На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Не всякая уния есть святой союз,

не всякий совет ведет к единению

28 июня произошли два взаимосвязанных, на наш взгляд, события, на которых непременно следует остановить внимание.

В это день, отмечаемый в православных святцах как день памяти святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и поклонился мощам святителя Ионы. В Первосвятительском слове Патриарх напомнил, что святитель Иона был первым митрополитом, поставленным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, с чего и началась автокефальная история нашей Русской Церкви.

Однако поставлению митрополита Ионы предшествовали очень печальные обстоятельства, связанные с нестроениями в семье Православных Церквей. «То было тяжелое время испытаний для Церкви Константинопольской, потому что велика была опасность оккупации Константинополя, его захвата турками, и естественно, что христиане Константинополя возлагали надежду на своих братьев-христиан, — сказал Патриарх Кирилл. — Чтобы защитить город и православную Византийскую империю, они взывали к христианской солидарности. Но в ответ им были предъявлены определенные условия. Помощь могла прийти только на тех условиях, которые предлагала Римская Церковь: требовалось принятие особенностей этой Церкви, ее вероучительных и канонических принципов. Мы знаем, что именно с этим был связан так называемый Флорентийский собор, когда православные подписали унию с Римом. Подписал ее и Московский митрополит Исидор. Но Церковь наша не приняла унии, потому что люди ясно понимали, что дело это — не Божие, что под всем этим скрывается большой обман и политические факторы довлеют над церковным сознанием. И когда после подписания унии митрополит Исидор захотел вернуться в Москву и войти в сей кафедральный собор, Церковь его не приняла — он был изгнан из Москвы, а Предстоятелем Русской Православной Церкви был избран митрополит Иона».

Нас восхищает ярким примером духовное стояние святителя Ионы, уроженца села Одноушева, что близ Солигалича, в 12 лет принявшего монашеский постриг в одном из галичских монастырей. Он был митрополитом Киевским и всея Руси с 1448 по 1461 гг., но постоянно проживал в Москве и был последним московским святителем, носившим титул митрополита Киевского. Он ввел новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов — Собором русских епископов, с согласия московского князя.

Меж тем, не забудем, что территория, где располагается нынешняя Западная Украина, унию впоследствии как раз приняла. Так называемую Брестскую унию, в 1596 г ., и означает это «присоединение к Римско-католической церкви ряда епископов и епархий православной Киевской митрополии (в составе Константинопольского патриархата) во главе с митрополитом Киевским Михаилом Рагозой, на территории Речи Посполитой».

В землях Малороссии был свой знаменитый преподобный, неколебимо стоявший против унии как против отступления, против измены Православию — уроженец Коломыи игумен Иов Почаевский (1551—1651), проживший сто лет и в миру носивший несокрушимое имя Иоанн Железо.

Проникнемся завершающими словами Патриарха Кирилла в Успенском соборе. Его Святейшество сослался на Евангелие от Иоанна, сказав, что в нем содержатся удивительные слова о том, что у Пастыря, Спасителя, есть много овец. Эти овцы принадлежат к разным дворам, но всех их нужно привести в Царство Небесное. И Господь говорит, что есть только один пастырь — это Он, и у Него будет едино стадо (Ин. 10, 16).

И затем заключил: «Когда мы сегодня задумываемся о множественности различных традиций, существующих в христианстве, о разделениях, которые присутствуют в христианской среде, мы, конечно, оплакиваем все эти разделения, которые ослабляют единое стадо Христово. Но вместе с тем мы возлагаем надежду на то, что слова Спасителя осуществятся в истории. Мы еще не знаем, как это произойдет: у нас нет видения, нет опыта жизни в едином стаде; но верим, что Господь таинственно, но реально ведет людей к этой цели — чтобы вокруг Него было собрано единое стадо — то самое стадо, что будет хранить истину, без которой не может существовать род человеческий. Все это требует от каждого христианина мудрости, мужества, глубокой веры. И сегодня мы молились святителю Ионе, чтобы он укреплял нашу веру, укреплял наше мужество, помогал нам идти тем путем, началом которого является Христос».

В тот же день, как сообщал сайт Патриархия.ru, по окончании богослужения в Успенском соборе Московского Кремля, состоялась знаменательная встреча Патриарха с прибывшим в Москву генеральным секретарем Всемирного совета церквей (ВСЦ) пастором доктором Олафом Фюксе Твейтом. В ходе визита О. Ф. Твейта в Россию сопровождали заместитель генерального секретаря ВСЦ Георгиос Лемопулос (Константинопольский Патриархат) и профессор Экуменического института Боссе доктор Дагмар Хеллер.

Последнее время звучало немало критики, связанной с участием РПЦ в деятельности этой организации, вроде бы призванной к поиску общего языка меж разными конфессиями и неконфликтного, сколь возможно, существования. И вот во время последней беседы с г-ном Твейтом и его коллегами Патриарх Кирилл отметил, что Всемирный совет церквей переживает затяжной кризис, причина которого кроется в противоречии между декларируемым стремлением к христианскому единству и, с другой стороны, усугублением расхождений между христианами по ряду доктринальных вопросов, касающихся, в первую очередь, антропологии и нравственности. Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, что попытки пересмотра норм христианской нравственности, появившиеся в недрах протестантских общин, способствуют отчуждению православных от ВСЦ. Если бы православные христиане не обращали внимания на эти тенденции, это стало бы отступлением от христианской Истины и послужило бы поводом для раскола в самих Православных Церквах, добавил Святейший Патриарх.

Рассуждая о перспективах обновления ВСЦ, Предстоятель Русской Церкви сказал: «Мы живем в мире, в котором все более значимыми становятся отношения между различными цивилизациями. В этих условиях для всех христиан важно обеспечить сохранение христианской цивилизации и содействовать построению ее добрых отношений с другими цивилизационными общностями. ВСЦ может содействовать достижению этих двух целей через защиту христианской системы ценностей и развитие диалога христиан с другими религиями и нерелигиозными мировоззрениями».

«В странах христианской традиции, — считает Патриарх Кирилл, — Христианство нуждается в совместных усилиях христиан по его защите от секулярных сил, которые стремятся навязать всему миру антихристианские и в целом антирелигиозные настроения. Уверен, что Вы в полной мере осознаете опасность этих явлений и намерены предпринять активные шаги для активизации совместного христианского свидетельства».

Г-н Твейт, в свою очередь, поблагодарил Патриарха за теплый прием и оказанное гостеприимство, высоко оценил подвиг веры и свидетельства, явленный святыми новомучениками и исповедниками Российскими. Он также признал, что экуменическое движение находится в кризисе, назвав это состояние межхристианского диалога «экуменической зимой», а также выразил надежду на продолжение диалога в ВСЦ по затронутым темам. По его мнению, существующие разногласия по целому спектру вопросов между Церквами-членами ВСЦ можно преодолеть в процессе честной и открытой дискуссии.

Комментариев по поводу состоявшегося диалога было множество. Обратим внимание на высказанное в интервью «Русской народной линии» суждение писателя Владимира Крупина, известного своей деятельностью на ниве Православия: «Слова Святейшего Патриарха Кирилла, несомненно, попадут на благодатную почву православных сердец, потому что уже давным-давно тяготит нас пребывание Русской Православной Церкви во Всемирном совете церквей. Это пребывание нам ровным счетом ничего не принесло, ничем нас не напитало и никаким образом нас не приблизило ко Христу. Прискорбно быть в одном сообществе с людьми, у которых есть уже священство, далекое от моральных и нравственных норм, нас это отягощает. Потому что, как говорили наши великие мыслители, в частности, Н. Я. Данилевский и К. Н. Леонтьев, мы их ничему не научим, а сами можем от них заразиться. Поэтому, конечно, после таких замечательных слов Святейшего Патриарха мы будем ждать следующего шага — выхода нашей Церкви из Всемирного совета церквей (выделено мной — Авт.)».

Однако это восприятие критического высказывания Патриарха в адрес ВСЦ некоторые трезвые умы не сочли прямо ведущим к каким-то серьезным организационным последствиям. Было множество реплик, утверждающих, что участие РПЦ во ВСЦ является частью политики современной Росcии на международной арене, и либеральный вектор, явно доминирующий сегодня в этом направлении, делает невозможным желаемый православным сообществом выход РПЦ из ВСЦ и посему выводы В. Крупина хоть и желаемы, но вряд ли будут воплощены в жизнь.

Тем не менее, со своей стороны, подчеркнем, что и критическое высказывание Его Святейшества в сторону ВСЦ имеет существенную общественную значимость, дает понять, что Русское Православие не может мириться с теми вопиющими «нормами» религиозной жизни в христианском мире, которые набирают обороты на Западе: появление женщин-священников (точней было бы сказать священниц, а то и жриц), педофилия в рядах клира и мн. др.

Как высокий ориентир нам всем следует помнить великие слова псалмопевца Давида, которые в данном случае можно принимать и вполне буквально: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей (Пс. 1:1)».

Символично, что оба упомянутых нами события 28 июня происходили в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля — одной из величайших святынь всей России. Несколько веков этот храм, заложенный в 1326 г ., великим князем Иваном Калитой и святителем Петром как первый каменный собор в Москве, был духовным и политическим центром страны: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров, оглашали государственные акты, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов. До наших времен храм дошел в новом облике, полученном в 1475—1479 гг. от итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, взявшего прообразом Свято-Успенский собор во Владимире.

Матвей Славко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"