На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Неугомонная Серафима

Заметки паломника

По приезде в Сурскую сестринскую обитель нашу группу паломников первым делом повели в музей святого праведного Иоанна Кронштадтского Строгая, на первый взгляд, экскурсовод предупредила: "Рассказывать буду долго. Устраивайтесь поудобней". — Мальчишки и девчонки расселись на полу и скамейках, затихли. А она, встав, начала рассказ о судьбе человека удивительного.

Что-то мешало назвать экскурсовода старушкой, хотя по годам перед нами была женщина почтенного возраста. Серафима Вячеславовна Данилова, а это была именно она, — основательница музея знаменитого сурянина. Она же мать известного архангельского звонаря Ивана Данилова. Искренний интерес подталкивал меня внимательнее слушать, о чем и как рассказывала Серафима Вячеславовна. Ясность ли взгляда, твердость (но отнюдь не жесткость) первых интонаций при встрече, осанка ли — трудно сказать определенно, но что-то выдавало в ней характер, в общем-то, несвойственный обитателям северной глубинки. И это что-то все больше и больше привлекало внимание к ней самой.

Уже в Архангельске, когда я встретилась с Еленой Ш. Г., невесткой Серафимы Вячеславовны, первое, что услышала о заинтересовавшем меня человеке, было. "Удивительные судьба и личность".

... Дождем или солнцем был наполнен день ее рождения — 17 октября 1927 года, не скажет сейчас никто. Но без сомнения — любовью. Потому и воспоминания ее о малой родине и близких людях такие светлые. Вот малая толика записей, адресованных внуку Мише:

«Я родилась среди гор-сопок, на полуострове Камчатка, на западном его побережье, на реке Папане. В верховье ее находятся горячие источники, куда твой прадед Вячеслав и прабабушка Мария ездили каждое лето на лошадях купаться приезжали помолодевшие, веселые, привозили много вкусной ягоды».

Однажды маленькая Сима отправилась вместе с другими детьми в лес за черемшей. Неожиданно дети заблудились, испугались: куда идти? «Решили идти по ручью. Шли долго. Ручей вывел нас на равнину, и вдруг на склоне горы мы увидели незабудки. Такие цветы, наверное, можно наблюдать только у нас. На Европейском Севере (в Архангельской области) они маленькие ростом 5-6 см; а там высокие стебли, крупные синие соцветия, и запах чудесный. Это запало в мою душу. Вот такая память о родине, о местах, где я родилась».

 

Безмятежность детства была расстреляна. В 1932-1938 годах все братья Лонгиновы, родные и двоюродные Вячеслав, Алексей, Нестор, Африкан, Артамон, Петр, Константин — погибли за веру. Отец Серафимы, Вячеслав Николаевич, сын священника, сам был псаломщиком. Его расстреляли 20 марта 1938 года.

Какой тяжкий след оставили эти страшные события в душе Серафимы Вячеславовны, пятерых ее братьев и сестер. Но, слава Богу, не сломили.

После войны окончен был факультет естественно-географических наук в Институте народов Севера при пединституте им. Герцена в Ленинграде. Там же родился ее первенец, Ванечка. Муж, потомственный сурский крестьянин Василий Иванович Данилов, "углядел", говорят, будущую жену еще в то время, когда служил на Камчатке.

Шестнадцать лет после института проработала Серафима Вячеславовна в восьмилетней школе поселка Белушье, что в Ненецком автономном округе. Там же родились еще трое ее детей: Татьяна, Александр и Анна.

В 1969 году семья перебралась в Суру, где жили родители мужа. В Сурской средней школе Серафима Вячеславовна проработала до пенсии.

Елена рассказывает:

— У нее удивительно развитая историческая память, и с годами она развивается еще больше. Сейчас Серафима Вячеславовна чаще вспоминает: и детство свое, и Камчатку. Больше узнает. Свою родословную "раскопала" до пятого колена. С братом двоюродным переписывалась о судьбе всего этого рода. У нее корни очень непростые. Это видно по всему.

В школе преподавала географию, биологию, химию. И всегда очень историей интересовалась. Поначалу собирала весь, какой доступен там, в деревне, материал о декабристах. А потом, поскольку она человек пришлый, стала интересоваться историей деревни.

Сама Серафима Вячеславовна в письмах вспоминает:

1975 года стала собирать материалы об истории Суры, ее населении в прошлом и сейчас. И, конечно, о святом праведном отце Иоанне Кронштадтском. С конца 70-х годов стала уже водить экскурсии, проводить беседы о нем в школе. Собрался материал в воспоминаниях и фото о потомках этого выдающегося священника, начиная от сестры Дарьи.

Шло время. В 1999 году я тяжело заболела".

По словам Елены, свекровь ее — очень сильная натура:

Приехала сюда на обследование ни жалобы, ни слезинки. И вот тогда она и дала обет.

 

Из письма Серафимы Вячеславовны:

"Близкий мне человек принесла портрет о. Иоанна Кронштадтского, и я просила святого отца об исцелении.

Сказала: "Помоги мне, я же приеду в Суру, и как бы ни было тяжело, создам Музей твоего имени. Помощь пришла я продолжаю жить, радоваться и работать".

Шестого июня 2000 года музей в Суре был открыт, и Серафима Вячеславовна рассказывает теперь здесь паломникам о родине и судьбе св. пр. Иоанна Кронштадтского.

И вновь вернемся к встрече в Архангельске, к рассказу Елены Ш. Г.

Интересно, что она всегда могла подняться над бытом. Она бы никогда не стала жить только хлебом насущным. Ей всегда нужно больше. Она и к вере пришла довольно поздно. Именно потону, что ей всегда мало было забот земных. Она очень совестливый человек, всегда считала, что "должна". У нее очень глубокая внутренняя интеллигентность. Эта отдача себя людям постоянная…

Когда была встреча Ненецкого землячества в Архангельске, все ее "белушские" ученики, узнавая, к ней "бросались", обнимали и целовали. Так ее все помнят и любят.

Подтверждение этому — и в маленькой вырезке из районной газеты "Пинежская правда" за 1996 год, что бережно хранится в семейном архиве. Пишет одна из учениц, Наталья Медведева:

"Наш класс был влюблен в химию. Серафима Вячеславовна представлялась нам доброй волшебницей, творящей чудеса с пробирками и химическими веществами. А как интересно обо всем рассказывала! На ее уроках мы сидели как завороженные. Никогда не забыть ее тактичность и сдержанность. Ее похвала не ограничивалась словами. Она могла подойти, по-матерински погладить по голове или просто одарить взглядом, излучающим такую доброту и нежность, что это вдохновляло нас на следующие успехи".

Очень ответственно, даже в мелочах, к делам школьным относилась не только сама Серафима Вячеславовна, но и вся ее семья. Вот представьте себе такую "картинку". У Серафимы Вячеславовны первый урок — биология. И ей надо показать растение все — от цветочка до корней. А муж, Василий Иванович, пестовал на огороде возле дома подсолнухи. Она выходит на крыльцо и, показывая на подсолнух, говорит: "Василий, сорви мне вот это". Василий беспрекословно вырывает подсолнух и вместе с женой отправляется в школу. Она — позади, совсем махонькая. А он, высокий, идет впереди, несет этот самый подсолнух, чтобы она могла все объяснить детям.

В жизни Серафимы Вячеславовны и Василия Ивановича были и трудные времена. Но что бы ни было, они всегда трепетно и преданно относились друг к другу. По словам невестки, отношения у них прекрасные:

Она его всегда любила и любит. И он ее всегда любил очень сильно. Поначалу ведь и косились в деревне: кого привез незнамо.

Василий Иванович удивительный человек. Он с какой-то врожденной потрясающей деликатностью. Когда ко мне приезжает, если в больницу надо, то его не видно и не слышно, только чтобы никому не помешать. Он малоразговорчивый, но очень мудрый. И добрый. Много передумавший. Поддержка ей очень большая: берет на себя очень много по хозяйству и до сих пор. Это ее главная опора. Он ее оберегает.

Серафима Вячеславовна очень терпимый человек. Очень редко поучает, замечания делает. И при этом, я обратила внимание, может, это из родительской семьи идет: у нее беспрекословное послушание дома. Там интересы старших превыше всего, их требования даже не обсуждаются, они всегда выполняются.

И мне говорит: "любимая дочка". Потому что у нас с ней общность интересов и общение не на бытовом уровне, а на душеполезном. У нее ко мне "бабьих" претензий никогда никаких. Не делаешь и не надо, будем сидеть, разговаривать. Сделаешь восторг. Это совершенно не типичная свекровь в этом смысле.

Она на самом деле строгость на себя напускает, но ее очень легко задеть, и совершенно другой увидишь. Ее и разыграть можно. У меня ребенок каждое лето к ним ездил любимая бабушка. Писем много осталось: его к ней и ему от нее.

Наследство бабушки Симы — удивительное. Может, когда-нибудь и будут опубликованы ее письма-эссе, такие чистые мысли и слова.

"К красоте привыкнуть нельзя она динамична. Виды (Земли) из Космоса меняются в зависимости от времени года, погоды, состояния ее воздушного покрова, положения Солнца так же, как меняется от возраста, настроения, образования восприятие красоты искусства, архитектуры, живописи.. Красота для человека это радость открытия ее на фоне невзрачного, но очень необходимого Она дает всплеск эмоций, который порождает прилив энергии, настроения, творчества. Человек обновляется от встречи с красотой".

Люди обновляются и от встреч с Вами, уважаемая Серафима Вячеславовна. Низкий Вам поклон.

Ирина Коростелева


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"