На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Богословие, святоотеческое наследие   
Версия для печати

Блаженно Чрево, носившее Тя

И сосцы Тебя питавшие

В этом году исполнилось бы 65лет со дня рождения архимандрита Иннокентия (1940-1994), одного из самых ярких представителей современного ученого монашества, видного церковного и общественного деятеля. В память о нем мы   предлагаем вниманию читателей две неопубликованные работы из личного архивного фонда архимандрита Иннокентия, хранящегося в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (фонд 862). Слово к празднику Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, написанное отцом Иннокентием в ночь перед кончиной 12 июня 1994 года (к. 14, ед. хр. 4) и   Предисловие к «Месяцеслову святых» архиепископа Димитрия (Самбикина) (к. 15, ед.хр. 8), который, к сожалению, отец Иннокентий   не успел издать.

  «Блаженно Чрево, носившее Тя,
и сосцы Тебя питавшие»

Похвала Божией Матери, которая от лица всего народа, слышавшего Христа Спасителя (Евангелие от Луки 2, 27-28), была выражена в воскликновении женщины, пронеслась через все века в Евангельском слове, которое только что слышали. И мы, присоединяясь к этой похвале Божией Матери всей душой и всем помышлением своим, дерзаем в этот праздник «Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне» сосредоточить все свое внимание на Евангельском ответе Спаса и Господа нашего, обращенного ко всем нам: «Блажени слышащие Слово Божие и хранящие Его».

Христос Спаситель уподобляет Слово – семени, а слышание – зачатию во чреве. Далее самой жизнью мы призываемся сохранить все зреющий в нас плод духа неповрежденным. Мы должны беречься, чтобы враг – дух – злобы не всеял бы в сердце наше плевелы среди пшеницы. Вот почему важно другое предупреждение: «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть», «Блюдитеся, како опасно ходите!»

Как для Матери Божией был величайший подвиг сохранить в себе Семя Духа Святаго и зреющий Бого-Человеческий плод, к такому же великому подвигу призваны и мы – христиане – сохранить в себе плод Духа Святаго – от слышания Божественного Слова.

«Блаженны слышащие» (пауза).

Не слушавшие, а «слышащие», - сказано,   блаженны «и   хранящие Его».

Сейчас мы переживаем такое время, которое характерно тем, что люди не слышат других, обуреваемые своими многоразличными пристрастиями… И тем более не слышат Слова Божия, если не сказать еще тверже: большинство людей в мире сегодня не хотят слышать Слова Божия. При этом они бывают в храмах и имеют в своих домах это бесценное сокровище – Слово Божие – вечно живое и животворящее.

Плевелы, всеянные пакостником плоти и духа в помышления сердечные многочисленными высокочастотными радиоволнами, прорастают быстрее на почве наших страстных сердец, нежели Слово Божие, которое свойственно нашей Богозданной природе.

Мы предпочитаем лелеять в себе желательное, а не воздержательное начало нашего естества. Хотя мы знаем предупреждение заповеди Божией: «не пожелай!» – это закон Духа. А с нарушением одного закона следует беззаконие и в другом.

Вот почему Святые отцы, прозревая наше время, свидетельствовали: «Мир во зле лежит».

Помолимся же Матери Божией, Которую ублажаем сегодня, чтобы Она защитила и покрыла всех нас, стоящих здесь в Ее святом престольном храме, Честною Своею Ризою, как нередко покрывала, защищала всю Русь и Церковь Русскую.

Сейчас миллионы людей разных стран с великим упованием, надеждой взирают на Святую Русь. И в единоплеменной нам Сербии, и на Православном Кипре, как и на всем Православном Востоке – повсюду живет надежда, что русский народ и другие православные народы Святой Руси выстоят перед буреломным и пакостным духом Антихриста и поделятся своими духовными благодатными духовными дарованиями с теми, кто сражен духом зла в цивилизованном мире.

От нас ждут прежде всего духовной поддержки, молитвенной помощи страдающие народы, ибо знают, как любит Матерь Божия Святую Русь.

Мы же знаем лучше других, какие мы есть… И чтобы не посрамить святых надежд наших православных братьев, сохраним в себе семя Слова Божия сегодня и приумножим его самим делом в повседневной жизни.

Аминь.

 

Предисловие

Вы – соль земли.

Если соль потеряет силу,

  то чем сделаешь ее соленою?

(Мф. 5,13)

«Месяцеслов святых, всей Русской Церковью или местно чтимых, и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и святых угодников Божиих в нашем Отечестве» (Тамбов, 1878-1883. - Вып. 1-4), составлен Преосвященным архиепископом Димитрием Самбикиным (1839-1908).

В «Полном церковно-славянском словаре», составленном священником Григорием Дьяченко, дается следующее определение понятия Месяцеслов: «Святцы, календарь, указание дней святых и праздников по порядку чисел месяца».

В первые века христианства имена святых мучеников и исповедников, пострадавших за веру во Христа Сына Божия – Спасителя мира, заносились в Диптихи. Дни преставления к Богу становились днями их священной памяти на все последующие века. В отличие от языческого представления о кончине человека, христиане именуют смерть успением или рождением в Жизнь Вечную.

Позднее в Диптихи, Месяцесловы записывали имена святых, прославившихся в иных подвигах, - преподобных, святителей и других. Начали появляться описания подвигов святых людей (агиография) – «Жития», располагавшиеся по дням памятей в году. Так появились сборники под названием «Минеи Четии» («минея» - от греческого o mhn – месяц), которые читались в храмах и в домах в память святых.

Параллельно гимнографы создавали в похвалу святых Богослужебные тексты. Свод таких текстов образовал богослужебные Минеи, расположенные также в порядке месяцев года начиная с сентября. Памяти святых содержатся также в Месяцесловах при богослужебных Евангелиях, Апостолах, Псалтирях, в Обиходах, Служебниках, Уставах и других святых книгах.

Основоположником Агиографии считается Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (+373), составивший полное Житие своего духовного наставника и учителя преподобного Антония Великого (+356).

Завершил большую работу по составлению полного свода Житий святых на греческом языке агиограф Константинопольской Православной Церкви святой Симеон Метафраст (+940 или 976).

В Западной Церкви значительными трудами по агиологии и агиографии являются «Жития святых Востока и Запада» Лаврентия Сурия и «Деяния святых», труд болландистов.

На славянском языке Минеи Четии известны с XI века. Святые равноапостольные братья Кирилл (+869) и Мефодий (+885), а затем их ученики и преемники в IX - XI веках совершили великий подвиг просвещения славян. Они начали переводить святые книги с греческого языка на славянский, чтобы духовный опыт святых людей Православной Церкви сделать достоянием славянских народов.

На Руси дело просвещения народа совершали святые равноапостольные Ольга (+969) и Владимир (+1015), собравшие вокруг себя книжных людей. Под 988 годом в Летописи говорится: «Послав нача поимати у нарочитое чади дети и даяти нача на ученье книжное».

Преподобный Нестор Летописец (+ок. 1114), продолжая дело просветителей славян, составил Киево-Печерский Патерик, который наряду с «Повестью временных лет» лег в основу русской агиографии. Патристическое святоотеческое направление в русской литературе способствовало высоконравственному в духе любви в Отечеству (Родине) воспитанию русского народа (греческое o pateros – отец). Излюбленным чтением   народа стали Жития святых.  

Школой духовного просвещения, по преимуществу, были монастыри, куда отцы отдавали в научение своих детей. Там осваивалась грамота, изучались на святых книгах – Евангелии. Псалтири и Житиях – письмо и каллиграфия.

Систематический опыт собирания житийного материала связан с Кирилло-Белозерским монастырем, где под руководством настоятеля игумена Гурия Тушина (+1526), ученика Преподобного Нила Сорского, были полностью переписаны Минеи Четии.

В середине XVI века Святитель Новгородский, впоследствии митрополит Московский, Макарий (+1573) со своими сподвижниками собрал и систематизировал весь агиографический материал, включая святоотеческие творения. Объединив «все книги чтомые, которые в Русской Земле обретаются», он создал 12-томный книжный свод с расположением материала в порядке церковного календаря, который получил название «Великие Минеи Четии».

В XVII веке в Троице-Сергиевом монастыре список годового круга Миней   создает иеромонах Герман Тулупов. В середине XVII века священник Христорождественской церкви в Сергиевом Посаде отец Иоанн Милютин составил свой список годового круга Миней. В конце XVII – начале XVIII века появляются первые печатные Минеи Четии, составленные святителем Димитрием, митрополитом Ростовским (+1709), - отцом русской агиологии.

  В XIX веке издается множество Житий   и Житийных сборников, появляется большая агиографическая литература.

В 1856 году был опубликован труд протоиерея Димитрия Вершинина «Месяцеслов Православно-Кафолической Восточной Церкви». В 1855-1859 годах А.Н.Муравьев составил и опубликовал в 12 томах   «Жития святых Российской Церкви. Также иверских и славянских и местно чтимых подвижников благочестия» (в 1859-1867 годах вышло 2-е издание).  

Преосвященный архиепископ Филарет Гумилевский (+1866) составил 9 книг под названием «Русские святые, чтимые всей Церковью или местно: Опыт описания жизни их» (Чернигов, 1861-1864. - Часть тиража вышла как приложение к «Черниговским епархиальным известиям»), затем -   «Жития святых, чтимых Православной Церковью, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах» (с изображениями святых и праведников акад. Ф. Г. Солнцева и др. - СПб., 1892. - Т. 1-12; январь-декабрь.

Археографическая комиссия в XIX веке начала издание Великих Миней Четиих святого митрополита Макария, однако издание это не было завершено. Сентябрьский том был издан в 1868, 1883 гг., месяц Октябрь – в 1870, 1880 гг., месяц Ноябрь – в 1897, 1899, 1916 гг., месяц Декабрь в 1901, 1904, 1907 гг., месяц Январь – в 1910 г. и месяц Апрель – в 1916 году

С 1884 года в Москве начинают издаваться составленные Д.И.Протопоповым «Жития святых, чтимых Православною Российскою Церковию, а также чтимых Греческою Церковию, южнославянских, грузинских и местно чтимых в России» (тт. 1-12)

В начале XX века выходят материалы о непрославленных святых – «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков», издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря (М., 1906-1912, т. 1-14)

Наряду с текстологической работой большое развитие получила источниковедческая и собственно агиологическая работа русских церковных и светских историков. В 1871 году в Москве опубликован труд В.О.Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник». В 1875-1876 годах архимандритом Сергием Спасским был издан двухтомный труд «Полный Месяцеслов Востока», в первом томе которого дан подробный разбор агиографических источников всего Православного Востока. Большую работу по собиранию и обобщению рукописного агиографического материала проделали неутомимые церковные археографы Н.П. Барсуков («Источники русской агиографии». СПб., 1882) и наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Леонид Кавелин («Святая Русь, или Сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII века) обще и местно чтимых. Изложено в таблицах, с картой России и планом Киевских пещер. Справочная книжка по русской агиографии». СПб., 1891). В 1893 году В.Васильев представил в Московскую Духовную Академию магистерское сочинение «Очерки по истории канонизации русских святых». Отзыв на это сочинение, написанный историком академиком Е.Е.Голубинским (+1912), вскоре послужил поводом к созданию фундаментальной работы «История канонизации святых в Русской Церкви» (Сергиев Посад, 1894).

В середине XX века труды русских агиографов продолжил протоиерей Александр Державин (+1962), раскрывший методы научной работы святителя Ростовского Димитрия в большом исследовании «Четии-Минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник» (частично опубликовано в «Богословских трудах», вып. 15, 16. – М., 1976. - Издание Московской Патриархии). Преосвященный епископ Афанасий Сахаров (+1962), председатель литургической комиссии Священного Синода, составил «Синодик храма Всех святых, в Земле Российской просиявших» и подготовил большой текстологический материал к Минеям Богослужебным, который и вошел основной своей частью в юбилейное издание Миней, подготовленное к 1000-летию Крещения Руси Издательским отделом Московского Патриархата. В 1978-1979 годах в Издательском отделе вышли 2-й и 3-й тома «Настольной книги священнослужителя», содержащие Месяцеслов – краткие жития святых. При подготовке к печати 2-го и 3-го томов были учтены агиографические источники и литература, входящие в предание Русской Православной Церкви.

Епископ Афанасий Сахаров, изучая источники и литературу, связанные с жизнью святых, прославленных и еще не прославленных всей Церковью, большое значение придавал «Месяцеслову» известного подвижника, богослова и ученого архиепископа Димитрия Самбикина.

*** 

Архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий, в миру Димитрий Иванович, родился 3 октября 1839 года в семье протоиерея Ивана Самбикина из слободы Караяшника Острогожского уезда Воронежской губернии. По окончании Санкт-Петербургской Духовной Академии в 1865 году он был назначен преподавателем церковной истории Воронежской Духовной семинарии. В октябре 1866 года стал священником и служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Воронеже, оставаясь в Семинарии преподавателем церковной истории, греческого и латинского языков, практического руководства для сельских пастырей. В 1872 году удостоен сана протоиерея и назначен ректором Тамбовской Духовной Семинарии. В 1877 году пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. В 1887 году хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. В октябре того же года был назначен епископом Балтским, через три года – епископом Подольским и Брацлавским, в 1896 году – епископом Тверским и Кашинским. В 1898 году возведен в сан архиепископа. С 1905 года и до кончины был архиепископом Казанским и Свияжским.

Научная деятельность архиепископа Димитрия изумляет многоплановостью. Он оставил богатое литературное наследство: им написано много статей, очерков, брошюр, книг. В 1904 году за выдающиеся заслуги и ученые труды архиепископ Димитрий был   удостоен степени доктора церковной истории. Однако в ряду многочисленных его работ «Месяцеслов» занимает особое место – это свидетельство большого научного и духовного подвига. Как писал его ученик, профессор Казанской Духовной Академии А.А.Царевский, ««Месяцеслов» – это монументальный труд, имеющий громадный научный интерес и чрезвычайно важное практическое значение. Как несравненное богатейшее собрание исторических, биографических и библиографических сведений о святых Православной Церкви, «Месяцеслов» есть незаменимый драгоценный справочник, без которого не обойдется ни один ученый историк Церкви и исследователь церковной жизни на Руси».

Настоящим изданием «Месяцеслова» представляется   возможность сделать достоянием современного мира этот уникальный труд о святых людях, о наших отцах, являющихся «солью Земли Русской».

Архимандрит Иннокентий (Просвирнин)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"