В холле квартиры прямо под круглым циферблатом часов — большая цветная фотография: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с лопатой, пред ним — склоненный председатель Союза писателей России Валерий Ганичев бережно опускает в лунку саженец кедра... Это происходило в Свято-Троицкой Сергиевой лавре осенью 2001 года. Вот так знак бесстрастного времени сочетается с символом многих веков родной России. Дело в том, что Лавра на холме Маковец возникла около 700 лет назад — и кедр может расти и плодоносить в тайге лет 700 (если его не погубит какая-либо катастрофа или злая воля человека). Россия сажает кедры в Лавре на переломе даже не веков — тысячелетий! И это в тяжкий исторический момент жизни нашего поколения, когда звучали панические истеричные голоса: «Всё пропало! Россия погибла!» Тогда только что, двумя годами раньше, отгремел на всю планету дефолт 1998 года в «новой» России, отвернувшейся «от старого мира» — социализма, просуществовавшего всего 73 года. Новая власть в считанные годы разрушила народное хозяйство «до основанья, а затем...» ничего доброго толком не создала. В отличие от поруганного ею строя, который принято было называть социализмом (и даже «развитым социализмом»). Остановились тысячи заводов и фабрик, в запустение пришли миллионы гектаров вчера ещё плодородных пашен. Миллионы вчерашних квалифицированных рабочих, инженеров, учителей, офицеров выживали, как умели, а приспособиться к новым условиям «рынка» смогли далеко не все.
...Символический акт Русской Православной Церкви и Союза писателей России я воспринимал как звон возрождённого старинного колокола знаменитой колокольни. Радовался, когда Патриарх Алексий II во всеуслышание, на камеры телевидения говорил о святой уверенности в будущем России. Прикиньте сами, на сколько раздвигает историческое время эта посадка особенного дерева на святой земле, открывая новые бескрайние исторические дали.
Несколько месяцев до этого приходилось утрясать всяческие бюрократические вопросы, получать разрешение Церкви на посадку кедра у Патриарших покоев, договариваться с лесниками. С Валерием Николаевичем Ганичевым мы обговорили всё раньше, не помню — до или во время тоже символической поездки в писательском вагоне юбилейного поезда по Транссибу летом 2001 года. Вроде бы этот юбилей скромнее — всего-то сотня лет, но каких! Эта великая железнодорожная магистраль ещё и ещё раз подчёркивает огромность России, её значимость в масштабах планеты Земля. Из космоса Транссиб выглядит как огромный крест — стальное основание длиной в тысячи километров, пересекаемое и множеством мелких речушек, и мощными «перекладинами» Волги, Оби с Иртышем, Енисея — рек, входящих в первую десятку водных артерий планеты. Тогда тысячи жителей городов, возникших вдоль этой магистрали, встречали на станциях и лучших её тружеников, и любимых писателей (которым, кстати, вручались символические премии «Золотое перо», учреждённые Союзом писателей России и Фондом памяти Владимира Чивилихина).
Как причудливо переплетается всё это в моей скромной судьбе мальчишки из маленького посёлка на Транссибе, в 6950 километрах от Москвы. Мальчишки, мечтавшего однажды уехать по этой великой магистрали в дальние дали, повидать мир, который представлял себе только из книг. Наверное, не случайным было и моё знакомство, переросшее в дружбу, с другим сибиряком, родом из Мариинска на Транссибе, писателем Владимиром Чивилихиным и его соратниками-кедроградцами.
Владимир Чивилихин сумел поднять мощную волну экологического воспитания целого поколения не просто романтиков-мечтателей, но людей практического дела, проникнувшихся идеей истинно человеческого, а по сути, вселенского, божественного отношения к природе.
Людей, для которых экология не пустой звук и не очередное увлечение, а смысл всей жизни.
Удивительно прочно переплетается история страны с любыми проблемами, в том числе с экологией... С Чивилихиным я сблизился после коротенькой, «сто строк публициста», заметки в журнале «Смена» о появившихся в «Нашем современнике» главах его романа-эссе «Память». Было это в год 800-летнего юбилея Куликовской битвы. Звонок Владимира Алексеевича застал меня врасплох: до этого мы были едва знакомы. И вдруг разговор на полчаса. Он ещё даже не успел прочесть заметку, ему лишь кто-то сказал, что точно угадано и отмечено многое из его романа. Телефонный разговор продолжился на следующий день. Он признал во мне единомышленника и... предложил поразмышлять об его романе в большой статье для «толстого» журнала. Вскоре я действительно получил приглашение от журнала «Волга». Статья, ставшая основой для вступления к «Памяти» при публикации её в издательстве «Художественная литература», была напечатана... в следующем номере «Волги» после статьи Михаила Лобанова, из-за которой главный редактор журнала потерял свой пост. И я вслед за Лобановым попал в поле зрения автора статьи «Об антиисторизме» Александра Николаевича Яковлева, будущего убийцы Советского Союза, тогда ещё не члена Политбюро ЦК партии, но уже засветившегося на посту заведующего идеологическим отделом ЦК.
Напомню, что роман-эссе «Память» вызвал огромный резонанс в обществе, всплеск интереса к истории России и отнюдь не только «с Октября 1917 года». Появилось даже патриотическое движение с таким названием...
А дружба с Владимиром Чивилихиным закономерно привела меня к кедроградцам Фотию Шипунову и Виталию Парфёнову. Звучное название Кедроград, облетевшее страну и всколыхнувшее молодёжь, придумал Чивилихин. А затеяли эту попытку хозяйствовать в тайге «по науке» упомянутые студенты Ленинградской лесотехнической академии. И поехали, несмотря на многие препоны, сплочённым коллективом единомышленников, на Алтай, чтобы доказать, как много может дать кедр — российское «хлебное дерево», которое помогало первопроходцам-казакам одолевать сибирские просторы в походах к Великому океану. Дать всё, чем одарила его природа, а не только роскошную кубатуру
С Виталием Парфёновым сдружился я уже после трагической безвременной гибели Чивилихина: он умер в 1984 году во время неслыханного в наших краях урагана, пытаясь спасти на своей даче кедрёнок, привитый им на обычную сосну Продолжать дело кедроградцев, сохранить его историю в слове поручил он именно Парфёнову, который уже опубликовал в журнале «Молодая гвардия» повесть «Право на долг» и даже получил за неё премию имени Ленинского комсомола.
Виталий Феодосьевич думал написать предисловие к переизданию повести, чтобы рассказать вообще о положении лесов в России. Но «предисловие» выросло, включив в себя повесть, до толстенного тома в 500 с лишним страниц под названием «Лесной бастион». Набирая для Парфёнова этот «кирпич» на своём компьютере, я погружался всё глубже и глубже в историю — и не только лесного дела. И сблизился с учёными-лесниками, проникся значением романа Леонида Леонова «Русский лес». Так и возникла идея посадить кедры в одном из важнейших духовных центров России.
Ах, какое было время — возрождения интереса именно к многовековой истории России! Знакомство с великим русским художником Ильей Сергеевичем Глазуновым, который, по сути, стал одним из вождей такого движения, основателем клуба «Родина», а затем и Всероссийского общества охраны памятников искусства и культуры, помогало стремительно расширять кругозор. Одним из итогов этого стала моя попытка рассказать хотя бы об одном из его знаковых многофигурных полотен — «Вечной России», привлечь внимание к тому, кто и по каким своим деяниям отобран художником представлять исторический путь России.
...Огладываю своё прошлое: сколько в нём света от знакомств, а то и тесной дружбы с крупными писателями нашего поколения! Своеобразные собрания в мастерской художника Юрия Селивёрстова, создавшего не только серию линогравюр «Русская дума», но и книгу о включенных в неё славных представителях нашей культуры, коллективные выезды в «Поленово», Оптину пустынь и другие дорогие русскому сердцу места, откровенные беседы и споры о судьбах народа — это незабываемо. Круг авторов «Нашего современника», где мне довелось поработать первым заместителем главного редактора, дал возможность соприкоснуться действительно с властителями дум глубинки российской. При мне началась организация устных выпусков журнала, этаких творческих встреч с читателями почти всех республик Советского Союза, особенно России. Мы выступали почти во всех крупных городах Сибири. Помню, как в Академгородке Новосибирска даже небольшой нашей группе довелось держать зал на 500 мест в напряжении почти четыре часа. А в Москве вечер «Нашего современника» собрал в спортивном комплексе Кунцева шесть тысяч человек. В переломное время «перестройки» и предчувствия наступающей катастрофы люди интересовались мнением своих любимых писателей.
Для меня, человека из поколения «детей войны», потрясением всего сознания стали связи с писателями- фронтовиками Евгением Носовым, Виктором Астафьевым, Сергеем Викуловым, Валентином Пикулем, Михаилом Лобановым. Николаем Старшиновым и другими. Мне доводилось писать о том, как мужественно защитники Сталинграда Михаил Алексеев и Сергей Викулов поддерживали друг друга. Именно Викулов в «Нашем современнике» публиковал повесть Алексеева «Драчуны», о которой фронтовик Лобанов и написал статью в журнал «Волга», после которой главного редактора сняли с должности. Напомню, в чём суть «крамолы», усмотренной сподвижниками А. Н. Яковлева. В повести «Драчуны» о мальчишеской розни крестьянских детей, чуть не погибших от голода, но потом вместе защищавших город на Волге от вражеского нашествия, был один очень важный абзац: география распространения этого голода 30-х годов. Она ясно показывала, что неурожай как причина бедствия не мог охватить сразу столь разные регионы страны. Это украинские «незалежники» сегодня твердят о целенаправленном голодоморе именно их со стороны России. Нет, правда совсем в другом: голод охватил и очень многие регионы России, поскольку у крестьян выгребали хлеб до последнего зёрнышка. Тяжко вспоминать об этом, даже понимая, что эти «перегибы» обусловлены были необходимостью строить заводы, создавать промышленность, которая и помогла через несколько лет выстоять в битвах с объединённым Западом. Партийных церберов, конечно, не устраивало такое обнажение политических провалов Алексеевым, к тому же подчёркнутое Лобановым. Фронтовики не боялись говорить правду...
А как бережно относились они друг к другу! Виктор Астафьев в «Зрячем посохе» написал, что если новое произведение прочёл и одобрил Евгений Носов (они вместе учились на Высших литературных курсах), то можно смело нести в любой журнал. Иван Васильев затеял у себя в Усть-Держе Тверской области «фронтовую землянку»: собирал книги писателей-фронтовиков с их письмами о войне. Тогда и узнал я из письма Евгения Носова, что воевал он на сорокапятке, обычно прямо в расположении пехоты на передовой, когда после каждого боя расчёт приходилось обновлять наполовину. А сам Евгений Иванович рассказал мне об этом, когда в одной из писательских поездок (в лермонтовские Тарханы) я утром увидел на могучей его спине огромный шрам. Боже, как я мучился тогда: неужели он мог подумать, перехватив мой взгляд, что я мог допустить мысль, будто он «показал тыл» врагу! Он просто улыбнулся и пояснил: в крохотный щит сорока- пятки попасть из танка крайне сложно, и расчёт выбивали шрапнелью именно сзади.
Вообще о войне фронтовики рассказывают неохотно. Но как важно было мне постигать из общения с ними главное: жизнь человека на войне. Цена, если можно так выразиться, вклада каждой отдельной личности в общую победу. Это очень пригодилось потом в работе над 6-м томом 12-томной антологии «Венок славы» — о Великой Отечественной войне от первого до последнего её дня. Помогало и в работе главным редактором художественной и детской литературы Госкомиздата РСФСР. Вспоминаю, в частности, затею одного из наших издательств — Центрально-Черноземного — серии книг «Ратная слава» писателей-фронтовиков, где одним из условий было рассказать во вступительной статье о самом авторе. Вот и пришлось мне познакомиться с Владимиром Осиповичем Богомоловым, автором рассказа «Иван», повести «Зося», романа «Момент истины» (первое название — «В августе 1944-го»),
Звонят из издательства: срывается план. Богомолов наотрез отказывается от любой вступительной статьи о нём. Он, которого не приняли в Союз писателей после первой книги, предложив подождать до второй, отказался вообще вступать и в этот союз, и в Союз кинематографистов (это после знаменитого фильма «Иваново детство» Андрея Тарковского, снятого по рассказу «Иван»!). Пришлось мне встречаться с ним, уговаривать не подводить работников хорошего издательства. Пришёл с готовой своей статьей о его творчестве: ему рекомендовали меня как критика, специализирующегося на художественно-документальной литературе. Он похмыкал: посмотрим, что за специалист. Потом растаял, когда уловил, что я и в романе о контрразведчиках нашёл ответ на очень важную для него тему — дети на войне. Раскололся, рассказав, что и сам был недолго сыном полка. Громогласно хохотал: ничего себе был сыночек — под метр восемьдесят ростом и на 80 кило. Это в 16 лет! Его же кормить надо, как настоящего солдата, ну, и спрашивать соответственно. С гордостью подчеркнул строгую документальность своей работы. Хохотал, вспоминая, как вызвали его в КГБ перед публикацией романа в «Юности». Три генерала хотели узнать, кто «слил» ему детали подготовки операции «Багратион» в Белоруссии. Но он-то черпал всё в открытых архивах! Да ещё позволял себе проверить, как могли наказать подписавшего тот или иной рапорт и нарушившего при этом строгую форму отчётности — армия не любит пустословия.
А роман его — изумительно подробное, в конкретных деталях, описание жизни на войне: кого, как и чем кормят, снабжают, как устроен быт и многое-многое другое. Главное же — психология человека на войне. Ничего себе военный роман — всего один боевой эпизод. Тот самый момент истины, когда надо было не просто уничтожить группу диверсантов, но непременно взять живым и психологически заставить работать на себя, обмануть противника в радиоигре. Я очень горевал, что и знаменитый рассказ Богомолова «Иван» стал украшением не «моего» 6-го тома, посвященного освобождению Украины, а следующего в антологии, «белорусского» тома...
Помню поездку с В. П. Астафьевым к Е. И. Носову на его родину в Курск в 1989 году. Задумано было вместе съездить и в родную деревню другого писателя-фронтовика, Константина Воробьёва. Отправиться должны были на машине Анатолия Заболоцкого, прекрасного фотографа и кинооператора, работавшего с Василием Шукшиным в его фильмах. Выезд рано утром, на следующий день после вручения Астафьеву Золотой Звезды Героя Социалистического Труда. А мне, как на грех, предстояла последняя встреча с К. Т. Мазуровым перед назначением на пост главного редактора газеты «Ветеран». Звоню Носову, прошу не начинать без меня намеченную программу, обещаю догнать в поезде Астафьева с Заболоцким. Вечерний звонок оповестил меня, что встреча с Мазуровым не состоится: он в больнице (из которой, увы, не вышел живым). Работать мне довелось потом с другим председателем Всесоюзной организации ветеранов — маршалом Советского Союза Николаем Васильевичем Огарковым.
И вот мы едем в машине по местам, которые Виктор Петрович прошагал рядовым великой войны. И встреча старых друзей. Поражался, какими они остаются озорными мальчишками при всех своих достижениях и регалиях. Так, на берегу речушки Астафьев подначивает Носова: ну что у вас за рыбалка, вот у нас на Енисее... Носов в ответ... забрасывает удочку не в реку, а на луг, где пасутся гуси. Ничего себе улов! С хозяевами, конечно, поладили миром — куряне не только опытные воины, но и шутки понимают. И на контрасте — горькие воспоминания о том, что Константину Воробьёву местные чинуши не дали умереть на родине: он же, дескать, был в плену. А он, автор бессмертной повести «Убиты под Москвой» о подвиге кремлёвских курсантов, последнего резерва маршала Жукова, попал в плен контуженным, сумел сбежать (с третьей попытки!), воевал в партизанах... Мы в «Нашем современнике» печатали последнюю его работу (рукопись которой пролежала двадцать лет в «Новом мире») и назвали её — «Это мы, Господи...».
Так хочется на склоне лет, чтобы как можно больше молодых людей знали настоящую правду о великой истории родной России! Мне довелось приложить руку и к задуманному писателем и художником Владимиром Десятниковым туристическому маршруту «Москва-Бородино-Париж», когда из номера в номер журнала «Честь Отечества» рассказывал он о местах, которые знали и Отечественную войну 1812 года, и недавнюю войну с фашизмом, в которой погиб под Вязьмой его отец капитан-пограничник Александр Никифорович Десятников.
И Сергиев Посад вошёл в мою жизнь органично, когда в 2000 году стремились мы возродить две его ежегодные ярмарки, некогда знаменитые до 1917 года. А потом ещё и родилась мечта о соединении Золотого кольца России с новым туристическим маршрутом «Жемчужное ожерелье России». Придумал этот маршрут замечательный краевед Николай Корнюшин, с которым познакомились мы, когда раскручивали маршрут «Москва—Бородино— Париж». Цель его затеи — в отличие от Золотого кольца, к счастью, практически не затронутого вторжением гитлеровцев, показать места коренной России от Воронежа
272
до Белоруссии, где есть и памятники седой древности, и следы героических битв последней великой войны. Мы с Корнюшиным успели сделать публикации об этом в двух журналах — «Честь Отечества» и «Славяне». В возрождении «Славян», выходивших ещё во время войны с 1943 года и закрытых Н. Хрущёвым, мне довелось участвовать дважды. В 90-х годах мы возрождали его с писателями В. Бахревским, И. Мазниным, Р. Кошурниковой-Федотовой, смогли выпустить в условиях дикого «рынка» лишь несколько номеров. Теперь журнал возрождён уже как издание Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры.
В заключение скажу как свидетель-современник: великая русская литература не прерывала своих традиций в любые времена. XX век дал миру Леонида Леонова (и его ученика и последователя Владимира Чивилихина), Михаила Шолохова и Михаила Булгакова, Владимира Маяковского и Сергея Есенина, созвездие писателей-фронтовиков: Константина Симонова, Юрия Бондарева, многих других, в том числе упомянутых мной. Дал писателей поколения «детей войны», среди которых Валентин Распутин и Василий Белов, Александр Проханов, Николай Рубцов, Юрий Кузнецов, Станислав Куняев, Михаил Ножкин, Владимир Крупин. Дал писателей-историков: Дмитрия Балашова, Владимира Личутина, Валерия Ганичева, Владислава Бахревского, Сергея Алексеева, Александра Сегеня, Юрия Лощица. Да разве назовёшь в краткой статье всех, кто внёс значительный вклад в воспитание души современных русских людей!
Трагическое безвременье, следствие «перестройки» и гибели Красной империи — Советского Союза, казалось бы, обнажили смятение умов, пустоту, метания и поиски прочных основ. Но вспыхивают новые имена. Новым поколениям писателей, и критиков тоже предстоит ещё глубоко осмысливать переломный, тяжкий момент нашей великой истории, которая продолжается и будет вершиться, пока жив великий наш народ.
Валентин Свининников
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"