На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Кологривский сказочник

Ефим Честняков

Смотрите – неба горизонт:

Над очагами Божий зонт.

Я направляю свой поход

Туда, где солнышка восход.

Хочу до Солнышка дойти,

Моря живой воды найти.

И, если впрок пойдут труды,

Я принесу Живой Воды...

Е.В. Честняков

В июне 2011 года исполнилось 50 лет со дня смерти мечтателя и мудреца-дитяти из деревни Шаблово, а о нем до сих пор рассказывают местные жители были-легенды и идут к нему за исцелением на могилу с высоким крестом, покрытом белым, вышитым полотенцем. Ефим Васильевич Честняков родился в декабре 1874 года в деревне Шаблово Кологривского уезда Костромской губернии, и умер в деревне Шаблово в июне 1961 года, прожив без малого 87 лет на родной земле, которая помогла выстоять в самые трудные времена. Он известен миру, прежде всего, как самобытный художник первой половины XX века, воспевающий крестьянскую Русь. Но это при первом и мимолетном знакомстве с этим самородком земли русской. При внимательном и сокровенном приближении к этому имени, Честняков предстает не только как художник и поэт, но и как сказочник и сказитель, музыкант и ваятель, драматург и артист, учитель и мыслитель, боян и скоморох. На родине он чтим как святой праведник и пустынник в миру, колдун и юродивый, пророк и провидец, ясновидящий и целитель. И все в одном лице. Честняков остается феноменом народной крестьянской культуры. Его жизнь можно рассказывать как притчу, как легенду, как сказку «Ефим – крестьянский сын» нашим детям и внукам.

«В детском мире моя жизнь» – писал Ефим Честняков, который передавал детям универсальную науку и искусства глубинного русского мира. Все мы родом из детства, но волшебное Ефимово детство в красивейшей деревне кологривского края на костромской земле было источником его истинной и крепкой веры в русскую народную крестьянскую культуру. Он стал ее хранителем, подвижником, творцом, певцом, художником, то есть все свои таланты, он посвятил ей, сохранив детскую непосредственность восприятия окружающего мира. Достаточно внимательно вглядеться в его автопортрет, чтобы понять, что в этом мальчике – подростке с застенчивым, мечтательным, светолучащимся взглядом, наполненном доверием и любовью к миру, зреет большой художник и сказочник. Этот ангельский свет души нельзя придумать или специально изобразить. Ефим Честняков пронесет его через всю жизнь, никогда не изменит ему, несмотря на все жизненные невзгоды и обстоятельства судьбы. Знаменитый художник И.Е. Репин, будучи учителем Е.В. Честнякова в его молодые годы, так сказал о его творчестве: «Я вас считаю незаурядным, у вас талант ...Вы идете своей дорогой, я вас испорчу... Вы уже художник. Это огонь, это уже ничем не удержишь».

Образ сельского интеллигента, грамотного и разносторонне образованного, выделяющегося из односельчан и деревенского окружения, предстает перед нами, пытающимися понять родники его самобытного творчества. Он выбирает путь народного учителя, собирает книги, научные труды по педагогике, философии, истории, экономики, выписывает журналы, много пишет «в стол», и все время рисует не для выставок, а для народа. Честняков организует в своей д. Шаблово детский сад – прообраз сельского дома детского творчества. Это был почин нового времени и новых идей, воплощение его мечты об универсальной коллегии науки и искусства, рождающих импульс творчества на основе традиций народной культуры.

Е.В. Честняков видел процесс развития духовной сущности человека в творчестве через синтез искусств, в стремлении постичь целостность и многокрасочность мира не только через научное осмысление, но и через ху­дожественно-поэтическое видение. Метод достижения жизненной цели – в плодотворном действии с помощью воображения, в познании и совершенствовании души. Его жизнь стала воплощением этого метода. «Жизнь такова, какова она в творчестве людей, как отображается в них и без конца совершенствуется. Человек создает красоту жизни, и чем дальше, тем выше ее красота».

В одном из писем этого мыслителя, художника, педагога находим его жизненное кредо: «Вся моя жизнь усердных занятий культурного пионера края, насколько можно в моем положении, и не женат потому. Занимался день и ночь до изнеможения. Считаю важным для страны и вообще — пробудить в человеке человека».

Вера в пробуждение творческого начала в человеке, любовь к детям – ключ к творчеству художника и поэта из Шаблово. Совершенно продуманным и идейно осознанным был его педагогический опыт создания дома детского творчества, детского сада в 1920 -1925 гг.

«Начинать надо с детства-то человека строить, крестьянские дети слишком рано становятся взрослыми. Надо дать им полное детство, чтобы душа их успела наполниться радостью жизни, чтобы успела пробудиться творческая фантазия. Насколько во взрослом человеке уцелел ребенок, настолько он и личность. Человек приходит в мир гармоническим. Разбудить в детской душе творческое начало и не дать заснуть этому началу — вот что надо делать!»

Кологривский праведник Ефим Честняков – истинное сокровище русской культуры. Он услышал Божий дар в себе, взлелеял и сохранил его, чтобы отдать людям. Даром дар раздаривал. Служил своему призванию, или «ученому делу» как он говорил, чтобы «сказкина красота заполнила весь мир, чтобы весь мир был бы одной красотой».

Что-то светлое посеял в души людей этот деревенский учитель бескорыстным служением своему искусству, своим складом жизни, которую он склал, как свою «шалашку», для народа.

В предвоенные годы репрессирована старшая сестра Ефима Васильевича Александра. Начинается новый период в жизни отшельника в миру – он принимает на себя вынужденное «юродство». А куда еще могла спрятаться мятежная, устремленная в фантастические миры и сказочные царства, предчувствовавшая будущее душа деревенского чудака? За ним еще раньше закрепилась слава «провидца», к нему шли за предсказанием судьбы, жениха, за исцелением от болезней. Это было естественным, так как он вел довольно странный, непривычный для деревни образ жизни: не пил, не курил, мяса не ел, вел холостяцкую жизнь, все играл с детишками хороводы водил, спектакли ставил. Все рисовал картинки и лепил игрушки, даже целый город смастерил – «кордон», где его глинянки передвигались, как в театральном действе. А то еще погрузит Ефимко свои игрушки в ондрец тележку двухколесную и поедет по соседним деревням представления устраивать. В этих уличных спектаклях единым хороводом жили и слово, и музыка, и скульптура, и живопись. Детей вовлекал в праздничное действо, чтобы не только зрителями были, но и участниками. Светло любил детей всегда, и они отвечали ему тем же – принимали его странности и помнили его уроки– праздники.

Разные откровения, мысли и чувства можно изведать, всматриваясь в его карандашные рисунки и живописные полотна, вслушиваясь в яркий и сочный язык его литературных произведений. Не сразу это получится и не у всех, но если настроить себя на музыку света, на волну любви, вспомнить детские мечты, то откроется дивный, сказочный мир Ефима Честнякова. Картины его напоминают одновременно фрески древнего храма и лубок, в них присутствует и академическая школа, и наивный примитивизм, но они настолько индивидуальны, неповторимы, пронизаны символическим мышлением и тайной, что невольно становишься молчаливым собеседником автора. Краски больших полотен неяркие, с множеством оттенков, будто радужные, перламутровые, светящиеся – найденный колорит принадлежит большому художнику-мастеру. Все произведения его необыкновенно музыкальны не только потому, что очень часто на них изображены поющие и играющие на разных музыкальных инструментах девушки и парни, но и потому, что в них звучит мелодия праздника. Не бесшабашной гульбы, или шумного карнавального шоу, а лирическая мелодия хороводного многоголосья, созидающая настроение праздника, сказки, фантазии.

К фантазии, к сказке, к мифу, к грезам, (т.е. мечтам) – у Ефима Честнякова было особое благоговейное отношение. «Фантазия — она реальна, когда фантазия сказку рисует, это уже действительность. И потому она войдет в обиход жизни, как ковш для питья». Для него фантазия – это реальность, но реальность будущего, как бы предвидение, которое надо приближать устремленным действием в настоящем. Вспомним слова апостола Павла о вере: «Вера – есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Именно такая вера была у шабловского мечтателя. «Гляди вперед и покажи свои грезы, и по красоте своих грез ты займешь свое место», – говорил он.

Имея ясновидение душевное, Ефим сам выбрал путь одинокого странника в страну сказочной фантазии. Она рождалась от идеализации народной стихии и векового деревенского уклада жизни, от любви к природе, от веры в лучшее будущее.

И рисовал он вам идиллии с улыбкой,

И строил сказкины дворцы из правды грез

В душе поэта-сказочника горел огонь любви. Любви ко всему миру, к Богу, к каждой твари в природе, к детской улыбке, к бедному деревенскому люду. Сколько же душевных сил, силы Духа надо было этому отшельнику в миру, чтобы удерживать в постоянной гармонии разум, душу и тело! Эта гармония разлита в его картинах, светится на ликах сказочных фей в образе крестьянских девонек. В его полотнах отражена зачарованная реликтовая Русь – крестьянский рай, защитником красоты и доброты которого стал шабловский сказочник. Сказкою дышит сам воздух Кологривской земли, и все, что есть в его творениях, происходит не за тридевять земель, а в его родном краю. Честняков писал: «В смысле самобытности наш край мне кажется чисто русским».

У художника много больших картин, где вмещается праздничное многолюдье деревенских жителей в совместном действии: танцующих в хороводе, поющих на фестивале песни о мире, слушающих гусли, участвующих в обрядах, играх, колядках, строящих огромный шабловский тарантас, везущих в ондреце огромное щедрое яблоко всей семьей для всех. И всегда художник передает их радостное, праздничное настроение от соучастия в общем деле. Он писал: «Для народа только тогда и радость по-настоящему, когда она для всех».

Душа Ефима болела за народ, который он жалел и любил, и любовь эта отражена в картинах о праздничной народной жизни, в портретах простых жителей деревни, у которых глаза, как зеркало души, смотрят вглубь тебя до сих пор. В письме к И.Репину в 1902 году он называет людей от земли – братьями и так говорит о народе: «Неизмеримо глубокая душа твоя, великий народ. Нет народа более скромного и более гордого, чем ты. И скромностью твоей и гордостью кичливо пользуются наглые люди: необъятно для них любвеобильное сердце твое и недоступны твои высокие идеалы. И терпит, все терпит великий народ, все еще не исстрадалось сердце его, – и поет он песню беспредельно глубокой тоски о чудесно прекрасной жизни, о поруганной правде, о примирении добра и красоты».

Давно писано, а современно звучит. Три важнейшие путеводные нити для тех, кто верит в народ, особенно ярко проявлены в творчестве народного учителя, которые необходимо учесть для национальной идеи нашей Родины – Руси-России. Во-первых – это идея всеобщности, или общего братского мира, общинного жития земледельца, ученого, художника – всех людей Земли. Во-вторых – это идея самобытности русской культуры и непреходящей ценности деревенской жизни с ее богатством фольклора, простым укладом, близостью к природе, ритмом труда, которая является источником благоденствия народа. В– третьих – это идея экологии детства, когда закладывается радостное, художественно-поэтическое и мифологическое восприятие мира, развивается экологическое мышление, столь необходимое для будущего человечества. Мир родной деревни, «дивно прекрасный», питал творчество Ефима Честнякова, поэтому закономерны его идеи: общинное™ – как формы бытия, ценности русского народа – как содержание культуры, сбережения детей – как цели, выше которой в природе нет.

Сокровенное имя его – каждому путнику и компас, и посох. Он учил искать «сродное себе», «ученый труд» свой по «красоте своих грез», и по вере своей служить жизни, которую он очень любил. «Душа художника в данный момент – хаос сильных желаний; он чувствует, любит жизнь; он мучится ночи без сна, ломая беспокойную голову: как бы охватить все разом? И искусство, и науку, и тем – бороться за правду?! Чтобы и он жил, и кругом бы кипела прекрасная жизнь, чтобы жизнь пела... О, жизнь! Как ты неисчерпаемо богата, как несказанно хороша! Как хочется выпить всю твою чашу... Чтобы работать так деликатно, как требует искусство, надо жить, кипеть светлым, светлым ключом...»

Советуем вам, приехать на Шаблово, если Ефим позовет, послушать родниковые были и сказки Ефимова ключика, чтобы на всю жизнь запомнить встречу с кологривским праведником, творчество которого – как глоток живой воды, исцеляющий плоть и душу.

Москва – Кологрив – Шаблово

Людмила Зверева


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"