На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Славянское братство  
Версия для печати

Строка в энциклопедии

Краеведческий поиск в русско-украинском пограничье

Однажды старый мудрый казак сказал: «Если русских и украинцев отправят воевать друг с другом, они должны встать спина к спине и стрелять в тех, кто это приказал». К горькому сожалению, сегодня, на рубеже двадцатого – двадцать первого веков, не все на Украине услышали эти мудрые слова. Донбасс вновь пропах порохом и кровью. Верим: опамятуемся! Потому и работаем на сбережение дружбы славянских народов-братьев…

А «для того чтобы уверенно стоять на своей родной земле, пишет мой украинский друг, и самому быть хозяином на ней, надо крепко держаться за память предков.

Не предавая и не продавая её».

Ибо, как утверждал наш учёный Василий Осипович Ключевский: «у истории есть один недостаток: она повторяется. …История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

И наказывает – больно!

В Воронеже в 2006 году вышло в свет первое региональное издание «Воронежской историко-культурной энциклопедии». За книгой люди стояли в очередь, по нынешним временам – это дивно. Тираж в две тысячи экземпляров разошёлся сразу. С уточнениями и дополнениями пошли предложения от читателей – печатать энциклопедию вторым изданием, что и было сделано в 2009 году. Выпуск осуществлялся Управлением культуры и туризма Воронежской области при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках целевой программы «Культура России».

Следует отметить, что Энциклопедия была отправлена во все ведущие библиотеки России.

Успех изданий и их читательская востребованность предопределили появление двухтомной «Воронежской энциклопедии» в 2008 году. В ней есть сведения об административном устройстве области, её истории и культуре, общественно-политической жизни, экономическом развитии и природных условиях. Даны также краткие биографии людей, трудом и творчеством которых создавались духовные и материальные ценности нашего края.

Подготовка универсальных справочно-информационных книг велась не с чистого листа. В воронежском культурном наследии сложился и складывается большой пласт краеведческой литературы. Отцом краеведения является знаменитый воронежец, кем по праву гордятся как Россия, так и Украина. Речь идёт об авторе «Исторического, географического и экономического описания Воронежской губернии» (1800 год) и трудов по истории Киева – митрополите Киевском и Галицком Евгении (в миру – Евфимии Алексеевиче Болховитинове). Кстати, в 2017-ом мы будем отмечать 250-летие со дня его рождения, как и 200-летие нашего именитого земляка, историка двух братских народов Николая Ивановича Костомарова. Сразу же сообщаю, что книжная серия «Историко-литературные памятники Воронежского края» открыта в 2011 году книгой Болховитинова под научной редакцией Александра Акиньшина. А жизни и творчеству историка посвящена монография Татьяны Чалой (Малютиной) «Славянский мир Н. И. Костомарова» (2007). Ею же впервые в Воронеже в рамках федеральной программы «Культура России» составлен и выпущен сборник трудов Н. Костомарова «Русские нравы» (2007).

Возвращаясь к современным энциклопедическим трудам, нужно подчеркнуть, что их близкими предтечами явились книги краеведа Валентина Андреевича Прохорова «Вся воронежская земля» (1973) и учёного-историка Владимира Павловича Загоровского «История Воронежского края» (1982) и «Воронежская историческая энциклопедия» (1992).

Достойно продолжили краеведческое летописание ведущие авторы-редакторы вышеназванных энциклопедий писатель-литературовед Олег Григорьевич Ласунский, учёные-историки Александр Николаевич Акиньшин и Михаил Дмитриевич Карпачёв.

В «энциклопедическом поиске» редакционной коллегии помогали краеведы.

Русский советский писатель Фёдор Абрамов ещё в семидесятые годы двадцатого столетия упреждающе прозорливо писал: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю». Познание истории Отечества начинается с постижения истории родимых мест. Неслучайно в старину краеведение называли отчизноведением.

У нас, славян, как утверждал украинский советский поэт Борис Чичибабин:

У русского и украинца

одна судьба, одна земля.

Ещё в 1652 году на воронежской земле у речки Тихая Сосна выросла крепость Острогожск, которую строили и обживали вместе с русскими людьми днепровские казаки. Вырвавшись из кровавой шляхетской польской неволи, они взялись охранять южные пределы Московского государства. Следом за Острогожским вдоль тогдашней границы на запад появились слободские полки – Изюмский, Xaрьковский, Ахтырский, Сумской.

Казаки свои поселения называли не селом, не деревней – слободами. В этом слове, наверное, радостью и надеждой на спокойную и счастливую жизнь звучала извечная мечта каждого о вольной доле – о свободе. Так на исконно славянских землях между Доном и Днепром родилась Слобожанщина, Слободская Украина. Воскрешению её интереснейшей, как и любого иного края, истории посвящены наши литературные, историко-краеведческие издания.

«Поле слободское» – название «газеты в газете». Появилась она в сентябре 1992 года на страницах районного «Вестника» в Ольховатке Воронежской области. Позже её приветили в соседней Россоши: вначале в газете «За изобилие», затем в газете «Россошь».

Первый альманах «Слобожанская тетрадь» был подготовлен авторами газеты «Россошь» и вышел в свет в Воронеже в 2006 году.

За прошедшие годы опубликовано более двухсот выпусков «газеты в газете», издано пять выпусков альманаха (Воронеж – 2006, 2008, 2010, 2012 и 2013 гг.).

Какими открытиями на «слободских-слобожанских страницах» удивляли даже самих себя?

О «чувстве семьи единой», строка классика украинской литературы Павла Тычины, напоминает очерк-рассказ «Тарасова родня» о великом кобзаре Шевченко. У Тараса Григорьевича не сложилась собственная семья. Фамильный род Шевченко продолжили дети его сестёр и братьев. Дочь младшего брата Иосифа (родился в 1821) Васса-Василина вышла замуж за крестьянина из села Кирилловка Тимофея Xоменко. После отмены крепостного права (1861) молодые вместе с другими семьями земляков из Звенигородского уезда Киевской губернии поехали искать счастья на чужой стороне. Они поселились на хуторе Верхний Киев близ слободы Россошь Острогожского уезда. Василина и Тимофей Xоменко вырастили семерых детей – Ольгу, Наталью, Евдокию (в замужестве Чекрымова), Марка, Марину (Потебенкову), Матрену (Курченкову), Варвару (Дробину). Повзрослев, сын Марк после кончины матери вернулся в отчие края – в Кирилловку. Его сёстры остались жить на новой родине. Выходили замуж, обзаводились своими семьями. Здесь они похоронили родителей.

Судьбы Ольги и Натальи пока сокрыты в тумане лет.

Матрёна Тимофеевна вышла замуж в Верхнем Киеве за Ивана Курченко. Вырастили с мужем сыновей Андрея и Николая, дочь Матрёну. Дети выехали с хутора: кто в Кочубеевку Ставропольского края, кто в ближнюю Россошь. За старенькой и болезненной бабушкой Матрёной, оставшейся в одиночестве, ухаживала Надежда Чекрымова. «Я жила рядом, через два двора». Андрей Иванович Курченко в марте 1943 года был призван на фронт. На Курской дуге красноармеец «обезвредил пятьсот мин в полосе заграждения», награждён медалью «За отвагу». К сорокалетию Великой Победы над фашизмом сапёру-ветерану вручили орден Отечественной войны второй степени.

О Евдокии Тимофеевне и «всей нашей родне» рассказали уже её внуки, тарасовы правнуки, проживающие в Россоши. Алексею Ивановичу Тютюнникову и Надежде Владимировне Чекрымовой за восемьдесят лет. «Бабусю Явдоху» хорошо помнят. «Добрая, в любой одежде нарядная, весёлая и до преклонных лет оставалась хозяюшкой хоть куда». А завершила она свой земной путь в 1948 году.

Лик Дуняши с сёстрами Мариной и Варварой запечатлён на старинной фотографии мастера с личным «клеймом» – «Е.И. Педановъ. Россошь». Действительно, и на снимке она самая нарядная – в светлой блузе с оборочками, статная.

Девушку Дуняшу судьба свела здесь же, в Верхнем Киеве, с Корнеем Тютюнником. Свела да и быстро разлучила, муж скончался молодым. Евдокия осталась с малолетками на руках – с дочуркой Катей и сынками Ваней, Васей, Алёшей. Вдова, пригожая хозяюшка, приглянулась местному неженатому парубку. Был Семён Чекрымов намного моложе Дуни, но стал родным отцом для чужих детей. И – собственных быстро нажили, тоже четверых. Все свои – так и растили…

О Тютюнниках поведал Алексей Иванович. Он «рождён в 1928-ом, а записан в 1929 году. Лишний год до пенсии пришлось дорабатывать. Дядю Алёшу не помню. Его в Гражданскую войну ни за што, ни про што прямо у двора казаки шашкой надвое разрубили. В память о нём я живу с его именем. Тётя Катя и дядя Василий работали в колхозе Чапаева. Нашу семью отец увёз в Луганск. Работал в забое на шахте Четырнадцать-Семнадцать. Началась война. Немцы на подходе. Нас эвакуировали на Урал. Пять суток добирались в Нижний Тагил. Отца взяли на фронт. В Сталинградской битве был тяжело ранен. Умер и похоронен в городе Ленинск.

Я когда в школу в Луганске пошёл, записали – Тютюнник. Тютюн по-украински – табак. На Урале устроился на железную дорогу. Тут стал Тютюнников. Однажды в документе обозвали даже Тюркиным, подсказали – вовремя исправил. По службе вырос до дежурного по станции. Домой, на родину, потянуло. Мой начальник долго не подписывал моё заявление, уговаривал – пожалеешь. «На такую должность тебя в Россоши не возьмут». Он был прав. А я раз решил – чего жалеть? Дома и солома едома. Пошёл в шофёры. Сельские стройки обеспечивал материалами, после – химический завод…»

Чекрымовское «родовое древо» в памяти у Надежды Владимировны. «Я наше родословие диктую под запись племяннице – дочери брата Леонида. Марина учится в Россошанском, называю по старому, педучилище. Не забудется и учителю пригодится».

«Дедушка Семён Фомич из работящих крестьян. Детей и нас, внучат, к честному труду приучал. Учиться помогал. Первенец сын Стефан вместе со старшим братом Иваном на шахту в Луганск уехал. Так же ушёл на фронт. Как об Иване Корнеевиче, о Стефане Семёновиче есть запись в «Книге Памяти. Россошанский район»: «Чекрымов, рядовой, в 1943 году пропал без вести». Дочь Аннушка трудилась в колхозе. Дядя Пётр Семёнович работал учителем, директором школы.

Мой отец Владимир Семёнович остался в Верхнем Киеве. Любил лошадей, ухаживал за ними в колхозе. В нашей семье выросло шестеро братьев и сестёр. Выучились. Тая медсестра в Семилуках. Нина учительница в Россоши, а Николай – в Кемерово. Леонид врач, Виктор военный, в Екатеринбурге. Кто на пенсии, кто ещё работает, Я всю жизнь бухгалтером в Россоши – на предприятии районной «Сельхозхимии», в районном финансовом отделе, в казначействе».

Спрашиваю у правнуков о Тарасе Шевченко. «Гордимся, любим его книги, – сказала Надежда Владимировна. – Мой брат Николай ведь тоже в газету пишет, стихи сочиняет…»

А родословие своей бабушки собрала праправнучка Кобзаря Людмила Михайловна Овчаренко.

– Марина Тимофеевна родилась в 1880 году, – говорит женщина, перелистывая свои записи. – Прожила она, дай Бог каждому, 96 лет. По мужу – Потебенко. Василий Емельянович был постарше, с 1877-го, умер в 73 года. Они крестьянствовали единолично, в колхозе имени Чапаева успели поработать.

– Хутор Верхний Киев часто называют именем давно-давно несуществующего колхоза: «Ты откуда родом?» – «С Чапаева».

– Семья Потебенко была многодетной.

Сыновья участники войны, вернулись домой. Дядю Васю старожилы помнят как умелого и уважительного кузнеца. А его брат Иван Васильевич выучился на электрика, работал в Россоши, Новочеркасске, умер в Луганске в 90 лет. Дядя Гриша на фронт не попал. Шахтёр.

– Тёти Маруся и Елена вышли замуж в соседние сёла – в Поповку и Куренное. Колхозницы. Варвара Васильевна уехала и жила на станции Тацинской в Ростовской области. А моя мама Прасковья с отцом Михаилом Присичем жили и работали дома – в колхозе, в совхозе.

– Я сама почти сибирячка, – объясняет Людмила Михайловна, – в Тюменской области трудилась на стройках. Вышла на пенсию, потянуло на родину. Зимой в Россоши, а с весны до осени – на хуторе, в родительском доме. Брат Николай остался жить там, в Сургуте…

Младшая внучка Иосифа Григорьевича Шевченко – Варвара Тимофеевна (1887-1971) с мужем Порфирием Михайловичем Дробиным (1887-1978) имели пятерых детей. Вели единоличное крестьянское хозяйство, в коллективизацию вступили в колхоз. Старшая дочь Прасковья с мужем Николаем Присичем работала в колхозе, она останется с сыном Александром, муж погибнет на фронте в годы Великой Отечественной войны. Вторая дочь Мария Порфирьевна работала колхозным бухгалтером. Третья дочь Нина Порфирьевна погибла в шестнадцать лет – разведчица, выполняла боевое задание в оккупированном фашистами селе Дьяченково Богучарского района. Сын Иван Порфирьевич Дробин большую часть жизни проработал председателем профсоюзного комитета в совхозе «Алейниковском», который был создан из окрестных колхозов Россошанского района. Самый младший в семье Павел Порфирьевич окончил Россошанское педагогическое училище, трудился учителем, директором в сельских школах Богучарского района. Сегодня шевченковскую «воронежскую» ветвь продолжают правнуки. Живут они под разными фамилиями, возможно, даже – Шевченко. Ведь эта фамилия и сейчас является одной из самых распространённых в южных районах Воронежской области [1; 1: 84 – 92].

Воскрешаем и возвращаем из забвения именитых земляков.

Речь об историке двух народов, друге Тараса Шевченко – Николае Ивановиче Костомарове. Его имя стоит в одном ряду с такими столпами отечественной исторической науки, как Николай Михайлович Карамзин, Сергей Михайлович Соловьёв, Василий Осипович Ключевский. Он автор знаменитой «Русской истории в жизнеописаниях её главнейших деятелей». Творческое наследие Костомарова, в которое входят его исторические исследования, литературные произведения (поэзия, проза, драма), этнографические очерки, записи народных песен, переводы, ещё при жизни учёного снискало общеславянское признание и вошло в сокровищницу ценнейших достижений мировой культуры.

Большую часть жизни Николай Иванович Костомаров прожил в Харькове и Киеве, Саратове и Петербурге. Но воронежский край занимает особое место в его судьбе. Историк родился и провёл детство в слободе Юрасовка Острогожского уезда Воронежской губернии (сейчас это село Юрасовка Ольховатского района Воронежской области), где «украинская и русская народности сходятся рубежами». Это во многом определило связь его дальнейшей судьбы как с Россией, так и с Украиной.

Николай Иванович, несмотря на все жизненные трудности, не забывал свою малую родину. Он завещал из своих сбережений 920 рублей золотом на учреждение народной школы в Юрасовке. Спустя девять лет после его кончины, в 1894 году, в селе построили добротный кирпичный дом под крытой железом крышей. Новоселье в нём справило одноклассное училище Министерства народного просвещения, названное именем Николая Костомарова. Без малого столетие школа была родимым домом для многих поколений сельских ребят. Было – она рушилась на глазах. Били тревогу о том в печати. Сейчас здание сохранено, реставрируется. Планируется открыть в нём филиал Острогожского краеведческого музея.

Неизвестные ранее исследователям документы позволили уточнить родословную историка, его биографию.

В Воронежском областном архиве по счастливой случайности сохранилось «Свидетельство о рождении Н.И. Костомарова». Когда Николай Костомаров поступал в Харьковский университет, его мать обратилась в Воронежскую Духовную Консисторию за свидетельством о рождении сына. Документ почему-то остался невостребованным. Возможно, нашёлся подлинник. И он остался в архиве, благополучно сохранившись до наших дней.

«Свидетельство, 1833-го года февраля 6-го дня, поданным на Высочайшее имя, в Воронежскую Духовную Консисторию, Помещица Капитанша Татьяна Петрова дочь Костомарова, прошением просила, выдать ей из Метрической Острогожского уезда Слободы Юрасовки, Георгиевской церкви за 1817-ый год книги, о рождении ею до брака сына Николая Свидетельство, для представления его в Казенное учебное заведение. По справке ж в Воронежской Духовной Консистории, с Метрическою помянутой Георгиевской церкви, за тысяча восемьсот семнадцатый год книгою, в 1-й части о родившихся, под №42-м оказалось: Слободой Юрасовки Помещика Капитана Ивана Петрова сына Костомарова, у подданного малороссиянина Петра Андреева сына Мельникова, дочь девица Татьяна родила сына Николая незаконнорожденного пятого мая, который и крещен шестого дня тогож месяца Священником Василием Реполовским. Восприемниками были: тогож Помещика Подданный малороссиянин Стефан Андреев сын Мыльников и Подданного малороссиянина Петра Андреева сына Мыльникова дочь Настасья. Почему, во исполнение утвержденного Его Высокопреосвященством Антонием, Архиепископом Воронежским и Задонским, и ордена Св. Анны 1-й Степени Кавалером, Воронежской Духовной Консистории заключения, из оной сие свидетельство, на основании указа из Святейшаго Правительствующаго Синода, от 6-го Июня 1809-го года сие свидетельство, ей Костомаровой и выдано. Мая 10-го дня 1833-го года».

Далее следуют подписи протоиерея Василия Скрябина, секретаря Степана Устиновского и канцеляриста Николая Михайлова, а также – печать Воронежской Духовной Консистории. Есть штамп о пошлине за Свидетельство ценою в «один рубль».

«Свидетельство» называет иную дату рождения историка – 5-го мая 1817 года, а не 4-го, как считал сам Костомаров.

Любопытно, что в зрелом возрасте свои именины историк предпочитал отмечать не 4-го, а 9-го мая. Скорее всего, это связано с тем, что по православному календарю на девятый день мая приходится святой праздник – Перенесение мощей святителя чудотворца Николая.

Далее в «Свидетельстве» подтверждается тот факт, что Николай Иванович был незаконнорожденным сыном помещика и принадлежащей барину «девицы»-малороссиянки. Потому по законам того времени Николай (как рождённый до брака) считался крепостным своего отца. Фамилия Костомаров Николаю Ивановичу, как незаконнорожденному, могла быть присвоена простою записью в метрике. У Ивана Петровича Костомарова родственников, носящих его фамилию, не было. А значит, никто не мог воспрепятствовать исполнению воли сильного и богатого барина.

Документ содержит также сведения о том, при каких обстоятельствах совершалось крещение младенца. Крестили будущего историка в купели перед алтарём Георгиевского храма. В то время в слободской церкви «правили» службу священник отец Василий Реполовский, дьякон Максим Довгополый, и «только определённый» к храму пономарь Василий Киндинов. Они и творили молитвы во здравие младенца, наречённого Николаем.

K сожалению, Свидетельство не называет нам точную девичью фамилию барыни-крестьянки Татьяны Петровны: в первом случае она написана через отсутствующую в современном русском алфавите букву «ять» и читается «Мельникова», строками ниже чётко прописано «Мыльникова» [2: 10-12].

Эти дополнительные сведения внесены как в воронежские энциклопедии, так и в недавно изданную «Энциклопедию истории Украины» (том 5, страницы 226-228).

Впервые также на родине в полный голос зазвучало слово ещё одного нашего земляка большого украинского поэта Евгена Павловича Плужника. Помимо публикаций на страницах «Поля слободского» и «Слобожанской тетради» издан однотомник «Родюча земля». В переложении на русский язык напечатаны стихотворения, поэмы «Галилей» и «Канев», роман «Недуг», пьеса «На дворе в предместье».

«Евгений Плужник – уроженец знаменитой слободы Кантемировки, на юге Воронежчины, где на плодороднейших – родючих – чернозёмах живут бок о бок русские работники земли и украинские переселенцы, слободские казаки, где на равных звучат и украинский, и русский говоры, где вместе поют и о Днепре широком, и о батюшке Тихом Доне.

Жизнь и творчество Евгения Плужника даёт возможность ярче высветлить мысль Великого Кобзаря о том, что славянство должно быть единым». Это строки из отзыва на книгу тоже нашего земляка, поэта-москвича Михаила Шевченко, напечатанного в газете «Российский писатель».

Откликаясь на издание творческого наследия Плужника, выдающийся украинский поэт и общественный деятель Борис Олейник писал: «...Непередаваемо тронут подарком – сборником видного нашего поэта Евгения Плужника, который впервые зазвучал словом братского русского народа! Выход этой книги именно сейчас, когда агрессивно коммерциализируется духовная сфера, когда бумага скупается спекулянтами, когда её не хватает даже на учебники, – это настоящий подвиг!

Если же взять во внимание то, что некие тёмные силы пытаются посеять рознь между россиянами и украинцами, то этой книге вообще нет цены. Поскольку она олицетворяет неспалимый мост между нашими народами, и, как ласточка, знаменует: настаёт пора возрождения наших вековечных братских связей» [3: 402-403].

Евгений Плужник был незаконно осуждён в декабре 1934 году. В местах лишения свободы прожил он недолго. Назывались разно дни его кончины. Сейчас печальную дату можно означить точно. В архивах Республики Карелия мной найден «Акт от 1936 года января 31 дня». Его составители – заведующий лазаретом врач Титов Л. Т., палатный ординатор Тюрк Г. А. и дежурный по палате Гарбуз. Они засвидетельствовали о том, что в Соловецком лазарете Кремль «сего числа в 12 часов 15 минут умер находившыйся на излечении заключённый Плужник Евгений Павлович.

Поступивший на лечение 4 октября 1935 г. заключённый Плужник имел 37 лет от роду. Женат. Прибыл в Беломоро-Балтийский лагерь 15 июня 1935 г, как осуждённый Военной Комиссией Верховного суда СССР по 54 – 8 – II статье на 10 лет.

Место рождения – слобода Кантемировка Центрально-Чернозёмной области.

Семья его находится в Киеве, Михайловский переулок, 36, кв. 42.

При наружном осмотре умершего найдены следующие приметы: рост – выше среднего, цвет глаз – карий, цвет волос на голове – тёмно-русый.

Смерть последовала от туберкулёза лёгких».

Возвращаем ещё одно имя – уроженца донской слободы Новая Калитва. Человек удивительной судьбы. Человек, которого чуть более века назад знал весь православный мир, портреты которого во второй половине девятнадцатого века печатались «во всех почти европейских газетах и даже азиатских». Речь об Иване Алексеевиче Лебединском, владыке Леонтии. Хранитель православной веры служил архиепископом Подольским, Херсонским. Возглавлял Холмско-Варшавскую епархию. С возведением в сан митрополита ему была вверена Московская епархия.

Жизнь минувшая и идущая.

В очерке-рассказе «Братья и сёстры» повествуется о днях текущих. Как домой приезжает в нашу Россошь житель Львова Владимир Шматко. Здесь он как бы второй раз «народывся на свит» потому «по гроб жизни обязан большой семье Протопоповых, моим названным отцу с мамой – Семёну Михайловичу и Евдокии Даниловне, моим названным братьям и сёстрам». Они, рискуя собой, спасли тяжело раненного бойца в дни фашистской оккупации.

Четвёртый выпуск «Слобожанской тетради» – книга «Живое молоко Россоши». Это рассказ о своеобразном опыте спасения села и его кормилицы – бурёнки. Книга посвящена истории развития молочного животноводства и переработки его продукции в нашем Придонье. Интересен факт, который тоже может быть энциклопедической строкой. На берега родимого Дона переселенцы с берегов Днепра, наши прямые предки, пришли не с пустыми руками. В их обозах за телегами будут шагать на налыгаче – на верёвочной привязи – кормилицы-коровы. Сейчас бы о них сказали: непрезентабельные – низенькие ростом, серенькие цветом шерсти. Но именно эта порода – черкасская или малороссийская, позже её поименуют украинской – станет спасительницей крестьянской семьи. По мысли зоотехников именно она – при сохранении столь ценного для России качества: способности переносить лишения, довольствоваться малым количеством корма, короче – терпеть голод и холод – во всём этом древнерусская порода крупного рогатого скота далеко превосходит все западноевропейские породы.

Украинская корова давала хоть и немного молока, сколько нужно было для ходившего в степи «под маткой» телёнка, но её молоко было очень жирным. Потому знатоки в зоотехнии не без оснований считали и считают, что украинская серая является родоначальницей буквально всех европейских пород, наряду с голландской, – красивых статью и высокоудойных [4: 18-20].

В книге повествуется о ведущем и старейшем в Воронежской области предприятии молочной промышленности – Россошанском молочном заводе, известном ныне как аграрное промышленное объединение ОАО фирма «Молоко».

«На холмах Ольховатки» – так назван пятый выпуск «Слобожанской тетради». Историко-краеведческий сборник посвящён делам давно минувших дней и дней текущих. Книга рассказывает об археологических открытиях, совершенных в недавние годы, о незаурядной личности Александра Дмитриевича Черткова, сделавшего Ольховатку на века сахарной столицей Воронежского края. О великом земляке, историке Костомарове и его замечательной матери, крестьянке из села Юрасовка Татьяне Петровне Костомаровой. Для тех, кто хочет больше узнать об истории родного края, есть путеводитель в разделе «Родники книжные».

В Киеве в фонде культуры Украины представили общественности воронежские издания книг Николая Костомарова и Евгена Плужника, а также посвящённых их жизни и творческому наследию.

А ещё наш отчий край, Воронежская Слобожанщина, напрямую связан с Львом Николаевичем Толстым, Антоном Павловичем Чеховым, Михаилом Александровичем Шолоховым и даже – со «Словом о полку Игореве» [5-9].

В годы Великой Отечественной войны на среднем Дону после горьких поражений воины Советской Армии перешли в наступление. Освобождали Украину. Шли на Берлин к победе. Об этой тяжкой године тоже есть свидетельство очевидца Александра Петровича Довженко на страницах его «Дневника» [6: 147-161].

Чем не благодатный материал для того, чтобы строкой войти в энциклопедии, чтобы, как когда-то говорили, поселять в гражданах любовь к Родине.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дробин П. П. Раскидистая крона рода Дробиных. Рукопись хранится в музее Россошанского педучилища-колледжа. А также – Чалый П.Д. Тарасова родня / Cборник «Истоки. Этнокультурные особенности Воронежского края». – Воронеж: ГВУК ВО «Журнал «Подъём», 2014. – С. 336.
  2. Чалая Т. П. Славянский мир Н. И. Костомарова. – Воронеж, 2007. – 208 с.
  3. Евген Плужник. Родюча земля: стихи, поэмы, роман. Переводы с украинского / Сост. П. Д. Чалый. – Воронеж, 2002. – 416 с.
  4. Слобожанская тетрадь. Выпуск четвёртый. «Живое молоко Россоши». Авт.-сост. Т. П. Малютина, П. Д. Чалый. – Воронеж, 2012. – 240 с.
  5. Слобожанская тетрадь. Литературный, историко-краеведческий альманах. Выпуск первый / Сост. П. Д. Чалый, под ред. В. Н. Климова. – Воронеж, 2006. – 320 с.
  6. Слобожанская тетрадь. Литературный, историко-краеведческий альманах. Выпуск второй / Чалая Т. П., Чалый П. Д. – Воронеж. 2008. – 352 с.
  7. Чалая Т. П. Россошь. Визитная карточка / Воронеж, 2009. – 48 с.
  8. Слобожанская тетрадь. Литературный, историко-краеведческий альманах. Выпуск третий / Ред.-сост. П. Д. Чалый. – Воронеж, 2010. – 240 с.
  9. Чалый П. Д. Донская высота / Союз писателей России. – Москва, 2011. – 288 с.
  10.  Слобожанская тетрадь. Литературный, историко-краеведческий альманах. Выпуск пятый / Ред.-сост. Чалый П.Д., Малютина Т.П. – Воронеж, 2013. – 160 с.

Петр Чалый


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"