На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Рождественскопостные записки

Три неподъёмных вопроса

1. Кресты под ногами

Тротуарную дорожку, ведущую в Киево-Печерской лавре от Троицкой надвратной церкви к Успенскому собору, с двух сторон во всю длину обрамляют металлические водосточные решётки. Возможно, и вы видели, как кто-то как бы с опаской переступает через них. Дело в том, что решётки – в крестовых узорах, а в среде православных верующих бытует мнение, что кресты на земле (как и на полах в иных храмах), размещены с умыслом – для осквернения; причём скорее вольно размещены, нежели невольно.

Кто-то переступает, а тысячные толпы туристов шаркают невнимательными стопами по крестам. Эти водоприёмники, как и восстановленный Успенский собор, находятся (всё ещё) на территории, принадлежащей музею. Несложно представить, как некий начальник подрядной организации, далёкий от православия, был очень собой доволен, изготовляя решётки с крестами, ведь кресты и церковь – это так гармонично!.. О том, что тринадцать веков тому назад Вселенский Собор утвердил правило, запрещающее изображать Святой Крест на земле, подрядчик мог, конечно, и не знать, как и вообще мог и слыхом не слыхивать ни о Византии, ни об императоре Юстиниане II, ни о Пято-Шестом Вселенском Соборе 692 года... Но никто и не подсказал.

Это правило (известное как 73-е) прямо повелевает: «изображения Креста, начертываемыя некоторыми на земли, совсем изглаждати, дабы знамение победы нашея не было оскорбляемо попиранием ходящих». Аргументация такая: «Поелику Животворящий Крест явил нам спасение, то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения». Завершается правило грозным наставлением: «И так отныне, начертывающих на земли изображение Креста, повелеваем отлучати». Кресту надлежит почитание «и мыслию, и словом, и чувством». Все эти слова когда-то не требовали пояснений. Знамение победы… повелеваем отлучати… Речь о победе, дарованной Христом. И речь об отлучении от Церкви Христовой… Куда уж страшнее!.. Было когда-то.

Вскоре после Вселенского Собора новый император Тиверий III, осматривая дворец, увидел на полу изображение креста. «Крестом Господним мы должны знаменать чело и перси, – произнёс он. – Как же дерзнем ногами попирать оный?» Мраморную плиту подняли для замены; император за крестопочитание своё тут же был и вознаграждён: под плитой обнаружился стотысячный клад золотых монет… Крест, начертанный на полу во дворце, не был с изображением Распятого Христа, но плита была удалена, крест «изглажен». Преподобный Феодор Студит (759—826), живший через сто лет, говорил о том же: «Крест всякой формы – есть истинный Крест!»

73-е правило, нет сомнений, с древнейших времён соблюдалось и на Руси. В 60-е годы ХI века преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря перенял из Константинополя монастырский устав Феодора Студита.

Вероятно, правило, запрещающее изображать под ногами кресты, мы подзабыли после грандиозной катастрофы 1240 года. Митрополит Кирилл II, возглавлявший Русскую церковь в самые тяжёлые, начальные годы монгольского ига (1243-1280), путешествуя по Руси, чрезвычайно печалился одичанию русской земли, русского народа. Он искал себе пристанище и не мог найти. Киев был разорён, лежал в руинах, Печерская обитель опустошена, братия рассеяна. Тоже было и повсюду – в Чернигове, Рязани, Галиче… Остановился он во Владимире-на-Клязьме. Судя по всему, митрополит вёл замечательно дальновидную политику, так как уже при внуке Батыя хане Менгу-Тимуре, в 1267 году, он получил ярлык в пользу Церкви, освобождавший духовенство от дани, а само Православие от притеснений. В 1274 году, через 31 год после начала нашествия, митрополит созвал во Владимире Собор епископов, который осудил духовенство за отступления от церковного устава, языческие обряды, пьянство, бесчинные игры и зрелища в канун праздников…

Между прочим, Владимирский собор запретил изображать кресты на земле и на льду. Это не казалось «мелочью».

На Соборе епископом Владимирским, Суздальским и Нижегородским был поставлен св. Серапион, архимандрит Киево-Печерского монастыря.

Преподобный Серапион был ярким проповедником и писателем. В своих наставлениях он показал современникам (а так же и нам, тем, кто склонен видеть параллельные места в ХIII-м и ХХ-м вв.) причину свершившегося разгрома Руси. Он говорил о грехах народа и долготерпении Господа, который «предзнаменований много явив, много страха насылал…» Наверняка, предзнаменованием ощущалось и чудовищное киевское землетрясение (в 6 балов) 1230 года, когда «в манастыри Печерськом церквы Святыя Богородица каменая на 4 части раступися». (Церковь Пресвятой Богородицы была непростая, чудесная, это известная нам Великая церковь, Успенский собор.) Преподобный Серапион Печерский (Владимирский) говорил о каре, посланной за отступничество: «Тогда навёл на нас народ безжалостный, народ лютый, народ, не щадящий красоты юных, немощи старых, младенчества детей; воздвигли мы на себя ярость Бога нашего… Разрушены Божьи церкви, осквернены сосуды священные, честные кресты и святые книги, затоптаны священные места, святители стали пищей меча, тела преподобных мучеников птицам брошены на съедение, кровь отцов и братьев наших, будто вода изобильно, насытила землю, сила наших князей воевод исчезла, воины наши, страха исполнясь, бежали, множество братии и чад наших в плен увели; многие города опустели, поля наши сорной травой поросли, и величие наше унизилось, великолепие наше сгинуло, богатство наше стало добычей врага, труд наш неверным достался в наследство, земля наша попала во власть неверным: в позоре мы были…» Понято тогда было главное: за упорство в грехах, за богоотступничество – гнев Господень. Слов о диалектике и прогрессе ещё не придумали.

Так и кажется, что испытания русского народа во времена монгольского ига по сравнению с нынешними искушениями – укоренением разделений и расколов, насаждением телевизионного блудилища и языческих переживаний – выглядит по-детски простодушным. Многие склонны видеть истоки нынешнего состояния в Петровской эпохе, в замене Патриаршества – чиновничьим заведением, Синодом. Стоит заметить, что Кресты на церковных полах, нередко возникавшие в Синодальный период при строительстве и реконструкциях, теперь уже стали как бы исторической ценностью, обрели значимость артефактов.

Можно ли их изгладить?..

Кто-то с усмешкой подправит вопрос: нужно ли?

На это, вероятно, следует ответить вопросом: Какие ещё правила Вселенских Соборов выполнять не нужно?..

Возродилась Русь, свой крест подняв в монгольских пожарищах, даст Бог и вновь безо всякого модернизма и обновленчества поднимемся.

Ну а пока бредут праздно толпы по музейной площади Киево-Печеской Лавры к Успенскому собору, шаркают по оброненным крестам, крестов не замечая…

2. Заповеданный Собор

В развитие сюжета ещё об одном здесь нужно сказать (тема для обсуждения), о чём теперь говорить чрезвычайно непросто. О недавно восстановленном Успенском соборе Киево-Печерской Лавры, восстановленном в том барочном виде, который сложился в XVIII веке, после большого пожара 1718 года.

Обстоятельства, предшествовавшие первоначальному строительству церкви Пресвятой Богородицы в XI веке (Великой церкви, Успенского собора) необыкновенно и чудесно.

Патерик Киево-Печерской Лавры в непростых подробностях запечатлел предание, согласно которому Сама Богородица, призвав в Свою Влахернскую церковь под Константинополем четырёх мастеров-строителей, объявила: «Хочу церковь построить Себе на Руси, в Киеве». Влахернская церковь, как известно, была прославлена многими чудесами, в том числе и явлением в ней Богородицы с Омофором во время нападения руссов ( 910 г .), наших языческих предков. С тех пор и существует в Православном мире праздник Покрова. Влахернская церковь в 1070 году была разрушена пожаром. Мастерам-строителям Богородица явила в небе образ храма, который им надлежало возвести в неведомой им стране, и сказано загадочное: «Меру же Я послала – пояс Сына Моего». Мера – золотой пояс, прежде украшавший Распятие на другом конце крещёного мира, в Скандинавии, был привезён в Киев при Ярославе Мудром варягом ярлом Шимоном. Шимону дважды, в самые драматические моменты его жизни, была также явлена в небе церковь. Объявлены ему были и размеры – 20 поясов в ширину, 30 – в длину, 50 – в высоту.

Из Царьграда зодчие пришли в Киев в 1073 году. «Где вы хотите строить церковь?» - спросили они преподобных Антония и Феодосия. Святые о будущей стройке ничего не знали. После трёхдневных молитв место было определено, причём определено, как и всё, связанное с этой церковью, чудесным образом: росой и огнём. Траншею под фундамент копал сам великий князь Киевский Святослав Ярославович, передавший монахам этот земельный участок, и дав им на строительство крупную сумму.

О том, что воля Богородицы была исполнена, говорят чудесные явления, сопровождавшие строительство. Вот, например, одно очень яркое, известное из жития преподобного Алипия-иконописеца. При украшении алтаря мозаикой (украшены мозаикой были полы и стены), на горнем месте вдруг изобразился лик Богородицы, из уст этого образа вылетел белый голубь, который взмыл вверх к образу Христа-Спасителя и скрылся за ним; голубь вновь появился, вылетев из уст образа Спасителя, летал по храму, опускаясь на изображения святых, мощи которых были привезены строителями по воле Богородицы и положены в основание храма; скрылся голубь в наместной иконе Успения Божией Матери, присланной со строителями Богородицей.

Великую церковь в древности называли «небеси подобною» потому, что построена она была именно такой, какой её видели строители в небе на облаке.

Внутри церкви и около неё с ХI века хоронили многих сильных мира сего. Люди знали, что погребённые в этом земном пределе Пресвятой Богородицы непременно обретают Царствие Небесное. Около Великой церкви быстро появились пристройки-часовни, в результате чего внешний её вид изменился.

Дальнейшая история Великой церкви более или менее известна, см. например: http://www.lavra.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=442&Itemid=101 . Храм разрушался, восстанавливался, горел, перестраивался, реставрировался; взорван во время немецкой оккупации 3 ноября 1941 года, в канун праздника Казанской иконы Божией Матери.

Длина «пояса Шимона» установлена при раскопках руин – 108 сантиметров . Это утверждение оспаривалось. Но если учесть, что в Византии действительно при строительстве основными были внутренние размеры, то никакой натяжки в этой длине, определённой авторитетнейшими Н.В. Холостенко и Б.А. Рыбаковым, нет.

Существует несколько авторских работ, предполагавших возможность восстановления Великой церкви в первоначальном виде. Заметим, что на этих эскизах мы видим и пристройки. Они, несомненно, являют собой явное отклонение от описанного Шиманом.

Идея восстановления Собора (по образцу ХVIII века) получила государственную поддержку в начале 1980-х. Преодолев сложности, в том числе и значительные технические, были разработаны чертежи планов и фасадов. Работу над проектом завершили в 1984 году. Предполагалось, что собор будет восстановлен к 1000-летию Крещения Руси (1988). Государство выделило необходимые средства… Очевидно, что власти восстанавливали не святыню, но музейный экспонат, о первоначальном виде не вспоминали.

Безусловно, если бы речь шла о реставрации древней иконы, скажем, кисти Алипия или Рублёва, то специалисты сделали бы всё, чтобы открыть авторский слой, удалив многовековые подмалёвки.

По ряду причин, которые, конечно, как всегда имеют и совершенно материалистическое объяснение, восстановление Успенского собора при советской власти отодвинулось до «перестройки», а там уж и деньги, отпущенные на восстановление, ушли в никуда.

Проект был реализован в 2000 году, собор восстановили в том барочном виде и с теми значительно изменёнными размерами, которые он обрёл ХVIII в.

Сейчас и представить нелегко, при каких условиях может быть восстановлена в первоначальном виде Великая церковь, в том виде, который однажды был открыт строителям в Константинополе и дважды Шимону – в бурном море и на поле брани.

Кабы нам знать волю Божию…

Но известно точно: обстоятельства меняются, как и листы календаря.

3. Русский Новый год

О календаре мы кстати вспомнили. Раздвоение смущает... И в оптике – кадр смазывается, и медики твердят: грозит шизофренией.

Православная Церковь живёт по древнему юлианскому календарю. Современные государства – по модернизированному, католическому. Воцерковлённым людям приходится обитать как бы в двух временных измерениях, «в двух календарях». Противоречия обостряется в дни праздников и постов. Из года в год под Новый Год думается: ну что нам за дело до остального мира? Пусть новогодние праздники у них уже будут в прошлом, а у нас, как встарь, встреча Нового года окажется продолжением послерождественских Святок! Пусть будет у нас не Старый Новый год, а просто Русский Новый год…

Привыкли к неправильному, привыкнем и к хорошему.

Олег Слепынин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"