На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Богословие, святоотеческое наследие   
Версия для печати

Жребий Божий

Фрагменты памятного и пережитого

НЕ ПРЕНЕБРЕГАТЬ ВЕЧНЫМ РАДИ СУЕТНОГО И ПРЕХОДЯЩЕГО!

С детства Дионисий отличался глубоким христианским благочестием. А 18-летним юношей он вместе со своим отцом и группой односельчан совершил паломничество ко святым местам: в Палестину и на Святую гору Афон, которая расположена на глубоко врезающемся в Эгейское море полуострове Халкидики, на северо-востоке Греции.

Это паломничество длилось более двух месяцев. В Палестине паломники посетили Святой Гроб Господень, Святую. Голгофу, град Вифлеем, где родился Иисус Христос, град Назарет, где Спаситель мира провел Свои детские и юношеские годы со Своей Пречистой Матерью и Праведным Иосифом, с также град Сихар, колодец Иакова и другие святые места, в том числе святую реку Иордан, где они с благоговением по­грузились в воды Иорданские и набрали в заранее припасенные сосуды святую воду, дабы привезти ее домой.

После святой Пятидесятницы женщины-паломницы ста­ли возвращаться домой, а мужчины направились на Святую гору Афон. На ее лесистых холмах, среди 20 православных монастырей — греческих, болгарских, сербских, грузинских — возвышались строения древнего, получившего самостоя­тельный статус в 1169 году, русского Свято-Пантелеимонова монастыря. В конце XIX — начале XX вв. он переживал пери­од наивысшего расцвета. В нем пребывало около двух тысяч российских монахов. Площадь, которую занимали монастыр­ские строения, намного превышала площадь Ватикана. Рос­сийские православные владения на Афоне в 1913 году оцени­вались в 80 миллионов золотых рублей. Российские суда раз в неделю прибывали в Афонский порт Дафни. Кроме того, у монастыря было два собственных судна, которые совершали регулярные рейсы в Одессу, Батум и Константинополь.

На Святой горе Афон паломники из моего родного села по­сетили множество храмов и скитов и, пребывая в посте и мо­литве, с глубоким благоговением укрепляли себя в святой бла­годатной православной вере. Духовная жизнь подвижников Святой горы произвела такое громадное впечатление на юно­шу Дионисия, что он, посоветовавшись с отцом и получив его родительское благословение, решил, что во время следующего паломничества он навсегда останется на Святой горе Афон и посвятит всю свою дальнейшую жизнь монашескому подвигу в уделе Божией Матери, Которая считается Игуменией Свя­той горы.

Через некоторое время Дионисий, его отец и группа палом­ников из нашего села вновь отправились на поклонение Святы­ням в Палестину и на Святую гору Афон. Дионисий пустился в путь с твердым намерением остаться до конца дней своих на Святой горе Афон, дабы вдали от суетного мира свершать свой молитвенный подвиг вместе с другими подвижниками, взыскующими града Небесного. Прибыв на Святую гору Афон, Дионисий получил благословение настоятеля русского Свято-Пантелеимоновского монастыря (который с XVIII века назывался «Новый Руссик») на то, чтобы навсегда остаться на иноческом послушании в этом монастыре.

Наступила последняя ночь пребывания паломников на Свя­той горе Афон. Закончилось ночное богослужение. Паломники, в том числе и отец Дионисия, пошли отдохнуть перед даль­ней дорогой. Дионисий остался один. Он сел на камень и по­грузился в раздумья о своей дальнейшей судьбе. И тут, среди окружавшей его Божественной красоты, Дионисия подстерег враг рода человеческого, который вознамерился отвратить юношу от предначертанного ему Богом пути.

Предостерегая от соблазнов диавольских, Святой Иероним писал: «Не будем, проходя по путям этого мира, обле­каться двумя туниками, т. е. двоеверием, не станем отяго­щаться кожаною обувью, т. е. заботами о смертном, пусть нас не давит к земле ноша богатства, не будем опираться на тростник, т. е. на мирское могущество; не пожелаем почи­тать одинаково и Христа, и мир. Место скоропреходящего и тленного пусть займет вечное; и ежедневно умирая (я говорю о теле), не будем считать себя вечными в остальном, чтобы иметь возможность стать действительно вечными».

Но разве мог хлопец из далекого буковинского села знать эти слова Святого Иеронима? Да если бы он их и знал, то вряд ли смог бы противостоять доводам лу­кавого искусителя, которые, подобно змеям, вползали в его мозг и сердце и оставляли в них ядовитую отраву. «Я останусь здесь нищим монахом,— думал пленяемый ду­хом злобы поднебесной Дионисий, — здесь в труде и изнуре­нии будет протекать моя однообразная жизнь, в которой один день ничем не будет отличаться от другого, а в это время мой старший брат Димитрий приберет к своим ру­кам все богатства нашего отца, будет жить в холе и неге и потихоньку посмеиваться над жалким афонским монахом». Наконец, не устояв перед коварным искусителем, Дионисий решил: «Нет, я не останусь здесь, на Афоне, а возвращусь вме­сте с отцом домой!»

Услышав впервые об этом решении Дионисия, я не нашел в душе моей слов, осуждающих его. Не напишу их я и сейчас. Ведь даже многие мои соотечественники, на которых в последние годы обрушились неимоверные трудности, не могут предста­вить себе ту нищету, которая царила в Буковине в 20—30-х го­дах XX века. Безземелье и малоземелье, голод и безысходность ожесточали сердца, толкали людей на такие поступки и пре­ступления, которые в благополучные времена не могут приви­деться даже в самом страшном сне. Пожилые люди, живущие в Кицманском районе, до сих пор вспоминают, как в 1935 году один крестьянин из села Киселив (фамилию его по этическим соображениям я не буду называть, хотя и помню ее) вместе со своим братом Иваном и со своей женой убили ее родного сына от первого брака, чтобы поделить между собой землю, которая досталась ему по наследству от отца.

Эта трагическая история послужила основой для напи­санной мною, в бытность мою иеромонахом, в 1947-1949 гг. пьесы «Маты-вбывця». Но по идеологическим мотивам она, а также написанная в это же время пьеса «Шукала щастя, а знайшла могилу, або Суд coвicтi» были отвергнуты партий­ными чиновниками и верно служившими им чиновниками от литературы. Рукописи этих пьес либо хранятся до сих пор в несгораемом сейфе, либо были сразу же уничтожены, как и многие другие произведения «идеологически вредной литера­туры».

Не осуждаю я Дионисия и потому, что монашеский подвиг во все времена был уделом немногих; его тяжкая ноша по пле­чу лишь тому, кто находит в себе силы для того, чтобы уме­реть для мира и вместе с тем ежедневно, ежечасно, ежеми­нутно сораспинаться за этот самый, лежащий во грехе мир.

Продолжу прерванный рассказ. Когда отец Дионисия стал собираться в дорогу, последний, прискорбно удивив его и на­стоятеля Свято-Пантелеимоновского монастыря, заявил, что он также решил возвратиться домой. Объясняя это ре­шение, он скрыл подлинную причину — желание завладеть на­следством своего отца — и солгал, будто бы его страшит то, что он не сможет выдержать тяжести монашеского подвига. Уговоры отца и настоятеля монастыря оказались напрасными. Дионисий пренебрег предначертанным ему свы­ше жребием, возвратился домой и с рвением приступил к стяжанию благ мира сего.

Следует заметить, что после возвращения Дионисия в село все в его жизни складывалось в полном соответствии с тем, о чем ему во время его ночного бдения на Святой горе Афон на­шептывал лукавый искуситель рода человеческого. Дионисий стал самым богатым среди наших односельчан. Повезло ему и в семейной жизни. У него и его жены Домны Крикливей, родилось четверо детей: два сына — Константин и Димитрий — и две дочки — Зиновия и Евфимия. Зиновию Дионисий со временем выдал замуж за сына нашего зажиточного односельчанина Матвея Андрощука. Другую дочку, Евфимию, Дионисий, опаса­ясь потерять богатого зятя, еще несовершеннолетней, пят­надцати лет от роду, выдал замуж за Михаила Кошмана. Сын Дионисия, Константин, женился на одной из самых богатых девушек из села Ставчаны, по имени Марфа, которую все у нас ласково называли Тусей (имя, производное от «Марфуси»). Младший сын Дионисия, Димитрий, был еще мальчишкой и жил в доме отца. Старший брат Дионисия, Димитрий, умер со­всем молодым. Его вдова, оставшаяся с четырьмя детьми, иногда ради пропитания трудилась на поле своего богатого родственника Дионисия.

Как я уже упоминал, на поле Дионисия нередко доводилось также трудиться моим родителям и мне. Дионисий не был чванливым человеком, и работники питались вместе с его се­мьей. Во время таких трапез Дионисий, которого явно мучила совесть из-за попранного им жребия Божьего, часто расска­зывал нам о святой жизни насельников Свято-Пантелеимоновского монастыря и подвижников других монастырей Афо­на, а также о ревнителях строгого благочестия — исихастах, проповедовавших идею о существовании Божественного Све­та, который во время Преображения Христа просиял на горе Фавор. Особенно запал мне в душу рассказ Дионисия о дивном строительстве на Святой горе Афон Свято-Симоновского монастыря в честь Рождества Христова.

Перескажу историю этого строительства, поведанную Дионисием. На западной стороне Святой горы Афон, в одной из пещер, в стародавние времена поселился отшельник Симон со своим послушником. И вот однажды, в Рождествен­скую ночь, Симон вышел из своей пещеры, присел на камень, лежащий у входа в нее, и погрузился в раздумья. Но вдруг над возвышавшимся пред ним утесом воссиял свет, подобный све­ту яркой звезды, и отшельник услышал громоподобный глас, который повелел ему: «Симоне, построй здесь Мне Храм!» По­сле этого видение исчезло.

Симон, не медля, пригласил из Греции искусных строите­лей и обратился к ним с просьбой воздвигнуть на указанном Небесным гласом месте храм в честь Рождества Христова. Осмотрев это место, мастера сказали старцу Симону «Здесь, на страшной крутизне, нависающей над морем невозможно какое бы то ни было строительство». Огорченный старец молвил: «На все воля Божия» — и попросил строителей побыть немного с ним.

Затем Симон послал послушника в пещеру за вином, которым он хотел попотчевать гостей. Возвращаясь в пещеры с кувшином вина, послушник поскользнулся и полетел вниз с 200-метровой крутизны. Старец Симон и ма­стера-строители стали горько скорбеть о случившемся. Но вдруг они умолкли и оцепенели. Из росших возле входе в пещеру кустов в промокшей до нитки одежде, но целый и невредимый, появился послушник. В руках он держал, даже не треснувший при падении кувшин, в котором пле­скалось вино.

Когда старец Симон и мастера-строители вновь об­рели дар речи, они стали наперебой расспрашивать по­слушника о случившимся с ним. Послушник сообщил, что в момент падения, когда он уже погружался в волны морские, его подхватил какой-то юноша, взмыл вместе с ним вверх и поставил его перед пещерой. Слушатели сразу же сообразили, что это был Ангел Господень. Гре­ческие мастера осенили себя крестным знамением и ска­зали: «Богу содействующу, мы приступаем к строитель­ству святого храма на этом скалистом обрыве!» Так на горе Афон возник Свято-Симоновский монастырь.

Этот, а также другие рассказы Дионисия о дивной жизни на Святой горе Афон все глубже и глубже запада­ли в мою душу. Частым гостем у Дионисия был бывший афонский монах Герман из села Дорошивцы, Заставнянского района, Черновицкой области. Его яркие воспоми­нания об иноческом подвиге афонских подвижников еще больше укрепляли меня в моем намерении вступить в мо­настырь.

А на превосходного рассказчика, несостоявшегося мо­наха и самого богатого человека нашего села Дионисия внезапно обрушились страшные беды и невзгоды, срав­нимые разве что с бедами библейского праведного Иова. Первым ударом для него стала смерть при родах его старшей дочери Зиновии. Ее богатое приданое, т. е. зна­чительная часть движимого и недвижимого имущества Дионисия, досталось вдовцу – Матвею Андрощуку.

Пришла беда — отворяй ворота. Мужа второй доче­ри Дионисия, Михаила Кошмана, призвали в румынскую армию на железнодорожные работы. Как-то один из его сослуживцев уезжал в отпуск на родину. Михаил ре­шил передать с ним письмо своей молодой жене Евфимии. Но случилось так, что он немного опоздал к поезду. Дого­няя его с письмом в руке, Михаил поскользнулся на гравии и попал под колеса, которые перерезали его пополам. Изуве­ченное тело Михаила привезли домой. Скорбь 18-летней вдовы, ее отца, родственников и близких невозможно пере­дать словами. Через несколько лет Евфимия вышла замуж за разведенного мужчину, по имени Илия, из села Суховерхое. Ее дальнейшая судьба мне неизвестна...

Но Бог поругаем не бывает. И всеблагая Десница Божия, видимо, предрешила исполнение того, от чего отрекся Дио­нисий, мне — сыну его батрака, пасшему в детстве овец у этого богатого человека с трагической судьбой.

Однако Богу было угодно проверить твердость моего на­мерения посвятить себя монашескому подвигу. Не прошло и нескольких часов после моего ухода из отчего дома в мона­стырь, как весть об этом разнеслась по всему селу. Было вос­кресенье. В центре села толпились люди. Когда мой отец по какой-то надобности оказался там, его обступили богачи нашего села, которые втайне мечтали выдать за меня за­муж своих дочерей. Они стали укорять моего отца в том, что он якобы довел сына до того, что тот решил бежать из отчего дома, куда глаза глядят. Осыпаемый укорами, отец поспешил домой и устроил там страшный скандал. «Это ты, — кричал он матери, — домолилась до того, что наш сын ушел в монастырь, а все село обвиняет в этом меня. Если ты не приведешь его обратно, то я убью тебя!»

Покрытая синяками от побоев отца, мать примчалась в монастырь и стала слезно умолять меня возвратиться до­мой. Опасаясь за ее жизнь, я ушел из монастыря вместе с ней, а затем на протяжении двух недель вел крайне болезненные переговоры с отцом. Я подчеркивал, что в моем уходе из ро­дительского дома нет его вины, и убеждал в серьезности моего намерения посвятить свою жизнь Богу. Наконец отец смирился, и я навсегда покинул родительский дом. Моим до­мом стал Свято-Иоанно-Богословский Крещатинский мона­стырь, а моей семьей — его боголюбивая братия.

Праведен и велик Ты, Господи, в Своих предначертаниях!

III. Пора духовного мужания.

В мои 17 лет я по промыслительной воле Божией отделил себя от мира, его суетных забот и треволнений, от близких друзей — то есть от всего того, что осталось за монастырскими стенами. Сделать этот шаг было непросто. Но еще сложнее оказалось «отложить прежний образ жизни ветхого человека». Из тростинки, клонящейся в ту сторону, куда дует ветер, мне предстояло с помощью Божией и монашествую­щей братии «облечься в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины». Началась пора моего ду­ховного возмужания. Каждый новый день, прожитый в монасты­ре, озарял мою душу светом Духа Святого, направлял меня ко Христу, нашему Спасителю. И это придавало мне новые силы для того, чтобы ничем не посрамить предначертанный мне жребий Божий.

В Свято-Иоанно-Богословском Крещатинском монасты­ре я находился в течение 17 лет. Все эти годы были запол­нены усердными молитвами, тяжелой физической работой, самоотверженным духовным деланием: каждодневным, при­стальным всматриванием в себя, в свои мысли, ощущения, переживания, каждодневной оценкой их перед лицом вечно­сти. Послушник, монах, иеродиакон, иеромонах, настоятель — таковы ступени моего послушания в Свято-Иоанно-Бо­гословском Крещатинском монастыре.

Мы, монахи, добровольно отреклись от светских сует и принесли себя в жертву Богу. Но суетный мир донимал нас и за монастырскими стенами. Вторая мировая война, присое­динение Буковины к Советскому Союзу, послевоенная разруха и насильственная, скоротечная перестройка жизни буковинского народа на социалистический лад, протест части насе­ления против бесцеремонного разрушения складывавшихся в наших краях на протяжении столетий устоев жизни — все это не могло не отражаться на бытии нашей святой обите­ли и каждого из ее насельников.

Обо всем этом и пойдет мой дальнейший рассказ.

 

1938-1945 годы.

Свято-Иоанно-Богословский Крещатинский монастырь располагался на крутом, скалистом берегу Днестра. На другом берегу реки начиналась Тернопольщина. Там находился не­большой городок Залищики. Митрополия Буковины и Хотина, подчиненная Патриархии в Бухаресте, оказывала всяческую поддержку лишь монастырям с румынскими насельниками. А наш монастырь — единственный в Буковине православный монастырь, в котором жили монахи-украинцы, — никакой материальной помощи от Митрополии не получал и нахо­дился в бедственном положении. В маленьком домике разме­щались келья настоятеля, кухня, трапезная; кроме того, в крохотной комнатушке жили четыре или пять послушников. Остальные насельники ютились в бараке. Спали мы на соло­ме, как овцы.

Мы могли полагаться лишь на свои собственные силы и на помощь православного населения из окрестных сел и город­ков. Все необходимое для жизни мы добывали своим трудом. Мы пахали и сеяли, косили и молотили, занимались огородни­чеством и ремеслом. Но при этом мы всегда следовали уста­ву св. Саввы Освященного и руководствовались наставлением Василия Великого: «В то время, как двигаются руки... посред­ством Псалмов, гимнов и духовных песен славьте Бога, и во время работы творите молитву и благодарите Того, Кто дает нам силу рук для работы и мудрость разумения для до­стижения знания... Если этого не происходит, то, как тогда со­гласовать слова Апостола: «Молитесь беспрестанно» и «Тру­дитесь день и ночь»». Питались мы два раза в день, а во время поста — один раз. В Великий пост у нас только по субботам и воскресеньям была пища с постным маслом, а в остальные дни этого поста мы довольствовались пищей сухой, без мас­ла. Как правило, это была печеная картошка и хлеб. Далеко не все послушники смогли выдержать тяжесть монашеского подвига. Некоторые оставляли святую обитель и возвраща­лись к прежней жизни. Монашеский подвиг оказался по силам лишь тем, у кого была глубокая, пронизывающая все закоулки их душ, вера. И оставшиеся в монастыре, при всей бедности своего быта, жили насыщенной и богатой внутренней жиз­нью.

Этим мы были обязаны настоятелю нашего монастыря, игумену Михаилу (Мензаку). Он был родом из расположенного между Прутом и Черемошем села Русский Банелив, нынешне­го Выжницкого района Черновицкой области. Как я уже отме­чал, игумен Михаил начинал свой монашеский подвиг в знаме­нитом буковинском монастыре Путна. Наш настоятель был ревнителем чрезвычайно строгой монашеской жизни. Он по­стоянно напоминал нам поучение Отца монашества, препо­добного Антония Великого о том, что монах до конца своей земной жизни должен быть недоволен собой; аскеза для него не заслуга, а обязанность, дорога к цели; каждый новый день это новое начало достижения бесконечной цели. Игумен Михаил каждодневно совершал все чиноположенные богос­лужения, работал в монастырском хозяйстве и, кроме того, успевал в течение дня прочитывать всю Псалтирь, то есть 150 Псалмов.

Примером его строгой монашеской жизни Господь помогал и нам. В меру наших возможностей мы старались подражать его любви к Церкви Христовой и упражняться в духе молит­вы. Вдохновляло нас на это и назидание Святого Апостола Павла: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростию; научайте и вразумляйте друг друга псалма­ми, славословием и духовными песнями, во благодати воспе­вая в сердцах ваших Господу». Вечернее богослужение и пове­черие проходили у нас в будние дни с 7 до 9 часов вечера. Затем мы ложились спать, но в 12 часов вставали на полуночницу и утреню, которая заканчивалась в половине третьего ночи, а если служба была славословной, — то в три часа. Молит­венное усердие нашего игумена настолько воодушевляло нас, насельников, что мы часто, собравшись вместе после окон­чания утрени, читали Псалтирь. И, благодарение Богу, такая жизнь, не оставлявшая нам ни минуты пустопорожнего вре­мени, заполненная непрестанным служением Богу, не давала разбушеваться страстям молодости, и мы закалялись в сво­ем благочестии, а вернее сказать, Дух Святой закалял нас для дальнейшего сложного и ответственного служения, которое было нам предначертано свыше.

В назидание молодым монахам мне хотелось бы привести один пример, свидетельствующий о строгом духовном воспи­тании, которое насаждал в монастыре наш игумен. Однажды моя мать, которая видела, как скудно мы жили, принесла мне гостинец — чай и сахар. Заварив чай, я пригласил в келию свое­го собрата, иеродиакона Антония (Вакарика), ныне покойного — Митро­полита Черниговского и Нежинского. Но не успели мы отпить и глотка этого, казавшегося нам тогда необыкновенным ла­комством, напитка, как в дверях келий показался игумен Ми­хаил. Строго сдвинув брови, он взял из наших задрожавших при его появлении рук чашки и, выйдя на балкон, вылил ароматно пахнувший напиток на землю. А потом, укоризненно покачав головой, заметил: «В монастыре тайноядением не занимаются!» Мы с отцом Антонием произнесли покаянные слова и запомнили этот урок нашего игумена на всю жизнь. Запомнились нам и его слова о преимуществах монашеской жизни по сравнению с жизнью мирской. «Мы, монахи, — не раз говорил он, — живем чище, спим спокойнее, окормляемся ми­лостью Божией чаще, падаем реже, поднимаемся легче, дви­гаемся осторожнее, умираем с большей уверенностью в свое спасение и вознаграждаемся в Небесной жизни щедрее».

Благодаря строгому духовному попечению игумена Михаи­ла укреплялась не только моя вера, но и вера моих собратьев. Духовная закалка, полученная нами в Свято-Иоанно-Богословском Крещатинском монастыре, очень сильно помогала нам в нашем дальнейшем служении. Мне хотелось бы назвать здесь несколько имен насельников нашего монастыря, кото­рые, выполняя затем разные церковные послушания, прояви­ли себя как верные стражи Святого Православия и с честью выдержали нелегкие испытания, выпавшие на их долю в пору страшных лихолетий.

Иеромонах нашего монастыря, отец Мефодий (Мензак), племянник нашего игумена, закончил Московские Духовные школы — Семинарию и Академию, — служил Епископом, а за­тем Архиепископом Черновицким, потом — Вологодским и, наконец, — Омским. В Омске трагически закончилась его зем­ная жизнь: в октябре 1978 года он был задушен в епархиаль­ном доме. Его убийц не нашли.

С громадной пользой для нашей Святой Канонической Пра­вославной Церкви и боголюбивых соотечественников наших распорядился ниспосланным ему свыше бесценным Божиим даром дорогой моему сердцу собрат Антоний (Вакарик), ко­торый в бытность мою настоятелем Свято-Иоанно-Бо-гословского Крещатинского монастыря выполнял в нем по­слушание эконома. В 1962 году, после окончания Московской Духовной Семинарии и Академии, он определением Священ­ного Синода Русской Православной Церкви был возведен в сан Епископа с назначением на Смоленскую Кафедру. Затем он был Епископом Симферопольским и Крымским, а впоследствии — Митрополитом Чер­ниговским и Нежинским. Я не раз радовался и радуюсь трудам Митрополита Антония — и не только архипастырским, но и богословским. Его книги и проповеди — простые, понятные любому читателю, вдохновляют людей на то, чтобы непо­колебимо стоять на страже Святого Православия.

Верными исповедниками веры Христовой в трудных ис­пытаниях прошедших лихолетий всегда оставались ар­химандрит Владимир (Стренатка), архимандрит Кирилл (Штефьюк), схиархимандрит Димитрий, строгий монашеский подвижник Свято-Почаевской Лавры.

Дружеские отношения со многими бывшими насельника­ми Свято-Иоанно-Богословского Крещатинского монастыря я сохранял затем во все последующие годы и сохраняю сей­час — с теми из них, кому Бог судил дожить до наших дней. А тех, кто уже отошел к вечности, я неустанно вспоминаю в своих молитвах. Особенно тесным было мое духовное обще­ние с уже почившими Владыками Мефодием и Антонием. На праздники мы собирались вместе на моей Ка­федре или на Кафедрах Владык Антония и Мефодия, соверша­ли торжественные Архиерейские Богослужения, объединяя и сплачивая тем самым наш народ, укрепляя его в стойкости и противостоянии воинствующему безбожничеству, которое неутомимо насаждалось светскими властями всех уровней. О нашем тесном духовном общении было известно в цер­ковных кругах. Во время одной из моих встреч с крестным сыном уже отошедшего в вечность Патриарха Алексия I (Симанского), секретарем Московской Духовной Семинарии и Академии, протоиереем Алексием Остаповым, которого также уже нет среди живых, он поведал мне такую исто­рию. По его словам, однажды к Святейшему Патриарху Алек­сию I пришел один из иерархов нашей Русской Православной Церкви с жалобой на другого Владыку, с которым он, будучи иеромонахом, жил в одном монастыре. Святейший Патри­арх, внимательно выслушав его, заметил: «Владыка, как же так случилось, что Вы жили в одном монастыре, а сей­час не любите друг друга? Осмотритесь вокруг себя, обра­тите внимание на то, как дружно живут Архиепископ Мефодий, Архиепископ Никодим и Архиепископ Антоний. Они также были насельниками одной обители и сохранили брат­скую привязанность на всю дальнейшую жизнь: помогают друг другу, встречаются, служат и ободряют свою паству. Вы же на смех всем ссоритесь. Прекратите распрю и после­дуйте доброму примеру, о котором я вам рассказал». Беседа с протоиереем Алексием Остаповым меня очень обрадовала. Приятно было осознавать, что Патриарх Алексий I ставил нас в пример другим Архиереям.

Но все это — и дружеское духовное общение церковных иерархов — питомцев одной обители, и беседа с протоие­реем Алексием Остаповым, и добрые слова в наш адрес Па­триарха Алексия I — было потом. А пока, в конце 30-х годов XX века, мы неутомимо трудились в нашем монастырском хозяйстве и славили Господа своими молитвами и духовны­ми песнопениями. Правда, через год после моего вступления в монастырь наши моления и песнопения стали проходить под аккомпанемент первых грозовых раскатов. Их провозвести­ем стало подписание 23 августа 1939 года в Москве пакта Молотова — Риббентропа. Спустя год по­сле этого фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Через какие-то полмесяца с неболь­шим Красная Армия заняла Западную Украину. А затем, менее чем через год, подошла очередь Буковины. В июне 1940 года Советское правительство предъявило правительству Румы­нии требование о возврате Советскому Союзу Бессарабии и Буковины. Это требование было немедленно удовлетворено. 28 июня 1940 года в Черновцы вступили части Красной Армии. 2 августа 1940 года Северная Буковина была провозглашена Черновицкой областью УССР. Православные храмы и мона­стыри этого края были подчинены юрисдикции Русской Пра­вославной Церкви. Начался сложный и болезненный процесс советизации новой территории.

Изменение власти в Буковине круто изменило и судьбу моих родителей. Отец, поддавшись посулам сладкоречивых агитаторов, завербовался на работу на Челябинский трак­торный завод. Однажды бригада, в которой он трудился, не выполнила дневную норму. За это ее лишили ужина. Отец, в котором всегда жило обостренное чувство справедли­вости, пошел добиваться правды. Но он не учел того, что имеет дело не с румынскими помещиками, с которыми он не раз вступал в споры по поводу условий своего труда и ино­гда добивался требуемого. Ранним утром следующего дня к общежитию рабочих подъехал «черный воронок» и увез моего отца. Назад он не вернулся. Люди, работавшие рядом с ним, написали моей матери, что его сразу же, без суда и следствия, расстреляли. Вот так «поужинал» мой отец в далекой стороне.

Моя мать осталась одна. Безрадостной была ее жизнь при старой власти. Новая власть принесла ей только но­вые беды. В годы войны на ее долю выпали такие невзго­ды, которые далеко не каждый в силах вынести. Вскоре после окончания войны моя мать закрыла дверь нашей по­косившейся хатенки, перекрестилась, поклонилась на все четыре стороны и навсегда покинула родной очаг. Ее путь лежал туда, куда ее так влекло со времен юности, где осу­шают любую слезу и где жизнь человека наполняется выс­шим духовным смыслом. Ее надежным, теплым приютом стал Свято-Введенский женский монастырь в Черновцах. В 1949 году она была пострижена в Великую схиму с име­нем Мария Магдалина.

Довоенное преобразование жизни на советский лад про­водилось в Буковине крайне жесткими методами. Были ча­стично уничтожены, частично вывезены в сибирские ла­геря видные представители буковинской интеллигенции, многие священнослужители, да и те рабочие и крестьяне, которые не признали новую власть. Свидетелями одной из великого множества страшных трагедий довелось стать и нам, насельникам монастыря. Случилась она уже тогда, когда гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Гитлеровские бомбардировщики сбрасывали свой смерто­носный груз на буковинские города и села. Но советские «очистители» нашей земли от «вредных элементов» не унимались даже в это ужасное время. Последний эшелон с узниками формировался под Черновцами. Очевидцы рас­сказывали, что возле одного из вагонов бегала собачка и жалобно скулила по своему хозяину, находившемуся в нем. Как знать, может быть, она предчувствовала ту кош­марную судьбу, которая была ему уготована.

Когда этот эшелон дошел до последней станции бу­ковинской земли — Стефанивки, гитлеровские самолеты разбомбили железнодорожный мост через Днестр, ко­торый соединял Буковину с Тернопольщиной, а точнее, с городом Залищики. Со стороны Буковины берег Днестра очень крутой. Его высота более 200 метров. Железнодо­рожные пути, проложенные по этой крутизне к мосту, не пострадали от бомбежек. Конвой, который сопровождал узников, узнав, что мост через Днестр разрушен, пере­гнал паровоз в «хвост» эшелона. А затем паровоз тол­кнул закрытые наглухо вагоны с людьми вниз, к Днестру.

Развив большую скорость, вагоны, один за другим, посы­пались со страшной крутизны в реку. Раздались крики и стенания погибавших страшной смертью людей. Эту не­слыханную трагедию мы наблюдали из нашего монасты­ря, расположенного, как я уже говорил, на буковинском берегу Днестра.

22 июня 1941 года, в день нападения Германии на Совет­ский Союз, Румыния, наряду с Италией, Словакией, Финлян­дией и Венгрией, вступила в войну на стороне Германии. 6 июля 1941года немецкие войска вошли в Черновцы. Ок­купация длилась в Буковине 2 года и 9 месяцев. В марте 1944 года Буковина была освобождена от фашистов вой­сками Первого украинского фронта.

Я не буду вспоминать здесь о тех трудностях, которые переживали в годы войны насельники нашего монастыря. Ведь неимоверные лишения претерпевали тогда миллио­ны людей на фронте, в тылу и в оккупации.

Послевоенное десятилетие.

Незадолго до окончания войны в моей жизни произо­шло знаменательное событие. 6 января 1945 года я при­нял в нашем Свято-Иоанно-Богословском Крещатинском монастыре монашеский постриг с именем Никодим. По монастырскому уставу после пострижения во мона­ха полагается на протяжении трех ночей читать в хра­ме Псалтирь. Нужно также, чтобы у новопостригаемого был духовник, который наставляет его и ручается за него. У нас в монастыре такого духовника не было. И когда я остался один в храме, то припал к Образу Святого Иоанна Богослова и сказал: «Святой Апостол, Евангелист Иоанне Богослов, будь мне духовником». Я твердо верил и верю, что под покровительством Святого Иоанна Богосло­ва, благодаря его духовным наставлениям я преодолел все жизненные испытания и был храним Богом.

29 апреля 1945 года я был рукоположен в иеродиакона епи­скопом Черновицким и Буковинским Феодосием (Иоверницким) в Свято-Троицком Кафедральном Соборе города Черновцы, а 23 февраля 1946 года тот же епископ и в том же Кафе­дральном Соборе рукоположил меня в сан иеромонаха. Нако­нец, в 1950 году я стал настоятелем Свято-Иоанно-Богословского Крещатинского монастыря.

Послевоенные годы в Буковине были очень тяжелыми. В от­личие от Восточной Украины и России, мирная жизнь, жизнь без выстрелов по ночам, наступила в Буковине лишь в конце 40-х — начале 50-х годов. Еще в 1943 году в горах Буковины сформировались повстанческие отряды, которые действовали против румынских властей. Их выступления были обусловлены насильственной румынизацией Буковины. Ведь заместитель гу­бернатора Буковины Маринеску однажды заявил: «Я успокоюсь лишь тогда, когда буду знать, что в Черновцах остались толь­ко румыны и немцы. Для людей другой национальности здесь нет места». И эти слова не были пустой угрозой. За ними по­следовали соответствующие им санкции. А последние в свою очередь вызвали противодействие повстанцев.

После окончания войны, когда в Буковине развернулась мас­совая насильственная коллективизация и нивелирование все­го уклада жизни буковинцев под стандарт жизни в Советском Союзе, повстанцы обратили оружие против советской власти и тех, кто с ней сотрудничал. В Буковине действовали отряды сторонников Степана Бандеры и отряды сторонников Андрея Мельника. Кроме них, ночами в наших краях орудовали и шай­ки грабителей, которые маскировались под повстанцев. Жизнь мирных людей, в том числе и насельников нашего монастыря, полностью зависела от того, с кем им доведется столкнуться, а вернее, — от того, кто нападет на них.

В нашем районе действовал отряд повстанцев под руко­водством сына учительницы (ее фамилию я не знал) из Залищанского района. Звали этого вожака Роман-Богдан-Лев (в Галичине тогда было принято к имени человека присово­куплять имена его отца и деда). Однажды, то ли в 1946, то ли в 1947 году, его отряд по пятам преследовали так назы­ваемые «ястребки», задачей которых было искоренение по­встанческого движения. Повстанцы намеревались прорвать­ся в Залищанский район, Тернопольской области. Но переход из Буковины в Галичину в наших местах можно было осуще­ствить только по узкой тропинке, вьющейся по скалистому берегу и ведущей в наш монастырь. А затем, пройдя через территорию нашего монастыря, надо было перебраться че­рез Днестр.

И вот, в конце марта из кустов, росших вокруг нашей оби­тели, ко мне подошел человек и, разъяснив ситуацию, попро­сил спрятать повстанцев в монастыре. На долгие раздумья у меня не было времени. Тогда отказать в чем бы то ни было, каким бы то ни было вооруженным людям было смерти по­добно. Кроме того, на кон ставилось не только моя жизнь, но и жизнь всех насельников нашего монастыря. И, наконец, со стародавних времен и вплоть до наших дней велось и ведет­ся так, что храмы и монастыри служили и служат убежища­ми для всех гонимых и преследуемых.

Короче говоря, для того, чтобы предотвратить жесто­кую резню, мы с иеромонахом Антонием спрятали повстанцев в неотапливаемой колокольне. Не прошло и часа, как в монастыре появился отряд «ястребков» во главе с подполковником. Надо отметить, что он, Царство ему Небесное, был умным и по­рядочным человеком. Он не раз говорил: «Не надо людей уни­чтожать, не надо безрассудно стрелять, надо стараться обходиться без кровопролития».

Так вот, этот отряд «ястребков» решил устроить в мо­настыре засаду, чтобы перехватить прорывавшихся в Галичину повстанцев. Пришлось нам поселить «ястребков» в келии, где мы жили с иеромонахом Антонием. Конечно же, мы известили об этом игумена и братию. А об укрывавших­ся в колокольне повстанцах знали только мы с иеромонахом Антонием. В любую минуту в монастыре могла разыграться трагедия. В течение двух дней мы с иеромонахом Антонием ходили, как говорится, по лезвию ножа.

В селе Крещатик жила Анна Федорак, которая сочувство­вала повстанцам. В корзине, прикрытой для отвода глаз бе­льем, она приносила им еду. На исходе второго дня было реше­но, что повстанцы должны спуститься к Днестру, перейти реку по льду и в обход города Залищики направиться к селу Дибровляны. Пойти с ними проводником вызвался иеромонах Антоний. В мою задачу входило отвлекать «ястребков». На­ступил вечер. Я пригласил подполковника и его подчиненных на ужин и повел с ними неспешный разговор о всякой всячине. Через некоторое время в келии появился иеромонах Антоний. По его лицу я догадался, что все прошло успешно. Мой разго­вор с «ястребками» заметно оживился.

Но вдруг (а именно в такие мгновенья седеют волосы) из тьмы за окном показались два пальца человеческой руки. - Боже мой! - Я не знаю, как мне удалось продолжать беспечную бесе­ду. Более того, мне удалось подать тайный знак иеромонаху Антонию, и он, извинившись, под каким-то предлогом поки­нул келию. После выяснилось, что когда повстанцы прошли по льду реки метров 15, он тронулся и начал трескаться. Чудом не утонув, они, промокшие до нитки, вскарабкались на берег и возвратились в монастырь. - Что же делать? - В таком страшном напряжении мы провели еще два дня, пока, наконец, повстанцам удалось осуществить свой план. А потом, убедившись в бесцельности своей засады, покину­ли монастырь и «ястребки».

Богу Милосердному слава! Если бы повстанцы чем-то обнаружили свое присутствие, то началась бы перестрел­ка и резня. А в таком случае монастырь был бы неминуемо закрыт. О том, какая судьба ожидала бы монахов, нетруд­но догадаться. Но Господь услышал наши молитвы. Здоро­вые и невредимые люди разошлись в разные стороны, а мы, насельники монастыря, возносили благодарственные мо­литвы Господу за то, что Он не допустил кровопролития.

Вот так, во всяческих испытаниях Господь помогал нам выдерживать все трудности послевоенной жизни. Самый главный урок, усвоенный мною в те послевоенные годы, можно выразить словами: «Ни в коем случае не доводить дело, каким бы неразрешимым оно поначалу ни казалось, до кровопролития!» Самое страшное, когда начинается распря внутри одного единокровного народа. Тогда люди очень бы­стро теряют многие добрые качества, привитые им циви­лизацией, дичают и начинают уничтожать друг друга.

Но, слава Богу, и в полной всяческих неожиданностей и опасностей послевоенной жизни в монастыре, и позже, в своем служении на разных Кафедрах за границей я не по­срамил ни своего народа, ни тех народов, среди которых мне доводилось жить. Я делал все, что мог, для укрепле­ния взаимопонимания и сотрудничества между людьми и народами. Жизнь невероятно сложна. Для того, чтобы поступать в ней по-Божески, нужна глубокая вера в Бога и в Святое Провидение, нужно осознавать себя работни­ком на ниве Божьей. И тогда — что бы ты ни делал, будет делом во имя Божие. Сегодня нередко доводится слышать такие укоризны: «Вот какие они — верующие, вот какие дела у них творятся!» Но в действительности худые дела вершат не верующие, и не вера подвигает на эти дела, а безверие. Можно сказать и так: «Зло в мире происходит не от Бога, а от человеческого безверия, равнодушия, не­радения и неуважения к жизни. А затем сотворившие зло списывают его на Бога».

Расскажу еще об одном случае из послевоенной жизни на­шего монастыря. Как-то два наших послушника, шутки ради, решили напугать старика-сторожа нашего хозяйственного двора и помогавшего ему послушника. Хозяйственный двор на­ходился в четырех километрах от нашего монастыря. Перео­девшись в шинели, «шутники» учинили на территории хозяй­ственного двора страшный шум. Перепугавшись до смерти, старик-сторож и помогавший ему послушник спрятались на чердаке. А утром послушник примчался в монастырь и стал взахлеб рассказывать о том, что они со стариком-сторо­жем доблестно защитили монастырский хозяйственный двор от грабителей и те, раздосадованные неудачей, украли две пары лошадей на расположенной по соседству с монасты­рем государственной опытной станции. Тут нам всем стало не до смеха, и я сказал нашим насельникам: «Сидите тихо и не говорите ни слова!»

А через две недели грабителей поймали в городке Городенки. На суде они заявили, что в их первоначальный план входило ограбление монастырского хозяйственного двора, но так как там хозяйничали другие злоумышленники, то они, не решаясь выяснять с ними отношения, но вместе с тем и не желая воз­вращаться с пустыми руками, ограбили опытную станцию.

Так посредством легкомысленной шутки наших послушни­ков Господь сберег наших лошадей, без которых в хозяйстве было не обойтись. Ведь украденных монастырских лошадей власти не только не стали бы искать, но и украдкой посмеи­вались бы над монахами. А государственных лошадей нашли быстро.

Несмотря на тревожную обстановку, царившую в после­военное время за стенами нашего монастыря, мы неустан­но подвизались в молитве и в труде. В бытность мою на­стоятелем монастыря мы затеяли строительство жилого корпуса для монахов. Этот замысел возник у нас в 1952 году, когда советское правительство разрешило Московской Па­триархии помогать бедным монастырям (до этого, по непи­саным законам, Патриархии запрещалось выделять святым обителям какие бы то ни было пособия).

Я пошел к нашему Владыке (ныне покойному) Андрею (Сухенко) и попросил его походатайствовать перед Московской Патриархией о выделении нам средств на строительство. Владыка вначале долго не соглашался, мотивируя свой отказ тем, что не хочет быть первым иерархом, обращающимся в Московскую Патриархию с такой просьбой. Но его келей­ник Иоанн, Царство ему Небесное, уговорил Владыку, и тот, в конце концов, сказал мне: «Ну ладно, сделай проект и сме­ту, но не более чем на 120 тысяч рублей». Тогда это были большие деньги. Правда, они не покрывали и половины рас­ходов, нужных для строительства, но, как говорится, лиха беда начало.

Это начало потребовало от меня большого дипломати­ческого искусства. Если бы я дал заказ на составление техни­ческой документации архитектору из Черновицкой области, то он непременно доложил бы об этом нашему уполномо­ченному по делам религий, а последний в свою очередь напи­сал бы в Совет Министров о том, что нет никакой нужды в строительстве жилого корпуса для монахов — и плакали бы ожидавшиеся нами с таким нетерпением денежки. Учиты­вая это, я заказал проект архитектору из районного центра Залищики, Тернопольской области, совершенно справедливо рассудив, что он не будет ничего сообщать о намечавшемся строительстве уполномоченному по делам религий из «чу­жой» области. Так и вышло. Так у нас появился и проект, и 120 тысяч рублей.

Когда Черновицкий уполномоченный по делам религий узнал о получении нами денег из Московской Патриархии, он стал возмущаться тем, что я «обошел» его. А я притворил­ся совершенно несведущим в бюрократических тонкостях составления проектной документации и наивно сообщил уполномоченному, что заказал проект там, куда мне было легче добираться, т. е. в Залищиках, расположенных на рас­стоянии одного километра от нашего монастыря. Уполно­моченный все-таки не угомонился и вызвал комиссию из Москвы и из Киева. Но тут нам помог один влиятельный и отзывчивый человек из Заставнянского района, Царство Не­бесное ему, рабу Божиему Сергию. Когда комиссия обсуждала этот вопрос, он сказал: «Да тут такое дело, что на этих скалистых утесах они и за двадцать лет не построят дома. Кто тут может дом построить? Пусть монахи побалуют­ся». Этот аргумент возымел действие. Комиссия разрешила нам строительство. И мы «побаловались» — да так, что за два с половиной года построили жилой корпус на 24 келий. И сейчас я добрым словом вспоминаю этого человека, раба Божиего Сергия, Царствие ему Небесное! Многие из влия­тельных людей, подобных ему, были моими крестниками и помогали монастырю, что в то время представляло для них страшную опасность. И в дальнейшем во всякого рода за­труднениях мне не раз помогали добрые, отзывчивые люди, которые убеждались в моей искренности и в бескорыстно­сти моих намерений. Поверив мне, эти люди старались вме­сте со мною творить добро.

В послевоенные годы мы, как и раньше, трудились от утренней зари до вечерних сумерек в монастырском хозяй­стве и на монастырском поле: пахали землю, сеяли, убира­ли урожай. Молотилок у нас не было. Доводилось обмола­чивать снопы цепами. Настоятель специально отставлял молотьбу до зимы, чтобы и в зимнее время у нас всегда была работа.

У нашего монастыря тогда было 20 гектаров земли. Со­ветская власть запрещала нам пользоваться помощью со стороны. Но, несмотря на этот запрет, люди, жившие в окрестностях монастыря, всегда — и особенно во время по­сева и жатвы — приходили к нам на помощь. Делалось это обычно так. Мы вставали в два часа ночи и выходили в поле. Там уже нас поджидали наши добровольные помощники. Мы косили, вязали снопы, собирали хлеб в копны. И нередко се­кретарь Заставнянского райкома партии, который очень не любил нас, объезжая вечером свои владения, видел на нашей ниве колосящуюся пшеницу и рожь. А во время утреннего на­чальственного объезда перед его глазами представало уже полностью убранное поле. И ему оставалось только цедить сквозь зубы: «Ну и черти эти монахи! Они и ночью не спят». Конечно же, одни мы не могли бы столь быстро справлять­ся с такой работой. Все это достигалось благодаря беско­рыстной помощи окрестных крестьян.

Как я уже говорил, наше хозяйство располагалось по со­седству с государственной опытной станцией. Наши поля всегда были образцово обработаны, а поля опытной стан­ции по сравнению с ними выглядели как бедные родственни­ки. Но с директором опытной станции у нас были добрые отношения. И вот, как-то раз, когда я уже был настояте­лем монастыря, ко мне пришел директор опытной станции с довольно непривычной просьбой. «Никодим Степанович, — сказал он, — завтра к нам приедет делегация из Москвы и из Киева. Можете ли вы сделать так, чтобы монахи не вы­ходили завтра на уборку кукурузного поля?» Я в шутливом тоне ответил ему: «Ноги нашей завтра на «чужом» поле не будет. Завтра это поле ваше». Когда на следующий день представительная делегация пожаловала на монастырское поле, многие из гостей восхищенно покачивали головами и восклицали: «Да это же образцовое хозяйство, с которого надо брать пример всем колхозам».

У той же государственной опытной станции был участок заболоченной, заросшей густым кустарником земли. И вот, по распоряжению нашего недоброжелателя — уже упоминав­шегося мною секретаря райкома — у нас отобрали одно из наших образцовых полей, а взамен выделили нам этот забо­лоченный участок. Надо было искать какой-то выход. Я дого­ворился с трактористами опытной станции, и они осенними ночами выкорчевали кустарник и прорыли траншеи для сто­ка воды. Весной мы сожгли выкорчеванный кустарник, разбро­сали золу и вспахали землю. Но если посеять на такой земле пшеницу или рожь, то ростки они дадут буйные, а потом до­бра не жди — зерновые полягут. И мы посеяли на новом поле подсолнечник. К концу лета он вымахал всем на загляденье. У нас про такой говорят: «круглый и большой, как решето». И опять секретарь райкома, увидев наше новое поле, покачивал головой и цедил сквозь зубы: «Вот так черти эти монахи! У них и на болоте добрый урожай родится!» Но каких-то особых се­кретов у нас не было. Успех любого дела, прежде всего, зависит от увлеченности им, прилежания и настойчивого труда.

Правда, этот секретарь с его черной завистью в конце кон­цов таки доконал нас. Сперва у монастыря было 20 гектаров земли, потом нам оставили десять, вслед за этим — пять, а подошло время — и у нас вообще отобрали всю землю. Но и на этом богоборческие власти не успокоились. В период хрущев­ских гонений на Церковь, в 1964 году, наш монастырь вообще закрыли. Его насельников перевели в Свято-Успенскую Почаевскую Лавру. В их числе был и наш бывший настоятель, архиман­дрит Михаил. Спустя некоторое время он принял схиму с име­нем Митрофан.

А ведь наш монастырь был центром духовного притяжения для многих людей из западно-украинских земель. По субботам и накануне праздников без каких бы то ни было понуканий, ради утешения, духовной радости, приобщения к высшим духовным ценностям в наш Свято-Иоанно-Богословский Крещатинский монастырь стекались сотни паломников из Черновицкой, Ивано-Франковской и Закарпатской областей. После вечернего бо­гослужения паломники располагались в окрестном кустарнике.

Ночь напролет оттуда доносились чудные духовные песнопе­ния, сопровождаемые трелями соловьев. И не раз, в такие ночи, несмотря на усталость, я не мог заснуть. Хотелось слушать непрестанно эту Божественную симфонию, которая исполня­лась людьми и птицами, славившими Творца. Все это духовно укрепляло и вдохновляло меня, придавало новые силы в моем не­легком монашеском подвиге. В одну из таких чудных весенних ночей 1953 года я написал стихотворение о своей родной Буко­вине. В нем есть такие слова:

Люблю тэбэ, Буковыно,

  Люблю твои людэ,

Ты одна для мэнэ маты,

Другои нэ будэ.

Мне также хотелось бы привести несколько строк из одной духовной песни, исполнявшейся паломниками под стенами на­шего монастыря:

Пид хрэст Твий стаю,

Спасителю мий мылый,

Молю я Тэбэ: подай же мэни

За грixы жаль щырый.

Какое глубокое содержание сокрыто в этих безыскусных строках! Не пустомыслие должно лежать в основе нашей жизни, а обдуманные, праведные поступки. За свои ошибки, за вольные и невольные прегрешения перед ближними нашими надо отвечать, надо просить Господа о даровании «щирого жалю», т. е. силы разума и воли для препобеждения искренним раскаянием всего неразумного и губительного для душ наших.

В субботы и накануне праздников к нам в монастырь при­ходило столько людей, что мне, как иеромонаху, доводилось исповедовать вожделевших этого с двух часов дня до двух ча­сов ночи, а иногда — даже до четырех часов утра. Я старался внимательно выслушивать каждого, утешать страждущих и укреплять их в вере. К концу исповеди я чувствовал страш­ную усталость, но вместе с тем и огромное удовлетворение оттого, что я нужен людям.

Бывали и трудные случаи. В 1947 году, в одно из вос­кресений, во время проведения мною Таинства Святой Ис­поведи,    ко   мне   подошла   молодая   женщина.    Содержание ее исповеди потрясло меня. Обращаясь ко мне, она сказа­ла: «Святой отче, я глубоко верующая учительница. И в моей святой исповеди постарайтесь не успокаивать меня, а только выслушать. Дело в том, что я дружила с одной учительницей, и мы oбе дали обет — жить вместе до конца нашей жизни (то есть, она имела в виду лесбиянский грех, — авт.). На днях постигла страшная для меня весть — моя подруга вышла замуж. Не имея силы перенести эту измену, я решилась на самоубийство. Но как христианка, прежде чем совершить этот грех, я решила исповедаться, что не имею силы побороть его. Прошу Вас, отче, не переубеждать меня в этом». В эти страшные минуты благодать Духа Святого помогла мне искать не кары за такое безумство, а средство для того, чтобы помочь ей не совершить греха самоубий­ства. И я решился на следующее: «Прошу Вас, пани учительница, — обратился к ней, — понять меня так, как я понял Вас. Я понял, что мое сопротивление напрасно, но как духовник я считаю своей обязанностью сказать Вам так: прежде, нежели Вы совершите такой смертельный жест, Вы должны еще два раза прий­ти к Святой Исповеди». Она согласилась с этим. Через неделю (а я ожидал этого с особым волнением) учительница вновь предстала передо мной. Заливаясь горькими слезами, она еще раз исповедалась в своем грехе. А спустя еще неделю, придя на исповедь, учительница припала к моим рукам, стала це­ловать их и, рыдая, благодарить меня за то, что я, распре­делив Святую Исповедь на три этапа, помог ей преодолеть чувство отчаяния и безысходности, победить охватившее ее безумие и осознать необходимость раскаяния в грехе. Уходя, она сказала: «Теперь никакая сила не разлучит меня с моим любимым Иисусом, какие бы искушения не являлись на дороге моей жизни, я с моим Иисусом Милосердным постараюсь их одолеть».

Лишь один Господь ведает, какая неизреченная радость охватила меня в эту минуту! Да и как было мне не радоваться? Ведь с помощью Божией мне удалось спасти человека на самом краю бездны. А ведь можно было поступить и иначе, по закону немилосердного судьи, и сказать ей: «Уходи с моих глаз, грешни­ца!» Но, слава Богу, этого не случилось.

Правда, одному человеку — Дионисию Константиновичу Бевцику, который сыграл такую большую роль в принятии мною судьбоносного решения об уходе в монастырь и вообще, во всей моей жизни, — я не смог ничем помочь. И не из-за равнодушия, и не из-за немилосердия. Помочь ему было невозможно потому, что Бог оставляет Свое попечение о тех, кто сворачива­ет с Его стези на окольные стежки ради стяжания богатств мира сего.

Во время войны Дионисий потерял самое дорогое — своих сыновей, призванных в Красную Армию. Младший сын Дионисия — Димитрий погиб на фронте, а старший — Константин про­пал без вести. А после войны на неутешного отца обрушились новые беды. В ходе коллективизации всех овец, коров и лошадей Дионисия забрали в колхоз, все амбары и другие хозяйствен­ные постройки его двора разрушили и снесли с лица земли. Потрясенные этим произволом, Дионисий и его невестка, жена Константина, Марфа (Туся) вступили в повстанческую органи­зацию. Вскоре их арестовали и отправили в сибирские лагеря. Там было вдосталь и каторжной работы, и унижений, и горя. А вот лагерной баланды самому богатому человеку нашего села, как и всем его солагерникам, постоянно не хватало. Его дом в Буковине, который он с таким усердием, с такой любо­вью обустраивал многие годы, колхоз превратил в инкубатор. Его жене колхозное начальство «доверило» ухаживать за инкубаторскими цыплятами. Дионисий же в лютую сибирскую стужу не раз вспоминал теплое, ласковое море, омывающее Святую гору Афон, и ту роковую ночь на ней, когда он ради пре­ходящих земных благ решил отказаться от своего, принесен­ного Богу обета и тем самым попрал предначертанный ему свыше жребий.

А мне в 1955 году исполнилось 34 года. 17 из них я провел в родительском доме, 17 — в монастыре. В святой обители я приобрел бесценный опыт духовного делания. В последние пять лет, будучи настоятелем монастыря, я старался пере­дать свой духовный опыт его насельникам. Казалось бы, я дол­жен был обрести полную душевную гармонию. Но, тем не ме­нее, временами я ощущал какое-то внутреннее беспокойство, какую-то неудовлетворенность. Наконец, с помощью Божией, меня осенило: неудовлетворенным оставалось присущее мне с детства тяготение к знаниям. Пробелы в своем образовании я постоянно пытался восполнять напряженной самостоятель­ной работой. Но привести полученные таким путем отрывоч­ные сведения в систему можно было лишь с помощью опытных наставников.

В послевоенное время к нам в монастырь не раз наведы­вались агитаторы, призывавшие нас, монахов, отречься от веры и покинуть монастырь. В награду за это святотатство они обещали устроить нас в университеты и институты. Разумеется, я, Богу содействующу, отвергал предложения этих искусителей.

Но вскоре после того, как мне исполнилось 34 года, наше духовное руководство предложило мне углубить и система­тизировать мои богословские знания в Московских духовных школах — Семинарии и Академии. Радости моей не было пре­дела. Время понеслось с лихорадочной быстротой. И, нако­нец, настал день, когда я сел в поезд «Черновцы — Москва».

Конечно же, я тогда не знал того, что навсегда покидаю родной край, что в дальнейшем мне предстоит наведывать­ся в родные места только на короткое время. Но я постоянно вспоминал и вспоминаю мою прекрасную Буковину, этот цве­тущий райский уголок. Она меня духовно вскормила и закали­ла, она питала и питает меня вдохновением в трудах моих. Я благодарю Бога за то, что по Его промыслительной воле я родился среди боголюбивого буковинского народа — твер­дого, непоколебимого в своей святоотеческой вере, преиспол­ненного любви к людям и к своему Творцу. Мне также хочет­ся от всего сердца сказать: «Спасибо тебе за все, моя родная Буковина!»

IV. Господь направляет стези мои.

Я покидал пределы моей родной Буковины зрелым, сфор­мировавшимся духовно в монашеском подвиге человеком, ко­торому праведный и благой во всех делах Своих Бог даровал призвание на Свою святую службу, выше которой не может быть ничего. Меня ждали расположенные в Сергиевом Посаде (Загорске) Московские духовные школы — Семинария и Акаде­мия. На протяжении более полутора столетий они были свя­заны со святой обителью преподобного Сергия Радонежско­го. Под его молитвенным покровом в Троице-Сергиевой Лавре богословское образование тесно соединялось с пастырским душепопечением. В этих всемирно известных духовных шко­лах мне предстояло дополнить свой опыт духовной жизни глубиной богословского ведения.

Я ясно представлял себе все трудности, которые меня ожи­дают. Ведь садиться вновь за ученическую парту мне пред­стояло после 17-летнего пребывания в монастыре. Но я был уверен в том, что благодаря многолетней духовной закалке, полученной мною в монастыре, я смогу преодолеть любые затруднения. Я чувствовал в себе силы для того, чтобы сле­довать призыву Апостола Петра: «Взрастайте в благода­ти и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа». Я был преисполнен стремления усваивать знание, перени­мать полезное у других, неутомимо постигать глубины богословия. Мне казалось, что ближайшие несколько лет не сулят мне каких-то особых, неожиданных поворотов в моей судьбе, что они будут заполнены лишь слушанием лек­ций, чтением, осмыслением услышанного, прочитанного, усвоенного.

Но Промысел Божий выше всякого человеческого разума и того, о чем мы мечтаем. «Как небо выше земли, так... мысли Мои выше мыслей ваших», — говорит Господь. И дальнейший мой рассказ еще раз подтверждает истинность слов Свя­щенного Писания: «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его».

Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"