На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Богословие, святоотеческое наследие   
Версия для печати

Господь дарует им блаженную вечную жизнь

Речь, сказанная 3 апреля 1904 г. перед панихидой по вице-адмиралу С.О.Макарову и погибшим с ним на броненосце «Петропавловск»

Адмирал С.О. МакаровВеликое несчастье постигло Россию, когда Япония начала войну против нас без объявления, из-за угла, застав нас врасплох, совершенно не подготовленными; когда Япония нанесла нам глубокие раны, повредив лучшие суда нашей Тихоокеанской эскадры: «Ретвизана», «Цесаревича» и «Палладу» Только что мы пережили острую боль этих ран, только что поуспокоились, выдвинув на борьбу с врагами лучшие наши умственные и нравственные силы: на суше генерал-адъютанта Алексея Николаевича Куропаткина, а на море вице-адмирала Стефана Осиповича Макарова, будучи уверены, что под предводительством их мы отразим врагов и дадим им возмездие за их дерзость, коварство и обиду, как вдруг среди несчастия нас постигает новое горе: погибает со своим броненосцем и командой адмирал флота Стефан Осипович Макаров. Эта погибель воистину великое горе для всего нашего отечества. Жаль броненосца, стоящего миллионы и составляющего, при малочисленности нашего Тихоокеанского флота и при сравнительной с нами многочисленности неприятельского флота, крупную силу; жаль его потому, что эту погибшую силу невозможно теперь, в самое важное для войны время, заменить даже каким-либо судном; жаль погибшую его многочисленную команду с большим штатом офицеров, и более всего жаль вице-адмирала Стефана Осиповича Макарова, даровитого, опытного и искусного моряка и воина, который умел с успехом вести борьбу с неприятелем при далеко не равных силах, который сумел поднять дух всего флота и сделать его страшным для врага, который был нашей надеждой. И вдруг погибает эта надежда. Где, братие, искать нам утешения в таком горе?

Послушайте, что говорит св. апостол людям, застигнутым несчастьями: с великою радостию принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения (Иак. 1, 2). Св. апостол не велит христианам скорбеть при несчастиях, напротив, он велит радоваться среди них, указывая две причины: несчастия, приучая нас к терпению, через терпение ведут к нравственному совершенству, а через совершенство сподобляют нас венца жизни, который Господь обещал любящим Его (Иак. 1, 3-4, 12). Отдельные лица к несчастиям своей жизни относятся неодинаково: одни предаются печали, падают, впадая в пороки, например, в пьянство, и гибнут; другие, собирая и напрягая свои умственные и нравственные силы: веру в Промысл Божий, надежду на милосердие Божие и др., борются с несчастиями, побеждают их и в то же время сами крепнут и растут в указанных добродетелях, делаясь способными без падений переносить еще большие несчастия сравнительно с пережитыми. И нам, братие, при настоящем горе не следует унывать, как и святая Церковь в течение предшествующего поста учила нас, влагая в наши уста молитву к Богу: «дух... уныния не даждь ми»; и нам следует мужественно переносить постигшее нас, по воле Божией, несчастие, напрягая к этому все свои силы: веру в Промысл Божий, надежду на Его милосердие, покорность воле Божией, любовь к ближним и др. в той христианской уверенности, что постигшее нас, не без воли Божией, несчастие в Промысле Божием имеет для нас важное воспитательное, очищающее и возвышающее нас значение.

При размышлении о сем событии невольно припоминается случай из истории народа Божия. Некогда Иуда Маккавей выступил на защиту святой веры и народа против сирийцев, полный надежды на Бога. Пока он уповал на Бога, то многократно побеждал многочисленные полки врагов с небольшими отрядами иудейского войска и приобрел славу хорошего военачальника. Будучи уже прославленным вождем, Иуда повстречал многочисленного неприятеля. Воины иудейские просили Иуду уклониться от сражения, говоря: «мы не в силах, нас мало» (1 Мак. 9, 9), но Иуда горделиво ответил: «не будет этого со мною, чтобы бежать от них; а если пришел час наш, то умрем мужественно за братьев и не оставим нарекания на славу нашу» (1 Мак. 9, 10). Самонадеянность и славолюбие, с которыми Иуда вступил в битву, погубили его: Иуда пал в сражении, а войско его обратилось в бегство. Когда вице-адмирал Стефан Осипович Макаров был назначен начальником Тихоокеанской эскадры, то мы все успокоились и, возлагая на него твердые и, можно сказать, все наши надежды, уверенно говорили, что он защитит нас и победит врагов наших, несмотря на превосходящие их морские силы. Возлагая надежды наши в борьбе с японским флотом на Стефана Осиповича Макарова, забыв Бога, не согрешили ли мы, подобно Иуде Маккавею: не проявили ли здесь греха человеконадеяния? Погибелью вице-адмирала Макарова, которого мы сделали нашею надеждою вместо Бога, не наказывает ли нас Бог за человеконадеяние, не очищает ли Он нас от сего греха, не обращает ли ума и сердца нашего к Нему, не научает ли нас тому, что только Он, Господь, единая непреложная надежда, что если Он даст премудрость и силу нашим военачальникам, будет с ними, то они победят врагов; а если Господь не будет помогать им, то они могут погибнуть и без врагов, погибнуть тогда, когда чувствовали себя в безопасности.

Со смертию вице-адмирала С. О. Макарова пала ли наша надежда на победу над японским флотом? Нет, братие. Как некогда своему ветхозаветному народу Господь воздвигал победителей из людей неизвестных, например Гедеона, так нам, новозаветному Своему народу, Господь, может быть, даст победу чрез того военачальника, которого изберет Сам и которому будет споспешествовать по молитвам нашим, чтобы мы уповали на Него, Бога, а не на человека; как древле Он даровал победу иудеям над филистимлянами даже чрез отрока Давида, так и нам, будем надеяться, даст победу, может быть, чрез такое лицо, о котором мы даже не слышали. Нужно просить Господа о сем, уповать на Него, и в этом залог нашей победы.

Искренне оплакивая безвременную погибель вице-адмирала Стефана Осиповича Макарова, талантливого человека в своем деле, оказавшего большие заслуги отечеству во время своей службы и в настоящую войну, положившего свою жизнь за веру, царя и отечество, вознесем Господу молитвы об упокоении его и погибших с ним в той надежде, что Господь дарует им блаженную вечную жизнь, как исполнившим первую и главнейшую заповедь Закона Божия о любви к Богу и ближним.

Никон (Софийский), Архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"