На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Богословие, святоотеческое наследие   
Версия для печати

Пост в Православной Церкви

Ответы на вопросы журнала Сербской Православной Церкви «Гласник»

ВОПРОС: От священников я слышал, что для Всеправославного Собора, который должен состояться как Восьмой Вселенский, нашей Сербской Православной Церкви доверено разработать тему «Согласование церковных определений о посте с требованиями современной эпохи». В разработке этой темы, говорят, участвовали и Вы. Но среди верующих ходят слухи, что в связи с этим Вы предложили некоторые из существующих постов отменить, некоторые сократить, а в некоторых разрешить «пост на молочной скоромной пище». Ради выяснения истины в этом деле, надеюсь, что Вы ответите на данный вопрос.

ОТВЕТ: Это правда, что несколько лет назад я, по поручению Священного архиерейского синода, разрабатывал тему с вышеупомянутым названием. Использовал ли Священный синод мою работу, наряду с работами других авторов, о том же писавших, это не вопрос. Вопрос в том, какова моя позиция по данному делу? А она такова, как я изложил ее в некоторых ответах, опубликованных «Вестником» 1 Сербской Патриархии. В главном она такова: Православная Церковь – это Церковь Христова, потому что ее Он основал Собой, всей своей жизнью и всеми делами, и утвердил особо Своей крестной смертью и Воскресением – так что она является телом, которого Он, Христос, глава. После Вознесения Христа Церковь, руководимая Духом Святым, проповедовала евангельское учение, живя по нему и внося его ежедневно в реальности своего существования, не добавляя к нему ничего нового и не упраздняя того, что установлено. Не только за людьми, но и за ангелами небесными святой апостол Павел не признает права проповедовать некое иное Евангелие, кроме того, которое проповедовано (Гал. 1, 8). Изменениями, добавлениями и нововведениями могут похваляться человеческие учреждения и те секты, которые отпали от истинной Церкви Божией, но не Православие.

Одним из установлений божественного происхождения является и установление поста. Еще в Ветхом Завете Господь установил пост как «устав вечный» (3 Моис. 16, 29; 23,27,29). В Новом Завете Иисус Христос, очищая пост от фарисейских примесей и искажений, дает новое божественное подтверждение, что Его ученики будут поститься, словами, а особенно тем, что Сам Он постился. Таким образом, говорит святой Василий Великий, Он нас поучил, «чтобы мы постом укреплялись и привыкали к подвигам в искушениях» 2 . В ранней Церкв и мы видим, что постились святые апостолы и верующие (Деян. 13, 2,3; 14, 23; 1Кор. 7, 5; 2 Кор.6,5). Произведения древних христианских писателей и Святых Отцов подтверждают соблюдение поста в дальнейшем на протяжении истории, так что святой Василий Великий мог с полным правом заключить: «Одним словом, пост всеми святыми руководил в жизни по Богу… так что это наследие путем преемства сохранено до ныне» 3 .

Но сохранение неизменным того, что Церкви как неизменное передано, не означает мертвенности, окаменелости, поскольку способ изложения неизменных истин в новое время может и должен быть новым, а также их введение в жизнь всегда означает «новую тварь», облечение в нового человека, созданного по Богу (2 Кор. 5, 17; Еф. 4,24).

Так и в деле поста имеется одна сторона, доступная для изменений и доверенная Церкви, чтобы она ими руководила. Эта сторона связана с продолжительностью поста и родом пищи, которую во время поста можно употреблять; ведь история Церкви в разных странах на протяжении времен содержит определенные различия. Даже пасхальный пост, самый древний из всех многодневных, в конце ІІ и начале ІІІ веков не всюду исполнялся одинаково. Святой Ириней Лионский (+202) говорит, что некоторые этот пост соблюдают “один день, некоторые два, некоторые еще больше, а некоторые сорок часов дневных и ночных засчитывают в свой день”. Тертуллиан на Западе в начале ІІІ века отмечает, что этот пост начинается в Великую Пятницу, в день смерти Христовой, и продолжается в субботу, длясь два дня, как это отмечает и святой Ириней. В середине ІІІ века имеются сведения, что этот пост длится целую седмицу, а святой Афанасий Великий (+373) говорит о его продолжительности в 40 дней. 69-е Апостольское правило устанавливает общеобязательность этой четыредесятницы, равно как и пост в среду и пятницу на протяжении года 4 .

Точно так же было и с тремя остальными многодневными постами. Они появились не сразу в той продолжительности, которую имеют сейчас. Еще в середине ХІІ века на вопрос Александрийского Патриарха Марка, обязательны ли посты перед праздниками Святых апостолов, Рождества Христова и Успения, известный канонист Феодор Валсамон, Патриарх Антиохийский, отвечал, что их следует соблюдать по семь дней, “ибо один только пост сорокадневный – святой и великой Пасхи” 5 . Об Успенском посте, самом позднем из многодневных, нет упоминаний ни в Студеницком, ни в Хиландарском типиконах нашего святого Саввы, ХІІІ века.

Также и насчет пищи, которая употреблялась в пост, не существовало изнально единообразия во всех частях Церкви. Некоторые соблюдали пост так, как иудеи – в течение дня не ели ничего, а вечером ели то, что имеется, скоромное или постное. Некоторые принимали пищу в девятый час дня пищу неживотного происхождения, тогда как другие из такой пищи ели рыбу, а некоторые мясо птицы и яйца и т.д. А уже в эпоху святого Василия Великого всюду было принята православная точка зрения, что пост установлен в раю заповедью о запрете употреблять плод от древа познания добра и зла и что главный признак его – употребление пищи райской, т.е. в основном растительной 6 . Трулльский собор своим 56-м правилом относительно употребления сыра и яиц по субботам и воскресеньям на протяжении Святой четыредесятницы армянами запретил такую практику для всей Церкви. Со временем во всей Церкви утвердилась позиция, что самый строгий пост состоит в том, чтобы не есть ничего день-два. В иные дни многодневных постов строгий пост заключается в том, чтобы принимать только постную пищу один раз в день. Менее строгий – употребление постной пищи два раза в день. Наименее строгий – пища с растительным маслом и рыба.

Принимая установления о пище в пост, Церковь проявляла особое внимание к больным и престарелым, роженицам и кормящим матерям, а также к тем, кто исполняет тяжелую работу, и для них разрешала смягченный пост с употреблением растительного масла и рыбы.

Церковь определяла также дни освобождения от поста (Двенадцатидневие, т.е. от Рождества Христова до Богоявления, Светлую и Троицкую седмицы), а затем дни, когда в отличие от еретиков с их постом для православных пост запрещался (седмица после недели о мытаре и фарисее – из-за поста у армян) и сыропустную (из-за тетрадитов и яковитов).

Точно так же Церков проявляла заботу о посте, определяя епитимии для тех, кто пост не соблюдает. Если сравнить эти епитимии с иными, то видно, что нарушение поста уравнивается с самыми тяжкими грехами – убийством, блудом, кражей, клятвопреступничеством и т.д., потому для священнослужителей, которые не постятся, предполагалось извержение, а для верующих отлучение, и даже наивысшая церковная кара – анафематствование 7 . Правило 47-е святого Никифора Исповедника, с целью защиты совести верующих, предписывает, что у священника, который не постится, они не должны причащаться и до того, как он будет предан суду и извергнут 8 .

На значение, которое святые Отцы придают посту, указывают и примеры, которые приводятся из Ветхого и Нового Завета, а также из истории Церкви. Так, указывается на пост пророков – Моисея, Илии, Даниила и троих юношей в Вавилоне, ниневлян, Иоанна Крестителя, апостола Павла. Из истории Церкви известна чудесная помощь святого Феодора Тирона, чтобы христиане сохранились в первую неделю поста от осквернения пищей, которая окроплена кровью и водой идольских жертвоприношений во время царя Иулиана Отступника, равно как и пример царьградских христиан, не пожелавших покупать мясо на рынке в пост, во время голода, несмотря на повеление царя Иустиниана. Святой Феодор Студит, в I Х веке, восхваляет пример 14 христиан, п л ененных болгарами, которые отказались есть мясо в Великий пост и погибли 9 .

На основании этих принципов я в упомянутой работе сделал заключение, что позиция Сербской Православной Церкви на Всеправославном соборе по вопросу поста должна быть такой:

1. Пост – это божественное установление и о безусловном его соблюдении в Православной церкви не может быть споров.

2. Церковь Христова как “столп и утверждение истины” всегда была вправе принимать общеобязательные решения о продолжительности постов, равно как и о пище, которая в постные дни может употребляться.

3. Пост в среду и пятницу, засвидетельствованный во времена самой глубокой христианской древности и Святыми Отцами, предписан 69-м Апостольским каноном и утвержден авторитетом VI Вселенского собора 10 , остается безусловно и далее.

4. Великая четыредесятница, также предписанная 69-м Апостольским каноном, остается безусловно в целости: первая седмица – без елея , а также Великая 11 . В остальные седмицы: среда и пятница без елея, в другие дни с елеем, а в субботу и воскресенье, считаю, можно согласиться позволить рыбу мирянам. Для монашествующих употребление рыбы должно остаться так, как было доныне – соответственно, она может быть позволена в Неделю Крестопоклонную или какую-то иную.

Разумеется, для больных, для беременных и кормящих женщин, равно как и для выполняющих тяжелые работы и для престарелых, пусть остается так, как предусмотрено сейчас – елей и рыба.

1. Учитывая, что еще в ХІІ веке Рождественский и Апостольский посты были короче, что церковнославянский Типикон указывает, как некоторые Уставы предписывают начало Рождественского поста 10 декабря 12 , а также в Х V веке и 20 декабря, при том, что никакое общеобязательное решение Церковью о продолжительности этих постов не принималось, то если такой вопрос будет поставлен, считаю, что наша Церковь могла бы согласиться на то, чтобы Рождественский пост длился две недели, а Петров – одну. Успенский пусть останется таким, каков есть, с разрешением елея, как это сказано о Великом посте. Для монашествующих должно остаться строгое правило, как сейчас, и отно c и тельно пищи.

2. Поскольку Шестой вселенский собор выразил православную точку зрения, что в пост не могут употребляться сыр и яйца, считаю, что при всем этом необходимо остаться, в противном случае это бы означало, что Вселенский собор принял ошибочное решение и что Церковь до нынешнего времени ошибочно поступала, его исполняя. А это бы идейно и практически означало уклонение от православной позиции, с чем клир, монашество и верующие никогда бы не могли согласиться.

3. В связи с тем, что сейчас распространенным стало крещение взрослых, следовало бы, конечно же, и для таких случаев установить обязательный пост одно- (или двух- , трех-) дневный для того, кто принимает крещение, для священника, который совершает крещение, а также для родственников и знакомых крещаемого, если они этого хотят.

4. Что касается тяжелобольных, особенно в случаях болезней, когда нельзя употреблять пищу иную, нежели молоко, мясные бульоны и т.п. – например, после операций на желудок, кишечник и др., если такие операции должны быть сделаны во время поста – считаю, что здесь не будет неуместной аналогия с грудными детьми, которые питаются материнским молоком и физиологически не могут принимать иную пищу, так что от них и невозможно требовать соблюдения поста. Поэтому нашей Церкви следовало бы занять позицию, чтобы таких больных освободить от поста, пока не выздоровеют. Без желания быть «строже, чем закон, правильнее, чем правила и больше, чем заповеди» (святой Григорий Богослов), а также и милостивее, чем святые Отцы, считаю, что по данному вопросу следовало бы принять определенное решение ради успокоения совести и верующих, и врачей-христиан. Ибо мнение Валсамона, что даже и в час смерти нельзя позволять никому оскоромиться, то есть употреблять мясо, все-таки является мнением, которое нигде не подтверждено прямым решением Церкви.

То же самое относится и к отдельным категориям работающих в х имической промышленности , где необходимо ежедневное употребление молока с целью предохранения от отравления.

1. Нужно бы также рассмотреть вопрос о посте военнослужащих и участников военных действий. Ясно, что они не могут продолжительное время поститься из-за своеобразных условий жизни даже в состоянии мира. Считаю, что после краткого, в два-три дня, поста они могли бы приступать к Причастию, а чтобы обязательно постились в первый день Святой Четыредесятницы, Великую Пятницу и Великую Субботу.

2. Я придерживаюсь также мнения, что следовало бы принять определенное решение, с какого возраста надо поститься детям – конечно же, смягченным постом, с употреблением елея и рыбы.

Вот какова позиция, изложенная мною в работе о посте, на упомянутую тему, для Великого Всеправославного собора. Соответственно, в ней нет ни слова об отмене каких-то постов, а тем более о разрешении поста «на белых (молочных) продуктах», чего Православная Церковь никогда не знала. Думаю, что люди, приписывавшие мне то, чего я не выражал, делали это не злонамеренно, чтобы внести смятение или чтобы себя представить единственными охранителями Православия, а по причине неосведомленности либо легковерности.

Октябрь 1984 г.

Перевод с сербского Ивана Чароты



1 См. : Гласник, 1976. С. 12-19; Гласник, 1978. С. 91-94.

2 Слово о посте… // Творения… С.- Петербург, 1981. Т. ІІ. С.82.

3 Там же. С. 77.

4 Ср.: Гласник, 1976. С.13.

5 Атин. Синтагма. Атина, 1854. Т. IV . С. 488. «Ежели кто постится и более семи дней, – продолжает Валсамон, – пред праздником Святых апостолов и перед Рождеством Христовым, будь то постится добровольно, будь то по предписанию ктиторского Типикона, не посрамится”. Соответственно, к продолжительности этих постов более семи дней, пожалуй, пришли прежде всего в отдельных монастырях, по предписанию ктиторского Типикона, а оттуда уже перешло в народ. Но еще Григорий Протосингел в 1431 году пишет, что тогда в Царьграде Рождественский пост некоторые соблюдают от 14 ноября, некоторые от 6 декабря, а некоторые от 20 декабря (Нектарну Кефала, митроп. Пентаполеос. Историки мелети пери тон диатетагменон нистион. Атина, 1956. С.12).

6 Ср.: Гласник, 1976. С.14.

7 Разумеется, это наказание предусматривалось для тех, кто из еретических соображений не постился (Ср.: Милаш Н. Правила Православнее цркве с тумаче њ има. І. Н.Сад, 1895. С.45).

8 Милаш. Указ. с оч. ІІ . С.534.

9 Ср.: Гласник, 1976. С.17.

10 Ибо 2-м каноном этого Собора провозглашена общеобязательность Апостольских правил.

11 Для монахов первый день без пищи и воды – которые могут, и до среды, – а так же и Великий пяток.

12 Ср.: 14 декабря о начале поста второе «Зри».

Святейший Патриарх Сербский Павел


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"