели Знака смогут  использовать его по своему усмотрению: в маркировке товара и на его упаковке, размещать в товаросопроводительной  документации, на ярлыках и этикетках, и в своей рекламной деятельности. Этот знак, который сейчас проходит процедуру официальной регистрации, Движение уже сейчас будет использовать в своей деятельности.

Право на членство в структурном объединении, участвующем в Движении субъектов экономики, должно каждым членом постоянно подтверждаться, за членство в таком объединении предприятия и организации должны бороться. Знак народного доверия присваиваться будет на какой-то ограниченный срок (для начала 1 год, а затем можно рассматривать вопрос о других сроках). 

Членство в структурном объединении – участнике Движения должно будет означать, что ему, члену объединения, Движение от имени общества оказывает доверие и  тем в большей степени о доверии говорит обладание Знаком народного доверия.

Очень интересный момент. Отсутствие этих знаков доверия тоже является знаком для субъектов экономики, для общества, но уже знаком недоверия, со всеми отсюда естественными выводами. Не трудно представить, что большой радости от «обладания» такими знаками у субъектов экономики не будет и отсюда получается, что они вынуждены стремиться к участию в деятельности Движения.

Мы обещаем субъектам экономической деятельности поддержку общества, народа. И эту поддержку общество, люди могут оказывать через скорейшее принятие для себя Знака народного доверия.

Если идем в магазин, то приходим, в первую очередь, в магазин, который является обладателем Знака народного доверия (его можно считать магазином народного доверия), где можно спокойно покупать продукты и не бояться быть обманутыми. Если мы идем в магазин, который пока не является обладателем Знака народного доверия, мы покупаем в нем, прежде всего, продукцию со Знаком народного доверия. То же самое, если мы идем в банк, в аптеку, в медицинский центр, в учебное

заведение, в туристическую фирму и  в другие организации, оказывающие услуги, нам будет очень удобно и полезно в своем выборе ориентироваться на Знак, или на то, что организация является членом структурного объединения, участвующем в Движении.

Этот Знак и Свидетельство об участии в Движении будут очень полезны людям, поэтому мы должны самым скорым образом принять для себя необходимость ориентироваться на него, использовать его в повседневной жизни. Чем скорее мы начнем правильно относиться к знакам доверия, чем принципиальнее мы будем проявлять свое отношение к делу, тем скорее начнут решаться многие проблемы в нашей жизни, тем меньше нас будут обманывать, тем скорее и эффективнее будет развиваться наша экономика, тем сильнее будет становиться Россия, тем меньше мы будем испытывать трудности, связанные со всякими санкциями наших врагов. Теперь повышается уровень ответственности и производителей продукции,  магазинов и многих других  организаций, оказывающих нам различные услуги, увеличиваются возможности воздействия на них с целью обеспечения ими добросовестного выполнения их общественных обязательств. 

То же самое относится и к субъектам экономической деятельности, занятым в сфере промышленного производства. Выгода для них от участия в Движении, от обладания Знаком народного доверия, от партнерства с участниками Движения, от сотрудничества с обладателями Знака народного движения очевидна.

Факт участия в Движении, подтвержденный наличием Свидетельства  участия, и «Знак народного доверия» могут и должны стать большой моральной ценностью в обществе (понятно, что на это нужны усилия и время). Умелое их использование во многом позволит Движению обеспечивать заинтересованное участие субъектов экономики в организуемой им деятельности.

Благодаря этим своим, введенным в общественную жизнь моральным ценностям (знакам доверия), Движение будет очень хорошо демонстрировать обществу смысл, содержание и постоянство своей деятельности. Движение у общества будет постоянно на виду, оно  будет становиться постоянной частью его жизни, что при условии успешной деятельности, Движению, конечно, будет обеспечивать большое уважение, авторитет в обществе и возможности развития. Такими потенциальными возможностями у нас сегодня не обладает ни одна общественная организация.

Ещё о мотивации участия в Движении.  До людей, думаю, быстро дойдёт, что Движение – это модернизация и структурная перестройка экономики, а это значит, и передел рынка. И активные, сильные, умные имеют все возможности захватить, не будем бояться этого слова, новые для себя сферы рынка. Движение – это обострение конкуренции среди субъектов экономики, но эта конкуренция будет уже не на основе силы, обмана и других противоправных и не чистоплотных действий, а честная конкуренция на основе ума, творчества, профессионализма, деловой активности и постоянного развития. Движение – это новая идеология бизнеса, новые принципы и подходы в его организации. Движение для тех, кто хочет и может честно и активно работать.

Движение, структурные объединения, будут давать предприятиям и организациям в максимально возможной мере то, ради чего они работают, за что борются, но за это им придется платить и платить немало, они должны будут активно, результативно, честно и добросовестно развивать своё производство. С них можно будет требовать то, что необходимо в интересах  структурного объединения и экономики страны в целом, в результате, будут обеспечиваться условия организации интенсивных процессов в направлении структурной перестройки и модернизации экономики страны.

Субъектам экономики придется перестраиваться и для этого прикладывать немало усилий, но они могут рассчитывать  на помощь и поддержку общественных сил в этих своих действиях, что для них также должно быть очень важно.

Из сказанного, думаю  хорошо видно, что Движение имеет все возможности обеспечить мотивацию субъектов экономики к участию и «за страх», и «за совесть» в деятельности в интересах общества, страны на основе развития института самоуправления. Чего сделать, повторяю, одними только государственными мерами не получается и не получится.

Мотивация отдельных предприятий и организаций к участию в предлагаемой общественной деятельности может быть обусловлена получением следующих для них выгодных возможностей:

1. Участник ясно видит, что у него появляется значительно больше возможностей сбыта своей продукции и услуг, он видит прямую связь между своими усилиями и  возможными результатами труда, и отсюда у него больше желания действовать и развивать своё дело.

2. Очень хорошие возможности регулировать импорт товаров объединенными силами самих субъектов экономики и организовывать противодействие  экспансии зарубежных фирм, что особенно важно при членстве России в ВТО.

3. Больше возможностей в использовании ситуации, связанной с необходимостью развивать производства импортозамещающей продукции, вызванной развернувшейся против нас экономической войны в виде санкций со стороны Запада.

4. Движение будет содействовать развитию совершенно новых отношений субъектов экономики друг с другом и с властными структурами,  которые будут меняться от сегодняшнего, во многом,  противостояния к сотрудничеству. В результате можно рассчитывать на уменьшение разбирательств в арбитражных судах, на уменьшение надзора со стороны государства и на многие другие возможности, облегчающие жизнь для субъектов экономической деятельности.

5. Увеличение возможностей получения денежных средств на развитие своей деятельности со стороны банковских структур и инвесторов, так как у этих структур и субъектов экономики в значительной степени вполне обосновано повысится уровень доверия друг к другу.

6. Участники будут осознавать себя частью большой и действенной силы, которая  в трудную минуту всегда может придти на помощь.

7. Все это должно давать увеличение конкурентоспособности, стабильность и надежность своего дела, веру в будущее, деловой и жизненный оптимизм.

 Из того, что может дать Движение экономике страны в целом, я в первую очередь хочу сказать о следующих возможностях:

 1. Развитие в экономике страны института самоуправления её субъектов.

Организация взаимодействия на уровне структурных объединений поставщиков и потребителей является очень важным и действенным фактором для обеспечения развития отечественного производства различной продукции и развития всей экономики в целом. В том числе большие возможности в остро необходимом сегодня решении задач по организации производства импортозамещающей продукции.

2. Обеспечение сильной мотивации субъектов экономики к участию в деле объединения сил в экономике.

Подчеркну, что первая задача  Движения – это объединение сил в экономике и организация совместных действий для решения задач, объединяемых структур, как общих, так и индивидуальных.

3. Движение будет поднимать уровень социальной ответственности бизнеса, позволит в значительной степени наводить в экономике порядок, дисциплину, успешно бороться с обманом, жульничеством, разгильдяйством и другими негативными явлениями в экономике силами самих субъектов экономики.

Коллективная ответственность будет проявляться не после факта нарушения обязательств участниками структурных объединений в виде возможных денежных компенсаций, как это предусматривается Законом о СРО, а будет обеспечиваться действиями, направленными в первую очередь на исключение самих фактов не

добросовестной работы участников объединений. Риски, связанные с невыполнением работ и услуг, должны и будут, в первую очередь, нести исполнители и поставщики, а не, как у нас сейчас фактически происходит, заказчики и потребители.

Участие в Движении субъекта экономической деятельности должно стать  гарантией качества его продукции и услуг.

4. Как уже говорилось, Движение будет содействовать развитию совершенно новых отношений бизнеса и власти, что будет содействовать искоренению многих на сегодня  считающихся неизбежными  вредных явлений, в том числе обеспечит и значительные возможности в борьбе с коррупцией.

Здесь хочу сказать подробнее. Ведь, что такое коррупция? Это дань (насильственный отъем денег), которую собирают сильные субъекты со слабых и чужих субъектов. Так вот, чтобы не было коррупции, надо чтобы слабые субъекты  становились сильными и чужие становились своими. Тогда с сильного побоишься брать, а с со своего это делать станет как-то, мягко выражаясь, неловко. И не надо будет какой-то специальной антикоррупционной деятельности, т.к. будет разрушаться сама основа для коррупции и последняя станет исчезать.

Сотрудничество структур власти участников Движения в решении общих задач будет содействовать их сближению. Это очевидно.

Движение даст возможность выбирать надёжного исполнителя заказа или поставщика продукции на основе следующих подходов:

а) предпочитать (ориентироваться на) члена объединения – участника Движение;

б) получать от структурного объединения перед своим выбором подтверждение о возможностях и способности их членов выполнить заказ, за который они берутся.

При исполнении заказов за бюджетные средства уклонение от этих подходов со стороны заказчиков должно рассматриваться однозначно как их действия, имеющие корыстные и не благовидные цели со всеми вытекающими отсюда для заказчиков последствиями и наказаниями.

В условиях обеспечения эффективности коллективного надзора за организацией бизнеса самими субъектами экономической деятельности, думаю, можно будет разрешить и чиновникам заниматься бизнесом, если это не будет наносить вред их работе на государственной службе. Их деятельность, связанная с предпринимательством, в этом случае будет контролироваться не законом, которого они сейчас не боятся, а обществом, которое может доставить им немало неприятностей в случае невыполнения ими необходимых общественных условий. Эта мера нужна, чтобы чиновники не чувствовали себя обделенными  возможностями зарабатывать деньги, чтобы у них не было зависти и соблазнов не законно участвовать в распределении денежных потоков, которые проходят через них или рядом с ними. Это, считаю, важный момент.

Коллективный надзор со стороны субъектов экономики в совокупности с уже осуществляемыми мерами в настоящее время государством, должен будет в значительной степени подрывать саму основу коррупции, так как будут создаваться такие условия, при которых коррупционерам, с одной стороны, будет труднее брать, а, с другой стороны, будет всё меньше смысла в поборах и в воровстве, так как многое из того, ради чего они сегодня идут на противоправные действия, они смогут получить уже честным, безопасным для них образом.

Здесь надо отметить важные, на мой взгляд,  моменты:

а) коррупция побеждается мерами в большей своей части, не направленными против неё непосредственно, не в «лобовой атаке», а мерами, преследующими, в общем-то, другие цели, напрямую не связанные с ней;

б) эти меры носят характер не противодействия, а, наоборот, взаимодействия и сотрудничества.

Учитывая сказанное, думается, надо пересмотреть методы и способы борьбы со многими трудностями, осуществляемые сегодня общественными силами. Сейчас решение множества проблем в нашем обществе происходит только в виде борьбы одних сил против других. Сами названия общественных организаций («Комитет за гражданские права», «Общество защиты прав потребителей» и многие другие) говорят о том, что люди осознают реальную жизнь так, что в ней нужно обязательно от кого-то защищаться и с кем-то бороться, поэтому изначально предусматривают пути решения своих проблем на основе борьбы и насилия. Получается, что в обществе идёт, чуть ли, не  гражданская война, в результате, вместо того, чтобы нам объединяться и становится сильнее перед лицом всех наших проблем, мы всё больше и дальше разъединяемся и становимся слабее к великой радости наших врагов.

Мы должны понимать, что, чем сложнее проблемы, тем борьба менее эффективна, и нам надо находить возможности их решения в сотрудничестве на основе общих интересов всех участников взаимодействия. Нам надо основываться на том, что нас объединяет, а объединяет нас Россия.

5. Увеличение возможностей финансирования экономики за счет роста инвестиций и банковских кредитов, благодаря очевидной большей вероятности их успешного использования участниками Движения.

Заинтересованность банковских структур в участии деятельности Движения очевидна.

6. Правительство и властные органы на местах получат возможность опираться на большую организованную силу в экономике, что даст возможность более оперативно реагировать на очень часто изменяющиеся условия жизни, а также будет содействовать повышению  эффективности деятельности властных структур, поэтому, по логике, они должны оказывать Движению всяческое содействие.

Через Движение в экономике страны сможет проводиться такая политика, которую нельзя проводить от имени государства, которое часто связано неудобными международными обязательствами. 

7. Повышение эффективности деятельности властных структур приведёт к возможности сокращения численности чиновничьего аппарата.

8. Комплексный подход в решении проблем в экономике, обеспечиваемый Движением, – это возможности обеспечения рационального использования имеющихся ресурсов (которых, учитывая количество и сложность проблем,  у нас не очень много), а также и оптимальности осуществляемых мер. Комплексный подход – это не только эффективное решение проблем, но и возможность исключения самого их появления.

9. Движение будет в значительной степени содействовать решению проблем модернизации и развития экономики страны, а успехи в  экономике будут способствовать решению проблем и в других сферах жизни общества.

10. Указанным перечислением далеко не исчерпываются все возможности Движения, сюда можно добавить содействие решению проблем ЖКХ, строительства дорог,  легитимизации рынка труда, миграции и других.

 Можно говорить  и о возможностях Движения в организации пенсионного обеспечения людей, т.е. о возможностях решения задач в социальной сфере.

11. Движение должно будет обязательно заниматься и проблемами морально-нравственного характера в экономике. Особо хочу сказать о проблеме отношения к труду в обществе.

Сейчас труд для большинства людей является только средством  добывания денег, средством обеспечения материальной стороны их жизни. Но труд должен иметь и более глубокий, духовный смысл для человека, он должен быть средством самореализации личности человека, должен быть его осмысленным средством обеспечения его общественного долга, должен приносить человеку моральное удовлетворение. Надо вернуть уважение к труду в обществе как к общественно-полезной деятельности. Сегодня уже никто не говорит, что труд сделал из обезьяны человека, потому что это не так, но то, что отсутствие труда, уважения и интереса самого человека к своему труду ведет к его деградации и приближает к приматам, это бесспорно. Со временем, при успешном развитии дела, надо будет обязательно рассмотреть возможность существенного поощрения людей за честный и добросовестный труд и со стороны Движения.

12. Движение – это ответ на вопросы о том, как сегодня нам действовать, как организовать развитие экономики страны и решать другие наши проблемы. А это главные вопросы. Пока же мы слышим только то, что нам надо делать. Считается, видимо, что надо определить  какие-то очень эффективные направления действий, разработать правильные планы, а дальше всё само собой будет получаться, субъекты экономики будут действовать именно так, как нужно, и не иначе. В наших условиях на это рассчитывать, конечно же, более чем наивно. Нам обязательно необходимы в максимально возможной степени организованные действия больших сил субъектов экономики, что только в этом случае обеспечит нам необходимые большие скорости нужных процессов в экономике страны.

Все изложенное, на мой взгляд, показывает большие возможности Движения в деле развития экономики страны и содействию решения проблем и в социальной, и в политической, и в духовной сферах общественной жизни.

Движение с его легко доступными для понимания идеями развития самоуправления в экономике, реализация которых будет приносить (относительно) быстрые, а не отсроченные на какую-то отдаленную перспективу, конкретные и необходимые для большинства людей результаты, будет обеспечивать мотивацию большого количества людей к участию в своей деятельности. Поэтому это общественное движение будет очень эффективным  фактором, способствующим процессам движения нашего общества к жизненно необходимому Единству, к консолидации общества.

Единство общества не может создаваться сразу целиком, его надо строить, складывать из частей, из результатов  в разных сферах общественной жизни.

Теперь о требованиях к участникам Движения и принципах организации его деятельности. Требования для каждых  структурных объединений  и их участников будут разрабатываться с учетом специфики сферы экономики, в которых они функционируют, но для всех участников должны быть едины принципы, на основе которых они должны разрабатываться. Эти принципы следующие:

1. Обеспечивать развитие собственной деятельности и содействовать развитию деятельности отечественных смежников – поставщиков материалов, оборудования  и оказывающих различные услуги. Здесь имеются в виду постоянное повышение эффективности производства, повышение производительности труда, требования, направленные на постоянное движение вперед, на стремление не останавливаться на достигнутом.

2. Выполнять неукоснительно законодательство страны.

Требования Движения могут быть даже жестче, чем условия, предусмотренные  законами  страны, потому что они принимаются с учетом международных договоров и обязательств, а также очень часто не успевают отражать жизненные реалии.

3. Требования, естественно, должны будут постоянно изменяться в соответствии с реальнымиусловиями жизни, но всегда обязательно должно будет выполняться условие обеспечения выгоды для предприятий и организаций от их участия в Движении.

4. Все участники Движения должны осознавать свою ответственность перед обществом и перед членами своего структурного объединения.

5. Все участники Движения должны осознавать необходимость своего единства перед лицом проблем, стоящих перед Россией, и в соответствии с этим должны организовывать свою деятельность. Каждый участник Движения должен с особым вниманием относиться ко всем участникам Движения, их просьбам и предложениям,  и оказывать им всяческую поддержку.

6. Учитывая серьёзность общественных проблем, решением которых будет заниматься Движение, оно будет требовать от всех участников самого жесткого выполнения  своих условий. Нарушителей своих требований Движение будет решительно исключать из состава своих участников, и будет включать их в свои особые списки нарушителей.

Требования Движения, думается, не должны пугать умных и активных людей. Ведь, если разобраться, участие в деятельности Движения не потребует от субъектов экономики каких-то особых  действий, кроме тех, которые необходимы для обеспечения стабильного и надежного бизнеса на современном конкурентном рынке. 

Организация Движения, конечно, очень сложное и очень ответственное дело, обеспечение его успеха обусловлено во многом выполнением следующих мер:

1. Очень важно с самого начала работы привлечь к ней большие и авторитетные  силы, действующие во всех сферах общественной жизни. Надеюсь на поддержку идеи Движения Всемирным Русским Народным Собором (ВРНС), Союзом писателей России, Объединенным Народным Фронтом, ОПОРОЙ России и др.

2. Получение поддержки правительства страны, привлечение банковских структур, которым, как я уже говорил, самим выгодно сотрудничество с Движением и участие в нем.

3. Проведение работы с широким охватом регионов и сфер экономики страны.

4. Необходимо очень много и постоянно делать в части пропаганды Движения и информирования общества о его деятельности.

5. Необходимо всю работу организовать в виде динамично развивающегося процесса, какие-то перерывы, спады в работе, т.е. вялотекущий процесс не допустим.

Особо хочу сказать о взаимодействии с ВРНС. Наше Движение полностью признает правильным все действия ВРНС в жизни страны. Идеи Русского Собора мы принимаем для себя как  руководящие, и принципы организации своей деятельности

будем строить на их основе. Надеемся, что деятельность Движения будет содействовать и успеху ВРНС в решении его многих и сложных задач, поэтому рассчитываем на тесное сотрудничество с ним.

Сейчас, как уже говорилось, пока зарегистрировано Региональное общественное движение «За поддержку и доверие отечественным товаропроизводителям и предпринимательству»,  его практическую работу будем проводить с одновременными действиями по переоформлению его в общероссийское общественное движение.

В конце хочу спросить. Кто скажет, что идея Движения – это утопия, не реальное дело? Кто выдвинет идеи по решению наших проблем без консолидации общественных сил, без активного участия народа? Кто докажет, что хаотичные, не организованные действия субъектов экономики для нашей страны эффективнее целенаправленных действий больших сил экономического сообщества? Я уверен, что никто из умных людей не рискнет это делать. А если мы признаем, что надо всем миром решать наши проблемы, то альтернативы Движению нет. 

Тахир Самкаев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"