Стихи:
Христос, сошедши один на борьбу с
адом,
Вышел, взяв обильную добычу победы.
Во
святую и великую неделю Пасхи
празднуем самое живоносное
воскресение Господа и Бога и Спаса
нашего Иисуса Христа.
Настоящий
праздник мы называем и Пасхою, что с
еврейского языка значит преведение,
ибо это – день, в который Бог в
начале привел мир из небытия (в
бытие); в этот же самый день,
проведши народ Израильский чрез
Чермное море, исторгает его из рук
Фараона; в этот также день, сошед с
небес, вселился в утробу Девы. Ныне
же, исторгнув из преисподних адовых
все человеческое естество, возвел
на небеса и привел в первобытное
достоинство нетления. Впрочем,
сошедши во ад, воскресил не всех, а
только восхотевших уверовать в Него.
Души же святых, от века
насильственно содержимыя адом, Он
освободил и всем открыл доступ на
небеса. Вот почему мы,
преисполненные чрезмерной радости,
светло празднуем Воскресение,
знаменуя радость, которою
обогатилось наше естество
щедротами Божия милосердия. Равным
образом, выражая и прекращение
вражды, и соединение с Богом и
самими Ангелами, мы приветствуем (друг
друга) обычным целованием.
Воскресение
же Господа совершилось так: в то
время, когда воины стерегли гроб,
около полуночи происходит
землетрясение, ибо Ангел, сошед,
отваливает камень от дверей гроба, а
стража в ужасе разбегается, чем по
истечении субботы, приблизительно
около субботней полуночи,
открывается и путь женам. И прежде
всех Воскресение становится
известным Божией Матери, Которая,
как повествует Святой Матфей,
сидела против гроба с Магдалиною. Но
чтобы не могло быть места сомнению в
Воскресении из-за родства с Материю,
Евангелисты говорят: прежде
является Марии Магдалине. Она же
увидела и Ангела на камне, а
приникши еще, видит и внутри (гроба)
Ангелов, которые и возвещают
Воскресение Господа. Воста, говорят
они, несть зде; се место, идеже
положиша Его. Услышав это, она
стремится к пламенным из учеников,
Петру и Иоанну, и благовествует им о
Воскресении. Когда же она
возвращалась с другою Мариею, их
встретил Христос, говоря: Радуйтеся!
Ибо тому самому роду, который прежде
услышал: в болезнях будешь раждать
детей, надлежало первому выслушать
и эту радость. В порыве неудержимой
любви они приближаются и, желая
осязательнее увериться, касаются
пречистых ног Его. Приходят ко гробу
и Апостолы: Иоанн, только приникши к
гробнице, отошел, а Петр входит
внутрь и с особенным тщанием
осматривает, касается плащаницы и
сударя (головной повязки).
Под
утро Магдалина снова пришла с
другими женами, чтобы точнее
удостовериться в виденном.
Остановившись вне гроба, она
зарыдала, а наклонившись внутрь (его),
видит двух Ангелов, блистающихся
светлостию, которые, как бы унимая
ее, говорят: жена! Что ты плачешь?
Кого ищешь? – Иисуса ищете
Назарянина, распятаго? Он возстал,
нет Его здесь. И тотчас они с
трепетом поднялись, заметив Господа.
Посем обратившись назад, видит и она
стоящего Христа, но приняв Его за
садовника (так как гроб был в саду),
говорит: господин, если ты Его вынес,
скажи мне, где ты положил Его, и я
возьму Его. А когда она опять
наклонилась по направлению к
ангелам, Спаситель говорит
Магдалине: Мария! Она же, услышав
сладостный и знакомый голос Христа,
хотела припасть к Нему, но Он
говорит: не прикасайся ко Мне, ибо Я
еще не восшел к Отцу Моему, как сама
ты признаешь, принимая Меня еще за
человека, а иди к братьям Моим и
скажи им о всем, что ты видела и
слышала. И Магдалина исполняет это,
а на рассвете опять с прочими
является у гроба. Бывшия же с
Иоанною и Саломиею (жены) пришли,
когда уже взошло солнце. Вообще
нужно сказать, что в разное время
приходили ко гробу жены, в числе
которых была и Богородица; ибо она и
есть Мария, которую Евангелие
называет Иосиевою (матерью), - этот
Иосия был сын Иосифа. Впрочем,
неизвестно, в котором (именно) часу
воскрес Господь: некоторые говорят:
в первое пение петухов, другие –
когда произошло землетрясение, а
иные – еще иначе.
Между
тем как все это происходило,
некоторые из стражи пришли к
первосвященникам и возвестили о
случившемся. Те, удовольствовав их
деньгами, заставляют объявлять, что
ученики Его пришли ночью и украли
Его. Вечером же настоящего дня,
когда ученики, боясь иудеев,
собрались вместе и двери были
крепко заперты, входит к ним Иисус,
так как был в нетленном теле, и мир,
по обычаю, им благовествует. Увидев
Его, они преизобильно возрадовались,
и чрез дуновение (Воскресшаго) в
более совершенной степени
восприемлют силу Всесвятаго Духа.
Каким
же образом воскресение Господа
оказывается тридневным, - разумей
так: вечер четвертка и день пятка (ибо
так евреи измеряют сутки) – один
день; затем ночь пятка и вся суббота
– другие сутки, - вот второй день,
потом ночь субботы и день недели (ибо
часть начала принимается за целое)
– еще сутки, - вот и третий день. Или
даже и так: в третьем часу пятка
Христос распят; потом, от шестаго
часа до девятаго была тьма, - считай
это за ночь, и вот от третьяго часа
до девятого – одно нощеденство;
потом после тьмы опять день и ночь
пятка, - вот двои сутки; затем день
субботы и ночь ея – вот трои сутки, -
по слову Евангелиста: свитающу во
едину от суббот. Если же Спаситель,
обещавший в третий день
облагодетельствовать нас,
кратчайшим образом совершил (это)
благодеяние, Ему слава и держава во
веки веков. Аминь.