На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Иван Крылов – воин Христов

Ещё о пушкинском поколении

2009 год можно по праву назвать Годом Крылова. В феврале мы отметили 240 лет со дня рождения непревзойдённого баснописца. В ноябре вспоминаем 165 годовщину со дня его кончины. И весь год – то, что 200 лет назад, в 1809 году в Петербурге вышло в свет первое издание книги «Басни Ивана Крылова», которую мы справедливо относим к разряду фундаментных книг русской цивилизации.

Ещё о пушкинском поколении

Владимир Одоевский, произнося 2 февраля 1838 года тост на историческом обеде, посвящённом 50-летию литературной деятельности И.А. Крылова, между прочим сказал: «Я принадлежу к тому поколению, которое училось читать по Вашим басням и до сих пор перечитывает их с новым, всегда свежим наслаждением». Это сказано о поколении, к которому принадлежат и многие декабристы, и государь Николай Павлович и Александр Пушкин. Одоевский был моложе Пушкина, недавно убитого, на четыре года. Государь старше Пушкина – на три. Пестель старше Пушкина на шесть лет.

Поколение, значение которого для русской истории исключительно, выросло на умных и тонких баснях Крылова и, войдя в старший возраст, вручило это книгу своим детям. Вероятно, неспроста Николай I как-то на Новый год подарил наследнику бюст баснописца.

Есть основание полагать, что тем поколением были восприняты и такие крыловские «не совсем детские» басни как «Обоз» (1812), «Ручей» (1812), «Безбожники» (1813), «Конь и Всадник» (1814), «Сочинитель и Разбойник» (1816), впрочем, восприняты с различным эффектом, – и вождями декабризма, пожелавшими дать Коню волю, дабы «вскипела кровь его и разгорелся взор», и государём Николаем Павловичем, который, удержав узду, не упустил Коня в овраг на погибель, отвёл Россию от пропасти на сотню лет.

История изящной словесности помнит, что басни Крылова не раз оказывались предметом полемики в литературных и общественных кругах 1820 – 1840-х годов. Сама личность Крылова казалась современникам загадкой, его поразительный парадоксальный ум и творческая смелость сочетались в нём с показной житейской ленью и неряшливостью. В его образе (второй половины жизни) видится нечто от юродивого особого рода.

Вне сомнения, по разным причинам, не всем его басенное творчество было по нраву. Показательно отношение к Крылову князя Петра Вяземского в 1820-е годы. (Наши западники-эмигранты видят в Вяземском своего предшественника, особо его выделяя и называя «интеллектуалом» (Пушкина не называют), впрочем, «упуская» поздние взгляды этого известного русского человека, которые в советское время характеризовались как «реакционные»).

Вяземский 20-е годы записал: «В Крылове не люблю… морали или заключения некоторых из басней его. Например, басня "Сочинитель и Разбойник". В ней, конечно, есть некоторая доля правды; рассказана она живо и мастерски; конец её превосходен… Но, признаюсь, по моим понятиям как-то неловко и не благовидно сочинителю, то есть поэту, выводить рядом на очную ставку разбойника и сочинителя, и еще с тем, чтобы отдать преимущество разбойнику… По содержанию басни можно предполагать, что Крылов имел в виду Вольтера. Следующие стихи наводят на эту догадку:

И вон опоена твоим ученьем,

Там целая страна

Полна

Убийствами и грабежами,

Раздорами и мятежами,

И до погибели доведана тобой! »

Далее Вяземский выступает в роли адвоката Вольтера. То есть его претензия к Крылову лежит не столько в эстетической плоскости, сколько в мировоззренческой, религиозной. Эта же басня породила некую полемику и в Европе. В 1823 году в парижском журнале в рецензии на «Русскую антологию» был помещён отрицательный отклик. Французский критик в «Сочинителе» так же углядел Вольтера. Литератор Яков Толстой (в будущем резидент русской разведки, в чью обязанность будет входить «защищение России в журналах») выпустил в Париже в защиту Крылова специальную брошюру. При этом сам Крылов, когда ему задали вопрос о французском безбожнике, ответил, что Вольтера у него «и в голове не было». Ответ мудр. Он знал, с кем и когда стоит спорить.

 

Страсти по Ивану

Искры той полемики время от времени возникали и позже, иногда, как известно, врываясь в общественную жизнь пламенем. Возникают они и поныне. У известных русскоязычных литераторов-эмигрантов Петра Вайля и Александра Гениса есть очерк «Евангелие от Ивана. Крылов». Остроумные специалисты по русской литературе, они в свой час решили разобраться и с Крыловым – ибо «Россия уже столько лет бьётся над загадкой Крылова»! Заметив в начале, что «интеллектуал Вяземский» весьма критически смотрел на Крылова, обронив, что «за Крылова» были и Пушкин с Жуковским, и Булгарин с Гречем, и Гоголь с Белинским», глубокомысленно предположив, что «наверное, такое единодушие как раз и смущало Вяземского», они очень скоро приходят к открытию, и, словно б не веря себе (в восклицательной интонации), пишут: «Он (Крылов) по какому-то недоразумению окончательно и бесповоротно зачислен в некий прогрессивный лагерь. Это Крылов, автор басен «Конь и всадник» – о необходимости обуздания свободы, «Сочинитель и разбойник» – о том, что вольнодумец хуже убийцы, «Безбожник» – о покарании даже намека на неверие!» Далее они успокаивают перепуганного либерального читателя: «Но в исторической перспективе всё сложилось правильно: этих басен никто не знает, и не надо – потому что они скучны, замысловаты, длинны, темны…» Без смеха этот пассаж и читать нельзя. Радиоведущие «Свободы» так озадачены открывшимся им Крыловым, в частности, басней «Безбожники», что и название переврали до единственного числа и содержание исказили (как и прочих басен). У Крылова никакого «намека на неверие» нет, но прямо сказано: «Плоды неверия ужасны». При этом и не скучна басня вовсе даже и безо всякого «разброса плюрализма», в котором они обвиняют Крылова. Создана басня яркими красками! Так и видишь, даже и слышишь (словно б аудиофайл в басню вмонтирован!), как «Мятежные толпы, за тысячью знамён, кто с луком, кто с пращёй, шумя, несутся в поле». Крылов, используя образы мифологии древних, рассказывает до боли знакомую историю о народе, «Который до того в сердцах ожесточился, Что противу богов вооружился». Вожди - «Зачинщики, из удалых голов» придумали: с ближних гор закидать Олимп камнями, заметать стрелами. И вот «Тьма камней, туча стрел от войск богомятежных» взвилась. А потом, естественно, вернулась с небес обратно, обрушилась им на головы. Всё предельно наглядно.

Авторы, разгадывая Крылова, удручены, что прежде российская мысль не дошла до понятия «альтернативной нравственности», что в русской «литературоцентристской культуре» (основанной, как они полагают, на неправильном прочтении в России Евангелия – буквальном) царствует «однозначная мораль». Поэтому, мол, и утвердился в России Крылов как догма. При этом «свободовцы», роясь в своих размышлениях о Крылове, как тот Петух, сетуя на отсутствие «альтернативного мышления», «терпимости», «разброса плюрализма», «многослойности демократического сознания», вдруг на миг извлекают Жемчужное зерно!.. Но, словно б предпочтя ему более питательное Ячменное, тут же и теряют, да и растаптывают оное. Однако ж если собрать обломки, то окажется, что авторы сумели сказать о значении Крылова несколько живых слов. Собственно, вот они: «Пушкин открыл шлюзы потоку простоты и внятности, но Крылов как-то просочился раньше… Произошло удивительное. Не Крылов зафиксировал нравственную мудрость народа в форме басен. Это народ зафиксировал в своем сознании крыловские басни в качестве нравственной мудрости… Крылов создал не литературный жанр, а этическую систему…». Авторы, пробормотав «произошло удивительное», промолчали о природе этого «удивительного». Для них это тайна, русская душа-христианка – для них это тайна…

Целебный источник

Известно, что Оптинские старцы, – из поколения, примыкающего к пушкинскому, – преподобный Амвросий (Гренков) (род. в 1812), преподобный Анатолий (Зерцалов) (род. в 1824) очень любили Крылова и в некоторых случаях использовали его басни как наставления, ёмкие проповеди, вразумления. И это, конечно, не случайно. Един источник русской жизни.

Вот кажется совсем не схожи судьбы преподобного Серафима Саровского и баснописца Ивана Крылова. Батюшка Серафим жизнь провёл в глухих лесах (он на десять лет старше). Иван Андреевич вторую часть своей жизни, «басенную», прожил безвыездно на брегах «царственной Невы». Батюшка был великий постник, многими годами пребывал в затворе и подвиге молчания. Крылов же демонстративно любил поесть и был как бы всё время на виду – в центре литературной и общественной жизни. Однако и между этими современниками словно бы существовала какая-то тайная духовная связь, перекличка. Её эхо, эхо той переклички, если прислушаться, ощутимо и ныне. Есть у Крылова крошечная басенка – «Водопад и Ручей», которую здесь хочется привести полностью:

Кипящий Водопад, свергаяся со скал,

Целебному Ключу с надменностью сказал

(Который под горой едва лишь был приметен,

Но силой славился лечебною своей):

"Не странно ль это? Ты так мал, водой так беден,

А у тебя всегда премножество гостей?

Не мудрено, коль мне приходит кто дивиться;

К тебе зачем идут?"- "Лечиться",-

Смиренно прожурчал Ручей.

Мы знаем, что есть Источник жизни.

«Каждую Пасху Крылов встречал в Казанском соборе. Большого труда стоило ему пробраться через густую толпу, - вспоминает литератор Леонид Трефолев о реальном «премножестве гостей» у Целебного Ключа. - Однажды тучное тело баснописца особенно страдало от толчков; но когда полиция это заметила и сказала: "Раздайтесь, ведь это Иван Андреевич Крылов!" - народ с уважением уступил дорогу».

В записках Н. А. Мотовилова содержится рассказ, как Царица Небесная, явившись преподобному Серафиму, открыла в Саровском лесу источник – «ударив землю жезлом так, что искипел из земли источник фонтаном светлой воды». Известна точная дата Её явления: 25 ноября 1825 года – за 19 дней до мятежа в Петербурге. В эти дни к преподобному Серафиму за благословением «на дело» приходил кто-то из членов тайного общества, будущий декабрист (предположительно называют разные имена). Святой Серафим прогнал его, пояснив келейнику свой гнев образно – бросил камень в источник с хрустальной водой, замутив его: «Вот что они хотят сделать с Россией».

Вечером 14 декабря 1825 года в доме А.Н. Оленина (высокопоставленного сановника, благодетеля и друга Крылова) о событиях того дня «передавали друг другу виденное и слышанное, каждый новый человек приносил какие-нибудь слухи и известия». Дочь хозяина дома Варвара Оленина и биограф Крылова Михаил Лобанов оставили в воспоминаниях крайне нелестное крыловское высказывание о мятежниках. Крылов, как и «весь» Петербург, из любопытства ходил на Сенатскую площадь. Оленина передаёт слова Крылова: «Хотел взглянуть, какие рожи у бунтовщиков. Да не хороши, нечего сказать». Лобанов почти так же запомнил: «мне крепко захотелось взглянуть на их рожи…» Интересно, что и Николай Карамзин был поражён выражением лиц на Сенатской: «Видел ужасные лица, слышал ужасные слова…» Заметим, это о лицах людей, которых они лично знали, знаем и мы их, прежде лица эти были прекрасны. Теперь они искажены злобой. «Ужасные лица», даже уже и не совсем лица. Произошло замутнение источника.

Мы знаем о их решимости убить всю правящую династию, уже велась дискуссии о способах казни; мы доподлинно знаем, что в случае их успеха в их среде начался бы делёж власти, парад амбиций, выяснение, чей проект конституции лучше; знаем, что их существенные разногласия выплеснулись бы наружу; знаем, что гражданская война – осмысленная и беспощадная! – в огромной стране с населением всего в 23 миллиона человек (10% населения Европы, 2,5% Евразии) привела бы к раздроблению и уничтожению России.

Но Бог судил иначе.

Мы до конца прочитали тот свиток в ХХ веке; мы приходим в себя после великой духовной катастрофы, расчищая источники живой воды.

Не так давно в Сарове, в нижнем пределе воссозданного храма Иоанна Предтечи был обнаружен старинный колодец, которым пользовались во времена Серафима Саровского. Дубовый сруб на четырёхметровой глубине был забит, заколочен. Его восстановили, вода в нём оказалась изумительно чистой.

Когда-то Крылова отдали детям, как в ссылку отправили, при этом задвинув в паутинный чулан нашего сознания многие его «неудобные» басни. Пора свежим взглядом всмотреться в них вновь. Они хрустально чисты, полезны для нас и, вероятно, зубодробительны для врага.

Олег Слепынин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"