На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Богословие, святоотеческое наследие   
Версия для печати

Святитель Николай в русском народе

Слово к пастве

Для почитания памяти каждого святого Церковь устанавливает один, два или несколько дней в году, связанных с важнейшими событиями в жизни святого. Обык­новенно главным праздником святого бывает день его кончины, так как с этого дня начинается его истинная жизнь в царстве небесном. Так и сегодня – 6 де­кабря (старого стиля) – день кончины Святителя Николая Мирликийского, последо­вавшей 1600 лет тому назад. Кроме дня кончины, Церковь празднует день открытия мощей или перенесения их, как например, 9 мая день перенесения мо­щей святителя Николая, или день построения храм в честь святого, или другие подобные события.

Но есть два великих святых, память которых, кроме нарочитых дней, празднуется ещё и каждую седмицу – это во вторник память Иоанна Крестителя и в четверг – память святителя Нико­лая Мирликийского вместе с па­мятью святых апостолов.

Почему такая честь оказана Иоанну Крестителю – это понятно.

Сам Господь Иисус Христос засвидетельствовал, что Иоанн Креститель был человек, величайший из рожденных женами. Но почему святитель Николай поставлен на уровень с величайшим из рожденных женами и со всеми апостолами? Очевидно, что в его личности и в его свя­тости есть такие качества, которые ставят его на такую высоту.

В полном согласии со св. Цер­ковью эти два великих святых Иоанн Креститель и святитель Николай возлюблены и Русским народом. Большинство русских имен – Иван и Николай.

Вообще надо сказать, что почи­тание святых угодников Божиих составляет главное содержание русской народной жизни. В то время как другие государства покрываются дымящимися труба­ми фабрик, выделывающими пред­меты промышленности и вооружения, Русская земля покрывалась бесчисленными церквами, золотые крес­ты которых сияли над русскими селениями, как мачты кораблей в житейском море. Замечательно при этом, что пока Россия руководствовалась этими крестами, она росла, расширялась и укреп­лялась, присоединяя к себе но­вые и новые народы и культуры. Любовь Русского народа к духов­ной жизни является при этом не пережитком прошлого, не признаком культурной отсталости, а здоровым и нормальным проявлением русской жизни. Есть много признаков того, что и в будущем, когда Россия выздоровеет от своей болезни, духовная жизнь расцветет в ней еще более пол­но, более сознательно и потому еще прекраснее, чем это было раньше.

Такую уверенность дают нам и таинственные чудесные явление – такие, как массовые обновления церквей, бывшие в России в пер­вые годы революции и явления на Русской земле многих мучеников и исповедников за веру Христову, и такие события, как вынужденные признания прав на существование Церкви со стороны прежних ее гонителей и врагов. Свидетельствуют об этом и такие факты, что где только ни по­явятся свободные русские люди, они, никем не понуждаемые, спешат устроить храм Божий. Русские люди ничто с такой радостью не создают, как церкви и, например, в русском Белграде имеется семь русских церквей, несмотря на то, что здесь есть большие местные православные храмы.

Так что почитание святых угодников и развитие духовной жизни составляет неизменяемую часть русской души от времен древнейших до нашего времени и будет составлять от нашего времени до скончания веков. Эта особенность русского характера дает уверенность в неистреби­мости русской нации ни при каких обстоятельствах.

В старину духовная жизнь на нашей Родине, конечно, была бо­лее высока, нежели во времена позднейшие, и тогда создавались прекрасные картины жизни нашей Родины, которая вся распределялась по памяти святых. Памяти святых народ посвящал и распределение года по месяцам и временам. Зима – это Рождество Христово, весна – Воскресение Хри­стово, лето – св. апостолы Петр и Павел, осень – Покров и Рождественский пост. По этим праздникам народ распределял и свои трудовые дни, и свои работы. Также и русская география в народном сознании сливалась с жизнью святых: та или иная ме­стность, тот или иной город был знаменит не чем-либо иным, как прославившимися в нем святыми или святынями. Москва – это Василий Блаженный, митрополиты: Петр, Алексий, Иона, Филипп, Ермоген; это Троицко-Сергиевская Лавра, преп. Сергий и Никон; Киев – это Антоний и Феодосий Печерские, это Киево-Печерская Лавра и ее пещеры; Ка­зань – это Казанская икона Божией Матери, Варсонофий и Гурий, Пермь – это Стефан; Иркутск – Иннокентий и т.д. Наши города в народ­ном сознании были знамениты не выделкой какого-либо сукна, как какой-нибудь Манчестер, а имен­но своими святыми.

Будущее центральное духовное управление в России должно бу­дет издать карту русских свя­тынь, и на ней наглядно по местностям будет изображено, как вся Россия органически связана в единое целое своими святынями, своим народным духом.

Но не только русская народная география, и русская литература составлялась по жизни святых. Главное народное чтение в России было – жития святых. В XVI ве­ке один из самих великих людей русской истории митрополит Московский Макарий возымел грандиозную мысль собрать всю русскую народную литерату­ру, распределив ее по дням го­да. Собранный обширнейший ма­териал был сложен в подвалах Московского Успенского собора, и только в XX веке Академия Наук приступила к обработке и изданию этого материала, успев издать только за 15 дней января месяца так называемые Макариевские Четьи-Минеи.

Но не только раннее народное творчество, и позднейшие гениальные русские писатели всё своё творчество сводили к служению вечному бессмертному духу. Таков был Гоголь, который так тосковал по горнему миру и весь свой гений принес в жертву этому миру. Таков был Пушкин, ко­торый мечтал о том, чтобы скрыться в заоблачную кeллию, в соседство Бога, таков был и Достоевский, совершивший величайшие открытая в области духа, таков был и Толстой, который ни во что вменил свой художествен­ный гений, и всё своё творчество свёл к попыткам, правда неудачным, проникнуть в духовный мир.

Так стремление к духовно­му миру составляет характерную особенность всей Русской жизни, а почитание святых угодников Божиих составляет главное содержание Русской народной жизни.

Быть может, объяснение этому явлению можно найти в том, что святые люди были творцами русской истории, и поэтому народ, послушный историческим преданиям, поклоняется им и чтит их, как творцов своей жизни?

Однако Русский народ более всех святых чтит святителя Николая Мирликийского, который по своей жизни решительно ничем не связан с Россией и с Русским народом. Громадное большинство Русского народа не знает: ни где родился святитель Николай, ни где он жил, ни где скончался, ни какой он был национальности и на каком языке он говорил, и к какому госу­дарству он принадлежал. Одна­ко – его почитание всеобщее. Его в России почитают так, как будто Святитель исходил, благо­словляя, всю Русскую землю, как будто бы он был творцом всей Русской истории. Вероятно, в России не было ни одного православного дома, в котором не было бы иконы святителя Николая. И не только православные, но, и магометане и язычники чтили его память. Во многих русских городах – в Петербурге, в Новгороде, в Москве и во многих храмах и даже в частных домах были чудотворные и особо чтимые иконы святителя Николая, с которыми были связаны воспоминания о тех или иных чудесных событиях, так как святитель Николай являл в России многие чудеса и был особенно милостив к Русскому народу.

И в доме моих родителей была чудотворная икона святите­ля Николая. Это была небольшая икона, на которой вокруг лика Святителя были изображены его чудеса. Она была в серебряном окладе и в деревянной раме со стеклом. Стояла эта икона у нас в гостинной комнате в углу. Об этой св. иконе у нас было семейное предание, что когда-то глубокой зимней ночью несколько человек грабителей, взломав железным ломом ставни и разбив стекла в окнах, проникли в комнату, сняли икону со стены и пытались железным ломом разбить стекло на ней, но не мог­ли этого сделать. Они в ужасе бросили свой инструмент и награбленные предметы и бежали.

Мой отец – верующий священник высоко чтил эту икону и молился перед ней в трудные минуты своей жизни. Как сейчас, я вижу, как 30 лет тому назад, при моем последнем отъезде из дому, мой, уже умирающий отец, приподнявшись на своей кровати, молился на эту ико­ну обо мне. Вероятно, по этой молитве Господь не только до се­го времени сохранил мою жизнь, но и в последок дней удостоил меня, грешного, быть священником Живого Бога.

И так во многих русских домах были иконы святителя Ни­колая, от которых произошли те или иные чудесные события.

Но и всей России, всему Русско­му народу, в начале его современных страшных бедствий было дано утешение и надежда именно от иконы святителя Николая. Когда в 1918 году большевики захватили власть в Москве, они закрыли красной материей все святыни, находившиеся на стенах Московского Кремля и в том числе икону святителя Николая. Но вот прошло несколько дней. Осенний ветер трепал эту материю, ударяя ее об острые кон­цы киота, материя постепенно разрывалась, спала, и открылся лик святителя Николая. Большевики, охваченные революционным угаром, не обратили на это внимания, а благочестивые москвичи истолковали это явление, как указание от святителя Николая на то, что настанет день, когда красное покрывало ниспадет с Русской земли, и лик святителя Николая вновь будет сиять над Москвой.

Чудесное явление с иконой свя­тителя Николая произошло и в г. Белграде, на наших глазах. За год до последней войны в женском монастыре на Дединье, состоящем преимущественно из русских монахинь, висевшая в храме у клироса совершенно чёр­ная икона святителя Николая вдруг чудесным образом стала обновляться, и теперь уже в тече­ние нескольких лет сияет во всей красе, будучи предметом благоговейного поклонения и русских местных и благочестивых жителей.

Сам святитель Николай во время своей земной жизни, веро­ятно, не знал о существовании Русского народа, в то время состоявшего из полудиких языческих племен, и Русский народ, как мы говорили, не знает ни языка, ни национальности святите­ля Николая, но хорошо знает его святую душу.

Русский народ знает, что свя­титель Николай носил в себе целый рой добродетелей. Он горел ревностью о вере и благочестии, явив эту ревность в борь­бе с нечестивым Арием, он был кроток и незлобив, глубо­ко смиренен, имел великое воздержание, высокую нестяжательность, безграничное человеколюбие, милосердие и сострадательность к несчастным, он был отцом сирых, помощником беспомощных, утешителем страждущих, защитником гонимых.

Но кроме этих высоких христианских добродетелей, о богат­стве которых грешному человеку страшно и подумать, у святителя Николая была еще такая особен­ность, которая сделала его родным Русскому народу, и которую открыл нам в нем Блаженнейший Митрополит Антоний, вообще раскрывший многие тайны духовной жизни.

Особенность святителя Нико­лая была та, что он преимуще­ственно перед всеми другими угод­никами Божиими был носителем радостного прославления Бога; в нем сосредоточился дух победного торжествующего христианства.

Все святые воплощали в себе многие добродетели, но каждый из них был особенным выразителем какого-либо преимущественного дара. Так, преп. Ефрем Сирин носил дух покаяния, Василий Великий – дух христианской мудрости и т.д.; в святи­теле же Николае был преимуще­ственно дух победного торжествующего христианства.

Владыка Антоний говорил, что особенностью жития святителя Ни­колая является то, что в нем мы не видим борьбы. Мы видим его величественную душу, всеце­ло отдавшуюся благодатной жизни, в которой он пребывает, ничем не смущаемый. Он невозму­тимо живет в мире Божией люб­ви и милосердия. Он в полной мере познал радость христианской жизни, радость любви и милосердия.

Если отдельные святые отражают в себе те или иные стороны христианства, то и целые народы отражают в себе также известные стороны христианской жизни. Русский народ сделал своим общенародным и национальным праздником праздник Воскресения Христова и прославляет воскресшего Господа, радуясь о воскресении Христовом, как не прославляет ни один народ в мире.

Поэтому-то тот святой угодник Божий, который наиболее полно сосредоточил в себе победную торжествующую христианскую ра­дость и является наиболее близким, наиболее чтимым, наибо­лее дорогим для народного сер­дца.

Вот в чем заключается род­ство духовного дарования святите­ля Николая и лучших вожделений Русского народного сердца.

Когда воскресший Господь Иисус Христос приветствовал жен мироносиц и апостолов, явившись им по Своем воскресении, слова­ми: «Радуйтесь», то Он не сказал им ничего нового, так как это было обычное восточное приветствие, как у нас теперь: «Здравствуйте». Но в это приветствие отныне был вложен новый величайший смысл. Господь Своим: «Радуйтесь» возвещал о том, что на земле воссияла радость, ко­торой не было от создания мира, радость о Его воскресении из мертвых, о победе над смертью, грехом и миром, лежащим во зле. Не все понимают эту радо­сть, многие умеют радоваться толь­ко о земле и о земном. Русский же народ понял эту высшую радость, воспринял ее, воплотил ее в своем национальном пра­зднике и в почитании святителя Николая, преимущественного носи­теля победного торжествующего христианства.

На русской земле являлись свя­тые угодники, которые в изве­стной степени были носителями такого же торжествующего побед­ного духа. Таков был, например, преп. Серафим Саровский чудотворец. Он всех приветство­вал словами: «радость моя» и по­стоянно прославлял воскресшего Христа приветств1ем: «Христос Воскресе». Таков был и присно­памятный о. Иоанн Кронштадтский, расточавший благодатные дары торже­ствующего христианства в делах любви и в своих бесчисленных чудесах.

Владыка Антоний разъяснил и те характерные особенности, из которых в душе подвижника слагается победное чувство торже­ствующего христианства.

При наличности девственной чис­тоты сердца, в нем, по указанию Владыки Антония бывают следующие качества:

1) Преданность воле Божией; 2) успокоение своего сердца в этой преданности; 3) радостное и долготерпеливое отношение ко всем грешникам и ко всей жизни; 4) вера в непоколебимую силу добра и в плодотворность пропо­веди последнего; 5) горячая мо­литва, вливающая в сердце живую веру; 6) огромный запас любви, который изливается на всех неистощимой струей ласки и ду­ховно проникает во всякое сер­дце; 7) уверенность в том, что служитель Божий, если он только того пожелает, и призовет от всего сердца божественную благо­дать на помощь, может совершать благодатные воздействия на души людей; 8) уверенность в том, что все мы в Боге составляем одно – ангелы, святые угодники и мы, христиане, совершающие своё спасение – живые и умершие.

Вот наличность в человеческой душе таких духовных сил и создает ликующее торжествующее чувство победы над смертью, над грехом, над диаволом. И святи­тель Николай так дорог Русско­му народу потому, что он пре­имущественно перед всеми други­ми святыми угодниками Божиими был носителем этой победы.

У носителя такого благодатного торжествующего чувства обильно изливается и дар чудотворения, который является не способностью какого-то волшебного сверхъестественного воздействия на законы природы, как это бывает у различных магов и волшебников, а выражением его всепобеждающей любви, преодолевающей законы бытия. Христианская любовь выше бытия. Бытие подчинено христианской любви. И бесчисленные чудеса святителя Николая есть дар люб­ви, воздействующей не только на душу человека, но и на природу. Его чудеса совершаются через многие столетия после его кончины, так как любовь его бессмертна. Со дня кончины святителя Нико­лая прошло 1600 лет (в 1943 году – прим. публикаторов). Но живет он среди людей, как живой. На нем в полной мере исполни­лось то пожелание Св. Церкви, с которым она провожает каждого умирающего христианина: «Вечная память!».

«Вечная память», как ви­дим мы, может быть только в источнике вечной жизни во Хри­сте. И если о большинстве из нас память бывает так корот­ка, то потому что мы удалены от Христа. Те же, кто приблизился ко Христу, кто вошел в Его жизнь и слился с Ним, те действительно сохраняют о себе вечную память. Но святитель Ни­колай сохранил о себе более не­жели только память среди людей, он от людей перешел как бы в сверх-людей, он стал существом неземным, высшим нежели люди, и поистине от смер­ти перешел к жизни. День кон­чины святителя Николая 1600 лет тому назад был лишь началом его вечной нестареющей жизни. И состоит эта жизнь, мы можем это чувствовать и знать, жизнь эта состоит в любви, во Христе Господе, воскресшем из мертвых и совоскресившем с Со­бою всех верующих в Него, тех, кто стали сынами Божиими.

То, что Русский народ на про­тяжении всей своей истории при всех выпадавших и выпадающих на его долю испытаниях со­хранил свое горячее почитание святителя Николая, как свой высший идеал, свидетельствует, что русская народная душа живет здо­ровой народной жизнью, что она не затемнена, что она обращена к свезу и источнику жизни, и в этом залог грядущего русского не только духовного, но и народного, и государственного воскресения.

 

 

(«Православная Русь», № 13-14 за 1943 год).

 

 

 

 

 

Архиепископ Никон (Рклицкий)

 

Святитель Николай Мирликийский и Русский народ

 

“Победы тезоименит воинству верным людем явился ecu в напастех крепок, святе Николае, святителю Христов: везде бо призываем быстро предварявши, любовию притекающих под кров твой: ты бо во дни и нощи верным являяся, спасаеши от напастей и обстояний.”

(Стихира на «Господи воззвах»)

 

 

Наступило время, когда русским людям надлежит всем своим сердцем обратиться к Святителю Николаю, Мирликийскому Чудотвор­цу и просить его помощи в нашей борьбе за Святую Русь. В личности Святителя Николая и в отношении к нему Русского народа можно найти верную опору для победы над злым врагом, пленившим Свя­тую Русь.

Русский народ, подготовленный к принятию Христовой веры всей своей многовековой предшествующей жизнью, начиная с того времени, когда Св. Апостол Андрей Первозванный, благословив приднепровские горы, поставил на них крест и предрек, что «на горах этих возсияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей», – принял Христианство, как новую жизнь во Христе.

Русский народ принял Христианство не как теоретическое уче­ние или как веру, состоящую из известных умозрительных положений, а как самую жизнь, которая требует построения и своей лич­ности, и общества, и государства по законам Евангелия.

Русский народ постиг, что Основатель этой новой жизни – Го­сподь Иисус Христос живет в неприступной славе Своего Божества и для того, чтобы приблизиться к Нему, необходимо посредничество таких праведников, которые подвигом своей жизни воплотили в се­бе Его учение и учили и научили других, как должно Ему следовать.

Поэтому Русский народ возлюбил всех угодников Божиих во всем их безграничном разнообразии, начиная от предшественников Христовых — пророков Божиих и других ветхозаветных правед­ников, Его последователей — апостолов, преподобных, мучеников, святителей, и кончая юродивыми Христа ради. Но нужно было из всех святых Божиих выделить наиболее яркого, как бы вождя их, в котором свет Христов сиял бы с наибольшей силою. Таковым и явился для Русского народа Святитель Николай Мирликийский.

В России чтут Святителя Николая не только православные, но и инославные, не только христиане, но и язычники, чтут в Сибири и в Туркестане, на севере и на юге. Язычники черемисы знают Святи­теля Николая больше, чем самого Христа Спасителя, призывают его имя на помощь и в морскую бурю, и замерзая в поле в снежную метель, и испытывая несправедливости и притеснения от власть имущих, призывают в нужде и в голоде и во всех трудных обстоятельствах своей жизни. Высоко чтит Святителя Николая весь Русский народ, и интеллигенты, и простые, и ученые, и малограмотные. Во всей России, вероятно, не было ни одной семьи, в которой не было бы образа Святителя Николая и множество из них было соединено с родовыми воспоминаниями о тех или иных чудесных благодеяниях, явленных Святителем Николаем по молитвам у его святых образов. И теперь, вероятно, в катакомбных церквях, в потаенных местах, в пещерах возжигаются лампады пред образами Святителя Николая, и льется пред ними горячая молитва.

Вскоре после принятия христианства Русский народ не удовлетво­рился одним в году праздником Святителя Николая – 6 декабря, но установил еще весенний праздник – 9 мая – день перенесения мощей Святителя Николая, который не празднуется в Греции. Так что в Русской Церкви память о Святителе Николае соединяется и с праздником Рождества Христова – зимой и с праздником Воскресения Христова – весной. В первом случае, прославляя Святителя Николая, мы в тоже время встречаем и Христа песнью «Христос раждается, славите», а во втором случае, прославляем Его, воскресшего из мертвых победным гимном «Христос Воскресе». Замеча­тельно также, что хотя Святитель Николай по национальности был чистокровный грек, но на русских иконах он изображается, как русский старик.

Ту черту в характере Святителя Николая, которая особенно по­любилась Русскому народу, митрополит Антоний (Храповицкий) назвал великодушием.

Владыка Антоний говорил о нем так: «Святитель Николай осо­бенно горячо и пламенно верил в победу еще в этой жизни тех добра и правды, которые безраздельно будут царствовать в будущем веке. Конечно, и другие святые верили в добро и правду, но у Святителя Николая эта особенность характера была сильно, как ни у кого другого, развита. В молодости он своими молодыми силь­ными руками вытаскивал утопавших из воды, а затем его серд­це так расширилось и возвеличилось, что он уже творил добро си­лою своей молитвы. При всяком столкновении с неправдою, злом или горем его сердце наполнялось таким состраданием и таким молитвенным устремлением к Богу, что он преодолевал естествен­ные законы в деле творения своей милости.

Известно, что трое воевод были несправедливо приговорены к смерт­ной казни. Святитель Николай, узнав о том, что могут пострадать совершенно невиновные, обратился к Богу с горячей молитвой и по Божией милости он преодолел законы естества – чудесным образом явился ночью к благочестивому царю Константину. Это не была галлюцинация или сон. Святитель Николай явился царю в собственном физическом теле и разбудил спящего царя. Удивленный царь, не уз­нав сначала святителя, спросил старца: «Как ты очутился здесь, и кто пропустил тебя ко мне?». Святитель Николай сказал, что сейчас может совершиться в Малой Азии несправедливое дело – казнь неповинных воевод, нужно немедленно остановить эту казнь. Благочести­вый царь тотчас послушался святителя и написал приказ об отме­не казни, приказ этот таким же чудесным образом святитель доставил на место казни, когда меч уже был занесен над головами несправедливо приговоренных. Так и все другие благодеяния Святитель Николай творил из любви к правде и добру, явно преодолевая законы естества.

Русский народ любит добро и правду и по силам своим, со­знавая свои грехи, стремится к их осуществлению, и понимает кра­соту добра и правды.

В Святителе Николае Русский народ нашел воплощение тех качеств, которые составляют его высший идеал, его лучшее стремление, и потому он так пламенно полюбил Святителя Николая, так горячо чтит его память и избрал его как бы своим народным героем.

Святитель Николай прошел свой земной путь, как дивный побе­дитель, расточая вокруг себя свет правды и добра, и уже столько веков слава его не только не угасает, но привлекает к себе все новые и новые поколения людей, просвещая их Христовым светом».

Так учил о Святителе Николае приснопамятный владыка Антоний, сам много заимствовавший от духа Святителя Николая.

Действительно, лучи славы Святителя Николая непрестанно блистают и среди нас грешных.

В 1918 году во время большевицкого переворота вся Москва была потрясена тем знамением, которое было дано Москве от иконы Свя­тителя Николаи. Одна из икон Святителя Николая, находившаяся на Кремлевской стене, была завешена красной материей, и вот на глазах многотысячной толпы, собравшейся на Красной площади, эта красная материя, скрывшая лик Святителя, разорвалась, и куски её попадали на землю, и лик Святителя по-прежнему предстал пред взорами лю­дей. Тогда это было истолковано видевшими это событие, как знамение о грядущем избавлении от красного покрова, опустившегося над Кремлем и Святой Русью. Затем в разные годы много было различ­ных знамений от икон Святителя Николая, из которых отметим некоторые.

2 января 1933 года в греческих газетах было сообщено о том, что на греческом пароходе «Елена Эмберикос» грузились армяне, отправлявшиеся из одного из греческих портов в советскую Армению. У парохода находился советский агент, наблюдавший за погрузкой ав­томобилей для СССР, а также и за армянами. На одном из автомобилей марки «Кадиллак» был прикреплен образ Святителя Николая. Армяне заметили образ, и каждый из них, проходя мимо автомоби­ля, крестился на образ. Советского агента это раздражало, он подошёл к автомобилю, сорвал образ и бросил его в море. Армяне с ужасом смотрели на кощунство безбожника. Подошла очередь для погрузки автомобиля. Его тщательно увязали крепкими канатами и, когда автомобиль на лебедке был поднят к самой высокой своей точке, крепкие канаты оказались как бы отрезанными острым ножом, автомобиль сорвался и упал на пароход, превратив в щепы всю внутрен­ность парохода. Армяне ждали чуда, и оно совершилось.

В другом случае во время второй мировой войны советские власть эвакуировала на грузовиках население с прифронтовой поло­сы. Одна старушка имела в своих руках какой-то узел. Комиссар спросил ее: «Что это ты несешь?». «Образ Святителя Николая», – от­вечала старушка. «Брось его», – приказал комиссар. «Нет, не бро­шу», – отвечала старушка. Комиссар вынул револьвер, навел его на старуху и приказал: «Если сейчас же не бросишь, застрелю». «Стреляй, не брошу. Этот образ хранил меня всю жизнь», – был ответ. В это время раздался разрыв немецкого снаряда над го­ловой комиссара, которым он был разорван в клочки, старушка же только присела от страха, держа в руках свой заветный образ.

Перед самой войной мы видели в Белграде в Введенском женском монастыре на Топчидерском Брдо большой аналойный образ Святителя Николая, чудесным образом обновившийся из старого почерневшего образа и ярко сиявший всеми своими красками, получив­шими замечательную свежесть и чистоту.

Но кроме всех чудес, которые продолжают совершаться от Свя­тителя Николая, еще более поразительным следует считать воплоще­ние духа Святителя Николая в живом человеке, совершившееся в лице приснопамятного Всероссийского пастыря отца Иоанна Кронштадтского. Мы, конечно отнюдь не признаем перевоплощения душ, но признаем возможность могучего влияния праведников на тех людей, которые пожелают у них учиться и следовать их духовному руковод­ству, воспринимая чрез подражание им благодать Божию. И вот на крайнем севере России, в селе Суре, в небольшой убогой церковке Святителя Николая сын псаломщика этой церкви болезненный мальчик Ваня, ставший впоследствии всероссийским пастырем отцом Иоанном Кронштадтским, с яркой силой воплотил в себе дух Святителя Ни­колая, дух победного торжествующего Христианства, дух правды, добра и любви, осуществляемых на нашей грешной земле. И теперь, в дни торжества зла на Русской земле, Святитель Николай вместе с приснопамятным пастырем отцом Иоанном, горячо любившим Россию и вместе со всеми мучениками, приявшими кончину от безбожников за правду Божию, везде, где его прославляют, как бы говорит всем нам словами Св. Апостола Павла: “Подражайте мне, как я Христу” (I Кор. 4, 16). И у нас, в нашей епархии, из 45 приходов и общин – семь посвящено Святителю Николаю. И вот в ближайшие дни – в день памяти Святителя Николая 6 декабря – они будут с особым усердием прославлять память своего небесного Покровителя.

Будем же все усердно молить Святителя Николая, чтобы он совершил новое и великое чудо – освободил бы Святую Русь от красной власти сатаны, как то было явлено его святым образом в первые дни установления этой власти над Русским народом.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

 

(«Православная жизнь», № 12 за 1959 год)

Архиепископ Никон (Рклицкий)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"