На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Кабы на цветы да не морозы

Песня и голос России

О ни и в пору женского цветения для меня были бабушками – бабушка Маша и бабушка Аганя. Измученные крестьянской работой с утра до вечера, большими непоседливыми семьями, мужьями вечно навеселе, и в сорок выглядели старухами. Это потом уже, будучи взрослым человеком, я старался вглядеться в их тогдашние глаза и понимал: взгляды были озорными, движения быстрыми, а языки острыми.

На нашей улице не было дома приветливее, чем дом бабушки Маши. Он стоял на высоком месте и, сам высоченный, открыто смотрел на деревню своими многочисленными, чистыми и уютными, окнами. Через овраг красовался единственный на всю округу не закрытый властями храм. Отсюда как на ладони видны березовые рощицы и седой древний лес. Кто ни проедет, кто ни пройдет, всяк обратит внимание, как в окнах дома бабы Маши блестят в солнечных закатных лучах подсиненные купола храма.

Вот сюда-то и собирались всей улицей люди. Особенно в праздничные дни – на Пасху, на Спасы, на Троицу.

Не помню, как другие улицы, а наша всегда собиралась здесь на завалинке. Всегда под вечер – дети сыты, гости выпровожены, скотина убрана. Приходили довольные, нарядные. Мирно текла беседа, лузгались семечки, делились новости. И была в этой встрече одна ожидаемая неожиданность: когда же зазвучит песня?

По деревенским меркам, водилось за Машей и Аганей одно чудачество – они пели. Не часто, только по праздникам, хотя многие говорили, что наедине они всегда, хоть шепотом, хоть вполголоса, но напевали свои любимые песни. А любимых было множество – и горьких, и веселых, и протяжных, и быстрых. Только протяжных больше.

Баба Маша всегда вела первую партию. Она вплетала в слово такие подголоски, от которых душа смеялась и плакала. Неграмотная, она чисто подавала звук и ни разу не навредила слову, не оскорбила его неправильным ударением. Рвала слово на части, а выпевала его, словно берегла.

У бабы Агани был второй голос, низкий, бархатный, с чуть заметной хрипотцой. Скорее всего, это сильный голос, но она всегда накидывала на него передничек, и он лился складно, как туман на августовской реке, – возникал ниоткуда и украшал пение подружки. А когда голоса соединялись, все понимали: бабушки не поют -   нежат песню, лелеют, выращивают.

В такие минуты не только сказать – голову повернуть грешно, потому голоса не спотыкались, не отвлекались, а лились речкой, наполняясь силой голоса и чувствами, по всей деревне.

– Маша с Аганей поют, - говорили на других улицах, и текли люди на песню.

Чаще всего, если мне не изменяет память, начиналось все с «Уж ты сад, ты мой сад». Незамысловатая на слова песня, а на смысл особенная, как и на мелодию тоже. О любви, о беглянке наперекор родителям за любимым дружком, с греховным началом: «Мне не жалко мать-отца, жалко молодца».

Была у бабушек в этой песне одна вольность: они перед последним куплетом останавливали пение, обменивались мнениями и, сраженные молчанием и взглядами соседей, так поднимали голоса, что тишина лопалась от напряжения.

И сразу же без перерыва еще одна песня – «Что запил, загулял, друг Ванюшечка». Здесь уж все наплачутся – и певицы, и слушательницы – по своей тяжелой доле, каждая по-своему. А потом третья песня, четвертая, и так до тех пор, пока солнце не сядет.

Среди народа я был самым маленьким. Забивался на краю лужайки в народ и слушал. Многого не понимал, а голоса помню до сих пор. Потом уверовал себя в одном: больше никогда подобных голосов не услышу. И не слышал, хотя русская песня, и народная, и сочиненная композиторами, постоянно звучала по радио, а голосов моих любимых бабушек не было. И вот однажды…

И вот однажды задохнулся от неожиданности – по телевизору транслировали концерт, и полился голос, так похожий на голоса моего детства. Свободный, чистый на высоких нотах и грудной, с вибрацией, на низких. Пропета всего одна строка из песни, а в нем переплелись оба голоса моих бабушек.

Кто поет? Что за интересная такая певица? Совсем молодая, а песню играет, будто жизнь прожила. Такое впечатление, что она голосом сдерживает порыв большого оркестра, и тот уступает в темпе, стихает, не мешает певице.

Татьяна Петрова . Это имя несколько раз произнес ведущий, будто обращая внимание слушателей на необыкновенный талант, с которым только-только столкнулись зрители, сидящие в зале, и зрители, сидящие перед экранами телевизоров.

Красивая. С распахнутыми глазами. В скромном сарафане. Коса на голове. Без пафоса. Есть только она, песня и слушатель, с которым она говорит. Нет-нет, не поет, а говорит, рассказывает чужую жизнь, как свою.

Почему-то сразу возникло ощущение, что манеру пения она подсмотрела у моих бабушек, а когда узнал потом, что родилась и выросла Татьяна в глухой уральской деревушке, стало понятно: видно, тоже по вечерам в праздничные дни бегала на концерты своих деревенских певуний, а те плохому не научат.

Оказалась потом, что столичные телевизионщики заприметили уже достаточно опытную певицу. Татьяну в пятнадцать лет приняли в государственный Уральский народный хор, куда она пришла с бабушкиными песнями. Их и пела в коллективе, нарабатывая голос. А потом решилась попробовать силы в Москве, и они, эти силы, нашлись – перед ней распахнулась дверь сначала училища Ипполитова-Иванова, а затем института имени Гнесиных, да и Москонцерт тут же посчитал ее своей.

Пришлась по сердцу уральская девушка столичной публике – в это время на эстраду выходили только «отборные», читай – самые талантливые. Самобытные. Индивидуальные. Петрова была таковой: никто так до нее не подавал песню – то голос звенел струной и, взлетев, падал на низкую ноту. И все это могло быть на одном слове. Так пели в ее родной горной стороне, где переплелись в свое время песни разных областей России, и не только России. Сюда стекался крепкий раскулаченный народ, чаще мудрый и талантливый.

В самом начале московской творческой жизни один из критиков заметил: «У Петровой божественный голос». То, что он узнаваем, это стало ясно сразу. То, что Петрова никому не подражала, это ценилось на вес золота. А то, что от голоса Петровой веяло запахом церковной свечи и ладана, говорить побаивались. Не принято было.

А ведь там, в родных наших деревнях, именно так и пели женщины – они пели, словно молились. Судьбу рассказать только перед иконой можно.

В первые «вживую» я увидел Татьяну Петрову в подмосковном Можайске. Сентябрьскими прозрачными от воздуха и солнца днями Союз писателей России проводил там очередной кинофестиваль документалистов. Приехали туда режиссеры со всей страны, привезли свои фильмы, которых на больших экранах нам никогда не посмотреть. Тема их вечная – православие и гражданственность, не модная нынче, хотя модой такие понятия и быть не должны. Это вечное наше, на том стояли, и стоять будем, как бы не изгалялись «вершители».

Рядом с великим Бородинским полем, в городском дворце культуры каждый желающий мог посмотреть фильмы, снятые молодыми и талантливыми кинодокументалистами. Народ свободно входил в зал, присаживался на минутку, а не уходил до позднего вечера.

Пришла группа солдат, скорее всего, в увольнении. Задержались, и после просмотра очередного фильма на сцену вышла Татьяна Петрова. Потом она признается, что приготовилась петь другую программу, а увидела парней в солдатской форме и решила напомнить им о доме.

А-капельно, без микрофона полились в зал колыбельные песни. Мы их давно не слышали, с раннего детства, но каждый, и в первую очередь оторванные от дома ребята, услышали голос родной матери.

Петровой не аплодировали – никто не хотел нарушать свидания с детством, домом, мамой. Спроси в такую минуту о самом сокровенном, и человек расскажет не таясь.

Наблюдаю за рядовым. Он смотрит во все глаза на певицу и уверен: только для него слова колыбельной, только для него такой родной и близкий голос, в котором покой и радость, счастье и оберег. Слезы катятся непроизвольно, мальчишка их не замечает и не стыдится их – он среди своих, дома, где ему рады и где его любят.

А потом был московский зал имени Чайковского, и видимо-невидимо народу. Татьяна Петрова пела программу «Татьянин день». Среди широкого раздолья народных песен, романсов лились баллады, плачи. Зал встал, когда певица запела «Прощание славянки»:

Много песен мы в сердце сложили,

Воспевая родные края,

Беззаветно тебя мы любили,

Святорусская наша земля.

Высоко ты главу поднимала,

Словно солнце, твой лик воссиял,

Но ты жертвою подлости стала

Тех, кто предал тебя и продал.

И снова в поход Господь нас зовет.

Мы вновь встанем в строй,

И все пойдем в священный бой.

Встань за Веру, Русская земля!

В эти минуты мне вспомнилось большое село Михайловка, в которое забрел я случайно летним рязанским утром. Сердобольные сельчанки напоили меня холодной колодезной водой, предложили стакан молока со свежим хлебом, и потекла беседа. Больше о тяжелой и тревожной жизни – о нехватке денег, об отсутствии работы, о разбое некогда крепкого хозяйства, о заброшенных напрочь полях. Конечно же, о детях. Учить не на что, работать негде, стали какие-то обозленные, не стыдятся ни отца, ни матери.

В разговоре всплыло имя Василия Агапкина – женщины просто похвастались своей родной историей. И оказалось, что автор «Славянки» родился здесь, в этом селе. Мои приветницы подхватились и показали место, где когда-то стоял дом батрака Ивана Агапкина, в нем и родился знаменитый музыкант.

– Мы всегда пели его «Славянку», а теперь все чаще и чаще – в ней наша правда. На всю деревню есть у нас диск с этой песней, со словами, ее поет Петрова. Может, слыхал? Петрову с ней по телевизору не показывают, да и по радио не передают. Разве за такие слова передадут?

А вот совсем недавняя встреча с Татьяной Юрьевной Петровой. Она приехала вместе с группой писателей в Мордовию – в Санаксарский монастырь. Это были памятные дни прославления в лике святых адмирала Федора Ушакова, а одновременно нам было приятно почествовать Валерия Николаевича Ганичева, сказать ему признательность не только по поводу его юбилея, но и за то, что выстоял в своем предложении увековечить память русского флотоводца.

Мы немного опоздали к назначенному времени, и когда перешагнули порог монастыря – застыли в изумлении: над монастырем свободно и необыкновенно радостно лился голос Петровой.

За горами, за желтыми долами

Протянулась тропа деревень.

Вижу лес и вечернее полымя,

И обвитый крапивой плетень.

 

Там с утра над церковными главами

Голубеет небесный песок,

И звенит придорожными травами

От озер водяной ветерок.

Мы привыкли, что в монастырских стенах льется духовное песнопение, а тут голубем взмывается в высь светская песня. Парит и не портит особенного монастырского настроения.

Не за песни весны над равниною

Дорога мне зеленая ширь -

Полюбил я тоской журавлиною

На высокой горе монастырь.

 

Каждый вечер, как синь затуманится,

Как повиснет заря на мосту,

Ты идешь, моя бедная странница,

Поклониться любви и кресту.

Этот голос застиг каждую душу, и впервые в своей достаточно долгой жизни я увидел, как люди молились и кланялись летящей им навстречу душе певицы.

Кроток дух монастырского жителя,

Жадно слушаешь ты ектенью,

Помолись перед ликом Спасителя

За погибшую душу мою.

… Д авно уже нет на этом свете дорогих моему сердцу бабушки Маши и бабушки Агани. В их домах живут другие люди, тоже крестьяне. Окна домов продолжают блестеть чистотой и уютом, а вот не звучит здесь больше песен. Наших. Родных. Русских.

Иван Чуркин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"