В том же 1662 году, в коем плакала икона
Богородичная, сарацины, попущением Божиим за грехи наши, тихо подкравшись,
множество весей окрест Чернигова полонили. Иноки того Ильинского монастыря, не
ведая о нашествии варварском, в обители своей сидели, и в одну из ночей
возвещено было им о татарах.
Тогда все они вошли в церковь и в пещере Преподобного
Отца нашего Антония сокрылись.
В полуночи же напали татары на монастырь и, ворвавшись
в церковь, где стояла чудотворная Пресвятой Богородицы икона, серебряными
табличками по обычаю украшенная, много безбожные сотворили пакости: все иконы
с мест своих на землю повергли, всю утварь церковную забрали...
Иконы же Богородичной,
на наместном месте стоящей, и серебряных на ней табличек -- не коснулись.
Знать, как некогда за Пророка Елисея, так и здесь поганых поразил Господь Бог
слепотою: чтобы, слепые будучи душевными очами, и телесными не взглянули на
икону Матери Божией, на которую взирая, видим мы истинную Богородицу.
Воспретила им сила Божия: да не коснутся недостойными
руками Киота Мысленного.
И не только не тронули икону неверные, но и в пещеру
войти к скрывавшимся там инокам не смогли, хоть и многажды покушались, с
возжженною лучиною и обнаженными мечами, однако, будто кем-то отбрасываемые,
возвращались изгнанные. То Пречистой Девы сила, защищающая иноков, сарацинам
вход в пещеру возбранила.
БЕСЕДА
Многи раны грешному,
грозит Псалмопевец
[Пс. 30:10].
Не только в нынешнем, но и в будущем веке безчисленным
грешник подлежит ранам:
не бывает грех без наказания. От начала грехи казнены
были: Адамов изгнанием, Евин печалями, грехи исполинов потопом, содомлян огнем,
египтян многими смертями, грех израильтян рабским трудом наказан.
Согрешаем и мы, и сколь много казни на себя влечем:
междуусобные брани, смертоносные раны, нашествия иноплеменников... И что
сотворим, грешные? -- Примем добрый совет Исаии Пророка: «укройтесь ненадолго,
доколе не пройдет гнев Господень» [Ис. 26:20].
Но где можем сокрытися от находящих на нас многих ран?
- Под тем кровом, под которым скрывался Давид: «укрыл меня в крове Своем в
день бедствия моего, скрыл меня в потаенном месте селения Своего» [Пс. 26:6].
И где сей добрый покров обрящем? -- У Пречистой и
Преблагословенной Девы Марии. В этом-то покрове Давид сокрылся, когда, гоним
Авессаломом, восхождаше восходом на гору Елеонскую [2Цар. 15:30],
что прообразом явилась Премилосердной Госпожи нашей.
И если только тень Марии могла в день зол сокрыть
Давида, кольми паче Она Сама, если к Ней прибегнем, сокроет нас в крове Своем.
Так глаголет о Себе устами Духа Святаго у Иисуса Сираха: Азъ яко мгла
покрыхъ землю [Сир. 24:3].
Но, о Дражайшая
Госпожа! почто столь худой вещи, мгле, уподобляешь Себя? Нет ли Тебе солнца,
луны и звезд в именование? Мгла же что за красоту имеет, что ею зваться не
гнушаешься?
Когда мгла над землею умножится и покроет ее, тогда
все звери от ловцов целы: никто их поймать не может. Не здесь ли тайна, отчего
Дева мглою нареклась? -- От ловящих прячет нас, ибо мы, грешные, из-за
безчеловечия нашего -- как скоты, как звери, по Златоустову рассуждению: «чреву
угождаем, как медведи; плоть утолстеваем, как мулы; памятозлобствуем, как
верблюды; похищаем, как волки; гневаемся, как змеи; жалим, как скорпионы;
хитрим, как лисицы; злобы яд носим, как ехидны».
Таковых-то зверей настигают различные ловцы, постигает
праведный гнев Божий, отмщая все начинания наши злые: Бог отмщений, Господь
-- Бог отмщений.
Постигают нас и беззакония наши, вполне можем
жаловаться: постигоша мя беззакония, и не возмогохъ зрети [Пс. 39:13].
Постигает враг невидимый: он стал, как медведь в
засаде, как бы лев в потаенном месте [Плач Иер. 3:10].
Постигает нас и враг видимый. Сказал враг: погонюсь,
настигну, обнажу меч мой и истребит их рука моя [Исх. 15:9].
Но дерзаем! Имеем Мысленную Мглу, покрывающую нас,
Пресвятую Деву Марию. На Нее уповаем, под кровом Ее и волос с головы нашей не
погибнет.
О, Пречистая Дева, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся,
да не постыдимся, рабы Твои!
Нравоучения
Пророк Божий Моисей, грозя людям, если
бы не сохранили завета Божия, страшными карами, среди многих язв за большую
полагает нашествие иноплеменных: «Если не послушаешь гласа Господа Бога
твоего, -- хранить и творить все заповеди Его, -- наведет на тебя Господь
страну из далече, от края земли, как устремление орлее, народ, которого не
разумеешь глагола, народ без срама лицем, народ, который не уважит старца и
юного не помилует» [Втор. 28:15, 49:50].
Разительно это пророчество на нас сбывается, когда
карою нашествия иноплеменных непомалу, грех ради наших, казнит нас Господь
многие лета, въ няже ведом злая [Пс. 89:15].
За то, что не сохраняем завета Божия и в законе Его не
изволяем ходити, наводит на нас страну издалече, как устремление орлее [Пс.
89:15]. «Скорейшие были преследовавшие нас, паче орлов небесных, -- по горам
гонялись за нами, ставили засаду на нас в пустыне»... [Плач Иер. 4:19].
За то, что не пленяем свой разум в послушание Христово,
предает нас Господь в плен, как говорит Давид: предаде в пленъ крепость
ихъ, и доброту ихъ в руки враговъ [Пс. 77:61]. Предал их в руки врагам,
и обладали ими ненавидящие их, и досаждали им враги их...
За то, что не Богу добродетелями, а себе плотоугодием
служим и греху работаем, предает нас на службу и тяжкую работу на врагов
наших, о которой предрекал Моисей: «За то, что ты не послужил Господу Богу
твоему с веселием и благим сердцем, при изобилии всего, -- послужишь врагам
твоим, которых пошлет Господь Бог твой на тебя, в голоде и жажде и наготе, и с
оскудением всяким, и возложит ярем железный на шею твою, пока не сокрушит тебя»
[Втор. 28:47-48].
Обратимся же к покаянию, уцеломудримся, наказанные,
тех людей пойдем следом, которые, когда Господь убивал их, тогда взыскали Его,
и обратились, и с раннего утра прибегали к Нему, и вспоминали, что Бог --
помощник им есть, и Бог Вышний избавитель им есть [Пс. 77:34-35]..
Если обратимся к Богу, то и Бог к нам обратится, и
защитит от пленения варварского, и избавит от праведного Своего прощения, и
помилует нас. Если же не обратимся... Блюдем, как бы не постигло нас у Исаии
прореченное: аще не хощете, не послушаете Мене, оружие васъ поястъ [Ис.
1:20]. Уста бо Господни глаголят
сие.
Прилогъ
В час зол блаженну
мужу случилося умрети: Обычне древу сыру при
сухом горети.
От
лавры святого Саввы поприщах в пятнадцати была другая лавра, называемая
Хузива. При ней жил отшельник некий Иоанн, с учеником своим. Ученик же его,
видя по вся дни в Иерусалиме от персов мятеж и скорбь, грозившие запустением,
молил отца своего, говоря: «Верую, отче: то, что хочет Бог сотворить, не скроет
от тебя. Скажи и мне, молю тебя, будет ли запустение граду сему?» Но старец
отвечал ему: «Не нуди меня, чадо, кто есмь аз? И откуда могу ведать сие?
Человек грешный я».
Но ученик не отступал от него со своим
прошением, -- да скажет, чему быть должно, -- ибо знал о прозорливости его.
Тогда старец, прослезившись, сказал:
--
Поведаю тебе, чадо, что открыл мне Бог прежде сих пяти дней. Молясь, увидел я
себя восхищенным на Лобное место святое и народ с клиром взывающий: Господи,
помилуй! Воззрев же, увидел я Господа нашего, пригвожденного на Кресте, и
Пресвятую Богородицу, молящуюся о людях. Он же отвращал Лице Свое от народа,
глаголя: «Не послушаю их, понеже осквернили церковь Мою». Потом люди перешли в
церковь святого Константина и там продолжали взывать: Господи, помилуй!
Последовал и я в церковь с клиром и народом. Когда же пошел поклониться туда,
где обретено было древо честного Креста, увидел поток некий смрадный, текущий
из церкви. Стояли там два старца светолепных, и я обратился к ним: «Не должно
ли бояться Бога, не заботясь об этом потоке? Помолиться не можем от смрада. Откуда
злосмрадие сие исходит?» И старцы те сказали мне: «От беззакония людей града
сего». Тогда я обратился к ним: «Не можете ли очистить это, да помолимся
Господу?» Но они отвечали мне: «Верь, авва, только огнем очистится то, что
видишь».
Рассказав это, старец заплакал и обратился к ученику
своему: «Глаголю тебе, чадо, повеление изыде от Бога: да отсечена будет глава
моя. Много молился я, -- да не попустит сего, -- но поведал Господь, что
сбудется реченное». И когда говорили и скорбели так отшельники, вдруг напали на
них варвары. Ученик бежал, а старцу отсекли они главу и ушли. Вернувшись, нашел
ученик отца своего усеченным, пал на тело его, горько плакал, а затем положил
его во гробах отеческих.
Так, вместе
с плевелами исторгнута была и пшеница.
Роса исцеления
Чудо в Лето 1671-е
Нога быхъ хромымъ.
Иов. 29:15
Некто из благородных, по
фамилии Пенский, из окрестностей брагинских, имел жену Анну. Несколько лет она
ногами болела зело, нужно было ее носить, не могла сама ступить ни шагу.
Изнемогли уже и врачи, неисцельную болезнь целившие.
Прослышал тот человек о
чудотворном Пресвятой Богородицы образе, что в монастыре Ильинском, и привез
жену свою туда. Внесли ее в церковь, и здесь, тепло со слезами помолясь,
скорое она получила исцеление: в тот же час стала на ноги. Как у
иерусалимского хромца, в Деяниях описанного [Деян. 3:3], так у этой жены
утвердились ступни и голени, и вскочила она, хваля Бога и Богородицу. И
исполнились все великого удивления от чуда, приключившегося с ней.
Беседа
Вопросим
иерусалимского хромца, которого носили: где обрел ноги? Скажет:
при дверях церковных,
называемых Красными. Блажен ты, хромец, ибо доброе избрал себе место, двери
церковные Красные, при них и исправились ноги твои. Но блаженнейшие -
держащиеся Пречистой Девы и при Ней избравшие себе место, Та бо есть дверь много
прекраснейшая, - Церковь и Врата! При них не только телесных (как у той Анны),
но и душевных ног хромота врачуется.
Хрома была душевными ногами египетская грешница3,
столь хрома, что порога церковного переступить не могла: «Когда, - говорила,
- убогие мои ноги порога коснулись, Церковь всех принимала и не возбраняла
никому, меня же, окаянную, не приняла: будто множество воинов поставлены были
вход затворять, так мне сила Божия возбраняла».
Смотри же, как у образа Богородична утвердились ее
ноги: не только вошла в церковь поклониться Честному Древу, но и в пустыню
побежала, по водам и по воздуху пошла. Так Врата сии мысленные сильны к
уврачеванию ног, и телесных, глаголю, и душевных.
У врат обычно убогие милостыню просят, а где кто
лучшую милостыню получит, как не у Пресвятой Девы? Смущали меня словеса оные: врата
сия затворенна будутъ, и не отверзутся никогдаже [Иезек. 44:2]. Боялся:
да не отыду пуст, неуслышан и посрамлен, когда прибегну к ним и толкну. Ибо
как чрез затворенные и никогда не отверзающиеся двери могут что получить руки
мои? Но когда услышал поющего: никтоже притекали къ Тебе посрамленъ от
Тебе исходитъ, Пресвятыя Богородице, но проситъ благолати и приемлетъ даръ [Параклис
Богородице], - приял упование и дерзаю, хоть и недостоин, прибегать к Тебе, о
Небесная Врата!
Затворена Ты к выпытыванию: как и Дева
пребываеши, и родити возмогла еси [Акафист Богородице]? Нет входящего
этими дверьми: радуйся, Света неизречено родившая! Радуйся, еже како не
единаго же научившая! [там же] Но не затворена Ты к подаянию милостыни,
всем отверста; всяк хотящий Твоего милосердия, этими дверьми войдет, и выйдет,
и пажить обрящет.
Проходил я чрез врата вельмож мира сего и многие видел
препоны. Стоят там стражи у ворот, которые или удерживают, или выпытывают,
зачем идешь и откуда, или совсем не пускают, или одних пустят, других же
прогонят.
Видел и различные печати гербовые: на некоторых из них
врата изображены, затворенные или отверстые, но не входные, ибо стоят возле них
то звери, то с обнаженным оружием воины, - кто в них сможет войти?
Когда же прихожу к твоим вратам, о Царица Всесильная,
ничего такого не обретаю: не оттолкнут меня стражи, не устрашат меня звери, не
прогонят меня воины, никто не спросит, зачем гряду. Но невозбранно вхожу, и
предстою пред Тобою, и беседую с Тобою, - хоть и недостоин. Ты же мя зришь,
слушаешь, милуешь и подаешь к полезному прошению.
Из дверей вельмож многих многажды видел я выходящих и
плачущих - неуслышанных, непомилованных, еще горше оскорбленных. Из дверей же
Твоих кто когда оскорбленным вышел? Только подойдет к дверям Твоим, тотчас плач
забывает. Не терпишь бо, о Мати, видеть чад Своих оскорбленными и безутешными.
Нравоучение
Все уклоняющиеся от пути правого, нехранящие завета
Господня, -- хромы суть. Охромаша от стезь своих [Пс. 17:46],
глаголет Псалмопевец. Хромы же бывают двояко: на одну ногу и на обе ноги.
На одну ногу
хромы те, кто то прямо станет, то к земле приклонится. Так они то к добродетели
обращаются, то к злобе возвращаются; то восстают, то опять падают и как бы
двумя путями шествуют. О таких глаголет Сирах: горе грешнику, ходящему по двум
стезям [Сир. 2:12].
На обе же ноги хромают те, кто, однажды пав, не хотят
восстать, но, увязнув в болотистой глубине и отчаявшись в своем спасении, как
без ног по земле, суеты суетств, ползают: превратилась в персть душа их,
прилепилась к земле утроба их. Или носимы бывают как бы неким насильственным
обычаем греховным не туда, куда бы они хотели, но куда греховная страсть их
неволит: не что хотят, то творят, но и что не хотят, то соделывают, - не они,
но живущий в них грех [Рим. 7:19-20].
К таковым хромцам взывает Илия Пророк: долго ли вам
хромать на оба колена? [3Цар. 18:21] Таковым, - да их ноги станут на правоте, -
нужно неотступно церковных дверей покаяния держаться. Ибо как дверьми в храм
вступают, так же покаянием святым в общение церковное, в исправление жития, в
получение милости Божией и в прощение грехов и в небесные обители входят. Сими
дверьми вошли разбойник, мытарь, блудница и блудный сын.
Подвигнемся и мы войти сквозь тесные трудов покаянных
врата, пока имеем время, ибо многие потом взыщут войти и не возмогут. Ныне же
в эти двери постучимся, взывая: покаяния двери отверзи ми, Живодавче! [Стихира
великопостная] Ныне послушаем учащего нас Апостола: опущенные руки, ослабленные
колени исправьте, и стези правые сотворите ногам вашим, -- да не совратится
хромое, но лучше да исцелеет. [Евр.12:12-13]
Жена некая именитая, по смерти мужа своего, собрав в
свои помыслы все грехи и помянув смертный час и страшное судище, пошла к
блаженному Неофиту и, поклонившись ему, сказала: «Верою пришла я к твоей
святыни, честный отче, исповедать все грехи мои». Тот же не хотел: «Невозможно
мне, чадо, женским внимать деяниям».
Но она не отступала: «Отче святый, Господь Иисус
Христос, истинный Бог наш, в наш облекшийся образ, не отринул пришедшей к Нему
блудницы, со слезами лобызающей честные ноги Его и исповедающей Ему свои
грехи, а ты отгоняешь меня, хотящую покаятися и исповедатися».
Услышав это, старец сказал ей: «Если так глаголешь
мне, чадо, и верою пришла к моему недостоинству, пойдем в церковь и говори с
сокрушенным сердцем Человеколюбцу милостивому Богу деяния свои. Послушаю и я,
худой старец, оные».
Придя вместе со старцем в церковь, помолившись и
поклонившись ему, стала жена в молчании. Старец же понуждал ее, говоря: «Что
сие значит, чадо? С раннего утра просила ты мое смирение принять тебя, а
теперь не говоришь ни слова?» Она же отвечала: «Не дерзну изречь, честный
отче, обдержит бо мя неподобная мысль».
Старец тогда говорит: «Напиши, да прочту хартию ту
пред Господом Богом, прощающим по многой Его милости согрешения наши». Отвечала
жена: «И того не могу сделать за премногие мои беззакония».
Сказал тогда старец: «Если и сего не можешь сотворить,
вот что сделаю: буду вспоминать тебе грехи, какие в житии человеческом
соделываются, по одному: то ли сотворила ты, или что другое?»
Выслушав перечисленное старцем, жена говорит ему:
«Божией ради благодати и святых твоих молитв, ничего такого не сотворила, но
иные суть мои согрешения». «Если же иные, - ответил он, - то не сердцевидец я,
не вем тайн человеческих». Она же: «Молись о мне», - и ушла.
Идучи же по улице, видит она чернеца некоего -
старого, парализованного, на земле лежащего, брошенного всеми - и говорит ему:
«Хочешь ли, возьму тебя в дом мой, буду тебя покоить, а ты умолишь Бога о моем
недостоинстве?» Он отвечал: «Ей, хочу, госпожа, дабы ты сотворила милость на
мне окаянном».
И она, пойдя в дом свой, приготовила постель, послала
купить ризы иноческие и повелела рабам нести расслабленного монаха в баню,
омыть его, облечь в новые одежды, принести и положить на уготованную ему
постель.
Все сие было исполнено, и она начала служить ему,
помазуя и врачуя струпы его.
Шло время, приспел Великий четверток, спасительные
Страсти. Говорит та жена старцу: «Хочу сотворить тебе нечто, отче, но потерпи
и не говори ничего». -- «Как велишь, госпожа моя, так и сотворю».
Наступил час Божественной службы. Иерей служил в
церкви ее дома Божественную литургию, и когда начал читать Евангелие: Иисусе
бывшу в Вифании, в дому Симона прикаженного, приступи к нему блудница, имущи
сткляницу мира драгого [Мф. 26:6-7], -- взяла жена та сосуд мира,
приступила к черноризцу и, возливая миро на ноги его, лобызала их, обливала
слезами и отирала волосами своими, исповедуя грехи свои. И едва совершила она
сие, началось страшное землетрясение; но не во всем городе, а только в доме
ее. По землетрясении же был глас: «Оставляются тебе грехи твои».
С
пришедшим тем Божественным гласом восстал черноризец весь здрав, не имея больше
ни единого струпа, ни единой язвы на теле, и прославил он Господа нашего Иисуса
Христа, творящего великие и страшные чудеса. А блаженная жена, приняв прощение
грехов своих от неисследимого и неизреченного милосердия Божия и прочие лета живота
своего в покаянии пожив, преставилась к Богу, пример оставив всем хотящим
прийти к покаянию.
Святитель Димитрий Ростовский
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"