На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Устаз

Впечатления о человеке

Тарик Ханна Азиз...

Немного людей, насколько мы успели заметить, остаются равнодушными к этому имени и человеку, носящему его вот уже 67 лет. Интересно, что амплитуда мнений о нем колеблется от искреннего уважения, порой близкого к преклонению, до лютой, почти животной ненависти. Это и не мудрено, – ведь речь, несомненно, идет о личности неординарной, во многом уникальной для Ближнего Востока, о человеке, прожившем яркую, необычную жизнь, впрочем, вполне характерную для избравших для себя тернистый путь воина-освободителя. А именно с этой точки зрения, на наш взгляд, и следует рассматривать биографию Тарика Азиза.

За свою не столь долгую для политика жизнь этот человек повидал и тюрьмы монархического Ирака в конце-50-х годов прошлого столетия, и пышные дворцы Ирака 70-х и 80-х годов, был близко знаком и поддерживал дружеские отношения со многими главами государств, министрами и просто известными личностями. Однажды в ответ на сделанное в его присутствии замечание о том, что по китайским традициям настоящий политик начинается с 75-летнего возраста, Т. Азиз рассмеялся и сказал, что в таком случае у него – все впереди.

Кто же он, этот иракец, родившийся в 1936 г. в г. Мосул на севере страны, которая была тогда известна под славным именем Месопотамии? Попробуем ответить на этот непростой вопрос, не претендуя, что называется, на «истину в последней инстанции», используя не только публикации в различных СМИ, но впечатления от нескольких встреч с Т. Азизом, на которых волею судеб нам и нашим коллегам удалось побывать.

Тарик Азиз, как мы упоминали, родился в северной части Ирака, где значительную часть населения традиционно составляли христиане, входящие в различные восточные номинации (халдеи, православные, яковиты ...). Его семья принадлежала к халдейской униатской церкви, связи с которой он впоследствии, даже будучи членом руководства до предела светской партии Баас, неизменно поддерживал. Известно, например, что именно по просьбе Т. Азиза патриарх халдеев Рафаэль Бидавид в траурные дни поминовения моряков российской подводного крейсера «Курск» посетил посольство России в Багдаде и прочитал вместе с сопровождавшими его епископами-халдеями заупокойную молитву по душам погибших русских моряков, назвав их «истинными мучениками».

Детство Тарика было похоже на жизнь многих его сверстников из тогдашнего Ирака – не хуже и не лучше. Быть может, он внимательнее других слушал на уроках литературы рассказы своих учителей о традициях и разнообразии арабской литературы, глубже вникал в богатую событиями и вместе с тем противоречивую историю своей родины, арабского мира, больше иных интересовался английским языком, к которому у него обнаружились незаурядные способности. Во всяком случае, среднюю школу Тарик закончил одним из первых и в 1953 г. без особых затруднений поступил на первый курс гуманитарного факультета Багдадского университета. Во время учебы он, как и тысячи его сверстников, интересовался делами учебными, но уже не только ими. Его кругозор непрерывно расширяется, он много читает, в т.ч. запрещенной литературы, встречается с интересными, образованными людьми, которыми всегда было богато иракское общество, все больше и больше погружается в мир политики. Да и куда было от нее деваться в те годы? Арабские, да не только арабские страны, а весь мир переживал тогда исторические события, коренные изменения. Крах британской колониальной империи, в которую входил и Ирак, борьба за освобождение колоний, успехи социалистического лагеря, ведомого Советским Союзом, Июльская революция 1952 г. в Египте и приход власти свободных офицеров во главе с Г. Абдель Насером, империалистические нападки на правительство Ливана, наконец, уничтожение монархии в самом Ираке, почти мгновенно повлекшее за собой развал Багдадского пакта. В этой ситуации выпускник-гуманитарий Багдадского университета в 1958 г., вдохновленный приходом к власти стране военных во главе с полковником А.К. Касемом, поступает служить офицером в иракскую армию. В этом шаге присутствовал и расчет практического свойства – освоить специфику «профессии» военного, которая должна была неизбежно пригодиться в будущем. Ведь уже тогда Т. Азиз вплотную примыкал к Партии арабского социалистического возрождения (Баас), разделял ее националистические идеи и цели, был знаком с руководящими ее деятелями.

В феврале 1963 г. он принимает активное участие в свержении членами партии Баас правительства А.К. Касема. Однако уже в ноябре того же года, после антибаасистского переворота Т. Азиз подвергся репрессиям, некоторое время провел в тюрьме, где сблизился с молодыми баасистами, среди которых своей энергией, целеустремленностью и жесткостью суждений выделялся молодой уроженец города Тикрита по имени Саддам Хусейн. После выхода из тюрьмы Т.Азиз эмигрировал в Сирию, где в течение нескольких лет работал в органах печати «сирийского крыла» Партии арабского социалистического возрождения. За эти годы Т.Азиз приобретает необходимый опыт работы в качестве журналиста и редактора, оттачивает свое перо и языковый инструментарий, заводит многочисленные полезные знакомства, прежде всего, в арабских кругах.

Годы эмиграции текли медленно и, с радостью узнав о вторичном приходе партии Баас к власти в Ираке в июле 1968 г., Т. Азиз возвращается на родину, где сразу же получает важное назначение – главным редактором газеты "Ас-Саура" – центрального органа партии Баас. Здесь ему очень пригодился полученный в Сирии опыт. Т. Азиз быстро завоевывает авторитет среди местных и арабских журналистов, становится одним из ведущих перьев Ирака – «самой читающей страны арабского мира». Его выступления на страницах печати проникнуты четкой логикой, простотой изложения даже самого сложного материала, а вместе с тем – красотой и богатством слога. Один из крупнейших российских специалистов по арабскому миру, на протяжении многих лет близко знавший Т. Азиза, отмечал, что по этим качествам ему не было равных во всем арабском мире. Кстати, это признавали и сами арабы. В эти годы Т. Азиз много пишет и на английском языке, часто выступает автором редакционных статей в англоязычной прессе Ирака.

Его работа была оценена, и в ноябре 1974г. Т. Азиз становится министром информации Ирака, одновременно избирается кандидатом, а в 1977 г. – членом Регионального руководства и Национального руководства партии Баас. В октябре 1977 г. он кооптируется в состав Совета революционного командования Ирака, войдя таким образом в состав высших политических структур страны.

По распределению обязанностей Т.Азиз занимался в них вопросами идеологии, а затем – и внешней политики, формировал линию партии Баас, в этих и иных сферах, непосредственно воздействуя на выработку и проведение внешнеполитического курса своей страны. Он быстро превратился в одного из ведущих идеологов баасизма в Ираке, был приближен к С. Хусейну, последовательно реализовывал политические установки последнего, в которые, впрочем, всегда вносил что-то свое, что делало их более реалистичными и си.

Карьера Т. Азиза в 70-80-е годы прошлого века продолжает развиваться быстро и успешно, он сумел избежать «чисток», затронувших многих видных деятелей страны того времени. В августе 1979 г. к своим партийным обязанностям он прибавляет пост вице-премьера правительства Ирака, а в январе 1983 г. – становится министром иностранных дел. Во многом это явилось не только результатом складывавшихся тогда в Ираке обстоятельств, но и следствием высоких личных способностей, напряженного каждодневного труда, поскольку в рядах иракской Баас традиционно не слишком «жаловали» выходцев с Севера, да еще и христиан (вплоть до крушения баасистского режима С. Хусейна Т. Азиз оставался единственным представителем этой религии в его высшем руководстве). Впрочем, Т. Азиза всегда отличала высокая работоспособность, готовность встречать трудности лицом к лицу, а не уходить от проблем или откладывать их решение «на потом». Характерно, что это качество неизменно отличало и сотрудников его кабинета, большей частью, иракских дипломатов, которых можно было застать на рабочих местах и поздно вечером в будние дни, и в праздники. Другим отличительным качеством Т. Азиза, как отмечали контактировавшие с ним люди, в том числе критически настроенные по отношению к Ираку, всегда была высокая личная порядочность и верность данному слову.

Характерный эпизод более позднего периода. Летом 2001 г. в семье Т. Азиза случилась неожиданная драма: его старший сын Зияд был арестован по обвинению в экономических преступлениях. По стране тогда ходили упорные слухи, что таким образом старший сын президента С. Хусейна Удей, известный своей необузданностью и жестокостью, хотел отомстить ненавидимому им долгие годы Тарику Азизу, приказав сфабриковать дело. Специальный трибунал приговорил Зияда к смертной казни, Т. Азиз тотчас же подал в отставку со всех своих постов, отказавшись просить помилования у президента С. Хусейна для своего сына. Как рассказывали нам информированные иракцы, некоторое время спустя Саддам Хусейн вызвал к себе Т. Азиза, порвал его прошение об отставке со словами: «В Ираке пока нет и не видно второго Тарика» и помиловал Зияда.

Т. Азиз достаточно быстро стал хорошим специалистом по ведению переговоров. В этом ему помогли как приобретенные за годы работы в журналистике знания и навыки, прекрасное знание английского языка, так и природный ум, хорошая реакция, отточенная за время партийной и журналистской работы способность к ведению аргументированной полемики, отстаиванию своей позиции. Именно поэтому С. Хусейн все чаще возлагал на него ответственные внешнеполитические миссии.

Т. Азиз в эти годы много времени проводит в поездках за границу, встречается с руководителями стран Европы, Азии, Африки и Америки, является постоянным и весьма заметным участником Генеральных Ассамблей Организации Объединенных Наций, укрепляет международные связи Ирака, в первую очередь с неприсоединившимися странами, рядом государств социалистического лагеря, не оставляя без внимания такие европейские столицы, как Париж, Берлин, Рим. В этот период правящий иракский режим во многом воспринимался во внешнем мире через призму высказываний и оценок этого невысокого седовласого человека, не чуждого юмора и дружеской компании, способного с легкостью и в то же время со знанием дела говорить на самые сложные темы, быстро и четко формулировать позицию своей страны по той или иной проблеме, часто – без согласования с Багдадом. Т. Азиз приобретает международный авторитет, который оставался очень высоким вплоть до последнего времени. Будучи в марте 1991 г. освобожден от должности министра иностранных дел, он продолжал курировать вопросы внешней политики в иракском руководстве и по линии партии Баас.

Когда в результате оккупации иракскими войсками Кувейта в августе 1990 г. (все иракские кабинеты вне зависимости от своей идеологической и политической направленности неизменно рассматривали эту территорию как «незаконно отторгнутую девятнадцатую провинцию страны») и войны в Персидском Заливе в январе-марте 1991 г. Ирак оказался в плотном кольце международной блокады, Т. Азиз оказался в рядах тех, кто ратовал за гибкую линию поведения, усиление взаимодействие с ООН, выполнение требований международного сообщества, заключенных в целой серии резолюций Совета Безопасности ООН по иракскому вопросу. Лучше других руководителей Ирака понимая суть международного положения страны и возможные перспективы, Т. Азиз стал одним из инициаторов выхода Ирака из блокады именно таким путем.

Во многом его усилиями в 1996 г. была принята известная программа ООН «Нефть в обмен на продовольствие», в результате чего задыхавшийся от блокады Ирак стал медленно, но неуклонно улучшать свое социально-экономическое положение. Не случайно население Багдада в момент приезда туда Генерального секретаря ООН К. Аннана для подписания вместе с Т. Азизом этой программы в соответствии местными обычаями «приветствовало» это событие радостной стрельбой из всех видов стрелкового оружия в течение целой ночи. В народе, который, как гласит иракская поговорка, трудно обмануть, долгое время вспоминали имя нашего героя добрым словом, связывая именно с ним улучшение условий жизни, появление новых горизонтов в жизни страны и ее отдельных граждан.

Время подтвердило правоту Т. Азиза. Уже к 1998-1999 гг. «гуманитарная операция ООН» дала заметный эффект – страна «задышала» свободнее, заработала, несмотря на сохранившиеся жесткие санкции, местная экономика, в Ирак ринулись бизнесмены всех стран (включая американцев и англичан). Масштабы гуманитарной операции ООН непрерывно расширялись, повсюду стали видны благоприятные перемены. В магазинах появились разнообразные товары, по улицам Багдада и других иракских городов забегали новенькие «Пежо», «Ниссаны» и «Мицубиси», пассажиры общественного транспорта получили возможность ездить на двухэтажных автобусах китайского производства. Такое развитие событий, конечным пунктом которого должно было стать снятие санкций с Ирака в результате выполнения соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН, не устраивало администрацию США.

После терактов 11 сентября 2001 г., к которым, кстати, иракцы не имели никакого отношения, о чем неоднократно заявлял Т. Азиз, стало очевидным, что Ирак идет вторым после Афганистана в списке жертв, предназначенных для показательной ковбойской порки. К сожалению, не помогло и согласие С. Хусейна (следует признать, довольно запоздалое) принять в Ираке международных экспертов по программам вооружений из ЮНМОВИК и МАГАТЭ, другие практические шаги навстречу международному сообществу. ООН и мировое сообщество не сумело добиться соблюдения положений международного права по отношению к Ираку, и судьба баасистского режима С. Хусейна была предрешена. Он не устоял, да и не мог устоять перед массированными высокотехнологичными ударами англо-американских войск.

Следует сказать несколько слов об особом отношении Т. Азиза к нашей стране – и в прошлом, и в последние, постперестроечные годы. Оно всегда оставалось добрым, заинтересованным, истинно дружеским. Это, впрочем, не мешало Т. Азизу в весьма жестких, а порой – нелицеприятных выражениях критиковать те недостатки, которые он видел, что называется, «не взирая на лица». Тяжело приходилось в беседах с ним таким деятелям, как Э. Шеварднадзе, А. Козырев, даже тогда, когда, казалось, у Т. Азиза на руках не было никаких «дипломатических козырей».

Т. Азиз многократно посещал Россию, был знаком со многими ее видными представителями, с некоторыми – связан личной дружбой. В его рабочем кабинете стояло множество фотографий, сделанных во время пребывания в России, сувениров из уральских камней, гжельского фарфора, российской стали, деревянные поделки.

По существу, в последние годы через него осуществлялся политический диалог между Москвой и Багдадом. Интенсивность обмена была на некоторых этапах столь высока, что случались дни, когда наши представители в Багдаде «навещали» кабинет Т. Азиза в течение дня несколько раз. Кстати, охрана правительственного здания, где тогда он работал, пропускала российских дипломатов – и только их – без сопровождения, что лишний раз подтверждало высокий уровень доверия.

Т. Азиз оказал неоценимую помощь в развитии политических и торгово-экономических отношений между Ираком и Россией. Кураторство Т. Азиза над этими вопросами было чрезвычайно эффективным и полезным, в прихожей его рабочего кабинета нередко одна российская делегация сменяла другую. Показательно, что за годы работы в Ираке некоторые российские бизнесмены стали называть вице-премьера арабским словом «устаз», что означает «Учитель». Это, пожалуй, наивысший эпитет, которым можно удостоиться в мире ислама и, кажется, что этот в общем-то далекий от сентиментальности человек гордился такими знаками уважения со стороны русских представителей.

Теперь известно о том, как началась и проходила «вторая война в Ираке» в марте-апреле 2003 г. Не беремся судить о том, что делал Т. Азиз, почему он остался в Багдаде, как был захвачен в плен американцами. Насколько известно из отрывочных сообщений, он не пытался бежать за границу, как многие другие высокопоставленные иракцы (хотя и мог это сделать, будучи женатым на гражданке Сирии), продолжал жить в одном из скромных домов в центре иракской столицы, где и был банально предан и передан солдатам оккупационных сил.

Не станем судить о правильности или ошибочности его убеждений, они существенно отличаются от модных ныне воззрений, не представляются в сегодняшнем мире актуальными, похоже, что эпоха баасизма осталась в прошлом.

Убеждены, однако, что это – настоящий человек, патриот иракского народа, искренне преданный ему и делавший все, что в его силах во имя высших интересов своей страны и нации. Это – то самое качество, которое определяет сущность этой личности и которого, к слову, так не хватает многим политикам, в том числе в нашей стране, как бы громогласно они ни кричали на каждом углу о своей любви к родине.

Хочется закончить эту статью словами, которые Т. Азиз любил повторять своим партнерам по переговорам – всего можно достичь, главное – это иметь политическую волю. В этом – весь Т. Азиз, все то, что он успел сделать. Трудно судить, как сложится будущее у этого человека. Сегодня в разных странах слышатся голоса в пользу его освобождения. Об этом говорят во Франции, в Италии, Германии, в Ватикане. Российские писатели также возвысили свой голос в поддержку этого требования. Очень хотелось бы, чтобы сбылось китайское поверье о начале политической жизни в 75 лет.

Владимир Греков, Москва, июль 2003 г.


 
Ссылки по теме:
 

  • Президенту Российской Федерации В.В.Путину. Обращение писателей
  • О судьбе Тарика Азиза. Стенограмма интервью с С. Котькало на радио "Эхо Москвы"
  • Интервью с С.Котькало на сайте "Эхо Москвы"

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"