Рассуждение
выше всех добродетелей; чрез него душа противится страстям и помыслам,
обуревающим ее.
***
Рассуждение
выше всего; терпение нужнее всего; молчание лучше всего; многоречие хуже
всего.
***
Потеря
благодати страшнее всех потерь; нет бедственнее состояния, как состояние
человека, потерявшего благодать. Весьма немногие возвращали ее величайшими подвигами.
Надобно иметь непрестанную бдительность, чтобы сохранить ее. Она дается нам
туне, по единому милосердию Божию; но к сохранению ее мы должны прилагать все
свое тщание.
***
Враг неусыпно борется с нами. Прежде
борет он нас с шуией стороны, то есть искушает нас нашими же страстями и
похотями; а когда не успеет побороть с шуией, борет нас с десной, то есть в
самых добрых делах наших устрояет нам сети к падению.
***
Чем
ближе приблизишься ты к Богу, тем сильнее враг ухватится за тебя. Потому-то аще приступаеши работати Господеви, уготови
душу твою во искушение.
Враг
во все наше доброе всевает свои плевелы.
***
Никогда
не должно скоро последовать своему помыслу, хотя бы он и благ являлся, но
испытывать его временем.
***
Чтобы
стяжать терпение в скорбях и искушениях, веруй, что все делается с нами по воле
Божией.
***
Крайне
опасно последовать своим мыслям и рассуждению в деле спасения. Наш ум -
ограниченное око плоти, которое может только видеть и распределять дела внешние
и вещественные; а пути высшие должны мы предавать Самому Богу чрез отца нашего
и наставника, и во всем следовать его рассуждению.
***
Наши
желания и намерения беспрестанно изменяются и рассеиваются, как прах. И так,
всеконечно, должны мы умертвить свою волю и предаться воле водителя нашего.
***
Берегись
осуждать ближнего, а чтобы не впасть в сие искушение языка, не присматривайся к
чужим поступкам.
***
Нищелюбие
и нестяжание великие сокровища уготовляют душе.
***
Неизреченная
польза проистекает от уединения, но с ним неразлучна должна быть молитва.
***
Уединение
и молитва выше всякого блага.
***
Стяжавший
молитву не имеет времени и подумать о чем-либо земном; ему тяжелы и беседы, и
видение людей и все отвлекающее его от Бога.
Истинную
молитву стяжать неизреченно трудно. Не раз душа за подвиг сей приблизится ко
вратам смертным. Но кто уже сподобится стяжать ее, у того она, как болячка,
врастет в сердце, и ничто не измет ее.
***
Любовь
к Богу можно возжечь в душе только одною непрестанною молитвою.
***
Уединение
внешнее должно сопровождаться уединением внутренним. Только совершенное
удаление от человек, телом и мыслию, может даровать мир душевный.
***
Враг
наводит уныние на всякую душу, хотящую спастись.
***
Страх
Божий более поста и всех подвигов измождает плоть. Кто стяжал его, для того нет
на земле ни скорби, ни радости.
***
Человек
всеми своими усилиями, без содействия Божия, не может располагать ни внешнею
жизнию своею, ни состоянием души своей. Без Бога ни до порога.
***
Наша
человеческая воля есть - только пожелать доброго и изыскивать на то средства,
а совершитель и делатель всякого доброго есть Бог, а злое от нас.
***
И
добре жительствовать и добре творить и добре мыслить - несть жертва Богу, а
долг человеческий пред Ним.
***
Чтобы
уклониться от смущения и сохранить дух молитвы, уклоняйся от всякого рода
бесед и посещений, всему предпочитай уединение и часто размышляй о смерти.
Смерть вожделенна для
любящих Бога, но страшна не уготовавшимся.
***
Хранение
чистоты телесной должно сопровождаться хранением чистоты мысленной.
***
Чистоту
телесную и мысленную можно стяжать только непрестанною молитвою и устремлением
ума к Богу: пришествие Святаго Духа попаляет и истребляет все страсти.
***
Гнев, тщеславие или
высокоумие и осуждение ближнего отгоняют благодать Святаго Духа.
***
Честь,
от человек бываемая, должна быть ненавистна душе, ищущей спасения и познающей
свою немощь.
***
Излишество
в пище наносит душе больший вред, нежели телу, и излишний сон - от излишней
пищи.
***
Малейшее
пристрастие не только к человеку, но и к вещи, наводит гнев Божий и дает место
тли.
***
Для
достижения совершенной чистоты не имей привязанности, даже духовной, ни к
человеку, ниже к вещи; люби всякого любовию совершенною, как самого себя, но
без пристрастия, то есть не желай видения или присутствия любимого человека и
не услаждайся мыслию о нем.
***
Молчание
есть великая добродетель; многоглаголющий не исправится на земле.
***
Многоречие
отгоняет благодать и погубляет теплоту души.
Нестяжание
и молитва необходимы для спасения. Молитва рождает нестяжание, нестяжание
молитву.
***
Кто
сам не достиг в меру совершенства и начинает учить других - погубляет и то, что
имел.
***
Все
средства употребляй для снискания мира душевного, и ничем, кроме молитвы и
уединения не обретешь его.
***
Оттого
впадаем мы в немирствие с ближним, что не хотим, по слову Господню,
отвергнуться самих себя.
***
Человек
облагодатствованный не может быть не мирен или досадовать за что на ближнего.
***
Должно
быть мирным и равнодушным во время гнева ближнего на нас, не трогаться словами,
не смущаться угрозами: ибо они не могут иметь на наше будущее ни малейшего
влияния; будет только то, что определил Бог.
***
Царствие
Божие нудится, и нуждницы восхищают его. Это насилие не ограничивается одним
воздержанием от страстей и пищи, но простирается на все внутренние и внешние
действия и движения наши. Делай все вопреки хотения плоти: хочется лечь
покойнее, принудь себя на противное; хочется облокотиться сидя, воздержись, и
так во всем.
***
Должно
нудить себя и не хотяща к молитве и ко всему благому.
***
Совершенное
обнищание Христа ради - великое сокровище для души: но оно может быть вместимо
человеком только при твердом и непоколебимом уповании на промысл Божий. Имей
это упование несомненно, и Господь не попустит тебе умереть с голоду или иметь
какую-либо нужду; а усумнись хотя немного, или взыщи помощи человеческой, или
понадейся на себя - промысл Божий отступит от тебя. Петр, еще в теле сый, мог
идти по волнам, доколе не усумнился мыслию.
***
При
помощи человеческой удаляется помощь Божия. Одному пустынножителю служили
ангелы: а когда приблизились люди и стали служить ему, - ангелы удалились от
него.
***
Промыслу
Божию о нас нет предела. Он невидимо ведет нас. Ничто не случается без воли
Божией; всему определен день и час. Возложи все упование на Бога, и Он будет
промышлять о тебе; а пекись о себе сам - Он будет помогать тебе, но вседействующий
промысл Его отступит от тебя.
***
Для
приятия Святаго Духа необходимо изнурить плоть; даждь плоть, и приими Дух.
***
В
тучном теле не вселяется Дух Святый, хотя бы кто и добродетелен был. Для того,
чтобы быть храмом Божиим, надобно, чтобы душа и тело были чисты и святы.
***
В
простых сердцах почивает Дух Святый. Простота внутренняя должна изливаться и на
все внешнее наше,- простота во всем: в речах, в наружности. Не представляйся
благоговейным, не смотри вниз, не говори притворно тихим гласом; а то, хотя и с
добрым намерением сочиняешь наружность свою,- благодать отступит от тебя.
***
Всякая
благословенная душа есть проста, справедлива, милостива, любезна, негорда,
незлобива, невеличава, непрезорлива, воздержна и боящаяся Бога.
Незлобие
и простота паче всех добродетелей низводят на нас благодать и милость Божию.
***
От
памятозлобного отвращается Бог. Молящемуся и питающему злобу на ближнего,
вместо ангелов соприсутствуют демоны, и молитва его бывает в грех.
***
Не
хитри в деле спасения; не изыскивай особенных путей; не налагай на себя
особенных подвигов; а как придется, как пошлет Господь силу тебе; только
непрестанно и нещадно нудь себя на все благое.
***
Зло
пристает к нам, как заразительная болезнь. Если будешь часто обращаться с
язычным, с клеветником, с миролюбцем,- и сам незаметно впадешь в те же пороки.
И наоборот: обращайся часто с мужем духовным и молитвенником,- и в тебя
перельются те же добродетели.
***
У
человека нечистого и страстного и вещи его заражены его страстями; не
прикасайся к ним, не употребляй их.
***
Не
должно рассказывать другим о своих подвигах и молитвенном правиле. Хотя бы это
было и не из тщеславия, но у тебя отнимется дар, который ты обнаружил.
***
Нищета
и нестяжание - необходимое достояние монаха.
***
Хотящий
быть истинным монахом должен иметь крайнее нестяжание, изыскивать, как бы
обойтись и без необходимого.
***
Монах
должен сам служить себе во всем и питаться трудами рук своих.
Монах
должен жить один, а другой с ним - Господь.
***
Для
истинного монаха не существует, никто и ничто на земле. Его радость и
наслаждение непрестанная молитва. Он любит всех людей, но скучает с ними,
потому что они отлучают его от Бога.
***
Монаху
самый верный путь ко спасению уединение и в нем непрестанная молитва. Без
молитвы нельзя снести уединения; без уединения нельзя стяжать молитвы; без
молитвы никогда не соединишься с Богом: а без сего соединения сомнительно
спасение.
***
Молитва
истинная есть та, которая вросла в душу и совершается духом. Для стяжания ее
великий потребен подвиг умственный и телесный.
***
Украшение
монаху - келья его, то есть неисходное в ней пребывание. Никто не возвращался в
келью свою таким, каким вышел из нее.
***
Поругание,
биение и заушение есть человеку инокующему дар Божий и благодать свыше; святые
скорбями совершаются.
***
Хорошо
с Богом везде, а без Него очень скучно и в раю, и в аде: ибо подобный небесному
и на земле есть рай, есть и ад, только невидимые, и на земле; только здесь все
невидимо, а там все видимо, - и Бог, и рай и ад.
***
Если
Бог с нами невидимо на земле - это знамение, что будет с нами и на небеси. Если
же не узрим сердцем на земле Бога, и в небе не узрим.
Монах,
не радивший о своем спасении, есть ругатель Божий. Лучше бы монаху согнить во
чреве матери своей, когда он не печется о своем звании.
***
Чтение
псалтири укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших: ибо
слово Божие огнь поядаяй есть. Однажды в продолжение сорока дней читал я
Евангелие о спасении одной благотворившей мне души, и вот вижу во сне поле, покрытое
тернием. Внезапу спадает огнь с небесе, попаляет терние, покрывавшее поле, и
поле остается чисто. Недоумевая о сем видении, я слышу глас: терние,
покрывавшее поле,- грехи благотворившей тебе души; огнь, попаливший его,- слово
Божие, тобою за нее чтомое.
***
Имев
правилом своим - ежедневно читать Евангелие и прочитывать его часто все, старец
давал это правило и ученикам своим, духовным своим детям. Дарил им и книги
Евангелия с своими надписями, каковы:
*
<"Вот
тебе передаю благодать - святое Евангелие. Совершай прочтение в седмицу
четырех Евангелистов единожды, да сподобишися благодати и разума Божия
истиннаго и добрую кончину получити вечнаго наслаждения, видением трех
ипостасей, сияющих в Божестве единосущном, не лишишися."
*
"Вот
вам, чада Божия, страстная Евангелия. Прочитывайте, когда прилучится, а паче в
скорбное время, да утешит Господь тогда. Любящему Господа вся поспешествуют,
и хорошо с Богом быти, а скучно без Него, и вся тогда злая нам."
*
"Сию
книгу - Евангелие святое дарю за послушание мне чаду моему духовному... Прийми
сию заповедь от мене недостойнаго: совершай прочтением в две недели всех четырех
Евангелистов. Сия книга есть мати всех книг, также она есть молитва над
молитвами, и есть управитель в царствие небесное, и в разум истинный на земле
человеков приводит, и сподобляет зрети Бога сердцем еще во плоти, а лицем к
лицу в грядущем веце удостоивает наслаждатися сладким видением святыя
Троицы."
*
"Вот
тебе, чадо духовное, мое Евангелие. Молися и за меня и поминай любовь мою к тебе;
а паче молися честным житием и простодушным. Терпение нужднейше всего, девство
храни, молчания придерживайся: ибо в язычном иноке и многоглаголивом
сомнительно спасение; молчание собирает, а глаголание расточает. Крепко молись,
не жалей себя. Поругания, биения и заушения есть иноку дар Божий и благодать
свыше".
*
"Буди
на тебе благословение Божие, чадо мое духовное, покров несомненной нашей
надежды Богородицы и помоществование Чудотворцев Печерских. Вот тебе заповеданное
правило иноческое: от сна восстав - акафист Спасителю, а ко сну отходя -
Богоматери и пять кафизм в сутки; Евангелие все в две седмицы, а каноны предай
церкви. Не вдавайся в различныя чтения, а междучасием Иисусову молитву твори,
примешивая к ней и Богородично обрадование. Веси, что суетно спасение
человеческое, а о Бозе сотворим силу, и Той уничижит враги наша. Молися и за
меня и поминай любовь мою, а тебя поручаю благодати Пресвятаго Духа,
аминь".
Иеросхимонах Парфений
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"