На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Старший пастырь

Памяти Святейшего Патриарха Алексия II

Патриархи не бывают бывшими. Они остаются в духовной истории навсегда. Однако не всех из них православный народ провожает в последний путь изобильными слезами и сокрушением сердца, как это было год назад, 5 декабря, и в последовавшие дни прощания, когда почил Патриарх Московский и Всея Руси Алексия II.

Последняя в очевидности явленная общественности духовная победа Патриарха Алексия II касается непосредственно православных Украины. Конечно, самый главный юбилей 2008-го года, 1020-летие Крещения Руси, праздновался не только в России и на Украине, но и в Белоруссии (где в конце октября Патриарх Алексий II тоже возглавил торжества). Однако нам памятно, в каком общественно-политическом контексте проходило празднование на Украине, где в тот период главной официозной фигурой являлся Виктор Ющенко, любитель участвовать в службах раскольников и униатов, да к тому же имеющий навязчивое намерение «продавить» учреждение на Украине так называемой поместной церкви, для чего он собирался в те дни «разыграть карту», связанную с визитом на юбилейные торжества в Киев Вселенского Патриарха Варфоломея. Отметим при том, что с 2008 года «День крещения Киевской Руси — Украины» был объявлен государственным праздником Украины. (Оставим для иного случая наш комментарий к этому странному, постоянно внедряемому в общественное сознание словосочетанию — «Русь-Украина»).

Превозмогая болезнь, наперекор врачам, Патриарх Алексий II прибыл в Киев в июле 2008 г . на празднования, посвященные 1020-летию Крещения Руси, в сущности, отдавая последние силы делу сохранения единого православного русского народа. Краткой его встречи с Патриархом Вселенским Варфоломеем оказалось достаточно, чтобы отхлынула волна псевдомессианских грез В. Ющенко о «поместной» украинской церкви.

А народ, встречавший своего, русского Патриарха, скандировал «А-лек-сий!» и вздымал над головами плакаты с его портретами. Народ ликовал, повсюду разворачивая транспаранты «Наш Патриарх — Алексий!» Это был ответ на выкрики начала 1990-х, когда недавноизбранному Патриарху у Софийского собора Киева молодчики кричали «Геть московського попа!» Наверняка те выходки ненавистников русского единства отняли толику здоровья у нашего Патриарха.

Православные Украины благодарны Его Святейшеству, что он превозмог запреты врачей и отправился с пастырским визитом в колыбель Русского православия — на Украину. Увы, нездоровье не позволило Патриарху Алексию завершить намеченную программу посещения святых мест, сослужения и общения с православными Украины. Он, человек высокого духовного долга, испытывавший благоговение перед общими православными святынями, «откуда есть пошло» наше, Русское православие, да еще и в полноте понимавший значение объединительного характера своей поездки, не мог не отправиться в такой непростой вояж. А скорее всего, с присущей ему прозорливостью, он понимал, чем поездка может для него обернуться на Украину или даже наверняка обернется. Такая жертвенность — это и есть высокий патриарший долг.

Продолжают волновать умы, сплачивают миллионы наших соотечественников знаменательные слова, которые Патриарх Алексий произнес в своем поздравлении после совершения Божественной литургии на Владимирской горке: «Усердием и подвигом святого равноапостольного князя Владимира водою и Духом была просвещена Русская земля. Со временем свет этого Крещения распространился от Балтики до Дальнего Востока, от северных морей до пустынь Средней Азии. Это стало возможно, потому что из множества племен в Киевской купели родился один благочестивый и сильный христианский народ».

В этом году мы обрели нового Патриарха, Кирилла. Который, словно во исполнение духовного завещания своего предшественника и в восполнение незавершенного им, совершил беспрецедентный пастырский визит на Украину летом текущего, 2009-го года. Это были воистину, те самые «десять дней, которые потрясли Украину», когда десятки тысяч православных радостно встречали своего нового Старшего пастыря — и в Центральной Украине (в Киеве), и на Юге (в Симферополе и Севастополе (Херсонесе)), и на Западе (в Почаеве), и на Востоке (в Святогорье и в Никольском на Донеччине) — и молились с ним.

Сегодня, когда у нас есть новый Патриарх, ведущий активную проповедническую деятельность, окромляющий спасительным словом и делом и Россию, и Украину, и Беларусь, и дальние пределы, нам стало чуть спокойней.

А в декабрьские дни годичной давности мы с болью думали об утрате, с тревогой вглядывались в неизвестное будуще.

Однако, быть может, и притупившаяся острота потери Патриарха Алексия, все еще не отменила грусти, с которой мы и теперь вглядываемся в фотографии этого удивительного, неслучайного в наших жизнях человека. Про его лицо определенно можно сказать: одухотворенное. И это видно на снимках с самых ранних годов Алёши Ридигера. Будь то запечатленные моменты его детства (серце щемит, когда глядишь на серьезное, вдумчивое лицо этого мальчика, стоящего ли возле дерева, гладящего ли собаку или телят), юности и молодости (с родителями на Валааме, в лодке с братией), а то и впечатляющие кадры, где Алексий, уже иерарх нашей Церкви, стоит на фоне фигуры Родины-матери в Волгограде, или многочисленные кадры новейшей истории, где Патриарх находится среди паствы или молится пред иконами.

Когда вглядываешься в глаза этого малыша, Алешеньки Ридигера, то ли с детскими ведерком и лопаткой в руках, то ли просто стоящего у стены, тщишься понять — где и как скрывается будущая святость в этом мальчике. Кто, какой прозорливец мог бы тогда увидеть в нем будущего святителя? Может, это прозревал валаамский старец, вступивший в переписку с 10-летним Лешей, побывавшим на святом острове Ладоги незадолго до Великой Отечественной войны?

Он более 18 лет возглавлял Русскую Православную Церковь. Провиденциально оказавшись «старшим отцом» (так переводится слово «патриарх») Русского православного мира на переломе эпох, в годины распада Советской империи, а также нравственного распада нашего общества, Патриарх Алексий II сумел удержать от расщепления единую Русскую Церковь. Более того, он сумел с Божией помощью восстановить то, что было порушено 90 лет назад: соединить едиными узами нашу Церковь с Русской Православной Церковью Заграницей.

Проникновенные слова нашел в те дни и настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов: ««Господь послал нам Патриарха, который смог сохранить единство нашей Церкви, и, несмотря на отделение исторических территорий, православный народ остался духовно неразделенным. Поэтому уместно говорить о том, что Патриарх Алексий в истории России выполнил ту же миссию, что и Патриарх Гермоген в Смутное время и Патриарх Тихон в период революции и гражданской войны… Именно эти три Патриарха стали духовной опорой русского народа, они были посланы Богом России на исторических переломах и, хотя, в России было пятнадцать Патриархов, можно сказать, что из них было три великих Патриарха смутных времен. Патриарх Алексий II стал положительным лицом нашей трагической эпохи. Многие скорби, которые мы пережили — распад Отечества, обнищание и унижение народа, он смог своей молитвой претворить в радость возрождения Русской Церкви. Безусловно, он войдет в историю как духовный объединитель России и русского народа, как хранитель заветов Святой Руси…»

Год назад в течение трех суток прощалась с Патриархом не только осиротевшая паства Русской Церкви, но и весь мир — православный и инославный. Сотни тысяч людей шли под декабрьским дождем к месту прощания с пастырем добрым — сначала на отпевание в Храм Христа спасителя (который Патриарх и восстановил на прежнем историческом месте), а потом в Елоховский собор, на место последнего упокоения святителя.

Когда-то мы словно вчуже смотрели на интронизацию нашего 15-го Патриарха, а расставались с ним, переживая разлуку как личную утрату. Может быть, и оттого, что ежедневно молились за него — даже те, кто видел его лишь по телевидению и на фото. Непостижимая мера любви, всегда светившаяся в его глазах, что стало для нас более очевидным по его кончине, теперь остается в нашей памяти, и, осененные этой любовью, мы продолжаем земной путь.

Патриарх Алексий, принявший к руководству Церковь слабую, уязвленную лихолетьем, оставил ее сильной, значительной, окрепшей. Период восстановления церковной жизни, переход от нескольких тысяч к десяткам тысяч храмов, от полутора десятков — к сотням монастырей, от небольшого слоя духовенства к тысячам пастырей, был осуществлён без сломов: сохранилась единая Русская Церковь.

Человек глубочайшей искренней веры, духовный зодчий новой России, он вернул веру в Бога нашим соотечественникам, жившим и воспитанным в условиях атеизма. Фактически, по верному замечанию митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Патриарх Алексий привлек наш народ ко Христу.

Он совершил Моисеев подвиг — перевел через пустыню распада и безбожия огромный православный народ, и, как сказал владыка Марк, архиепископ Берлинский и Германский, «вывел Русскую Церковь и ее народ на свободу — из Вавилонского плена советского времени».

Святейший Патриарх был человеком срединного, царского пути, умевшим отсекать крайности и никогда не дававшим спровоцировать себя на резкие, непредсказуемые шаги.

Это при нем канонизированы многие новомученики Церкви, обретены святые мощи преподобных Серафима Саровского, Иоасафа Белгородского, Тихона Московского, Александра Свирского. При нем восстановлен Храма Христа Спасителя — символ возрождающейся на Руси Православной веры.

Писатель Владимир Крупин справедливо оценил роль Патриарха Алексия как провиденциальную: «Святейший был нашим Предстоятелем перед Престолом Всевышнего, Господь спас Россию через Святейшего Патриарха Алексия. Его кончина — это потеря огромнейшая, и сейчас на душе тревожно, что будет дальше. Я очень надеюсь, что духовная мощь и сила, наработанные за последние два десятилетия, сохранятся и будут продолжать укрепляться. Великая скорбь, волна горя катится по России и по всему Православному миру. Но я надеюсь, что Россия с Божией помощью не сойдет с пути праведного, а мы будем всегда помнить о том, что Россия — дом Пресвятой Богородицы».

Он отдал многие силы в деле воссоединения двух ветвей русской Церкви — отечественной и зарубежной. Глубоки слова протоиерея Александра Новопашина: «Промыслительно, что Господь призвал Святейшего сразу после воссоединения Церкви и уврачевания раскола вслед за Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей Митрополитом Лавро м. А это стало главным делом их жизни, вершиной их деятельности, величайшим делом, на которое Святейший положил много сил ».

Господь не случайно соединил день кончины святого князя Александра Невского (перед смертью принявшего схиму с именем Алексий) и день кончины нашего Предстоятеля. Икона кн. Александра всегда находилась в кабинете Патриарха Алексия, очень почитавшего этого святого, именуемого солнцем земли Русской.

Гроб пятнадцатого Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II согласно его воле был погребен в Благовещенском приделе Богоявленского Елоховского кафедрального собора Москвы. (В этом соборе, где 10 июня 1990 г . состоялась его патриаршая интронизация; он упокоен неподалеку от своего соименника, Московского митрополита св. Алексия; здесь же 4 февраля 1945 г . прошла интронизация Патриарха Алексия I.)

Это счастье, что у нас в непростой период истории, нашей общей жизни, был такой Патриарх. Мы молимся за него, и надеемся, что и он за нас возносит свои молитвы за порогом жизни и смерти. Он был у нас, наш пастырь добрый новейшего смутного времени. Он — есть у нас, поскольку остается с нами. Год, который мы провели на Земле без него, но в молитвенном поминовении, не удалил от нас нашего Патриарха Алексия.

Матвей Славко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"