На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Славянское братство  
Версия для печати

Большие идеи вырабатываются на фронтире

Репортаж

В Воронеже состоялся Круглый стол экспертов общественно-интеллектуального объединения «Юг России». В его работе приняли участие представители интеллектуальной, политической и академической общественности Воронежа, Донецка, Луганска, Одессы и Ростова-на-Дону.

 

Большой Юг един

 

Инициатором создания объединения «Юг России» является общественно-политический деятель, создатель общественного движения «Донецкая республика» и бывший спикер Народного совета Донецкой народной республики Андрей Пургин. Впервые о новой политической инициативе героя Русской весны рассказал политолог Станислав Смагин в статье «Объединенные ватники Юга России», опубликованной январе 2016 года в газете «Известия». Как указывает автор статьи, инициатива является своеобразным ответом на ту ситуацию, которая сложилась на сегодня в ДНР и ЛНР. Своеобразно мотивированное попечение РФ приводит к созданию в республиках сугубо технократического, сосредоточенного на узком спектре материально-хозяйственных проблем и подчеркнуто безыдейного государственного строя.

В результате управленческий аппарат все больше и больше наполняется бывшими украинскими чиновниками и функционерами Партии регионов, многие из которых прибывают на донбасскую землю с территорий по ту сторону фронта.

У простых жителей Донбасса представления о будущем в идейном и житейском разрезе отличаются небывалой пестротой. Нет единообразия во мнениях, присоединяться к России или обустраиваться в союзе с ней, но самим, объединять республики или оставлять порознь, так уж ли жизненно необходим выход к административным границам Донецкой и Луганской областей либо можно неопределенное время потерпеть. В результате, когда наличествует великое множество идейных векторов, на выходе нет ни одного. Но вот его как раз и предлагает поискать Пургин.

Предложив создать неформальное общественно-интеллектуальное движение Юга России, причем Юг России понимается максимально широко, от Измаила до Воронежа. В процесс планируется вовлечь и южно-украинские земли за пределами Донбасса пока в формате «правительства в изгнании». Скажем, в Крыму сейчас находятся несколько видных интеллектуалов из Одессы, мнение которых в их родном городе, несмотря на все препоны СБУ и украинской пропагандистской машины, по-прежнему авторитетно. Идеи и Смыслы, «выкованные» в Севастополе, Донецке, Ростове и Краснодаре, будут затем транслироваться в Херсон, Одессу, Николаев, рождая питательную почву для будущей реинтеграции в Русский Мир.

Пургин считает подобный региональный базис оптимальным для практической реализации идеи Русского Мира, тем паче регион, назовем его Большим Югом, охватывает огромные пространства и входит в число ключевых для русской цивилизации. По мнению Андрея Евгеньевича, сильная региональная идентичность не ослабляет, а укрепляет нацию и государство, если не выходит за пределы общего культурно– цивилизационного поля.

Движение мыслилось с самого начала максимально пестрым не только в плане широкого перечня городов и областей, но и с точки зрения идеологии. Выработка общих позиций и ориентиров будет осуществляться в жарких спорах сразу по двум линиям: территория ведет диалог с территорией и политическая платформа с политической платформой.

Правые и консервативные силы призваны сформулировать, почему Большой Юг един, с исторической и духовно-метафизической точки зрения, а левые, более материалистичные и экономоцентричные, обоснуют его социально-экономическое и логистическо-инфраструктурное единство.

 

Станислав Смагин, автор статьи в «Известиях», вспоминал на круглом столе в Воронеже, что с самого начала инициаторы старались четко продекларировать, что движение не будет носить политический характер и выдвигать претензии на часть политической власти, но если оно станет заметным и громким, властные элиты и чиновники сами начнут прислушиваться к его повестке, подверстывая под нее свои действия.

Точка сборки большого русского народа

Смагин также заявил, что «Юг России» как государственнический проект может и должен потеснить либеральные трактовки гуманитарного дискурса.

Сам Андрей Пургин в одном из интервью так обозначил цель объединения «Юг России»: «Вытащить умных, способных принести пользу Русскому Миру людей из их провинциального мирка, точнее мирков. Сейчас, если попросить ученых Ростова-на-Дону, Луганска и Донецка написать по учебнику истории, учебники получатся ну о-очень разными. Надо ломать перегородки, объединяться, создавать точку сборки русского будущего. Здоровая нация и государство начинаются со здоровой региональной интеграции». В Воронеже Андрей Пургин уточнил задачу объединения: «Мы хотим на базе маленьких родин получить как идеологические, так и экономические концепты. И важно, что это происходит в том месте, где болит и чешется. На фронтире, где происходит противостояние, в котором вырабатываются большие идеи, которые потом руководят большими пространствами».

Нынешний круглый стол в Воронеже – уже второй по счету. Аналогичное мероприятие проходило в столице Черноземья 29 апреля 2016 года на базе воронежского филиала Российского экономического университета имени Георгия Плеханова. В апреле состоялся круглый стол «Проблемные государственности на постсоветском пространстве. Их интеграция в состав России». Круглые столы также уже проводились в Донецке и Ростове-на-Дону. И вот состоялась новая встреча в Воронеже в конференц-зале гостиницы «Азимут» – «Брно». Модератором круглого стола выступил доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра по изучению консерватизма при Воронежском госуниверситете Аркадий Минаков.

Во вступительном слове он затронул очень болезненные для русского общества вопросы: «Во имя чего погибают русские люди на Донбассе?.. Ради сохранения неделимой, пусть и федеративной Украины? Ради интересов олигархата? Есть ли у современного политического класса ответы? Есть ли внятно сформулированная идеология, которая дает ответ на эти вопросы?» Отмечая процесс русификации правящей элиты, он отметил ее нерешительность и невнятность в вопросах объединения Русского Мира. На этом фоне собравшиеся на круглом столе могут себе позволить «роскошь быть ястребами».

– Мы, вслед за крымской речью Путина, – заявил Аркадий Юрьевич, –  будем говорить о разделенном положении русского народа и настаивать на его воссоединении и поддерживать все меры, которые к этому ведут.

Мы будем делать все, чтобы формировать и усиливать русскую идентичность. Прежде всего, здесь, в Центре России. Это главное условие того, что процесс воссоединения русских будет носить необратимый характер.

Как формируется идентичность? Есть несколько центральных элементов идентичности: язык, общее видение истории, культурная традиция и религия.

Мы должны отстоять русский язык, созданный русским народом и «ограненный» нашими величайшими национальными гениями. Его пытаются убить по-разному: «мовой», ЕГЭ, матом, англицизмами, уголовной лексикой и т.д. Навязывание нового языка – средство раскола Большого русского народа, как это мы видим на Украине.

Мы должны создать национальную версию русской истории, пантеон русских исторических деятелей и событий, вызывающих гордость и патриотизм, пробуждающих стремление к новому историческому творчеству. Историческое сознание – это то, что формирует нацию. Нам необходимы талантливые школьные и университетские учебники, яркое и всепронизывающее историческое просвещение, очищенные от русофобии и национального пораженчества.

Мы должны отстоять и творчески развить традиционную русскую культуру. Гениальные творения Пушкина и Гоголя, Толстого и Достоевского были и останутся одним из основных факторов формирования русской идентичности, в этом же ряду стоят русская живопись, русская музыка, русская архитектура, русская наука и техника, русское воинское искусство – все это не музейное наследие, все это подлежит актуализации и развитию. Это то, что формирует наши базовые представления о смысле жизни, добре и зле, отношение к труду, богатству, природе, смерти и т.д.

Ценностное ядро культуры, даже секулярной, – религия, вера. Православие, заимствованное нами от Византии, в течение веков оформило нашу душу, наш культурный код, нашу цивилизационную самобытность. Наша миссия – вновь отрыть обществу Бога, повернуть русский народ к Вере и Церкви. Осуществить то, что делали наши предшественники – славянофилы, Данилевский, Леонтьев, Достоевский, Тихомиров, деятели русского религиозно-философского возрождения, в первую очередь Ильин.

Это задачи, которые никогда не могут быть исчерпаны и до конца осуществлены. Но их надо непрерывно решать. Они могут решаться на «молекулярном» уровне, через наше сетевое сообщество, университет, школу, масс-медиа. Дальше – через все открывающиеся возможности. Лишь став хозяевами дискурса, мы можем создать творческую консервативную силу, которая сможет эффективно противостоять беспочвенным либералам, глобалистам и национал-сепаратистам. Только в этом случае традиции Святой Руси – Третьего Рима – Великой России будут продолжены в осознающей. Минаков считает, что объединение «Юг России» должно выдвинуть концепт большого русского народа. По факту русские сегодня разделенный народ, и ученый верит, что процесс объединения должен закончиться денонсацией беловежского сговора, новым воссоединением русских в большой народ. « Большой русский народ и союзные ему народы воссоединятся. И верю, что мы еще окажемся свидетелями подписания Акта о воссоединении в Беловежской Пуще, в Вискулях!» – такими словами закончил свою речь модератор круглого стола.

Основная война XXI века

На встрече прозвучали и сугубо академические доклады. Так, доктор политических наук Дмитрий Нечаев представил научный доклад, посвященный проблематике ирредентизма. Сама дефиниция восходит к итальянскому словосочетанию «Terra Irredenta» (невозвращенная земля), возникшая во второй половине ХIХ века в отношении территорий с италоговорящим населением, входивших в состав Австро-Венгрии, Швейцарии. Научный подход к проблеме ирредентизма базировался на работах Д. Хоровица, А. Гераклайдса, Д. Ландау, Д. Конверси, Н. Чейзен и др. Базовым концептом стала триада Роджерса Брубейкера. Он считает, что ирредентизм представляется конфликтом с участием трех сторон (посмотрите на примере Украины): 1) государства, в котором сильны тенденции к национализму (правящий киевский режим); 2) этнического меньшинства, исповедующего принцип национального самоопределения (ДНР и ЛНР); 3) внешнего государства (РФ), меньшинство которого (в Луганске и Донецке) считает своей Родиной, а себя полагает этнически сопричастным ему.

Наряду с научными докладами звучали и выступления, в которых, что называется, иногда прорывался крик души. Представители Донецка и Луганска очень конкретно ставили вопрос о своем будущем и настаивали на том, что «Донбасс – сердце России» (этот слоган, оказывается, родился еще при советской власти и имеет под собой веские геополитические основания») и болезни этого самого главного органа неминуемо отражаются на самочувствии всего организма русской государственности.

Президент общества русско-сербско-черногорской дружбы «Славянский мост» Любомир Радинович, кстати, вспомнил слова попавшего под Гаагский трибунал президента Милошевича. В 2000 году Слободан Милошевич предупредил русских, белорусов и украинцев, чтобы помнили пример Югославии и не разделялись внутри себя. Иначе «Запад, бешеная собака, вцепится вам в горло». Несчастье жителей Донбасса Любомир Миланович сравнил с тем, что испытали его соотечественники, проживающие некогда в Сербской Краине. А профессор Донецкого университета управления, член-корреспондент Крымской Академии наук Дмитрий Муза в рамках доклада «Проект Юга России в контексте геополитик» сослался на книгу политолога Фридмана, в которой заявлено, что основная война XXI века началась, и она началась на Украине.

Отдельной болезненной темой на круглом столе прозвучала тема диалога с украинцами. Но освещение ее требует отдельного разговора.

Святослав Иванов (Воронеж)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"