На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Суворин, перед именем твоим

позволь смиренно преклонить колени

Мы плохо знаем свою историю. И дело не только и не столько в том, что, по словам А.С. Пушкина, мы ленивы и не любопытны, а в том, что история наша искажена. Делается это или сознательно по причине этнических предпочтений историков, представленных большей частью инородцами, или бессознательно в силу их личных субъективных или партийных пристрастий.

Так, большевикам была свойственна классовая оценка, согласно которой веками сложившаяся элита противопоставлялась народу. Все борцы с властью и террористы преподносились героями. Русских патриотов большевики, кого могли, уничтожали, а на тех, кто умер раньше, обильно навешивали ярлыки «реакционер», «черносотенец», «националист», «шовинист», «царский холуй» и тому подобное. В числе таких оказался и Алексей Сергеевич Суворин.

В 2005 г. вышла замечательная книга А.С. Суворина «В ожидании века XX”, в предисловии к которой сказано о нем: «Горячий патриот, убежденный народолюбец, выдающийся просветитель. Считал революцию гибельной для России…» Высочайшего мнения о Суворине был его современник известный журналист А.Р. Кугель: «Его сила, секрет его влияния и острота его взгляда были в том, что он, подобно одному из крупнейших политических и философских гениев, очень глубоко проникал в человеческую натуру». Но вот что сказано об этом же человеке в предисловии к его сильно урезанному «Дневнику», изданному коммунистами в 1923 г.: «Воспитал плеяду «нововременцев», до сих пор изливающих зоологическую тоску по изжитой мертвечине царизма. Суворин, подобно блуднице, стыдящейся своего блуда, жадно хватался за перо, чтобы с тоской и злобой записывать по ночам всё доступное ему». Кем же он был на самом деле?

Родился он 11/23 сентября 1834 г. в большом селе Коршево Воронежской губернии, жители которого не знали крепостного права, и это придавало им известную независимость и жизненную твердость, что, без сомнения, передалось и Алексею Суворину. В 1918-1920 гг. жители Коршева поднялись против советской власти, что характеризует их людьми самостоятельными и здравомыслящими. Восстание это было жестоко подавлено.

Отец его, Сергей Дмитриевич Суворин (1785-1855), из крестьян, по набору пошел в солдаты, героически сражался при Бородино, где был изранен, по выдающимся заслугам получил капитанский чин, который давал его детям потомственное дворянство. Славный сын своего Отечества, он участвовал также в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. и в польской кампании 1830-1831 гг.

Учиться грамоте Алексей начал на седьмом году у деревенского пономаря, затем у местного дьячка. Единственной книгой в доме отца было Евангелие, которого оказалось достаточно, чтобы заложить в нем твердые нравственные принципы.

Овладев основами грамоты, он поступил в уездное училище, а затем в Воронежский кадетский корпус. Здесь зародилась его любовь к литературе и произошло знакомство с театром, которому он посвятит потом тысячи страниц, став едва ли не крупнейшим и авторитетнейшем в России критиком, ценителем и организатором театра.

Окончив корпус в 1851 г., А.С. Суворин поступил в Дворянский полк в СПБ, где он не только видел, но и общался с будущим императором Александром II, в царствование которого развернулась его бурная предпринимательская и просветительская деятельность. С 1861 г. он в Москве, где знакомится с выдающимися писателями России, с некоторыми из них у него завязывается дружба.

Он еще сильно нуждается. В 1862 г. в нетопленном вагоне третьего класса А.С. Суворин отправляется в Петербург. К середине 70-х годов он занимает прочное место в литературном мире, выходит из бедности, в 1876 г. приобретает газету «Новое время», которая становится главным делом его жизни. Тиражи газеты растут, ее читают по всей России и в Европе. Он часто бывает за границей, вступает в переписку с Эмилем Золя, Флобером, Альфонсом Доде и другими писателями.

Важным его делом становится издательство. Он выпустил для народа около 400 наименований различных книг, открыл книжные магазины в Москве, СПБ, Харькове, Одессе, Саратове, Ростове-на-Дону, его газетные киоски были на многих железнодорожных станциях.

В 1895 г. он создал в СПБ свой театр – Малый театр А.С. Суворина, в котором играли такие известные актеры, как М.Г. Савина, П.А. Стрепетова, В.И. Качалов (Шверубович), М.А. Чехов и другие. Суворинский театр был немедленно закрыт в октябре 1917 г. Он сам писал пьесы, лучшая из которых была «Татьяна Репина», повествующая о судьбе актрисы.

Умер А.С. Суворин 11/24 августа 1912 г., похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры и на могилу его возложен в числе других венок от Императора Николая II. Найти ее мне там не удалось.

Суворин обладал обширной эрудицией, мог говорить и читать на европейских языках, переводил книги с французского, со знанием дела писал исчерпывающие материалы по самым разнообразным сферам общественной жизни. Статьи его читатели ждали, многие из них публично обсуждались, вокруг некоторых из них завязывалась полемика с другими газетами, из которых исходили порой резкие нападки.

К чести Алексея Сергеевича нужно сказать, что он отличался завидной выдержкой, терпением, великодушием, душевной уравновешенностью. Его материалам свойственны глубокая аргументация, ум, зачастую блестящая ирония, он являл собой редкий тип подлинно русского православного деятеля культуры. Его мировоззренческие принципы оставались незыблемы в течение всей его жизни: Православие, Самодержавие, Народность.

Прошло сто лет после его смерти, но равной ему замены в русской публицистики вообще и в театральной критики в частности не было и нет. Его статьи и сегодня читаются с огромным интересом.

Особое внимание он уделил в своих дневниках пьесе «Контрабандисты», поставленной в его театре в январе 1901 г. Пьеса подверглась резким нападкам по обвинению в антисемитизме, на что Суворин отвечал благожелательно и деликатно: «Ни одна народность не имеет исключительных прав на привилегии в области литературы и сцены и не должна иметь. Если мы смеемся над русскими или негодуем против русских на сцене, то нет никаких доводов в пользу исключения армян, грузин, финнов, евреев и проч.

Я не видел и не вижу в пьесе гг. С. Литвинова и В. Крылова какой-нибудь особой тенденциозности. В пьесе есть и дурные, и хорошие люди. Дурных больше хороших, но ведь говорит же Собакевич обо всем губернском городе, что там «все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек – прокурор, да и тот, если сказать правду, свинья».

Казалось бы, исчерпывающее объяснение по поводу «Контрабандистов» дал Суворин, но и сегодня эта постановка столетней давности не дает кому-то покоя. В 2000 году в Лондоне подготовлен некоей Н. Роскиной и выпущен в России «Дневник А.С. Суворина», в предисловии к которому она буквально с остервенением набрасывается на Суворина, как только дело доходит до «Контрабандистов», хотя сама того спектакля, конечно, не видела. Команду «Фас!» ей передали бабушки и прабабушки. Она пишет: «Мировоззрение Суворина отягчалось паранойей, поразившей всех его домочадцев, а также сотрудников «Нового времени». Это был злобный антисемитизм». И далее не оставляется в покое ни один из «домочадцев».

Ничто не устарело в трудах Алексея Суворина, более того некоторые соображения его в отношении театра оказались пророческими. Не оправдались только надежды на союз театра и церкви. Благородные высоконравственные задачи ставил перед театром Алексей Сергеевич Суворин – достойный сын своего Отечества. Он испытывал боль и скорбь от потрясавших Россию событий, но в душе его никогда не было ярости и ненависти к окружающему миру, коварства и злобы, которые приписывают ему сегодня враги, обладающие сами всем этим сверх всякой меры. Остается только желать, чтобы и сегодня нашлись в России журналисты и издатели, подобные А.С. Суворину.

Священник Лев Степаненко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"