На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

И человек хороший,

и художник добрый

Он родился на Полесье 1 июня в год Великой Победы. Весь мир ликовал, плакал, танцевал на площадях под залпы салюта и поднимал заздравные чаши. Небеса были открыты. И ангелы Божии ликовали вместе с людьми.

Увидел это маленький мальчик и, когда вырос, стал рассказывать об увиденном. О небесах, чудесах и своей матери. Дивная память была дана ему – помнить себя на руках у матери. И сравнить почти не с кем. Один Лев Толстой приходит на ум: он очень гордился тем, что помнил себя с пеленок.

Алексей Кузьмич навсегда полюбил мир свободы, наготы и вечного лета и воплотил его в своих полотнах. Счастливый младенец танцует, пьет молоко, забавляется на коленях у матери. И это не кто иной, как сам художник, ликует на руках Матери-Природы.

– Родился – ясное небо, ластовки летают... – рассказывает Кузьмич. – Мать так и говорила: не день, а чудо! И вдруг из чистого неба появилась хмарка. Маленькая, рукой закрыть можно. Никто на нее и не глянул. А батька мой, весь израненный фронтовик, приподнял меня над головой, прямо в небо. И в это самое мгновение внезапно ударила из хмарки молния – и в деревню... 19 домов сгорело. Вот такое страшное совпадение. Запомнили это люди. И я запомнил – небо, огонь, солнце, грозу. И батьку своего.

Был батька сильно пораненный, – Варшаву освобождая, на мину наступил. Девятнадцать осколков осталось. Охотились война и смерть за Кузьмичами. Пришел батька, а тут ночью маузеры, сапоги блескучие, злоба черная: "Ты за кого воевал? За москалей?"

Хотели убивать, да дочурки вой подняли. Семь их было. Десять детей родила мама Александра Максимовна, а выжили шесть дочурок и я. Избили всех бандиты, забрали шинель, сапоги, вещмешок у батьки. Вскорости он кровью и изошел.

А в три годика помню, батьки уже не было: ведут меня, и вижу – лежат штабелями мертвецы. Гэбисты банду окружили и постреляли. На одном и узнал я шинель и сапоги отца...

Вместо батьки был у меня дед. Лихой дед, с казацкой шашкой домой вернулся. А началось с того, что два пацана срезали бритвой в паспорте год рождения да и пошли добровольцами на русско-японскую войну. Дед оказался в гусарском полку барабанщиком. Потом Маньчжурия, Цусима, японский плен. В 16 лет дед воевал с японцами, а в старости – с бабами. Полный дом девчонок был, и я один среди сестер...

Помню золотой свет. Я стою в тазу. А меня все сестры купают... И каждая хочет шлепнуть, ущипнуть, приласкать, потешить. Был я для своих сестер веселой игрушкой. Так с тех пор и гляжу на мир, как на купание в том золотом тазу. И нет для меня мертвых – все живые. Слышу их дыхание, всех прадедов и прабабушек. Широкие мужики жили у нас на Полесье, в моей деревне Мохро. Рассказывал дед, как гуляли некогда белорусы. Заматывали корове рога – и на ярмарку, а сами мимо нее – в шинок. И по пять дней не выходили из того шинка, пока всю корову не пропьют.

Матушка говорила: тише будь, ниже будь... А дед, который свет видел, под императорским знаменем впереди гусарского полка в атаку ходил, говорил: лезь на рожон!

После деда – за отца и деда остался в дому я, сидел в центре стола. И слушались меня, младшего. Разве это не сказка?

***

Но самая главная сказка у Алексея была впереди. У каждого народа есть своя сказка о Любви: Данте и Беатриче, Пушкин и Гончарова. Кто знает, пройдет время, и появится у белорусов своя прекрасная легенда – Алексей Кузьмич и Инесса.

Живут они в Минске на древней Немиге, о которой в "Слове о полку Игореве" сказано, как две белые птицы. Растят птенцов, радуются, шумят своими чистыми крыльями. Прекрасная человеческая пара.

Ее, пышноволосую и небесноглазую, узнают на улицах. Еще бы! Шестьсот полотен посвящено ей, а может, и больше. Именно красота жены благословила Кузьмича на создание Мадонны, Матери Мира, у которой тысячи лиц – веселых и печальных.

– Вы весна! – сказал он ей когда-то первые слова, увидев на улице примеряющей сережки. Она засмеялась – и осталась с ним навсегда. С тех пор не старится его сердце. И золотой свет истекает с его полотен, как мед из пчелиных янтарных сот.

А еще великие личности приходят к нему по ночам... Это так называемые сны Кузьмича. Сколько о них ходит легенд! Сны-то пророческие.

Снится царь Петр. Вызвал он к себе Кузьмича в Петербург, пожаловался ему художник на козни врагов. А император положил его голову себе на грудь, поцеловал: "Тяжко тебе, потому что ты от Бога. А думаешь, мне легко? Пошли ко мне, будем вместе работать". Пошли во дворец, подали им на стол вина, закусок, выпили. "Ну, ты пиши меня, а я буду бояр принимать", – сказал царь. Кузьмич царя пишет, а Петр Великий бояр за бороды тягает – за воровство, за нерадивость: сколько будете Россию грабить! Стыд, позор! И за ножницы... А Кузьмичу говорит: "Такая судьба царей и художников – учить проходимцев".

Много раз снились Кузьмичу цари Александр I, Николай I, Александр II. А с императором Николаем II Кузьмич и вовсе давно подружился семьями. Гуляют они вместе с женами и детьми по саду Эрмитажа. Печалится царь, что нет покоя и порядка на Руси. Императрица на качелях качается с Инессой, царевны с детьми Кузьмича играют, балуются. Императрице понравились мадонны художника, и вместе с Николаем II решили они заказать ему семейный портрет. Но как только возьмется он за кисти – просыпается.

Была у Кузьмича выставка в Санкт-Петербурге – народ валил валом. Возили его полотна супруги Мур в Нью-Йорк – фурор! Попали случайно пять картин его в Италию – и там люди ими восторгаются, возле картин в обморок падают, от болезней излечиваются...

Но, может быть, дороже другое. У нас много горюют сейчас, что женщины мало рожают детей и население страны уменьшается. А ведь дело поправимо – только поглядеть на картины Кузьмича, которые широко представлены на выставке в Минском Дворце искусств. Посетите ее, и вы приобщитесь к миру возвышенного и прекрасного, светлого и великого, доброго и вечного.

Михаил Шелехов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"