На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

По святым местам малой родины

Далекое, родное и близкое

Я вновь с правнучкой Ангелиной в моем родном селе Рыбная Слобода Татарстана. Село стоит на высоком берегу реки Камы. Свой счет село ведет с конца XVI века. В те далекие годы главным и основным занятием жителей – рыбная ловля. Рыбу поставляли к царскому столу, на суднах, которые назывались «Прорези». Это судно с двойными бортами – в наружном борте до уровня воды были прорези 15- 20 см длиной и 2 см шириной. Между бортами находилась вода, в нее погружали живую рыбу осетровых пород: белугу, осетра, севрюгу, стерлядь. Покровителем рыбаков считается апостол Павел. На высоком берегу Камы стояла большая, красивая, двуглавая церковь во имя Петра и Павла. Кресты церкви были видны далеко, и рыбаки часто обращались с молитвою к апостолам Петру и Павлу, прося помощи и заступничества. Престольный праздник в селе Петров день. Мы приехали как раз накануне Петрова дня. Этот праздник в селе – День рыбака. Церковь Петра и Павла взорвали в 60-е годы ХХ века, мотивируя тем, что обрыв подмывается водой и церковь может рухнуть. В настоящее время на этом месте построена небольшая церковь во имя Казанской Божией Матери, на средства благодетелей, в их числе предприниматель, бывший глава района Евгений Лылов, сын моей учительницы по химии и биологии Прасковьи Кирилловны (ныне покойной). Е.Лылов потомственный рыбак. Лыловы с незапамятных времен занимались рыбной ловлей и известно, что предок Евгения Лылова, Лука Лылов поймал белугу весом 27 пудов (один пуд примерно 16 кг ).

Петров день, День рыбака празднуется и как день села. В церкви утренняя служба, а у рыбаков соревнование, кто больше выловит рыбы на праздничную уху. На берегу недалеко от церкви построена сцена, красочно оформлена шарами, лозунгами, цветами. Звучит музыка. Закончилась в храме служба, вернулись с уловом рыбаки. На кострах стали варить уху. На сцену поднялись Ильхам Гусманович Валеев, руководитель Рыбно-Слободского района и иерей Алексий, настоятель храма Казанской Божией Матери. Они поздравили жителей села с праздником. И.Г.Валеев вручал лучшим рыбакам грамоты, ценные подарки. В честь передовиков производства прозвучали песни. Затем все были приглашены к столу на уху. Очень вкусно! Концерт продолжался несколько часов, а на пляже, на берегу Камы шли соревнования на скорость, ловкость, смекалку. Петров день, свой престольный праздник вновь стали отмечать жители села. Возрождаются забытые православные праздники на Руси.

Следующее событие, свидетелем которого стала я и Ангелина в этом году, меня потрясло, обрадовало и мне кажется, вошло в мое сознание светлым лучиком. В храме Казанской Божией Матери я узнала, что в село будет принесена икона Ахтырской Божией Матери. Узнала, что празднование Ахтырской иконы совершается 15 июля по новому стилю и икона местночтимая. Оказалось, здесь, в Рыбной слободе, была явлена Божия милость через икону Пресвятой Богородицы и по Ее святым молитвам за нас. В понедельник, 14 июля в Богоявленском храме села Анатыш прошло Всенощное бдение, по окончании которого икона Ахтырской Божией Матери крестным ходом перенесена в Рыбнослободский храм Казанской Божией Матери. В день празднования – 15 июля – в храме в 6 часов утра началась Божественная Литургия, по окончании которой, икона на катере через реку Каму была отправлена в село Алексеевское.

Село Алексеевское было названо в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Около трех столетий стоит село на левом берегу Камы, а Рыбная Слобода на правом. Как мы говорили, что окна сел смотрят друг на друга и ночью, и днем. Деревянный храм был построен в 1712-1713 годах графом П.М.Апраксиным, но уже в 1754 г . известные горнозаводчики Демидовы построили каменный храм. В 50-е годы ХХ в. храм был разрушен. В 1996 году при многочисленном стечении народа состоялась Божественная литургия и крестный ход к месту будущей стройки храма. После освящения владыка Анастасий, архиепископ Казанский и Татарстанский и Алексей Иванович Демидов, глава района, заложили первый камень и памятную капсулу в основании храма. Храм Воскресения Христова, с приделом святителя Алексия Московского был построен.

В селе Алексеевском в храме Воскресения Христова также состоялась Литургия, и крестный ход после окончания Литургии направился на Каму к Ахтырскому колодцу для встречи иконы из Рыбной Слободы. При прибытии иконы у часовни и колодца Ахтырской Божией матери состоялась Литургия, и крестный ход направился в Воскресенский храм села Алексеевское, где икона была поставлена на место. На церковном дворе участники крестного хода были приглашены к трапезному столу, после трапезы участники крестного хода из Рыбной Слободы на автобусах отправились домой. Я с правнучкой Ангелиной приняла участие в совершении крестного хода. Впервые увидела икону. Письмо иконы, т.е. изображение, несколько не привычно. На переднем плане стоит Дева Мария со сложенными на груди руками и скорбящим ликом. На заднем плане слева от нее изображены крестные страдания Ее Сына – Господа Иисуса Христа.

Почему в день празднования иконы Ахтырской Божией Матери проходит уже второй год крестный ход, и почему ее приносят в наше село, я узнала из церковной летописи. В Воскресенской церкви села Алексеевского в летописи записано: «Есть еще здесь икона, особенно чтимая здешними прихожанами и даже почитаемая за чудотворную. Это небольшая икона (7 вершков вышины и 5 – ширины) Ахтырской Божией Матери; вставлена она в иконостас главного придела, рядом с царскими дверьми с левой стороны, то есть она заменяет обычную местную икону Божией Матери. Эта икона уже давно в серебряной ризе под золотом. Когда она написана, неизвестно, но многим известно, как она была найдена и как поставлена в церковь», – писал священник Василий Нечаев в 1891 году. Он же записал и рассказ Степана Григорьевича Богомолова о явлении Божией милости Ахтырской Божией Матери. Ему было семнадцать лет. Он жил в Рыбной Слободе у одного мужика в работниках. Был у него товарищ Алексей Бакиров. Алексей жил с матерью, вдовой по соседству, где работал Степан. Вдруг Алексей Бакиров очень сильно заболел, и у него отнялись ноги. Мать-вдова лишилась кормильца. В пору было идти побираться. Шесть месяцев перебивались они, усердно моля Всевышнего о помощи. И вот в одно утро Алексей, проснувшись рано, разбудил мать и сказал: «Матушка! Ступай поскорее в село Алексеевское, отыщи там Тишичкина, выпроси у него икону Божией Матери и принеси ее сюда ко мне. Приложусь я к иконе и встану на ноги, выздоровлю. Такое видение мне было в сегодняшнюю ночь». Мать поверила сыну. На пароме перебралась на левый берег Камы, затем пешком в село. Нашла крестьянина по фамилии Тишичкин и спросила, нет ли у них иконы Божией Матери, им не нужной, и не отдадут ли они эту икону ей на время, чтобы снести ее в Рыбную Слободу.

Хозяин был раскольник, он сказал: «Есть у нас икона православного письма, но лежит где-то в сенях, возьми ее». Вышла Бакирова в сени, нашла там икону, оказавшуюся иконою Ахтырской Божией Матери, с радостью взяла ее и пошла со двора Тишичкина. Она увидела, что икона загрязнена куриным пометом, подошла к первому попавшемуся ручейку, старательно вымыла ее и понесла домой. В Рыбной Слободе знали, что Бакирова пошла за иконой и некоторые пошли ее встречать к Слободскому перевозу. Бакирова вместе с соседями, которые встречали ее, понесли икону в дом. Как только вступили с иконою в ворота, сын ее, Алексей, почувствовал в себе некоторую силу и сам несколько приподнялся на постели и сел; а когда внесли ее в избу, больной вдруг встает с постели и становится твердо на ноги. С радостью заплакали пред св. иконою мать и сын, заплакали и все присутствующие. Сообщили священнику храма Петра и Павла, попросили его на дому отслужить всенощное бдение и молебен, а наутро внесли икону в Рыбнослободскую церковь для общего молебствия. Молва о явлении Божией милости через икону Пресвятой Богородицы, называемой «Ахтарской», быстро разлетелась по округе. Узнали об этом чуде алексеевские жители, и потребовали возвращения иконы в село, чтобы поставить ее навсегда в своей церкви. Проводы были из Рыбной Слободы торжественные с иконами, с духовенством, множеством народа. Такова же была встреча и в селе Алексеевском. Все село вышло встречать икону Ахтырской Божией Матери за четыре версты. Икону поставили в церковь. Несколько дней кряду было молебствие, и при этом много было исцелений. Это чудо произошло в 1816 году. Удивительно то, что чудо произошло в моем родном селе, а не где-то. В Рыбной Слободе есть семьи, носящие фамилию Бакировы.

И вот в настоящее время возобновился крестный ход с иконой из села Алексеевского в село Рыбная Слобода и обратно. Хочется верить, что это событие станет для жителей Рыбной Слободы благочестивой традицией.

До этого события я не знала ничего об иконе Ахтырской Божией Матери. Узнала, и решила поделиться с вами, читатель, историей явления иконы. В городке Ахтырке Харьковской губернии с давних пор существовала церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1739 году при церкви был священник Даниил Васильев, который нашел на своем огороде в траве икону Богоматери с распятием Господа Иисуса Христа. От удивления и неожиданности даже косу из рук выронил. Оградивши себя крестным знамением, он начал читать молитвы Божией Матери, затем, поклоняясь иконе, взял и принес ее в свой дом. Однажды Божия Матерь явилась ему во сне и повелела найденную икону обмыть чистою водою и накрыть покрывалом. Священник встал и тотчас омыл икону, а воду решил утром отнести к реке. Он заснул и видит во сне, будто идет он к реке, и на пути встречает Богоматерь, которая сказала ему, что вода эта лечебная. У священника была больная дочь. Священник дал ей испить этой водицы: дочь его выздоровела. Многие исцелились после вкушения этой воды. Икона Ахтырской   Божией Матери была поставлена в церковь Ахтырского Покровского собора. Много было чудесных исцелений от этой иконы. Были изучены все случаи исцеления и сделан доклад императрице Елизавете Петровне; 22 июня 1751 года последовал указ: «Святую оную икону почитать за чудотворную и празднование в честь ее совершать 2 июля». Что и стало совершаться в моем селе 15 июля по новому стилю.

Чтимая икона Ахтырской Божией Матери в Вознесенском храме на Арбате, Филипповский пер., 20, ехать м. «Арбатская». Ахтырская церковь – с. Ахтырка, Сергиево-Посадский район. Ехать до ст. Хотьково Ярославского направления.

Как-то сидели за чаем у младшего брата Володи, вспоминая детские годы и крестный ход 15 июля. Слово за слово и вспомнили рассказ о целебном источнике в деревне Кульга. А история такова. В деревне был выстроен храм Архангела Михаила. В день его освящения житель деревни пошел за деревню. В овраге резали прутья для плетения корзин. Спустившись, увидел из горки оврага бьет ключ, раньше его не было. Сообщил священнику. Все решили, ключ забил в день освящения храма, значит он святой. В деревне престольный праздник был Михайлов день и ежегодно в этот день проходил крестный ход от церкви до источника. Мы поехали к источнику. Удивительно, но до сегодняшнего дня тропа не заросла к святому месту. Оказывается все годы безбожия, православные села берегли и содержали в порядке часовенку с иконами, ходили и ездили к источнику. В полном порядке удобная лестница к источнику, устроена купель, облагорожена территория.

Жители села рассказали, что поток автомашин к источнику постоянный. Да и мы были свидетелями. Приехали в 13 часов, у источника посетители набирали воду, зажигали свечи у икон в часовенке, другие ждали очереди в купель. Дождавшись очереди, окунулись трижды и мы.

Зашли в Михайловский храм, который начали восстанавливать. У храма когда-то было кладбище и в церкви хранятся надгробные плиты, найденные у храма. На одном из них дата, правда, только часть 17…, мы решили, что вероятно храм построен в XVIII веке.

Начало многотрудного пути возрождения Православия на моей малой родине положено, и, хочется верить, что будет продолжаться. Возможно, найдутся благодетели и с их помощью все встанет на круги своя. Свое повествование я хочу закончить словами, или четверостишьем Е.Санина:

Божий храм встает в волю вольную,

Ах, и песнь поет – колокольную!

До небес плывет песня плавная:

Оживает Русь Православная.

Можайск-Рыбная Слобода-Алексеевское

2008 год

Лилия Волкова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"