НЕ ПРЕНЕБРЕГАТЬ ВЕЧНЫМ РАДИ СУЕТНОГО И ПРЕХОДЯЩЕГО!
С детства Дионисий отличался глубоким христианским благочестием. А 18-летним юношей он вместе со своим отцом и группой односельчан совершил паломничество ко святым местам: в Палестину и на Святую гору Афон, которая расположена на глубоко врезающемся в Эгейское море полуострове Халкидики, на северо-востоке Греции.
Это паломничество длилось более двух месяцев. В Палестине паломники посетили Святой Гроб Господень, Святую. Голгофу, град Вифлеем, где родился Иисус Христос, град Назарет, где Спаситель мира провел Свои детские и юношеские годы со Своей Пречистой Матерью и Праведным Иосифом, с также град Сихар, колодец Иакова и другие святые места, в том числе святую реку Иордан, где они с благоговением погрузились в воды Иорданские и набрали в заранее припасенные сосуды святую воду, дабы привезти ее домой.
После святой Пятидесятницы женщины-паломницы стали возвращаться домой, а мужчины направились на Святую гору Афон. На ее лесистых холмах, среди 20 православных монастырей — греческих, болгарских, сербских, грузинских — возвышались строения древнего, получившего самостоятельный статус в 1169 году, русского Свято-Пантелеимонова монастыря. В конце XIX — начале XX вв. он переживал период наивысшего расцвета. В нем пребывало около двух тысяч российских монахов. Площадь, которую занимали монастырские строения, намного превышала площадь Ватикана. Российские православные владения на Афоне в 1913 году оценивались в 80 миллионов золотых рублей. Российские суда раз в неделю прибывали в Афонский порт Дафни. Кроме того, у монастыря было два собственных судна, которые совершали регулярные рейсы в Одессу, Батум и Константинополь.
На Святой горе Афон паломники из моего родного села посетили множество храмов и скитов и, пребывая в посте и молитве, с глубоким благоговением укрепляли себя в святой благодатной православной вере. Духовная жизнь подвижников Святой горы произвела такое громадное впечатление на юношу Дионисия, что он, посоветовавшись с отцом и получив его родительское благословение, решил, что во время следующего паломничества он навсегда останется на Святой горе Афон и посвятит всю свою дальнейшую жизнь монашескому подвигу в уделе Божией Матери, Которая считается Игуменией Святой горы.
Через некоторое время Дионисий, его отец и группа паломников из нашего села вновь отправились на поклонение Святыням в Палестину и на Святую гору Афон. Дионисий пустился в путь с твердым намерением остаться до конца дней своих на Святой горе Афон, дабы вдали от суетного мира свершать свой молитвенный подвиг вместе с другими подвижниками, взыскующими града Небесного. Прибыв на Святую гору Афон, Дионисий получил благословение настоятеля русского Свято-Пантелеимоновского монастыря (который с XVIII века назывался «Новый Руссик») на то, чтобы навсегда остаться на иноческом послушании в этом монастыре.
Наступила последняя ночь пребывания паломников на Святой горе Афон. Закончилось ночное богослужение. Паломники, в том числе и отец Дионисия, пошли отдохнуть перед дальней дорогой. Дионисий остался один. Он сел на камень и погрузился в раздумья о своей дальнейшей судьбе. И тут, среди окружавшей его Божественной красоты, Дионисия подстерег враг рода человеческого, который вознамерился отвратить юношу от предначертанного ему Богом пути.
Предостерегая от соблазнов диавольских, Святой Иероним писал: «Не будем, проходя по путям этого мира, облекаться двумя туниками, т. е. двоеверием, не станем отягощаться кожаною обувью, т. е. заботами о смертном, пусть нас не давит к земле ноша богатства, не будем опираться на тростник, т. е. на мирское могущество; не пожелаем почитать одинаково и Христа, и мир. Место скоропреходящего и тленного пусть займет вечное; и ежедневно умирая (я говорю о теле), не будем считать себя вечными в остальном, чтобы иметь возможность стать действительно вечными».
Но разве мог хлопец из далекого буковинского села знать эти слова Святого Иеронима? Да если бы он их и знал, то вряд ли смог бы противостоять доводам лукавого искусителя, которые, подобно змеям, вползали в его мозг и сердце и оставляли в них ядовитую отраву. «Я останусь здесь нищим монахом,— думал пленяемый духом злобы поднебесной Дионисий, — здесь в труде и изнурении будет протекать моя однообразная жизнь, в которой один день ничем не будет отличаться от другого, а в это время мой старший брат Димитрий приберет к своим рукам все богатства нашего отца, будет жить в холе и неге и потихоньку посмеиваться над жалким афонским монахом». Наконец, не устояв перед коварным искусителем, Дионисий решил: «Нет, я не останусь здесь, на Афоне, а возвращусь вместе с отцом домой!»
Услышав впервые об этом решении Дионисия, я не нашел в душе моей слов, осуждающих его. Не напишу их я и сейчас. Ведь даже многие мои соотечественники, на которых в последние годы обрушились неимоверные трудности, не могут представить себе ту нищету, которая царила в Буковине в 20—30-х годах XX века. Безземелье и малоземелье, голод и безысходность ожесточали сердца, толкали людей на такие поступки и преступления, которые в благополучные времена не могут привидеться даже в самом страшном сне. Пожилые люди, живущие в Кицманском районе, до сих пор вспоминают, как в 1935 году один крестьянин из села Киселив (фамилию его по этическим соображениям я не буду называть, хотя и помню ее) вместе со своим братом Иваном и со своей женой убили ее родного сына от первого брака, чтобы поделить между собой землю, которая досталась ему по наследству от отца.
Эта трагическая история послужила основой для написанной мною, в бытность мою иеромонахом, в 1947-1949 гг. пьесы «Маты-вбывця». Но по идеологическим мотивам она, а также написанная в это же время пьеса «Шукала щастя, а знайшла могилу, або Суд coвicтi» были отвергнуты партийными чиновниками и верно служившими им чиновниками от литературы. Рукописи этих пьес либо хранятся до сих пор в несгораемом сейфе, либо были сразу же уничтожены, как и многие другие произведения «идеологически вредной литературы».
Не осуждаю я Дионисия и потому, что монашеский подвиг во все времена был уделом немногих; его тяжкая ноша по плечу лишь тому, кто находит в себе силы для того, чтобы умереть для мира и вместе с тем ежедневно, ежечасно, ежеминутно сораспинаться за этот самый, лежащий во грехе мир.
Продолжу прерванный рассказ. Когда отец Дионисия стал собираться в дорогу, последний, прискорбно удивив его и настоятеля Свято-Пантелеимоновского монастыря, заявил, что он также решил возвратиться домой. Объясняя это решение, он скрыл подлинную причину — желание завладеть наследством своего отца — и солгал, будто бы его страшит то, что он не сможет выдержать тяжести монашеского подвига. Уговоры отца и настоятеля монастыря оказались напрасными. Дионисий пренебрег предначертанным ему свыше жребием, возвратился домой и с рвением приступил к стяжанию благ мира сего.
Следует заметить, что после возвращения Дионисия в село все в его жизни складывалось в полном соответствии с тем, о чем ему во время его ночного бдения на Святой горе Афон нашептывал лукавый искуситель рода человеческого. Дионисий стал самым богатым среди наших односельчан. Повезло ему и в семейной жизни. У него и его жены Домны Крикливей, родилось четверо детей: два сына — Константин и Димитрий — и две дочки — Зиновия и Евфимия. Зиновию Дионисий со временем выдал замуж за сына нашего зажиточного односельчанина Матвея Андрощука. Другую дочку, Евфимию, Дионисий, опасаясь потерять богатого зятя, еще несовершеннолетней, пятнадцати лет от роду, выдал замуж за Михаила Кошмана. Сын Дионисия, Константин, женился на одной из самых богатых девушек из села Ставчаны, по имени Марфа, которую все у нас ласково называли Тусей (имя, производное от «Марфуси»). Младший сын Дионисия, Димитрий, был еще мальчишкой и жил в доме отца. Старший брат Дионисия, Димитрий, умер совсем молодым. Его вдова, оставшаяся с четырьмя детьми, иногда ради пропитания трудилась на поле своего богатого родственника Дионисия.
Как я уже упоминал, на поле Дионисия нередко доводилось также трудиться моим родителям и мне. Дионисий не был чванливым человеком, и работники питались вместе с его семьей. Во время таких трапез Дионисий, которого явно мучила совесть из-за попранного им жребия Божьего, часто рассказывал нам о святой жизни насельников Свято-Пантелеимоновского монастыря и подвижников других монастырей Афона, а также о ревнителях строгого благочестия — исихастах, проповедовавших идею о существовании Божественного Света, который во время Преображения Христа просиял на горе Фавор. Особенно запал мне в душу рассказ Дионисия о дивном строительстве на Святой горе Афон Свято-Симоновского монастыря в честь Рождества Христова.
Перескажу историю этого строительства, поведанную Дионисием. На западной стороне Святой горы Афон, в одной из пещер, в стародавние времена поселился отшельник Симон со своим послушником. И вот однажды, в Рождественскую ночь, Симон вышел из своей пещеры, присел на камень, лежащий у входа в нее, и погрузился в раздумья. Но вдруг над возвышавшимся пред ним утесом воссиял свет, подобный свету яркой звезды, и отшельник услышал громоподобный глас, который повелел ему: «Симоне, построй здесь Мне Храм!» После этого видение исчезло.
Симон, не медля, пригласил из Греции искусных строителей и обратился к ним с просьбой воздвигнуть на указанном Небесным гласом месте храм в честь Рождества Христова. Осмотрев это место, мастера сказали старцу Симону «Здесь, на страшной крутизне, нависающей над морем невозможно какое бы то ни было строительство». Огорченный старец молвил: «На все воля Божия» — и попросил строителей побыть немного с ним.
Затем Симон послал послушника в пещеру за вином, которым он хотел попотчевать гостей. Возвращаясь в пещеры с кувшином вина, послушник поскользнулся и полетел вниз с 200-метровой крутизны. Старец Симон и мастера-строители стали горько скорбеть о случившемся. Но вдруг они умолкли и оцепенели. Из росших возле входе в пещеру кустов в промокшей до нитки одежде, но целый и невредимый, появился послушник. В руках он держал, даже не треснувший при падении кувшин, в котором плескалось вино.
Когда старец Симон и мастера-строители вновь обрели дар речи, они стали наперебой расспрашивать послушника о случившимся с ним. Послушник сообщил, что в момент падения, когда он уже погружался в волны морские, его подхватил какой-то юноша, взмыл вместе с ним вверх и поставил его перед пещерой. Слушатели сразу же сообразили, что это был Ангел Господень. Греческие мастера осенили себя крестным знамением и сказали: «Богу содействующу, мы приступаем к строительству святого храма на этом скалистом обрыве!» Так на горе Афон возник Свято-Симоновский монастырь.
Этот, а также другие рассказы Дионисия о дивной жизни на Святой горе Афон все глубже и глубже западали в мою душу. Частым гостем у Дионисия был бывший афонский монах Герман из села Дорошивцы, Заставнянского района, Черновицкой области. Его яркие воспоминания об иноческом подвиге афонских подвижников еще больше укрепляли меня в моем намерении вступить в монастырь.
А на превосходного рассказчика, несостоявшегося монаха и самого богатого человека нашего села Дионисия внезапно обрушились страшные беды и невзгоды, сравнимые разве что с бедами библейского праведного Иова. Первым ударом для него стала смерть при родах его старшей дочери Зиновии. Ее богатое приданое, т. е. значительная часть движимого и недвижимого имущества Дионисия, досталось вдовцу – Матвею Андрощуку.
Пришла беда — отворяй ворота. Мужа второй дочери Дионисия, Михаила Кошмана, призвали в румынскую армию на железнодорожные работы. Как-то один из его сослуживцев уезжал в отпуск на родину. Михаил решил передать с ним письмо своей молодой жене Евфимии. Но случилось так, что он немного опоздал к поезду. Догоняя его с письмом в руке, Михаил поскользнулся на гравии и попал под колеса, которые перерезали его пополам. Изувеченное тело Михаила привезли домой. Скорбь 18-летней вдовы, ее отца, родственников и близких невозможно передать словами. Через несколько лет Евфимия вышла замуж за разведенного мужчину, по имени Илия, из села Суховерхое. Ее дальнейшая судьба мне неизвестна...
Но Бог поругаем не бывает. И всеблагая Десница Божия, видимо, предрешила исполнение того, от чего отрекся Дионисий, мне — сыну его батрака, пасшему в детстве овец у этого богатого человека с трагической судьбой.
Однако Богу было угодно проверить твердость моего намерения посвятить себя монашескому подвигу. Не прошло и нескольких часов после моего ухода из отчего дома в монастырь, как весть об этом разнеслась по всему селу. Было воскресенье. В центре села толпились люди. Когда мой отец по какой-то надобности оказался там, его обступили богачи нашего села, которые втайне мечтали выдать за меня замуж своих дочерей. Они стали укорять моего отца в том, что он якобы довел сына до того, что тот решил бежать из отчего дома, куда глаза глядят. Осыпаемый укорами, отец поспешил домой и устроил там страшный скандал. «Это ты, — кричал он матери, — домолилась до того, что наш сын ушел в монастырь, а все село обвиняет в этом меня. Если ты не приведешь его обратно, то я убью тебя!»
Покрытая синяками от побоев отца, мать примчалась в монастырь и стала слезно умолять меня возвратиться домой. Опасаясь за ее жизнь, я ушел из монастыря вместе с ней, а затем на протяжении двух недель вел крайне болезненные переговоры с отцом. Я подчеркивал, что в моем уходе из родительского дома нет его вины, и убеждал в серьезности моего намерения посвятить свою жизнь Богу. Наконец отец смирился, и я навсегда покинул родительский дом. Моим домом стал Свято-Иоанно-Богословский Крещатинский монастырь, а моей семьей — его боголюбивая братия.
Праведен и велик Ты, Господи, в Своих предначертаниях!
III. Пора духовного мужания.
В мои 17 лет я по промыслительной воле Божией отделил себя от мира, его суетных забот и треволнений, от близких друзей — то есть от всего того, что осталось за монастырскими стенами. Сделать этот шаг было непросто. Но еще сложнее оказалось «отложить прежний образ жизни ветхого человека». Из тростинки, клонящейся в ту сторону, куда дует ветер, мне предстояло с помощью Божией и монашествующей братии «облечься в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины». Началась пора моего духовного возмужания. Каждый новый день, прожитый в монастыре, озарял мою душу светом Духа Святого, направлял меня ко Христу, нашему Спасителю. И это придавало мне новые силы для того, чтобы ничем не посрамить предначертанный мне жребий Божий.
В Свято-Иоанно-Богословском Крещатинском монастыре я находился в течение 17 лет. Все эти годы были заполнены усердными молитвами, тяжелой физической работой, самоотверженным духовным деланием: каждодневным, пристальным всматриванием в себя, в свои мысли, ощущения, переживания, каждодневной оценкой их перед лицом вечности. Послушник, монах, иеродиакон, иеромонах, настоятель — таковы ступени моего послушания в Свято-Иоанно-Богословском Крещатинском монастыре.
Мы, монахи, добровольно отреклись от светских сует и принесли себя в жертву Богу. Но суетный мир донимал нас и за монастырскими стенами. Вторая мировая война, присоединение Буковины к Советскому Союзу, послевоенная разруха и насильственная, скоротечная перестройка жизни буковинского народа на социалистический лад, протест части населения против бесцеремонного разрушения складывавшихся в наших краях на протяжении столетий устоев жизни — все это не могло не отражаться на бытии нашей святой обители и каждого из ее насельников.
Обо всем этом и пойдет мой дальнейший рассказ.
1938-1945 годы.
Свято-Иоанно-Богословский Крещатинский монастырь располагался на крутом, скалистом берегу Днестра. На другом берегу реки начиналась Тернопольщина. Там находился небольшой городок Залищики. Митрополия Буковины и Хотина, подчиненная Патриархии в Бухаресте, оказывала всяческую поддержку лишь монастырям с румынскими насельниками. А наш монастырь — единственный в Буковине православный монастырь, в котором жили монахи-украинцы, — никакой материальной помощи от Митрополии не получал и находился в бедственном положении. В маленьком домике размещались келья настоятеля, кухня, трапезная; кроме того, в крохотной комнатушке жили четыре или пять послушников. Остальные насельники ютились в бараке. Спали мы на соломе, как овцы.
Мы могли полагаться лишь на свои собственные силы и на помощь православного населения из окрестных сел и городков. Все необходимое для жизни мы добывали своим трудом. Мы пахали и сеяли, косили и молотили, занимались огородничеством и ремеслом. Но при этом мы всегда следовали уставу св. Саввы Освященного и руководствовались наставлением Василия Великого: «В то время, как двигаются руки... посредством Псалмов, гимнов и духовных песен славьте Бога, и во время работы творите молитву и благодарите Того, Кто дает нам силу рук для работы и мудрость разумения для достижения знания... Если этого не происходит, то, как тогда согласовать слова Апостола: «Молитесь беспрестанно» и «Трудитесь день и ночь»». Питались мы два раза в день, а во время поста — один раз. В Великий пост у нас только по субботам и воскресеньям была пища с постным маслом, а в остальные дни этого поста мы довольствовались пищей сухой, без масла. Как правило, это была печеная картошка и хлеб. Далеко не все послушники смогли выдержать тяжесть монашеского подвига. Некоторые оставляли святую обитель и возвращались к прежней жизни. Монашеский подвиг оказался по силам лишь тем, у кого была глубокая, пронизывающая все закоулки их душ, вера. И оставшиеся в монастыре, при всей бедности своего быта, жили насыщенной и богатой внутренней жизнью.
Этим мы были обязаны настоятелю нашего монастыря, игумену Михаилу (Мензаку). Он был родом из расположенного между Прутом и Черемошем села Русский Банелив, нынешнего Выжницкого района Черновицкой области. Как я уже отмечал, игумен Михаил начинал свой монашеский подвиг в знаменитом буковинском монастыре Путна. Наш настоятель был ревнителем чрезвычайно строгой монашеской жизни. Он постоянно напоминал нам поучение Отца монашества, преподобного Антония Великого о том, что монах до конца своей земной жизни должен быть недоволен собой; аскеза для него не заслуга, а обязанность, дорога к цели; каждый новый день это новое начало достижения бесконечной цели. Игумен Михаил каждодневно совершал все чиноположенные богослужения, работал в монастырском хозяйстве и, кроме того, успевал в течение дня прочитывать всю Псалтирь, то есть 150 Псалмов.
Примером его строгой монашеской жизни Господь помогал и нам. В меру наших возможностей мы старались подражать его любви к Церкви Христовой и упражняться в духе молитвы. Вдохновляло нас на это и назидание Святого Апостола Павла: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростию; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу». Вечернее богослужение и повечерие проходили у нас в будние дни с 7 до 9 часов вечера. Затем мы ложились спать, но в 12 часов вставали на полуночницу и утреню, которая заканчивалась в половине третьего ночи, а если служба была славословной, — то в три часа. Молитвенное усердие нашего игумена настолько воодушевляло нас, насельников, что мы часто, собравшись вместе после окончания утрени, читали Псалтирь. И, благодарение Богу, такая жизнь, не оставлявшая нам ни минуты пустопорожнего времени, заполненная непрестанным служением Богу, не давала разбушеваться страстям молодости, и мы закалялись в своем благочестии, а вернее сказать, Дух Святой закалял нас для дальнейшего сложного и ответственного служения, которое было нам предначертано свыше.
В назидание молодым монахам мне хотелось бы привести один пример, свидетельствующий о строгом духовном воспитании, которое насаждал в монастыре наш игумен. Однажды моя мать, которая видела, как скудно мы жили, принесла мне гостинец — чай и сахар. Заварив чай, я пригласил в келию своего собрата, иеродиакона Антония (Вакарика), ныне покойного — Митрополита Черниговского и Нежинского. Но не успели мы отпить и глотка этого, казавшегося нам тогда необыкновенным лакомством, напитка, как в дверях келий показался игумен Михаил. Строго сдвинув брови, он взял из наших задрожавших при его появлении рук чашки и, выйдя на балкон, вылил ароматно пахнувший напиток на землю. А потом, укоризненно покачав головой, заметил: «В монастыре тайноядением не занимаются!» Мы с отцом Антонием произнесли покаянные слова и запомнили этот урок нашего игумена на всю жизнь. Запомнились нам и его слова о преимуществах монашеской жизни по сравнению с жизнью мирской. «Мы, монахи, — не раз говорил он, — живем чище, спим спокойнее, окормляемся милостью Божией чаще, падаем реже, поднимаемся легче, двигаемся осторожнее, умираем с большей уверенностью в свое спасение и вознаграждаемся в Небесной жизни щедрее».
Благодаря строгому духовному попечению игумена Михаила укреплялась не только моя вера, но и вера моих собратьев. Духовная закалка, полученная нами в Свято-Иоанно-Богословском Крещатинском монастыре, очень сильно помогала нам в нашем дальнейшем служении. Мне хотелось бы назвать здесь несколько имен насельников нашего монастыря, которые, выполняя затем разные церковные послушания, проявили себя как верные стражи Святого Православия и с честью выдержали нелегкие испытания, выпавшие на их долю в пору страшных лихолетий.
Иеромонах нашего монастыря, отец Мефодий (Мензак), племянник нашего игумена, закончил Московские Духовные школы — Семинарию и Академию, — служил Епископом, а затем Архиепископом Черновицким, потом — Вологодским и, наконец, — Омским. В Омске трагически закончилась его земная жизнь: в октябре 1978 года он был задушен в епархиальном доме. Его убийц не нашли.
С громадной пользой для нашей Святой Канонической Православной Церкви и боголюбивых соотечественников наших распорядился ниспосланным ему свыше бесценным Божиим даром дорогой моему сердцу собрат Антоний (Вакарик), который в бытность мою настоятелем Свято-Иоанно-Бо-гословского Крещатинского монастыря выполнял в нем послушание эконома. В 1962 году, после окончания Московской Духовной Семинарии и Академии, он определением Священного Синода Русской Православной Церкви был возведен в сан Епископа с назначением на Смоленскую Кафедру. Затем он был Епископом Симферопольским и Крымским, а впоследствии — Митрополитом Черниговским и Нежинским. Я не раз радовался и радуюсь трудам Митрополита Антония — и не только архипастырским, но и богословским. Его книги и проповеди — простые, понятные любому читателю, вдохновляют людей на то, чтобы непоколебимо стоять на страже Святого Православия.
Верными исповедниками веры Христовой в трудных испытаниях прошедших лихолетий всегда оставались архимандрит Владимир (Стренатка), архимандрит Кирилл (Штефьюк), схиархимандрит Димитрий, строгий монашеский подвижник Свято-Почаевской Лавры.
Дружеские отношения со многими бывшими насельниками Свято-Иоанно-Богословского Крещатинского монастыря я сохранял затем во все последующие годы и сохраняю сейчас — с теми из них, кому Бог судил дожить до наших дней. А тех, кто уже отошел к вечности, я неустанно вспоминаю в своих молитвах. Особенно тесным было мое духовное общение с уже почившими Владыками Мефодием и Антонием. На праздники мы собирались вместе на моей Кафедре или на Кафедрах Владык Антония и Мефодия, совершали торжественные Архиерейские Богослужения, объединяя и сплачивая тем самым наш народ, укрепляя его в стойкости и противостоянии воинствующему безбожничеству, которое неутомимо насаждалось светскими властями всех уровней. О нашем тесном духовном общении было известно в церковных кругах. Во время одной из моих встреч с крестным сыном уже отошедшего в вечность Патриарха Алексия I (Симанского), секретарем Московской Духовной Семинарии и Академии, протоиереем Алексием Остаповым, которого также уже нет среди живых, он поведал мне такую историю. По его словам, однажды к Святейшему Патриарху Алексию I пришел один из иерархов нашей Русской Православной Церкви с жалобой на другого Владыку, с которым он, будучи иеромонахом, жил в одном монастыре. Святейший Патриарх, внимательно выслушав его, заметил: «Владыка, как же так случилось, что Вы жили в одном монастыре, а сейчас не любите друг друга? Осмотритесь вокруг себя, обратите внимание на то, как дружно живут Архиепископ Мефодий, Архиепископ Никодим и Архиепископ Антоний. Они также были насельниками одной обители и сохранили братскую привязанность на всю дальнейшую жизнь: помогают друг другу, встречаются, служат и ободряют свою паству. Вы же на смех всем ссоритесь. Прекратите распрю и последуйте доброму примеру, о котором я вам рассказал». Беседа с протоиереем Алексием Остаповым меня очень обрадовала. Приятно было осознавать, что Патриарх Алексий I ставил нас в пример другим Архиереям.
Но все это — и дружеское духовное общение церковных иерархов — питомцев одной обители, и беседа с протоиереем Алексием Остаповым, и добрые слова в наш адрес Патриарха Алексия I — было потом. А пока, в конце 30-х годов XX века, мы неутомимо трудились в нашем монастырском хозяйстве и славили Господа своими молитвами и духовными песнопениями. Правда, через год после моего вступления в монастырь наши моления и песнопения стали проходить под аккомпанемент первых грозовых раскатов. Их провозвестием стало подписание 23 августа 1939 года в Москве пакта Молотова — Риббентропа. Спустя год после этого фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Через какие-то полмесяца с небольшим Красная Армия заняла Западную Украину. А затем, менее чем через год, подошла очередь Буковины. В июне 1940 года Советское правительство предъявило правительству Румынии требование о возврате Советскому Союзу Бессарабии и Буковины. Это требование было немедленно удовлетворено. 28 июня 1940 года в Черновцы вступили части Красной Армии. 2 августа 1940 года Северная Буковина была провозглашена Черновицкой областью УССР. Православные храмы и монастыри этого края были подчинены юрисдикции Русской Православной Церкви. Начался сложный и болезненный процесс советизации новой территории.
Изменение власти в Буковине круто изменило и судьбу моих родителей. Отец, поддавшись посулам сладкоречивых агитаторов, завербовался на работу на Челябинский тракторный завод. Однажды бригада, в которой он трудился, не выполнила дневную норму. За это ее лишили ужина. Отец, в котором всегда жило обостренное чувство справедливости, пошел добиваться правды. Но он не учел того, что имеет дело не с румынскими помещиками, с которыми он не раз вступал в споры по поводу условий своего труда и иногда добивался требуемого. Ранним утром следующего дня к общежитию рабочих подъехал «черный воронок» и увез моего отца. Назад он не вернулся. Люди, работавшие рядом с ним, написали моей матери, что его сразу же, без суда и следствия, расстреляли. Вот так «поужинал» мой отец в далекой стороне.
Моя мать осталась одна. Безрадостной была ее жизнь при старой власти. Новая власть принесла ей только новые беды. В годы войны на ее долю выпали такие невзгоды, которые далеко не каждый в силах вынести. Вскоре после окончания войны моя мать закрыла дверь нашей покосившейся хатенки, перекрестилась, поклонилась на все четыре стороны и навсегда покинула родной очаг. Ее путь лежал туда, куда ее так влекло со времен юности, где осушают любую слезу и где жизнь человека наполняется высшим духовным смыслом. Ее надежным, теплым приютом стал Свято-Введенский женский монастырь в Черновцах. В 1949 году она была пострижена в Великую схиму с именем Мария Магдалина.
Довоенное преобразование жизни на советский лад проводилось в Буковине крайне жесткими методами. Были частично уничтожены, частично вывезены в сибирские лагеря видные представители буковинской интеллигенции, многие священнослужители, да и те рабочие и крестьяне, которые не признали новую власть. Свидетелями одной из великого множества страшных трагедий довелось стать и нам, насельникам монастыря. Случилась она уже тогда, когда гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Гитлеровские бомбардировщики сбрасывали свой смертоносный груз на буковинские города и села. Но советские «очистители» нашей земли от «вредных элементов» не унимались даже в это ужасное время. Последний эшелон с узниками формировался под Черновцами. Очевидцы рассказывали, что возле одного из вагонов бегала собачка и жалобно скулила по своему хозяину, находившемуся в нем. Как знать, может быть, она предчувствовала ту кошмарную судьбу, которая была ему уготована.
Когда этот эшелон дошел до последней станции буковинской земли — Стефанивки, гитлеровские самолеты разбомбили железнодорожный мост через Днестр, который соединял Буковину с Тернопольщиной, а точнее, с городом Залищики. Со стороны Буковины берег Днестра очень крутой. Его высота более 200 метров. Железнодорожные пути, проложенные по этой крутизне к мосту, не пострадали от бомбежек. Конвой, который сопровождал узников, узнав, что мост через Днестр разрушен, перегнал паровоз в «хвост» эшелона. А затем паровоз толкнул закрытые наглухо вагоны с людьми вниз, к Днестру.
Развив большую скорость, вагоны, один за другим, посыпались со страшной крутизны в реку. Раздались крики и стенания погибавших страшной смертью людей. Эту неслыханную трагедию мы наблюдали из нашего монастыря, расположенного, как я уже говорил, на буковинском берегу Днестра.
22 июня 1941 года, в день нападения Германии на Советский Союз, Румыния, наряду с Италией, Словакией, Финляндией и Венгрией, вступила в войну на стороне Германии. 6 июля 1941года немецкие войска вошли в Черновцы. Оккупация длилась в Буковине 2 года и 9 месяцев. В марте 1944 года Буковина была освобождена от фашистов войсками Первого украинского фронта.
Я не буду вспоминать здесь о тех трудностях, которые переживали в годы войны насельники нашего монастыря. Ведь неимоверные лишения претерпевали тогда миллионы людей на фронте, в тылу и в оккупации.
Послевоенное десятилетие.
Незадолго до окончания войны в моей жизни произошло знаменательное событие. 6 января 1945 года я принял в нашем Свято-Иоанно-Богословском Крещатинском монастыре монашеский постриг с именем Никодим. По монастырскому уставу после пострижения во монаха полагается на протяжении трех ночей читать в храме Псалтирь. Нужно также, чтобы у новопостригаемого был духовник, который наставляет его и ручается за него. У нас в монастыре такого духовника не было. И когда я остался один в храме, то припал к Образу Святого Иоанна Богослова и сказал: «Святой Апостол, Евангелист Иоанне Богослов, будь мне духовником». Я твердо верил и верю, что под покровительством Святого Иоанна Богослова, благодаря его духовным наставлениям я преодолел все жизненные испытания и был храним Богом.
29 апреля 1945 года я был рукоположен в иеродиакона епископом Черновицким и Буковинским Феодосием (Иоверницким) в Свято-Троицком Кафедральном Соборе города Черновцы, а 23 февраля 1946 года тот же епископ и в том же Кафедральном Соборе рукоположил меня в сан иеромонаха. Наконец, в 1950 году я стал настоятелем Свято-Иоанно-Богословского Крещатинского монастыря.
Послевоенные годы в Буковине были очень тяжелыми. В отличие от Восточной Украины и России, мирная жизнь, жизнь без выстрелов по ночам, наступила в Буковине лишь в конце 40-х — начале 50-х годов. Еще в 1943 году в горах Буковины сформировались повстанческие отряды, которые действовали против румынских властей. Их выступления были обусловлены насильственной румынизацией Буковины. Ведь заместитель губернатора Буковины Маринеску однажды заявил: «Я успокоюсь лишь тогда, когда буду знать, что в Черновцах остались только румыны и немцы. Для людей другой национальности здесь нет места». И эти слова не были пустой угрозой. За ними последовали соответствующие им санкции. А последние в свою очередь вызвали противодействие повстанцев.
После окончания войны, когда в Буковине развернулась массовая насильственная коллективизация и нивелирование всего уклада жизни буковинцев под стандарт жизни в Советском Союзе, повстанцы обратили оружие против советской власти и тех, кто с ней сотрудничал. В Буковине действовали отряды сторонников Степана Бандеры и отряды сторонников Андрея Мельника. Кроме них, ночами в наших краях орудовали и шайки грабителей, которые маскировались под повстанцев. Жизнь мирных людей, в том числе и насельников нашего монастыря, полностью зависела от того, с кем им доведется столкнуться, а вернее, — от того, кто нападет на них.
В нашем районе действовал отряд повстанцев под руководством сына учительницы (ее фамилию я не знал) из Залищанского района. Звали этого вожака Роман-Богдан-Лев (в Галичине тогда было принято к имени человека присовокуплять имена его отца и деда). Однажды, то ли в 1946, то ли в 1947 году, его отряд по пятам преследовали так называемые «ястребки», задачей которых было искоренение повстанческого движения. Повстанцы намеревались прорваться в Залищанский район, Тернопольской области. Но переход из Буковины в Галичину в наших местах можно было осуществить только по узкой тропинке, вьющейся по скалистому берегу и ведущей в наш монастырь. А затем, пройдя через территорию нашего монастыря, надо было перебраться через Днестр.
И вот, в конце марта из кустов, росших вокруг нашей обители, ко мне подошел человек и, разъяснив ситуацию, попросил спрятать повстанцев в монастыре. На долгие раздумья у меня не было времени. Тогда отказать в чем бы то ни было, каким бы то ни было вооруженным людям было смерти подобно. Кроме того, на кон ставилось не только моя жизнь, но и жизнь всех насельников нашего монастыря. И, наконец, со стародавних времен и вплоть до наших дней велось и ведется так, что храмы и монастыри служили и служат убежищами для всех гонимых и преследуемых.
Короче говоря, для того, чтобы предотвратить жестокую резню, мы с иеромонахом Антонием спрятали повстанцев в неотапливаемой колокольне. Не прошло и часа, как в монастыре появился отряд «ястребков» во главе с подполковником. Надо отметить, что он, Царство ему Небесное, был умным и порядочным человеком. Он не раз говорил: «Не надо людей уничтожать, не надо безрассудно стрелять, надо стараться обходиться без кровопролития».
Так вот, этот отряд «ястребков» решил устроить в монастыре засаду, чтобы перехватить прорывавшихся в Галичину повстанцев. Пришлось нам поселить «ястребков» в келии, где мы жили с иеромонахом Антонием. Конечно же, мы известили об этом игумена и братию. А об укрывавшихся в колокольне повстанцах знали только мы с иеромонахом Антонием. В любую минуту в монастыре могла разыграться трагедия. В течение двух дней мы с иеромонахом Антонием ходили, как говорится, по лезвию ножа.
В селе Крещатик жила Анна Федорак, которая сочувствовала повстанцам. В корзине, прикрытой для отвода глаз бельем, она приносила им еду. На исходе второго дня было решено, что повстанцы должны спуститься к Днестру, перейти реку по льду и в обход города Залищики направиться к селу Дибровляны. Пойти с ними проводником вызвался иеромонах Антоний. В мою задачу входило отвлекать «ястребков». Наступил вечер. Я пригласил подполковника и его подчиненных на ужин и повел с ними неспешный разговор о всякой всячине. Через некоторое время в келии появился иеромонах Антоний. По его лицу я догадался, что все прошло успешно. Мой разговор с «ястребками» заметно оживился.
Но вдруг (а именно в такие мгновенья седеют волосы) из тьмы за окном показались два пальца человеческой руки. - Боже мой! - Я не знаю, как мне удалось продолжать беспечную беседу. Более того, мне удалось подать тайный знак иеромонаху Антонию, и он, извинившись, под каким-то предлогом покинул келию. После выяснилось, что когда повстанцы прошли по льду реки метров 15, он тронулся и начал трескаться. Чудом не утонув, они, промокшие до нитки, вскарабкались на берег и возвратились в монастырь. - Что же делать? - В таком страшном напряжении мы провели еще два дня, пока, наконец, повстанцам удалось осуществить свой план. А потом, убедившись в бесцельности своей засады, покинули монастырь и «ястребки».
Богу Милосердному слава! Если бы повстанцы чем-то обнаружили свое присутствие, то началась бы перестрелка и резня. А в таком случае монастырь был бы неминуемо закрыт. О том, какая судьба ожидала бы монахов, нетрудно догадаться. Но Господь услышал наши молитвы. Здоровые и невредимые люди разошлись в разные стороны, а мы, насельники монастыря, возносили благодарственные молитвы Господу за то, что Он не допустил кровопролития.
Вот так, во всяческих испытаниях Господь помогал нам выдерживать все трудности послевоенной жизни. Самый главный урок, усвоенный мною в те послевоенные годы, можно выразить словами: «Ни в коем случае не доводить дело, каким бы неразрешимым оно поначалу ни казалось, до кровопролития!» Самое страшное, когда начинается распря внутри одного единокровного народа. Тогда люди очень быстро теряют многие добрые качества, привитые им цивилизацией, дичают и начинают уничтожать друг друга.
Но, слава Богу, и в полной всяческих неожиданностей и опасностей послевоенной жизни в монастыре, и позже, в своем служении на разных Кафедрах за границей я не посрамил ни своего народа, ни тех народов, среди которых мне доводилось жить. Я делал все, что мог, для укрепления взаимопонимания и сотрудничества между людьми и народами. Жизнь невероятно сложна. Для того, чтобы поступать в ней по-Божески, нужна глубокая вера в Бога и в Святое Провидение, нужно осознавать себя работником на ниве Божьей. И тогда — что бы ты ни делал, будет делом во имя Божие. Сегодня нередко доводится слышать такие укоризны: «Вот какие они — верующие, вот какие дела у них творятся!» Но в действительности худые дела вершат не верующие, и не вера подвигает на эти дела, а безверие. Можно сказать и так: «Зло в мире происходит не от Бога, а от человеческого безверия, равнодушия, нерадения и неуважения к жизни. А затем сотворившие зло списывают его на Бога».
Расскажу еще об одном случае из послевоенной жизни нашего монастыря. Как-то два наших послушника, шутки ради, решили напугать старика-сторожа нашего хозяйственного двора и помогавшего ему послушника. Хозяйственный двор находился в четырех километрах от нашего монастыря. Переодевшись в шинели, «шутники» учинили на территории хозяйственного двора страшный шум. Перепугавшись до смерти, старик-сторож и помогавший ему послушник спрятались на чердаке. А утром послушник примчался в монастырь и стал взахлеб рассказывать о том, что они со стариком-сторожем доблестно защитили монастырский хозяйственный двор от грабителей и те, раздосадованные неудачей, украли две пары лошадей на расположенной по соседству с монастырем государственной опытной станции. Тут нам всем стало не до смеха, и я сказал нашим насельникам: «Сидите тихо и не говорите ни слова!»
А через две недели грабителей поймали в городке Городенки. На суде они заявили, что в их первоначальный план входило ограбление монастырского хозяйственного двора, но так как там хозяйничали другие злоумышленники, то они, не решаясь выяснять с ними отношения, но вместе с тем и не желая возвращаться с пустыми руками, ограбили опытную станцию.
Так посредством легкомысленной шутки наших послушников Господь сберег наших лошадей, без которых в хозяйстве было не обойтись. Ведь украденных монастырских лошадей власти не только не стали бы искать, но и украдкой посмеивались бы над монахами. А государственных лошадей нашли быстро.
Несмотря на тревожную обстановку, царившую в послевоенное время за стенами нашего монастыря, мы неустанно подвизались в молитве и в труде. В бытность мою настоятелем монастыря мы затеяли строительство жилого корпуса для монахов. Этот замысел возник у нас в 1952 году, когда советское правительство разрешило Московской Патриархии помогать бедным монастырям (до этого, по неписаным законам, Патриархии запрещалось выделять святым обителям какие бы то ни было пособия).
Я пошел к нашему Владыке (ныне покойному) Андрею (Сухенко) и попросил его походатайствовать перед Московской Патриархией о выделении нам средств на строительство. Владыка вначале долго не соглашался, мотивируя свой отказ тем, что не хочет быть первым иерархом, обращающимся в Московскую Патриархию с такой просьбой. Но его келейник Иоанн, Царство ему Небесное, уговорил Владыку, и тот, в конце концов, сказал мне: «Ну ладно, сделай проект и смету, но не более чем на 120 тысяч рублей». Тогда это были большие деньги. Правда, они не покрывали и половины расходов, нужных для строительства, но, как говорится, лиха беда начало.
Это начало потребовало от меня большого дипломатического искусства. Если бы я дал заказ на составление технической документации архитектору из Черновицкой области, то он непременно доложил бы об этом нашему уполномоченному по делам религий, а последний в свою очередь написал бы в Совет Министров о том, что нет никакой нужды в строительстве жилого корпуса для монахов — и плакали бы ожидавшиеся нами с таким нетерпением денежки. Учитывая это, я заказал проект архитектору из районного центра Залищики, Тернопольской области, совершенно справедливо рассудив, что он не будет ничего сообщать о намечавшемся строительстве уполномоченному по делам религий из «чужой» области. Так и вышло. Так у нас появился и проект, и 120 тысяч рублей.
Когда Черновицкий уполномоченный по делам религий узнал о получении нами денег из Московской Патриархии, он стал возмущаться тем, что я «обошел» его. А я притворился совершенно несведущим в бюрократических тонкостях составления проектной документации и наивно сообщил уполномоченному, что заказал проект там, куда мне было легче добираться, т. е. в Залищиках, расположенных на расстоянии одного километра от нашего монастыря. Уполномоченный все-таки не угомонился и вызвал комиссию из Москвы и из Киева. Но тут нам помог один влиятельный и отзывчивый человек из Заставнянского района, Царство Небесное ему, рабу Божиему Сергию. Когда комиссия обсуждала этот вопрос, он сказал: «Да тут такое дело, что на этих скалистых утесах они и за двадцать лет не построят дома. Кто тут может дом построить? Пусть монахи побалуются». Этот аргумент возымел действие. Комиссия разрешила нам строительство. И мы «побаловались» — да так, что за два с половиной года построили жилой корпус на 24 келий. И сейчас я добрым словом вспоминаю этого человека, раба Божиего Сергия, Царствие ему Небесное! Многие из влиятельных людей, подобных ему, были моими крестниками и помогали монастырю, что в то время представляло для них страшную опасность. И в дальнейшем во всякого рода затруднениях мне не раз помогали добрые, отзывчивые люди, которые убеждались в моей искренности и в бескорыстности моих намерений. Поверив мне, эти люди старались вместе со мною творить добро.
В послевоенные годы мы, как и раньше, трудились от утренней зари до вечерних сумерек в монастырском хозяйстве и на монастырском поле: пахали землю, сеяли, убирали урожай. Молотилок у нас не было. Доводилось обмолачивать снопы цепами. Настоятель специально отставлял молотьбу до зимы, чтобы и в зимнее время у нас всегда была работа.
У нашего монастыря тогда было 20 гектаров земли. Советская власть запрещала нам пользоваться помощью со стороны. Но, несмотря на этот запрет, люди, жившие в окрестностях монастыря, всегда — и особенно во время посева и жатвы — приходили к нам на помощь. Делалось это обычно так. Мы вставали в два часа ночи и выходили в поле. Там уже нас поджидали наши добровольные помощники. Мы косили, вязали снопы, собирали хлеб в копны. И нередко секретарь Заставнянского райкома партии, который очень не любил нас, объезжая вечером свои владения, видел на нашей ниве колосящуюся пшеницу и рожь. А во время утреннего начальственного объезда перед его глазами представало уже полностью убранное поле. И ему оставалось только цедить сквозь зубы: «Ну и черти эти монахи! Они и ночью не спят». Конечно же, одни мы не могли бы столь быстро справляться с такой работой. Все это достигалось благодаря бескорыстной помощи окрестных крестьян.
Как я уже говорил, наше хозяйство располагалось по соседству с государственной опытной станцией. Наши поля всегда были образцово обработаны, а поля опытной станции по сравнению с ними выглядели как бедные родственники. Но с директором опытной станции у нас были добрые отношения. И вот, как-то раз, когда я уже был настоятелем монастыря, ко мне пришел директор опытной станции с довольно непривычной просьбой. «Никодим Степанович, — сказал он, — завтра к нам приедет делегация из Москвы и из Киева. Можете ли вы сделать так, чтобы монахи не выходили завтра на уборку кукурузного поля?» Я в шутливом тоне ответил ему: «Ноги нашей завтра на «чужом» поле не будет. Завтра это поле ваше». Когда на следующий день представительная делегация пожаловала на монастырское поле, многие из гостей восхищенно покачивали головами и восклицали: «Да это же образцовое хозяйство, с которого надо брать пример всем колхозам».
У той же государственной опытной станции был участок заболоченной, заросшей густым кустарником земли. И вот, по распоряжению нашего недоброжелателя — уже упоминавшегося мною секретаря райкома — у нас отобрали одно из наших образцовых полей, а взамен выделили нам этот заболоченный участок. Надо было искать какой-то выход. Я договорился с трактористами опытной станции, и они осенними ночами выкорчевали кустарник и прорыли траншеи для стока воды. Весной мы сожгли выкорчеванный кустарник, разбросали золу и вспахали землю. Но если посеять на такой земле пшеницу или рожь, то ростки они дадут буйные, а потом добра не жди — зерновые полягут. И мы посеяли на новом поле подсолнечник. К концу лета он вымахал всем на загляденье. У нас про такой говорят: «круглый и большой, как решето». И опять секретарь райкома, увидев наше новое поле, покачивал головой и цедил сквозь зубы: «Вот так черти эти монахи! У них и на болоте добрый урожай родится!» Но каких-то особых секретов у нас не было. Успех любого дела, прежде всего, зависит от увлеченности им, прилежания и настойчивого труда.
Правда, этот секретарь с его черной завистью в конце концов таки доконал нас. Сперва у монастыря было 20 гектаров земли, потом нам оставили десять, вслед за этим — пять, а подошло время — и у нас вообще отобрали всю землю. Но и на этом богоборческие власти не успокоились. В период хрущевских гонений на Церковь, в 1964 году, наш монастырь вообще закрыли. Его насельников перевели в Свято-Успенскую Почаевскую Лавру. В их числе был и наш бывший настоятель, архимандрит Михаил. Спустя некоторое время он принял схиму с именем Митрофан.
А ведь наш монастырь был центром духовного притяжения для многих людей из западно-украинских земель. По субботам и накануне праздников без каких бы то ни было понуканий, ради утешения, духовной радости, приобщения к высшим духовным ценностям в наш Свято-Иоанно-Богословский Крещатинский монастырь стекались сотни паломников из Черновицкой, Ивано-Франковской и Закарпатской областей. После вечернего богослужения паломники располагались в окрестном кустарнике.
Ночь напролет оттуда доносились чудные духовные песнопения, сопровождаемые трелями соловьев. И не раз, в такие ночи, несмотря на усталость, я не мог заснуть. Хотелось слушать непрестанно эту Божественную симфонию, которая исполнялась людьми и птицами, славившими Творца. Все это духовно укрепляло и вдохновляло меня, придавало новые силы в моем нелегком монашеском подвиге. В одну из таких чудных весенних ночей 1953 года я написал стихотворение о своей родной Буковине. В нем есть такие слова:
Люблю тэбэ, Буковыно,
Люблю твои людэ,
Ты одна для мэнэ маты,
Другои нэ будэ.
Мне также хотелось бы привести несколько строк из одной духовной песни, исполнявшейся паломниками под стенами нашего монастыря:
Пид хрэст Твий стаю,
Спасителю мий мылый,
Молю я Тэбэ: подай же мэни
За грixы жаль щырый.
Какое глубокое содержание сокрыто в этих безыскусных строках! Не пустомыслие должно лежать в основе нашей жизни, а обдуманные, праведные поступки. За свои ошибки, за вольные и невольные прегрешения перед ближними нашими надо отвечать, надо просить Господа о даровании «щирого жалю», т. е. силы разума и воли для препобеждения искренним раскаянием всего неразумного и губительного для душ наших.
В субботы и накануне праздников к нам в монастырь приходило столько людей, что мне, как иеромонаху, доводилось исповедовать вожделевших этого с двух часов дня до двух часов ночи, а иногда — даже до четырех часов утра. Я старался внимательно выслушивать каждого, утешать страждущих и укреплять их в вере. К концу исповеди я чувствовал страшную усталость, но вместе с тем и огромное удовлетворение оттого, что я нужен людям.
Бывали и трудные случаи. В 1947 году, в одно из воскресений, во время проведения мною Таинства Святой Исповеди, ко мне подошла молодая женщина. Содержание ее исповеди потрясло меня. Обращаясь ко мне, она сказала: «Святой отче, я глубоко верующая учительница. И в моей святой исповеди постарайтесь не успокаивать меня, а только выслушать. Дело в том, что я дружила с одной учительницей, и мы oбе дали обет — жить вместе до конца нашей жизни (то есть, она имела в виду лесбиянский грех, — авт.). На днях постигла страшная для меня весть — моя подруга вышла замуж. Не имея силы перенести эту измену, я решилась на самоубийство. Но как христианка, прежде чем совершить этот грех, я решила исповедаться, что не имею силы побороть его. Прошу Вас, отче, не переубеждать меня в этом». В эти страшные минуты благодать Духа Святого помогла мне искать не кары за такое безумство, а средство для того, чтобы помочь ей не совершить греха самоубийства. И я решился на следующее: «Прошу Вас, пани учительница, — обратился к ней, — понять меня так, как я понял Вас. Я понял, что мое сопротивление напрасно, но как духовник я считаю своей обязанностью сказать Вам так: прежде, нежели Вы совершите такой смертельный жест, Вы должны еще два раза прийти к Святой Исповеди». Она согласилась с этим. Через неделю (а я ожидал этого с особым волнением) учительница вновь предстала передо мной. Заливаясь горькими слезами, она еще раз исповедалась в своем грехе. А спустя еще неделю, придя на исповедь, учительница припала к моим рукам, стала целовать их и, рыдая, благодарить меня за то, что я, распределив Святую Исповедь на три этапа, помог ей преодолеть чувство отчаяния и безысходности, победить охватившее ее безумие и осознать необходимость раскаяния в грехе. Уходя, она сказала: «Теперь никакая сила не разлучит меня с моим любимым Иисусом, какие бы искушения не являлись на дороге моей жизни, я с моим Иисусом Милосердным постараюсь их одолеть».
Лишь один Господь ведает, какая неизреченная радость охватила меня в эту минуту! Да и как было мне не радоваться? Ведь с помощью Божией мне удалось спасти человека на самом краю бездны. А ведь можно было поступить и иначе, по закону немилосердного судьи, и сказать ей: «Уходи с моих глаз, грешница!» Но, слава Богу, этого не случилось.
Правда, одному человеку — Дионисию Константиновичу Бевцику, который сыграл такую большую роль в принятии мною судьбоносного решения об уходе в монастырь и вообще, во всей моей жизни, — я не смог ничем помочь. И не из-за равнодушия, и не из-за немилосердия. Помочь ему было невозможно потому, что Бог оставляет Свое попечение о тех, кто сворачивает с Его стези на окольные стежки ради стяжания богатств мира сего.
Во время войны Дионисий потерял самое дорогое — своих сыновей, призванных в Красную Армию. Младший сын Дионисия — Димитрий погиб на фронте, а старший — Константин пропал без вести. А после войны на неутешного отца обрушились новые беды. В ходе коллективизации всех овец, коров и лошадей Дионисия забрали в колхоз, все амбары и другие хозяйственные постройки его двора разрушили и снесли с лица земли. Потрясенные этим произволом, Дионисий и его невестка, жена Константина, Марфа (Туся) вступили в повстанческую организацию. Вскоре их арестовали и отправили в сибирские лагеря. Там было вдосталь и каторжной работы, и унижений, и горя. А вот лагерной баланды самому богатому человеку нашего села, как и всем его солагерникам, постоянно не хватало. Его дом в Буковине, который он с таким усердием, с такой любовью обустраивал многие годы, колхоз превратил в инкубатор. Его жене колхозное начальство «доверило» ухаживать за инкубаторскими цыплятами. Дионисий же в лютую сибирскую стужу не раз вспоминал теплое, ласковое море, омывающее Святую гору Афон, и ту роковую ночь на ней, когда он ради преходящих земных благ решил отказаться от своего, принесенного Богу обета и тем самым попрал предначертанный ему свыше жребий.
А мне в 1955 году исполнилось 34 года. 17 из них я провел в родительском доме, 17 — в монастыре. В святой обители я приобрел бесценный опыт духовного делания. В последние пять лет, будучи настоятелем монастыря, я старался передать свой духовный опыт его насельникам. Казалось бы, я должен был обрести полную душевную гармонию. Но, тем не менее, временами я ощущал какое-то внутреннее беспокойство, какую-то неудовлетворенность. Наконец, с помощью Божией, меня осенило: неудовлетворенным оставалось присущее мне с детства тяготение к знаниям. Пробелы в своем образовании я постоянно пытался восполнять напряженной самостоятельной работой. Но привести полученные таким путем отрывочные сведения в систему можно было лишь с помощью опытных наставников.
В послевоенное время к нам в монастырь не раз наведывались агитаторы, призывавшие нас, монахов, отречься от веры и покинуть монастырь. В награду за это святотатство они обещали устроить нас в университеты и институты. Разумеется, я, Богу содействующу, отвергал предложения этих искусителей.
Но вскоре после того, как мне исполнилось 34 года, наше духовное руководство предложило мне углубить и систематизировать мои богословские знания в Московских духовных школах — Семинарии и Академии. Радости моей не было предела. Время понеслось с лихорадочной быстротой. И, наконец, настал день, когда я сел в поезд «Черновцы — Москва».
Конечно же, я тогда не знал того, что навсегда покидаю родной край, что в дальнейшем мне предстоит наведываться в родные места только на короткое время. Но я постоянно вспоминал и вспоминаю мою прекрасную Буковину, этот цветущий райский уголок. Она меня духовно вскормила и закалила, она питала и питает меня вдохновением в трудах моих. Я благодарю Бога за то, что по Его промыслительной воле я родился среди боголюбивого буковинского народа — твердого, непоколебимого в своей святоотеческой вере, преисполненного любви к людям и к своему Творцу. Мне также хочется от всего сердца сказать: «Спасибо тебе за все, моя родная Буковина!»
IV. Господь направляет стези мои.
Я покидал пределы моей родной Буковины зрелым, сформировавшимся духовно в монашеском подвиге человеком, которому праведный и благой во всех делах Своих Бог даровал призвание на Свою святую службу, выше которой не может быть ничего. Меня ждали расположенные в Сергиевом Посаде (Загорске) Московские духовные школы — Семинария и Академия. На протяжении более полутора столетий они были связаны со святой обителью преподобного Сергия Радонежского. Под его молитвенным покровом в Троице-Сергиевой Лавре богословское образование тесно соединялось с пастырским душепопечением. В этих всемирно известных духовных школах мне предстояло дополнить свой опыт духовной жизни глубиной богословского ведения.
Я ясно представлял себе все трудности, которые меня ожидают. Ведь садиться вновь за ученическую парту мне предстояло после 17-летнего пребывания в монастыре. Но я был уверен в том, что благодаря многолетней духовной закалке, полученной мною в монастыре, я смогу преодолеть любые затруднения. Я чувствовал в себе силы для того, чтобы следовать призыву Апостола Петра: «Взрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа». Я был преисполнен стремления усваивать знание, перенимать полезное у других, неутомимо постигать глубины богословия. Мне казалось, что ближайшие несколько лет не сулят мне каких-то особых, неожиданных поворотов в моей судьбе, что они будут заполнены лишь слушанием лекций, чтением, осмыслением услышанного, прочитанного, усвоенного.
Но Промысел Божий выше всякого человеческого разума и того, о чем мы мечтаем. «Как небо выше земли, так... мысли Мои выше мыслей ваших», — говорит Господь. И дальнейший мой рассказ еще раз подтверждает истинность слов Священного Писания: «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его».
Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"