На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Славянское братство  
Версия для печати

Высший подвиг в терпеньи, любви и мольбе…

Великие рязанцы

Основоположник славянофильства Алексей Степанович Хомяков родился 1(13) мая 1804 года в Москве, в старинной дворянской семье, владевшей также имением в селе Ивановское Данковского уезда Рязанской губернии.

Будущий философ, публицист и поэт получил прекрасное домашнее образование, в 1821 году выдержал при Московском университете экзамен на звание кандидата математических наук. Тогда же Алексей Хомяков впервые выступил в печати, разместив перевод сочинения Тацита "О нравах и положении Германии" на страницах "Трудов Общества любителей российской словесности". Кстати, в конце своей жизни, в 1858—1860 годах, Алексей Степанович являлся председателем этого авторитетного литературного содружества.
Произведения А.С. Хомякова публиковались в журналах "Московский вестник", "Московский наблюдатель", "Московские сборники", "Москвитянин", "Европеец", "Телескоп", "Русская беседа", выходили и отдельными изданиями.
Это "Несколько слов православного христианина о западных верованиях", где автор подчёркивал, что только в Православии живёт "истинный христианский дух". Это статья "О возможностях русской художественной школы", где Хомяков говорил "об отрыве литературы от народной почвы" и "преклонении перед жизнью и культурой Западной Европы». Это распространявшаяся в списках статья "О старом и новом", в которой излагались славянофильские идеи. Это, наконец, объёмный труд "Записки о всемирной истории", являющийся обзором "всей мировой истории с точки зрения славянофильского учения».

Основатель славянофильства принимал активное участие в Русско-турецкой войне, был в своё время близок московскому кружку "любомудров", являлся сторонником отмены крепостного права путём реформирования не только в экономической, но и политической областях общественной жизни, то есть созыве Земского собора, отмены смертной казни, утверждения гласности.

Выпускались в свет и литературные сочинения А.С. Хомякова: исторические драмы "Ермак" и "Дмитрий Самозванец", поэтический сборник "24 стихотворения". В ряде своих произведений Алексей Степанович выступал за единение славянских народов под русской самодержавной короной. В программном стихотворении "России" (1854) Хомяков призывал:

 

Вставай, страна моя родная,

За братьев! Бог тебя зовёт

Чрез волны гневного Дуная,

Туда, где, землю огибая,

Шумят струи Эгейских вод.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

О, недостойная избранья,

Ты избрана! Скорей омой

Себя водою покаянья,

Да гром двойного наказанья

Не грянет над твоей главой!

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

И встань потом, верна призванью,

И бросься в пыл кровавых сеч!

Борись за братьев крепкой бранью,

Держи стяг Божий крепкой дланью,

Рази мечом — то Божий меч!


Впечатления от пребывания на Рязанщине нашли отражение в творчестве Алексея Степановича.

Им была начата драма "Прокофий Ляпунов". От неё до нас дошла только "Сцена в Рязани", где говорится о сборах Первого народного ополчения. Оно именовалось рязанским и готовилось в Смутное лихолетье выступить против иноземных захватчиков.

Земной путь Алексей Хомяков завершил в своём имении Ивановское. Бывая здесь, он старался внедрять в жизнь собственные хозяйственные проекты, занимался и лечением крестьян. Последнее, увы, стало причиной заражения холерой Алексеем Степановичем и привело к его безвременной кончине.  
Похоронен А.С. Хомяков был в Москве, на кладбище Данилова монастыря (перезахоронен на Новодевичьем кладбище). На надгробии выдающегося деятеля отечественной культуры высечена надпись: "Блаженны алчущие и жаждущие правды».

И всё же, думается, что эпиграфом к жизни и творчеству поэта-славянофила можно поставить стихотворные строки, написанные им незадолго до его ухода:

Подвиг есть и в сраженьи,

Подвиг есть и в борьбе;

Высший подвиг в терпеньи,

      Любви и мольбе.

Владимир Хомяков (город Сасово)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"