На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Славянское братство  
Версия для печати

Пушкин о славянах

Выступление Международной литературно-исторической конференции «Восточнославянская цивилизация: поиски единства»

Мы уже давно привыкли обращаться к Пушкину в случае каких-то недоумений, поиска ответов на любые вопросы, особенно, когда они касаются жизни каждого из нас и судеб народов близких, родственных, которые мы неслучайно  называем братьями-славянами. Эти народы переживают сегодня не лучшие времена, «раздрай и шатание», их всячески стремятся разобщить, унизить, вытолкнуть на обочину исторического процесса. Пушкин оставил нам напоминание о чувствах, из которых должен исходить человек, пытаясь ответить на подобные вопросы. Это «любовь к родному пепелищу» и «любовь к отеческим гробам». Ведь, по словам поэта, именно «них основано от века / по воле Бога самого / самостоянье человека, залог величия его».

А в «самостоянии» славянина для Пушкина главным была гордость. Именно этим славянин выделяется в веселом уличном коловращении «пыльной Одессы» («Путешествие Онегина»), в «разнообразности живой» племен и наций, где все «Европой дышит» и где «ходит гордый славянин, француз, испанец, армянин, и грек, и молдаван тяжелый…»

Вот и в своем поэтическом завещании – стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкин, перечисляя народы «Руси великой», среди которых распространится слава поэта, не забыл упомянуть в числе прочих именно «гордого внука славян». Есть и Пушкина и другие суждения о славянах, но они только уточняют общий образ. Обращаясь к Овидию, поэт, например, говорит о себе: «суровый славянин, я слез не проливал, но понимаю их…». А в финале стихотворения «Клеветникам России» он задается вопросом, ответ на который  по-прежнему продолжает волновать каждого представителя великого славянства: «Славянские ль ручьи сольются в русском море? Оно иссякнет? Вот вопрос».

«Греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер», – утверждал  Пушкин. И, конечно, язык  – это фундамент, на котором зиждется славянская историческая общность, единство веры и слова, верности и гордости.

«Как материал словесности, – писал Пушкин, – язык славянорусский имеет неоспоримое превосходство пред всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В XI веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты; величественное течение речи; словом, усыновил его, избавя, таким образом, от медленных усовершенствований времени. Сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и правильность. Простонародное наречие необходимо должно было отделиться от книжного; но впоследствии они сблизились, и такова стихия, данная нам для сообщения наших мыслей».

Свою речь о назначении поэта Александр Блок когда-то открыл словами: «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин». Позволю  добавить уже от себя: «Веселое и гордое имя: Пушкин».

Профессор Виктор Гуминский


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"