На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

«Молодая гвардия»: мифология культуры и реальность истории

К 75-летию создания подпольной организации "Молодая гвардия"

В современном мире происходит радикальный пересмотр смысла и значения многих исторических событий, оценка которых на протяжении длительного периода времени считалась устоявшейся и неоспоримой. Наиболее радикальной является переоценка многих событий советского периода истории. Со времён перестройки конца 80-х – начала 90-х гг. ХХ века, вследствие политики элит независимых государств, возникших на территории СССР, сознание людей, населяющих «шестую часть мира», настолько претерпело изменение, что зачастую близкие по языку, истории, религии и культуре народы превратились из «братских народов» в заклятых врагов. После распада Советского Союза и утраты его правопреемницей, современной Российской Федерацией, статуса сверхдержавы, произошёл, по сути дела, «обвал» системы ценностей. Многие из этих ценностей носили сакральный характер не только для «советской цивилизации», но и для всей предшествующей истории государства Российского, а также сопредельных стран. Советский Союз, при всех своих скрытых и явных недостатках, свойственных экономике, политике и идеологии, тем не менее, на протяжении длительного времени, являлся тем реальным примером, на который, в той или иной мере, равнялось значительное число стран мира. В настоящее время правопреемница СССР – Российская Федерация предпринимает явные действия для того, чтобы сберечь ценностные ориентиры, проверенные историей и, тем самым, сохранить собственное лицо в современном мире. Россия, в отличие от некоторых государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, не желает действовать по прямой указке западных стран, одержавших победу в «холодной войне». В ответ на стремление современной России проводить независимую политику, Запад ответил не только многочисленными санкциями в экономике, но и массированной идеологической атакой, целью которой является развенчание всех тех сакральных ценностей, которыми всегда дорожила эта страна. Одной из неоспоримых сакральных ценностей не только для русского народа, но и для всех остальных народов, населявших территорию бывшего СССР, явилась великая победа всего советского народа в Великой Отечественной войне. Утверждение писателя-эмигранта Виктора Суворова, согласно которому «Сталин проиграл войну» больно режет слух большинству русских людей. То же можно сказать и о многочисленных политических мифах современности, согласно которым, чуть ли не сам Советский Союз развязал Вторую мировую войну. Надо отметить также, что к дискредитации советской истории эпохи Великой Отечественной войны приложили усилия не только зарубежные, но и некоторые современные российские историки, преимущественно либерального и ультранационалистического направления. Ярким примером такой тенденции в современной российской историографии является докторская диссертация К. Александрова, посвящённая деятельности КОНР. В ней фактически оправдывается деятельность генерала А. Власова и его «подельников» борьбой с кровавым большевицким режимом. В очернительстве советской истории особенно усердствуют политики и учёные мужи из бывших союзных республик, в особенности, из Прибалтики и Украины. Таким образом, в настоящее время активно идёт процесс ревизии истории Советского и Российского государства в угоду конъюнктурным соображениям победителей в «холодной войне».

Чтобы в понимании истории воцарились произвол и хаос, её, в первую очередь, необходимо в максимальной степени лишить сакральных ценностей. Для этого необходимо дискредитировать и развенчать основные мифы, определяющие смысловое поле культуры. Тогда исторический процесс лишается какого-либо метафизического смысла. После этого очень просто изменить и рациональные конструкции, определяющие направленность данного процесса. Для этого надо, в частности, нарушить общую канву хронологии событий, поменять местами причину и следствие, отождествить причину и повод и осуществить другие подобные манипуляции.

Любая культура базируется на устойчивых мифологемах. Миф выполняет функцию, неразрывно связанную с поддержанием традиции и непрерывности культуры, с формированием опосредованного восприятия старости и молодости, а также исторического прошлого человечества. Согласно британскому антропологу Б. Малиновскому, основная функция мифа заключается в том, чтобы «упростить традицию, придать ей значимость и власть, возводя ее истоки к высоким, достойным почитания… началам» [1, 143].

А.Ф. Лосев утверждает, что в своей основе «миф «не есть поэтическое произведение, не есть выдумка или фикция, не есть фантастический вымысел», а есть «наиболее яркая и самая подлинная действительность, совершенно необходимая категория мысли и жизни» [2, 396]. Миф является важнейшим медиатором сакрального в историческом процессе. Без него история представляет собой всего лишь набор разрозненных дат, имён, событий, которые могут меняться. Живой миф не противостоит реальности. Также как и рационалистическая идея, он является реальностью в концентрированном виде. Миф изначально обладает глубокой истиной. «Истину мифа» провозглашают такие крупные мыслители ХХ века, как русский философ А.Ф. Лосев, английский антрополог и этнограф Б. Малиновский, немецкий исследователь К. Хюбнер.

Миф не следует отождествлять с ложью или «недоразвитым» логическим мышлением. Мифологическое мышление носит образный характер. Без него невозможно существование литературы, искусства, религии, и культуры вообще. В зависимости от того, каков характер реальности стоящей за мифом, он может быть как истинным, так и ложным. Очень важно, какой первоначальный смысл и содержание в него вкладываются его творцами, а также тем, каков критерий истины лежит в каждом конкретном случае мифотворчества. В любом случае, миф существует как особенная онтологическая реальность, и благодаря сакральному началу, лежащему в основе каждого мифа, он является своеобразной идеологемой [3 , с. 156].

Именно миф «оправдывает и проводит в жизнь моральные принципы» [1, с. 99]. Поэтому миф может как способствовать нравственному пробуждению человеческой личности, движению её в сторону совершенства, так и может привести к нравственной деградации, моральному падению и духовному «одичанию» человека. Ярким примером мифа, ведущего человечество в глубокую пропасть, является пресловутый «миф ХХ века», являющийся одним из базовых мифов нацистской идеологии.

Пересмотр российской истории в угоду враждебным России силам происходит в настоящее время под предлогом искоренения из неё мифов коммунистической эпохи. Однако одной «декоммунизацией» нынешние псевдоисторики ограничиться не могут. После того, как выбросят на свалку истории весь советский период, такая же участь может постигнуть и «тюрьму народов» – Российскую империю. Ведь негативную характеристику этому государству давали не только большевики, но и некоторые современные историки, в особенности из сопредельных с Россией стран. В результате подобной деструктивной работы будут созданы множество альтернативных концепций истории, которые не будут внушать к себе никакого доверия. Однако их довольно трудно будет и опровергнуть. История, таким образом, превратится, по словам Х.Л. Борхеса, в постмодернистский «сад расходящихся тропок». В современной историографии складывается впечатление относительно того, что никакой истины в истории нет по определению, а значит, «кто платит, тот и заказывает музыку».

Некоторые современные историки и политики слишком вольно обращаются с общепризнанными историческими фактами. Одним из излюбленных приёмов современных фальсификаторов является, в частности, отождествление советского (а фактически – русского) и нацистского режимов, коммунистической и фашистской идеологии. При таком отождествлении вообще теряется смысл эпохальных событий истории прошлого века.

В результате подобных манипуляций вместо советских мифов создаётся новая постмодернистская мифология, в рамках которой практически отрицается объективная истина относительно событий минувшей войны. В постмодернистском мировоззрении грешное и праведное, доброе и злое, причина и следствие часто меняются местами. В качестве критерия истины в этом случае в расчет берётся лишь мнение «власть предержащих» и текущая политическая конъюнктура.

Одним из мифов советского периода, который чаще всего подвергается атаке со стороны критиков самых разных мастей, в частности со стороны либералов, ультраправых, националистов, является миф о «Молодой гвардии». Молодёжная подпольная организация, действовала в городе Краснодоне в «грозном зареве войны» в октябре 1942 – феврале 1943 года. Несмотря на сравнительно короткое время её существования, эта организация прочно заняла своё место в истории Великой Отечественной войны. Более того, существование «Молодой гвардии» является знаковым, архетипическим событием для всей последующей истории Донбасса. В настоящее время на Луганщине существует молодёжная организация под тем же названием.

В советской и русской культуре образы молодогвардейцев были сакрализированы благодаря талантливо написанному роману А.А. Фадеева. Поэтому «Молодая гвардия» представляет собой в настоящее время не только реальность истории, но и реальность культуры. А в культуре эта реальность выражается посредством мифологемы. Эти две реальности могут иногда совпадать, но иногда и существенно отличаться друг от друга. История и миф как бы пульсируют в сознании людей, принадлежащих к разным поколениям. Именно они являются теми конструкциями культуры, которые объединяют времена и людей. В известном смысле, в особенности для жителей Донбасса, миф о «Молодой гвардии» имеет сходные черты с религиозным мифом.

Миф о «Молодой гвардии» в нашей стране явно пережил «миф коммунизма». В настоящее время он уже не ассоциируется исключительно с данной идеологией. Надо отметить, что и некоторые другие мифы коммунистической эпохи также пережили своё время. Они смогли существенно трансформироваться в нынешней исторической ситуации и обрести своё место в политической мифологии современной России. Таким, в частности, является миф о И.В. Сталине. Независимо от оценки деятельности данного политического деятеля, именно благодаря сопричастности истории Великой Отечественной войны, миф о Сталине, в отличие от мифов о Ленине и о Великой Октябрьской социалистической революции, довольно прочно вписался в реальность современной политической мифологии.

Миф о «Молодой гвардии» является одним из наиболее ярких проявлений мифологии «великой войны» – героического времени в истории Советского государства.В романе А.А.Фадеева, положившем основу формирования данного мифа в советской культуре, в какой-то мере, для придания ему авторитетности в 40-егоды прошлого столетия также используется миф о «вожде народов». Эти мифы сопрягаются в момент, когдамолодогвардейцы «сидят одни в полутёмной комнатке, когда сотни километров отделяют их от мира» и слушают по московскому радио речь И.В. Сталина «в которой говорила их надежда и месть». Вот как писатель описывает переживания своих героев во время этой речи: «Всё, что неосознанно жило в патриотическом чувстве этих людей… всё возвращалось к ним теперь, облечённое в простую, прямую правду фактов и цифр… Дыхание огромного мира, окружающего их маленький городок, затоптанный в грязи сапогами вражеских солдат, мощное содрогание родной земли, биение ночной Москвы врывались в комнату и наполняли их сердца счастьем сознания своей принадлежности к этому миру» [4, с. 606–607]. Таким образом, по отношению ко всем описываемым в романе А.А.Фадеева событиям «имена» «Сталин» и «Москва» выступают в качестве ключевых наименований для обозначения «сакральной личности» и «сакрального центра».

Разномастные ниспровергатели ценностей советской эпохи активно проводят борьбу с мифом о «Молодой гвардии», который занял достойное место в русской и мировой культуре. Одни из них утверждают, что никакой «Молодой гвардии» вообще никогда не существовало, что её придумал А.А.Фадеев, выполняя задание «партии и правительства». Другие подчёркивают, что подвиги этой организации явно преувеличены автором известного романа. Иные начинают противопоставлять друг другу командира и комиссара «Молодой гвардии» или что-то домысливать и перевирать факты, как это, например, сделал известный советский поэт Е.Евтушенко в поэме «Фуку». Зачастую они пытаются выстроить свою критику мифа о «Молодой гвардии», противопоставляя ему реальность истории. На самом деле, они фальсифицируют саму историю, которую вкладывают в «прокрустово ложе» текущей политической конъюнктуры. Особенно в плане фальсификации истории «Молодой гвардии» и в борьбе с другими мифами советской эпохи преуспевают современные украинские историки, причём среди них встречаются и выходцы с Донбасса. В разные периоды своей «научной» деятельности эти «исследователи» высказывали прямо противоположные суждения относительно «Молодой гвардии». Это происходило потому, что им, по большому счёту, не нужна была ни «истина мифа» о «Молодой гвардии», ни достоверность исторических событий. Для подобных историков исключительно важной являлась политическая конъюнктура, господствовавшая в данный период времени. Некоторые из них договариваются до того, что «Молодая гвардия» являлась одной из «боёвок» ОУН–УПА. Такое вольное отношение к историческим фактам, можно охарактеризовать как «недобросовестность» исследователя, когда он лжёт, причём с явным сознанием своей лжи.

В подобных суждениях о «Молодой гвардии» отсутствует как истина мифа, так и истина истории. В зависимости от «нужного» в данный момент ответа, такие критики мифов разворачивают историю то в одну, то в другую сторону, превращая истину в «разменную монету» текущей политической ситуации. Однако нынешняя «мышиная возня» вокруг «Молодой гвардии» является наглядным свидетельством «от противного» того, что «истина мифа» о «Молодой гвардии» жива и сейчас. И она не даёт спокойно спать своим противникам.

Как отмечает А.Ф. Лосев: «Всякая вещь мифична не в силу своей вещественной качественности, но в силу своей отнесённости в мифическую сферу, в силу мифической оформленности и осмысленности» [2, с. 461]. Согласно историческим фактам молодогвардейцы в 1943 году приняли мученическую смерть, а вот истина мифа о «Молодой гвардии» продолжает жить в пространстве культуры. И проявлений этой истины в рамках современного социокультурного процесса великое множество. Эта «истина мифа» ещё в конце 40-х годов была адекватно переведена с языка литературы на язык кино С.А. Герасимовым и его замечательной актёрской группой. Именно актёры, снявшиеся в данном фильме, на многие годы стали любимыми актёрами советского кино. Культурный миф продолжает жить в памятниках молодогвардейцам, в существовании музея «Молодой гвардии» в Краснодоне, в наименованиях улиц, в песнях и стихах поэтов, в конференциях и круглых столах, проводимых в юбилейные даты «Молодой гвардии»… «Истина мифа» о «Молодой гвардии», воплощённая в явлениях культуры, не менее важна, нежели исторические документы, приводящие достоверные факты о деятельности молодогвардейцев. Благодаря мифу о «Молодой гвардии», прошлое, настоящее и будущее сливаются в единый феномен времени, который мы переживаем снова и снова. Когда фашизм, меняя одну маску на другую, принимая новые формы и приспосабливаясь к реалиям ХХІ века, поднимает голову, на борьбу с ним снова поднимается «Молодая гвардия», противопоставляющая себя «коричневой чуме». «Истина мифа» о героях-подпольщиках снова даёт веру, любовь и надежду новым поколениям.

«Молодая гвардия» является одной из сакральных ценностей, определяющей направленность исторического процесса, в особенности на Донбассе, на многие годы вперёд. И если кто ставит перед собой задачу уничтожить этот миф, то долг жителей Донбасса заключается в том, чтобы предпринять всё необходимое для того, чтобы этого не произошло. В противном случае на месте сакральной ценности будет зиять пустота.

Несмотря на то, что христианская и советская мифологии существенно отличаются и даже во многих аспектах противоположны друг другу, в них присутствует и нечто общее. Это общее выражено в великом порыве борьбы за свободу, честь и достоинство, за справедливость и нравственный идеал. Если с Рождества Христова начинается новая эра в духовной истории человечества, то «Молодая гвардия» является одним из ростков «Нового мира». Сакральные ценности «Нового мира» утверждаются благодаря борьбе, сопряжённой с великой жертвенностью. Как бы подытоживая историческую судьбу «Молодой гвардии», А.А.Фадеев произносит следующие слова: «Я, конечно, понял, что эти молодые люди, с одной стороны, обычные наши люди, они имеют все черты нашей молодёжи, но именно потому и стали «Молодой гвардией», что они есть уже те люди, которые на каком-то историческом взлёте проявили те черты, которые только завтра будут свойственны абсолютно всем и потянут к себе остальных» [5].

Роман А.А. Фадеева, повествующий о молодёжи Краснодона, вступившей в неравную борьбу с огромной и бесчеловечной машиной Третьего рейха, приобретает в наиболее ярких своих эпизодах поистине эпические черты. И это, несмотря на то, что пространство и время, в рамках которого действовали молодогвардейцы, спрессовано всего в 4 месяца жизни небольшого города. Нет в романе А.А. Фадеева и масштабных батальных сцен, свойственных эпическим полотнам Л.Н. Толстого или М.А. Шолохова, однако это произведение носит эпический характер. Роман «Молодая гвардия» является одним из тех литературных произведений, в которых с высоким художественным мастерством высветлены сакральные ценности советской эпохи. Произведений такого уровня в советской литературе немного и большинство из них в настоящее время практически забыты. Вряд ли кто, кроме специалистов по литературе соцреализма, вспомнит сейчас содержание романов Ф.Гладкова, Ф. Панфёрова и других авторов «советского эпоса». Это связано, в первую очередь с тем, что произведения упомянутых писателей отражают события Октябрьской революции и гражданской войны, в которой, как известно, не может быть победителей. О романе А.А.Фадеева знают и сейчас очень многие. И будут знать, пока жива память о Великой Отечественной войне. Более того, далеко не все критики социализма, советского строя, идеологии коммунизма открыто будут отрицать подвиг или хотя бы жертвенность молодогвардейцев. Роман А.А.Фадеева является классическим образцом советской литературы. Ему присуща своеобразная «религиозность». Однако эта «религиозность» существенным образом отличается от религиозности христианства, которая в эстетическом измерении проступает в статике иконы. Как отмечает немецкий исследователь К. Хюбнер: «Если идеология опирается на веру (говорят, например, о вере в социализм), то последняя, конечно, основательно отличается от религиозной веры. Для религиозно верующего его вера дана благодаря божеству, для идеологически верующего, напротив, его вера коренится только в человеке и его истории.… Идеологическая вера, в конечном счёте, является верой в разум, верой в разумную очевидность его основоположений» [6, c. 338–339]. Молодогвардейцы, с религиозных позиций, не могут рассматриваться как «новые святые», мученики, страстотерпцы, поскольку они были комсомольцами, а значит, и носителями атеистической идеологии. В отличие от произведений христианского сакрального искусства прошлых эпох, сакральное выражено эстетически в романе А.А.Фадеева посредством динамики плаката. В то же время, роман наглядно демонстрирует соответствие между формой и содержанием, как это свойственно произведениям сакрального искусства. Сама стилистика романа напоминает плакаты советского периода, такие как «Родина-мать зовёт», «Воин Красной армии – спаси». Плакаты, созданные во время войны И. Тоидзе, Б. Пророковым, Кукрыниксами, являлись важнейшим идеологическим средством мобилизации населения Советского Союза на борьбу с фашизмом. Вышедший сразу после войны роман А.А. Фадеева «Молодая гвардия» по динамике развития действия созвучен именно этим произведениям искусства. «Плакатный» способ выражения мыслей и чувств был свойственен суровому времени первых десятилетий существования «Нового мира», когда время двигалось намного быстрее, чем во все предшествующие эпохи.

Как уже было отмечено ранее, «Молодая гвардия» представляет собой миф не в смысле противостояния мифа и реальности, а в смысле концентрации реальности на определённом замкнутом пространственно-временном отрезке, которая содержит в себе одновременно «родное и вселенское». Создание романа-мифа свидетельствует об исключительно высокой литературной задаче, которую поставил перед собой А.А. Фадеев. Мифологический стержень романа способствует тому, что конкретное содержание художественного произведения, разрастается до всемирных масштабов. Оно дано как бы на все времена и не принадлежит исключительно одной эпохе. То, что всецело принадлежит определённой эпохе, как правило, умирает вместе с нею. То, что выходит за рамки эпохи в качестве мифа, продолжает жить уже в новой исторической реальности. Эта реальность может существенно отличаться от той, которая была описана в данном произведении. Герои «Молодой гвардии» давно вышли за пределы той эпохи, в которую они жили. Они находятся за пределами ограниченной пространственно-временной реальности Краснодона эпохи войны, связанной с существованием исторической «Молодой гвардии». В то же время, молодогвардейцы в романе А.А.Фадеева являются не вымышленными героями, а имеют своих реальных исторических прототипов. В романе «Молодая гвардия» описываемые события преодолевают узость конкретных пространственно-временных рамок и сориентированы на вечность, на личное бессмертие героев в памяти человечества. «Молодая гвардия» – это обращение к будущему времени. Поэтому имена героев «Молодой гвардии» звучат как имена наших современников. Вот почему необходимо сохранение памяти о молодогвардейцах.

Произведения выдающихся писателей, наряду со священными книгами и эпическими поэмами, принадлежат к числу сакральных текстов. В них созданы художественные образы, содержащие изначальный смысл не только для конкретного периода истории той или иной страны, но и для всей культуры данного народа, а также для всей мировой культуры. Для жителей Донбасса именно образы молодогвардейцев являются сакральными образами истории. «Молодогвардейцы» и сейчас являются символами борющегося Донбасса. Во времена войны они защитили нас. Теперь мы должны защитить их от той лжи, которая обрушилась на них в настоящее время. Чтобы сохранить для будущих поколений реальность истории Великой Отечественной войны, мы должны защитить «истину мифа» о «Молодой гвардии». Пока жива память о молодогвардейцах, есть надежда на сохранение исторической правды, а также на восстановление многих ценностей, которые были утрачены в последние десятилетия.

Как подчёркивает А.Ф.Лосев, миф является «символически данной интеллигенцией жизни» [2, с. 458]. Миф, согласно А.Ф. Лосеву, есть символ жизни, необходимость которого диалектически очевидна. Миф пускает глубокие и крепкие корни в народном сознании. Он гораздо более устойчив, нежели рассудочное и рациональное знание.

Образы молодогвардейцев являются сакральными не только для жителей Донбасса, но и для значительной части населения, проживавшего на территории бывшего СССР. Каждый из молодогвардейцев представляет собой яркую личность, а личность – это, в первую очередь, «внутренний человек». Личность возникает только тогда, когда в человеке обнаруживается подлинное единство и гармония внешнего и внутреннего начал. Личность, по словам А.Ф.Лосева, тоже есть миф. Рациональное знание о человеке состоит из большого числа фрагментов, причём эти фрагменты зачастую не стыкуются друг с другом, и поэтому не образуют нечто целостное. Миф личности, в отличие от рационалистических представлений о человеке, изначально целостен. В романе А.А.Фадеева яркие личности молодогвардейцев противопоставлены сумрачно-серой безликости фашизма. Они, хотя и не похожи характерами друг на друга, однако едины в своём противостоянии с врагом. Они борются с оккупантами, фашистами, предателями и полицаями; борются за торжество тех идеалов, в которые искренно верят. В этом плане их можно даже назвать в каком-то смысле религиозными личностями. В результате единого душевного порыва многих личностей возникает их союз, организация, которая бросает вызов враждебному порядку. На примерах судеб героев романа «Молодая гвардия», мы видим, что в экстремальной ситуации войны и подпольной борьбы даже отдельные недостатки характера героев романа А.А.Фадеева трансформируются в достоинства. В образах героев «Молодой гвардии» мы видим ярко выраженные романтические черты. Они являются неисправимыми «революционными» романтиками. Это «племя, младое, незнакомое» прежним эпохам. Оно порождено революцией, «мобилизованное и призванное» войной и готовое к самопожертвованию во имя высоких целей.

Ничто так не сближает и не сплачивает людей, как борьба против общего врага. Молодогвардейцы выступают как единое целое, когда надо защищать Родину. Они исходят из принципа: «Вначале думай о Родине, а потом о себе». Молодогвардейцы «призваны» самой исторической эпохой. Они вступили в неравный бой с фашизмом. В памяти поколений они остались непокорёнными и этим самым обрели личное бессмертие.

Роман-миф А.А.Фадеева не утратил своей актуальности и в настоящее время. Миф о «Молодой гвардии» смог выйти за пределы своего времени. Он ассоциируется с теми сакральными ценностями, которые необходимо свято хранить жителям Донбасса, да и всего «русского мира», чтобы не затеряться в лабиринтах истории. В современном мире, где царит постмодернистская мировоззренческая парадигма, где всё перемешано и очень трудно отличать «зёрна от плевел», «Молодая гвардия» по-прежнему несёт в себе твёрдую жизненную опору. Она является той путеводной звездой, которая ведёт всех нас из прошлого в будущее и не позволяет потерять себя на изломах истории. Ведь сам автор этого романа когда-то писал о том, что: «Молодая гвардия – это не одиночное, исключительное явление на территории, захваченной немецкими  оккупантами. Везде и повсюду борется гордый советский человек. И хотя члены боевой организации «Молодая гвардия» погибли в борьбе, они бессмертны, потому что их духовные черты есть черты нового, советского человека, черты народа страны социализма» [7].

Уходя от многих идеологических штампов того времени, когда был написан роман, мы приходим к тому, что миф о «Молодой гвардии» пережил своё время. Повествование о юношах и девушках, бросивших вызов жестокому и несправедливому порядку, и погибших в «грозном зареве» великой войны остаётся жить в настоящее время в сердцах представителей новых поколений.

Литература

  1. Малиновский Б. Магия, наука и религия / Бронислав Малиновский ; [пер. с англ. А. П. Хомик ; под ред. О. Ю. Артёмовой.]. – М.: Рефл-бук, 1998. – 304 с.
  2. 2.                    Лосев А. Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев. Из ранних произведений. – М., 1990. – С. 391 - 599 – (Из истории отечественной философской мысли).
  3. 3.                    Ильченко В.И., Шелюто В.М. Духовная культура в пространстве сакрального: Монография/В.И.Ильченко, В.М. Шелюто. – Спб: Изд-во «Ъ», Луганск: ООО «Пресс-экспресс», 2016. –676 с.
  4. Фадеев А. Разгром. Молодая гвардия// А.А.Фадеев. – М:Худ. лит-ра, 1971. – 784 с. – (Библиотека  всемирной литературы. Серия 3. Т.189)
  5. 5.                    Литературная Россия. – 1967, №39, 22 сентября,
  6. Хюбнер К. Истина мифа/ Курт Хюбнер; [пер. с нем.]. – М.: Республика, 1996. – 448с. – (Мыслители ХХ века).

Правда, 15 сентября 1943

Профессор Шелюто В.М. (Луганск)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"