На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Богословие, святоотеческое наследие   
Версия для печати

Под благодатной сенью Покрова

О почитании Пресвятой Девы Марии

Важнейшим элементом христианского вероучения является почитание Пресвятой Девы Марии, Божией Матери. Оно было установлено в 431 г. на III Вселенском Соборе в Эфесе и подтверждено всеми последующими Вселенскими   Соборами. Учение о Богоматери ярко выражено в словах Феодора, епископа Анкирского: «Кто не   признает Владычицу нашу Богородицу, тот отчужден от Бога».

Особое покровительство Богородица оказывала двум, доставшимся ей, земным уделам – Иверии и горе Афон. Под Ее святым покровительством находился также и Константинополь, который неоднократно спасался от нашествия различных племен и народов благодаря Её заступничеству. Особенно стало почитаться чудо знамения Покрова Пресвятой Богородицы, совершенное в 1-й половине Х в., когда Богородица, явившись во Влахернском храме Константинополя, простерла над молящимися белый свой покров, или   омофор.

Влахерны – местность в западной части Константинополя, славилась своими святынями. В 474 г. в Богородичную церковь, построенную императором Львом 1 Великим (457-474 гг.), были перенесены из Палестины честные ризы Пресвятой Богородицы. Здесь же вместе с одеждою Богородицы, хранились в златокованом ларчике-ковчежике часть пояса Её и плат-омофор, который Она при жизни носила на своей голове.

Во время всенощного бдения, в   воскресный день, 14 октября в четвертом часу ночи, в присутствии   многочисленного народа, святой Андрей, Христа ради юродивый, вскинув очи свои вверх,   увидел вдруг Царицу Небесную, Покровительницу всего мира, Пресвятую Деву Богородицу, стоявшую на воздухе и молящуюся. Светом солнечным сиял Её лик.  

С замиранием сердца взирал святой Андрей на Пресвятую Богородицу, и, наконец, он осторожно-осторожно, не веря себе и боясь спугнуть видение, спросил своего ученика, блаженного Епифания:

- Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?

- Вижу, – Епифаний тихо ответил: – святый отче, и ужасаюсь.

Превозмогая сердечный трепет-страх и замерев смущенной душой,   созерцали дивное и невиданное видение Андрей и Епифаний: Богоматерь молилась долгий час, омывая слезами Свое Боговидное и Пречистое лице. Затем Она подошла к святому престолу в алтаре, где, по окончании молитвы, сняв с Себя,   блиставшее на подобие молнии, большое    покрывало,   с великою торжественностью   распростерла его над всем стоящим в храме народом.

Блаженный Андрей и ученик его явно лицезрели распростертое в воздухе чудесное покрывало. Немалое время видимым был   блистающий омофор, а, после того, как Богородица покинула храм,   Покров сделался   невидимым. Но осталась благодать, которую испытали все, кто был в храме, и долго еще пребывала здесь.

С тех пор Покров Богородицы становится сначала местным, а затем и общеправославным символом Божией Матери, как защитницы мира – главной Заступницы за людей перед Господом, покрывающей своим Покровом все истинное христианство.

С принятием христианства на Руси культ Божией Матери народом сразу же принимается всем сердцем. В числе икон, вывезенных Владимиром из Корсуни, были три иконы Божией Матери, получивших позднее прозвание Корсунских. Святой князь Владимир, построив в честь   Пресвятой Богородице главный храм Киева - Десятинную церковь, град свой стольный посвящает Ей, а в память о торжестве по случаю освящения храма устанавливается первый, собственно Русской Церкви, христианский праздник, отмечавшийся ежегодно  

11 или 12 мая.

На Руси изначально отношение к Матери Божией   сложилось самое   трепетное и ласковое, и совсем не случайно до сих пор Русскую землю называют Домом Пресвятой   Богородицы. Ощущение особой близости и особого почтения выльются в самые нежные и трогательные слова, обращенные   к Ней в дерзновенной искренности и простоте, как к собственной матери – ласковой и близкой:

Мати моя – Матушка Мария,

Пречистая Дева, Пресвятая,

Свет Мати Мария,

Пресвятая Богородица,

Солнце красное,

Пречистая голубица,

 

          Мати Божжа, богородица,

Скорая помощница,

Теплая заступница,

Заступи, спаси и помилуй…

 

Именно так, молитвенно, в чистой простоте и глубокой вере, обращаются к Ней в русских народных песнях, но особенно Она близка и понятна страдающему, тоскующему женскому сердцу, а уж сколь искренне и   сострадательно воспринимается   Ее неизреченная   боль за Сына   Иисуса Христа. И к кому, как не Ей – такой близкой и родной излить всю свою тоску болезнующего сердца?

«Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятилище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице!..»   «Покрый Твоим ходатайством моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых…» - это уже из канонических молитв.

  Единственный род любви, о котором старинному русскому человеку не стыдно говорить, - это сострадательная любовь, материнская, или близкая к материнской. В отличие от средневекового Запада, где обожание-влюбленность

Прекрасной   Дамы распространялась   и на Саму Деву Марию, на Руси Она –только Богородица и   никогда не предмет облагороженной чувственной влюбленности. Пресвятая всегда   источник   исключительно материнской жалости, ведь Она – Матерь Бога, а, значит, и всех   людей и всех тварей. И совсем не случайно в русских деревнях еще недавно часто употреблялся в значении «любить»   глагол «жалеть»: «он ее жалеет», «она его жалеет», или даже   «жалкий мой внучек».

И столь же оправданно и символично, что впервые   русская   женщина появляется в русской поэзии как Ярославна из «Слова о полку Игореве». Именно она всем своим женским ясновидением сострадает, реально ощущающая раны и жажду своего мужа и его воинов. И также понятна и ясна ее материнская скорбь по утонувшему князю Ростиславу, образно переданная через сострадание самой природы: «уныша цветы жалобою, и древо с тугою к земли приклонилось».

Изначально культ   Божией Матери в Киевской Руси   подчеркивал, что и Русь, вошедшая в мир христианских народов, тоже подпадает под Ее благодатный Покров. И Русь, как бы на мистическом уровне прочувствовав особость этого покровительства, с радостью подарила Богородице еще один великий праздник. Удивительно, но   праздник Покрова Пресвятой Богородицы, установленный в первой четверти ХП века Владимиром Мономахом, такого распространение и значения, как на Руси, нигде не имел и не имеет.

  Покров – не просто любимейший христианский праздник на Руси. Он реально осязаем, ибо покрываемый, как щитом, Её святым покровом, человек уверен, что останется невредимым от огненных стрел своих многочисленных грехов.   И таких щитов для охраны людей у неустанной и милосердной   Защитницы имеется тысяча тысяч, потому как Ее молитвы – воистину те несокрушимые щиты, при помощи которых и спасается   человек: «яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков».

Самым странным, непостижимым разуму,   образом в том видении уже изначально многое переплелось с будущим Руси.   Видение было святому

Андрею – славянину родом. Люди, собравшиеся в храме, страстно молились о спасении от полчищ славян-варвар, окруживших стольный град. Чуцдесным образом   город спасется, а праздник Покрова со временем будет совершаться в славянских землях.

Хотя в самом Константинополе этого праздника не было, здесь всегда помнили об удивительном   видении святого Андрея, а во Влахернской церкви   появится чудотворная икона Божией Матери в образе, как Она явилась святому Андрею.

И столь же промыслительно,    что рядом с   блаженным, как указывает предание, был его ученик Епифаний, который впоследствии, приняв в   иночестве   имя Полиевкта, станет Константинопольским патриархом   и именно он окрестит святую княгиню Ольгу.

Христианские праздники на Руси самым удивительным образом совпали с природным календарем. Всё созвучно и   как бы олицетворено самой природой. Вот и Покров – конец осени, начало зимы. Не зря говорится, что «на Покров до обеда – осень, после обеда – зима».

Кружат-кружат над землей первые   снежинки, ложатся на остывшую, затаившуюся в легком ознобе, землю. И вот упал на землю плат белый, плат кружевной, пуховой. Спи-усни земля матушка! Спи-усни кормилица!

Покрыта земля. Покрыта в Покров. Снежок легкий-легкий, белый-белый, аж дух захватывает. И давно замечено-примечено в народе,   что снежок, выпавший на Покров, обещает счастье, ибо будет новая жизнь радостной и чистой, как этот первый снег. А кому эта новая жизнь обещается? Конечно же, невесте! Это она, ложась спать перед Покровом, помолившись Господу, прибавляла шепотком: «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а мою голову платком».

Крепка   свадьба на Покров. Отгуляли, отпели-отплясали. Вышла на утро молодая жена в горницу – на голове плат бело-голубой. Ей сейчас простоволосой быть нельзя. Грешно. Она теперь мужняя жена - под его покровом, под его защитой, а семья их молодая под Покровом Самой Пресвятой Богородицы.

Покров Пресвятой Богородицы   вошел в жизнь русского народа как народный праздник. Матерь Божия приняла   Русь под Свой святой омофор. Повторим, что нет такого праздника на Западе, а на Руси   установился он, как явный знак русского православия, для прославления Заступницей Ее нового края-удела – Руси.

Идет Святая Дева   по воздуху – «на воздесе»,   сняв со Своей главы плат-покров и простирает его над всем православным   народом.

Ходит Богородица по земле русской. Не застать   Ее в Царстве Небесном, ибо постоянно Она среди людей. Среди нас…

  Мне и светлый рай стал нерадостен,

небо ясное помрачилося –

ко мне ангелы каждый час несут

слезы горькие, христианские…

И смутилась я, опечалилась!

Теперь к вам пришла в утешение,

помолить за вас с вами Господа…

 

В руках Богородицы был омофор святой,

омофором тем покрыла Она,

благодатным, души скорбные, – поётся в одной из многочисленных народных песен-сказов.

Анна Козырева


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"