На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Богословие, святоотеческое наследие   
Версия для печати

На Введение во храм Пресвятой Богородицы

Слово святителя

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Возлюбленные! Ныне Святая Пра­вославная Церковь воспоминает Вве­дение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Ма­рии – празднует торжество неописуе­мой красоты и величие предивного Божия благоволения к нам, земнород­ным, ибо во святых святая, Святая и Непорочная Святым Духом вводится и святым ангелом питается, сущи свя­тейший храм Святаго Бога нашего, всяческая освятившаго входом Ея и обожйвшаго естество земных поползшееся (стихира великой вечерни).

Коренящийся в свободной воле грех прародителей, которые прельстились лукавым советом диавола быть, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3, 4—6), нарушил гармонию взаимоот­ношений между Богом и человеком, низвел человека в мир зла, греха и смерти. Грех вовлек его в исконную вражду духов злобы поднебесной про­тив своего Творца, лишил человека Божественной чистоты и боговедения, ослабил благую волю к добру и прав­де, сделал его добычей смерти и ада – жертвой врага Божия. Но, как свидетельствует святой псалмопевец, велик Господь и достохвален... на мгновение гнев Его, и на всю жизнь благоволение Его (Пс. 95, 4; 29, 6).

Приуготовляется великая тайна – встреча любвеобильного Бога с пад­шим человеком, ради которой прибли­зилось Божественное воплощение Сы­на Божия, призванное посрамить зло в мире, истребить жало греха и смерти.

Ныне в храме Божии ясно Дева яв­ляется и Христа всем предвозвещает (из тропаря праздника). Богоотроко­вица – плод глубокого покаяния и спасительной веры ветхозаветного на­рода в обетованного грядущего Мес­сию – Спасителя мира. Плод, увен­чанный подвигом малой церкви – супружеской четы праведных Иоакима и Анны, их ревностным исполнением заповедей Божиих, целомудренной мо­литвой и любовью к Богу.

Пречистой и Единой от всех родов Избранной Отроковице, удивившей Своей девственной чистотой и ангель­ской красотой души земных и небес­ных, Архистратиг Божий Гавриил воз­вестит: Радуйся, Неневестная Мати и Неискусобранная. Не удивляйся стран­ному моему зраку, не ужасайся, Ар­хангел бо есмь. Змий прельстй Еву иногда: ныне же благовествую Тебе радость, и пребудеши нетленна, и родиши Господа, Пречистая (стихира на литии Благовещения).

Вот, возлюбленные, для какой че­сти и славы, какого служения роду человеческому вводится ныне боголю­бивыми родителями Пречистая и Бо­гоизбранная Отроковица в храм Бо­жий, Юже воспевают ангела Божии, Сия есть селение Небесное. Воистину: Истина возникнет из земли, и правда приникнет с Небес (Пс. 84, 12).

Нынешний праздник научает нас тому, как прекрасен пред Богом под­виг супружеской верности и чистоты, жизнь по заповедям Божиим и как неописуемо велик и богоугоден подвиг посвящающих свою жизнь девственно­му целомудрию и чистоте. Эти два пути ведут в Царство Небесное, в торжество Жизни Вечной.

Избрание и приуготовление Пречи­стой Девы Марии быть Материю Ис­купителя рода человеческого, от Нея же Агнцу Божию Божественная плоть исткася, и селение Духу Святому уготовися, есть Божественное Откровение о том, как дорог Богу человек, как не­обходимо исполнение заповеди о люб­ви к Богу. Откровение о том, что зем­ная жизнь – великая и страшная тай­на вечного бытия, о том, как губитель­но своеволие вне Божественной гар­монии в мире. Не знаете ли, – гово­рит святой апостол Павел, – что тела ваши суть храм живущего в вас Свя­того Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?.. Посему прослав­ляйте Бога и в телах ваших, и в ду­шах ваших, которые суть Божии, (ибо) если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы (1 Кор. 6, 19-20; 3, 17).

Вот сколь ценно и непостижимо на­значение человека. Он носит в себе образ и подобие Божии, печать Боже­ственной красоты, любви и правды. Поэтому, чтобы не расточить и не по­губить эти благодатные Божии дары, необходимо стяжать духовные силы и в преблагом союзе с Богом восстано­вить свой падший образ.

Богоугодная жизнь Пречистой Бо­жией Матери и Ее праведных родите­лей убеждает нас в том, что источник благодатной силы для укрепления в Божественной Истине и освящения в правде Божией – храм Божий, святи­лище, в котором Богоизбранная От­роковица и Пречистая Дева Мария обрела благодать у Бога (Лк. 1, 30) и стяжала Духа Святого (Лк. 1, 35).

Господь указует путь стяжания се­го неизреченного богатства благода­ти: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). Святой

апостол Петр призывает верных к возделыванию своих сердец, хранению в них некрадомых сокровищ – благо­датных даров Святого Духа: Господа Бога святите в сердцах ваших (1 Пет. 3, 15), постоянно любите друг друга от чистого сердца. Святой апостол Павел пламенел такой любовью к Бо­гу и ближнему: Вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить... чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом (2 Кор. 7, 3, 12).

Таким любвеобильным может быть чистое сердце, живущее дыханием Ду­ха Святого. Святогорский старец Силуан говорит: «У святых в сердце жи­вет благодать Святого Духа, которая роднит их с Богом, и они ясно чувст­вуют, что они – духовные дети Отца Небесного». «Когда человек принима­ет что-либо Божественное, – говорит преподобный Серафим Саровский, – то радуется в сердце; а когда диавольское, то входит в смущение».

Когда наступит час нашего перехо­да в вечность, тогда только чистота сердца и души, ставшей жилищем Божиим, пребудут вовеки. Уже здесь, на земле, происходит обновление ду­ши в Божие достояние, ибо Господь испытует сердца и внутренности, и воздает каждому по делам его (Откр. 2, 23).

Чистое сердце – место рождения святых чувств и желаний, источник всего лучшего, светлого, святого в че­ловеке, вертоград делания Духа Свя­того. Забота о чистоте сердечной – высший подвиг, к которому призван человек. Для приобретения сердечной чистоты необходимо трудиться всю жизнь. Сердце теряет чистоту от рав­нодушия к делу спасения: зависти, не­нависти, жестокосердия, маловерия, потери нравственной чистоты и нару­шения супружеской верности, неради­вого воспитания своих детей и прочих грехов. Тогда из храма Божия сердце превращается в вертеп разбойников (Мф. 21, 13) – злых похотей и гре­ховных злодеяний.

Образец чистоты сердечной, девст­венной красоты, пламенной молитвы и смиренного служения Богу – Пре­чистая Дева, Честнейшая Херувимов и Славнейшая Серафимов.

Возлюбленные! Всемилостивый Гос­подь наделил и нас свободной волей и разумом, преподает нам в Таинст­вах церковных в храме Божием Свою неоскудевающую благодать освяще­ния. В храме Божием наше богообщение достигает благодатной верши­ны в святой Бескровной Жертве, при­носимой в воспоминание искупитель­ной Голгофской Жертвы Христа Спа­сителя за всех и за вся. Наши усерд­ные молитвы и добрые чувства, осе­няемые благодатию Духа Святого, обращены к Божию милосердию и Его всепобеждающей любви. Здесь – у Святого святых Сам Посредник меж­ду Богом и человеками, Человек Хри­стос Иисус, предавший Себя для ис­купления всех (1 Тим. 2, 5-6), со Своей Пречистой Материю и всеми святыми взирает на нас и молитвен­но ходатайствует пред Отцом Небес­ным, дабы через подвиг нашей правед­ной жизни соделать нас наследника­ми Царства Небесного.

Будем же идти, мои дорогие, по это­му благодатному пути, очищая свои сердца от греховной нечистоты, дабы они были достойны узреть Бога. Не дадим греху возобладать над нашей душой – святилищем Божиим и ли­шить нас наследия вечных Божиих благ.

С надеждой на благодатную помощь Божией Матери, через храм земной ставшей Храмом одушевленным, в ко­тором Господь младенствовал плотию ради нашего спасения, со ангелом, еже радуйся, Богородице приличие возопиим, вернии: радуйся, Вседобрая Невесто, радуйся, Облаче светлый, из Негоже нам возсия Господь, во тьме неведения седящим. Радуйся, всех На­дежде (тропарь 9-й песни канона праздника Введения). Аминь!

* "Журнал Московской Патриархии", №12, 1985 г.

Митрополит Никодим(Руснак)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"