На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Соль земли

Крестный ход

19 мая в некоторых городах Украины прошли покаянные крестные ходы – в Черкассах, Киеве, Севастополе…

***

В новостных телепрограммах Украины не бывает сюжетов о крестных ходах. Крестный ход – «неформат». Это ведь не авария и не коррупционно-сексуальный скандал, не пиаракция, проще сказать – не то, что повышает у зрителя процент адреналина в крови, а у телеканала «рейтинг», и не то, что мимоходом структурирует мозги «в нужном» направлении или «увеселяет жизнь». Об усилиях, направленных на то, чтобы крестные ходы – как явление общественной жизни – «загнать» в сектор, где прописаны маргинальные субкультуры, здесь говорить не будем. Это очевидно. Но заметим, что эти попытки по сути своей успеха не имеют, так как крестные ходы всегда достигают своих целей. Я говорю о вещах практических и очевидных.

Можно напомнить, что в «оранжевую пятилетку» многим казалось, что уже ничто не помешает Западу вмонтировать Украину в НАТО. Именно такая цель властями Украины и декларировалась. Более того, некоторое время Украинским государством вообще правила ретивая американская тройка Ющенко-Тимошенко-Яценюк. Эти политики, кто не помнит, в 2008 году подписали даже специальное заявление, чтобы НАТО в ускоренном режиме приняло Украину в свои мёртвые объятия. В то же время, как показывает сайт Викиликс, «реакция правительства РФ была менее эмоциональной, чем в первые годы после Оранжевой революции». Всё складывалось так, как мечталось Западу при устройстве оранжевой революции. Но «оранжевое дело» почему-то лопнуло. Анитинатовские шествия и молитвенные стояния в Киеве, публичные заявления православной общественности, оставаясь «неприметными» для местных СМИ, были замечены общественностью Запада. В этом там справедливо усмотрели определённый, пусть даже политически и не оформленный, протест общества, чреватый непредсказуемыми проблемами в будущем. Крестные ходы, несомненно, сыграли свою светоносную роль и в более ранние годы, например, во время «Майдана-2004». При появлении православных с крестом и иконами и при возникновении в оранжевой атмосфере Иисусовой молитвы, всё вдруг представало в истинном свете. «Ликующие оранжевые флаги» воспринимались уже всполохами адского пламени, а всё происходящее – натуральным бесовским шабашем. Кому дано было видеть, тот увидел.

В начальном десятилетии XXI века, в секуляризированном мире крестные ходы оказались исключительно действенной силой. Очевидна их благодатная помощь и в деле отстаивания канонического церковного единства, и в противостоянии культу «ювенальной юстицией», и в борьбе против «электронного концлагеря».

Примечательно, что для участия в крестном ходе верующие съезжаются в Киев за свой счёт, порой вскладчину нанимая автобус, порой выбирая самые дешёвые маршруты и тарифы. Вряд ли кто назовёт эту категорию сограждан финансово состоятельной. Среди них есть люди, лучше которых я в жизни не знал. Воистину, едут по зову христианской совести.

***

Брокгауз и Ефрон формулируют: «Крестный ход – торжественное церковное шествие из одного храма в другой или к какому-либо назначенному месту… бывают двух родов: совершаемые по установлению, ежегодно в известные дни, и чрезвычайные». Очевидно, чрезвычайным был самый первый ход, когда в Рождественскую ночь «пришли в Иерусалим волхвы с востока». Мудрецы немало потрудились, идя за звездой; дошли и поклонились Спасителю мира. А через три десятилетия начался крестный ход человечества за Христом: «И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана». Вот и мы, выйдя из вод Днепра. «Ибо вера благодатная по всей земле распространилась и до нашего народа русского дошла», – пишет в «Слове о Законе и Благодати» восхитительный наш писатель митрополит Илларион. Крещение пришло из Константинополя, поэтому владыка Илларион и называет Константинополь Вторым Иерусалимом. Почти тысячу лет назад он писал в Киеве, как бы обращаясь к Владимиру Крестителю Руси, умершему за четверть века перед тем: «Встань, ты не умер, ведь не должно умереть веровавшему во Христа. Жизнь всему миру! Отряси сон, возведи очи и увидишь...» Этот призыв - художественный приём, чтобы показать, какого расцвета достигла Русская земля после крещения: «Взгляни на внуков твоих и правнуков: как живут, как хранимы они Господом, как благоверие держат по завету твоему, как в святые церкви часто ходят, как славят Христа, как поклоняются Имени Его. Взгляни же и на град, величием сияющий! Взгляни на церкви процветающие, взгляни на христианство возрастающее, взгляни на град, иконами святых о свящаемый и блистающий, и фимиамом благоухающий, и хвалами, и божественными, и песнопениями святыми оглашаемый».

Это о святом Киеве. Это – Святая Русь.

Ныне, надо сказать, не то; всё иначе. Чтобы увидеть Святую Русь нужно постараться. Захламлено изрядно…

В Киеве теперь и с 14-го этажа порой не увидишь маковки с крестом… А как увидишь – подумаешь грешным делом: может, раскольничий или самосвятский…

А что вокруг? Рекламные щиты; банк, ещё банк, а вот их сразу три; магазины с роскошными витринами, череда киосков; а это – казино, судя по мелькающим огонькам; вот ресторан, ещё казино, стриптиз-бар… Над потоком машин поднимается смог, дымкой как плесенью накрыт город. На миг показалось, - вот-вот плесень разъест всё, переварит город в мёртвую труху, а из неё примутся вылазить некие монстрообразные существа… Говорят, когда кажется, нужно креститься. Тянется рука ко лбу.

Но вот… Что это внизу? Какие-то люди с крестами, хоругвями, иконами, идут по двое, бодро идут. Это движется крестный ход, словно струйкой соли посыпается улица, разрушает гниение! И вдруг исчезает смог, пропадают роскошные магазины, гнусные казино, открывается дивный город – бревенчатые и каменные храмы, золочёные купола, терема… Это приоткрылся на миг древний Киев, мы видим: наш крестный ход приветствуют звоном колоколов все храмы Святой Руси…

***

Царь-мученик Николай II Александрович родился в 1868 году в день памяти святого праведного Иова Многострадального. Ныне этот день – 19 мая.

Патриарх Алексий Второй в далёком уже 1993 году, перед панихидой по злодейски убиенным Императору Николаю II и членам его семьи произнёс в частности такие слова: «Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании. И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица всех её чад – усопших и ныне живущих – приносим пред Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи! Мы призываем к покаянию весь наш народ…»

С тех пор никто не сказал, что грех этот уже народом раскаян. Очевидно, что это совсем не так.

В Севастополе Крестный ход, начатый в церкви Державной иконы Божьей Матери на Красной горке, прошёл с молитвой в центр Богоспасаемого града к памятнику Императрице Екатерине Великой.

В Черкассах путь Крестного хода лежал от храма Рождества Пресвятой Богородицы – по главному бульвару (некогда Александровскому) через центр города – к «афганской» Сретенской церкви. По дороге, не прекращая творить Иисусову молитву, встречным раздавалась просветительская литература – рассказывающая о сути ювенальной юстиции, позиции Церкви по проблеме ИНН, цифровых и иных современных идентификаторах. Для какого-то мужчины, сидящего на скамейке и беззаботно попивающего пивко, было неожиданностью прочитать: «Нынешний процесс кодификации гражданского населения непосредственно касается политической и хозяйственной деятельности граждан. Он внедряется в формах, которые имеют типологическое сходство с ограничениями апокалипсических времен… В религиозном контексте указанные действия власти приобретают апокалипсическую составляющую, что может расцениваться как сознательное или невольное содействие созданию технической базы, способствующей воцарению антихриста…»

Человек забыл о пиве. В небо стал смотреть. Произнёс задумчиво: «О как формулируют!»

В Киеве покаянный Крестный ход традиционно был начат в стенах святой Киево-Печерской Лавры. Но маршрут не был традиционен. В связи с недавним разрушением палаточного храма Александра Невского, шествие прошло через резиденцию Блаженнейшего митрополита Владимира, где Владыке было передано обращение православной общественности. Далее православные прошли по улицам города через ряд государственных учреждений, причастных к сносу палаточной церкви, пережившей многое, в том числе и шабаш «оранжевой революции». Официальным лицам было вручено соответствующее обращение, отражающее точку зрения общественности, расценивающая снос храма как антиправославное дело и кощунство.

Завершилось шествие на том месте, где ещё совсем недавно была палаточная церковь, и где до 1930-х готов располагался изумительный по красоте каменный Александро-Невский собор.

Несомненно, что на месте, где находились святые алтари и где – как учат отцы Церкви – до Второго Пришествия будет стоять ангел Господень, - необходимо воссоздать храм. Православные Украины ждут принятия такого решения.

И проступит в наш день из прошлого живая Святая Русь – блеском куполов и колокольным звоном. И увидим себя идущими рядом с предками единым Крестным ходом…

Слышите?.. Крестный ход идет и ад трепещет!

Олег Слепынин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"