На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Богословие, святоотеческое наследие   
Версия для печати

Что будет с душами тех, кто не познал христианства и умер вне лона Церкви

Из книги Его святейшества Патриарха Сербского Павла «Уясним некоторые вопросы нашей веры», подготовленной к изданию в Минске

ВОПРОС: Что будет с душами тех людей, которые не по своей вине, не познав христианства, остаются до смерти вне Церкви, в безбожии, в котором рождены и воспитаны?

Из множества таких людей, несомненно, хотя бы некоторые, если бы познали христианство, приняли бы его и по его учению жили бы. Неужели и они, так же, как грешные и нераскаявшиеся христиане, знавшие закон Христа и преступившие его, будут отданы на муки вечные, хотя этого Закона не знали?  

ОТВЕТ: Этот вопрос близок вопросу о том, что же будет с детьми, которые умирают некрещеными. Но хотя о состоянии таких детей Церковь и не приняла определенного решения, этим занимались некоторые Святые Отцы; так что, опираясь на их мнения,   мы можем говорить о состоянии таких душ после смерти 1 . Между тем, по вопросу о судьбе людей, которые умирают, не познав христианства,   ни Церковь не приняла решения, ни в творениях Святых Отцов нет прямых объяснений. Церковь старается прежде всего решать проблемы своих членов – как им достичь цели своей веры: «спасения душ» (1 Пет.1:9). К борьбе с безбожием, ересями и расколами, а при этом к более четкому формулированию догматов, Церковь подходила с теми же намерениями – уберечь верных от пагубного уклонения с пути Богооткровенной истины и нравственности. Как мать, она старалась всегда предложить хлеб сначала детям. Согласно заповеди Господней: « Идите,   научите все народы» (Мф. 28:19),   забота Церкви о «внешних», была в том, чтобы они, увидев свет евангельской жизни ее детей, прославление ими Отца Небесного (Мф. 5:16), и сами пожелали стать ее детьми, пришли к той же трапезе. А отдаленными, теоретическими вопросами, с периферии этой области, Церковь и не успевала заняться 2 .

       В новейшее же время заданный вопрос в той или иной форме   ставился неоднократно. Чтобы дать на него ответ и « внешним » (Кол. 4: 5), рассмотрим данную проблему и приведем суждения, высказанные отдельными богословами новейшего времени, чьи позиции нам   доступны.

Перевод Ивана Чароты



1   См.: Гласник, 1973. С. 162.

2   Учение Церкви не имеет свойства «чистого»познания… Это был бы «гносис», Церкви чуждый. Догматы истинной Церкви всегда имеют два аспекта: «онтологический» и «сотириологический». Она, как дом Бога Живого, прежде всего и более всего, занята вопросом жизни. Ее цель – спасение человека, и потому она прежде всего занята не абстрактной «онтологией», а   вопросами спасения. Спасение же достигается исполнением Христовых заповедей о любви к Богу и ближнему (Иеромонах Софрониий. Старец Силуан. Дюссельдорф, 1975. С.203). Митрополит Антоний Храповицкий верно писал, что все, даже самые интеллектуально тонкие   догматы   Православной Церкви имеют свою этическую установку и требования («Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы», «Нравственное содержание догмата о Св. Духе», «Нравственная идея догмата Церкви»;   Сборник избранных сочинений. Белград, 1935. С. 1-42). В том же плане св. Иоанн Златоуст говорит: «Как не будем иметь пользы, если, сохраняя истинные догматы, станем жить    нерадиво , так же и, живя исправно, не сможем ничего сделать для своего спаесения, если будем нерадивы по отношению к истинным догматам» (Творения, в русском переводе. С.- Петербург, 1898. Т. IV . С.107). А вот что говорит св. Григорий Богослов: «Так же несовершенна христианская теория без практики (логос апрактос), как и практика без теории (праксис алогос» (Т. Кастанас Аг. Григориу ту Тхеологу. Апологетикос. Атина, 1948. С. 453).

Патриарх Сербский Павел


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"