На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Богословие, святоотеческое наследие   
Версия для печати

Убиты и прославлены

В пригороде Черкасс, в селе Хуторы строится первый на Украине Храм во славу Новомучеников, расстрелянных в 1937-1938 годах

Новомученики ЧеркасскиеЮбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся 13-16 августа 2000 года, прославил в Соборе новомучеников и исповедников Российских Новомучеников Черкасских, засвидетельствовавших мученической смертью веру во Христа в 1937-38 гг.

Предшествовало этому событию решение Священного Синода УПЦ МП от 28 октября 1997 г. о причислении к лику святых причислены ста четвырех священнослужителей и мирян — Новомучеников Черкасских, засвидетельствовавших мученической смертью веру во Христа в 1937-38 гг.

А в 1998 г. на окраине Черкасс в с. Хуторы было начато в честь св. Новомучеников строительство храма.

Некоторые удивляются — такое количество святых! (Сравнение, конечно, тут совершенно неуместно: в Крыму прославлено 9 новомучеников и один исповедник, в Харькове — 32...)

Эмилия Петровна Ладыженская, историк Церкви рассказывает:

— На самом деле удивляться нечему. Дело в том, что в 29-м-30-м годах, в разгар коллективизации (решающие, как тогда говорили, годы пятилетки), многих священников сослали в места отдаленные на 5-7-10 лет. Сослали вместе с теми, кого называли кулаками. Был лозунг: Долой кулака и пособника его попа!

После ссылки возвращаться на родину им не разрешали. Киев, Харьков, другие крупные города были закрыты. А Черкассы, Умань, Звенигородка стали на Украине для священнослужителей своеобразными гетто. Здесь стояли части НКВД. Кроме того, сюда ссылали на жительство монахов из киевских монастырей и скитов, из Лавры.

Попадали к нам и священнослужители (лишенцы) из западных приграничных областей как неблагонадежные. В тридцатых годах монахи и священники, своих монастырей и приходов, бродили по улицам и рынкам Черкасс, нищенствовали, совершали требы. 5 декабря 1936 г. в СССР была принята Конституция, которой декларировались свобода совести, равенство прав всех граждан, всеобщие, равные и прямые выборы при тайном голосовании... Люди воспрянули духом.

Этому поверили! Почти сразу же, в январе 1937 года, власти провели перепись населения, которая, в частности, показала, что 2/3 населения СССР (75%!) — верующие. В селах на Черкасщине число верующих доходило до 80% (например, в с. Вергуны). На Пасху в 37-м, которая совпала с Первомайскими праздниками, люди массово шли в храмы, а не в клубы, исповедовались в церкви и причащались, а не демонстрировали солидарность. Власти были буквально в шоке: после революции прошло 20 лет, проведена огромная адова работа по уничтожению Церкви, в гигантской стране осталось столько храмов, сколько до революции было в одной небольшой губернии, а люди — веруют! За свою работу гонители получали ордена и премии, это видно по документам. И вдруг 75% верующие! 20 мая 1937 г. Маленков подал Сталину Записку, которая начиналась словами: Известно, что в последнее время серьезно оживилась враждебная деятельность церковников. Это был большой аналитический материал, который послужил идеологической основой для проведения репрессий 37-38 годов. 30 июля 1937 г. был издан Оперативный приказ, в котором предписывалось в 4-месячный срок (с 5 августа до конца года) провести массовые репрессии... По приказу Ежова страну разбили на оперативные секторы, к которым были прикомандированы те или иные войсковые и милицейские подразделения. Но Черкассы в этом не нуждались, здесь стояла 58-я стрелковая дивизия НКВД. В это время по стране было арестовано 136 тыс. 900 православных священнослужителей, из них 85 тыс. 300 человек расстреляны. В черкасском регионе с планом справиться не могли. До конца 37-го было проведено (по крайней мере) 138 заседаний Судебных Троек НКВД. Документально зафиксировано, что 31 декабря выносились расстрельные приговоры людям, которых еще даже не арестовали, то есть обвинение, которым еще и не предъявлялось. Этих людей арестовали к Рождеству, расстреляли через неделю... Есть свидетельство следователя черкасского районного НКВД о том, что следователи липовали (их профессиональный жаргон). Для расстрела обвиняемого требовались, как минимум, показания трех свидетелей. В спешке следователи выдумывали эти показания.

Известны случаи, когда священники умирали во время допросов, как это случилось с Константином (Дьяковым), Митрополитом Киевским, который мученически умер на допросе в ночь на 10 ноября 1937 г., а по документам расстрелян позже, в 38-м. Вместе с православными священнослужителями в нашем регионе расстреливались и обновленцы, по документам видим, что был расстрелян один старообрядческий епископ и один католик.

О богобороческом времени многие потом говорили, что тогда все всего боялись.

Архивные документы показывают: не все и не всего. Бывший послушник Мошногорского Свято-Вознесенского монастыря Пантелеймон Коваленко, 1899 года рождения, в ночь с 11 на 12 декабря (1937 г.) составил и распространил листовки в с.Геронимовка с целью срыва выборов в Верховный Совет СССР, — так было зафиксировано в Обвинительном заключении. В архиве хранятся три тетрадки его стихов, там есть строчки:

Я тот, что войну сатане объявляю:

Сталина разбить я хочу!

Жидовского царства его не желаю.

Навстречу иду я мечу.

Вместе с Пантелеймоном Коваленко был арестован Василий Савченко, 1908 года (ему не исполнилось и тридцати), который антисоветски настроен, является церковником и, будучи тесно связан с Коваленко, запретил своей семье принять участие в голосовании на избирательном участке, проводя аналогичную работу среди населения под видом религиозных убеждений. (Стилистика обвинительного заключения сохранена. — О.С.) К сожалению, самой листовки в деле нет, ее отправили в Киев. Но я почти уверена, зная по документам характер П.. Коваленко, что листовку он подписал своим именем. Арестовали их 12 января, 25-го приговорили к расстрелу, исполнили приговор 14 января 1938 г.

Этот день был в Черкассах днем массовых расстрелов, власти спешили отчитаться к Новому году хоть по старому стилю. В 1938 арестовали еще более 28 тысяч православных священнослужителей и расстреляли 21 тысячу 500... О судьбе многих, после того как они были приговорены к отбыванию наказания в исправительно-трудовых лагерях (ИТЛ), нам ничего неизвестно. По документам видим, что человек осужден на 10 лет ИТЛ, и его след теряется.

Черкасскому региону известен лишь один случай возвращения священнослужителя из лагерей. Сейчас мы его знаем как схиархимандрита Аввакума (Старов, крещен Димитрием, уроженец с.Вергуны). Он последний настоятель последнего действовавшего монастыря на Черкасщине – Мошногорского Свято-Вознесенского. Монастырь был закрыт властями в конце 1923 или в начале 1924 года. Авва Аввакум — последний старец земли Черкасской. (Старцами в православии называют тех, кто своей жизнью заслужил у Господа три дара – дар прозорливости, дар целительства, дар рассуждения). Он родился 25 октября (7 ноября) 1877 г. В 1917-м ему исполнилось 40 лет. Он пережил аресты, лагеря, страшную болезнь.

По свидетельству людей, знавших его, он был великим старцем, у которого во всем мире были духовные чада. Отец Аввакум знал, например, заранее, что в 1961 г. начнутся новые гонения на Церковь, будут разрушаться храмы и закрываться монастыри... Буквально чудом владыка Софроний (архиепископ Черкасский и Каневский. — О.С.) нашел сведения об о. Аввакуме, которого мы искали как о. Досифея, это имя старец носил до тайного принятия схимы. Чудом было найдено и место его упокоения: в 1964 г. о. Аввакум был погребен на Черкасском Ватутинском (Рождество-Богородичном кладбище), он прожил 87 лет.

Живы люди, которые знали его при жизни. Есть диктофонные записи воспоминаний...

Старец Аввакум еще не канонизирован, но верующие почитают его святым исповедником. Сейчас по нашему региону подготовлены документы на канонизацию (хотя сбор материалов еще продолжается) 35-ти Новомучеников.

— Село Хуторы — окраина Черкасс, специфическое село, — рассказывает настоятель храма Новомучеников Черкасских иерей о. Олег (Капитонов), — очень специфическое, ранее Богом забытое. В двадцатые годы в Хуторах поселилось несколько семей еретиков-сектантов — немцев-переселенцев. Со временем почти все село отошло в ересь. Раньше говорили: Черкассы город. Трубы почти всех химпредприятий прямо над селом и вздыблены. Кроме этого в Хуторах расположена тюрьма строгого режима, и крупнейшая птицефабрика. Летом от птицефабрики над селом стоял невероятный запах, мухи летали тучами, как в Египетских казнях.

А рядом с Хуторами — аэропорт. Раньше каждые 10-15 минут Хуторы сотрясались от жуткого грохота — взлетали или шли на посадку самолеты. Даже непонятно, как здесь люди жили. До 1995 г. в Хуторах не было православного храма. Сейчас мы служим в арендуемом, приспособленном под церковь, здании. Храм наш освящен в честь Рождества Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель — первый в благодати мученик. И в новом строящемся храме нижний придел будет освящен в честь Рождества Иоанна Крестителя. Это будет теплый зимний придел, а верхний — в честь Новомучеников — летний. Высота храма — 30 метров, колокольни — 37. Храм в плане — в виде креста. Для Хуторов это очень важно... Помощь святых новомучеников сейчас очень ощутима. Иногда даже и непонятно, как движется наше строительство. Постоянно работают на стройке всего четыре человека. Будто бы из воздуха все появляется! Строится храм на пожертвования. Промышленные предприятия, примыкающие к Хуторам, активно помогают. И не только! Когда началось строительство, вдруг сменилось руководство птицефабрики. Прежнее руководство — не помогало. А нынешнее с удовольствием помогает. Кто-то дает топливо, кто-то — стройматериалы, кто-то — технику, кто-то по льготным ценам, а кто-то и как милостыньку. Не называю эти предприятия и их директоров, потому что милостыня, сотворенная в тайне, Богу угодна. Жители села поочередно кормят бригаду рабочих. Жизнь хуторян переменилась — и кресты одели, и на клиросе поют, и на церковно-славянском научились читать. Строительство тяжело начиналось. Как только выкопали котлован, обнаружилось, что здесь проходит мощный (о. Олег показывает толщину — чем в два кулака. — Авт.) кабель наведения аэропорта. Руководство аэропорта пошло нам навстречу, кабель перенесли. Но тут котлован залило водой, хотя до этого времени рядом были глубокие сухие погреба. Это нам было вразумление. Мы на метр увеличили песчаную подушку, тысячу кубов песка вложили, и теперь наш храм сух. А вразумление в том, что по какой-то причине грунтовые воды в Хуторах стали подниматься. И теперь многие погреба залиты водой (особенно в той части села, где живут сектанты), боюсь, что и лягушки заведутся, как было во время тех же Египетских казней, когда египтяне удерживали в рабстве израильтян. А ересь — это тоже рабство. Жизнь села с тех пор, как появился в центре Хуторов храм, заметно улучшилась. Экологическая обстановка в том числе. И дело не только в том, что масштабы производства снизились... Мученики имеют великую благодать у Господа и являются небесными покровителями того места, где их прославляют. За каждой Литургией мы поминаем всех поименно, среди них уроженцы не только Черкасщины, но всей Украины. В тюрьме владыка освятил храм в честь мученицы Анастасии Узоразрешительницы. И там теперь более 100 заключенных являются нашими постоянными прихожанами. Анастасия значит воскресение. Воскресение человека к жизни. Воскресение села к жизни.

Святые Новомученики Черкасские, молите Бога о нас!

***

Желающим помочь в строительстве храма в честь Новомучеников Черкасских сообщаем счет: р/с 2600230012477 ЗКПО 25872913 в ЧФ АКБ УСБ г. Черкассы, МФО 354013 Парафия Иоанна Крестителя Черкасской Епархии Украинской Православной Церкви.

Олег Слепынин

 

О Новомучениках Черкасских

 

В конференц-зале Черкасской епархии УПЦ состоялась презентация книги «Святые новомученики и исповедники Черкасские: жития, подвиги, страдания». Издание осуществлено по благословению и под общей редакцией архиепископа Черкасского и Каневского Софрония, и содержит жития 104-х святых Новомучеников Черкасских, засвидетельствовавших мученической смертью веру во Христа в 1937-38 гг.

Во вступительной статье владыка Софроний пишет: «104 Черкасских мученика лишь небольшая часть в сияющем сонме мучеников и исповедников Православия конца второго тысячелетия, имена которых ныне известны нам. А еще большее их число известно лишь Богу. Драматические события, которые происходили в конце 30-х годов на огромной территории Советского Союза, стали еще одним свидетельством той духовной борьбы, которую ведет против Бога враг нашего спасения и которая продолжается доныне, обретая лишь новые формы, приспособленные к современным условиям. Православие как способ существования христианства на земле остается до скончания времен единственным, непобедимым оружием верных чад против сил мрака. Вот почему быть православным христианином — это не только великое счастье и радость, но вместе с тем и огромная ответственность».

Наверняка, многие современные священнослужители и миряне, читая жития святых мучеников, мысленно не раз ставили себя на их место и задавались вопросом: А я смогу, если вдруг? — Например, читая о мучениках Великом князе Михаиле и боярине его Феодоре, Черниговских чудотворцах, пострадавших в Орде в 1246 году.

В Орде от Михаила лишь требовалось поклониться языческим идолам и тогда был бы ему ярлык на княжение и власть, богатство и веселье. Михаил не устрашился ярости царя богомерзского, отказался. Его долго уговаривали и устрашали – и свои, и татары. А потом явились палачи, схватили Михаила, растянули за руки и за ноги, били кулаками и палками по груди, потом повернули лицом к земле и долго топтали ногами, пока, наконец, некий отступник не отрезал ему голову.

Татары убеждали и боярина Феодора поклониться идолам, отречься от Христа, обещали почести. Но он последовал примеру своего князя. Вероятно, вопросом: А я смогу, если вдруг?.. — в свое время задавался и Иосиф Бонь, который родился в 1900 г. в с. Шабельники Золотоношского уезда. Он был наделен необыкновенным песенным даром, с малых лет его голос украшал церковный хор. В 20-м году Иосиф стал пономарем и какое-то время учился регентскому искусству в Свято-Успенском Красногорском монастыре. Потом он вернулся в родное село и возглавил церковный хор. Воскресные и праздничные службы притягивали в Шабельники верующих из окружающих сел и даже из Драбово и Золотоноши.

Властям, понятно, все это не нравилось. В 1929-м храм закрыли. Председатель сельсовета пригласил Иосифа к себе в кабинет и в присутствии председателя колхоза предложил ему возглавить работу клуба з платнею на рiвнi голови колгоспу. Иосиф отказался: сребреники Иуды его не прельщали. А у него уже было четверо малолетних детей. Власть отомстила безжалостно: отцовскую хату и корову отобрали. Свою мазанку отапливать было нечем. Потом был голод 33-го. Мученический венец Иосиф принял 2 апреля 1938 года в черкасской тюрьме. По сути, разницы между соблазнами татарскими идолами и коммунистическим клубом нет. А то, что власти, хоть и разделяет их 700 лет, действовали одинаковыми методами (откажись! поклонись!! и будут тебе почести!!!) не удивляет. Не важно, каковы эти почести: ярлык на княжение или платня на рiвнi голови колгоспу. — С соблазнами подобного рода каждый из нас не раз сталкивался в жизни. А дальше будет всего этого больше, и методы будут изощренней.

Представляется, главный урок новой книги в том, что напоминает она: мы находимся в равных условиях и с христианами первых веков, и с современниками Орды, и мучениками богоборческих времен.

Олег Слепынин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"