На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Славянское братство  
Версия для печати

Какую книгу заслужит это время?

Фрагменты из «Заметок». Продолжение

16 марта 1992 года

В угрюмости своего затянувшегося выздоровления, этой ночью слушал, как кошава терзает старую березу и сосну перед нашим домом... Я должен для своих записей привести в порядок размышления о войне с Хорватией.

Вековой спор между хорватами и сербами о политических правах, национальном государстве, ее характере и границах превратился в хорватско-сербскую войну. Неразумная, как большинство войн, неравноправная в любом случае, с хорватской стороны – усташская по мотивации, а с сербской стороны мотивированная правом на сомоопределение и жизнь в одном, своем государстве, интернационализированная германскими силами и «антикоммунизмом», эта война сторон взаимомстительная, преступная и грабительская, губительная и позорная для обоих народов. Хорваты ее начали, чтобы создать национально однородную Хорватию, а сербы в нее вступили по оборонительным и демократическим мотивам, но с целью создать сербское государство. Эта война будет продолжаться до тех пор, пока хорватские национальные идеологи не откажутся от замысла этнически чистого государства в «исторических границах», который может быть осуществлен изгнанием, истреблением и ассимиляцией сербов.

Прочный мир между сербами и хорватами не установится, если сербы не защитят свое право на национальное и политическое самоопределение или, будучи бессильными выполнить это, не совершат полный исход из Хорватии, соответственно, отказавшись жить в ненависти и апартеиде до ассимиляции. Эту войну невозможно прекратить односторонними, сербскими, обращениями и декларациями; она может быть остановлена и окончательно обессмыслена лишь при отказе от всех усташоидных великохорватских установок нынешней Хорватии, прежде всего – ее придуманных «на основе государственного права» государственных границ; эту войну можно привести к миру, если будет принят и осуществлен универсальный, международно признанный принцип права народа на самоопределение с учетом, что этнически чистых государств нет и не должно быть. На такую хорватскую политику Сербия и все сербы должны ответить полным уважением права хорватского народа образовать свое независимое государство, отказавшись от представлений, что сербы должны жить в одном государстве, что права, которых требуют для сербов в Хорватии, должны быть предоставлены хорватам в Сербии, что границы между сербским государством и Хорватией должны быть настолько рациональными, компромиссными и справедливыми, что исчезнут предпосылки для межусобной ненависти; соответственно, что границы между Сербией и Хорватией будут устанавливаться по воле тех, кому эти границы обеспечивают основные гражданские права, спокойствие и сотрудничество.

Хорватско-сербский конфликт устранится тогда, когда внешние силы, прежде всего Европейское сообщество, а в ней гегемонистская Германия со своими традиционными союзниками, прекратят арбитражное установление своих сфер интересов и прекратят ультиматумы, основывающиеся на принципах Берлинского конгресса 1878 года и синдроме германской грандоманской экспансии, когда в отношениях с народами югославского пространства эта «новая» Германия начнет уважать международное право, которое она представляет в политике «нового мирового порядка». Таким образом, вопрос хорватско-сербского спора и войны зависит от последовательного применения демократии в международных отношениях, уважения международного права, прав и свобод человека и нации; сербско-хорватский спор – это вопрос политической подготовки будущего и прагматического сознания о взаимозависимости двух народов, а также всех народов Балкан и юго-восточной Европы.

Записываю эти идеи, осознавая их неосуществимость.

На днях в Югославию прибывают «миротворческие силы Организации Объединенных Наций, чтобы примирять воюющих хорватов и сербов, а на самом деле – чтобы оккупировать часть бывшей титовской Югославии, когда-то независимого неприсоединившегося государства «прочно связанных братскими узами народов и народностей». Если они прибыли, чтобы поддержать прежние решения Европейского сообщества и Америки, согласно которым сохраняется коминтерновско-титоистская композиция югославской государственной территории, то «мирная оккупация» ими Хорватии неизбежно распространится также на Боснию и Герцеговину и закончится отлетом «голубых шлемов» из-за национальных восстаний и войны, для обеих воюющих сторон более жестокой и губительной, чем недавняя, вроде бы остановленная. Если же имеется настоящее желание надежно решить хорватско-сербский спор, тогда всю прежнюю политику необходимо изменить, а это маловероятно.

19 марта 1992 года

Никола Колевич приглашает меня приехать в Сараево на Конгресс сербских интеллектуалов, убеждая в значимости этого собрания, в котором – так считает и Радован – я должен участвовать. Знаю, что это так, но уверен, что лучше будет, если я напишу им какие-то предложения. Подумаю.

Из пространного рассказа Николы о ситуации в Боснии прихожу к заключению, что война и с мусульманами неизбежна. Побуждениями и действиями мусульманской Партии демократического действия, туджмановской Хорватской и хорватско-мусульманской коалиции разжигается межнациональная и религиозная война в Боснии и Герцеговине. Но и эту войну можно предотвратить, если все три стороны политическим договором устранят объективные факторы конфликта. Основа этого договора, судя по всему, должна быть обусловлена историческим опытом боснийско-герцеговинских народов. По моему убеждению, наибольшие шансы для установления мира обеспечит договор об этническо-территориальном размежевании, создании трех равноправных государственно-политических образований, которые бы на федеративно-конфедеративной основе объединились в общее государство с основными государственными функциями. При определении границ этих автономных национальных образований необходимо, чтобы все три национальных сообщества проявили максимальную толерантность, особенно по отношению к территориям, которые имеют этнически смешанное население. Если никто из представителей трех народов не будет отстаивать этническую чистоту своих территорий и требовать, чтобы все его соплеменники оказались в политическом сообществе своей национальности, если гражданские и национальные права будут взаимно обеспечиваться и гарантироваться Конституцией Республики Босния и Герцеговина, тогда исчезнут причины конфликтов, ненависти, войны. Если в Боснии и Герцеговине, к удовлетворению всех трех народов, разрешится нынешний драматический национальный и государственно-политический кризис, это станет хорошей основой и политически-правовой моделью для разрешения межнациональных споров сербов, хорватов и мусульман на всем пространстве бывшей Югославии.

28 марта 1992 года

Вчера хорватская армия повела войну за великую Хорватию. Сто восьмая бригада «Збора народне гарде» (Соединения национальной гвардии – И.Ч.) перешла реку Саву возле Босанского Брода и в селе Сиековац уничтожила четырнадцать сербов, сожгла семьдесят домов. Типично по-усташски!

7 и 8 апреля 1992 года

Возникло такое недовольство происходящим и самими собой, что все, с кем я в эти дни встречался на улице и в Академии, спрашивали: «Что делать, Добрица?» Друзья меня уговаривают: «У тебя авторитет, просись на прием к Милошевичу и скажи ему, что дальше так невозможно. Этот человек должен тебя выслушать. Составь делегацию, сделай что-нибудь…». Я же, вместо того, чтобы вести делегацию к Президенту Республики, решил сам написать тезисы о нашей ситуации с предложением решений и послать их Президенту Милошевичу. Эти свои «апрельские тезисы» я сопроводил письмом, в котором напомнил, что это предпосылка для нашего разговора.

Конверт с текстом я не хотел посылать по почте, а сам отнес в резиденцию Президента и отдал полицейскому на входе с просьбой сразу же передать Президенту. После этого медленно пошел по парку к Теразиям, пронося в голове рой ассоциаций, связанных с людьми и событиями, которые были здесь, возле старых лип, дубов, каштанов и отменных красных буков – красивых и равнодушных деревьев, ничем не показывающих, что помнят проходивших и происходившее; не запомнят они и меня в этот день, восьмого апреля…

Президенту Слободану Милошевичу

                   I

НАШЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1. Установилось всеобщее недовольство политикой и власти, и оппозиции. И партии, и лидеры их, вместе с Президентом Республики, резко теряют значимость, авторитет, влияние. Слободан Милошевич свой политический авторитет все больше строит на слабостях оппозиции и незначительности их лидеров; а лидеры оппозиционных партий свое влияние и свой «имидж» строят на слабостях и ошибках Слободана Милошевича. И вот на такой симбиотической связи власти и оппозиции основываясь, складывается наша нынешняя политическая жизнь, за состояние которой исторически наибольшую ответственность несут правящая партия с Ёвичем во главе и Президент Республики, самая влиятельная политическая личность Сербии.

2. Народ обуреваем прямо таки неистовой жаждой изменить все существующее. Оппозиция свое политическое влияние все меньше основывает на своей программе, а все больше – на инстинктивных силах и стремлениях народа изменить режим, на стихии социальной и национальной деструкции. Нынешнюю власть не может свергнуть оппозиция; может свергнуть ее стихия общего недовольства, которое вызывают инфляция, все ускоряющееся падение уровня жизни, безработица. Существует реальная опасность взрыва политического гнева, который снесет нынешнюю власть и в ходе нарастающих беспорядков, неразберихи приведет к власти самых худших, тех, кто проявит наибольшую смелость и умелость в использовании хаоса. За этим взрывом общественного гнева стоят, будут стоять и его подстрекать, иностранные разведывательные службы и могучие державы, которые изо всех сил стараются уничтожить самостоятельную Сербию и ее Президента, борющегося за единое сербское государство.

3. Запаздывание в политических, государственных, экономических переменах и соответственных действиях, упорное отстаивание партийных интересов и авторитарность – вот основные особенности нынешней власти в Сербии. Неготовность сотрудничать с инакомыслящими, перманентное стремление создавать себе врагов, беспокоящая авторитарная политика в общегражданском сознании делают нынешнюю власть недемократической. А ее «либерализм», свобода для деструкции, насилия, аморализма, беззакония, безделия и беспорядков, воспринимается как слабость и неспособность управлять, которые ведут к разрушению общества и государства.

4. Три правительства Социалистической партии – одно слабее другого и без доверия народа. Кадровая основа партии, победившей на выборах, узка и в политическо-интеллектуальном, и в моральном планах, совершенно не соответствует историческим условиям, в которых мы сейчас находимся. Сложность положения Сербии в этот посттитовский и посткоммунистический период – выше умственного, нравственного и активностного потенциала любой отдельно взятой партии. Это не время для власти одной партии, невзирая на ее временную или условную победу в выборах. Это время для мобилизации всех сил народа на патриотически-демократической, антититоистской, возрожденческой платформе с целью создания нового государства.

5. Сербия так деморализована своим экономическим положением, войной, инфляцией, плохой властью, международной ситуацией, что сейчас неспособна победить своих врагов; она так охвачена малодушием, что ужасающе склонна к капитуляции; она готова сдаться германской Европе. Мы окажемся перед национальным и нравственным крахом, если активизируется продолжение германского плана, то есть Гаагский (Каррингтонов) проект.

6. Наибольшая слабость политики Президента Милошевича, пожалуй, заключается в том, что он свою внутреннюю политику не согласовал с требованиями национальной и государственной политики данного времени. Фактически, Сербия в состоянии войны со всеми соседями, союзниками которых являются Европа и Америка; а внутренняя политика – в худшем смысле близорука. Из-за неадекватной внутренней политики мы лишились национального единства и сил для исключительно тяжелой и непредсказуемой борьбы с силами внешними. Национальный политический разум, органы власти и оппозиция, не предусмотрели и не учли масштаб и свойства исторического процесса разрушения Югославии и титоизма, Советского Союза и всех «реальных социализмов». Поздно мы поняли, что нам готовит «новая Европа». Мы вели себя инерционно, события «заставали» нас врасплох, и тогда мы защищались, то есть всего лишь слабо отвечали на удары врагов.

7. Югославская Народная Армия – наш злой рок. Невозможно было без нее, но иначе нужно было поступать с ней. Армия своей титоистской, идеологической природой, недееспособностью, деморализованностью, гнилостью всего своего организма просто скопрометировала Сербию, особенно нынешнюю власть и Президента Республики, перед миром.

8. Объединение с Черногорией, хотя оно исторически разумно и для обоих народов неизбежно, осуществляется напряженно, при затягиваниях и вымогательствах с черногорской стороны, причем на основах столь титоистких в плане равноправности и паритетности, что у сербского народа развивается чувство сильного недовольства и общего сопротивления черногорской агрессивности, которая оскорбляет достоинство сербов.

9. Политика в Косово бесперспективна. Это была только политика полицейская и божуровско-черногорская (божур – полевой пион, поэтизированный как символ страданий косовских сербов; одноименная организация. – И.Ч.). Сила и коррупция – вот средства нашей политики в Косово. Месть за страдания, неограниченные возможности для карьеры сербам, то есть черногорцам. Эта слепая политика, которую вели слабые и худшие люди, при отстранении наиболее способных косовских сербов и без взаимного сближения с албанцами, привела нас к последнему – войне с албанцами или утрате Косова и Метохии.

10. Политическая ситуация в Воеводине ухудшается. Централизм и колонистские кадры оживляют автономизацию. Если бы не угрозы великовенгерского национализма и усташства, политическое недовольство «Сербией» было бы еще больше.

11. Правящая партия и ее органы власти в идеях и методах работы явно консервативны и недемократичны. Это партия и органы власти, против которых уже подавляющее большинство интеллигенции и молодежи. Социалистическая партия не смогла успешно трансформировать свою титоистско-коммунистическую сущность и такой своей природой подпитывает сербский, югославский и мировой «антибольшевизм», делая Сербию «последним большевистским бастионом», что германско-католическому блоку и западному триумфалистскому антикоммунизму создает идеологическое алиби для их неоимпериалистической экспансии, для консенсуса между Европой и миром на гаагских, брюссельских и люксембургских судах над Сербией и сербским народом.

12. Германская Европа с католическими и исламскими силами, при поддержке Америки, упорно сатанизируют Сербию, в международных классификациях ставят ее рядом с Ираком и Ливией, для чего их обильно снабжает «фактами» и сербская оппозиция. Мы имеем основания ожидать удары, цель которых – нанести нам окончательное поражение и поставить на колени. И перед опасностью поражения, которым нам угрожают, мы вынуждены радикально и быстро менять всю политику – национальную, внутреннюю и внешнюю. Условия для таких изменений весьма ограничены, и времени у нас совсем мало. Новую национальную стратегию и тактику, если она вообще возможна в нынешних условиях, должен определять и постоянно приспосабливать к условиям коллективный политический форум. Национальную политику Сербии больше не может, при всех его бесспорных способностях, Слободан Милошевич. Этот политик с несомненными способностями, но и с тяжелыми, а для данных условий злосчастными, слабостями, взял на себя бремя, нести которое не имеет сил. Да и права его нести. Удивительны его смелость и самоуверенность в ответственности-безответственности за судьбу сербского народа…

***

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Возможности осуществить значительные изменения, которые бы нашли отклик и понимание как у народа, так и среди внешних сил, совсем малы. Но их необходимо найти и рационально использовать. Я не могу самоуверенно вносить предложения по выходу из этого исторического тупика, но все-таки изложу некоторые идеи.

1. Во всех сферах внутренней политики следует внимательно прислушиваться к запросам общественности, народа и идти им навстречу. Надо вести политику демократического компромисса с оппозицией и более широкими кругами общества. Надо удовлетворять все разумные требования, оппозиции уступать во всем, что не затрагивает основных государственно-национальных интересов. На компромиссы не следует идти лишь тогда, когда дело касается бюджета, труда, сбережений, заработной платы, экономической рациональности (целесообразности). Итак: вместо жесткой, революционной, партийной политики надо вести политику социального и политического компромисса, политику народно-демократического фронта.

2. Найти способ и формы доброжелательного сотрудничества с демократической и патриотической оппозицией.

3. Объявить как можно скорее выборы Республиканской скупщины по разработке Конституции; избрать новый парламент, сочетая в избирательной системе принципы большинства и пропорциональности. Только новые выборы могут перестроить политическую жизнь в Сербии, восстановить реальное соотношение сил, все партии и всех «лидеров» поставить на их настоящие места в политике страны. А та замутненность, та нравственно- политическая муть, которую подняли воинственные и экстремистские партии, группы с их вожаками и которая всю Сербию превращает в больное общество, может лишь под воздействием новой воли избирателей улечься, а таким образом очистится и сознание народа.

4. По поводу объединения с Черногорией, как и по поводу форм национального единения Сербии с сербским народом Боснии и Герцеговины и Хорватии необходимо как можно скорее получить согласие всего народа, всех реальных политических сил, национальных институций, хозяйственных структур, Церкви. Исторические дела, которые до сих пор выполняли война и революция, сейчас выполняет мир. И судьбоносные решения не может принимать одна партия, один форум, один Президент Республики. Надо найти путь и способы для того, чтобы характер и форма нового государства утверждались волей всего народа.

5. Организовать безотлагательно самое компетентное национальное собрание, на котором будет рассмотрена в целом национальная стратегия и тактика и достигнуто национальное согласие относительно самых важных целей.

6. Косовский вопрос является национальным вопросом наибольшей актуальности. Его больше не могут решать Социалистическая партия, Президент Республики и «Божур». Необходимо, действительно, собрать самых мудрых и призвание имеющих представителей сербского народа, чтобы договориться о политике в Косово и Метохии.

7. Как можно скорее с надлежащей компетентностью, в Скупщине, решить вопрос Ю(гославской) Н(ародной) А(рмии). Она должна быть срочно реорганизована, переименована, превращена в сербскую армию.

8. Для каждого важного национально-государственного вопроса иметь несколько решений. Разработать (изучить?), на основе разведывательных данных и реальности, предполагаемые намерения врагов и наши ответы на них. Политике одного решения пришел конец.

13 апреля 1992 года

Президент Республики меня принял; а я уже слышал, что текст моих тезисов он показывал Браниславу Црнчевичу и Косте Михайловичу. Вероятно, из-за того, что у Косты Михайловича находил поддержку по некоторым позициям, вместе с ним принимал меня и довольно непринужденно вел разговор о моих тезисах. С особым упорством оспаривал мои замечания относительно объединения с Черногорией, утверждая, что он М.Булатовичу решительно заявил: «Если думаете создавать три государства, а не одно, то у нас нет оснований вести разговор ни о каком объединении». Согласился с моей критикой в адрес Социалистической партии Сербии. А вот о демократическом компромиссе власти с оппозицией, о новых выборах и объединенном правительстве патриотически-демократического фронта слушал с угрюмостью, считая, что оппозиция – вражеская, а некоторые ее представители непосредственно состоят на службе у Германии и Америки. Он не готов сотрудничать с оппозицией и не верит, что оппозиция готова сотрудничать с ним, как это я считаю. Он подчеркнуто выражал самоуверенность и оптимизм; его не обеспокоило мое серьезное предупреждение. Или он скрыл свою обеспокоенность.

Ушел я от Милошевича неспокойным и недовольным; недоволен был и вялой поддержкой Косты Михайловича. Милошевич не готов изменить свою политику; да, он политик авторитарный. У него нет желания сотрудничать с теми, кто думает не так, как он. Сербия катится к незамеченным поражениям.

Перевод Ивана Чароты

Добрица Чосич


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"