Возлюбленные! Ныне Святая Православная Церковь воспоминает Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – празднует торжество неописуемой красоты и величие предивного Божия благоволения к нам, земнородным, ибо во святых святая, Святая и Непорочная Святым Духом вводится и святым ангелом питается, сущи святейший храм Святаго Бога нашего, всяческая освятившаго входом Ея и обожйвшаго естество земных поползшееся (стихира великой вечерни).
Коренящийся в свободной воле грех прародителей, которые прельстились лукавым советом диавола быть, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3, 4—6), нарушил гармонию взаимоотношений между Богом и человеком, низвел человека в мир зла, греха и смерти. Грех вовлек его в исконную вражду духов злобы поднебесной против своего Творца, лишил человека Божественной чистоты и боговедения, ослабил благую волю к добру и правде, сделал его добычей смерти и ада – жертвой врага Божия. Но, как свидетельствует святой псалмопевец, велик Господь и достохвален... на мгновение гнев Его, и на всю жизнь благоволение Его (Пс. 95, 4; 29, 6).
Приуготовляется великая тайна – встреча любвеобильного Бога с падшим человеком, ради которой приблизилось Божественное воплощение Сына Божия, призванное посрамить зло в мире, истребить жало греха и смерти.
Ныне в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает (из тропаря праздника). Богоотроковица – плод глубокого покаяния и спасительной веры ветхозаветного народа в обетованного грядущего Мессию – Спасителя мира. Плод, увенчанный подвигом малой церкви – супружеской четы праведных Иоакима и Анны, их ревностным исполнением заповедей Божиих, целомудренной молитвой и любовью к Богу.
Пречистой и Единой от всех родов Избранной Отроковице, удивившей Своей девственной чистотой и ангельской красотой души земных и небесных, Архистратиг Божий Гавриил возвестит: Радуйся, Неневестная Мати и Неискусобранная. Не удивляйся странному моему зраку, не ужасайся, Архангел бо есмь. Змий прельстй Еву иногда: ныне же благовествую Тебе радость, и пребудеши нетленна, и родиши Господа, Пречистая (стихира на литии Благовещения).
Вот, возлюбленные, для какой чести и славы, какого служения роду человеческому вводится ныне боголюбивыми родителями Пречистая и Богоизбранная Отроковица в храм Божий, Юже воспевают ангела Божии, Сия есть селение Небесное. Воистину: Истина возникнет из земли, и правда приникнет с Небес (Пс. 84, 12).
Нынешний праздник научает нас тому, как прекрасен пред Богом подвиг супружеской верности и чистоты, жизнь по заповедям Божиим и как неописуемо велик и богоугоден подвиг посвящающих свою жизнь девственному целомудрию и чистоте. Эти два пути ведут в Царство Небесное, в торжество Жизни Вечной.
Избрание и приуготовление Пречистой Девы Марии быть Материю Искупителя рода человеческого, от Нея же Агнцу Божию Божественная плоть исткася, и селение Духу Святому уготовися, есть Божественное Откровение о том, как дорог Богу человек, как необходимо исполнение заповеди о любви к Богу. Откровение о том, что земная жизнь – великая и страшная тайна вечного бытия, о том, как губительно своеволие вне Божественной гармонии в мире. Не знаете ли, – говорит святой апостол Павел, – что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?.. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии, (ибо) если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы (1 Кор. 6, 19-20; 3, 17).
Вот сколь ценно и непостижимо назначение человека. Он носит в себе образ и подобие Божии, печать Божественной красоты, любви и правды. Поэтому, чтобы не расточить и не погубить эти благодатные Божии дары, необходимо стяжать духовные силы и в преблагом союзе с Богом восстановить свой падший образ.
Богоугодная жизнь Пречистой Божией Матери и Ее праведных родителей убеждает нас в том, что источник благодатной силы для укрепления в Божественной Истине и освящения в правде Божией – храм Божий, святилище, в котором Богоизбранная Отроковица и Пречистая Дева Мария обрела благодать у Бога (Лк. 1, 30) и стяжала Духа Святого (Лк. 1, 35).
Господь указует путь стяжания сего неизреченного богатства благодати: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). Святой
апостол Петр призывает верных к возделыванию своих сердец, хранению в них некрадомых сокровищ – благодатных даров Святого Духа: Господа Бога святите в сердцах ваших (1 Пет. 3, 15), постоянно любите друг друга от чистого сердца. Святой апостол Павел пламенел такой любовью к Богу и ближнему: Вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить... чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом (2 Кор. 7, 3, 12).
Таким любвеобильным может быть чистое сердце, живущее дыханием Духа Святого. Святогорский старец Силуан говорит: «У святых в сердце живет благодать Святого Духа, которая роднит их с Богом, и они ясно чувствуют, что они – духовные дети Отца Небесного». «Когда человек принимает что-либо Божественное, – говорит преподобный Серафим Саровский, – то радуется в сердце; а когда диавольское, то входит в смущение».
Когда наступит час нашего перехода в вечность, тогда только чистота сердца и души, ставшей жилищем Божиим, пребудут вовеки. Уже здесь, на земле, происходит обновление души в Божие достояние, ибо Господь испытует сердца и внутренности, и воздает каждому по делам его (Откр. 2, 23).
Чистое сердце – место рождения святых чувств и желаний, источник всего лучшего, светлого, святого в человеке, вертоград делания Духа Святого. Забота о чистоте сердечной – высший подвиг, к которому призван человек. Для приобретения сердечной чистоты необходимо трудиться всю жизнь. Сердце теряет чистоту от равнодушия к делу спасения: зависти, ненависти, жестокосердия, маловерия, потери нравственной чистоты и нарушения супружеской верности, нерадивого воспитания своих детей и прочих грехов. Тогда из храма Божия сердце превращается в вертеп разбойников (Мф. 21, 13) – злых похотей и греховных злодеяний.
Образец чистоты сердечной, девственной красоты, пламенной молитвы и смиренного служения Богу – Пречистая Дева, Честнейшая Херувимов и Славнейшая Серафимов.
Возлюбленные! Всемилостивый Господь наделил и нас свободной волей и разумом, преподает нам в Таинствах церковных в храме Божием Свою неоскудевающую благодать освящения. В храме Божием наше богообщение достигает благодатной вершины в святой Бескровной Жертве, приносимой в воспоминание искупительной Голгофской Жертвы Христа Спасителя за всех и за вся. Наши усердные молитвы и добрые чувства, осеняемые благодатию Духа Святого, обращены к Божию милосердию и Его всепобеждающей любви. Здесь – у Святого святых Сам Посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех (1 Тим. 2, 5-6), со Своей Пречистой Материю и всеми святыми взирает на нас и молитвенно ходатайствует пред Отцом Небесным, дабы через подвиг нашей праведной жизни соделать нас наследниками Царства Небесного.
Будем же идти, мои дорогие, по этому благодатному пути, очищая свои сердца от греховной нечистоты, дабы они были достойны узреть Бога. Не дадим греху возобладать над нашей душой – святилищем Божиим и лишить нас наследия вечных Божиих благ.
С надеждой на благодатную помощь Божией Матери, через храм земной ставшей Храмом одушевленным, в котором Господь младенствовал плотию ради нашего спасения, со ангелом, еже радуйся, Богородице приличие возопиим, вернии: радуйся, Вседобрая Невесто, радуйся, Облаче светлый, из Негоже нам возсия Господь, во тьме неведения седящим. Радуйся, всех Надежде (тропарь 9-й песни канона праздника Введения). Аминь!
* "Журнал Московской Патриархии", №12, 1985 г.
Митрополит Никодим(Руснак)
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"