На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Проблемы гендерной и национальной идентификации

в современной танцевальной культуре

Рассматривается проблема вырождения танца, в том числе современного мужского национального танца в брейк-данс, бéзобразный, бездуховный, бессмысленный механистичный, которая заключена в снижении общенациональной пассионарности, национальной идентичности и гендерной устойчивости в результате утраты сути, содержания и смысла музыкальной танцевальной культуры, которая является определителем национального и гендерного кода.

The problem of degeneration of dance, including modern male national dance in break dance, is considered, which is disorganized, soulless, senseless mechanistic, which consists in the reduction of national passionarity, national identity and gender sustainability as a result of loss of essence, content and sense of the musical dance culture, which is the determinant of national and gender code.

Key words: dance rhythms of the theme, national peculiarity: lycos, play, chorus, and dance. Identity. gender sustainability.

 

Изучение проблем, формирования гендерного и национального иммунитета обусловливает актуальность фундаментальных теоретических исследований и разработок в предметности «психология творчества» и «танцевальная культура».

Наиболее ярко характер и национальные особенности народа проявляется в национальных танцах и музыке, которые и определяют феномен национальной и гендерной идентичности. Проблема национальной идентичности и гендерной устойчивости в результате утраты содержания и смысла танцевальной культуры в России, является комплексной по характеру междисциплинарных объектов, включенных в реестр знаний, составляющих понятие – культура в целом, и более узкие понятия объектов – культуры танца, затрагивающие значительный массив логически взаимосвязанных факторов.

Такими факторами являются: суть, идея и смысл существования танцевальной культуры, которая в настоящее время выродился в такие уродливые формы как растяжки, трюки, и бессмысленные контактные дуэты, эпатирующие, но не радующие душу и интеллект. Не случайно в старославянском и некоторых славянских языках танец назывался - «ликование» и до сих пор в сербском языке называется «игрой», как мы помним слово –танец, пришло с ассамблеями Петра Первого.

Но, прежде, чем начать анализ сути танца, необходимо вспомнить, что истоки знаний о психологизме и духовности танцев, содержатся в трудах древнегреческих мыслителей Аристотеля, Дамона, Пифагора, Платона, Плотина, Плиния, Пиндара, Протагора, Сократа, Софокла, Ямвлиха или в трудах, продолженных философами Римской империи: Лукиана, Малеина, Сенеки др., проходят под названием ХОРОС, посвящённых богу Аполлону-Хорсу. (Хорс сын Сварога). «Аполлон-Хорс, как Мусагет прародитель – жрецов, хранителей культа, и водитель муз – хранительниц и покровительниц искусств». Аполлона А.Ф. Лосев считает хранителем, культурного славянского кода. [5]

Поэтому попытаемся понять смысл славянских слов: ликование и игра в понятиях современного русского языка.

ЛИКОВАНИЕ – это воплощение, присутствие в нас образа бога или игра Лика – бога в нас, синоним ликованию – Радость, уточняющая имя Бога и происхождение эмоциональной энергии. [11] Эта божественная суть отражена в первой букве славянской азбуки, которая – имела визуальный, графический символ «А», числовой символ «1» ‑ «раз» -происхождение энергии, вербальный и эмоционально-образный символ - «Аз», «Аз Есть начало всему. Человек-бог, живущий, созидающий и Со-творяющий на земле под руководством бога Творца ‑ прародитель земных богов, ариев богоподобных». [12] То есть танец ариев, духовный по своей природе, так как несёт или воплощает образ-лик богов прародителей славян и в частности русских славян: малороссов, белорусов и великорусов.

Все славянские боги парные и имеют устойчивые гендерные характеристики. Например, боги равноденствия имеют сестру: Дажьбог-Тарх – Тара сестра, жена Жива, Аполлон- Хорс –Терпсихора сестра, жена Лаба (Лебедь) отсюда и музыка в национальных танцах имеет женскую и мужскую темы, которые наиболее ярко выражены в пяти частных формах ХОРОоводов и ТАРАнтел-Веснянок.

Пяти частная форма, так же ярко выражает гендерные характеристики. Экспозиция-код рода, тема мужская, тема женская-сестры, тема жены, заключение-общая кода. У богов противостояния Коляды и Ярилы жены Кострома и Лада. Колядки –это не танец Коляды, а танцы в честь рожденья Коляды, исполняются 16 знаками зодиаков, пришедшими приветствовать его рождение. Вовсе не та «чертовщина», которая колядует нынче. Ещё Н. А Римский-Корсаков в мемуарах, сокрушался о своей ошибке, что не понял юмористический замысел Н.В. Гоголя в «Ночи перед Рождеством». Пытаясь объединить, христианство со славянским православием, объединил с паганизмом. Но для нас, это урок, о том, что существует тонкая грань между общинно-родовым православием, европейским перво христианством и средневековым европейским христианством, и Русским православным христианством. Однако, хотя бы из сценария Колядок, и не только, складывается представление о генетической связи славянских богов со Сваргой-Космосом, так как именно в славянских танцах ликовали боги, славяне играли образы богов и пытались уподобляться им.

Теперь соединим ликование с игрой. Игра предполагает наличие правил. Но каждая игра имеет свое название или имя, в танце имя Бога, героя, явления или сути процесса игры по определённым правилам, обозначенным в названии танца. Это направленное, закономерное изменение на основе причинно-следственных связей. То есть единство: музыки, диктующей образ-характер лика или его состояния и слова, формирующего поэтический образ и движения, формирующего пластический и динамический образ, на основе изоморфизма, тождества и константности, как внутреннего взаимодействия энергий, так и внешнего их проявления, продиктованного внутренней логикой причинно-следственных связей. Это главный принцип национальных танцев. Следовательно, ЛИКОВАНИЕ ‑ религиозный славянский образный танец, прославляющий богов и формирующий образ бога в человеке, относится к славянской культуре культа Ра, [11] как своду законов и правил, которые проигрывались в дни Великих праздников и переносились в жизнь.

П.П. Горяев считает, что: «Язык религии славян, благодаря особенностям молекулы ДНК, позволяют ей хранить и передавать наследственную информацию от клетки к клетке, от поколения к поколению, обеспечивать новые комбинации признаков у потомства или блокировать «вредную» или избыточную информацию. Что касается индивидуальной изменчивости, то она основана на различиях в последовательности оснований в кодирующих и особенно в не кодирующих участках генома». [1]

«Генетическая программа, закодированная в ДНК и такие свойства: как стабильность, способность к репликации, является особенностью генома R1a1, который является биологическим маркером русского этноса. Набор нуклеотидов в R1a1, и есть «русскость» с точки зрения генетики», пишет проф. А.А Клёсов. [4]

Эта «русскость» наиболее стабильно и устойчиво проявляется в национальных музыкальных ритмах танцевальной музыки, соответствующими ей ритмогенетическими кодами, музыкальном коде, выраженном в танцевальном движении и пластике, третий компонент ‑ слово. Увы, уже, на нашей памяти подвергается искажению, влекущему за собой подмену смыслов. Однако, П.П. Горяев считает, что: «Свойство восстанавливать повреждения в результате воздействия мутантных факторов, а в повседневной жизни восстанавливать СТАБИЛЬНОСТЬ в гармонии души, разума обеспечивается связью определённых химических элементов, которые формируются под воздействием константных ритмов. То есть эта способность к генетической рекомбинации на биохимическом уровне, обеспечивается наличием гена РН-с, который и определяет степень воздействия. Это и было законом НЕ ПИСАННЫМ». А точнее записанном в генетической памяти. [1] Эта связь осуществляется виде информационного потока. Создатель посылает через Солнце, как и через любое материальное образование, в периоде наибольшей солнечной активности. Информационный поток, проходя гигантский вселенский путь, идущий через Сварога, преобразовывается в оформленные идеи как вербальные, так и музыкальные.

Не случайно, бытует мнение, что Великие композиторы от бога, например, П.И. Чайковский, и А.А. Глазунов, слышали музыку и записывали её сразу в партитуре, так же как древнему хорегу, давалась музыка, которую он пел или воспроизводил на каком-либо музыкальном инструменте, сопровождая её танцевальными pas одновременно.

И так, ЛАЙКОС-ликование, до сих пор сохраняет современная Греция, называя их народными, видимо со временем, утратив имена богов, которым были посвящены эти танцы-пляски.

Ликования так же были и в Древнем Риме. АЛИКИЯ (ALIQIA) – славянский религиозный танец в Древнем Риме, предположительно наследие этруссков (расенов)-пишет Лукиан. [5,8,11]. Для подтверждения приводим высказывание Цицерона, в имени которого зашифровано – «сын Ра»: «Видимо, в глубокой древности славяне и римляне были единым индоевропейским племенем и поклонялись одним и тем же богам. Затем их пути разошлись, а боги прошли некоторую эволюцию, ибо боги являются к каждому народу в том наряде, какой ему наиболее близок и понятен. Однако римляне могли сохранить те черты их общей древней религии, о которой славяне забыли. И римская религия может нам давать подсказки и о религии славян в глубокой древности», ‑ пишет Цицерон. [14]

С.Н. Худеков, в своём труде даёт название танца, ЛАЙКОС. «Λαïκóς, - ликование – протославянский, древнеславянский, древнегреческий импровизационный танец-пляска». [15]. Предположительно нёс образ Пеласга-Аиста, распространённый на территории Пеласгиона, Мореи, Пеласгии, Фессалии (нынешней Греции, Болгарии, Турции). Отсюда, видимо выражение: «как бог на душу положит», ставшее в наше время негативным. Однако, «Танец – это ликование в нас Бога» – цитировал Василия Великого С.Н.  Худеков. [14] Надо полагать, что, эти термины относились к религиозному танцу, который ещё не был истреблён ко времени Василия Великого, к таким танцам С.Н. Худеков относит, Апполинарии, Пиррихии, космические танцы, то есть танцы, богов прародителей.

Интересен такой факт, что ЛАЙЛАК ‑ таджикский танец аиста, на современном таджикском, тюркском наречии – аист, произносится, как и у грузин, латышей, норвежцев, словенцев, шведов, датчан и ирландцев ‑ «Сторк», у якутов, украинцев, турок, как «Стерх». Забытый тотемный танец протославянских предков, который на древнеславянском назывался в честь Пеласга - (Рода – на сербском, боснийском языке), первого человека посланца Бога ‑ λαïκóς,- ликование Пеласга‑ πελαργός, λελέκ (аист на малоросском наречии). [11] Пеласг - это аист на др. греческом языке. Именно такое прозвище дали греки первому человеко-богу, пришедшему на Балканы и Средиземноморье, он же на других территориях именовался Род, Стерх, Сторк, Бусл.

Народы других культур, считали, что можно обмануть бога, надев на себя маску, личину. ЛИК (лики) — ветхозаветный иудейский круговой медленный женский хоровод в масках и с тимпанами. [11] Прообраз умыкальных хороводных игр, которые исполнялись на Аполлона-Хорса, позже на Руси и даже, в некоторых областях в настоящее время на Ярилу, но, естественно, без масок. У малых народов были репродуктивные культы, смысл которых, обновление крови. В большей степени они культивировались у изолятных племён или у племён с матриархальным укладом.

Танцы ликования, исполнялись не только в честь великих богов, но и в честь функциональных. Особенно распространены были пиррические танцы [3]. Танец записанный Рикки Холденом, ЛЕЦИНА (λετỡινα) — греческий понтийский круговой или линейный массовый мужской хоровод. Музыкальный размер 7/16. Темп очень быстрый. Этот танец, олицетворяет Перуна, о чем говорит характер музыки и темп. [16]. В русской танцевальной культуре, они сохранились под именем казачьих вожаков, в VI веке, мужские воинственные танцы носили имя Перуна – Огня, бога войны, грозы, обобщённо называясь «Пиррихии». Музыкальный размер 6/8, темп очень быстрый. «В день Перуна мужчины исполняли Пиррические танцы (от слова πυρά – «костёр»), как и в древней Греции древнеславянские ритуальные танцы исполнялись возле живого огня с оружием или с огнём (с факелами, фонарями) в дни солнечного противостояния или равноденствия». [3, 9,10, 11,] Пиррические танцы имели ярко выраженные мужские характеристики: ритм, темп, ладогармонический строй. Основные движения: присядки, подсечки, ползунки, прыжки и хлопушки. Танцы в честь победы включали дроби: «Плясать, врага топтать».

Зная музыкальные первоисточники, понимая их эмоционально-образные характеристики, символы имён, музыкально ритмические коды, логику развития музыкальной темы, исходя из ладогармонического строя музыки, формы, мы можем составить себе психологический портрет образов танца, исполнителей, содержание и язык танца.

Интерес к теме формирования нравственного содержания личности становится тем более востребованным с подъемом национального самосознания части «Русского мира», оказавшихся иностранцами на своей земле, с одной стороны, с другой стороны девальвацией национального сознания части общества и утратой национального иммунитета, вследствие воздействия чужеродных культов, направленных на подрыв национального самосознания, что, как мы помним произошло дважды с интервалом в сто лет в Австрии, под названием «танцевальная чума» в 1518 1642.гг. [12] Не обошла танцевальная чума и Францию, в некоторой степени и Россию, под личинами скоморохов. Один из оргийных сюжетов описывает А. Гильфердинг. [2]. С третьей стороны размыванием культурного слоя носителей национальной традиционной культуры, агрессивным маргинальным элементом, лишённым этнокультурной родовой среды, домашнего воспитания в результате различных экспериментов над русским народом и его культурой, традициями, образованием, историей, а именно, подменой понятий, смыслов и содержания культуры, а также политикой мультикультурализма, проникающей и в нашу страну.

В многообразии разнонаправленных тенденций развития современной наднациональной танцевальной культуры, всё более остро просматриваются тенденции упрощения эмоционально-чувственного содержания национальных и классических танцев, до откровенно эротического содержания, заполонивших любительские подмостки танцев живота, бальных танцев, а также в, так называемых современных танцах, различных «измов», несущих агрессию вульгарно уличных упражнений, расстраивающими личность, ввиду отсутствия в этих танцах духовного начала, то есть, одного из трёх «языков» или энергий, именно поэтому танцы-модерн не способны обеспечивать новые комбинации на основе генной памяти, следовательно ведёт не к её развитию, а к оскудению,  а также не способности блокировать «вредную» или избыточную информацию, что ведёт к ослаблению национального и социального иммунитета и подверженности «социальным вирусам».

Ибо по мнению Тейяра в основе любой эволюции лежит психоэнергетический феномен божественного источника космической эволюции. Высшим ее выражением является разумный человек принимающий, эту энергию естественной формой божественной благодати, в современной действительности, идущей через Христа. Человек, концентрирующий в себе психическую энергию, творит ноосферу. [13]

В условиях кризиса духовных ценностей традиционная и христианская культура, в частности танцевальная и музыкальная культура, должны стать основой возрождения и развития современных общественных отношений. К сожалению, напрочь ушла вокально музыкальная лирика не только в России, но и в Италии и Франции, на смену им пришли нерифмованные репы, жесткие ритмы и не человеческие образы, и уж тем более не божественные.

Подобные танцы, приобретая все более массовый характер, вовлекают в ареал своего влияния детское население, через огромное количество конкурсов и фестивалей. На первый взгляд это положительное явление, но за двадцать лет выработало определённые жесткие требования, противоречащие традиционным национальным и классическим культурам, нарушающими нравственные принципы педагогики и психологии Детства, формируют упрощённое восприятие мира, эгоцентризм и снобизм.

Являясь частью синкретичного культа, танец синкретичен сам по себе, поэтому для аргументации достоверности выводов необходима опора на междисциплинарные как базовые знания, так и современные открытия. Понимание культовой танцевальной культуры, как части культуры музыкальной, божественной формирующей духовность, собственно то качество, которое отличает не просто человека, мыслящего от животного, по мнению Тейяра, но и «человека мыслящего, от человека, одухотворённо мыслящего». [13]

Формирование внутреннего духовного «репертуара», считает П.П. Горяев: «происходит, с одной стороны, путём настройки на небесную гармонию, с другой стороны, организм её генерирует сам, за счёт имеющихся следов, оставленных предками в генетической памяти зашифрованных в виде числовых структур. В этих «формулах в определённом порядке шифруются числовые значения метроритма, рифмы, темпа и лада. Приобретённые знания и последующая запись их на волновом уровне может сохраняться в долговременной памяти, либо для постоянного пользования могут сохраняться в оперативной памяти. [1] Таким образом, такие психические явления как пляска, ликование, игра, хоровод закодированы в одном из 35000 генов, называемом «хорея», который древние греки понимали, как сущность танцевального явления.

Психологические константы смыслов славянских, а затем русских танцев складывались в историко-художественном процессе развития славянской танцевальной культуры. Её эволюция была строго подчинена религиозным догматам, которые усваивались славянами не в форме зубрёжки и начётничества, а в форме физического эмоционально-образного переживания событий, которые были заложены в сценарий культовых обрядов, посвященных определённому герою или божеству ответственному за те или иные жизненно важные процессы в жизни этноса. Сюжет культового действа раскрывался в содержании культа и либо предвосхищал события, либо их констатировал.

Поэтому для более аргументированного объяснения отдельных процессов развития и расширения, репрезентируемых системой теоретических знаний о танце в целом, они требуют уточнения не только через историческую науку, которая в направлении истории танца за годы застоя превратилась в переписывание одних и тех же мыслей по определённому шаблону. Уточнение этих знаний, их достоверность может быть проверена, главным образом через смежные науки, которые в контексте собственной проблематики, проливают свет на культурно-творческие явления или имена, связанные с танцевальной культурой в разные исторические периоды, в основном, через психологию и философию древних эллинов.

Необходимо отметить, что создание ряда реставрационных методик, включающих в себя всё многообразие музыкального и движенческого материала в контексте с их родными текстами, как полноценными произведениями искусства, а также выстраивание иерархии: музыка, текст, движение, является очень важной задачей. Ибо в историческом развитии культуры, как только общественная культурная мысль выходила на понимание ответственности психологического влияния на личность средствами классической музыкальной культуры, начинал подниматься дионисизм с его идеями свободы и анархии, которые являются предшественниками национальных катастроф и приводят к победе интернациональные, наднациональные или откровенно фашистские силы. «Дионис пришёл в мир уничтожить Аполлона». И если мы ещё раз процитируем А.Ф. Лосев: «Аполлон хранитель культурного славянского кода», то станет абсолютно ясно, против кого направлен современный дионисизм именуемый «модерн», «постмодерн» с его танцевальной антикультурой.

Недооценка психотропной угрозы со стороны масскультуры, представляющей реальные проблемы от внедрения социальных вирусов и незащищённости молодёжи от реальной опасности психофизического оружия, которого якобы нет, но оно физически убивает молодежь. Сегодня это уже не мифы, а реальная угроза, продемонстрированная Киевским Майданом, и новым типом молодёжи с изменённым сознанием, ориентированным на жестокость, садизм, насилие и национальное самоуничтожение, под руководством «золотой молодёжи шестидесятых», которая всего лишь, с восторгом, невинно перенимала музыкально-танцевальные шаманские ритмы или Западные ритмы Армагеддона.

А также недооценка значимости традиционных культовых танцев их первозданного творческого, интеллектуального и эмоционально-нравственного содержания национальных или этнических особенностей ведет к нарушению субординации значений и смыслов отдельных факторов, как в формировании личности, так и в целостной системе сохранения культурной идентичности. Это происходит в отдельных национальных группах, так и регионах в целом, где большую роль играет мода и Дух времени, в бесполом образе которого сегодня видны и рога, и копыта, где на первое место выходит не божественный интеллект душевность и духовность, а МОТИВАЦИЯ в стремлении самовыражения и чаще всего эта самость «ниже плинтуса».

Понять религиозный смысл культового искусства; понять драматургию, танец, музыку, поэзию, литературу, сохранённую в литературных, музыкальных и танцевальных первоисточниках, а также в памяти народа, через последователей, воспитанных в традиционных и академических культурах, мы сможем, если мы найдем достаточно убедительный критерий изоморфности. Чем более значимым является этот критерий для разбираемых явлений, тем более выраженным является их изоморфизм. Такими критериями являются психологические константы смыслов славянских, а затем русских танцев, которые складывались в историко-художественном процессе развития славянской танцевальной культуры. Её эволюция была строго подчинена религиозным догматам, которые усваивались славянами не в форме зубрёжки и начётничества, а в форме физического эмоционально-образного переживания событий, которые были заложены в сценарий культовых обрядов, посвященных определённому герою или божеству и которые находят отклик в генетической памяти народа и делают его соучастником творческого акта, а не зрителем на обочине чужого праздника жизни безответственным за те или иные жизненно важные процессы в жизни этноса, как и кукловоды узурпирующие национальную культуру.

Литература

  1. Гаряев П.П. Горяев. П.П. Волновой генетический код. Москва, 1997.108-с.
  2. Гильфердинг А.Ф.Онежские былины, записанные Александром Федоровичем Гильфердингом летом 1871 года. СПб. 183.с.732
  3. Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества / Л. С. Клейн. – СПб. 2004.
  4. Клёсов А.А., Тюняев А.А. Происхождение человека. Бостон-Москва. 2010.
  5. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии/состав. А.а.тахо- годи; общ. Ред. Тахо- Годи А.А. и Маханькова И.И. М.: мысль, 1993.
  6. Лосев А. Ф. История античной эстетики: последние века (III- VI).- М.: Искусство, 1988.- 447
  7. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.,1999.
  8. Лукиан. О пляске. // Собрание сочинений. Т.2 –М.-Л.: Академия, 1935.С. 107.с.10
  9. Мокульский С.С. История западноевропейского театра.1- 2 т. М.1936-1939.
  10. Мокульский С.С. История западноевропейского театра. Т.1. Ред. В.Н. Бояджиев. М.: Искусство. 1956.
  11. Соковикова Н.В. Хореографический словарь. Новосибирск. Изд-во «Сова».2007.
  12. Соковикова Н.В. Эффект Феникса. История и психология славянского культового танца. Сааресбрюкке. Изд-во «Пальмариум».2017.
  13.  Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Айрис-Пресс, 2002
  14. Цицерон Марк Туллий. Философские трактаты. М., «Наука», 1985.
  15. Худеков С.Н. История танцев.  5 тт. С-пб. 1903  -1914.
  16. Holden. «Greek folk dances». С.55.

Наталья Соковикова, кандидат психологических наук


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"