На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Статьи  
Версия для печати

Дорога к роднику

Щедрые краски «Бородинской осени»

Осень – благодатная пора, урожай­ная, щедрая и на многоцветье кра­сок, и на разнообразие плодов. В шестнадцатый раз на благосло­венной можайской земле прошел Всероссийский фестиваль духов­ности и культуры «Бородинская осень».

 

В самом названии действа зало­жен глубокий смысл. На ратных по­лях (таких на российской земле три – Куликово, Бородинское и Прохоровское) происходили судьбонос­ные сражения. На крепость проверя­лись сила и преданность народа сво­ему Отечеству. И фестиваль со зна­ковым названием дает возможность ощутить непрерывную связь времен. Инициатором такого действа на мо­жайской земле стал в свое время историк, писатель Валерий Никола­евич Ганичев.

Кто мы? Для чего пришли в этот мир? В чем мы схожи и различны с теми, для кого честь и Отечество про­израстали из одного корня? Неволь­но такие «высокие» вопросы, невоз­можные в суете буден, возникают у каждого участника фестиваля. Рас­полагает к ним священная можай­ская земля, куда в далекие от нас годы, до самой поры Смутного вре­мени, устремлялись потоки палом­ников. Побывать у Николы Можай­ского, спасителя бедствующих и по­гибающих, защитника и покровите­ля простого народа, было заветным желанием миллионов русских лю­дей. Постоянное течение в город бо­гомольцев – главный внешний при­знак священного города. В Смутное время Можайск был разрушен до ос­нования, стерт с лица земли.

Ныне на заднике огромной сцены, где происходило открытие фестива­ля, красуются слова: «Можайск – свя­щенный город русских». Целое столе­тие, весь XVI век, Можайск боролся за право вернуть свое былое величие. Но в 1812 году снова оказался на пе­реднем крае битвы за спасение Рос­сии. Сражение на Бородинском поле, сожженные и разоренные можайские святыни. Непросто было выстоять и сохраниться маленькому подмосков­ному городу. Время испытывало его на прочность. И уже в советские трид­цатые годы икона святителя Николая Можайского была изъята и отправле­на в Москву. Богатое ее одеяние по­надобилось властям для строитель­ства новой жизни. Освобожденную от драгоценностей святыню передали в Третьяковскую галерею.

…Фестивальный показ докумен­тального кино (номинация называ­ется «Небесный град и земное Оте­чество») открывал фильм Макси­ма Скороходова «Последние нашего племени». Это пронзительное пове­ствование об увядании вологодской деревни со знаковым названием «По­жарище». И хотя ударение падает на предпоследний слог, ассоциация с пе­пелищем неизбежна.

Как и во многих российских дерев­нях, здесь не слышны детские голоса, стареющие обитатели некогда креп­ких, сохранивших еще былую красо­ту домов доживают здесь свой век. А молодые люди едут за успехом и «бери от жизни все» в большие го­рода. Невольно при просмотре при­ходит на память мудрое изречение – предостережение о том, что большие города – могилы человеческого рода. Может ли быть счастлив человек без корней? Разве отрыв от родной зем­ли, где родился, но не пригодился, не губит в нас человеческое, не превра­щает в толпу, где все похожи друг на друга и одинаково одиноки?

Но нет, из нашей жизни никуда не ушли настоящее благородство, нор­мальные человеческие ценности, на­стоящая любовь, крепкая дружба, ис­тинное целомудрие. Однако они на­ходятся под спудом (есть такое в на­шем языке точное слово). Как тот чи­стый родник преподобного Ферапонта Можайского на донышке оврага, окруженного свалкой мусора, долгие годы был скрыт от глаз. Но благодаря воле и крепости духа добрых людей, которые, к счастью, не переводятся, теперь над родником звучат каждый год позывные фестиваля.

Марина Ганичева, редактор мо­сковских журналов, критик, писа­тель Сергей Котькало, сопредседа­тель Союза писателей России, в один голос говорили о том, что и сегодня суть духовно-просветительского фо­рума в его верности заявленному на первом фестивале служению добру. И он собирает людей, которые в жизни выбрали эту непростую стезю.

Вот ответьте мне, зачем нужно было Светлане Горбачевой отправ­ляться из своего родного Белгорода в Донбасс, тогда и туда, где шли бое­вые действия? Прочитав ее дневник (его можно найти в Интернете, на­брав название «Донбасс – моя боль»), я не могла не задать ей этот вопрос. Светлана Владимировна, строгая, подтянутая, моложавая, пожала плечами: «Время на пенсии появи­лось свободное, как не помочь лю­дям в беде?» Больше вопросов у ме­ня не возникало. Недаром говорит­ся: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». Сколь­ко за свою журналистскую практику приходилось мне докучать расспро­сами разным героям репортажей, очерков! И бывало, что записанная на диктофон складная речь мучи­тельно не ложилась на бумагу в ви­де толкового, ясного текста... Тогда вспоминалась и избавляла от тер­заний по поводу своей журналист­ской несостоятельности бабушкина присказка, что пустое ведро гремит громче полного.

Светлана Владимировна призна­ется, что вовсе не хотелось ей писать дневник, но поняла, что надо. И во­обще далека она от писательского труда. Но оторваться от строк, вы­шедших из глубины большого серд­ца, невозможно, пока не дочитаешь до конца. «Там люди близкие, почти родные, наши, русские, – признается автор. – Им не надо объяснять, поче­му мы приезжаем, зачем это делаем. Приезжаем с радостью, уезжаем с бо­лью. Не знаем, сможем ли увидеть их снова, обнять друг друга, посидеть рядом, поговорить. Они любят Рос­сию, ценят. Нам бы так научиться.»

«Как мало человеку надо, чтобы потеплело на сердце и защипало в глазах...» – всплывают в моей памяти простые, но емкие строчки дневни­ка Светланы Горбачевой. Дорогого стоят такие встречи. Поневоле на­чинаешь вглядываться в себя.

Два фестивальных дня вмести­ли очень много. Поездка на Боро­динское поле, знакомство с живо­писными работами, представлен­ными на Международной художе­ственной выставке, посвященной 80-летию освобождения Можайска от немецко-фашистских захватчи­ков. Кстати, в прекрасном здании Дома художника, которым по праву может гордиться город, проходило вручение наград лауреатам фести­валя. Награды вручал народный ар­тист России Михаил Ножкин. Как и следовало, на фестивале Михаил Иванович говорил каждому добрые слова, а после награждения испол­нил несколько своих песен. Пора­довала гостей фестиваля и жите­лей подмосковного города певица Татьяна Семушина, исполнитель­ница русских народных песен. Ее дивный, чарующий голос по праву можно считать визитной карточ­кой фестиваля. Постоянная участ­ница Бородинского форума и лю­бимица можайцев в этот раз пред­ставила любителям русской песни свою ученицу. Диана Ашаева, сту­дентка музыкального колледжа имени Ипполитова-Иванова, ярко заявила своим выступлением, что талантами земля наша не оскудела.

О молодежи по-настоящему вы­сокой золотой пробы хочется ска­зать отдельно. Иван Юрков из бе­лорусского города Гомеля покорил зрителей виртуозной игрой на ба­лалайке. Он даже на бис исполнил джаз, показав неисчерпаемые воз­можности народного инструмента. Лауреат международных конкур­сов в общении оказался скромным и весьма обаятельным собеседником. Признался, что охотно занимается с детьми, создал со школьниками ан­самбль балалаечников.

Приятно было встретиться на фестивале с юными ушаковцами. Центр Федора Ушакова, адмирала, не проигравшего ни одного сра­жения, объединяет ребят общими делами. Руководитель центра Ма­рина Валерьевна Ганичева расска­зала, что сотни сочинений, иссле­дований, работ юных ушаковцев – участников различных конкурсов свидетельствуют: нам не следует разочаровываться в молодом поко­лении. Центр имеет свои отделения в разных городах России и за рубе­жом, что позволяет наполнять ра­боту с детьми разнообразным со­держанием.

Для Лизы Ермолаевой из Белго­рода участие в конкурсах, проводи­мых Центром Федора Ушакова, ста­ло судьбоносным. Она не раз при­езжала в столицу для участия в фи­нальных этапах.

«Поверила в свои силы, когда мои стихотворения, другие конкурсные работы получили хорошие отзы­вы», – признается Лиза. Сейчас она учится в Московском театральном колледже имени Л.А.Филатова и по-прежнему участвует в проектах Центра Федора Ушакова. С удоволь­ствием рассказала, как увлекло ее совместное чтение ушаковцами ро­мана Пушкина «Евгений Онегин».

На фестивале «Бородинская осень» компанию Елизавете Ермолаевой составили ушаковцы из го­рода Ельца – участники ансамбля «Русь Державная». Его руководи­тель Владимир Комаров – постоян­ный участник бородинских встреч. Говорит, что они вдохновляют на создание новых песен. Подтверж­дение тому – создание гимна ушаковцев.

А какой фестиваль без сюрпри­зов?! Гость из Шотландии Фрэнк Мак-Гуаэр в национальном наряде продемонстрировал, что народные инструменты способны выразить все чувства его души. Фрэнк увле­ченно говорил о поэте Лермонто­ве, генерале Барклае-де-Толли, и его горячность была понятна. Ощущать свое единство, общие корни, пом­нить историю важно и нужно каж­дому человеку. Хорошо бы нам всег­да больше ценить и беречь то, что нас объединяет, а не наоборот.

 

NB! Фестиваль «Бородинская осень» проводится по инициативе Русского народного собора, Союза писателей России, Центра Федора Ушакова, при поддержке админи­страции Можайского района, Художе­ственного фонда города Можайска, попечительского совета комплекса «Святой колодец преподобного Ферапонта Можайского».

 

*  «Учительская газета», №39 (10900) от 28.09.2021 г., с.9.

Надежда Тумова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"