На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Визит Патриарха

Заметки на полях экрана

Как отличны друг от друга – в освещении СМИ – первый и нынешний архипастырские визиты Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в Киев! Вы помните, в «оранжевом» 2009-м, при всей неоднозначности ситуации, кроме трансляций молебна с Владимирской горки и Литургии с Соборной площади Киево-Печерской лавры, Патриарху была предоставлена студия на популярном ТВ-канале – с прямым эфиром. В студии Святейшему задавали вопросы представители трёх территорий исторической Руси. Многомиллионная аудитория Украины смотрела глаза в глаза Патриарху, слышала точное его слово; осуществилась долгожданная просветительская акция. Кроме названного, визит щедро освещался новостными выпусками ТВ, причём комментарии были, если и не всегда комплементарны, что и не нужно, или компетентны, что всегда желательно, то вполне корректны. Явным хамством, кажется, никакой канал не отличился. Православные радовались.

Освещение июльского архипастырского визита 2011 года телевизионными новостными СМИ вызвали чувство озадаченности. Речь о всех ТВ каналах.

В день приезда Патриарха в Киев не было сообщений – ни о его приезде, ни о его торжественной встрече в святой Лавре. Это, конечно, не беда. Оперативность не самая сильная сторона нашего телевидения. Не спешили поделиться новостью и мобильные интернет-издания (ИИ). Накануне промелькивало что-то шипящее. А 27 июля украинские новостные передачи ТВ и ИИ разразились злобным шипением, глумливыми смешками и хамоватыми комментариями самого разнузданного бульварного толка. Здесь не упоминаю одиозный «главный» новостной интернет-ресурс Украины, который в тот день умудрился дать несколько «новостей» о бурной деятельности квазипатрарха «Филарета», а визит Святейшего Кирилла отчего-то вообще упустил. Телевизионщики непропорционально много по времени, демонстрировали зрителю «группу протеста» и чьё-то горделиво-самодовольное лицо, вещающее с комсомольским апломбом. С занятным злорадством сообщили, что на Владимирской горке народу меньше, чем прежде (и как определили, если народ – судя по картинке – занимал все свободное пространство?). Народ скандировал «Наш Патриарх – Кирилл!», это приглушили, но захлёбываясь, по бульварному смаковали невинную оговорку. Всё это говорит, конечно, не столько об уровне аудитории, которой они взялись промывать мозги, сколько о политической воле, которая созрела в посторанжевое время, нацелившись с новой силой учинить такую промывку.

Православные с пониманием выключали телевизор.

Невозможно представить, что поведение телевизионщиков не было скоординировано в какой-то властно-рекомендательной инстанции.

***

В этом же контексте следует сказать о трансляции Литургии с соборной площади Киево-Печерской лавры. В идеале такая трансляция может превратить всё государство в огромный храм – в Собор, в котором каждый, как затворник в своей келье, имеет возможность помолиться у особого окошечка вместе с Патриархом. Но 28 июля сделать это было непросто. Отчего-то на «Першем» ТВ канале, который взял на себя труд трансляции, надумали одним из комментаторов пригласить некую даму. Наверное, она добрая женщина и хорошая актриса, у неё бодрый галицийский говор… Она зачем-то решила излагать зрителю своё понимание происходящего. Не прекращала женщина говорить ни во время пения Херувимской, ни во время «Символа веры», заглушала она и «Отче наш». Молитвы эти, как известно, предполагают наивысшую сосредоточенность. Но вот началось причастие. И женщина столь же бодро пригласила всех к «патриарху» Филарету на его т.н. «службу», так и втащила к раскольнику, кто не сумел вовремя отключить от себя эту её услугу.

***

В 2009 году Виктор Янукович, в ту пору претендент на президентство, всячески выказывал свою приверженность каноническом православию; его нередко можно было видеть во время патриарших Богослужений. В нынешнем июле о встрече президента Януковича с Патриархом в крымской Мухалатке сообщалось вскользь. Ныне, как уже и бывало, вновь возникло впечатление, что Янукович стареется как-то дистанцироваться от Святейшего Владыки. Во всяком случае, внешне это выглядит именно так. Что важно. В 2009-м Патриарх встречался с действовавшим президентом несколько раз. Ныне мы не видим официальных встреч. Если это вызвано попыткой «притупить бдительность» неправославной Галиции, то можно уверенно сказать, что любви в том регионе ему такой мерой не сыскать. Они его не полюбят в любом его проявлении. Если это заигрывание с Филаретом и его приверженцами… Что, по сути, есть «Филарет» как явление? Как явление «Филарет» – это попытка антихристианских сил в очередной раз создать синтетическую ветвь в саду Православия и назвать её Церковью, произвести подмену, сделать симулякр жизнеподобным – раскрасить синтетические листья и пластмассовые цветы и плоды…

Не вполне понятно, из каких резонов на нашем ТВ, уже и при Януковиче, упорно замалчивается причина, по какой Филарет (Денисенко) был смещён с должности Предстоятеля УПЦ и запрещён в священнослужении. К 20-летию Харьковского архиерейского собора самое бы время напомнить людям, которых эта «церковь» продолжает на пагубу втягивать к себе – «крестит», «венчает», «отпевает»… Замалчивание ведёт к тому, что в украинском секуляризированном обществе закрепляется и тиражируется лживая причина, придуманная при Кравчуке, будто пострадал Филарет за свои некие политико-националистические убеждения. Замалчивание ведёт к тому, что и в канонической Церкви появились настроения примириться с Филаретом без его покаяния. Это продолжилось и после того, как год назад, 26 июля 2010 года в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято Обращение Священного Синода Русской Православной Церкви к православным христианам Украины, пребывающим вне единства со Святой Церковью http://www.anti-raskol.ru/pages/927 . Обращении адресовано ко всем верующим, которые оказались втянуты в раскол, в том числе и к «филаретовцам»: «…Дверь в Церковь открыта. И мы готовы встретить всех возвращающихся под её кров. Ибо, по слову святителя Григория Богослова, мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас. Нет ничего унизительного в покаянии, к которому всех ведут благость Божия, Его кротость и долготерпение. И нет преград, не позволяющих вернуться к церковному общению…»

Если президент Янукович желает помочь раскольникам вернуться в лоно Церкви, уврачевать раскол, такая возможность у него есть: нужно просто говорить правду о Филарете и его расколе. Если же он заразился от Ющенко сатанинской идеей фикс – отколоть от живого ствола Церкви ветвь УПЦ, привить к ней синтетическую «филаретовскую ветвь» и назвать эту конструкцию «поместной церковью», - то это его дело. Но православным в этом случае надо чётко уяснить: в списке борцов с Церковью, желающих учинить новый раскол, на штык стало больше.

***

В июле 2009 году православным было важнее важного услышать ответ Патриарха президенту Ющенко о его маниакальной идее – «поместной украинской церкви». Как известно, Ющенко зазомбирован концепцией, что украинцы – это не русские, что является основным положением проекта «Украина», внедряемого, по большому счёту, для ликвидации Русской цивилизации - уничтожения православия и зачистки территории Руси от населения. Патриарх ответил прямо: «Эта Церковь, господин Президент, существует. Есть Поместная Церковь на Украине!»

В июле 2011 году православным важнее важного было услышать суждение Патриарха о непрекращающихся рывках внутри УПЦ, об интригах и усилиях озабоченных, учиняющих очередной обновленческо-автокефальный раскол, лидером которого наблюдатели называют печально известного архиепископа Александра Драбинко.

В июле 2011 дискуссии по поводу автокефально-местечковых интриг носили явно более закрытый характер, иначе и быть не могло, пока не было принято соборного решения.

Но ответ был совершенно тот, какой и мог быть, ответ пастыря, оберегающего своё стадо.

***

В Софийском соборе, который Патриарх, напомнив историю, назвал кафедральном собором Киева и всея Руси, Святейший Владыка по интересующему вопросу сказал: «Иногда можно слышать, что существуют какие-то стратегии, какие-то человеческие планы, в том числе по уврачеванию разделений. Так говорят люди, не имеющие живого религиозного опыта… »

На заседании Священного Синода, проходившем в тот же день, был заслушан Доклад Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира о состоявшихся 8 июля 2011 года Соборе епископов Украинской Православной Церкви и Юбилейном Соборе Украинской Православной Церкви. В Журнале № 65 заседания Священного Синода от 27 июля 2011 года отмечено: «Члены Собора еще раз подтвердили молитвенное и каноническое единство с Русской Православной Церковью, через которую Украинская Православная Церковь соединена со всеми Поместными Православными Церквами. Собор засвидетельствовал, что нынешний канонический статус Украинской Православной Церкви как самоуправляемой Церкви с правами широкой автономии является залогом сохранения её внутреннего единства и фундаментом для восстановления единства украинского Православия». Собор «также обратился к братьям и сестрам, отошедшим от Матери-Церкви и пребывающим вне её благодатной ограды, с призывом к покаянию». Не менее важно, что Устав УПЦ, который сдирижировал Дробинка, не был одобрен. Напротив, было учтено мнение Собора епископов Украинской Православной Церкви. Устав отправлен на доработку в Межсоборную комиссию. В Постановлении Священного Синода выражена надежда, «что комиссия учтет пожелания, высказанные в ходе Собора епископов Украинской Православной Церкви, а также поступившие в адрес Собора предложения».

Здесь непроста упомянуты имя церковного революционера и музыкальный термин, который, возможно. Кому-то покажется некорректным. Но вот был поразительный случай. Когда-то, ещё совсем в дремуче-оранжевый 2008 год, когда Ющенко и его клика рвались отдать Украину под американский сапог в НАТО, в Лавре проходил Архиерейский собор. Православный народ – соль земли, по слову Христа, - имея претензию к известному революционеру, скандировал: «Гэть Драбинку! Гэть Драбинку!». Это видели и слышали выходившие архиереи. Адресат столь нелестного приветствия, нимало не смутившись, стал, как передают, издевательски дирижировать народом. И вот теперь «войдя большую власть», прибрав к рукам информационные ресурсы УПЦ, прикрываясь неким благословением, он ощутил себя настоящим дирижёром, под взмахи палочки которого призваны плясать православные, в том числе и архиереи.

Знаете, когда в последнее время разговор заходит о Драбинке, как-то непроизвольно сам собой стал возникать вопрос: а мог ли Иван Карамазов сделаться «епископом»? Как известно, под таким углом эта личность Достоевским художественно не исследовалась. Впрочем, жизнь проводит и не такие исследования. Но это уже несколько иная тема для заметок.

Олег Трищатный


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"