На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Богословие, святоотеческое наследие   
Версия для печати

Надежда и спасение

В Священном писании Нового завета

С пришествием Богочеловека Иису­ са Христа в мир исполнились чаяния и надежды человечества на спасение, и чаемое стало живым словом апо­ стольского благовестия: Слово стало плотню и обитало с нами, полное бла­ годати и истины, и мы видели славу Его, славу, как Единородного o т Отца (Ин. 1, 14).

Принявшие Его, приняли Его благо­ дать, окормляемые твердой надеждой на наследие Царства Небесного, обе­ щанного Спасителем: Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, ко­торые ни от крови, ни от хотения пло­ ти, ни от хотения мужа, но от Бога   родились (Ин. 1, 12-13).

Царство Небесное, близость которо­ го провозгласил Спаситель, есть зри­ мое торжество Бога над всяким злом, грехом, хаосом и самой смертью через искупительную смерть и Воскресение Сына Человеческого.

Новый Завет открывает человеку возможность обрести общение с Бо­ гом благодаря воплощению и вочело­ вечению Самого Бога. Власть побеж­ дать злых духов (Мф. 8, 28-34), по­ велевать морям (Мф. 8, 23-27), прощать грехи и исцелять (Мф. 9, 1- 8), воскрешать умерших (Мф. 9, 18- 26; Лк. 7, 11-17) и даровать спасе­ ние (Мк. 7, 24-30; Лк. 10, 25-37) — такая власть Господа Иисуса Христа обусловлена тем, что Он Богочеловек. Бог Отец положил Сыну принять Кре­ стную смерть ради всего человечества, дабы Его последующим Воскресением победить зло и смерть, открыв всем людям путь к Жизни Вечной (Ин. 1, 29; Мк. 8, 31-33; 9, 29-31; 10, 32- 34, 42-45; 14, 34-36). Принятие Кре­ стной смерти за грехи человечества было средоточием Божиего замысла о спасении (Мф. 21, 43; Втор. 10, 14- 15; 4, 37; 7, 6-7; Пс. 59, 7; 107, 7; 126, 2; 2 Пар. 2, 11 и др.). Идея Кре­ ста, то есть таинства Христовой смер­ти, раз и навсегда явила Божия власть спасать людей от внутренней порабо щенности греху: Когда мир своею мудростью не познал Бога в премуд­ рости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти ве­рующих (1 Кор. 1, 21). Спасение со­ вершается через веру в благодать, которую Христос преподал нам Своим Крестом (Деян. 15, 11). Христианин, надеющийся на последнее откровение славы детей Божиих (Рим. 8, 18-39), уповает на то, что он будет избавлен от зла и сохранен для Царствия Не­бесного (2 Тим. 4, 18), ибо, будучи оправдан смертью Христа, он будет спасен жизнью во Христе у Небесно­ го Отца (Рим. 5, 9-10; Кол. 3, 1-4). Всякий стремящийся к Нему будет принят Им с радостью: Бог наш Спа­ситель... хочет, чтобы все люди спас­ лись и достигли познания истины. Ибо Един Бог, Един и Посредник между Богом и человеками. Человек Христос Иисус, предавший Себя для искупле­ ния всех (1 Тим. 2, 4-6; Тит. 3, 3-7).

Итак, смысл надежды в Новом За­ вете есть обретение Вечной Жизни, Царствия Божия, спасение души. На­ дежда, как нравственная добродетель, может быть направлена и на иные це­ ли, в частности при исполнении зем­ ных дел.

В своем единстве надежда на спасе­ ние имеет три момента: ожидание бу­дущего, доверие к нему и терпеливость его ожидания. В различных местах Священного Писания подчеркивается то один, то другой из этих моментов. В Послании к Римлянам апостол Па вел прямо указывает на сверхъесте­ ственный характер надежды, обра щенной к Богу: Мы спасены в надеж­ де. Надежда же, когда видит, не есть надежда: ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться? (Рим. 8, 24).

Отметим здесь два момента. Пер­ вый: надежду связывают со спасением. Пока еще спасение не достигнуто, надежда сама по себе уже есть начало, есть уже зерно нашего спасения. Второй: христианская на­ дежда направлена на невидимое, ибо все видимое принадлежит к сфере вещественного, подлежащего постоян ной перемене: на видимом не может строиться надежда, понимаемая как богословская добродетель: Видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор. 4, 18).

Элемент доверия, как свойства на­ дежды, выделяется апостолом там, где надежда по своему значению близ­ ко стоит к вере: Если мы в этой толь­ ко жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор. 15, 19, см. также: 2 Кор. 1, 10; 3, 12; Флп. 1,20).

Терпение, как свойство надежды, подчеркивается апостолом Павлом там, где надежда выплавляется из скорби, которою апостол «хвалится», зная, что от скорби происходит терпе­ ние, от терпения опытность, от опыт­ ности надежда (Рим. 5, 3-4). Там, где терпение стоит рядом с надеждой, оно может иметь и самостоятельное значение, как качество, способствую­ щее устойчивому сохранению надеж ды ...чтобы мы терпением и утеше­нием из Писаний сохраняли надежду (Рим. 15, 4). В приведенных словах замечательна еще и та особенность, что «терпение» пополняется для ясно­ сти мысли словом «утешение», а оба значения вместе, будучи приложенны­ ми к надежде, сообщают ей новый от­тенок. Укажем еще на один пример: терпение упования на Господа на­ шего Иисуса Христа — такова надеж­ да в Послании к Фессалоникийцам (1 Фес. 1,3).

Твердость надежды и упования — это твердость духа в преодолении пре­ пятствий на пути к спасению. Надеж­ да сообщает душевным и нравствен­ ным силам убежденность, постоянст­ во, неотступность: Мы, будучи сына­ ми дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надеж­ ды спасения (1 Фес. 5, 8). Апостоль­ ская уверенность несет в надежде на Бога дух свободы (2 Кор. 3, 17) и дерзновения на ниве стяжания даров Господних: Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением (2 Кор. 3, 12). Такова в этой связи похвала надеждой (Рим. 5, 2), кото­ рая стала возможной через Господа нашего Иисуса Христа, через Которо­ го верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим (Рим. 5, 1-2). Похвала здесь не есть указание на собственные заслуги, а радость от обогащения надеждой, которая для христианина есть дар Самого Бога.

Поскольку спасение во Христе эсха тологично, надежда, как добродетель, предстает спасительным благом… Или иначе: с пришествием Христа пришло время, когда верующий в Него может, наконец, обладать утешительной до­ стоверностью надежды на спасение. Поэтому момент терпеливого ожида­ ния, на что указывалось выше, есть для христианина также и дар Духа Бо жия (Гал. 5, 5), а пребывание в на­ дежде есть и пребывание в Духе, ибо когда мы не знаем, о чем молиться, как должно, то Сам Дух ходатайст­ вует за нас воздыханиями неизречен­ ными (Рим. 8, 26). Отсюда и радость надежды (Рим. 12, 12).

Надежда является доверием к Богу, чувством присутствия Божественной искры в человеке; надежда терпеливо уповает на Божий дар, сама являясь даром от Бога, и упование ее есть приближение к Богу.

БОГОСЛОВСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ НАДЕЖДЫ НА БОГА

Надежда, как духовная и нравст­ венная потребность человека полагать­ ся на что-либо лучшее (исполнение своих желаний, чаяний), для крестив­ шегося во Христа становится необхо­ димостью, выраженной в Новом За­ вете в настоятельном наказе совер­ шать молитвы (1 Фес. 5, 17) в надеж­ де Вечной Жизни, которую обещал не­ изменный в слове Бог прежде вековых времен (Тит. 1,2).

Необходимость надежды христиани­ на покоится на самом факте Креще­ ния во Христа, совершаемом по вере в Него, что дает возможность сказать, что надежда основывается на вере, и без веры она мертва. Можно сказать, что необходимость христианской на­ дежды есть следствие устремленности к Богу: Всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для че­ ловеков, зная, что в воздаяние от Гос­ пода получите наследие (Кол. 3, 23- 24). Будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом (1 Кор. 15, 58). Воистину надежда необходима в деле спасения, поскольку надеющийся уже самим ак­том надежды очищает себя, готовясь принять обещанное Богом: Всякий, имеющий сию надежду на Него, очи щает себя так, как Он чист (1 Ин.3, 3). Однако необходимость надежды — это необходимость средства, ведущего ко спасению, спасение же достигается через состояние особой благодати и, в конечном счете, через терпение до кон­ ца (Мф. 24, 13). Труден и тернист путь спасения, и узки врата, ведущие в Царство Небесное; необходимость надежды на этом пути—это необхо­ димость и уверенность в Боге, к Кото­ рому стремится спасающийся.

 ОБЪЕКТ И СМЫСЛ НАДЕЖДЫ — ОБРЕТЕНИЕ БОГА

В Священном Писании Нового За­ вета Царство Небесное — это вечное и непреходящее благо Вечной Жизни. Оно является главной ценностью сре­ ди всего обещанного Богом людям, тогда как временные блага постав­ лены на второй план, ибо имеют под­ чиненное значение (Мф. 6, 19-20). Господь Иисус Христос призывает ис­ кать прежде Царства Божия и прав­ ды Его (Мф. 6, 33). Обрести Царство Небесное, чаемое христианами в на­ дежде, — это значит соединиться со Христом в Вечной Жизни.

На Бога возлагает христианин все свои надежды: будь то избавление от смертельной опасности (2 Кор. 1, 9- 10), спасение наших душ (1 Тим. 4, 10; 5, 5) или воскресение мертвых (Деян, 24, 15). Апостол Павел называ­ ет Бога Богом надежды, Который ис­ полняет верующих радостью и миром, дабы они силою Духа Святого обога­ тились надеждою (Рим. 15, 13), ибо Он есть Бог живой ( I Тим. 4, 10), Который даст нам Жизнь Вечную (Ин. 3, 36).

 В БОГЕ — ЕДИНСТВО ВЕРЫ И НАДЕЖДЫ

Согласно Священному Писанию Но­ вого Завета, надежда христианина — в Боге, главная цель — обретение Его Царства и Его правды (Мф. 6, 33; 25, 34). Вера и надежда имеют своим ут­ верждением Того, Кого не видим, но Кто является основанием веры нашей (Рим. 8, 24-25). С другой стороны, вера наша — в то, на что надеемся: Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11 , 1). Бога имеет христианин объектом своей надежды, которая, по словам апостола Павла, живет в нас от той полноты ощущения любви Божией, которую дал нам Отец, чтобы нам на зываться    и    быть    детьми Божиими (1 Ин. 3, 1).

Обетование, которое Христос даро­ вал нам, есть Жизнь Вечная (1 Ин. 2, 25), и поэтому верующие в Него, знающие, что Он Праведник, должны знать, по апостолу, и то, что всякий творящий правду рожден от Него (1 Ин. 2, 29). Таких апостол называет детьми Божиими, которым еще не всё открылось (1 Ин. 3, 2), но которые полны уверенности и надежды, когда откроется, быть подобными Ему, по­ тому что увидят Его во всей полноте. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист (1 Ин. 3, 3).

Бог в Своем триединстве — вот на­ дежда христианина. Надежда, как добродетель, не посвященная, не на­ правленная непосредственно к Богу, имеет только моральный характер. Цель же надежды в ее богословском аспекте чрезвычайно трудна и высока, чтобы она могла быть достигнута лишь человеческими силами, без по­ мощи Самого Бога, поэтому надею­ щийся только на себя отодвигает ее в недосягаемую даль. И Христос призы­ вает отказаться от себя, дабы, идя за Ним, обрести Его, а с Ним — Вечную Жизнь, как главную цель надежды: Кто хочет душу свою сберечь, тот по­ теряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф. 16, 25); и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня (Мф. 10, 38). В обещанную же Богом Вечную Жизнь, в Царство Небесное можно войти лишь обретя прежде это Царство в себе: Царство Небесное внутри вас (Лк. 17, 21), что опять же возможно лишь с помощью Самого Бога.

Надежда на Бога сообщает внут­ реннюю высветленность самому акту надежды, который весь направлен на духовное постижение того, что пока еще является объектом веры; смысл надежды, как последовательного, по­ стоянно творимого акта во времени, при соответствующей качественной на полненности его, это — полное обла­ дание тем, что вера открывает и пред­ вещает, что пред взором веры встает как единое и непререкаемое, вечное и всеобъемлющее — видение Бога в Его Божественном явлении.

Итак, надежда, в этом понимании, есть основа духа христианина, ут вержденная Самим Иисусом Христом через таинственное соединение с Ним: Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне... если пре­ будете во Мне, и слова Мои в вас пре­ будут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам (Ин, 15, 4-7). И самую основательную надежду спасения име­ ет тот, кто безызбыточно отдает душу свою Христу (Мф. 10, 39) и братьям своим в любви: Мы знаем, что мы пе­ решли из смерти в жизнь, потому что любим братьев, не любящий брата пребывает в смерти... Любовь познали мы в том, что Он положил за нас ду­ шу Свою: и мы должны полагать ду­ ши свои за братьев (1 Ин. 3, 14-16). Через любовь достигается мистическое единение людей в Боге: Если мы лю­ бим друг друга, то Бог в нас пребы­ вает, и любовь Его совершенна в нас (1 Ин. 4, 12), и так же, любовью, Бог пребывает в человеке: Бог есть лю­ бовь, и пребывающий в любви пребы­ вает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4, 16).

Благодать — средство, даруемое Бо­ гом и ведущее к цели. Надежда, как уверенное ожидание, должна сопро­ вождаться добрыми делами; акт на­ дежды, как духовного состояния, не­ мыслим без проявления и выражения его в делах праведности, и Сын Чело­ веческий, грядущий во славе Отца Своего... воздаст каждому по делам его (Мф. 16, 27).

Освящающая благодать, доступ к которой христиане получают верой в Господа Иисуса Христа, дает основа­ ние нам, христианам, по словам апо стола Павла, хвалиться надеждою славы Божией (Рим. 5, 2): Надежда не постыжает, потому что любовь Бо жия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5, 3-5).

Пребывание в благодати, как ре­ зультат обожающего действия Святого Духа, является основанием достойных, богоугодных поступков и дел. Добро­ детели, ниспосланные нам как дары Святого Духа, сообщают природным, естественным добродетелям главный смысл — искать Царства Небесного. Доступ к благодати открывается вся­ кому крестившемуся во Христа. Через приобщение к смерти Христа крестив­шийся приобщается и к Его Воскресе­ нию, дабы, подобно Его Воскресению из мертвых, славою Отца и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6, 4), в Крещении христианин находится под благодатию Господней: Грех не дол­ жен над вами властвовать, ибо вы не под законом, но под благодатию (Рим. 6, 14).

Благодать, содействующая обрете­ нию Царства Небесного, как главного в надежде христианина, выступает в Новом Завете как изволение Божие, по которому Бог одаривает (Рим. 11, 5) или отсекает от Своего общения (Рим. 11, 6-10), по вере сердца: Если устами твоими будешь исповедо­ вать Иисуса Господом и сердцем тво­ им веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а ус­ тами исповедуют ко спасению (Рим. 10,9-10).

Итак, по вере в Господа Иисуса Христа подается благодать Божия, действием же благодати надежда об­ ретает уверенность в реальности до­стижения своей цели.

***

Надежда есть действие, рожденное волей и направленное к высокой цели. Укажем на три состояния волевого акта: простое желание, стремление и обладание. Надежда не есть простое желание, потому что простое желание не зависит от наличия или отсутствия желаемого объекта, тогда как объект надежды непременно присутствует как еще не достигнутая реальность. Так же не может быть надежда достиже­ нием желаемого. Там, в конце пути, где смутное и несовершенное знание веры уступит открывшемуся видению Бога (1 Кор. 12, 9-12), там и надеж­ да заменится обладанием.

Внутренняя сила надежды пред­ полагает равно и страх Божий перед опасностью не достичь чаемой Веч­ ной Жизни, и не по причине ослабле­ния Божией благодати, а из-за упадка собственных нравственных сил, ослаб­ления духа или прельщений врага спасения: Не бойтесь убивающих те­ ло, души же не могущих убить, а бой­ тесь более того, кто может и душу, и тело погубить в геенне (Мф. 10, 28). Погубитель не дремлет, стремясь во­ влечь ослабевшую душу в свою сеть: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, диавол, ходит, как ры­ кающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). Поэтому апостол Павел призывает со страхом и трепетом со вершать свое спасение (Флп. 2, 12). Наставляя Ефесян противостоять коз­ ням диавольским (Еф. 6, 11), он пи­шет: А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все рас­ каленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие; всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом (Еф. 6, 16118). Союз надежды и страха не раз упоми­ нается в Новом Завете, ибо надежда без страха вырождается в самоуве­ ренность, а страх без надежды ведет к отчаянию.

Неиссякаемость источника надежды придает ей характер постоянного уст­ ремления воли. Это стремление воли может быть нарушено вследствие на­ шего внутреннего уклонения от веры. Воля же, устремленная к Богу, как к цели надежды, с решительностью, от­ вечающей величию Его, будет стре­ миться использовать все благодатные дары и природные силы для достиже­ ния спасения, ободряемые все возра­ стающей помощью со стороны самого Бога. Надежда есть то движение ду­ ши и воли, в котором Бог всегда го­ тов идти нам навстречу, умножая ра­ дость, изливаемую добродетелью на нашем пути, ибо Бог прежде нас хо­ чет нашего спасения.

Через надежду христианин входит в непосредственное общение с глав­ным источником всякой силы — Са­ мим Богом, Который подает просимое всякому, кто надеется на Него: Гово­ рю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам (Мк. 11, 24).

В надежде, направленной к высокой цели богообщения, выявляется истин­ная ценность и значимость средств, ведущих к этой цели. Кому открылась истинность пути спасения и кто на атом пути стяжал первые дары благо дати Святого Духа, для того служе­ ние Богу становится главным деянием жизни, и все становится подчиненным этому служению. В этой связи укажем на два производных акта надежды — радость и терпение.

Христианин, согласно Завету, обето­ ванию Бога вернуть человеку Жизнь, является наследником и сонаследни­ ком Христу, с Которым он соединя­ ется через Крещение. Господь, по вели­кой Своей милости возродивший нас Воскресением Иисуса Христа из мерт вых к   упованию живому (1 Пет. 1,3), Сам даровав нам эту надежду, сооб­ щает те сопутствующие ей состояния души, которые способствуют укрепле­ нию акта надежды, что придает на­ дежде неотступность и постоянство. Возможность лицезреть Господа и вечно наслаждаться этим состоянием сообщает надежде и свойство утеше­ ния: Утешайтесь надеждою, в скорби будьте терпеливы, в молитве постоян­ ны (Рим. 12, 12). Нам, христианам, подобает радоваться в нашем упова­ нии, к чему призывает Сам Спаси­ тель: Радуйтесь и веселитесь, ибо ве­ лика ваша награда на Небесах (Мф. 5, 12). И не силе, полученной от Спа­ сителя, которой повиновались духи, призывал Спаситель радоваться уче­ ников Своих, но ожидающей их славе Небесной, тому, что имена их написа­ ны на Небесах (Л к. 10, 20). Радуй­ тесь, всегда в Господе, и   еще говорю: радуйтесь... Господь близ (Флп. 4, 4-6).

Надежда наделяет христианина вме­ сте с радостью также силой со смире­ нием и терпением переносить всякое испытание. Только скорбями крестив­ шийся и верующий во Христа войдет в Царство Небесное (Деян. 14, 22), мы прославимся со Христом, если с Ним страдаем (Рим. 8, 17). И потому можно сказать, что в страданиях на­ ших сокрыто тайное благо, ведущее к просветляющей надежде: Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби проис­ ходит терпение, o т терпения опыт­ность, от опытности надежда (Рим. 5, 3-4).

Надежда мыслится как личностное состояние ума и сердца человека. На­ дежда личностна уже потому, что, во- первых, каждый стремится обрести свое счастье, во-вторых, что неисчис­ лимое множество оттенков ощущения и понятия объекта и цели надежды уже сообщают ей характер личност­ ный, тесно связанный и вытекающим из личного характера дарованной нам Богом свободы воли.

К своему счастью, как и к цели своей надежды, человек движется   стезею добрых дел, совершаемых в любви и достойных Вечной Жизни, и как бы ни совпадали пути и дела ря­ дом идущих, их дела и поступки, по сути своей, — это действия разных лиц. Укажем при этом на форму един­ ственного числа, которую употребляет апостол Павел в Послании к Тимо­ фею, говоря о земном подвиге своем: Подвигом добрым я подвизался... те­ перь готовится мне венец правды, ко­ торый даст мне Господь, праведный Судия, в день оный (2 Тим. 4, 7-8). И каждый испрашивает у Господа спасения собственной душе, как это сделал благоразумный разбойник на кресте.

Однако надежда имеет также и ха­ рактер соборный. Царство Небесное, как цель надежды каждого христиа­ нина, есть вечная обитель, врата в ко­ торую открыты для всех достойных. Царство Божие открыто для всех. Христианин же, являясь членом Церк­ви — таинственного Тела Христова, носит в себе реальное переживание приобщенности ко Христу. Все верую­ щие во Христа Духом крестились в одно тело... и все напоены одним Ду­ хом (1 Кор. 12, 13). По воле Божией, каждый из членов Тела Церкви зани­ мает свое место, и Сам Бог соразме­ рил тело, внушив о менее совершен­ ном большее попечение (1 Кор. 12, 24-25), ибо все призваны к одной на­ дежде (Еф. 4, 4), к Единому Отцу, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф. 4, 6). Все члены Тела взаимно дополняют друг друга, ста­раясь сохранять единство Духа в сою­ зе мира (Еф. 4, 3), и надежда хри­ стианина на спасение этой соборно­ стью укрепляется, вдохновляется, а в смысле уверенности в ее истинности — на ней покоится. Соборный характер надежды лучше всего выражен в Мо­ литве Господней, где единственное число личного прошения заменено множественным числом просьбы о благословении всех обращающих свою надежду ко Господу    (Мф. 6, 9-13).

***

Главная цель надежды — обрете­ ние Самого Бога и Царства Не­ бесного (Мф. 6, 33; 25, 34; 1 Ин. 3, 2-3) — предполагает, имея в виду величие этой цели, множество второстепенных целей, достиже­ ние каждой из которых прибли­ жает христианина к главной цели. Вся природа — творение Божие. Бог изливает свет на всякое творение, по­ этому обретение Царства Божия пред­ полагает гармонию с окружающим миром. В Молитве Господней все бла­ га, необходимые для обретения глав­ ной цели надежды, собирательно именуются хлебом насущным (Мф. 6,11). Мы надеемся получить от Бога всё, что необходимо нам для жизни, в ко­ торой Он ждет от нас лишь одного — искать прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33).

Молитва Господня на первое место после прославления Отца Небесного (Мф. 6, 9) поставляет стремление ли­ цезреть Бога и Царство Его на земле (Мф. 6, 10); словами да будет воля Твоя и на земле, как на Небе (Мф. 6, 10), Христос призывает нас к прия­ тию смирения пред волей Отца Небес­ ного, ибо свет Его благодати будет изливаться полностью только в те ду­ ши, в которых не будет препятствия в виде своеволия, самости, гордыни.

Твердо веруя в спасительную по­ мощь Бога, как Всемогущего и Все­ благого, христианин обретает реаль­ную надежду на спасение, поскольку Бог не уклоняется от Своего слова (Рим. 5, 4; Кол. 1, 23). И мы верим в Него и поэтому надеемся на Его по­ мощь, прежде всего в деле обретения Царства Его. Обо всем, что необходи­мо нам в этой жизни — о хлебе на­ сущном и что способствует нам в ду­ховных дерзаниях, мы просим Отца Небесного не как о самоцели. Господь Иисус Христос, давший нам образ мо­ литвы, не называет эти блага, имея в виду, что Отец Небесный знает нужды наши прежде нас (Мф. 6, 32). Предо ставив, таким образом, попечения наши Божию Промыслу, христианин очи­ щает свою душу для главного — на­ правляет свои силы и помыслы только к Богу, ибо много соблазнов и изви­ листых путей пред человеком, и даже мелкие, суетные дела могут свернуть его с пути спасения: Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не боль­ ше ли пищи, и тело одежды? (Мф. 6,25).

Моление Господу о прощении гре­ хов наших Христос в дарованной Им молитве связывает с нашим проще­нием обидчикам, согрешившим про­ тив нас, должникам нашим (Мф. 6, 12). Чтобы иметь дерзновение обра­ щаться к Богу с прошением в надеж­ де на обретение желаемого, мы долж­ны очистить свою душу от собствен­ ного зла — ненависти, обиды, затаен­ ной неприязни к таким же грешным существам, как и мы, освободит свою душу от жажды мести за прине­ сенное нам зло и, положившись на Божий Суд, своим отстранением усту­ пить место Его справедливому гневу — Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо напи­ сано: Мне отмщение, Я воздам, гово­ рит Господь (Рим. 12, 19) — и тем самым открыть свою душу для освя­ щающей благодати, Божией помощи в деле нашего спасения.

Кроме   путей,    ведущих    к   достиже­ нию Вечной Жизни, христианину не обходимы и средства защиты как от греха и зла, которые мы можем совер­ шить (не введи нас во искушение), так и от тех страданий, которыми гнев Божий врачует наш грех, особенно же от зла вечной смерти, если душу похитит диавол (но избави нас от лу каваго).

В краткой молитве, заповеданной нам Господом Иисусом Христом (Мф. 6, 9—13), есть всё, о чем христианину должно просить Отца Небесного, да­ бы спастись от вечной смерти и обре сти Вечную Жизнь. И молитву, яв­ ляющуюся самым сокровенным выра жением надежды, Христос призывает и учит нас произносить с надлежа­ щими чувствами (Мф. 6, 6, 17, 18) и всей душой стремиться к Горнему и только там собирать сокровища свои (Мф. 6, 19-20): Ибо, — говорит Гос­ подь, — где сокровище ваше, там бу­ дет и сердце ваше (Мф. 6, 21).

Сподобившись освящающей благода­ти, обретя крупицы истины, почувст­вовав в себе трепетное мерцание надежды, когда душа согревается еще слабо пробивающимся светом веры и любви, христианин должен, по слову Спасителя, свято хранить в себе этот дар.

Приведем еще слова Спасителя, пря­мо вдохновляющие на дерзание в на­дежде: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему от­ворят (Мф. 7, 7-8).

Священник Петр Трохин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"