На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Славянское братство  
Версия для печати

Восточно-христианский путь к нравственному государству

Доклад на конференции «Восточнославянская цивилизация: поиски единства»

Начну с главных тезисов:

  1. Путь в будущее лежит только через укрепление в обществе нравственности, вплоть до того, что и государство должно быть нравственным.
  2. Восточнославянская цивилизация существует и, даже переживая последние десятилетия тяжелейший кризис, продолжает развиваться.
  3. Формула Восточнославянской или Русской цивилизации в XXI веке должна включать пять взаимосвязанных частей: государственное единство белорусов, великороссов и малороссов, составляющих основу русской нации,  укрепление унаследованных от предков духовно-нравственных традиций в культуре, протекционизм в экономике, справедливость в праве, власть Советов и мировоззренческую свободу в политике.

Но теперь давайте определимся в понятияхрусский, белорус, великоросс, украинец (малоросс), Восточнославянская и Русская цивилизации.

К сожалению, российский законодатель в конституционной реформе РФ 2020 года не отважился воспроизвести позицию Президента Российской Федерации В.В. Путина, оформленную указом Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 "О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Президент тогда ввёл в правовое и политическое пространство понятие российской нации, которую определил как многонациональный народ Российской Федерации[1]. Цивилизационно довольно точно и юридически корректно.

Убеждён, что в необходимостивозвращения в народное сознание восточнославянских народов категории русская нация, объединяющейбелорусов, великороссов и украинцев (малороссов),охватывающей весь многонациональный народ нашей страны. Именно поэтому для меня тождественны понятия Восточнославянской, Восточно-христианской и Русской цивилизаций.

Государственной формой Восточнославянской или Русской цивилизации выступали Российская империя и Советский Союз. Они были государственно оформленным цивилизационным союзом славянских, тюркских, финно-угорских, кавказских и иных племён, объединённых православной культурой, русским языком и общей историей.

Россия, которую обоснованно называют микромоделью мира[2], есть самостоятельная, возможно самая древняя, цивилизация планеты. Это миросистема, выступающая духовно-нравственным уравнителем всего человеческого сообщества миросистем. В динамике её следует рассматривать как геополитический процесс самоопределения единой русской нации, развивающийся уже много веков на просторах Евразии.

А. Тойнби, выделяя в человеческом обществе 21 цивилизацию, рассматривал православно-христианскую цивилизацию в Византии и на Балканахотдельно от православно-христианской в России[3]. Он признавалзначимость национальной адаптации византийской системы духовно-нравственных ценностей к русскому национальному характеру, то обстоятельство, что Россия как часть общемирового не западного большинства человечества[4] отличалась и отличается доминированием в политическом режиме и народном самосознании самодержавности власти и централизма.

Русская православная традиция противостояла и противостоит европейскому либерализму и неолиберализму, потому и считается ортодоксальной. Христианские ценности Славянского мира (а для большинства славянских государств – православные ценности) остаются при всех социальных потрясениях минувшего века основой нравственности и культуры общества в наших государствах. Только этот факт позволил славянским народам сохранить свою национальную идентичность в обстановке нарастания процессов глобализации. Не правовые механизмы и этнические особенности, не социально-экономические успехи или поражения, а именно духовно-нравственные скрепы общества.

Иные элементы и смыслы в западной цивилизации.Святейший Патриарх Кирилл призвал сформулировать современный идеал социальной справедливости (справедливо – значит нравственно, подчеркнул Патриарх), по новому осмыслить русскую идею, осознать тот образ России, отстаивая который наша страна и вступила в ценностный и геополитический конфликт с Западом.  Патриарх сложил пять ключевых элементов Русской Цивилизации из пяти эпох нашей истории: вера  – Древняя Русь, святая Русь: доминанта святости и высоты человеческого духа; державность – Российская империя «от океана до океана»; справедливость  –  революция 1917 года: стремление людей к справедливости; солидарность  – Советское время: подвиг народа ратный и мирный; достоинство  –  уже новая, послесоветская  Россия[5].

Ныне Восточнославянская (Русская) цивилизация, как и остальные человеческие цивилизации в глобальном духовно-нравственном кризисе. Так называемая пандемия коронавируса – его часть. «Длительную войну выносят немногие, без того, чтобы душевно не разложиться – желчно писал О. Шпенглер, – длительный мир не выносит никто»[6]. Возможно, именно благодушие мирной жизни планеты в ХХ веке – после ужаса Хиросимы и Нагасаки – и привело к перерастанию нигилистического анархизма – отрицания государства – в нравственную вседозволенность европейских неолибералов, в отрицание духовной системы координат, в стирание различий между добром и злом. Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий даже подчеркивал: «Нынешняя евро-американская цивилизация более антихристианская, чем большевизм»[7].

Западную Европу, иными словами, романо-германский мир, всегда пугало, как подчеркивал выдающийся болгарский учёный С. Бобчев, могущество России как самой великой славянской силы[8]. Н.Я. Данилевский даже отождествлял Русскую и Всеславянскую цивилизации[9].Сознание общей идентичности славянских народов определяется не только такими объективными индикаторами как генетическое родство, общие исторические корни, язык, мифология, но и общей культурной и цивилизационной парадигмой[10].

Христианство исходит из понимания ценностей как абсолютного блага, имеющего значимость в любом отношении и для любого субъекта. Христианские ценности не сводятся к библейским постулатам, они сложились как абсолютная целостная система. Как сказал святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «нам предлагается в своих чаяниях и пожеланиях для себя и своих близких оторваться от земного и вещественного, от сиюминутного и преходящего. Но не для того, чтобы просто уйти от действительности и не замечать её, а чтобы эту реальность преобразить, то есть помочь осуществиться всему доброму и светлому, чего все мы взаимно желаем из года в год»[11].

Славянские народы, особенно восточные, всегда отличались внутренним отторжением  рационализма. Не отрицанием (наивно было бы отрицать достижения европейской цивилизации периода расцвета гуманизма), а именно глубинным духовным отторжением народным духом той атеистической компоненты, которая изначально является частью рационализма. Вера и нравственность, святыни и Отечество, достоинство, права и свободы человека были и остаются основой Славянского мира, на поиске их гармонии с Разумом строятся в той или иной степени различные попытки консолидировать современное российское общество. Высшие духовные ценности лежат в основе попыток возродить сословия России, прежде всего сословия служивые (казачество и дворянство). Как и противоречивых попыток вернуться к монархическому принципу организации власти и в возрождении интереса и социальной привлекательности опыта Советской цивилизации, ностальгии по динамичному развитию страны в эпоху И.В. Сталина, по стабильной и благополучной жизни СССР в 70-е гг. ХХ века.

Социальный порядок не случаен, подчеркивал П.А. Сорокин, он является продуктом многовекового приспособления человечества к среде обитания и индивидов друг к другу. Каждое стабильное общество, при любых его возможных несовершенствах, есть результат огромного конденсата национального опыта, результат бесчисленных попыток, многовековых усилий, экспериментов многих поколений в поисках наиболее приемлемых социальных форм[12]

У русской или восточнославянской культуры многие ценности являются общими для славянской духовности. Одна из устойчивых черт славянской духовности – развитое коллективистское сознание. Способность жить на общее благо является хорошей предпосылкой для современной глобальной этики солидарности и взаимной ответственности, подчеркивает О. Загоров[13]. Общинное начало жизни, в основе которого лежит добровольный коллективизм, – исключительно значимый признак славянской культурной идентичности. Славянская общинность обеспечивает социализацию личности и её воспитание через такие элементы общинности, как солидарность, взаимопомощь, взаимная ответственность, взаимная забота. Потому славянская духовность несовместима с потребительским обществом, созданным современной западной цивилизацией, она отвергает ненасытную жажду эгоизма и культивирует умеренность и благоразумие в потреблении и благоденствии большинства.

Духовность Русской цивилизации как сердцевины, ядра Славянского мира, несет в себе возвышенное чувство сакральности. Только сакральность делает ценности абсолютными и неоспоримыми[14]. Сакральность для славянских народов – это наделение святостью самого отношения к жизни и смерти, отношение к высшим ценностям как к небесному чуду, как к возможностям, данным Богом.

Основы Восточнославянской (Русской) цивилизационной модели нравственного государства включают: народные духовные ценности вместо секуляризации духа и классовой морали; народное хозяйство с трудовой индивидуальной собственностью, кооперацией и протекционизмом; упор на прямое народовластие даже при использовании институтов парламентаризма; только справедливое социальное правовое государство; единую нацию как союз братских народов.

Благодаря Восточнославянской (Русской) цивилизации не праву и политике, а нравственности суждено в XXI веке сыграть ключевую роль в спасении человечества и человеческого в самом человеке, да и в возвращении государства к его социальному смыслу. Само государство должно стать нравственным, что предполагает в обществе приоритет добродетелей и нравственных решений с их последовательной конституционной защитой.

  «Если русский национальный идеал, действительно, христианский, то он тем самым должен быть идеалом общественной правды и прогресса, т.е. практического осуществления христианства в мире»[15] - отмечал В.С. Соловьев. Осуществление христианского идеала в государственном строительстве восточно-славянских государств наиболее реально, поскольку, как подчеркивал с полным на то основанием Н.Я. Данилевский, сам характер славянских народов, чуждый насильственности, исполненный мягкости, покорности, почтительности, наиболее соответствует христианским идеалам[16]. Именно православная основа миросозерцания славянских народов, прежде всего России, ныне РФ, РБ и Украины, была главным естественным основанием отвергавшей частную собственность коммунистической идеологии[17]. Жаль, что этого вовремя не поняли большевики.

Успешной работа по собиранию Восточнославянской цивилизации  будет только при дальнейшем реформировании основ конституционного строя России, закрепления в ней всего комплекса традиционных для восточных славян духовно-нравственных ценностей и создания конституционно-правовой основы для восстановления целостности Восточнославянской (Русской) цивилизации.В Конституции Российской Федерации, как и в конституциях других славянских государств, должен быть закреплен интеграционный конституционализм как основа возрождения Исторической России.

 

 



[1]Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 "О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 // [Электронный ресурс] – URL:https://www.garant/hotlaw/federal/1232406.html (дата обращения 18.05.2020 г.).

[2] Национальная политика России: история и современность / отв. ред. В.А. Михайлов. М., 1997. С. 10.

[3] Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1996. С. 28, 66-67.

[4] Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. С. 157.

[5] Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии III Рождественских Парламентских встреч, 22 января 2015 г. // URL:http://www/patriarchia.ru/db/text/3960558.html(обращение 20.04.2020 г.).

[6] Шпенглер О. Годы решений (1933) // Политические произведения: Сборник / Пер. с нем., сост. В.В. Афанасьева.  М., 2015. С. 66.

[7] Амфилохий, Митрополит Черногорский и Приморский. Компромис по Косово не может быть от имени народа // [электронный ресурс] -  URL:http://www.srna.rs/novosti/594842/mitropolit-amfilohije-kompromisi-o-kosmetu-ne-mogu-biti-u-ime-naroda.htm(обращение 12.05.2020 г.)

[8] Бобчев С. Почему они ненавидят славянский мир // Славяне. Журнал Международной Славянской академии. 2018. № 3.  С. 20.

[9]См.: Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. С. 69.

[10] Загоров О. Европа и славянский мир / пер. с болг. София, 2013. С. 126.

[11] Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Слово пастыря (1991-2011). Собрание трудов. Серия II. Том 1. М., 2013. С. 77.

[12] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.  С. 292.

[13] Загоров О. Славянская духовность – культурный код болгарской национальной идентичности // Славяне. Журнал Международной Славянской академии. 2018. № 3. С. 117.

[14] Щипков А.В. Новый русский консерватизм // Славяне. Журнал Международной Славянской академии. 2018. № 3. С. 10.

[15] Соловьев В.С. Русский национальный идеал // Собрание соч. 2-е изд. Т. 5. СПб. / Собрание соч. В.С. Соловьева. Фототипическое изд. Брюссель, 1966. С. 424.

[16] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. С. 481.

[17] Георгиев Л. Религиозно-мистическая парадоксальность Великой Октябрьской социалистической революции // Славяне. Журнал Международной Славянской академии. 2017. № 4. С. 16.

Сергей Бабурин, председатель Международного Славянского Совета


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"