На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Богословие, святоотеческое наследие   
Версия для печати

Возвращение к древу жизни

Слово в Неделю сыропустную

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня последнее воскресенье перед Великим постом — Прощеное воскресенье, и Церковь в этот день вспоминает события, связанные с изгнанием первых людей из рая. В книге Бытия говорится о том, что люди, согрешившие пред Богом — вкусившие от древа познания добра и зла и отступившие от Богом установленного правила жизни — были изгнаны из рая. Они были изгнаны для того, чтобы никогда не питаться от древа жизни, которое также росло в райском саду. Именно вкушение от этого древа жизни давало людям бессмертие. Мы никогда не будем точно знать, что это за древо жизни, какая духовная реальность скрывается под этим образом — древний текст доносит до нас упоминание об этой духовной реальности, но не раскрывает ее.

Если люди в раю имели бессмертие, то источником этого бессмертия мог быть только Бог. А потому древо жизни есть некая передача Божественной жизни человеку, потому что бессмертием обладает только Бог и тот, кому Бог благоволит передать этот дар. Творя человека по образу Своему и подобию, Господь возжелал дар бессмертия передать людям. Древо жизни — это и есть некий способ передачи человеку Божественной благодати, Божественной силы, Божественной энергии — частицы Божественной жизни. Эта передача благодати могла осуществляться только тогда, когда человек жил в соответствии с установленным Богом правилом жизни. Нарушив это правило, человек был отлучен от древа жизни. И, как замечательно повествует книга Бытия, ангел был поставлен с огненным мечом у дверей рая, чтобы не допустить человека к древу жизни (см. Быт. 3:24). Удивительный красочный образ, который помогает понять любому человеку ― и образованному, и простому ― что между этим источником Божественной жизни и согрешившим встала непреодолимая стена.

Человек вынужден был поддерживать свое физическое существование, возделывая землю, — как сказано в той же Библии, в поте лица своего добывая хлеб (см. Быт. 3:19). Все развитие человеческой истории пошло отныне по иному пути: борьба за выживание, за продолжение рода стала главной целью человеческого бытия; и какое же огромное место в этом целеполагании было отведено добыче хлеба насущного! Причем под хлебом нужно подразумевать не только кусок хлеба, и даже не только пищу, а все необходимое, что нужно человеку, чтобы сохраниться, выжить, продолжить свой род. На этом пути люди начали с самого простого, а сегодня достигают невероятно сложного. Но смысл исторического развития от этого не меняется — все направлено на то, чтобы сохраниться, преумножиться, увеличить свою силу.

Трудно сказать, каким было бы человечество, если бы не пошло по этому пути. Но оно сделало этот шаг; и на пути добывания хлеба насущного существовало и существует огромное количество проблем. Достаточно включить телевизор и посмотреть программу новостей, чтобы понять: все в конечном итоге вращается вокруг этой проблемы. Великие идеи, политические программы, правительственные решения ― все направлено на достижение этой цели. В конце концов, забота об экономике — это забота о хлебе насущном, а забота о социальном благоустройстве — это забота о том, чтобы люди, добывая свой хлеб, не становились врагами, не теряли человеческого лица.

А как же основная цель бытия, ради которой человек был создан Богом, — жить в раю, в общении с Богом? Эта цель ушла. В этом еще одна проблема, которая была вызвана нарушением Божественного закона жизни — человек, добывая хлеб насущный, вкушая этот хлеб, вкушая все блага земные, очень часто в этом потреблении благ и видит высшее наслаждение и высшую цель. И если в древности благом и наслаждением был действительно кусок хлеба, который не давал человеку погибнуть, то сегодня, когда хлеба много, человек видит цель своего бытия в том, чтобы потреблять этих благ как можно больше, потреблять все, что только можно потребить, и получить максимум удовольствия.

Совершенно не случайно именно в этот день мы с вами слышали отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, который завершается удивительными по силе словами: «Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:14). А что же такое похоть? Похоть плоти ― это и есть нарушение внутреннего баланса сил человеческих, нарушение целостности человеческого бытия, когда забота о плоти захватывает всего человека, когда забота о духе исчезает или перемещается на периферию жизни. Вот это поглощение внимания, сил, воли, чувств стремлением удовлетворить потребности плоти и есть похоть.

Как замечательно апостол Павел одно противопоставляет другому! Попечение о плоти есть закон бытия, закон падшего человечества. Ведь нет древа жизни, а потому и нужно пещись о своей плоти, заботиться о ней ― иначе прекратится род человеческий, иначе человек не выживет. Попечение о плоти есть разумное и богоугодное дело, коль скоро человек был отлучен от древа жизни. Но как легко Богом благословенное попечение о плоти превратить в похоть!

Нам с вами даются дни Великого поста именно для того, чтобы мы обо всем этом подумали. Подумали о том, что является нашим главным целеполаганием, куда устремляются все наши силы ― силы ума, воли, чувств. Ради чего мы живем? Чем мы отличаемся от животных, наших меньших братьев? Где место нашей заботе о внутренней жизни? И не превращаем ли мы законное попечение о плоти в похоть плотскую, в служение этой плоти как высшей ценности бытия?

Пост, который всем нам предстоит пройти, дает возможность о многом подумать, многое духовно переосмыслить и понять. Шаги, которые мы будем делать во время постного поприща, — даже самые маленькие, незначительные шажки, направленные на преодоление похотей плоти, — будут давать нам надежду, сопровождая нашу жизнь внутренним радостным духовным опытом. А как важна надежда! Без нее невозможно жить. Без этой надежды на достижение подлинных целей бытия действительно можно превратиться в животное и потерять всякую перспективу жизни.

Сегодня по стечению календарных обстоятельств мы празднуем двунадесятый праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа. Мы вспоминаем о том, как Мать Спасителя Дева Мария принесла Его по обычаю в Иерусалимский храм на сороковой день после Его рождения и как Младенца встретили старец Симеон и пророчица Анна. Тот самый старец, который долгие десятилетия ждал пришествия в мир Спасителя, надеялся на встречу с Ним. Эта надежда оправдалась. Он взял на руки Младенца ― Господа и Спасителя ― и произнес дивные слова, которые мы повторяем в храме каждый день: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром» (Лук. 2:29). Надежда ветхозаветного старца Симеона осуществилась через встречу с Господом. И как замечательно, что в начале Великого поста мы вспоминаем эту евангельскую историю и прославляем Господа, даровавшего возможность Симеону встретиться с Ним. Прославляя это снисхождение Божие к старцу, мы одновременно обретаем силы, чтобы надеяться на нашу встречу с Богом, которая возможна только тогда, когда похоть плоти не станет лейтмотивом нашей жизни, когда похоть плоти не поработит все наши мысли и чувства, но когда законное попечение о плоти оставит нам жизненное пространство для работы ума, воли и чувств, для внутреннего делания и молитвы, которые только и способны привести нас к встрече с Господом, то есть к достижению цели нашей жизни ― к возвращению в рай, к возвращению к древу жизни.

Пусть Господь нам поможет именно так провести великие дни спасительной Четыредесятницы, чтобы встреча с Воскресшим даровала нам яркий и укрепляющий наш дух опыт общения с Богом, которое и являет нам прикровенно, но реально красоту рая, красоту Божиего царства. Аминь.

+ Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"