На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Славянское братство  
Версия для печати

За славянами ли будущее?

Выступление на конференции «Восточнославянская цивилизация: поиски единства»

Европа сегодня – полигон большого эксперимента. На одном, не очень большом и ограниченном пространстве под единой крышей и по единым правилам пытаются ужиться народы неодинакового уровня развития, разной культуры, вероисповедания, менталитета, по-разному относящиеся к своей истории. Славяне среди европейских народов занимают значительное место, проживают в Белоруссии, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Македонии, Польше, России, Сербии, Словакии, Словении, Украине, Хорватии, Черногории, Чехии. Куда направлены векторы их развития? Можно ли в современных условиях говорить о единстве славянских народов или хотя бы о тенденции к единству?

 

Не одно десятилетие недавнего исторического периода славяне находились в иной, нежели другие европейские народы, системе политических координат. Географически и политически они были единым пространством, где исторические, этнические, культурные и даже религиозные различия нивелировались как раз идеологическими задачами, общностью политических интересов и целей. В этих условиях говорить о славянской взаимности было легко. Сталин сразу после войны говорил даже о необходимости создания союза славянских народов[1].

Славянские народы Балкан – это сербы (черногорцы), хорваты, македонцы, словенцы, боснийцы. Разные религии, но общая история, разная культура, но общие корни. Они формально после 1948 г. не входили в социалистический лагерь, но сербы и македонцы всегда были привержены России, православию.

Как же было в истории? В истории, как правило, единства не было, но иногда оно наблюдалось, когда перед ними стояли трудные задачи, например, в1918 г. (выживание, сохранение идентичности, территории, языка), в 1941-1945 (речь шла о спасении страны от фашизма)

Кризис 1990-и по настоящее время – показал, что неединство славянского мира – важная характеристика современных отношений в том обществе, о котором мы говорим сегодня.

 

Делая выводы из кризиса на территории бывшей Югославии, можно попытаться ответить на вопрос, что мешает единству?

1. Действия Запада, которые вмешались в развитие кризиса, контролировали его развитие. Почему в гуще всех событий оказались маленькая Сербия и еще более миниатюрная Черногория? Одна из важных задач, сформулированная Бжезинским еще в1978 г. – не допустить сближения Югославии, и, прежде всего, Сербии, с СССР. Среди многих задач, которые Запад решал в процессе этого кризиса – разбить возможное сближение славянских, особенно православных,  народов, раздробить славянское православное пространство.

2. Отсутствие лидера движения.

– на Балканах уничтожили Сербию как лидера идеи славянского единства;

– уничтожили идею единства – югославизм;

3. Отсутствие собственной стратегии славянских стран, неумение просчитывать ситуацию, определять собственные интересы, предвидеть последствия событий.

4. Принадлежность славянских народов к разным религиям. Особая роль Ватикана.

 

Сама по себе проблема единства имеет много составляющих, которые на самом деле являются дилеммами при определении задач и приоритетов (кому объединяться и на каком уровне):

– единство племенное – всех славян,

– единство по принципу религии – только православные, но тогда в эту группу войдут и неславяне,

– единство по географическому признаку, но у восточных и южных есть общие интересы,

– единство только православных славян, среди которых восточные славяне составляют большинство.

В постсоциалистический период свободного плавания в мировых политических и экономических водах, в условиях новых возможностей интеграции в европейскую семью славяне в бывших социалистических странах стали как никогда подчёркивать особенности исторической, религиозной, духовной и культурной жизни своих народов, менее всего обращая внимание на славянство. Охлаждение интереса к славянской идее становилось заметным. Между славянами появились линии разграничения. Сначала водораздел начал обозначаться по религиозной, географической системе координат. В 90-е годы внутри славянской группы чётко обозначилось разделение, прежде всего,на западных (Польша, Чехия, Словакия), южных(Болгария, Босния и Герцеговина, Македония,Сербия,Хорватия, Черногория, Словения) и восточных(Россия, Украина, Белоруссия) славян.

Именно тогда западные славяне достаточно цивилизованно решили свои проблемы и встали на путь интеграции в европейские структуры, не вспоминая о своих славянских корнях.

Восточные славяне погрязли в нищете, неумелых реформах, коррупции и других бедах.

В южном лагере славянства чётко выделяется югославянство (славяне на территории бывшей Югославии). На долю югославян в 90-е годы выпали серьёзные испытания – междоусобные войны, ссоры, взаимная неприязнь, дробление на маленькие этнические группы. Именно в это время в югославянской группепроисходит деление, условно говоря, на западных (Словения и Хорватия) и южных (Сербия, Черногория, Македония) югославян. Причём, у западных югославян на Балканах проявляется тяготение к традиционным западным ценностям. И важным общим для них фактором является католицизм. А южные югославяне, православные, в период кризиса больше тяготели к России и восточным славянам.

В такой смешанной республике как БиГ разлом также прошёл по религиозному признаку, разделив республику на три по-разному ориентированные части – исламскую, католическую и православную. Так окончательно сформировалась ещё одна славянская группа – исламского вероисповедания.

К началу ХХI в. разделение на католическую, православную и небольшую мусульманскую группы славян стало весьма чётким, а различия между ними в сфере политических целей, экономического развития стали заметны невооружённым взглядом.

Таким образом, с конца XX в. мы наблюдаем несколько процессов – дробление некогда единого славянского пространства, а также перегруппировку объединяющегося общеевропейского дома, в который влились некоторые славянские народы. При этом преимущество получили католические страны. С точки зрения западноевропейской цивилизации, у славян имелисьпривилегированные страны и народы«второго плана», среди которых большинство составляют православные. Этот процесс особенно отчётливо виден на примере Сербии. Некогда самая сильная часть югославян, сербы сегодня разбросаны по нескольким государствам, ослаблены политически, экономически, территориально.

Процесс дробления славянского пространства не закончен. Он отчётливо виден в событиях в Косове и Метохии, Боснии и Герцеговине, Македонии, Сербии, Украине, Белоруссии. При этом международные организации играли не всегда позитивную роль в этих процессах. В их деятельности отмечались двойные стандарты в отношении субъектов конфликта, нарушение международного права, использование военной силы против несговорчивых и непослушных славян. Ярким примером негативных процессов в отношении некоторых славянских народов является деятельность Бадентеровой комиссии (1991), Лондонской конференции (1992),переговорного процесса в Рамбуйе (1999), Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) и т. д. К сегодняшнему дню от единства югославянских народов на Балканах не осталось и следа.

На Балканах наблюдаются политическая нестабильность;потеря части политического суверенитета;трудные взаимоотношения титульной нации и национальных меньшинств;несоблюдение прав человека;нерешённая проблема беженцев; медленное осуществление экономических реформ; зависимость экономического развития от дотаций; неурегулированность статуса государств, разрастание криминала на территорию всего региона и многие другие. И всё это происходит под патронажем США, НАТО, Евросоюза. Именно они несут ответственность за дробление славянского пространства, за поддержание разновекторности развития славянских государств, за низкий экономический уровень и политику русофобии.

Несмотря на выбранные различные пути политического развития, в каждой славянской стране остались силы, тяготеющие к сохранению славянской идентичности. Практически во всех странах возродились и действуют славянские организации.В Белоруссии это Белорусский славянский комитет, в Болгарии фонд «Славяне», у лужичан общество «Домовина», в Польше «Польский народный союз», в Словакии – «Общество славянской взаимности», в Словении общество «Триглав», на Украине – Славянская партия, в Чехии – Славянская уния, в Сербии – общества «Свеслав», «Славянский Собор».  Многие из них входят в Международный союз «Всеславянский собор», который на международной конференции, посвященной 50-летию Белградского славянского конгресса, стал правопреемником Общеславянского комитета[2].

В1998 г. в Праге после 50-летнего перерыва прошёл Седьмой Международный славянский Съезд, посвященный 150-летию первого славянского Съезда в1848 г. В результате был создан Международный славянский комитет и национальные славянские комитеты во всех славянских государствах.Во время агрессии НАТОпротив Югославии славянским комитетом был создан Международный Славянский Трибунал. Было проведено 4 заседанияТрибунала: 14 декабря1999 г. в Ярославле, 23 января2000 г. в Киеве, 23 марта 2000 г. в Белграде и 4 июня 2000 г. в Берлине. Было выдвинуто обвинение в совершении военных преступлений Б. Клинтону, М. Олбрайт, Х. Солане, Т. Блеру, У. Кларку и др.Следующим важнейшим событием стал Съезд славянских народов Белоруссии, России, Украины, состоявшийся 1–2 июня2001 г. в Москве. 

В последние годы более явственно обозначились тенденция славянской взаимности, а также появление лидера среди славян. Им вновь становится Россия. Ещё многое предстоит сделать, но уже сегодня большую роль играет международный фонд славянской письменности и культуры, мероприятия под его эгидой, в том числе, и Дни славянской культуры и письменности. Серьёзной научной опорой славянского движения является Институт славяноведения Российской Академии Наук.

В 1991–1992 гг. в Ленинграде и Москве состоялись три Съезда Славянского Собора.В последнем из них приняли участие 897 делегатов из 134 организаций России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Казахстана, Молдавии, Польши, Словакии, Сербии, Болгарии, Канады, США, Франции, Черногории.

Среди славян большой популярностью пользуется Международный кинофестиваль славянских и православных народов «Золотой витязь». Каждый год собирает артистов из славянских (и не только)стран Международный фестиваль искусств «Славянский базар». Большой вклад в дело сближения славян вноситГосударственная академия славянской культуры.В ряде стран созданы «Славянские университеты»[3].Своим творчеством, талантами, молодой энергией, задором, чистотой, искренностью и бескорыстием студенты ненавязчиво плетут узор славянского единства, сотрудничества. И если за это взялась молодежь, и у нее получается, значит, не всё потеряно у славянской культуры, а, значит, у славянских народов есть будущее, есть шанс сохранить наш славянский род.

Видимо, почувствовав оживление идеи славянского единства, США начали агрессивную активность теперь уже против главного столпа этой идеи – России. События на Украине и Белоруссии – это удар по России. И впервые за последние 25 лет Россия, как мне кажется, стала осознавать свою миссию. Никто в Европе не сопротивляется процессам глобализации, кроме России, С ней плечом к плечу идёт Белоруссия. А на Балканах из последних сил держится Сербия. Как видим, нет у России другого пути, как вновь бороться и победить врага, который замахнулся на покорение уже всей планеты.

Переход от раздробленности к единению требует серьёзных усилий, особенно в современных условиях сопротивления этому процессу США, стран Европы и НАТО. Важно, что такая тенденция наметилась. Другого пути у России нет, поскольку только славянские православные народы способны спасти мир от насилия, бездуховности и порабощения.

Каковы наши цели?

– Оберегать славянское пространство как языковое, культурное, традиционное единство, сделать его безопасным для России, а по возможности, союзническим.

– Не допустить применение методики по смене власти, отработанной в Югославии и Сербии, в России и Белоруссии.

– Не позволить «американизировать» и "ватиканизировать" пространство, населённое православными югославянами с последующим разжиганием русофобии.

– Не допустить распространения военного контроля НАТО на всю территорию бывшей Югославии; Не допустить создания военных баз на территории Сербии и Черногории;

– Восстановить доверие югославянских народов к России.

 Сегодня, когда идея славянского единства не стала приоритетной для руководства славянских стран, особенно важно прилагать огромные усилия для разработки программы, обоснования необходимости единства и для конкретной работы.  Усиленно работать по всем направлениям:           

–  парламентское сотрудничество,

– сотрудничество в области культуры, науки, образования

– сотрудничество церквей, экономическое сотрудничество,

– сотрудничество общественных организаций,

– и т.д.

 

Россия и Балканы – что делать?

Главное: Россия должна иметь стратегию внешней политики на Балканах.

В долгосрочной стратегии России на балканском направлении должно быть чётко определены интересы нашей страны по следующим вопросам:

– Сотрудничать со всеми, а поддерживать сербов, черногорцев, македонцев?

– Мы за единство или неединство славянских территорий? За отделение от Сербии Косова, Санджака (южные территории), Воеводины?

– Мы за размещение военных баз НАТО на территории указанных стран?

– Мы за активизацию Ватикана и католической церкви в этом регионе?

– Определить отношение к Гаагскому трибуналу и вынесенным решениям.

 

Тактика включает различные формы работы.

 

1. Разработать и начать осуществлять единую стратегию экономического сотрудничества с балканскими странами, участия в приватизации и инвестициях, опередить западных партнёров в их готовящейся экспансии в экономику Югославии. Оказать этой стратегии государственную поддержку.

2. Попытаться заблокировать "военную динамику" НАТО на Балканах.

3. Противостоять складывающейся практике разрушения единства территории и государственного суверенитета силой.

4. Противостоять дальнейшему расчленению Сербии, Черногории, Македонии, БиГ. Легче работать с единым государством, чем с мини-территориями.

5. Не изменять позицию России по Косову. 

6. Усилить сотрудничество русской, сербской и македонской православных церквей.

7. Разработать и осуществлять парламентскую программу сотрудничества со странами региона.

8. Создать русское радио и ТВ на сербском языке на Сербию, Черногорию, Македонию, БиГ.

9. На ТВ подготовить долгосрочную программу создания специальных передач – об исторических связях России, Югославии, Черногории, Македонии, о культуре, традициях сербского, черногорского, македонского, болгарского народов, провести на ТВ "круглые столы" ученых по проблемам Балкан, увеличить количество югославских фильмов на ТВ, рассказать правду о кризисе 1991-2000 гг. на Балканах.репортажи из Сербии сделать регулярными.

10. Использовать механизмы народной дипломатии – сотрудничество школ, факультетов, проведение олимпиад,

 

Елена Гуськова, доктор исторических наук (Институт славяноведения РАН)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"