На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Богословие, святоотеческое наследие   
Версия для печати

София Премудрость Божия

Новгородская редакция иконы и служба Св. Софии

По примеру Святой Софии Константинопольской, в России, вскоре по принятии ею христианства из Византии, построены были храмы во имя Святой Софии Премудрости Божией в Киеве (заложен в 1037 году) и в Новгороде (заложен сыном великого князя Ярослава, Владимиром, в 1045 году и освящен 14 сентября 1052 года епископом Лукою [1]), а позднее в Вологде, Тобольске и Полоцке. Что же разумели греки и русские под именем Святой Софии Премудрости Божией? Прямой и точный ответ на этот вопрос мы должны найти в анализе, во-первых, храмовых икон Софийских храмов и, во-вторых, службы Святой Софии Премудрости Божией. Святая София Премудрость Божия на храмовых иконах изображена двояко: известно, что храмовая икона Киево-Софийского собора совершенно отлична от храмовой иконы Новгородского Софийского собора. На первой иконе Святая София изображена следующим образом: под сению, утвержденною на седми столпах, изображена в сиянии Божия Матерь с распростертыми руками, стоящая на серповид­ной луне, лежащей на облаке; под облаком амвон с семью (по Толстому, с шестью) ступенями. При персях Божией Матери, на воскрилии фелони, сидящий Младенец-Спаситель, в белом хитоне, с златою хламидою чрез левое рамо (плечо), десницею благословляющий, а в шуйце имеющий державу. По карнизу сени надпись (на греческом языке): «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь». Над сению вверху изображен в лучах благословляющий Бог Отец, из уст Его исходят лучи, на них написаны слова Давидовы: «Аз утвердих столпы ея» (Пс. 74), пониже Его, в светозарных облаках Дух Святый окружен светлыми лучами, из которых должайшие простираются над главою Богоматери. По обеим сторонам Бога Отца, над сению же седмь крылатых ангелов: с правой стороны Михаил с пламенным мечом, Уриил с молниею, Рафаил с алавастром мира; с левой – Гавриил с лилиею, Селафиил с четками, Иегудиил с царским венцом, Варахиил с пуком цветов на белом платке. Пред Божиею Материею на ступенях амвона стоят праотцы и пророки. На всех седми столпах сени под капителями коринфского ордена эмблемы седми даров Святого Духа в кругах [2]. Итак, из анализа иконы [3] ясно, что Святая София Премудрость Божия – это Матерь Божия [4]. Новгородское изображение Святой Софии таково: на средине крылатый Ангел, лицом, одеждою и крылами огненного вида, в царском венце с крестом на верху, в царском далматике с орарем, который, выходя из-под правой руки, перегнут чрез левую; Ангел сидит на четвероножном, с подушкою огненного вида, золотом престоле, подпертом семью столпами; венец, далматик по опушке и орарь обнизаны перлами; в правой руке жезл с лучезарным кре­стом на верху, а в левой при персях свиток; над ушами «тороцы» или «слухи»; около него и престола голубое, в кругу, звездное небо с лучами по краям; под огневидными ногами круглое темное облако в виде подушки; около главы золотое окружение. По сторонам Ангела в предстоянии: с правой стороны Божия Матерь в червленой одежде, держащая при персях обеими руками круглую на голубом поле икону лучезарного Божественного Младенца, десницею благословляющего, а в шуйце держащего свиток; на левой Иоанн Предтеча во власянице под зеленою хламидою чрез левое рамо; у него правая рука прило­жена к персям, а в левой, опущенной, свиток, на котором написано: «Се агнец Божий»... Над главою Ангела, в небольшом огненном кругу, Спаситель в червленном хитоне с го­лубою хламидою, перекинутою через левое рамо, благословляющий обеими руками; от главы Спасителя на обе стороны про­стирается золотая полоса наподобие радуги. На сей полосе над­писи, как некоторые полагают, «Премудрость Божия» – нет. Над полосою, в виде радуги, звездное голубое небо, на кото­ром, над самою главою Спасителя, четвероножный золотой престол, а на престоле на свитке огненного вида изображена согну­тая книга (по Толстому раскрытая). По обе стороны престола по три крылатых ангела припадают к нему [5]. Старинные списки с нее находятся в Вологодском соборе (XVI в.), в Успенском соборе Сергиевской лавры и во многих храмах Поморья и Вятского края, иногда с разными отменами. В Холмогорском соборе содержание иконы много отличается от Новгородскаго первообраза. В Москве на наружной стене алтарной Успенского собора Божия Матерь и Предтеча, по сторонам сидящего ангела стоящие, изображены крылатыми [6]. Как видим, изображение Святой Софии на новгородской иконе сложное и замысловатое, и нет возможности ответить положительно, что означает эта икона: здесь возможно лишь то или другое толкование иконы. Уже в XVI веке в Новгороде заинтересованы были сюжетом этой иконы и толкованием его, и Зиновий Отенский, уступая настойчивому желанию новгородцев, написал толкование образа Софии Премудрости Божией. Вот что он сам говорит об этом [7]: «Слышах прящихся, не единаго, ни дву, но многих и глаголющих: что есть София Премудрость Божия и в чие имя сие церковь (Софийский собор) поставлена и в которых похвалу освятися? Иногда же и ко мне приходяще от любопрящихся и с докучанием многим мене пытающе: скажи нам, что слышал еси о сем?». Приступая к ответу, Зиновий предварительно считает нужным сказать: «Сия убо реку сам не от своего разума, но от священных источник», а затем объясняет Софию отношением ее к Сыну Божию на основании мест Священного Писания Ветхого и Нового Заветов и на основании слов Дионисия Ареопагита, Иоанна Златоустого и Иоанна Дамаскина. Сделав общее замечание: «Но и вси богословцы умыслиша постаси Сына (т.е. разуметь ипостась Сына Божия) Софеи рекше Премудрость, логос сиречь слово, силу Божию и сим подобное. Божия же Матери имян никако же приложиша, но ина словеса к ея чести превосходной приличная приложиша: чистая, пречистая, от всех родов избранная и прочая», Зиновий Отенский так заключает свое толкование нов­городской иконы Святой Софии: «Сия довольно есть имеющим ум мною указание о сем; престаните, братие, убо глаголати, яко неведом есть толк Софеи Премудрости Божией» [8]. Согласно с Зиновием Отенским и Иоанникий Лихуд в своем богословском сочинении: «Слово торжественное о Софии Премудрости Божией», которое написано по просьбе казначея архирейского дома иеромонаха Феодосия, под Премудростию Божиею разумеет во­плотившееся Слово Божие [9]. Общеизвестное распространенное в древней русской письменности толкование Софии Премудрости Божией, изданное Тихонравовым по спискам XVII в., по нашему убеждению, есть толкование новгородской иконы Святой Софии. Толкование следующее: «Неизреченнаго девьства чистота, смиренныя мудрости истинна, имеет бо над главою Христа слова (?) бо есть мудрость Сын Слово Божие, простерта бо не­беса выспрь Господа. Преклони бо небеса и сниде в Деву. Елико бо их любят девьство, подобятся Богородици. Си бо возлюби девьство, и роди Господа Иисус Христа. Любящи бо девьство ражает словеса детелнаа рекше неразумныя научают. Си же възлюби Иоан Предтеча и крести Господа Иисус Христа. Устав же девьства показает житье жестоко, имать же девьство лице девиче огнено. Огнь есть божество, попаляя страсти тленныя, просвещая же душю чисту. Имать же над ушима торока еже аггели имуть; житие бо чисто со аггелы равно есть; тороци бо есть покоище Святаго Духа. На главе же венець ей царскы; смиреная бо мудрость царствуеть страстми. Сан бо ея препоасан во чресла обраститоельскыи (?) в руце держаще скипетр, властельскый сан. Криле же огнены – высокопаривое пророчество и разум скор являеть. Зело богозрачна писца (на поле: пти) любящии премудрость. Егда видить ловца, выше возлетаеть; сице и любящеи девьство неудобь уловлени бывають от ловца диавола. В шуйца же имать свиток написан, в немже написаны недоведомыя скровенныя тайны; рекше преданаа писаниа; видети не достижена суть божественая действа ни аггелом, ни человеком. Одеяние света и престол, на немже седить, оного будущаго света покой являеть. Нозе же имать на камени; на сем бо камени съзижю церковь мою, и пакы: на камени мя веры утверди». Уже в словах: «Имать же девьство лице девиче огнено» можно видеть намек на то, что на иконе имеется в виду изображение девы, подтверждение чего, по-видимому, мы имеем в известном нам списке XV века того же толкования. Мы разумеем здесь статью рукописного сборника XV века Чудова монастыря за № 320 на лл. 341 – 343 под заглавием: «Словеса избранна от мног книг, въпросов и ответов, разноличных строк. Слово о премуд­рости I [10]». Начало этой статьи, выше нами приведенное, составляет текст того толкования Святой Софии, которое напеча­тано Тихонравовым; дальнейшее же продолжение статьи составляет значительных размеров дополнение к толкованию, кото­рое, как неизданное, ниже печатаем в I приложении. Здесь читаем: «Тресны златы любовь и чистота... Мониста заповеди многаа исправлена. Гривны и чепи о выи смирение и покорение... Ожерелие молчание... Обручи и перьстни страдба и труди, ручнии усерязи и колца безгневие и тихость», все названия женских украшений. Но, поддаваясь общему впечатлению от всей статьи в полном ее объеме, можно думать, что в ней мы имееем дело с толкованием аллегорического изображения идеи Святой Софии Премудрости Божией. Что в сем толковании имеется в виду аллегорическое изображение Софии Премудрости Божией, доказательством этого может служить то, что здесь приводятся толкования Соломона и Иисуса Сына Сирахова Премудрости Божией. Таким аллегорическим изображением является именно новгородская икона Святой Софии. К сожалению, мы не имеем никаких сведений о храмовой иконе Святой Софии Премудрости Божией в Константинопольской Софии. В одном из греческих списков известного и в древней русской письмен­ности сказания о создании храма Святой Софии Цареградской го­ворится: «Когда часть постройки была закончена, император однажды, в 6 (12-м, по нашему счету) часу дня пригласил к своему завтраку архитекторов. Один из них, Игнатий, уходя, оставил своего сына при постройке охранять оставленные ра­бочими инструменты. Мальчику явился ангел в виде евнуха в белой одежде и спросил, почему мастера, оставив дело Божие, ушли. Тот сообщил, где они, прибавив, что скоро вер­нутся. Ангел посылает мальчика призвать их и обещает остаться при постройке, пока он не вернется. «Клянусь тебе Святой Софией, которая ныне созидается, Словом Божиим, – го­ворит он, – я не уйду, пока ты не вернешься»... Царь тогда возносит хвалу Богу, так как явившийся был, очевидно, ангел; к тому же – и это главное – царь до сих пор не знал, во имя какого святого созидается храм. Это же явление указы­вало ему, что должно посвятить храм Премудрости Божией – Св. Софии [11]». Разговор мальчика с ангелом происходил на правой стороне храма [12]. В одном из юго-славянских списков того же сказания есть добавление, что на месте явления ангела отроку «чт на икона великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа утврьдисе» [13]. В одном из греческих списков описание трапезы заканчивается упоминанием о надписи, сделанной Юстинианом на ней, чего нет в греческом списке, из котораго нами выше приведен отрывок. Надпись следующего содержания: «Твое от Твоих Тебе приносим, Юстиниан и Феодора, раби твои, Сын и Слово Божие, воплотившийся и распятый нас ради; сохрани нас предстательством Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии» [14]. Но протоиерей  П. Соловьев в своем «Описании Новгородского Софийского собора» (53 и 54 стр.) основательно доказывает, что новгородская икона Софии Премудрости Божией должна быть признана «современною новгородскому Софийскому собору, писанною с греческого подлинника греческими изографами», с чем соглашается и известный археолог архимандрит Макарий, подтверждая, что и самый пошиб письма иконы чисто греческий ручается за глубокую ее древность». (Примечание второе к статье Игнатия, архиепископа Воронежского: «Об иконе Св. Софии в Новгородском Софийском соборе». Записки Императорского Археологического Общества, т. XI, стр. 22).

Службы Святой Софии Премудрости Божией нет на греческом языке, нет ее и в древней русской письменности до XVII века, даже в Церковном Уставе нет никаких указаний ни на службу, ни вообще о праздновании Софии Премудрости Божией. Но от XVII и следующих веков мы имеем несколько списков службы Святой Софии [15]; из них мы пользуемся лишь семью списками, находящимися в рукописном отделе Синодального Архива и двумя новгородского Софийского собора [16]. В одном из них (№ 762) находится полная служба Святой Софии; она имеет следующее заглавие: «Служба Софии Прему­дрости Божии яже в Великом Новеграде»; в остальных шести (№№ 642, 686, 700, 852, 1366 и 2641) только один канон. В рукописях за №№ 762 и 1366 пред каноном читаем: «Канон Софии Премудрости Божии, ему же краегранесие по алфавиту даже до осмыя песни, обносит в себе 18 букв, по три буквы в песни, осмая и девятая творца имя знаменует, а по четвертому стиху в коейждо песни успенскаго втораго канона с прилогом равенства ради стихотворнаго метра»; отсюда видно, что соста­витель канона – Симеон. В рукописи № 2641 канон назван «творением Симеона новаго богозлова». Уже П.М. Строев в своем Библиологическом Словаре описал один сборник литературных произведений князя Семена Ивановича Шаховского (рукопись Московской Духовной Академии № 191), между кото­рыми значится тропарь Софии Премудрости Божией, который сходен с одним из тропарей, находящихся в поименованных рукописях Синодального Архива и Новгородского Софийскаго собора, а митрополиту Макарию известен был список, правда один, службы Святой Софии с молитвою (рукопись Московской Синодальной Библиотеки за № 1009), которые он признавал сочинениями князя Шаховского. Службу эту мы ниже (в II приложении) печатаем; она интересна уже по тому одному, что автором ее является замечательный русский писатель XVII века. Сведений о личности князя Шаховского мы имеем мало, да и те скудные известия почерпаются из его посланий, из которых важных и более или менее интересных митрополит Макарий насчитывает шестнадцать. Князь Семен Иванович Шаховской упоминается на царской службе то в звании воеводы, то в других должностях, с 1614 г. по 1646 год. В 1619 году, если не ранее, он был отлучен от церкви за вступление в четвертый брак и заточен в темницу. «Но не за брак только четвертый страдал князь, – говорит митрополит Макарий, – а вместе и за какое-то государственное преступление, в котором обвинялся, и за которое, можно думать, в 1625 году был, наконец, помилован, и даже пользовался некоторою благосклонностью патриарха, так как последний поручил ему составить известное послание, в котором Филарет Никитич благодарил персидского шаха Аббаса за присланную им святыню – ризу Господню и убеждал его принять святое крещение». Кроме посланий, князь Шаховской написал следующие богословские сочинения: 1) повесть преславна о принесении ризы Господней в царствующий город Москву; 2) повесть о убиении царевича Димитрия; 3) повесть о некоем мнисе, како послася от Бога на царя Бориса во отмщение крове праведнаго царевича Димитрия; 4) слово похвальное трем Московским святителям: Петру, Алексию и Ионе и 5) слово похвальное Христа ради юродивым Прокопию и Иоанну, Устюжским чудотворцам. Наконец, что особенно для нас важно, князем Шаховским написаны следующие церковные службы, молитвы и песнопения: 1) служба и канон на положение Ризы Господней; 2) канон Христа ради юродивым Прокопию и Иоанну Устюжским чудотворцам, 3) канон трем святителям Московским: Петру, Алексию и Ионе, 4) молитвы: Господу Иисусу Христу, Животворящему Кресту, Богородице, Предтече, Силам Безплотным, апостолам, пророкам, святителям, преподобным, мученикам, преподобным женам и мученицам, святителям Московским, святым царям и князем, преподобным отцам Русским; молитвы за царя, за патриарха; молитвы преподобным: Димитрию Вологодскому и Макарию Унженскому; 5) акафист пре­подобному Сергию, Радонежскому чудотворцу, написанный в 1650 году и доселе употребляющейся в церкви [17]. Один пере­чень трудов князя Шаховского говорит за то, что автор их был отличный знаток церковной литературы и богослужебных книг. Он по праву в своих посланиях: 1) к митрополиту Крутицкому Киприану, 2) к боярину князю Ивану Борисовичу Черкаскому и 3) к старцу Варлааму, бывшему архимандриту Суздальского Богоявленского монастыря «давал ответы на пред­ложенные ему вопросы о книжных описях и высказывал желание, чтобы при печатании книг прилежно проницали в книги и благолепно исправляли ошибки, сделанные в простоте неведения» [18]. Тем не менее, из анализа службы Святой Софии, которая, вероятно, написана была в Новгороде, видно, что со­чинитель ее не составил себе ясного и отчетливого понятия о Софии Святой: то он разумеет под Премудростию Божиею воплотившееся Слово, Иисуса Христа (стихира 1-я на Господи воззвах, 1-й тропарь, седален по 3-ей песни в № 852, тропарь на Слава 4-й песни, молитва), то – Божию Матерь (кондак гласа 8, тропарь 6-й песни: «Очи наши», кондак гласа 4, икос, тро­парь на Слава 9-й песни), а в тропаре «Велия и неизреченная премудрости Божия сила» под Премудростию Божиею разумеется и Иисус Христос и Божия Матерь. В 1701 году, по распоря­жению новгородского митрополита Иова, из этой службы тро­парь и кондак вычеканены были под прежнею сребропозла­щенною ризою иконы на приделанной к ней медной вызоло­ченной приставке. В 1707 году братья Лихуды исправили службу Святой Софии Премудрости Божией и вновь написали пролог, стихиры и канон в ее честь. Митрополит Иов отправил эту работу справщику Московской типографии Федору По­ликарпову «посмотреть и исправить, яко же лепотствует». Архимандрит Макарий говорит [19]: «Как в прежней, так и в исправленной службе под Софиею разумеется не Сын Божий по Божеству или по человечеству, а Пресвятая Богородица по ее приснодевству. Исправленная служба Святой Софии не всем понравилась, и Иоанникий Лихуд написал ответ «о порицании новосочиненныя службы Софии Премудрости Божией» [20].

 

1. Макарий митрополит Московский. История Русской Церкви, т. I, изд. 3, 1889 г., 60-62 и 66 стр.

2. Соловьев П., прот. Описание Новгородского Софийского Собора, 1858 г., 55 – 56 стр. Толстой М. См. примечание ниже.

3. Время написания иконы – первая половина XVII в., при возобновлении Софийского собора митрополитом Петром Могилою. Списки с нее находятся в Тобольском соборе (XVII в.) со многими отличиями и в других церквах. (Евгений митрополит. Описание Киево-Софийского собора, стр. 19. Толстой М., граф. Иконы Софии Премудрости Божией. Душеполезное Чтение за 1890 г., 459 стр.).

4. Вселенская Церковь искони относила учение о Премудрости Божией ко Второму Лицу Пресвятыя Троицы – Сыну Божию. Приложение учения о Пре­мудрости к Святой Деве явилось сравнительно поздно в Западной Церкви (существует уже несколько веков). (Толстой М., граф. Иконы Софии Пре­мудрости Божией. Душеполезное Чтение за 1890 г., 459 стр.).

5. Соловьев П., прот. Описание Новгородского Софйского Собора. 1858 г., 50 – 52 стр.

6. Толстой М., граф. Иконы Софии Премудрости Божией. Душеполезное Чтение 1890 г. 240 – 241, 458 – 460 стр.

7. Сказание Зиновия об иконе Св. Софии впервые указано было архи­мандритом Макарием в Сборнике XVI в. Московской Синодальной библиотеки за № 141. (См. в записках Императорского Археологического Обще­ства, т. XI., 1857 г. статью: «Об иконе Св. Софии в Новгородском Софийском соборе Игнатия, архиепископа Воронежского, с предисловием и примечаниями архимандрита Макария»). Г.Д. Филимонов в приложении к своей статьи: «Очерки русской христианской иконографии. София Премудрость Божия» (Вестник Общества древне-русского искусства за 1874-1876 годы, I, 11 – 12 стр.) напечатал это сочинение Зиновия по указанному выше списку XVI в., кото­рый, по его словам, был найден им по указателю, составленному ризничим о. Иосифом. Заметим, что в примечании редакции к тексту сказано, что «Сказание известно» находится в двух любопытных сборниках XVII в. одного состава, хранящихся в Патриаршей библиотеке за №№ 140 и 141, главы 14 и 15. Не называя автора этого сочинения, Г.Д. Филимонов говорит, что этот трактат принадлежит, по-видимому, лицу, хорошо знакомому не только с духовною литературою, но и с греческим языком и с новгород­скими древностями. Толкование Зиновия новгородской иконы Св. Софии не было известно ни митрополиту Макарию, ни г. Калугину, автору прекрасной диссертации о Зиновии Отенском. В виду того, что поименованное выше сочине­ние приписывается знаменитому писателю XVI в. и имеет важное значение для иконографии Св. Софии, мы ниже (в III приложении) печатаем его по ру­кописи Московской Синодальной библиотеки за № 141, которая, по определению академика А.И. Соболевского, не XVI в., a XVII-го.

8. Об иконе Св. Софии в новгородском Софийском соборе Игнатия, архиепископа Воронежскаго, с предисловрем и примечаниями архимандрита Макария. (Записки Императорского Археологического Общества, т., XI, примечание 3).

9. Напечатано в одном из приложешй к книге М. Сменцовского: «Братья Лихуды», Спб. 1899 г.

10. Эта статья указана нам академиком А.И. Соболевским, по мнению которого оригинал ее должен быть отнесен к домонгольскому периоду. В вышепоименованной статье Г.Д. Филимонова напечатаны сказания о Св. Софии Премудрости Божией по разным спискам XVI и XVII веков, но ни в одном из них нет этого текста. Г.Д. Филимонов пришел к заклю­чению, что сохранившиеся в наших рукописях толкования значения основ­ной идеи и различных принадлежностей иконы Софии Премудрости Божией, коих первоначальные источники еще не отысканы, не должны относиться к эпохе, древнейшей XVI в., когда, как он полагает, на Софию Премудрость перенесено понятие Богоматери и целомудренного девства (7 – 10). Но это заключение опровергается найденным списком XV в. известного толкования Св. Софии.

11. Вилинский С. Г. Византийско-славянские сказания о создании храма Св. Софии Цареградской. (Летопись Историко-Филологического Общества при Императорском Новороссийском Университете. Одесса, 1900 г. 238 – 239 стр.).

12. Вилинский С.Г. Византийско-славянские сказания о создании храма Св. Софии Цареградской. (Летопись Историко-Филологического Общества при Императорском Новороссийском Университете. Одесса. 1900 г., 239 стр.).

13. Там же, стр. 258.

14. Там же, стр. 244 – 245.

15. Толстой М., граф, ссылается в своей статье: «Иконы Софии Премуд­рости Божией», на два рукописных экземпляра, бывших у него под ру­ками, церковных песнопений на празднество Невской иконы Софии Пре­мудрости Божией, один из которых с примечаниями «приснопамятнго профессора Московской Духовной Академии протоиерея Ф.А. Голубинского». (Душеполезное чтение за 1890 г., стр. 460, примечание). Но прот. П.Г. Лебединцеву, по-видимому, неизвестны такие песнопения. См. статью его: «София Премудрость Божия в иконографии севера и юга России». (Киевская Старина. 1884 г., декабрь).

16. Оба в четвертку и писаны полууставом XIX в.; один на 10-ти листах в обложке писан в 1829 году, а другой на 14-ти листах в бумажном переплете писан в царствование императора Александра I, что видно из находящейся в нем общей молитвы всем новгородским чудотворцам.

17. Профессор А. Попов в своей книге: «Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода», Казань, 1903 г., ни­чего не говорит об этом.

18. Макарий, История Русской церкви, т. XI, 227 – 231 стр.

19. Об иконе Св. Софии в Новгородском Софийском соборе Игнатия, архиепископа Воронежского. С предисловием и примечаниями архимандрита Макария (Записки Императорского Археологического Общества, т. XI).

20.Сменцовский М. Братья Лихуды. Спб. 1899 г., 349 – 350 стр.

А. И. Никольский


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"