На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Как у нас капитализм зарождался и рос

Из записок библиофила

Известно, что в XIX веке в России преобладало крестьянство. И было оно в положении весьма неприглядном – оттого бунтовало многократно, Вот и решил император Александр II принять Манифест. Готовился он в тайне – многие помещики и чиновники его боялись. Но вот 5 марта 1861 г. он был обнародован. Говорили, что кое-где сам император читал его перед народом, это и художник Лебедев изобразил. Почитаем и мы: «Божьей милостью мы, император и самодержец Всероссийский, царь Польский, великий князь Финляндский и прочее, и прочее, объявляем: ...Мы усмотрели, что государственное законодательство... не достигло равномерной деятельности к людям крепостным, так названным потому, что они, частию старыми законами, частию обычаем, потомственно закреплены под властию помещиков... Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностью законом, место которого заступали предание, обычай, добрая воля помещика... и добродушного повиновения крестьяне»...

Так что же он призывал крестьян к неповиновению помещикам? Может быть, не зря перед оглашением анифеста некоторые чиновники боялись «революции». Как и отец Александра II.

Но следующие строки Манифеста никак не забывали интерес помещиков – был он составлен по принципу «овцы целы и волки сыты». «Великую реформу» поддержала немалая часть общества, хотя не очень-то понимали и одобряли её сами крестьяне – об этом свидетельствовало оппозиционное движение, начавшееся в селе Бездна и охватившее несколько уездов Казанской губернии, Было оно мирное, но подавлялось властями и полицией.

А вот как среагировал на Реформу поэт и гражданин Н.Некрасов: «одним концом по барину, другим по мужику».

И ещё: «Вместо цепей крепостных, люди придумали много других».

Вряд ли упрекнешь Некрасова, его соратников и демократически настроенную часть русского общества в равнодушии к судьбе России. Вот несколько образцов некрасовской сатиры «Современники», написанной в 1875-76 гг. и весьма похожей на действительность тех и наших лет.

Лакей принес пучок газет.

Я жадно их раскрыл,

Минуя кражу и пожар

и ряд самоубийств,

Встречаю слово «юбиляр»,

Читаю список лиц,

Стяжавших лавры.

Счета нет

 

Вторая часть поэмы называется «Герои нашего времени»:

«Зацепа – красивый старик белокурый...

Был сборища главным вождем,

Профессор, юрист, адвокат знаменитый

И два инженера – с ученым значком

Его окружали почетною свитой —

Григорий Аркадьич Зацепин   стяжал

в коммерческом мире великую славу

  и львиную долю себе выделял...

Придёт вам охота в аферы пуститься

Старайтесь его к предприятью привлечь».

 

Богатство, вроде бы само шло в их руки – и они ничуть не стесняясь швыряли деньги в свое удовольствие: «Какие, братец у меня рысаки! Каких двух француженок содержу – пальцы оближешь! Кутим напропалую! Об обстановке и говорить нечего: отделка одного кабинета стоит 26 тысяч. Свой зимний сад завел!» (в «Отечественных записках» 1875 г.)

В «Современниках» появляется еще оратор:

«Писклива речь его была:

«Времена наступают тревожные,

Кризис близится: мало дают

Предприятья железнодорожные,

Банки тоже не бойко идут;

Половину закрыть не мешало бы!

 

На проект отвечала толпа

Нерешительным, сдержанным гулом.

Ждали мненья Зацепы-столпа.

Да, – сказал он, – доходное дело,

  Но советую вам подождать…

Двинув раньше вперед спекуляций,

Чем прогресс узаконит ее,

Потеряете вы репутацию

И погубите дело своё.

Подождите! Прогресс подвигается,

И движенью не видно конца:

Что сегодня постыдным считается,

Удостоится завтра венца».

 

Такое произошло и в наши 90-е годы, осуждаемая в обществе и уголовным кодексом СПЕКУЛЯЦИЯ стала законным БИЗНЕСОМ. Его суть: «В нашем банке заседают пять ростовщиков, меж собой распределяют весь наличный капитал»

Его идеалогия:

«Грош у новейших господ

Выше стыда и закона;

Нынче тоскует лишь тот,

Кто не украл миллиона.

Бредит Америкой Русь,

К ней тяготеет сердечно.

Шуйско-ивановский гусь

Американец? Конечно!

Что ни попало – тащат.

«Наш идеал» – говорят –

Заатлантический брат:

Бог его – тоже, ведь, Доллар!»

 

Оставался ли «доллар» нашим идеалом в конце XIX века? Отнюдь. При бурном тогда развитии промышленности в России встали иные проблемы, о них в 10 номере «Истории России в XIX веке», изданном в 1912 г. Немало написано. Стремительно развивался капитализм, но и то заводчикам и фабрикантам стало понятно, что тут без рабочих не обойтись. А они от непосильного и плохо оплачиваемого   труда стали бунтовать стихийно, неорганизованно. В большой статье Л. Мартова подробно, со статистическими выкладками, об этом написано. Стачечное движение распространилось почти по всем губерниям: от 31195 стачечников в 1895 г. до 97 498 в 1899-м г.

Главным требованием повсеместно было снижение рабочего дня с 14-15 часов до 11-ти, без снижения заработной платы и штрафов на «непослушных». Понятно, что заводчикам и фабрикантам это не нравилось – им же было важнее наращивать свой капитал, без дополнительных затрат на обновление техники и без сокращения рабочего дня. Где-то побеждали стачечники, где-то хозяева. Иногда шли на взаимные договоренности. Часто с помощью тех же штрафов, а то и казаков и солдат, далеко не милосердно разгонявших стачечников. Стал известен случай, описанный в той же статье: событие в Шуйском уезде – на фабрике Каретниковых, там управляющий англичанин Крош выстрелил в толпу обступивших его рабочих и убил одного из них. За что был «растерзан в клочья».

Интеллигенция, занимавшаяся в рабочих кружках просветительством, стала переходить к агитации за объединение разрозненных групп и призывов отстаивать свои права.

Немалое беспокойство фабрикантов и властей вызвала забастовка на петербургской Новой бумагопрядильне, приуроченная к 1 маю. Власти пошли на крайние меры: рабочих нагайками и прикладами заставили вернуться на фабрику.

На металлургических заводах появились и такие владельцы, которые поняли, что конфликты с рабочими им невыгодны: при 14-ти и даже 12-тичасовых и ночных сменах заметно падала производительность труда. Дошло это до Правительства – 2-го июня 1897 года был принят Закон, устанавливающий рабочий день для всех заводов и фабрик – 11 с половиной часов в сутки. Что ничуть не мешало наживаться капиталистам.

Через сто с лишним лет наш Президент (Б.Н.Ельцин) призвал всех обогащаться. Любым путем. Не желая понять, что обогащение одних ведёт к обнищанию других. Мы это на себе испытали.

Дорогие читатели! Вы резонно заметили изъяны капитализма: его непорядочность, а порой и подлость. Наивно рассуждать и мечтать о каком-то честном капитализме. Нечестность лежит в его сути. Об этом еще Томас Моор писал на примере действий плутократов. Я признаю частную собственность. У меня, например, собрана очень неплохая библиотека. У других автомобили. Но вот как толкует Словарь, изданный т-вом истинного демократа И.Сытина, слово «Приватный»: «Приватный – частный в отличие от государственного или общественного». Из этого следовало: создавай своим трудом частные (и акционерные) предприятия, а государственного не трожь. Так было и до 1917 года, и потом до 90-х. Тогда в стремлении создать капиталистов, «демократическая» власть стала призывать приватизировать, точнее, «прихватизировать» государственное и общественное, т.е. народное. Фабрики, заводы, недра приватизировали люди их не создававшие. Недавно это называлось хищением государственного имущества и наказывалось строго. Теперь больше внимания обращают на кражи частного, даже и не значительные. Зато стала ненаказуемой скупка краденого – в частных магазинах, приемных пунктах металлических изделий.

Дошло до того, что деньги стали товаром, такое нашим предкам и не снилось. В Словаре В.Даля: «товар»; имение, имущество, пожитки, военный обоз… Примеры: «товаром лавка красится. По товару цена. Ваши деньги, наш товар», «торговать – покупая товар или получая его по доверию продавать», «Торговать – не воровать», «он ветром торгует» и т.п. И ни слова о купле-продаже денег. Это недавнее изобретение – вершина капитализма: ничего не производя, можно наживаться. Создаются биржевые университеты, обучающие этому.

Такое прежде называлось абсурдом (в переводе с латыни: глупость, нелепость). По опыту прошлого он отнюдь не безобиден, особенно если абсурдом заражены власть имущие.

Одна из статей в десятом номере «Истории России в XIX веке» посвящена Финансам. Начинается просто «Финансы – не арифметика, финансы – политика». Видать, одна из сторон политики у нас направлена не на производство товаров потребления и продовольствия, необходимых народу, а на их куплю-продажу. Продаем, в основном, нефть, газ, древесину – благо их производить не надо – матушка Природа нам их подарила.

Наверное, оттого сократилось число рабочих. А может быть и потому, что они опасны капиталистам, хотя они и без рабочих жить не смогут. Всё это наглядно показали события в России начала XX века: неуважительное – мягко говоря – отношение предпринимателя к рабочим и крестьянам привело к забастовкам и стачкам, а они к революциям и к краху капитализма.

Юрий Закревский, кинорежиссер


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"