Я вновь с правнучкой Ангелиной в моем родном селе Рыбная Слобода Татарстана. Село стоит на высоком берегу реки Камы. Свой счет село ведет с конца XVI века. В те далекие годы главным и основным занятием жителей – рыбная ловля. Рыбу поставляли к царскому столу, на суднах, которые назывались «Прорези». Это судно с двойными бортами – в наружном борте до уровня воды были прорези 15- 20 см длиной и 2 см шириной. Между бортами находилась вода, в нее погружали живую рыбу осетровых пород: белугу, осетра, севрюгу, стерлядь. Покровителем рыбаков считается апостол Павел. На высоком берегу Камы стояла большая, красивая, двуглавая церковь во имя Петра и Павла. Кресты церкви были видны далеко, и рыбаки часто обращались с молитвою к апостолам Петру и Павлу, прося помощи и заступничества. Престольный праздник в селе Петров день. Мы приехали как раз накануне Петрова дня. Этот праздник в селе – День рыбака. Церковь Петра и Павла взорвали в 60-е годы ХХ века, мотивируя тем, что обрыв подмывается водой и церковь может рухнуть. В настоящее время на этом месте построена небольшая церковь во имя Казанской Божией Матери, на средства благодетелей, в их числе предприниматель, бывший глава района Евгений Лылов, сын моей учительницы по химии и биологии Прасковьи Кирилловны (ныне покойной). Е.Лылов потомственный рыбак. Лыловы с незапамятных времен занимались рыбной ловлей и известно, что предок Евгения Лылова, Лука Лылов поймал белугу весом 27 пудов (один пуд примерно 16 кг ).
Петров день, День рыбака празднуется и как день села. В церкви утренняя служба, а у рыбаков соревнование, кто больше выловит рыбы на праздничную уху. На берегу недалеко от церкви построена сцена, красочно оформлена шарами, лозунгами, цветами. Звучит музыка. Закончилась в храме служба, вернулись с уловом рыбаки. На кострах стали варить уху. На сцену поднялись Ильхам Гусманович Валеев, руководитель Рыбно-Слободского района и иерей Алексий, настоятель храма Казанской Божией Матери. Они поздравили жителей села с праздником. И.Г.Валеев вручал лучшим рыбакам грамоты, ценные подарки. В честь передовиков производства прозвучали песни. Затем все были приглашены к столу на уху. Очень вкусно! Концерт продолжался несколько часов, а на пляже, на берегу Камы шли соревнования на скорость, ловкость, смекалку. Петров день, свой престольный праздник вновь стали отмечать жители села. Возрождаются забытые православные праздники на Руси.
Следующее событие, свидетелем которого стала я и Ангелина в этом году, меня потрясло, обрадовало и мне кажется, вошло в мое сознание светлым лучиком. В храме Казанской Божией Матери я узнала, что в село будет принесена икона Ахтырской Божией Матери. Узнала, что празднование Ахтырской иконы совершается 15 июля по новому стилю и икона местночтимая. Оказалось, здесь, в Рыбной слободе, была явлена Божия милость через икону Пресвятой Богородицы и по Ее святым молитвам за нас. В понедельник, 14 июля в Богоявленском храме села Анатыш прошло Всенощное бдение, по окончании которого икона Ахтырской Божией Матери крестным ходом перенесена в Рыбнослободский храм Казанской Божией Матери. В день празднования – 15 июля – в храме в 6 часов утра началась Божественная Литургия, по окончании которой, икона на катере через реку Каму была отправлена в село Алексеевское.
Село Алексеевское было названо в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Около трех столетий стоит село на левом берегу Камы, а Рыбная Слобода на правом. Как мы говорили, что окна сел смотрят друг на друга и ночью, и днем. Деревянный храм был построен в 1712-1713 годах графом П.М.Апраксиным, но уже в 1754 г . известные горнозаводчики Демидовы построили каменный храм. В 50-е годы ХХ в. храм был разрушен. В 1996 году при многочисленном стечении народа состоялась Божественная литургия и крестный ход к месту будущей стройки храма. После освящения владыка Анастасий, архиепископ Казанский и Татарстанский и Алексей Иванович Демидов, глава района, заложили первый камень и памятную капсулу в основании храма. Храм Воскресения Христова, с приделом святителя Алексия Московского был построен.
В селе Алексеевском в храме Воскресения Христова также состоялась Литургия, и крестный ход после окончания Литургии направился на Каму к Ахтырскому колодцу для встречи иконы из Рыбной Слободы. При прибытии иконы у часовни и колодца Ахтырской Божией матери состоялась Литургия, и крестный ход направился в Воскресенский храм села Алексеевское, где икона была поставлена на место. На церковном дворе участники крестного хода были приглашены к трапезному столу, после трапезы участники крестного хода из Рыбной Слободы на автобусах отправились домой. Я с правнучкой Ангелиной приняла участие в совершении крестного хода. Впервые увидела икону. Письмо иконы, т.е. изображение, несколько не привычно. На переднем плане стоит Дева Мария со сложенными на груди руками и скорбящим ликом. На заднем плане слева от нее изображены крестные страдания Ее Сына – Господа Иисуса Христа.
Почему в день празднования иконы Ахтырской Божией Матери проходит уже второй год крестный ход, и почему ее приносят в наше село, я узнала из церковной летописи. В Воскресенской церкви села Алексеевского в летописи записано: «Есть еще здесь икона, особенно чтимая здешними прихожанами и даже почитаемая за чудотворную. Это небольшая икона (7 вершков вышины и 5 – ширины) Ахтырской Божией Матери; вставлена она в иконостас главного придела, рядом с царскими дверьми с левой стороны, то есть она заменяет обычную местную икону Божией Матери. Эта икона уже давно в серебряной ризе под золотом. Когда она написана, неизвестно, но многим известно, как она была найдена и как поставлена в церковь», – писал священник Василий Нечаев в 1891 году. Он же записал и рассказ Степана Григорьевича Богомолова о явлении Божией милости Ахтырской Божией Матери. Ему было семнадцать лет. Он жил в Рыбной Слободе у одного мужика в работниках. Был у него товарищ Алексей Бакиров. Алексей жил с матерью, вдовой по соседству, где работал Степан. Вдруг Алексей Бакиров очень сильно заболел, и у него отнялись ноги. Мать-вдова лишилась кормильца. В пору было идти побираться. Шесть месяцев перебивались они, усердно моля Всевышнего о помощи. И вот в одно утро Алексей, проснувшись рано, разбудил мать и сказал: «Матушка! Ступай поскорее в село Алексеевское, отыщи там Тишичкина, выпроси у него икону Божией Матери и принеси ее сюда ко мне. Приложусь я к иконе и встану на ноги, выздоровлю. Такое видение мне было в сегодняшнюю ночь». Мать поверила сыну. На пароме перебралась на левый берег Камы, затем пешком в село. Нашла крестьянина по фамилии Тишичкин и спросила, нет ли у них иконы Божией Матери, им не нужной, и не отдадут ли они эту икону ей на время, чтобы снести ее в Рыбную Слободу.
Хозяин был раскольник, он сказал: «Есть у нас икона православного письма, но лежит где-то в сенях, возьми ее». Вышла Бакирова в сени, нашла там икону, оказавшуюся иконою Ахтырской Божией Матери, с радостью взяла ее и пошла со двора Тишичкина. Она увидела, что икона загрязнена куриным пометом, подошла к первому попавшемуся ручейку, старательно вымыла ее и понесла домой. В Рыбной Слободе знали, что Бакирова пошла за иконой и некоторые пошли ее встречать к Слободскому перевозу. Бакирова вместе с соседями, которые встречали ее, понесли икону в дом. Как только вступили с иконою в ворота, сын ее, Алексей, почувствовал в себе некоторую силу и сам несколько приподнялся на постели и сел; а когда внесли ее в избу, больной вдруг встает с постели и становится твердо на ноги. С радостью заплакали пред св. иконою мать и сын, заплакали и все присутствующие. Сообщили священнику храма Петра и Павла, попросили его на дому отслужить всенощное бдение и молебен, а наутро внесли икону в Рыбнослободскую церковь для общего молебствия. Молва о явлении Божией милости через икону Пресвятой Богородицы, называемой «Ахтарской», быстро разлетелась по округе. Узнали об этом чуде алексеевские жители, и потребовали возвращения иконы в село, чтобы поставить ее навсегда в своей церкви. Проводы были из Рыбной Слободы торжественные с иконами, с духовенством, множеством народа. Такова же была встреча и в селе Алексеевском. Все село вышло встречать икону Ахтырской Божией Матери за четыре версты. Икону поставили в церковь. Несколько дней кряду было молебствие, и при этом много было исцелений. Это чудо произошло в 1816 году. Удивительно то, что чудо произошло в моем родном селе, а не где-то. В Рыбной Слободе есть семьи, носящие фамилию Бакировы.
И вот в настоящее время возобновился крестный ход с иконой из села Алексеевского в село Рыбная Слобода и обратно. Хочется верить, что это событие станет для жителей Рыбной Слободы благочестивой традицией.
До этого события я не знала ничего об иконе Ахтырской Божией Матери. Узнала, и решила поделиться с вами, читатель, историей явления иконы. В городке Ахтырке Харьковской губернии с давних пор существовала церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1739 году при церкви был священник Даниил Васильев, который нашел на своем огороде в траве икону Богоматери с распятием Господа Иисуса Христа. От удивления и неожиданности даже косу из рук выронил. Оградивши себя крестным знамением, он начал читать молитвы Божией Матери, затем, поклоняясь иконе, взял и принес ее в свой дом. Однажды Божия Матерь явилась ему во сне и повелела найденную икону обмыть чистою водою и накрыть покрывалом. Священник встал и тотчас омыл икону, а воду решил утром отнести к реке. Он заснул и видит во сне, будто идет он к реке, и на пути встречает Богоматерь, которая сказала ему, что вода эта лечебная. У священника была больная дочь. Священник дал ей испить этой водицы: дочь его выздоровела. Многие исцелились после вкушения этой воды. Икона Ахтырской Божией Матери была поставлена в церковь Ахтырского Покровского собора. Много было чудесных исцелений от этой иконы. Были изучены все случаи исцеления и сделан доклад императрице Елизавете Петровне; 22 июня 1751 года последовал указ: «Святую оную икону почитать за чудотворную и празднование в честь ее совершать 2 июля». Что и стало совершаться в моем селе 15 июля по новому стилю.
Чтимая икона Ахтырской Божией Матери в Вознесенском храме на Арбате, Филипповский пер., 20, ехать м. «Арбатская». Ахтырская церковь – с. Ахтырка, Сергиево-Посадский район. Ехать до ст. Хотьково Ярославского направления.
Как-то сидели за чаем у младшего брата Володи, вспоминая детские годы и крестный ход 15 июля. Слово за слово и вспомнили рассказ о целебном источнике в деревне Кульга. А история такова. В деревне был выстроен храм Архангела Михаила. В день его освящения житель деревни пошел за деревню. В овраге резали прутья для плетения корзин. Спустившись, увидел из горки оврага бьет ключ, раньше его не было. Сообщил священнику. Все решили, ключ забил в день освящения храма, значит он святой. В деревне престольный праздник был Михайлов день и ежегодно в этот день проходил крестный ход от церкви до источника. Мы поехали к источнику. Удивительно, но до сегодняшнего дня тропа не заросла к святому месту. Оказывается все годы безбожия, православные села берегли и содержали в порядке часовенку с иконами, ходили и ездили к источнику. В полном порядке удобная лестница к источнику, устроена купель, облагорожена территория.
Жители села рассказали, что поток автомашин к источнику постоянный. Да и мы были свидетелями. Приехали в 13 часов, у источника посетители набирали воду, зажигали свечи у икон в часовенке, другие ждали очереди в купель. Дождавшись очереди, окунулись трижды и мы.
Зашли в Михайловский храм, который начали восстанавливать. У храма когда-то было кладбище и в церкви хранятся надгробные плиты, найденные у храма. На одном из них дата, правда, только часть 17…, мы решили, что вероятно храм построен в XVIII веке.
Начало многотрудного пути возрождения Православия на моей малой родине положено, и, хочется верить, что будет продолжаться. Возможно, найдутся благодетели и с их помощью все встанет на круги своя. Свое повествование я хочу закончить словами, или четверостишьем Е.Санина:
Божий храм встает в волю вольную,
Ах, и песнь поет – колокольную!
До небес плывет песня плавная:
Оживает Русь Православная.
Можайск-Рыбная Слобода-Алексеевское
2008 год
Лилия Волкова
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"