Может ли причаститься больной после приема лекарства?
Ответы на вопросы журнала Сербской Православной Церкви «Гласник»
ВОПРОС: Может ли причаститься тяжело больной человек, если он что-то съел либо принял лекарство, или с причащением следует подождать до завтра, чтобы он мог причаститься натощак, до приема лекарства и пищи?
ОТВЕТ: О необходимости для духовной жизни как можно чаще приступать к Святому Причастию с постоянной подготовкой своей души к этой самой близкой встрече и единению с Господом в таинстве тела и крови Его уже излагалось ( «Гласник», 1978. № 2. С.41-46 ). Основные принципы, разумеется, имеют отношение ко всем верующим. Но отдельные установления, связанные с приготовлением (пост, молитва келейная и общая, милостыня), а также с епитимиями, запретами причащаться более или менее длительное время из-за определенных грехов, в основном касаются верующих людей при нормальном состоянии здоровья. На тяжело больных, когда предполагается и смертельный исход, эти предписания всегда и полностью исполняться не могут. На основании 13 канона 1 Вселенского Собора Церковь определяет иметь снисхождение, принимая во внимание их телесную и духовную немощь: «К тем, кто при смерти и ныне будет сохраняться древнее каноническое правило, так чтобы тот, кто умирает не лишался последней и самой нужной пищи на дорогу (греческое: ефодиу )… Вообще, по отношению к каждому, кто при смерти, а желает причаститься, пусть ему епископ, после испытания, даст от приношения» 1 . Этот принцип изложен еще ранее – в 6 правиле Анкирского Собора 314 года 2 , а затем во 2 правиле Неокесарийского, 7 правиле Карфагенского, 73 правиле святого Василия Великого и 5 правиле святого Григория Нисского. Церковь всегда старалась, чтобы тяжело больной верующий, наряду с покаянием и исповедью, принял Святое Причастие и таким образом по-христиански завершил свою земную жизнь и очищенным предстал пред Судиею Праведным. Поэтому, по словам Н.Милаша: «В древние времена Церкви епископы и своими указаниями, которые давали пресвитерам, в ряду важнейшего их наставляли, чтобы никто у них в приходе не умер без причастия» 3 .
Тяжело больной человек, несмотря на грех, возможно, им совершенный, если в нем искренно раскаивается, после исповеди причащается – даже если он под запретом причастия, который наложен иным священником-духовником 4 . Так же причащается и женщина, если у нее во время тяжелой болезни, случилось месячное очищение или послеродовое очищение, что вообще, при нормальном состоянии здоровья, согласно 2 канону святого Дионисия и 7 канону святого Тимофея Александрийского, не допускается 5 . О больных женщинах в этом состоянии говорит Матия Властар в «Азбучной синтагме»: «Но постигнет ли их какая болезнь, которая бы грозила прекращению жизни, тогда их следует сразу удостоить Святых Таин» 6 . О причащении рожениц-христианок и крещении «оглашенных» нехристианок император Лев Мудрый в 17 послании говорит, что следует подождать 40 дней, «но если их постигнет какая-то болезнь, которая по опасности своей угрожает жизни, тогда любым способом да будут удостоены некрещеные крещения, а крещеные Святого Причастия» 7 .
Также и тяжело больные могут причаститься, если они и приняли что-то из пищи, в соответствии с 9 каноном святого Никифора Исповедника: «Надо, чтобы священник причастил того, кто в смертельной опасности, хотя он и ел» 8 .
В «Номоканоне» при «Требнике» приводится то же самое правило (под номером 163) 9 . Аналогично этому предписанию Причастие может быть им дано и после приема лекарств 1 0 .
Беснующимся, которые в этом состоянии возводят хулу на Бога или Святое Причастие, согласно 3 канону святого Тимофея Александрийского, не следует давать Святого Причастия, пока они не придут в себя и не ус мир ятся. Так же и тем, которые без сознания или в обмороке, не могут глотать или постоянно отрыгивают, пока это состояние не пройдет, хотя бы на короткое время 1 1 .
На протяжении тяжелой болезни больной может причаститься несколько раз. Никольский об этом говорит так: «Нет ограничений времени, после которого больной может снова причаститься во время одной и той же болезни» 1 2 .
Таким образом, не нужно колебаться, давать ли Причастие больному из-за принятой пищи либо лекарства, откладывая это до следующего дня. По причине возможности, что до следующего дня больной умрет, отложить Причастие – означало бы поставить на карту как совесть и ответственность священника, так и потребность больного в «наиболее нужной дорожной пище». Предписание 29 канона Шестого Вселенского Собора о приятии Святого Причастия натощак относится к здоровым верующим, а не к тяжело больным.
Ноябрь 1978 г.
Перевод с сербского Ивана Чароты
1 Пидалион. Атина: изд. Астир. 1970. С. 141; Милаш Н. Правила Православнее цркве с тумаче њ има. I . Н. Сад, 1895. С. 215.
2 Вероятно, под «древними каноническими правилами», которые упоминает это правило Первого Вселенского Собора, имеется в виду решение Анкирского собора, как это считает Н.Милаш (Указ. соч. С.216).
4 Но, если он выздоровеет, должен наложенную на него епитимию исполнить до конца, в соответствии с 5 правилом св. Григория Нисского: «Ежели кто окажется на краю жизни, а не выдержал все время, которое правилами установлено, человеколюбие Отцов налагает (????), чтобы удостоился причащения Святынь… Если же вновь вернется к жизни, поскольку удостоен был причащения Святынь, пусть встретит установленное время, оставаясь на той ступени, на которой находился до того, как ему по необходимости даровано было общение» (Милаш. Правила. II . С.464; Пидалион . C . 658) . А то же говорится и в указанном 13 каноне Первого Вселенского Собора.
5 Милаш Н. Указ. соч. II . С. 306, 445; Пидалион. С. 547, 669; Ср.: Никольский К. Пособие… С.Пбг, 1900. С.693; Булгаков С. Настольная книга. Харьков, 1990. С. 1056, 1061; еп. Миленти ј е. Правилник. II . За ј ечар, 1907. С. 150; Миркови ћ Л. Литургика II . Београд, 1967. С.72.
6 Никола ј еви ћ В. Практични свештеник II . Земун, 1910. С.27.
7 Там же. С.30. Помимо Николаевича подобное указывают Никольский, Булгаков, еп. Милентий, профессор Миркович.
8 Пидалион. С. 727, 244; Милаш. Указ. соч. II . С.523.
9 Его приводят также Никольский (Указ. соч. С.693), Булгаков (Указ. соч. С.1060), Л.миркович (Указ. соч. С. 72), профессор И.Фундулис (Апантисис ис литургикас апорисас. Атина, 1967. С.112).
11 Учит. Известное. О подаянии, приятии, хранении же и поклонении Божественных Таин; Никола1еви1 В. Указ. соч. С. 30, 32, 54..
12 Указ соч. С. 692; Булгаков. Указ соч. С.1059. Удивительно, что у профессора Л.Мирковича, в обширном разделе «Чин причащения больных» его «Литургики», кроме приведенных и еще некоторых, нет этих вторых, столь нужных, объяснений о причащении больных.
Святейший Патриарх Сербский Павел
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"