На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Славянское братство  
Версия для печати

Дабы имя русское…

К 360-летию Переяславской рады

Избирательна детская память… Почему-то ни один праздник я, третьеклассник, не запомнил так ярко, как 300-летие воссоединения Украины с Россией. Какие торжества были целый год, какие утренники в школе, постановки на сценах, фильм «Богдан Хмельницкий», снятый в 1941 году, в кинотеатрах крутили, а по радио песни под бандуру спивали. Тогда и малые граждане знали предысторию этого события и значение его для великого Союза. Теперь приходится объяснять взрослым недорослям, что в 1648 году в малороссийских землях, находившихся тогда под польским владычеством, вспыхнуло казацкое восстание под водительством гетмана Запорожского Войска Богдана Хмельницкого, направленное, прежде всего, против притеснений православной веры, ну и повсеместного гнета панов.

Украинских простолюдинов польская шляхта считала «быдлом», «лайдаками», «пся крев», а украинская шляхта, за редким исключением, перенимала польские язык и культуру, католическую веру. Даже свидомые украинцы признают, что национальное движение на Украине исторически зародилось как антипольское. Изгнание поляков из Левобережья и ослабление их власти на Правобережье было одной из причин упадка Польши, что кончилось ее разделом и утратой государственности к концу ХVIII века. Вспомним гневный текст Тараса Шевченко в адрес национал-патриотической публики его времени: «Впала Польща та й вас придавила!». Но польская знать сохранила экономические позиции на Правобережье в российской Украине, а тем более австрийской Галичине: поляки по большей части оставались «панами», украинские крестьяне «холопами». Иногда поляки вспоминали о родстве с украинцами. Например, во время польских восстаний 1830 и 1863 годов против русского царизма мятежная польская шляхта пыталась поднять украинских крестьян, для чего был выдвинут знаменитый лозунг «За вашу и нашу свободу!», который так любили советские диссиденты-полонофилы. Но украинские и даже польские крестьяне восстание не поддержали, посчитав их «лукавой затеей панов». А вот Раду 8 января 1654 года единодушно поддержали!

Даже украинские националисты признают, что в Малороссии соединение с Москвой приветствовали рьяно всегда три слоя: низшее духовенство, озлобленное предшествующими гонениями со стороны католиков и уний и выше всего ставившее религиозные интересы; горожане, искавшие исключительно спокойствия, благоприятного для развития промышленности и торговли, и понимавшие, что от Речи Посполитой они его не дождутся; и наконец, сельское население, возлагавшее на московского царя упования относительно улучшения своего экономического положения. (Впрочем, малоосновательные ввиду тех экономических процессов, которые совершались в самом Московском государстве.) Как видим – самые широкие слои населения, на ком и держалась вся эта многострадальная земля. Против подчинения Малороссии Москве стояла лишь южнорусская якобы аристократия (включая, что стало привычным, и высшее духовенство), свыкшаяся с польским строем и желавшая лишь, чтобы права и привилегии шляхты были распространены на нее, а когда не удалось этого добиться от Польши, то закрались надежды осуществить свои вожделения руками Москвы. Разумеется, не все встретили подчинение России с восторгом. Вот слова, не вошедшие в современный гимн Украины: «Ой, Богдане, Богдане, славний наш гетьмане, Нащо оддав Україну ворогам поганим?!». В другом варианте – «москалям поганым».

Недавно я сдал в издательство рукопись книги «100 великих славян», где есть, конечно, глава и про Богдана Хмельницкого. Перечитал много литературы и на украинские сайты заходил. Так вот, на самых русофобских из них почему-то особенно смакуются и одобряются все колебания и метания Богдана, его заигрывания с Польшей и королем, тайно готовившиеся измены договоренностям с русскими. Достаточно прочитать описания конца жизни гетмана. В начале 1657 года, мол, Хмельницкий заболел. Будучи стариком и сознавая возможность близкой смерти, он в конце апреля в Чигирине устроил выборы в наказные гетманы сына своего Юрия. Тогда Хмельницкий через три года после Рады хлопотал уже об устройстве федеративного союза из Малой России и княжеств Молдавии, Валахии и Трансильвании под протекторатом польского короля. Такие планы должны были привести Хмельницкого к войне с Московским государством. Он, дескать, и готовился к ней, укрепляя города по московскому рубежу, но затем окончательно слег в постель. Но и больной Хмельницкий продолжал вести переговоры с Польшей о союзе и почти привел их к результатам, в то же время уверяя московских послов о своей верности царю, критикуя его новую политику, основанную на союзе с Польшей, и предсказывая ей неуспех. Договаривался он и с Крымом, запутываясь в политических отношениях все более и более. В разгар этих событий Богдан Хмельницкий скончался…

Знакомая песня. В австрийской Галиции власти рекомендовали галицким украинофилам решительно отказаться от причисления Богдана Хмельницкого к украинским героям, каковыми следовало считать только такие личности, как Мазепа, Выговский и им подобные, действовавшие враждебно по отношению к России. В духе этих рекомендаций оценивают Переяславскую раду и нынешние «национально-свидомые» украинские деятели, изо всех сил старающиеся вбить в головы жителей Украины идеологические стереотипы, скроенные по австро-польским шаблонам XIX – начала XX века. В современных украинских публикациях, посвященных Переяславским соглашениям 1654 года, можно прочитать о том, что Украина выступала как самостоятельное государство, что между Украиной и Москвой был заключен только лишь временный военный союз, что Украина и Москва заключили договор как равноправные стороны, а затем Москва якобы коварно нарушила этот договор и захватила Украину, лишив ее независимости. Следует заметить, что подобные версии выдуманы не нынешними авторами, а получили хождение с подачи отдельных украинских историков еще в начале прошлого века. Так, например, историк Липинский в своей работе «Україна на переломi», вышедшей первым изданием в 1920 году, писал, что «его [Хмельницкого] соглашение с Москвой в 1654 г. было таким же самым случайным союзом, направленным против Польши, какими были все его предыдущие такие же самые союзы с Крымом, а прежде всего с Турцией». Но ведь есть подлинные исторические документы! Первый – донесение в оригинале, по-старославянски. Вчитайтесь в него – опубликовано вначале.

«...Уже шесть лет живем без государя в нашей земле в безпрестанных бранех и кровопролитиях з гонители и враги нашими, хотящими искоренити Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей...» – сказано гетманом.

Вот что нельзя было терпеть: попрание веры и «чтобы имя русское забылось в земле нашей». Неужели не ясно? Или это политиканское лицемерие, которым просто упиваются «свидомые украинцы», делая из гетмана лжеца и подлюку, если употребить выражение Гоголя, выведшего, к слову, образы тех казаков в «Тарасе Бульбе», которые и встали стеной за союз с православной Россией. Если это «союз равных», то откуда верноподданическая подпись под документом, отправленном царю лично Хмельницким: «С Чигирина 21-го марта року Божияго 1654-го. A под тем припись: тебе, великому государю нашему твоему царскому величеству, прямые и верные слуги и подданные, Богдан Хмельницкий, гетман с Войском вашего царского величества Запорожским».

А вот как незамысловато обосновывается неприязнь Хмельницкого к католичеству: «Чигиринский подстароста – поляк Чаплинский, приятель Хмельницкого, жил с какою-то женщиною, православною и довольно молодою (такою ее называют лица, видевшие ее в 1649 г.); Хмельницкий, овдовевший в середине 40-х гг., переманил ее к себе (по другим известиям, она и раньше жила у Хмельницкого в качестве няньки при детях); из-за этого случилась ссора; кажется, по распоряжению Чаплинского забрали у Хмельницкого коня. Не довольствуясь этим, Чаплинский захотел отнять у Хмельницкого само имение Субботово, документы на владение которым были не совсем в порядке. Не найдя защиты в местном уряде, Хмельницкий отправился в Варшаву и в июле 1646 г. получил от короля привилегию на потомственное владение Субботовым в качестве шляхтича. Тогда Чаплинский, по практиковавшемуся в Польше между панами обыкновению, решил не добиваться получения Субботова законным путем, а, наплевав на королевскую привилегию, воспользовался тем, что весною 1647 г. Хмельницкий снова ушел в степь в отряде князя Иеремии Вишневецкого-Конецпольского, преследовавшем набежавший татарский загон. Чаплинский, напав на Субботово, занял там пасеку и гумно с 400 копен хлеба, зажег мельницу и захватил любовницу Хмельницкого, с которою и обвенчался, по-видимому, с ее согласия, обратив ее предварительно в католическую веру». Как же, мол, после этого не возненавидеть католиков и не полюбить православие?

После Переяславской рады представители русского посольства побывали в 177 городах и селениях Западной Руси (Запорожского войска) для принятия присяги от населения на верность царю. Отказалось присягать высшее православное духовенство в Киеве. Часть мещан Переяслава, Киева и Чернобыля были насильно принуждены к присяге казаками. Состоялись выступления против присяги в отдельных поселениях Брацлавского, Уманского, Полтавского и Кропивнянского полков. Тем не менее, согласно данным русского посольства, присягу дали 127 328 казаков, мещан и вольных войсковых селян (женщины и холопы к присяге не приводились).

***

Нынешний мэр Харькова Геннадий Кернес с выразительным отчеством Адольфович подводил итоги года и проводил совещание (есть много записей в интернете!) в таком духе: «Сучий пес, ты как работаешь? Кандауров, ты слышишь меня? Скажи громко, что слышишь! Если не исправишься, я тебя на ноль умножу! Понял?!» Вот оно, торжество «европейской демократии». И даже польская кличка «пся крев» – меркнет. А ведь Харьков – столичный город. Не раз на этих страницах я рассказывал о Неделе русского языка, которая в начале зимы проходит в центре Слобожанщины. В этом году писатели России и Украины будут отмечать 360-летие Рады в соседнем Белгороде 16–17 января.

Профессор Киево-Могилянской академии – центра русофобии (здесь даже в туалетах нельзя говорить по-русски – студенты доносят на преподавателей) – доктор исторических наук Юрий Мыцык составил своеобразный реестр Переяславских мифологем и первую же обозначил так: «1. Украинцы и русские никогда между собой не враждовали». О, тут профессор сел на своего любимого конька и принялся с упоением перечислять: «Во-первых, за всю историю украинско-российских отношений, начиная со времен Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского, насчитывается около двух десятков войн, причем половина из них приходится на период до 1648 года. Москва пыталась завоевать Великое княжество Литовское, а украинцы и белорусы в составе его армии давали достойный ответ. Стоит вспомнить блестящую победу над московским войском под Оршей (1514), походы Сагайдачного и Михайла Дорошенко на Москву, за Урал и до берегов Северного Ледовитого океана в начале XVII века. Пикантный факт: гетман Богдан Хмельницкий отличился в Смоленской войне против Московии, за что король Владислав IV наградил его почетным оружием. Иван Богун со своими казаками доходил аж до Мордовии». И так далее. А читал ли он историю других стран, лепя свою историю Украины? Как создавалось германское государство, какие войны между княжествами и землями велись, что сталось с пруссами и полабскими славянами? Нельзя же мыслить на уровне начальной школы с картинками-пугалками. Кстати, в России поют про того же Сагайдачного и Дорошенко: было да быльем поросло, в баллады отлилось и по степи разнеслось. Кстати, в центре пушкинско-гончаровского села Ярополец находится могила гетмана Правобережной Украины Петра Дорошенко. Может, кто не знает такого предшественника Мазепы? В 1669 году он заключил с турецким султаном унизительный договор о подданстве, в результате чего на Украину вошла Русская армия. В 1676 году в Чигирине гетман сдался войскам воеводы Ромодановского. Принял присягу и был отправлен в Москву. В 1679 году назначен воеводой в Вятку, но в 1685-м его пожалели и даровали во владение село Ярополче, где отступник умер в 1698 году. Так что ж теперь, разрушать усыпальницу, беря пример с майданутых варваров, которые памятник Ленину свалили?

На Николу зимнего, 19 декабря 2013 года, в Доме ученых Харькова состоялась конференция «510 лет единства», посвященная вхождению Северских и Слобожанских земель в состав России. В ней приняли участие историки, деятели русских патриотических организаций Харьковщины, преподаватели вузов, представители учреждений культуры, студенты. Конференцию вел Сергей Моисеев – руководитель Харьковской областной общественной организации «Русь Триединая». Идея конференции была предложена Владимиром Алексеевым, народным депутатом Верховной рады Украины двух созывов, а ныне депутатом Харьковского областного совета. Идея возникла на основе его исторических изысканий и размышлений. С доклада «Предтеча Переяславской рады» и начались на конференции творческие выступления. «Тот, кто интересуется историей отечества, знает, – подчеркнул докладчик, – что в январе 2014 года исполнится 360 лет Переяславской раде. В советское время это историческое событие имело памятное определение – «воссоединение Украины с Россией», а прежде его называли даже «воссоединение Руси». Духовно неразделимый народ, населяющий Слобожанщину (сегодня это Харьковская, Белгородская и частично Сумская и Воронежская области), ежегодно празднует день Переяславской рады. Но сегодня следует сделать также некоторые принципиальные уточнения как по духу, так и по датам». В частности, исследователь Алексеев, как и многие историки,  утверждает, что следует сломать стереотип, гласящий, что в 1654 году произошло «воссоединение Украины с Россией», а не переход Войска Запорожского из подданства польского короля в подданство русского царя. Участники конференции предложили вести воссоединительный отсчет от даты более давней, отделенной от нас полутысячелетием.

По решению Переяславской рады и высоких делегаций в состав Русского государства вошли земли, находившиеся под контролем гетмана Богдана-Зиновия Хмельницкого, а это лишь 10–12 процентов от территории нынешней Украины – часть территорий нынешних Полтавской, Сумской, Киевской и Черниговской областей. Вся остальная территория Украины – это, без преувеличений, плоды побед российского оружия, искусства российской дипломатии, а также, как говорится, подарки «старшего брата» в советский период отечественной истории. Если говорить конкретно, то при Екатерине II Правобережье Днепра было освобождено от власти Речи Посполитой, а Северное Причерноморье (Новороссия) отвоевано у турок и татар. Не забудем также, что Донецко-Криворожская республика была ликвидирована благодаря Ленину, вследствие чего промышленные регионы Донбасса и Приднепровья стали частью Украины; большевики понимали, что без пролетариата аграрной Украине будет очень трудно. А Сталин, как известно, «подарил» УССР Галицию, Волынь, Закарпатье, Северную Буковину и Южную Бессарабию, ну а Хрущёв прирезал не только Крым с городом особого статуса – Севастополем, но и Путивль оторвал от Курской области.

Факты свидетельствуют, что территория нынешней Харьковщины юридически стала частью Русского государства еще в самом начале XVI века, а именно в 1503 году. После разорения разрозненных русских княжеств Батыем они стали добычей Литвы, которая усилилась как государство Европы. «Но, пребывая на довольно низком уровне культурного развития, – говорит исследователь, – Литва впитала в себя культурные достижения покоренной Руси, так что некоторые историки считают, что на определенном этапе существовало две Руси – Московская и Литовская». Вследствие католической экспансии на рубеже XV иXVI веков в Литве усилились гонения на православных. Религиозные противоречия стали одной из причин обострения отношений между Русским государством и Литвой. В этих условиях князья Симеон Черниговский, владевший Черниговом (неслучайно герб Чернигова – двуглавый орел), Стародубом, Гомелем и Любечем, и Василий Рыльский, в чьем владении находились Рыльск и Новгород-Северский (включая земли нынешней Харьковщины), убоявшись окатоличивания, обратились к Великому князю Ивану III с просьбой избавить их от литовского ига, принять с вотчинами в состав Русского государства. В результате Иван III начал войну с Литвой, которая продолжалась несколько лет и завершилась в 1503 году. Московская Русь отвоевала ряд земель, среди них – Северские земли (включая Путивль и Гомель), в общей сложности 19 городов, 70 волостей, 22 городища, 13 сел.

Исследователь подчеркивает: за прошедшие пять веков фактически трижды предпринимались попытки Запада оторвать Харьковщину от Русского Мiра, изгнать отсюда русский язык и культуру, и всегда такие действия осуществлялись под иностранным патронатом, ввергая харьковчан в пучину бедствий и лишений. И неизменно заканчивались провалом как при попытках кайзера в 1918 году, так и фюрера в 1941–1943 годах. Наверняка провалится и нынешняя…

***

Вспоминается в эти январские дни, как еще на 325-летие Переясловской рады мне довелось выступать в Переяславле-Хмельницком вместе с украинскими поэтами, которые, вроде Дмитра Павляычко, писали такие барабанные стихи про Ленина и дружбу народов, что неловко слушать было. А ведь в городе – от истории дух захватывало! Переяславль Русский впервые упомянут в 907 году в договоре Олега с Византией. Имя города означает «перенял славу». По легенде, в IX веке на месте города русское войско одержало победу над печенегами, после того как безымянный киевский кожемяка сразил в поединке знаменитого печенежского богатыря и этим «переял его славу».

При возникновении Переяславля (Преслава) к нему перешла роль религиозного центра Среднего Поднепровья, потому что резиденцией первых митрополитов Руси был не Киев, а Переяславль. Да, это был удивительный город – маленький (31 тысяча жителей), очень чистый, музейно-игрушечный. Сейчас померкшему городу уже больше 1100 лет, это один из древнейших городов Руси. Город-музей – такое звание Переяслав-Хмельницкому присвоено не зря: там 27 музеев! Городок любил и работал в нем Тарас Шевченко, в Переяславе родился и жил архитектор В.И. Заболотный, спроектировавший здание Верховной рады Украины в Киеве, где сегодня парализована работа парламента. В Переяславе несколько лет жил и работал Григорий Саввич Сковорода, которого так перевели на украинскую мову, что он себя самого не уразумел бы. Наконец, тут родился и учился кумир еврейского мира писатель Шолом-Алейхем (Соломон Рабинович). Скажите мне, Христа ради, кем бы все эти люди были без русского мира, без русского языка?

Политик Виктор Березка («Украинский выбор») заявил: «На днях я планирую побывать в Переяслав-Хмельницком и встретиться с руководством города по поводу того, что им известно о возможных событиях к этой дате. Хотя, естественно, основные обязательства по проведению этого мероприятия надо уже сейчас возлагать на киевские (города и области) структуры движения «Украинский выбор». Сама история нам велит использовать эту дату для оглашения отношения к этому событию перед всей Украиной, руководство которой несет своей деятельностью, неожиданно сменившейся ориентацией, отпечаток игнорирования уроков давней истории. Но следует помнить, что всегда, как только Украина пыталась в лице своих недальновидных правителей оторваться от русского мира, ее ожидали не лучшие времена… Не исключено, что ультранационалисты попытаются провести определенный шабаш в этом некогда славном, ныне провинциальном хиреющем городке, в котором все вокруг хранит печать исторических событий не только 360-летия, но еще и более древних. Здесь в первые годы после 1991 года депутатом Черноволом проводилась акция расторжения договора о дружбе с российским народом».

Вот что такое демократия по-украински! Кто тогда уполномочил Черновола? За Хмельницким-то стояло казацкое реальное войско, православные горожане, старшина, а за популистом – только оголтелые сторонники «Руха». То же самое происходит на майдане. Кто и как выдвигал этих сторонников евровыбора – западенцев-халявщиков, политиканов-горлопанов?

Майдан в Киеве должен оставаться до президентских выборов 2015 года, считает изможденный (одни зубы и очки остались) лидер парламентской фракции «Батькiвщина» Арсений Яценюк. «Майдан должен оставаться в центре Киева как сердце украинской свободы, как определенный мобилизационный пункт. Но мы сможем победить только тогда, когда Майданом станет вся Украина – от Запада до Востока». А вот что написал о «сердце свободы» известный писатель Олег Бузина в памфлете «Болотные кикиморы майдана»: «Ведь изначально это место, через которое в Киев ворвался по замерзшей трясине в 1240 году Батый, называлось КОЗЬИМ БОЛОТОМ. В майдан его переименовали только в 1991 году в честь украинской независимости. В очередной раз я подивился сказочной символике происходящих событий. Коза – животное дьявольское. Недаром у черта козьи рожки. Ну а раз есть БОЛОТО и КОЗЫ – значит, и КИКИМОРЫ должны быть где-то рядом...

Первая кикимора обнаружилась прямо на сцене Евромайдана. Ее звали певица Руслана. Она отплясывала свои «Дикие танцы» и обещала сжечь себя, если Майдан закончится неудачей. Хитрая бестия! Не для того голосовал я за НЕЗАВИСИМОСТЬ УКРАИНЫ в 1991 году, чтобы житель Евросоюза безграмотный матерщинник Кличко вместе с конфетным лавочником и отставным львовским фельдшером сдали ее в рабство с потрохами европейским кобылам и пидорам – эштонам и вестервелле. Мы – потомки Руси. Такие же, как русские и белорусы. Русь никому не кланялась. Русь сама все брала, что плохо лежало. А Украина лежит, КАК НАДО. Как раз между Евросоюзом и Российской Федерацией».

Да, лежит пока, почесываясь от грязи майдана. Но накануне Рождества наконец-то выпал снег и скрасил безобразия матерщинника, лавочника и бывшего фельдшера. Даже стихи написались:

Завидую всем коллегам

Из Киева,

               где светло:

Майдан засыпает снегом,

Летящим под Рождество.

 

С извечным восторгом русским

Я слушаю снежный хруст,

И стал горнолыжным спуском

Андреевский славный спуск.

 

Я, помню, ушел, заплакав,

Увидев как страшный сон,

Что дом, где рожден Булгаков,

Был краскою осквернен.

 

Как много на свете дурней,

Не ведающих о том,

Что нет ничего культурней,

Чем Гоголь, Вернадский, Патон.

Пустите таких в Европу –

Они ей покажут, блин!

 

Я выпью в Сочельник стопку

За славу родных равнин,

За то, чтобы вровень с веком

Пройти нам над злой чертой…

 

Майдан засыпает снегом –

Славянскою чистотой.

 

Вспомним и справим юбилей объединительной Переяславской рады, дабы имя русское не померкло в веках и не заляпалось грязью или, не дай Бог, кровью.

Александр Бобров


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"