На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Наше средство в самоизоляции – это Пушкин

Опыт карантина в Болдино

Вирус бродит по Европе. Вирус, как и призрак коммунизма из «Манифеста» бородатых основоположников, бродит, благодарит творцов единой Европы за широту ареала. При всех научных открытиях, миллиардных инвестициях в суперлаборатории главным средством борьбы остается старый знакомый, вполне средневековый карантин. Густая, концентрированная, как карболка, ирония истории: именно в Италии, именно в Северной Италии, главной жертве коронавируса 2020 года, было придумано это средство: Quarantina (в переводе с языка Данте: «40 дней»). В Модене, Венеции, Генуе прибывшие из Леванта, Египта купцы изолировались на этот срок.

Если вдуматься, некий вариант католического чистилища. Неотвратимая инстанция, после которой или рай Венеции, Милана, или… В общем, в отсутствие медикаментов, градусников, экспресс-тестов – только отмеренная порция времени, сорокадневка почиталась главным гарантом и «врачом-диагностом». Даже в относительно просвещенной Женеве нарушителей карантина сжигали!

Православие, не признавая чистилища, тоже отмечает сороковины. Душа на развилке рай/ад держится 40 дней… Последний карантин.

Венская международная санитарная конференция 1874 года отвергла большинством голосов сухопутные карантины, а морские признаны только в Красном и Каспийском морях. В портах Черного, Средиземного морей карантины заменены санитарными инспекциями. Три главные болезни атаковали Европу тогда: желтая горячка, чума, холера. Наибольший карантин был для чумы, наименьший – для холеры. При подозрении на холеру – 3–7 дней, при несомненном случае – строгий карантин, 7–10 дней.

«В Typции, главном пути заноса в Европу холеры, учрежден особый санитарный совет: Сonseil superieur de Santé, находящийся под председательством паши, но состоящий из делегатов больших европейских государств. Этот совет исключительно определяет продолжительность карантина и следит за выполнением карантинных законов» – что-то мне напоминает эта сухая справка из Брокгауза конца XIX века...

А пока – к нынешнему «коронованному» вирусу и политическим спорам вокруг него. Начальные условия этой задачи уже общеизвестны: COVID-19 состоит (составлен?) из коронавирусов летучих мышей, змей, плюс четыре уже знаменитые вставки в белке гликопротеина коронавируса, взятые от вируса иммунодефицита человека (ВИЧ).

Еще до начала волны взаимных обвинений Китая и США, где-то на рубеже января-февраля, я услышал версию, озвученную Euronews: змея съела летучую мышь, китаец съел змею… Так все и пошло.

«Да, – дилетантски подумал тогда, – секс меж летучей мышью и змеей как-то маловероятен. Опять же: один теплокровный, другая – наоборот… Единственный шанс совместить хромосомы – кому-то кого-то съесть».

Но ученые указали и на третий способ «совокупления белков»: лабораторный синтез. Впрочем, китайско-штатовские обвинения на госуровне всем известны, вернемся, как говорили, «в наши палестины». И наши карантины.

Пандемия, убив тысячи, ударила по образу жизни миллиардов. Отодвинуть Олимпиаду-2020 – полдела. Довершил генсек ООН Гутерриш, который «призвал мир прекратить вооруженные конфликты из-за вируса». Сам, наверное, не подозревая, довел ситуацию до логического закругления: ведь у греков войны отменялись из-за олимпиад! Поистине тронная речь на «коронации» вируса: «Теперь Я отменю войны!»

Во многих странах призывают использовать время карантинов для размышлений, самосовершенствования… Чего-то еще. В общем, «постарайтесь не свихнуться»!

Самая пострадавшая нация вспомнила, что она и самая певучая. Трогательны кадры флешмобов пения на балконах. Имей я возможности (к шенгену теперь нужен спецпропуск) – в положенном защитном балахоне прошел бы с микрофоном по улицам Милана. Записал бы сингл: «Музыка родины Верди и Карантина».

Наше, российское средство не свихнуться в карантине – это Он! Названный уже поколениями литературоведов: «наше все», Пушкин дал пример еще и этого преодоления.

Знаменитая Болдинская осень – это первый в России холерный карантин! Только вдумайтесь, представьте. Невеста по нынешним понятиям – «Мисс Россия – 1830». (Да-да, и рост! На полголовы выше Александра Сергеевича.) Первое сватовство – отказ. Год ждал, наконец: «Благословляем!»

Денег на свадьбу, семейную жизнь нет. Выпал шанс: родители отписали деревеньку. Надо поехать, оформить владение: дел на три недели (с дорогой), потом заложить владение в банке и... Всем шампанского!

Пушкин примчался в Болдино 3 сентября. Вернуться в Москву удалось лишь 5 декабря! Учтем знаменитую «африканскую горячность», бездну «литературных проектов», отсутствие интернета… И представим все нервозность Александра Сергеича в первые дни. Далее о дарованном божественном спокойствии говорят письма Плетневу, друзьям. А главное: завершенный «Онегин», сказки, «Маленькие трагедии» с «Пиром во время чумы», и, верх русской мудрости, «Повести Белкина»…

Точно писал Ницше, а сегодня поет Юлия Чичерина: «Что не убивает – то укрепляет». В наш карантин предложу флешмоб: чтение шедевров болдинского карантина…

Но, признаюсь, мое первое умиротворение было недолгим. «Болдинскую медитацию» сбили те два зверя, царящие в информпространстве: змея и летучая мышь. Да еще те четыре вставки от ВИЧ. Задумался. Упырь и Змей – оба из свиты самой что ни есть диавольской! Кожистые крылья в пику перистым ангельским всегда ассоции ровались известно с кем.

Эксперты-биологи говорят: нельзя скрестить теплокровную летучую мышь и холоднокровную змею. Постойте-постойте… А ящеры евросказок, Змей Горыныч русской версии? Именно: змей с кожистыми крыльями!

Волей-неволей подумаешь, что умницы сидят в тех гипотетических биооружейных лабораториях, судя по «исходникам»: знакомы с фольклором.

Полное собрание «ужастей»? Нет еще!

Забыли четыре ВИЧ-белковые вставки? Это ж XXI век! Змей Горыныч – спидоносец… Вот теперь – пОлно! Горыныч-спидушник в одной медицинской нише с наркоманами, меньшинствами, низко социально ответственными. Что называется: работа под ключ...

Тут до мудрости, доброты сказок Пушкина – как до Луны…

Университет, в котором я преподавал, закрыли, как и прочие вузы, – на карантин. А на кафедре я оставил книжку, которая, конечно, сразу же понадобилась.

Улицы Москвы не опустели. В переулке у моего универа тоже малолюдно: его именно студенты и наполняли. Близ проходной я прикинул варианты. Если на вахте Илья Мироныч – пропустит. Замерит температуру выданным на той неделе термометром, похожим на пластиковый пистолетик. Наводится на шею. Илья Мироныч очень им гордится, не ленится, проверяет каждого. А если Марь Иванна – возможно, услышу строгое ворчание: «А карантин вам Пушкин будет соблюдать?!» – В точку, родная!

Игорь Шумейко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"